Этические основы социальной работы с неполной семьей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,1 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Этические основы социальной работы с неполной семьей

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра теории и методики социальной работы







КУРСОВАЯ РАБОТА

Этические основы социальной работы с неполной семьей





Руководитель доцент, к.социол.н Е.В. Жижко

Студент ЮС12-01Б 161203086_ Я.Е. Бретавская



Красноярск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Неполная семья как объект социальной работы

.1 Понятие «неполная семья»

.2 Основные проблемы неполных семей

.3 Психологические особенности неполных семей

. Социальная работа с неполной семьей

. Этические проблемы социальной работы с неполной семьей

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Семья является важнейшим институтом общества, как в России, так и во всем мире. Ценность семьи, как социального института состоит в ее функциях: репродуктивной, воспитательной, образовательной и других. Существует две основные формы семьи: это полная и неполная семья. Принято считать, что только в полной семье ребенок может расти и развиваться полноценно, а в неполной нет, что является неверным мнением. В неполной семье, как и в полной, каждый ее член может чувствовать себя комфортно, а дети могут получать ласку, заботу и внимание, в котором они нуждаются. Именно для воплощения данной цели в реальность ведется социальная работа с неполными семьями.

На данный момент количество неполных семей в России растет. По данным интернет-портала количество неполных семей в России на 26 апреля 2012 года составило 30 процентов от общего числа всех семей. Это составляет 6.2 млн семей: из них 5,6 млн матерей-одиночек и 634,5 тысяч одиноких отцов. При этом около 9,5 тысяч родителей-одиночек воспитывают пять и более детей [1]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальная работа с данной группой населения является необходимой для обеспечения нормального функционирования семьи, как социального института. Социальная работа с неполными семьями имеет ряд особенностей, механизмов обеспечения, путей предоставления помощи. При работе с данной группой лиц необходимо учитывать их психологические особенности, соблюдать этические основы в работе с ними.

Объектом данной работы является неполная семья.

Предметом являются этические основы социальной работы с неполной семьей.

Цель работы: выявить этические проблемы социальной работы с неполной семьей.

Задачи:

рассмотреть неполную семью как объект социальной работы, изучить психологические особенности и основные проблемы данной группы;

описать социальную работу с неполной семьей.

. Неполная семья как объект социальной работы

.1Понятие «неполная семья»

Неполная семья на данный момент времени является широко распространённой социально-демографической группой в Российской Федерации. Поэтому данная социально-демографическая группа имеет несколько определений.

В семейном кодексе не встречается определения неполной семьи, но оно встречается в законе Санкт-Петербурга «О социальной поддержке семей, имеющих детей» от 2004 года. Данный закон определяет неполную семью следующим образом: ««Неполная семья - семья, в которой единственный родитель имеет статус матери-одиночки либо один из родителей умер» [2]. Таким образом, определение неполной семьи имеет нормативный характер. Данное определение указывает на одну из возможных причин получения семьей статуса неполной, а именно-смерть одного из родителей.

По данным Свободной энциклопедии неполная семья - это семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей. Данное определение указывает субъектов неполной семьи, среди которых имеются не только матери-одиночки или отцы-одиночки, как это принято считать в обществе, но и родители без детей [3].

Более детализированное определение неполной семьи приводит Н.Ф Басов, преподаватель социальной работы: «Неполная семья - это семья с одним родителем и детьми; неполная семья - малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать - отец, отец - дети, дети - бабушки и дедушки» [4, С.67]. Данное определение расширяет количество возможных субъектов неполной семьи и подчеркивает отсутствие традиционных, здоровых отношений среди членов неполной семьи.

Еще несколько возможных причин получения семьей статуса неполной указывает определение, данное Я.Г Николаевой: «Неполная семья - семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). В большинстве случаев образуется в результате развода родителей и рождения женщиной детей вне брака (каждый десятый ребёнок рождён вне брака).

Следовательно, понятие неполной семьи имеет множество вариантов, включающих себя, как правило, субъектов данной ячейки общества, иногда указываются и причины становления семей неполными, которые носят как случайный характер (смерть одного из родителей), так и намеренный (уход из семьи, развод, рождение ребенка вне брака и т.д).

Интернет-портал предлагает следующую типологию неполных семей, которая выделяется в специальной литературе:

неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей. Уровень разводимости в нашей стране последнее десятилетие повышается. Так, по статистике ЗАГСов на каждые 10 зарегистрированных браков в нашей стране приходится 4 развода;

неполные семьи, образовавшиеся по причине смерти одного из родителей, которые определяют специфику таких семей: «естественность» или искусственность ее образования. В первом случае причиной является смерть одного из супругов от естественных причин (наследственных тяжелых заболеваний или старости и сопровождающих ее болезней), во втором - вследствие несчастных случаев, пагубных пристрастий, внезапных заболеваний и т.п. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских. Возможно, этот факт можно объяснить тем, что смертность мужчин выше, чем женщин. Но стоит заметить, что в более уязвимом положении оказываются все-таки отцовские неполные семьи, а не материнские, поэтому именно вдовцы чаще стремятся жениться повторно;

неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачного рождения ребенка (детей). Внебрачная рождаемость, численность которой в последние годы неуклонно растет, является одним из важнейших показателей социального неблагополучия в обществе. Выделяют несколько категорий женщин, решивших создать неполную семью: родившие ребенка без мужа сознательно; родившие ребенка без мужа вынужденно; усыновившие ребенка без супруга [5].

Таким образом, данная классификация подчеркивает особенности появления неполных семей, которые носят различные факторы. Данные факторы (развод родителей, внебрачное рождение или усыновление ребенка) становятся все более распространёнными в Российской Федерации на данный момент и приобретают характер социальной проблемы.

Следовательно, неполная семья - это особая социально-демографическая группа, выделенная по наиболее важным социальным и демографическим характеристикам, имеющая ряд причин формирования, которые активно влияют на изменения, происходящие в институте семьи. Неполная семья, как особая социально-демографическая группа имеет ряд проблем, которые необходимо решать при работе с ней, и, следовательно, данная социальная работа имеет и специфичные механизмы для разрешения проблем данной социально-демографической группы.

1.2Основные проблемы неполных семей

Ж.А Захарова выделяет следующие группы основных проблем неполных семей: проблема взаимоотношения детей, проблемы детей, проблема создания новой семьи, социально-психологические проблемы, социально-экономические. Рассмотрим некоторые из них подробнее:

Социально-экономические проблемы, по мнению автора, возникают в неполных семьях в связи с малообеспеченностью, так как семья имеет один трудовой доход. Доход женщины, как правило, ниже, чем доход мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице. Так же данный вид проблемы включает в себя трудности трудоустройства и жилищный вопрос. Но при этом данный вид проблемы имеет более легкий способ разрешения, чем, например, социально-психологический.

Социально-психологические проблемы могут быть следующими:

угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Кроме того, тесный контакт с родителем, оставшимся в одиночестве, неудовлетворенность личной жизнью, которую взрослый остро переживает, негативно влияет на формирование личности ребенка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношениях между полами;

появление чувства вины перед детьми, нередко у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи - это мать, которая одна воспитывает детей), что является причиной их гиперопеки;

в других случаях, вымещение обиды на ребенке одинокой матерью за неудачную личную жизнь, что приводит к постоянным конфликтам между взрослым и детьми (ребенком);

повышение ответственности одинокого родителя за происходящее в семье и с ребенком;

проблема социализации и воспитания детей;

затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей.

Социально-психологические проблемы являются трудноразрешимыми, носят, как правило, длительный характер и негативно влияют на микроклимат внутри семьи [6, C.160-168]. Таким образом, автор выделила основные проблемы неполной семьи, носящие социальный характер. Но наряду с социальными проблемами имеются и правовые проблемы семей.

С.Радванова выделяет следующие спорные правовые вопросы, возникающие у супругов при разводе и после него:

споры о том, с кем остается ребенок или дети;

споры о разделе имущества;

изменение фамилии и другое;

выплата алиментов;

пути воспитания ребенка [7].

Таким образом, правовые проблемы неполных семей имеют ряд своих особенностей. Они носят различный характер противоречий, возникающих между субъектами неполной семьи. Правовые проблемы неполных семей, как правило, регулируются законом и разрешаются достаточно простым путем.

Подводя итог, можно сделать вывод, что проблемы неполных семей носят различный характер, затрагивая все сферы жизни данной группы общества. Одни их них решаются простым путем или с помощью закона, другие же требуют длительной работы с членами семьи, оказание им помощи и поддержки. Каждая группа проблем должна быть решена для нормального функционирования неполной семьи для выполнения ею основных её функций.

1.3 Психологические особенности членов неполных семей

Неполная семья, как особая социальная демографическая группа имеет ряд своих психологических особенностей, которые необходимо учитывать социальному работнику при работе с ней.

Причины становления семьи неполной, как уже говорилось ранее, имеют различный характер, но каждая из них оказывает отрицательное влияние на микроклимат семьи, равновесие в семье и психологическое состояние каждого из его членов, особенно детей. Именно поэтому главной психологической особенностью неполной семьи является психологическое состояние ребенка или подростка, его воспитание.

По данным интернет-портала, исследования психологических особенностей членов неполных семей свидетельствуют, что дети из таких семей обладают более низкой успеваемостью в школе, у них проявляются склонности к невротическим нарушениям, у них в большей степени проявляется инфантильность, а также они ощущают тягостное чувство отличия от сверстников и обладают заниженной самооценкой. Как правило, дети с неполных семей постоянно находятся в поисках значимого взрослого. Но к психологическим особенностям неполных семей нужно отнести и то, несмотря на ряд объективных трудностей, они в большинстве случаев обладают достаточным потенциалом для нормального полноценного воспитания детей [8]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что поддержка неполных семей, помощь в осуществлении верного воспитания детей, психологические консультации являются особой задачей общества и требуют внимания со стороны окружающих: социальных работников, психологов, педагогов и др.

Каждая разновидность неполной семьи имеет специфичные психологические особенности. Как пишет В.М Целуйко, свои особенности имеет и такая разновидность неполной семьи, как внебрачная (семья матери-одиночки), возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака. Среди проблем автор выделяет следующие:

одинокая мать не может рассчитывать на помощь со стороны своих родителей и ей приходится одной нести все тяготы, связанные с содержанием и воспитанием ребенка.

одностороннее воспитание ребенка, которое может привести к появлению серьезных нарушений в развитии личности ребенка.

Так, Э.Г Эйдемиллер выделяет следующие возможные психические отклонения:

нарушение гармоничного развития интеллектуальной сферы (страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных)

затруднение обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

становление возможным формирования избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир;

нечеткий процесс половой идентификации мальчиков и девочек [10, C.92].

Таким образом, автор указывает, что ребенок из неполной семьи склонен к более тяжелому прохождению этапов социализации в обществе, связанных с деструктивными фактами воспитания в детстве. Поэтому необходимо проведение социальной работы и выбор правильных механизмов для ее проведения с детьми из неполной семьи.

Подростки их неполных семей так же нуждаются в помощи и поддержке, так как их процесс социализации и адаптации в новых группах, в общении с окружающими людьми носит тяжелый характер и имеет свои трудности.

К.Б Зуев провел исследование «Психологические особенности подростков из неполных семей». Участниками опроса стали 325 подростков из двух московских школ. Возраст испытуемых от 13 до 16 лет. В исследовании приняли участие 148 мальчиков, 177 девочек. Из них 219 выросли в полных семьях, 106 - в неполных. Таким образом, выборка состояла из 102 мальчиков и 117 девочек из полных семей, 46 мальчиков и 60 девочек из неполных семей. Среди методик, которые использовал автор исследования были: рисунок семьи, рисунок будущей семьи, опросник «Родители глазами подростка» (только оценка матери), опросник «Уровень субъективного контроля», опросник «Суверенность психологического пространства». Указанные методики позволяли оценить и сравнить как осознанные, так и неосознанные индивидуально-психологические особенности подростков. Цель исследования была следующей: сравнить степень выраженности психологических характеристик, как осознанных (выявленных при помощи опросников), так и неосознанных (выявленных при помощи проективных тестов), в полных и неполных семьях. Показать приоритетное значение психологических составляющих семейного воспитания (представления подростков о воспитательных тактиках матери) по сравнению с формальным типом семьи.

На основе исследования автор сделал следующие выводы:

у подростков из полных и неполных семей существуют различия в индивидуально-личностных характеристиках. Различия носят незначительный характер и имеют специфику в зависимости от пола подростка. Так, мальчики из неполных семей, по сравнению с мальчиками из полных семей, на сознательном уровне представляют материнское воспитание как более непоследовательное. На неосознанном уровне материнское воспитание представляется как более позитивное. У девочек из полных семей лучше выстроены представления о типичных поло социальных ролях по сравнению с девочками из неполных семей. В неполных семьях подростки вне зависимости от пола воспринимают воспитательные тактики матери как более автономные и непоследовательные;

существует ряд взаимосвязей представлений о тактиках семейного воспитания и индивидуально-личностных характеристик подростков. У испытуемых, которые воспринимают материнское воспитание как более позитивное, лучше простроено психологическое пространство личности, они являются более ответственными. Также высокий уровень пространности границ и высокий уровень ответственности за свою жизнь характерны для подростков, которые воспринимают воспитательные тактики матери как менее директивные и враждебные [11, C.329-332].

Так автор подчеркнул то, как важен выбор верного подхода к воспитанию подростка и общению с ним со стороны родителей или матери-одиночки для формирования подростком правильной самооценки своих возможностей, ответственности к своим действиям и представлений о своем будущем.

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что неполная семья имеет ряд таких психологических особенностей, на которые следует обратить внимание обществу, а так же оказать необходимую помощь и поддержку всем нуждающимся в ней членам семьи для разрушения в обществе сложившегося стереотипа о неправильном функционировании такой семьи.

2. Социальная работа с неполными семьями

семья деонтология этический

Объектом воздействия в неполной семье может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама неполная семья, в целом, как коллектив. Социальная работа с неполной семьей носит комплексный характер, при котором должны учитываться психологические особенности, зависящие от причины возникновения неполной семьи.

Е.Н Кислякова под комплексным характером социальной работы понимает следующее:

- оказание материальной поддержки;

помощь в обретении чувства безопасности и защищенности в системе общественных отношений;

- помощь в освоении способов самостоятельного решения имеющихся и будущих жизненных проблем, регулировании взаимоотношений с детьми, социумом в целом;

- консультационная и реабилитационная деятельность социальных служб, направленная на мобилизацию ресурсов, профилактику конфликтов, выбор целесообразных форм жизнедеятельности, выявление и преодоление затруднений [12, C.9-12]. Автор делает акцент на том, что только комплексный подход способен оказать действенную помощь объектам социальной работы.

Социальная работа с неполными семьями имеет и свои формы. Н.Ф Басов выделяет краткосрочные и долгосрочные. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Кризисинтервентная модель работы с неполной семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле неполной семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики, то специалист фокусирует свое внимание на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внутренние ресурсы неполной семьи, так и внешние формы помощи.

При кризисинтервентной модели социальной работы используется непосредственная эмоциональная поддержка семьи, чтобы смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса. Эффект психологической поддержки достигается в индивидуальных беседах. Кроме того, неполная семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение общения между членами неполной семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

Проблемно-ориентированная модель социальной работы направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных неполной семьей, то есть в центре этой модели находиться требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которая осознана неполной семьей и над которой данная семья готова работать. Проблемно-ориентированная модель основана на том, что в определенных условиях большинство проблем матери (отца) могут решить, или уменьшить их остроту самостоятельно [13, C.168-169]. Таким образом, в социальной работе имеется несколько форм оказания помощи членам неполной семьи, которые имеют различный временной характер и включают в себя отличные друг от друга методы помощи.

Следует помнить, что вмешательство в семейную жизнь (даже при необходимости помощи семье) возможно лишь тогда, когда социальный работник имеет достоверную информацию, а семья добровольное на это желание. В условиях низкой мотивации обращения неполных семей за помощью необходимо применение такой формы социальной работы как социальный патронаж.

Л.С Алексеева пишет, что социальный патронаж представляет собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями. Он позволяет установить и поддержать длительные связи с неполной семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать неполную семью в ее естественных условиях, что позволить получить больше информации.

В зависимости от социального неблагополучия семьи выделяют следующие виды патронажа:

экстренный - осуществляется, когда требуется немедленное вмешательство в ситуацию семьи, и она посещается столько раз, сколько необходимо для решения проблемы (обычно 3 - 4 раза в неделю);

срочный - осуществляется в менее опасных для семьи ситуациях (встреча социального педагога с семьей организуется 2 - 3 раза в неделю);

обычный - осуществляется при активности самого клиента, когда проблема требует от социального педагога корректирующего направляющего содействия, и посещения семьи сводятся до одного раза в неделю.

контрольный - осуществляется, когда в семье стабильная обстановка. Посещения сводятся до одного раза в месяц.

Патронаж неполных семей осуществляется по следующим направлениям:

информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации в семье как трудной или опасной;

прямое вмешательство в ситуацию;

заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование;

непосредственная поддержка клиента патроната (патронатное воспитание);

контроль, оценка и завершение работы с семьей [14, C.23].

Итак, патронаж - особая форма по работе с неполной семьей, имеющая несколько стадий, необходимая для оказания более эффективной помощи специалистами. Патронаж применяется лишь в части случаев при работе с неполной семьей.

Таким образом, работа с неполной семьей имеет различные формы, а от степени мотивации обращения зависит необходимость применения патронажа. Данный вид социальной работы носит комплексный характер и включает разные методы. Для оказания более эффективной помощи социальный работник может включать в свою деятельность различные органы: службы занятости, органы образования, социальные службы органы исполнительной власти, юридические службы, и использовать опыт других неполных семей.

. Этические проблемы социальной работы с неполными семьями

Неполные семьи, как уже было отмечено - это социально-демографическая группа, имеющая ряд своих особенностей, которые необходимо учитывать при работе с ней.

Выстраивать стратегию профилактической работы стоит, учитывая множество факторов: психологических, причины возникновения неполной семьи, экономических, половозрастной состав семьи.

Первая этическая проблема, с которой сталкивается специалист в ходе работы с неполной семьей - это субъективизм, который может возникнуть при консультировании и оказании ряда психологической помощи субъектам неполной семьи. Так, например, женщина-социальный работник может занять чью-то сторону в конфликте между матерью-одиночкой и подростком, поддавшись чрезмерной эмпатие к одной из сторон. Или же социальный работник в ходе консультирования, сопереживая субъекту помощи может перейти на бытовой язык, который абсолютно неуместен в общении с клиентами. Этого не допускает ни этикет социального работника, ни деонтология. Таким образом, социальному работнику необходимо занимать нейтральную позицию, сохранять деловые отношения с субъектами работы и находить наиболее эффективные пути для разрешения трудных ситуаций, возникающих у субъектов неполной семьи.

Но выбор наиболее эффективной, а, главное, верной методики для работы с клиентами непрост. Зачастую социальный работник может неверно подобрать методику работы с клиентом, что приводит таким последствиям, как ухудшение эмоциональной стабильности в семье, создание напряжённой ситуации между клиентами, разрыв доверительных отношений между социальным работником и клиентом, формирование негативного отношения к окружающим людям и миру со стороны клиента. Происходит это, как правило, в силу непрофессионализма работника или недобросовестного его отношения к выполняемой им работе, нарушения деонтологических принципов. Поэтому выбор верной методики так же является этической проблемой.

Так же одной из проблем работы с членами неполной семьи является их низкая мотивация к просьбе о помощи. Социальному работнику следует выявлять формирование психологических проблем и негативного микроклимата в семье на ранних стадиях. Поэтому одной из его задач является установление доверительных отношений с объектами социальной работы. При выявлении проблем на стадии формирования социальный работник сможет найти наиболее эффективные и коротко срочные методы решения проблем.

Следует добавить, что в ходе работы с неполными семьями социальный работник должен соблюдать принципы деонтологии, которые позволят ему разрешить возникающие проблемы наиболее эффективно.

Среди принципов деонтологии Г.П Медведева выделяет следующие:

личная ответственность за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;

компетентность сотрудника;

рациональный подход к решению поставленных задач;

соответствие полномочий и ответственности;

правовая регламентация деятельности и др [15, C.140]. Автор подчеркивает важность долга и профессиональных обязанностей при работе с клиентом.

Таким образом, социальный работник при работе с неполными семьями главной целью должен ставить - создание благоприятного микроклимата в семье для нормального функционирования каждого из членов в семьи в обществе. Социальный работник, обладая определенными личностными качествами ( толерантность, вежливость и др), и, соблюдая основные деонтологические принципы социальной работы, должен выполнять широкий спектр функций и оказывать необходимые услуги.

Итак, изучение социальной работы с неполными семьями - важная задача современного российского общества, так как семья является его важнейшей ячейкой, выполняющей две функции, которые влияют на будущее общества и страны: репродуктивную и воспитательную.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в ходе работы была рассмотрена неполная семья как объект социальной работы. Были рассмотрены подходы социологов и ученых к понятию неполная семья, состав неполной семьи, черты и признаки по которым выделяют неполную семью, а так же численность неполных семей в России. Так же были рассмотрены классификация неполных семей и причины их возникновения. Удалось выяснить, что неполная семья имеет ряд психологических особенностей, которые необходимо решать в ходе работы с ней, и ряд проблем, на решение которых должна быть направлена деятельность социального работника.

Так же была рассмотрена социальная работа с данной категорией граждан. Было установлено, что социальная работа с неполной семьей имеет ряд особенностей и механизмов. Механизмы для осуществления социальной работы с неполной семьей выбираются согласно типу неполной семьи и проблем, которые она имеет. Социальная работа с неполной семьей носит трудный и комплексный характер и имеет свои установки, которые необходимо соблюдать.

В связи с этим были рассмотрены этические основы социальной работы с неполной семьей. Было отмечено, что социальный работник может иметь ряд этических проблем при работе с данной группой общества, которые необходимо разрешать, используя личностные качества и, соблюдая деонтологические принципы.

Проблема возникновения и неполного функционирования неполной семьи - это проблема общества, которую необходимо разрешать в целях сохранения целостности общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Сайт gazeta.ru. Число неполных семей выросло. - URL: http://www.gazeta.ru/social/news/2012/04/26/n_2314345 (дата обращения: 15.11.2013)

Закон Санкт-Петербурга «О социальной поддержке семей, имеющих детей» от 14.12 2005 N 689-95. URL: http://www.chado.spb.ru/05-8.html

3 Свободная энциклопедия «Википедия». URL: http://www.ru.wikipedia.org (дата обращения: 15.11.2013)

Басов Н.Ф Основы социальной работы / Н.Ф Басов. -Изд.4-е.- М.: 2009. - 278 с.

Николаева, Я.Г. Воспитание ребёнка в неполной семье / Я.Г. Николаева - М., 2006. - 159 с.

6 Захарова Ж.А. Семьеведение / Ж.А Захарова -М., 2009.

Сайт Pedlib.ru - URL: http://www.pedlib.ru/Books/1/0016/1_0016-1.shtml (дата обращения: 19.11.2013)

Сайт Stranadetstva.ru - URL: http://stranadetstva.ru/psixologicheskie-osobennosti-nepolnoj-semi (дата обращения: 19.11.2013)

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М Целуйко -М., 110 с.

Эйдемиллер Э.Г. Психология и психиатрия семьи/ Э.Г Эйдемиллер -

Сайт Sun.tsu.ru - URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/324/image/324-329.pdf (дата обращения: 19.11.2013)

Кислякова Е.Н. Социальная работа с неполной семьей / Е.Н. Кислякова // Социальная работа. - 2011. - № 4. - С. 9-13.

Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. - М., 2010.

Алексеева Л.С. Методика адресного социального патронажа / Л.С. Алексеева. - М.: Гос Нии семьи и воспитания, 2001. - 200 с.

Медведева Г.П Профессионально-этические основы социальной работы/ Г.П Медведева - М., 210с.

Похожие работы на - Этические основы социальной работы с неполной семьей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!