Таким образом, сравнивая
анархо-индивидуализм начала века с развитым рабочим синдикализмом тридцатых
годов, мы видим изменения и в составе движения, и в его идеалах, уклон в сти- хийный комму- низм и
взаимопомощь, плюс приятие технического про- гресса в полн- ой мере. Анархизм был и
остаётся од-ним из наиболее динамично ме- няющихся вместе с условиями
жиз-
ни движением.
ВСТУПЛЕНИЕ
Прежде всего, начиная написание моего
реферата, я должен ответить на вопрос: почему я выбрал эту тему?
Во-первых, я хочу выделить несколько ключевых
событий в истории европейского анархизма, относящихся к первой половине
двадцатого века, и провести параллель с эволюцией теории безвластия. На основе
анализа этих ключевых событий можно выявить основные тенденции и
закономерности, определившие развитие анархизма во второй половине века.
Во-вторых, я хочу ответить лично для себя на
вопрос - создали все эти проявления движения анархистов реальные предпосылки
для реализации некоторых идей анархизма в наше время? Ведь начало века было так
богато разнообразными бунтами, террористическими актами и попытками создания
обществ без власти под чёрными флагами. Подробное рассмотрение истории
европейского анархизма в выбранный период на примере самых значительных событий
даёт мне ключ к объективной оценке современной обстановки в контексте
рассмотрения перспектив анархизма. Анализ теоретической базы сильно влияет на
формирование моих собственных взглядов и на выработку собственных концепций,
своего плана действий.
Я считаю идеи безвластия, федерализма и
децентрализации особенно актуальными в современной России, где существует
"по некоторым оценкам, около 30-40 миллионов человек, не
включённых в социальные структуры и никому не подчиняющихся, т.е. живущих в
состоянии анархии" [1, с. 4]. Цифры говорят сами за себя.
История анархизма, например, в России во
время революции, поучительна как ничто другое, для человека, желающего осознать
сильные и слабые стороны анархического движения. А испанский либертальный
коммунизм! Какой пример единения пролетариата для борьбы с реакцией! Каждый
интересующийся историей революционной борьбы, должен глубоко изучить историю
испанской революцию.
Одним словом, я берусь за написание реферата
по данной теме не только с личной целью систематизации, но и с целью возможного
использования его в целях просвещения молодёжи, а так же в некоторой степени для
своеобразной агитации. Следует признать, что работа является не просто
беспристрастным изложением фактов, но, напротив, не лишена доли моей личной
оценки происходивших событий. Однако я постарался изложить всё максимально
объективно, используя разнообразную литературу с разными точками зрения, причём
не вся она упомянута в списке. Использовано также много материала из Интернета,
но я не упоминаю некоторые из них, так как не использовал их непосредственно
при написании реферата.
Глава
I
Усиление тенденций к
безвластию. Исторические предпосылки.
В преддверии I Мировой Войны официальный
Интернационал уже не мог единить революционеров, что доказали результаты
голосований в парламентских организациях стран, вступающих в войну, когда
большинство депутатов- социалистов проголосовали за военные кредиты
"своим" правительствам. Следует особо отметить, что разлад внутри II-го Интернационала не произошёл
в одночасье в начале войны, но явился кульминацией длительного процесса,
начавшегося до начала XX-го века.
В то время, как Интернационал терял своё
влияние, усиливалась борьба за полное освобождение личности,
которую олицетворяли собой анархисты. Ярким деятелем этой борьбы стал в XIX-ом веке Михаил Александрович
Бакунин. Характерно то, как складывались его отношения с Интернационалом. Он
был исключён из его рядов за идейное отступничество, и его сторонники тоже были
отстранены от участия в едином движении. Однако Бакунину и компании удалось
развернуть активную пропагандистскую и революционную деятельность по всей
Европе, оказывавшую сильное влияние на рост популярности анархизма в Европе; Социалистический
Альянс Бакунина некоторое время успешно конкурировал с Интернационалом,
особенно в Испании. Бакунин - представитель так называемого бунтарского
направления в анархизме.
Потеряв веру в непогрешимость
Интернационала и его радикализм, некоторая часть рабочих перешла к
анархо-синдикализму. Они действовали против капиталистов- эксплоататоров
методами так называемого "прямого действия" - стачек и саботажа.
Особенно сильны они были во Франции, набрали к концу XIX-го века силу и в Англии. Как мы
видим, больше становилось сторонников как индивидуалистического анархизма, так
и коллективного. Больше стало однако и отрицательных безрезультатных проявлений
- террористических актов и убийств. Например, вспышка терроризма в 1890-1895
годах, особенно сильная во Франции и близкой к ней Испании. Однако такие
личности, как Равашоль, Эрьен, Казерио лишь вызвали неприятие общественностью
своих методов, повлекшее за собой обострение критики анархистов. Этот период
ярко показал неточность и неэффективность террористических ударов по
государственному аппарату.
В 1985-ом году профсоюзы и биржи
труда во Франции объединились во Всеобщую Конфедерацию Труда (ВКТ),
которая быстро переросла масштабы отдельной страны и объединила большое
количество пролетарских профсоюзов в борьбе за свои права.
XX-ый век анархизм встретил в фазе
"количественного" подъёма. В области обновления его теоретической
базы, напротив, имел место некоторый идейный застой. Однако, нельзя сказать,
что соперничавшие с анархизмом течения потеряли своё влияние в сильной мере.
Марксизм по-прежнему правил умами большинства рабочих. Очевидно стало то, что изменить
положение в рядах пролетариата - основного революционного класса - вряд ли
удастся без долгой и планомерной агитации. Поэтому в начале XX-го века анархизм стал
идеологией по преимуществу мелкой буржуазии - ремесленников, крестьян и
прочих мелких производителей. Также к анархистам примкнула часть радикально
настроенной интеллигенции. Дело в том, что в то время анархизм в наиболее
полной мере отражал интересы этих классов. Мелкий производитель и
крестьянин-собственник в наименьшей мере зависели от организации общества
"сверху". Налоговые сборы были им ни в коей мере не выгодны - они
связывали их возможности, отнимали прибыль, не предоставляя ничего взамен -
ведь часто крестьяне довольствовались обменными сделками, предпочитая получать
нужный товар без посредников, в том числе государства. Благоустройство
инфраструктуры они чаще проводили сами, чем получали со стороны государства.
Как итог, главной теоретической основой анархизма в начале XX-го века стало учение
Кропоткина, ориентированное на крестьянскую среду. Правда, это учение не
ставило себе цели обрисовать конкретные пути воплотить идеалы в революционную
действительность.
Неумение вести борьбу постепенно, идти
путём частичных успехов было главной проблемой и основной причиной неудач в
анархистской практике. Так, ещё Бакунин считал, что "всякое политическое
движение, не имеющее своей целью непосредственное, прямое, бесповоротное и
полное экономическое освобождение рабочих, <…>, принцип социальной
ликвидации,- всякое подобное политическое движение есть движение
буржуазное, и, как таковое, должно быть исключено из интернациональных
движений"[2, с. 21]. Посудите сами, можно ли
было вести успешную борьбу со столь бескомпромиссных позиций?
Марксисты же, в противоположность,
следовали Энгельсу и Марксу, которые ещё в середине XIX-го заявили, что
"коммунисты в капиталистическом обществе поддерживают всякое революционное
движение, направленное против существующего общественного и политического
строя"[3]. Таким образом, мы видим,
какими заметными были расхождения между марксистами и анархистами даже в
методах ведения борьбы.
Теоретическая база анархизма
к началу XX-го века.
Теоретическую базу анархизма
я буду рассматривать с того времени, когда Европа, вступив в эпоху великих
революций, способствовавших утверждению человеческой индивидуальности,
освобождению её из под психологического гнёта государства, крушению основ
традиционного монархизма, породила собственно анархизм как философское учение.
"Анархизм окончательно сформировался и самоидентифицировался в 1830-1840
г.г. - в борьбе с либерализмом и государственным социализмом" [4], -
считается теперь. Анархизм противостоял обоим этим движениям, и точным
определением его смешанной сути можно считать слова Михаила Бакунина:
"Свобода без социализма есть привелегия и несправедливость. Социализм без
свободы есть рабство и скотство".
Уже Уильям Годвин и Макс Штирнер в начале XIX-го века обозначили два главных
направления анархизма, которые потом стали анархо-индивидуализмом и анрхо-коммунизмом.
Штирнер первым признал необходимость революционного преобразования общества и
считал выгодным создание сбободных "союзов эгоистов" для того, чтобы
они вместе прорубили себе дорогу к индивидуальному счастью…
Одним словом, суть идеологии анархизма уже
понятна - это синтез идеи свободы и социальной справедливости, синтез идей
либерализма и коммунизма, и в то же время противоположность обоих. Анархизм, по
моему личному убеждению, венчает поиски "золотой середины" в области
экономико-политических учений.
Огромный вклад внёс в выработку теории
анархизма Пьер-Жозеф Прудон (1809 - 1865). Он был активным участником революции
1848-го года во Франции, пропагандировал идеи анархизма в массах,
проводил, в отличии от Годвина и Штирнера, конструктивную критику
государственного строя, он избегал абстрактных схем и прожектёрства. Его
философия, дополненная Бакуниным, была к концу XIX-го века основной теоретической
базой для революционеров-анархистов. Его недаром называют "отцом
европейского анархизма". Особенно высокую оценку давал философии Прудона и
его личным качествам А. И. Герцен.
Так в чём же, собственно, суть
прудонистических концепций? Государственной власти, иерархии, централизации,
бюрократии и праву Прудон противопоставляет принципы федерализма,
децентрализации, взаимопомощи(мютюэлизма), свободного договора и
самоуправления.
Прудон утверждал, что политическая свобода
невозможна без экономического обеспечения и децентрализации управления.
"То, что называют в политике властью, - писал он, - аналогично и
равноценно тому, что в политической экономике называется собственностью,
эти две идеи равны друг другу и тождественно, нападать на одну - значит
нападать на другую, одна непонятно без другой…" [4] Исходя из этого, Прудон
сопоставлял экономическое обеспечение с политической федерацией. Прудон
основывался на принципе равновесия, отстаивая как принципы равновесия, так и
права личности, так и интересы собственности.
Лично для меня
учение Прудона оказалось настоящей кладезью мудрости, дополненной конкретными и
чёткими экономическими обоснованиями и инициативами, не потерявшими
актуальности и по сей день. Особенно уважаю учение Прудона за предложенную им
идею так называемого "банка обмена", который позволил бы людям, получающим
трудовой доход, брать бесплатный кредит.
Михаил
Александрович Бакунин (1814 - 1876), несомненно, является ключевой фигурой в
истории анархической мысли и анархического движения XIX-го. "Именно
Бакунин, будучи одарённым философом, заложил основы анархизма как цельного
мировоззрения (а не только как программы действий или социологического
учения). Бакунин и инициировал появление мощного революционного движения под
анархическими лозунгами почти по всей Европе. Наконец Бакунин, как никто до и
после него, сумел выразить основной мотив анархизма - идею бунта,
бескомпромиссной борьбы за полное освобождение личности и общества" [4]. Бакунин был истинным
интернационалистом в своей деятельности, что должно быть в каждом анархисте.
В своих теоретических трудах Бакунин
подчёркивал роль государства как разрывающего солидарность людей
элемента. "Оно [государство] разрывает всеобщую солидарность людей на земле и объединяет
только часть их с целью уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных",
- писал русский анархист. Государство, по Бакунину, является не чем иным, как
"официальной и правильно установленной опекой меньшинства компетентных
людей ... чтобы надзирать за поведением и управлять поведением этого большого
неисправимого и ужасного ребенка – народа". Поскольку всякая власть
стремится себя увековечить, "ребенок" никогда не достигнет
совершеннолетия, пока над ним господствует упомянутая опека. "Итак, там,
где начинается государство, кончается индивидуальная свобода, и наоборот. Мне
возразят, что государство, представитель общественного блага, или всеобщего
интереса, отнимает у каждого часть его свободы только с тем, чтобы обеспечить
ему всё остальное. Но остальное – это, если хотите, безопасность, но никак не
свобода. Свобода неделима: нельзя отсечь ее часть, не убив целиком. Малая
часть, которую вы отсекаете, – это сама сущность моей свободы, это всё...
Такова уж логика всякой власти, что она в одно и то же время неотразимым
образом портит того, кто ее держит в руках, и губит того, кто ей подчинен"
[5, с. 24] . Бакунин безжалостно
критиковал государственный социализм(прежде всего марксизм), доказывал, что на
смену привилегированным классам капитализма придёт "красная
бюрократия", так как власть и эксплоатация неразрывно связаны друг с
другом и невозможно уничтожить второе, не уничтожив первого. К сожалению,
Михаил Александрович оказался прав… В оценке марксистов Бакунин близко сходился
с Прудоном. Он радикализовал мелкобуржуазный анархизм французского философа.
В общем, можно закончить рассказ о теории
анархизма к началу XX-го века на Бакунине, как
последнем действительно крупном теоретике анархизма в XIX-ом веке.
Глава
II
Участие анархистов в I-ой Русской Революции.
Другие действия до 1917
года.
А большевики на юге сосредоточились на
пропаганде в армии и поэтому не составляли анархистам жёсткой конкуренции в
крестьянской среде. Но ведь и солдат по сути своей - тоже рабочий или
крестьянин, только в шинели. Поэтому идея анархии проникала в армию. Например,
восстание на броненосце "Потёмкин", говорят, поднял матрос-анархист
Матюшенко.
В то же время в городах на юге анархисты
вели пропаганду среди рабочих мелких и средних предприятий, которые мечтали
взять власть на предприятиях в свои руки. Тем более, что и сами рабочие были
выходцами из деревни, и посему их душевный склад был похож на крестьянский -
они надеялись самостоятельно взаимодействовать с деревней на принципах обмена.
Эти рабочие не дистанцировали себя от крестьянства, как потомственный
пролетариат крупных городов.
И агитация приносила свои плоды, что бы
не говорили книжки Политиздата через десять-двадцать лет. Именно эта пропаганда
сделала возможным существование потом "республики Махно", где
городские рабочие-синдикалисты в союзе с крестьянством сумели долгое время
удерживать Гуляй-Поле от посягательств как красных, так и белых, и националистических
банд Петлюры. Подводя итоги, можно сказать, что агитация создала благоприятную
почву на юге, на Украине и в Польше, где анархисты сливались с борцами за
национальную свободу. В центральных районах конкурировать с эсерами и
марксистами анархисты не могли.
Одним из проявлений анархизма можно
назвать так называемую махаевщину. Её лидером был А. Махайский(Вольский).
Сначала он был социал-демократом реформистского толка, а затем, будучи в ссылке
в Сибири, создал собственную теорию развития революционного движения в России,
изложив её в книге "Умственный рабочий". В ней излагалось мнение, что
стоящая за спиной буржуазии интеллигенция выдумала идею социализма якобы
для превращения рабочих в орудие для достижения своих целей. Махаевцы
преставляли борьбу революционных партий в России как направленную на захват
власти, так же как и борьбу евреев за свои права. К Махаеву примкнула часть
ссыльных анархистов. Им удалось создать в Одессе группу
"Непримиримые", а в Белостоке - группу "Борьба".
А вот как характеризовал махаевскую
программу один из лидеров русских анархистов Новомирский: "Она сводилась к
трём пунктам: 1) рабочему классу не нужно идеалов, 2) нужна экономическая,
революционно-террористическая борьба с капиталом и 3) интеллигенция - класс эксплоататорский,
враждебный пролетариату". Он же сказал, что "махаевцы своим отрицанием
политической борьбы поставили себя вне истории" [5, с. 31] . В итоге
махаевщина не получила широкого распространения среди рабочего класса.
Во время
революции в России 1905-ого года анархисты действовали достаточно
активно. Но почему же их действия не принесли успеха? Во-первых, анархисты не
ставили конкретной задачи поддержать буржуазно -демократическую революцию. Они
отрицали в большинстве своём необходимость этого этапа для перехода к
анархо-коммунизму. Позорно, но факт - "в Москве в декабре 1905-ого
года не было ни одной анархистской боевой дружины в то время, когда большевики
и беспартийные рабочие сражались с оружием в руках на баррикадах" [5, с.
30] .
Во-вторых(это вытекает из первого),
избранными некоторыми анархистами методами были индивидуальный террор и экспроприация.
А эти методы отталкивали революционно активные элементы, особенно рабочих, от
анархистов и показывали их слабость. Лишь кое-где на юге анархо-синдикалисты
участвовали в стачках и их организации. А вот, например, что пропагандировало
течение "безначальцев" в 1905 - 1907 годах в своём печатном органе
"Безначалие": "Беспощадная народная расправа. Признание краж и
всяких открытых нападений на лавки и дома, совершаемых угнетаемыми
классами". Им вторила и газета "Бунтарь" так называемых
"чернознаменцев" [5, с. 32-33] . Часто агитация анархизма взывала к откровенно уголовным
элементам - деклассированным выходцам из разорившейся мелкой буржуазии и
люмпен-пролетариату. В одной из советских книжек я нашёл даже такую выдержку из
речи одного из лидеров одесской группы анархо-коммунистов Гершковича: "Режь,
грабь, бей, не надо никаких союзов, никаких организаций: грабь, режь,
бей…"
И в-третьих, анархистам не удалось, в
целом, организовать в ответственный момент в зоне своего влияния поддержку
крестьянством городских синдикалистов. Сказалась неподготовленность к бунту.
Одним словом, непоследовательность действий анархистов во время Первой Русской
Революции лишила их шанса на глобальную конкуренцию с большевиками в будущем.
На мой взгляд, нужно было не заниматься терроризмом и экспроприацией, рассеивая
силы, а создать боевые организации в Москве и Питере, поддержать марксистов,
эсеров и буржуазно-демократическую революцию, затем сосредоточиться на
пропаганде, вести её на юге России, попытаться вытеснить большевиков и
эсеров, и работать в каждой отдельной губернии одновременно и по крестьянам и
по рабочим в городе. И тогда, быть может, махновская республика, уже в годы II-ой Русской Революции, не была
бы окружена кольцом враждебных армий… Нужно было также решительно отмежеваться
от уголовных элементов и попробовать найти союзников среди оппозиционных
марксистам партий, например, среди левых эсеров. Ведь Виктор Чернов, как
известно, по многим позициям разделял рзделял идеи анархистов.
"Вольная
республика" Михненко.
Роль анархистов в Великой
Октябрьской Социалистической Революции и гражданской войне.
Как известно, социалистическая революция
стала возможной во многом по причине империалистической войны. Партия
большевиков, несмотря на то, что все политические партии России заняли
оборонческую или умеренно пацифистическую позицию и поддерживали правительство,
не предала интересы рабочего класса. Даже когда все европейские социалисты
проголосовали за военные кредиты своим правительствам, партия Ленина показала последовательно
революционное отношение к хищнической империалистической войне. Большевики
выдвинули лозунг "поражнение своего правительства" и благодаря этому
в конце концов оказались на гребне революционной волны. Но что же анархисты,
призывавшие к немедленному введению коммунизма и классовой войне?
По-моему, это наибольший позор
анархического движения в XX-ом веке - анархисты решили поддержать, в большинстве
своём, своё государство, которое до войны почему-то хотели разрушить. Эти
настроения и выразил Кропоткин, бывший идеологическим вождём анархизма. А ведь,
займи анархисты пораженческую позицию, это дало бы им возможность во время
революции встать вместе с большевиками! Вот что писал Ленин с возмущением:
"Виднейшие анархисты всего мира не менее, чем оппортунисты, опозорили себя
социал-шовинизмом(в духе Плеханова и Каутского) в этой войне" [6, с. 204-205] .
Итак, анархисты решили поддержать
"свою" буржуазию в войне. Но когда началась революция, анархисты не
поддержали восстание, поскольку под влиянием лидеров движения приняли решение
не участвовать в борьбе за власть, пусть даже и рабоче-крестьянскую. Шла
потихоньку агитационная работа, в августе и ноябре 1918-го года прошли конференции
анархо-синдикалистов, но сильное влияние анархистов в Москве было только среди
Московского Союза Пищевиков.Теперь костяки групп анархистов в крупных городах
составляла интеллигенция. В 1920-ом году был создан "Союз
анархо-синдикалистов-коммунистов города Москвы", однако через некоторое
время он распался. Эта организация занималась пропагандой и попыталась
объединить московских анархистов. Однако часть анархо-синдикалистов решила от
бакунинского отношения к государству и принять участие в строительстве нового
социалистического строя. Но им не удалось затормозить сосредоточение власти в
руках большевиков.
Некоторые "условно-анархисты"
бандитского толка перешли к своей излюбленной тактике - экспроприациям и
террору. Они захватили оружие и оперировали в Москве и Петрограде, грабили и
арестовывали буржуев. Однако некоторое время эти дружины были полезны
большевикам, как своеобразная "милиция". Когда надобность в них
отпала, большевики разоружили эти группы, подстроив какую-то провокацию и
использовав её для подавления анархического движения в Петрограде, Москве и их
окрестностях.
Другое проявление влияния
анархо-синдикализма на ход революции - образование внутри ВКП (б) так называемой
"рабочей группы". В неё входили Александра Коллонтай, Александр
Шляпников, Мясников, Медведев и др.. Они сожалели о появлении новых партийных
"верхов" и предлагали больше власти дать профсоюзам, рабочим
комитетам на местах производства. Появление "рабочей группы" совпало
с X-ым съездом ВКП (б)
и кронштадтским мятежом в начале осени 1921-го года. Рабочая
оппозиция требовала как свободы дискуссии, критики внутри партии, так и свободы
слова и печати вообще, особенно Мясников. По характеру оппозиция была
профсоюзной, синдикалистической, но не отрицала некоторой централизации власти.
Если бы кронштадтский мятеж и "рабочая оппозиция" не были бы жестоко
подавлены, то неизвестно, как могли бы они повлиять на ход революционных преобразований
в России…
А вот другое проявление
анархо-синдикализма: мятеж в Кронштадте в 1921-ом году. Его
поддерживали и одобряли петроградские и московские анархо-синдикалисты.
Мятежники выдвигали лозунг: "Власть советам, а не партиям". Большевикам
с огромным трудом и жертвами удалось подавить восстание. Характерно, что именно
эти кронштадтские матросы боролись в 1917-ом бок о бок с
большевиками. И в 1921-ом году они выдвигали истинно демократический
лозунг в духе раннего социализма, и в этом была их сила; недаром Ленин говорил,
что "кронштадтское восстание было опаснее Деникина, Юденича и Колчака,
вместе взятых". К сожалению, анархо-синдикалистам не удалось вовремя дать
решительный отпор белогвардейским элементам, проникшим в их ряды, и это стало
ещё одним поводом для последующих репрессий против анархистов в России.
Убеждения кронштадтских мятежников разделяла и "рабочая оппозиция". А
что же происходило в те годы на юге и Украине?
А на Украине пропаганда принесла
наконец свои плоды: в районе Гуляй-Поля, города, где городские рабочие были
тесно связаны с крестьянством, образовался союз для борьбы с интервентами. Его
лидером стал видный анархист Нестор Михненко(Махно). В Гуляй-Поле стали
стекаться анархисты, особенно из группы "Набат": Барон, Волин,
Аршинов, Глагзон и другие. Это произошло в 1918-ом году, когда на
Украину пришли австро-германские войска. Хотя ещё в сентябре 1917-ого
года Махно, вернувшись с каторги по амнистии, фактически установил в районе
Гуляй-Поля советскую власть, в настоящем смысле этого слова, с многопартийным
представительством. Набатовцы подвели под махновское движение теоретическую и
идеологическую базу, видоизменив учение Кропоткина и поставив во главу угла
тесное взаимодействие между рабочими и крестьяами. В Гуляй-Поле почти все
рабочие стояли к тому времени на анархо-синдикалистических позициях.
В конце концов образовалась
своеобразная "республика", где рабочие и крестьяне взаимно
удовлетворяли нужды друг друга в сельскохозяйственных продуктах и промышленных
продуктах. В начале Махно сотрудничал с Красной армией. Вместе они помогли
восставшему пролетариату Екатеринослава выбить белогвардейцев из города. Армия
Махно была очень интересно устроена: она мобилизовалась по мере надобности из
крестьян, а костяк её составляли выходцы из городских рабочих. Армия эта
действовала очень эффективно на благоприятной, родной местности и могла
достигать огромного(в сравнении с населением) размера по мере мобилизации. Этим
она чем-то напоминала революционную армию Кубы Фиделя Кастро. На
неблагоприятной местности она теряла и тактическое и моральное преимущество.
Махно и его командиры в корне пресекали акты мародёрства - это известно точно.
В Екатеринославе махновцы вошли в контакт с эсерами, но вскоре петлюровцы заставили
Красную армию и махновцев покинуть город. Махно засел в обороне Гуляй-Поля, но
вскоре опять взял Екатеринослав. На конференции анархистов в Курске весной 1919-го
года было вынесено решение, что "украинская революция будет иметь
значительные шансы быстро стать идейно социально-анархической". И в
то же время конфедерация заявила, что "анархист должен постоянно и упорно
агитировать за создание вместо нынешних советов - истинных Советов рабочих и
крестьянских организаций, беспартийных и безвластных". Это было время
подъёма анархизма на юге России, проникнутом светлыми идеями безвластия. Но уже
обострились противоречия с большевиками. "Рабоче-крестьяне" на верху
новоявленной советской государственной системы почувствовали запашок
неповиновения… В 1920-ом году товарищ Фрунзе, командующий Южным
фронтом, выманил-таки махновцев на юг, в Крым, для борьбы с бароном Врангелем,
в который раз угрожая крупномасштабным наступлением на Гуляй-Поле. Армия Махно
поучаствовала в атаке на Перекоп и освобождении Крыма, но затем Фрунзе отдал
приказ о расформировании отрядов анархистов. Они были окружены и частью
разоружены, частью уничтожены. "Батько Махно" с группой
единомышленников укрывался в Гуляй-Поле, но когда оборонить его от красных не
удалось, он бежал в Румынию, а оттуда - во Францию.
Мне кажется, что главной причиной
конечной неудачи республики Махно было то, что военные соединения анархистов
оттянулись от своей земли, оторвались от крестьянской почвы, дали Красной армии
увлечь себя в Крым. Там они уже не могли противостоять её предательскому удару,
поскольку, во-первых, там не было привычных махновцам природных условий,
во-вторых, в Крыму не было крестьянской среды и сочувствущего анархистам города
как опорного пункта. Ведь только в "своей" местности крестьянское
ополчение могло обеспечить себя необходимыми продуктами и другими припасами, а
также пополнить свои ряды. И в-третьих, крестьяне, воевавшие в армии Махно, не
имели психологической поддержки: их ноги топтали не знакомую плодородную
почву Украины, а крымские солончаки… Ведь и вообще, в начальный период борьбы и
становления анархические сообщества, состаящие из синдикатов и земельных групп,
характеризуются сильной привязанностью к земле или месту производства. Это
проявлялось неоднократно практически, особенно в ходе южноамериканской
революции, и обосновано теоретически.
Участие анархистов в Испанской
революции с 1931-го года.
В 1931 году рабочий класс Испании сверг
монархию и установил республику. В 1936-ом фашисты развязали
гражданскую войну. К этому времени население Испании находилось под сильным
влиянием двух фракций: реформистской социалистической партии и анархистов.
Поэтому для меня анархическое движение в Испании занимает совершенно отдельное
место. "Особенностью испанского пролетариата является также и то, что
анархисты имеют в среде испанских рабочих довольно сильные организации, тогда
как в России анархистское движение, как мы это видели, никогда не было массовым
движением, а было в большинстве случаев движением небольших групп, оторванных
от масс" [5,
c. 101] , - признаёт товарищ Ем.
Ярославский, видный большевик.
Также нужно отметить то, что в Испании
на стороне республики, в отличии от России, стояли не только мещанство,
пролетариат и крестьянство, но и часть либеральной буржуазии. Анархисты
в Испании объединились в Национальную Конфедерацию Труда. Их печатным
органом была газета "Солидаридад Обрера". Социальные преобразования
проходили очень успешно(может быть, в этом и была причина такой оголтелой
фашистской реакции?). Первые успехи в войне вдохновили анархистов. В статье от
28-ого октября 1936-ого года "Солидаридад
Обрера" писала об испанской революции: "Сейчас мы находимся в
кульминационном пункте Иберийской пролетарской революции". Вот ещё одна
радужная оценка(30/08/1936):
"Впервые в истории народ своими собственными силами одержал победу над
армией, вооружённой по последнему слову техники… Впервые в продолжение 15 дней
народ безвозвратно уничтожил: господство церкви, отменив практику
культа, господство предпринимателей над трудящимися, и, наконец, господство
городской бюрократической цивилизации над деревней, … , осуществив в рамках
профсоюзных организаций тесную связь рабочих и крестьян". Пусть даже и не
такие разительные, но успехи были, несмотря на элемент буржуазии в
революционном движении. Откуда же такая мощь испанского движения? Всё дело в том,
что в Испании 1) анархисты встали рядом с марксистами и реформистами в борьбе
против фашизма, 2) рабочие и крестьяне были равноправны как революционеры и 3)
в основу для будущего социализма был положен принцип не уничтожения
классов буржуазии и кулачества, но чисто анархистский принцип социальной
ликвидации, выдвинутый ещё Прудоном - принцип возвращения капитала труду, уравнения
классов, а не диктатуры одного над другим.
Однако были и вредные стороны
деятельности анархистов. Они слишком уж хотели перешагнуть через целый этап
социального развития - к коммунизму. Они слишком жёстко, зачастую, обращались с
сочувствующей республике буржуазией, уравнивая с другими классами, но они не
уничтожали её, как это делали большевики в России после укрепления советской
власти. Революционеры в Испании(и не только анархисты) слишком резко пытались
отменить культы, связанные с религией и уменьшить значение денег. Это
"подталкивание революции" и принесло ей вред, кого-то оттолкнув,
кого-то, правда, и привлекая. Но можно оправдать "отмену" религии
тем, что лучше бороться с религией, запрещая посещать церкви, чем убивать попов
и изолировать верующих крестьян от других, как это, опять же, зачастую делалось
в Советской России.
Долго и трудно шло объединение анархистов,
коммунистов и либералов в борьбе против фашизма. В мае 1936-го года НКТ
запретила своим организациям сотрудничать с другими партиями(кроме фракций ВКТ)
и буржуазией. Однако товарищи из испанской коммунистической партии дали на это
абсолютно правильный ответ: они отвергли ответ НКТ, как препятствующий единству
пролетариата, призвали к совместному отпору фашистам. И испанские анархисты
проявили конструктивность, которой так часто не хватало русским, решили
объединить силы рабочих для отпора реакции.
В начале осени 1936-го года в
"Солидаридад Обрера" была опубликована статья "Бесполезность
правительства", где, в частности, говорилось, что "создание
коалиционного правительства и внутренняя борьба в нём делает невозможной нашу
работу в целях освобождения Испании". И всё-таки, опять объединившись с
коммунистами перед лицом фашистской угрозы, анархисты вступили в правительство,
и не в социалистическое, а в коалиционное, в котором участвовала и
буржуазная республиканская партия. Это НКТ объяснила так: "Мы сделали это
не из политических соображений, а ввиду необходимости единства. Сейчас нужно
концентрировать внимание на двух основных вопросах: выиграть войну, укрепить
хозяйство и добиться того, чтобы испанский народ не испытывал нужды в предметах
потребления". Вот так вот появился Единый антифашистский фронт.
Поражает, насколько разнородным был
Единый фронт: Коммунистическая партия Испании, Всеобщий рабочий союз, НКТ,
синдикалистская организация Пестаньи, мелкобуржуазная республиканская партия
Асаньи, каталонская партия Эскерра, буржуазная партия "Республиканский
союз", партия баскских националистов, каталонская крестьянская организация
"Риббагайрес"… И залогом единства было сближение анархистов и
коммунистов.
"Если все было так хорошо, -
спросите вы, - то почему же тогда силы реакции в конце концов победили
революцию?.." Мне кажется, что мировой империализм просто испугала
тенденция к быстрому распространению социалистических идей. Анархисты в Испании
были очень близки к реализации своей программы либертального коммунизма. Но у
Испании не было такого ресурсного и людского потенциала, как у России. Все
реакционные силы мира, а особенно фашисты Германии, Португалии и Италии,
оказали всемерную помощь своим единомышленникам в Испании - и фашизм задавил
молодую республику…
Эволюция теории анархизма в
1/2 XX-го века.
К XX-ому веку теория анархизма
была ориентирована скорее на крестьянство и мелкую буржуазию. А новые условия
производства, выдвинувшие пролетариат в первые ряды революционной борьбы,
требовали больше внимания уделить идеям, ориентированным на промышленных
рабочих. Поэтому в начале века началась выработка новых идей, отражающих
характер изменений в анархическом движении. Похожую ломку переживало
анархическое движение и недавно в связи с потерей промышленными рабочими
доминации в революционном прогрессе.
Сложно показать это на примере теории,
т. к. в начале века в основном шли практические изменения - уже другой была
основная цель агитации, другим был и состав анархического движения. Очень ярко
это отразилось в ходе испанской революции. Эта страна была несколько отсталой,
и там в анархическом движении смешивались крестьяне и рабочие. Но это был уже
не рабочий класс мелких предприятий, как в России на юге во время революции.
Это были обособленные от сельского населения рабочие, колеблющиеся между
коммунистами и анархистами. Итак, какой же была эта самая концепция
либертарного коммунизма, идеология испанских анархистов?
Во-первых, конечной целью революции
испанские анархисты считали, в числе прочего, отмену частной собственности,
точнее, её обобществление. Если в начале века при анархии предполагалось
обычно сохранение личной собственности в полном масштабе, то с появлением
трудоёмких производств, требующих коллективного участия, социальная
собственность при анархии стала необходимостью, во всяком случае в
промышленности. Испанские анархисты часто упрекали марксистов в России в
сохранении частной собственности. "К общественному обладанию мы перейдем
сразу и все вместе," [7] - писал Исаак Пуантэ в "Програмном очерке либертарного
коммунизма". Совершенно утопичной эту идею можно назвать только не зная
многовековой истории борьбы за братство и свободу в Испании.
Отношение ко всем формам власти
либертарных коммунистов было однозначно отрицательным. Между тем ради
объединения усилий против фашизма они вошли в коалиционное правительство,
носившее отчасти совещательный характер. Сразу после исчезновения угрозы
внутреннего покорения анархисты намеревались упразднить все органы власти.
Признавались только добровольные объединения. Ставка делалась на синдикаты -
рабочие объединения. "Общество будет удерживаться инстинктом взаимности,
свойственным каждому человеку, а также согласием и преимуществами, которые
принесет с собой коммунизм," [7] - считали анархисты. Основным способом решения вопросов они предполагали
т. н. ассамблею - совещательное собрание - синдикальное или местное.
Труд предполагался добровольным, с
обеспечением неспособных работать их сообществом. Гармонию и равновесие,
довольствие трудящихся своим видом деятельности должно было обеспечить
отсутствие принуждения. Общество должно было взять на себя функцию защиты
продуктов труда от посягательств не участвовавших в производстве. "Мы
боремся не с бродягами, а с паразитами. Бродяга может продолжать вести свой
образ жизни, если удовлетворится его результатами и не будет жить за счет труда
других," [7] - заявляли синдикалисты. Плоды труда предполагалось
предоставлять к общему пользованию, зарплата отрицалась как увеличивающее
неравенство явление. "Каждый, невзирая на вид выполняемого им труда,
всегда имеет право пользоваться общей собственностью - по мере своих
потребностей," [7]
- истинно коммунистический лозунг.
Предполагалось в каждой местности
организовать потребление и производство соответствуясь с потребностями, а не
наоборот, как это делает государство. Залогом успеха анархии считалось обилие
товаров первоочередной необходимости, что предупредило бы кризисы. Деньги
должны были быть заменены непосредственно тем, что их обеспечивает - то есть
различными материальными ценностями. Отрицалась необходимость равноценности
товаров при обмене. "Отдают то, что есть в избытке, берут то, в чем
нуждаются и что предлагают другие," [7] - так предполагал
синдикалистический обмен Исаак Пуантэ. Отступления от этого принципа считались
необходимыми при торговле с буржуазными странами.
Конфедеративное
объединение должно было обеспечить лучшее взаимодействие между объединениями
трудящихся. В случае отказа какой-либо общины предоставить своё средство
производства в общее пользование считалось предпочтительным отказаться от
обмена с ней. Анархисты Испании считали, что личность в профсоюзе должна
согласовывать свои интересы с интересами целого сообщества. Перед проведением
каких-то изменений в хозяйственной деятельности должны были собираться
структурированные конгрессы для решения вопросов. При анархо-синдикализме
предполагалось повышение уровня технического оснащения производств и развитие
науки, с организацией отдельных профсоюзов учёных.
При анархии
должна была иметь место полная автономия отдельных районов. "Каждая община
сможет принимать решения (на общих собраниях) о следующих вопросах:
1) производственные обязательства,
2) гарантии условий
поддержания производства на ответственном уровне,
3) еженедельное количество
труда (в часах),
5) формы осуществления
распределения,
6) режим быта,
7) размеры предоставляемого
в пользование отдельным индивидам (участки земли и т.д.),
8) объекты личного и
общественного пользования;" [7] - гласит программа испанских
синдикалистов. Обработка общинной земли предполагалась добровольной,
совместной. Эта идея созвучна с идеей организации колхозов в РСФСР, только в
Испании крестьяне не на словах, а на деле полностью пользовались плодами своего
труда. Индустриализация и механизация должны были облегчить труд рабочих и дать
им больше возможностей для саморазвития, интеллектуального отдыха.
Отдельно следует рассмотреть отношение
анархистов к преступникам. "Коллектив откажется также от наказания
преступников, поскольку наказание не исправляет преступления и никому не
служит примером" [7] . Оборона предполагалась спонтанным сопротивлением групп или
одиночек. Единственным наказанием для преступников должно было бы быть всеобщее
презрение и отторжение от коллектива.
Война должна была бы стать невозможной,
за исключением агрессии извне. На этот случай все сооружения и инвентарь,
связанный с военными действиями, предоставлялся в ведение местных организаций,
ответственных за чрезвычайную ситуацию. Образование предполагалось
предоставлять всем, а молодёжи с 15-ти до 20-ти лет - ещё
и трудовую практику. Анархо-синдикалисты в своей программе упоминали упоминали
не только хорошие, но и отрицательные стороны безвластного строя - каждая
группа и индивидуум действуют по своей воля и полностью самостоятельно.
Программная декларация завершалась
словами: "Для общества мы добиваемся: общественной собственности и
коллективного пользования богатствами, без разделения на бедных и богатых,
свободы, не подчиняющейся капризам власти, ликвидации разделения на господ и
подданных, работы для всех с целью удовлетворения своих потребностей,
ликвидации денег, делающих человека бесправным, улучшения условий жизни и труда
людей, братского сближения между людьми, так чтобы личность жила в обществе,
действующем как самое меньшее зло." [7] .
Таким образом, сравнивая
анархо-индивидуализм начала века с развитым рабочим синдикализмом тридцатых
годов, мы видим изменения и в составе движения, и в его идеалах, уклон в сти- хийный комму- низм и
взаимопомощь, плюс приятие технического про- гресса в полн- ой мере. Анархизм был и
остаётся од-ним из наиболее динамично ме- няющихся вместе с условиями
жиз-
ни движением.