Отцовство как социокультурный феномен
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Факультет психологии
Кафедра прикладной психологии
Курсовая работа
Отцовство как социокультурный феномен
Выполнила:
студентка 2 курса, д/о, 21 группы
Губаревич Нина Олеговна
Научный руководитель:
Степанова Людмила Григорьевна
Степень преподавателя:
Старший преподаватель,
кандидат психологических наук России
МИНСК, 2013
Описание работы:
Цель работы - изучить отцовство, как социокультурный феномен.
Задачи:
рассмотреть отцовство, как психологический и социокультурный феномен;
изучить роль отца в воспитании ребёнка и стили воспитания ребёнка;
изучить структуру феномена отцовства;
изучить этапы формирования отцовства
рассмотреть роль отца в современном обществе.
Предмет:
Отцовство, как социокультурный феномен.
Содержание:
Введение
Глава 1. НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К АНАЛИЗУ ОТЦОВСТВА, КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА
.1 Отцовство как психологический и социокультурный феномен
.2 Роль отца в воспитании ребёнка, стили воспитания ребёнка
.3 Структура феномена отцовства
.4 Этапы формирования отцовства
Основные выводы по первой главе
Глава 2.ОТЦОВСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
.1 Феномен отцовства в современном обществе
Основные выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
В данной курсовой работе внимание будет уделено проблеме отцовства в обществе. Отцовство, как психологический и социокультурный феномен, роль отца в воспитании ребенка и модели его поведения, структура феномена отцовства и этапы его формирования, феномен отцовства в современном обществе.
Актуальность и значимость предлагаемой тематики связана с тем, что современное понятие отца в обществе не соответствует тому, что пишут и говорят о нём в средствах массовой информации и в обществе в целом. Основной целью данной работы является то, чтобы развеять все неправильные представления об отцах в нашем обществе.
На сегодняшний день не вызывает сомнений положение о том, что отец - это человек, у которого много обязанностей, за которые он несёт особую ответственность.
В настоящее время проблема изучения об отце, как социокультурный феномен является слабо изученной и разработанной. К сожалению, написано мало работ на тему отцовства: О. А. Шаграева «Исследование материнства и в связи с ним отцовства»; М. Мид «Культурологическая концепция»; В. А. Сухомлинский «Педагогические аспекты отцовства»; И. С. Кон «Изучение отцовства как социокультурного феномена».
Формирование отцовства является сложным многоступенчатым процессом, на который влияют различные факторы, в том числе социальные, семейные и личностные.
Для решения задач связанных с отцовством требует много кропотливой работы. В конечном итоге, именно понимание индивидуальности ребёнка и взрослого лежит в основе успешного обучения и воспитания.
Большинство детей развивается в социальной обстановке, которая поощряет ранние привязанности к отцу, братьям, сёстрам, дедушкам и бабушкам, а также другим членам семьи. Прочность одних взаимоотношений может восполнить ущербность других, когда младенцы начинают относиться по-разному к окружающим людям. Ход эмоционального развития ребёнка не должен зависеть от надёжности или слабости единственной привязанности.
В работе полностью происходит глубокое исследование темы. Выясним, наконец, кем является отец в обществе, его роль, место и значимость.
Узнаем все тонкости его принадлежности для общества; откроем его не с новой стороны, но подчеркнём его плюсы и минусы в обществе; в каких сферах задействован отец, какую роль он там значит; кем является для своего ребёнка «героем» или «злодеем».
Подчеркиваются положительные стороны отца. Рассказывается о «идеальном» отце, который у большинства семей есть, у других нет; о последствиях развития семей без отца, и в тоже время немного слов о том, когда отец является для своего ребёнка авторитетом, человеком который скрывает две личности, когда матери нет рядом.
Исторически роль отца постоянно изменялась в зависимости от условий существования, культуры, в рамках которой существовала семья, социальных идеологических принципов и норм поведения. Если посмотреть на демографические данные можно увидеть не очень впечатляющую картину. Дети, у которых нет отцов и отчимов, составляют не менее 1/5 части всех детей.
Любая женщина мечтает лишь об одном: о благополучной, счастливой, полной семье. Чтобы её ребёнок рос в присутствии отца, и принимал непосредственное участие в его воспитании, обучении. Во многих странах мира пытаются предотвратить «безотцовство». Многие хотят заинтересовать мужчин быть ближе к своей семье.
. НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К АНАЛИЗУ ОТЦОВСТВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА
.1 Отцовство как психологический и социокультурный феномен
Проведено исследование по определению отцовства как социокультурного феномена. Подчеркивается необходимость определения места и роли отца в культурах разных народов. Рассматривается феномен отцовства как этап социализации мужчины в социально-культурологическом аспекте.
С давних времён проблеме отцовства уделялось много времени для исследования. В различные времена и в разных культурах отцу в воспитании детей отводили разное место. В последние два века роль отца сводится исключительно к материальной поддержке. Средства массовой информации изображают отца как «злодея», грубого, бессердечного человека, который не приносит особую роль в семье как отец. Но в тоже время его изображают как отца - героя, который предан, верен своей семье.
Наиболее распространенной до недавнего времени была традиционная модель отцовства, в которой отец - кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция пример для подражания и непосредственный наставник во вне семейной общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для повышения их авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который, принимая важные решения, советовал, руководил, потому что из всех членов семьи он был наиболее умелым опытным, сведущим. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.
Мужчина в семье:
.Служит опорой в трудную минуту.
. Избавляет от одиночества.
. Налаживает быт, режим питания.
. Приносит счастье отцовства.
. Упорядочивает интимную жизнь.
В обществе сложилось мнение, что одним из признаков мужественности является хорошее финансовое положение мужчины. Многие женщины оценивают мужчин именно с финансовой точки зрения. Подразумевается, что во время свидания тратить деньги должен мужчина. Если он этого не делает, то может оказаться в глазах женщины второсортным кавалером. Существенным фактором в выборе супруга у женщин является то, насколько будущий муж может материально обеспечить семью. Существует совпадение взглядов взрослых мужчин и женщин относительно того, что мужчина должен зарабатывать много денег.
Однако возложение на мужа роли добытчика приводит ко многим негативным явлениям:
. Выбор высокооплачиваемой работы может не совпадать с профессиональными интересами мужчины: очень часто такая работа ему не нравится.
. Вследствие работы днем и ночью ради того, чтобы заработать много денег, у мужчин ослабевает контакт со своими детьми.
. Когда мужчина сознает, что несколько человек зависят от него экономически, и он должен оправдывать ожидания семьи, это сильно давит на его психику. Вместе с ростом семьи он должен увеличивать и объем и время работы, чтобы зарабатывать больше. Такой стиль жизни часто приводит к появлению обусловленных психическим и физическим напряжением патологических симптомов.
Ряд исследований, проведенных за последние годы, продемонстрировали, что присутствие отца играет исключительно важную роль даже на самых ранних стадиях развития ребенка, то есть до трехлетнего возраста. Психологические исследования показали, что важен не просто факт наличия (или отсутствия) у ребенка отца и
то, сколько времени они проводят вместе, но и стиль отцовского поведения, где гораздо больше индивидуальных вариаций.
Помимо его описательной и теоретической ценности, изучение отцовства имеет прикладной, социально-педагогический аспект. Рекомендации, полученные на основе научных исследований, могут существенно отличаться от того, что подсказывает обыденное сознание, с характерной для него категоричностью. В последние годы публикуется множество монографий и междисциплинарных трудов по этой тематике. Из отечественных работ следует особо отметить многочисленные работы Т.А. Гурко.
Исторически развитие института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так обществом за мужчиной, хранителем традиций, была закреплена функции обеспечения женщин и детей.
Многие психологи считают, что роль матери в воспитании ребёнка отводится на первую планку, тогда как роль отца всего лишь на второй.
Вместе с тем, еще в Библии сказано, что именно «отец рождает », очень много говорится о роли отцовского воспитания, которая ничуть не меньше, чем роль матери.
И хотя вопрос о роли отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации различные аспекты роли отца становится актуальным, однако, он мало изучен с позиции лингвистики и социологии.
Анализ литературы показал, что, несмотря на то, проблема широко исследуется, единого мнения относительно структуры феномена отцовства не существует. Нет даже четкого определения, так как данный феномен не исчерпывается такими понятиями как роль, статус, чувства, мотивации, ценностно - потребностная сфера или самооценка.
Учёные уже давно подчеркнули тот факт, что женщины сделали вывод, лучшие шансы найти работу и повышение статуса матерей - одиночек позволяют им и их детям существовать без мужей и отцов, по крайней мере, в период какого-то периода времени. Действительно, для ряда матерей - одиночек подобная ситуация является лишь временной, поскольку многие их них со временем снова выходят замуж. Но немало таких родителей, для которых выбор остаться одинокими является вполне реальным.
Для родителя - одиночки воспитание ребёнка может быть изматывающей борьбой, даже в семьях представителей среднего и рабочего классов. Одинокие родители часто сталкиваются с деструктивными уровнями стресса. Одинокие отцы постоянно зарабатывают больше, чем одинокие женщины. Женщинам, не получившим образования, сводить концы с концами особенно трудно.
Для любого взрослого человека семья является чрезвычайно важным контекстом развития. В ходе одного национального опроса мужчины и женщины всех возрастных групп заявили, что их семейные роли для них очень важны. В более углубленном исследовании идентичности взрослых людей, проводившемся в форме интервью, ответы не мене 90 % мужчин и женщин указывали на то, что их семейные роли и обязанности являются важнейшими компонентами, необходимыми для определения себя. Они говорили о своих ролях родителей, супругов, братьев и сестёр, детей, которые они выполняли в семье, а также о семейных задачах и обязанностях, о близости, общении, взаимопомощи и самореализации. Можно сказать, что они описывали себя как людей, которыми они стали благодаря этим семейным отношениям под воздействием семейного опыта.
Чтобы родился ребенок, отец должен передать свое семя матери, которая потом питает плод, вызревающий в ее чреве. Таким образом, можно сказать, что отец создает, а мать формирует ребенка. Семя содержит квинтэссенцию сущности отца, и в нем отражено не только настоящее, но и все то, что было испытано в прошлом, следовательно, качество семени зависит от того образа жизни, который ведет будущий отец.
Родительство требует новых ролей обязанностей, как со стороны матери, так и со стороны отца. Кроме того, родительство наделяет их новым социальным статусом. Такое важное событие в жизни человека как рождение ребёнка, становится началом периода родительства. Это событие называют образованием собственной семьи или переходом к родительству. Переход к родительству сопровождают следующие изменения различных сфер личной и семейной жизни:
Изменения в идентичности и внутренней жизни. Изменение чувства Я родителей и их предложений о собственной жизни.
Перераспределение ролей и перемены в супружеских отношениях. Когда оба супруга измучены недосыпанием, невозможностью побыть вместе столько, сколько им хочется, в их жизни происходят перемены, связанные с разделением труда.
Перемены в ролях и отношениях старшего поколения. Переход к родительству затрагивает не только родителей, но также бабушек и дедушек.
Изменения ролей и отношений вне семьи. Внешние касаются, главным образом, матери, так как ей приходится на некоторое время оставить работу, чтобы посвятить себя заботе о ребёнке.
Новые родительские роли и отношения. Супруги должны принять на себя новые обязанности, связанные с воспитанием ребёнка.
Однако появление ребёнка - это скорее переход семьи в новое состояние, чем кризис. Большинство супружеских пар сообщают, что они испытывают лишь незначительные трудности в приспособлении к новой ситуации. В ходе одного исследования обнаружилось, что от 20 до 30 % семейных пар после рождения ребёнка начинают получать даже большее удовлетворение от супружеской жизни.
На умение новоиспечённых родителей приспособиться к своим ролям влияет множество факторов. Для матери решающее значение имеет социальная поддержка, особенно со стороны мужа.
.2 Роль отца в воспитании ребенка, стили воспитания ребёнка
Роль отца в воспитании ребёнка продолжает эволюционировать по мере того, как всё больше матерей работают вне дома. Однако продолжают оставаться в силе некоторые традиционные различия между отцами и матерями в стилях взаимодействия со своими младенцами. Например, матери с большей вероятностью общаются с детьми, прежде всего в процессе ухода за ними, а отцы - в процессе игры. Кроме того, отцы проявляют больше физической силы, активности и стихийности с детьми. Игра между отцом и ребёнком носит циклически характер, за вспышками возбуждения и проявления взаимного внимания следует периоды минимальной активности. Матери вовлекают детей в нежные, спокойные, предсказуемые игры или затевают такие традиционные, как «ладушки». Отцы склонны устраивать необычные, энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Однако это положение изменяется, когда отец является основным или единственным взрослым, заботящимся о ребёнке: в этом случае он с большей вероятностью склонен действовать так, как действует традиционная мать. Результаты проведённых недавно исследований показывают, что пожилые отцы с большей вероятностью склонны в игре со своими детьми вести себя как традиционные матери, тогда как молодые отцы - выступать в роли традиционного «отца».
На втором году жизни рассматриваются приёмы, влияющие на психосоциальное развитие ребёнка, в широком контексте подходов к воспитанию детей, характерных для различных культур. Основное внимание будет сосредоточено на четырёх аспектах развития младенца:
Развитие чувства доверия в связи с особенностями ухода за ним;
Восприятие им от родителей сигналов, имеющих культурный подтекст, и сверка своего поведения с этими социальными эталонами;
Реакции окружающих людей на его попытки проявить самостоятельность;
Влияние методов воспитания на его растущее самосознание и развитие личности.
Когда ребёнок подрастает и требует меньше непосредственного ухода, взаимодействие отца с ним увеличивается. Отцы начинают чаще вовлекать детей в различные импровизированные игры, связанные с вознёй и неразберихой, и больше общаются со своими малышами в общественных местах, таких как зоосад или парк отдыха.
Те из них, кто часто общается со своими маленькими детьми, чутко реагирует на их сигналы и становится значимой фигурой в детском мире, чаще проявляют себя как действенный посредник социализации. Когда ребёнок становится старше, отец превращается для него в важную позитивную ролевую модель. Напротив, у родителя, недосягаемого для его маленьких детей, могут возникнуть трудности в налаживании с ними прочных эмоциональных связей впоследствии, хотя даже те мужчины, которые не живут со своими семьями, могут сохранить отношения со своими детьми, посещая их, играя с ними и давая им эмоциональную поддержку. Возможно также, что недосягаемый отец будет оказывать негативное влияние на ребёнка, когда тот станет старше.
Отцы, занимающие важное место в жизни своих маленьких детей, не только проводят с ними время, но и чутко отзываются на их желания, слёзы и потребности. Фактически, в наше время многие отцы уделяют всё больше и больше времени воспитанию ребёнка, даже когда тот находится ещё в младенческом возрасте.
Существуют определённые социальные и психологические причины того, почему отцы обычно не могут заботиться о младенцах так же, как матери. В одном исследовании велось наблюдение за матерями и отцами, посещавшими курсы молодых родителей, на которых, по крайней мере, сначала мужья вели себя очень активно, и ожидалось, что они разделяют заботы, по уходу за ребёнком со своими жёнами. Но всё вышло несколько иначе. Вскоре после рождения ребёнка и женщины, и мужчины оценили отцовские навыки ухода за младенцем значительно ниже материнских. После чего отцам была отведена роль помощников матерей. Ни один из мужей, принимавших участие в этом исследовании, не говорил о том, что жена помогает ему в уходе за ребёнком. Более компетентный родитель - мать - обычно брал на себя основную ответственность по уходу за ребёнком и становился сведущим в удовлетворении его потребностей и интерпретации его сигналов. Второстепенную роль отцов можно связать с чувством некомпетентности в уходе за ребёнком.
В большинстве семей проблема ухода за ребёнком снимается тем, что отец и мать подбирают себе взаимодополняющие роли. Менее удачливые пары могут бурно выяснять отношения, так как отец берёт на себя функцию вынужденного и случайного помощника; он обычно играет с малышом, но оказывает мало реальной помощи.
Косвенное влияние мужчины на ребёнка и семью в целом весьма значительно. Многочисленные исследования показывают, что эмоциональная поддержка мужем жены в период беременности и первые месяцы после появления ребёнка на свет очень важна для установления позитивных начальных отношений. Отсутствие отца в период младенчества создаёт немалые трудности для функционирования семейной системы. Хотя в нашей культуре отец часто выполняет вспомогательную функцию в уходе за ребёнком, он играет важную роль в сложной системе взаимодействий членов семьи.
Появление в семье ребёнка, особенно первого, затрагивает и саму супружескую жизнь. Наблюдения свидетельствуют, что рождение первого ребёнка может стать источником значительного напряжения в супружеских отношениях. Новорождённый отнимает у обоих родителей массу времени и сил. Супруги должны прилагать взаимные усилия по уходу за ребёнком, распределяя между собой обязанности, а также принять решение относительно того, когда матери возвращаться на работу. Напряжение становится ещё большим, если ребёнок требует к себе повышенного внимания, часто болеет или родился с отклонениями. Подобный стресс может способствовать сближению супругов. Однако если супружеские отношения с самого начала были уязвимы, стресс может породить недовольство и разлад. В противоречие народной мудрости, гласящей, что ребёнок может воссоединить «треснувший» брак, его рождение зачастую может ещё более ухудшить положение.
Ранее было сказано о том, что отец представлен нам в обществе как «злодей» и как «герой». В воспитании ребёнка главное чтобы грубость, агрессивность, жёсткость отца никак не отражалась на процессе воспитания ребёнка. В противном случае если ребёнок страдает от игнорирования и физического жёсткого обращения, появляются искажения и задержки формирования чувства Я, самоконтроля и социальных навыков. Став подростками и взрослыми людьми, они более подвержены психическим расстройствам и алкоголизму, а также любым другим видам зависимости от психоактивных веществ и могут сами начать жестоко обращаться со своими собственными детьми.
Развитие личности и поведении ребёнка подвергаются значительному влиянию эмоциональных и иных сигналов, которые мама и папа посылают ему, находясь в различных социальных ситуациях. Культурные ценности и значения также передаются посредством социальных эталонов. «Жестокий» отец может разрушить ожидания любви, доверия и привязанности, которые столь существенны для развития здоровой личности и социального развития ребёнка, если отец будет жестоко обращаться с ним. В результате чего возникают серьезные проблемы. В далёком прошлом дети рассматривались как форма имущества, родители имели законное право обращаться с ними так, как им заблагорассудится. Сегодня преднамеренное нанесение серьёзных травм ребёнку или выступление причиной его смерти являются серьёзными уголовными преступлениями, кара за которые варьируют от лишения родительских прав и заключения в тюрьму до высшей меры наказания. К сожалению, жестокое обращение с детьми всё ещё распространено.
Стили воспитания ребёнка
Каждая семья полная или нет, уникальна так же, как и уникален каждый отдельный вид. Родители пользуются определёнными приёмами воспитания в зависимости от ситуации самого ребёнка, его поведения в данный момент, принадлежности к определённой культуре. В идеале они должны создавать разумные ограничения автономии ребёнка, настойчиво передавать ему свои ценности, способствовать развитию самоконтроля, действую при этом очень осторожно, чтобы не пересекать любопытство, инициативу и растущее чувство компетентности ребенка. Определяющими измерениями родительского поведения являются контроль и теплота.
Термином родительский контроль обозначают степень выраженности у родителей запретительных тенденций. Запрещающие родители ограничивают свободу своих детей; они активно насаждают правила и следят за тем, чтобы ребёнок им подчинялся и выполнял свои обязанности. Термином родительская теплота обозначается количество любви и одобрения, демонстрируемое родителями. Мать и отец, с теплотой и заботой относящиеся к своим детям, часто улыбаются им, хвалят их и поддерживают. Они стараются не критиковать и не наказывать детей, а также воздерживаются от демонстрации своего неодобрения. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают и игнорируют своих детей, редко проявляя свою любовь или одобрение. Родительский контроль и родительская теплота влияют на проявление детьми агрессии и просоциального поведения, на формирование их Я - концепции, интернализацию нравственных ценностей, а также на развитие социальных навыков.
Существует четыре стиля родительского поведения:
Авторитетный
Авторитарный
Либеральный
Индифферентный
Конкретное описание и содержание стилей родительского поведения содержится в таблице 1.1.
ТАБЛИЦА 1.1Стили родительского поведения:
Авторитетный стильУмеренно высокий контроль.Признают и поощряют растущую автономию своих детей. Родители проявляют мало теплоты к своим детям. Они жестоко придерживаются правил.Тёплые отношения.Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения.Авторитарный стильВысокий контроль.Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены.Холодные отношения.Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жестокие ограничения и правила, не допускают никаких обсуждений; позволяют ребёнку лишь в незначительной степени быть независимым от них.Либеральный стильНизкий контроль.Слабо или совсем не регламентируют поведение ребёнка; безусловная родительская любовь.Тёплые отношения.Открыты для общения, однако, преобладающее направление коммуникации - от ребёнка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве со стороны родителей.Индифферентный стильНизкий контроль.Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детямХолодные отношения.Закрыты для общения. Заняты собственными проблемами. У них не остаётся сил на воспитание детей.
Однако влияние родительских стилей на детей может существенно различаться в разных культурах и субкультурах, и мы не можем сказать, что один какой-то стиль является наилучшим.
.3 Структура феномена отцовства
Феномен отцовства тесно связан с такими понятиями, как эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы, самооценка, самосознание, Я-концепция, удовлетворенность жизнью и стиль жизни. А также социальная роль отца, различающаяся в зависимости от общественной системы, социальной, экономической и политической сфер общества, статуса мужчины в данном социуме, социальных стереотипов, предписывающих определенные правила выполнения этой роли, в том числе и гендерных стереотипов.
С этих позиций определение отцовства как врождённого чувства, которое побуждает мужчину поступать в отношении своего ребёнка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью не является удовлетворительным. Предлагается рассматривать отцовство, как интегральную совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающую в себя все уровни жизнедеятельности человека, одной из важнейших характеристик которой является комплексность, а также социальная детерминированность.
В процессе теоретического анализа работ Ш. Барта, Э. Фтенакиса, Г. Г. Филипповой была разработана структурная модель феномена отцовства. По предположению, в структуру отцовства входят следующие компоненты:
Потребностно - эмоциональный, включающий биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания;
Операциональный, как осведомленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним;
Ценностно-смысловой, как отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания.
Оценочный, в который входят:
самооценка как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и своего ребенка;
социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, так как через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, так как пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.
Таким образом, отцовство - это интегральная совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающая в себя все уровни жизнедеятельности человека, одной из важнейших характеристик которой является комплексность, а также социальная детерминированность.
Исторически роль отца постоянно изменялась в зависимости от условий существования, культуры, в рамках которой существовала семья, социальных идеологических принципов и норм поведения.
Многие современные психологи утверждают, что особой разницы между материнством и отцовством не существует, что отец вполне способен выполнять те же функции что и мать ничуть не хуже.
.4 Этапы формирования отцовства
Отцовство - достаточно сложный феномен, который можно определить как категорию психологии личности, отражающую основные этапы развития личности, характеризующую комплекс интегральных, социальных и индивидуальных характеристик личности, проявляющихся на всех уровнях жизнедеятельности человека.
В психологии выделяются несколько стадий родительства:
принятие решения о рождении ребенка;
беременность;
период становления родительства;
период зрелого родительства, период, называемый периодом «постродительства», т.е. бабушек и дедушек.
Данные стадии характерны как для женщин, так и для мужчин, однако существует определенная специфика прохождения этих стадий у мужчин.
В результате всестороннего изучения проблемы формирования отцовства, влияния социальных отношений на становление института отцовства, было сделано предположение о том, что в онтогенезе комплекса отцовства можно выделить три основных этапа:
Стереотипное представление об отцовстве до беременности жены;
Переосмысление стереотипов в течение беременности;
Первый - теоретический - этап начинается с рождения мальчика до момента получения сведений о беременности его жены. Формирование стереотипов об отцовстве происходит в процессе взаимодействия с собственными родителями. Причем степень влияния отца и матери зависит от возраста ребенка. Отец является фигурой, которая помогает ребенку изучать мир, собственное тело и его возможности через силовые игры. Позднее взаимоотношения родителей становятся моделью поведения в обществе сверстников в младшем школьном и подростковом возрасте. Однако на формирование представлений об отцовстве оказывает влияние не только семейная ситуация. Часто мужчина, выросший без отца, может быть хорошим родителем, если у него есть модель мужского поведения.
В среднем к 18-23 годам формируются основные представления об отцовстве. Характерные для этого периода: молодые люди собираются иметь детей в будущем, но не сейчас, считают необходимым планировать рождение детей и рассматривают это как перспективу только через несколько лет (от двух до пяти).Они положительно относятся к детям, но общаются не часто, полагают, что с рождением ребенка у мужчины появляется большая ответственность. Принимая социальные стереотипы современности как собственное мнение, они полагают, что отец для ребенка является образцом для подражания, воспитывает физически и духовно, социально поддерживает, дает чувство уверенности в себе, защиту.
Второй этап - «слом» стереотипов в период беременности партнерши. Этот этап начинается с того момента, когда мужчина узнал, что будет отцом, до начала взаимодействия с уже родившимся ребенком. Сам момент сообщения о беременности и осознание факта реальности ребенка разнесены во времени. Реакция на сообщение о беременности может быть различной в зависимости от многих факторов, включающих намерения мужчины относительно конкретной женщины, материальную, социальную и другие виды готовности принять ответственность за будущую жизнь. Даже в том случае, когда решение о рождении ребенка принято заранее и является результатом оформления потребностно-эмоциональной и ценностной сфер отцовства, выраженном в желании иметь ребенка, известие о беременности может вызвать сложные переживания.
Беременность жены для мужчины обозначает ограничение желаний, перестройку планов, погруженность в многочисленные бытовые дела. Как таковая способность мужчины вынести потерю внимания к себе и одновременно дарить его другим, не получая при этом немедленного удовлетворения, определяет насколько он может быть хорошим отцом. По мнению А.Н. Друсиловой и И.С. Баклушанского, поворотным моментом в формировании чувства отцовства, а также возникновения возможных проблем, является середина беременности, примерно четвертый месяц, когда у женщины появляется живот, ее положение становится явным, и ребенок становится «материальным», более реальным.
Беременность жены ставит перед мужчиной сложную задачу - справиться с внезапными ощущениями и оказать психологическую поддержку жене, взять на себя большую часть внешних проблем, создав защитный барьер между женщиной, носящей ребенка, и остальным миром. Как поведет себя будущий отец в каждом конкретном случае, будет зависеть от многих факторов. Основные из них - его личностный склад, зрелость отношений к семье, осознанная оценка возникающих трудностей, способность справиться с ними и отношения с собственной матерью и отцом.
Первые два этапа представляют собой период подготовки к общению с ребенком. Теоретические представления об отцовстве формируются в социуме с начала жизни мужчины, затем изменяются, преломляясь через собственный опыт общения с еще не родившимся ребенком через жену и преобразования, изменения самосознания, самооценки и образов Я. Этот процесс является, очень сложным и легко нарушается при отторжении со стороны жены или социальных проблемах будущего отца, таких, как отсутствие материальных ресурсов, постоянной работы и др. Мужчины, которые подвергаются финансовым кризисам, часто отказываются от экономических и психологических обязанностей отца, что частично является следствием уязвимости отцовства по отношению к успеху во внешней среде. Многие мужчины испытывают повышенную тревожность и ответственность за материальное положение семьи, это приводит к стремлению больше работать, чтобы обеспечить семью, но может вызывать чувство одиночества у жены. Другие, наоборот, делают вид, что ничего не происходит такого, о чем стоило бы беспокоиться. Такие мужчины полагают, что рождение ребенка - нормальное физиологическое явление и с раздражением относятся к проявлениям тошноты, утомляемости, плаксивости беременной жены. Таким образом, отсутствие теоретической подготовки к отцовству, страх перед рождением ребенка способствуют возникновению тревожности. Г. Дик-Рид считает, что этот период требует от мужа понимания, терпимости и бескорыстия по отношению к жене, чтобы правильно оценить ее мысли и поведение во время беременности, т.е. мужчина оказывается в ситуации повышенных требований. Считается, что этот период является периодом проверки готовности к отцовству. Тем не менее, этот период является важным с точки зрения формирования отношения к будущему ребенку и собственной позиции в семье.
Третий этап - период после рождения ребенка - практический период. Этот период является критическим с точки зрения возникновения бондинга - связи мужчины с родившимся - ребенком.
Отец, по их мнению, воспитывает в ребенке рациональность, нормальные условия развития, эстетическое, нравственное развитие.
Таким образом, формирование отцовства является сложным многоступенчатым процессом, на который влияют различные факторы, в том числе социальные, семейные и личностные.
Основные выводы по первой главе:
В последние два века роль отца сводится исключительно к материальной поддержке.
Ряд исследований, проведенных за последние годы, продемонстрировал, что присутствие отца играет исключительно важную роль даже на самых ранних стадиях развития ребенка, то есть до трехлетнего возраста.
Отцы, занимающие важное место в жизни своих маленьких детей, не только проводят с ними время, но и чутко отзываются на их желания, слёзы и потребности.
Родители пользуются определёнными приёмами воспитания в зависимости от ситуации самого ребёнка, его поведения в данный момент, принадлежности к определённой культуре
В большинстве семей проблема ухода за ребёнком снимается тем, что отец и мать подбирают себе взаимодополняющие роли.
Отсутствие отца в период младенчества создаёт немалые трудности для функционирования семейной системы.
Определяющими измерениями родительского поведения являются контроль и теплота.
Существует четыре стиля родительского поведения:
Авторитетный
Авторитарный
Либеральный
Индифферентный
В структуру отцовства входят следующие компоненты:
Потребностно - эмоциональный;
Операциональный;
Ценностно - смысловой;
Оценочный.
Выделяют стадии родительства:
принятие решения о рождении ребенка;
беременность;
период становления родительства;
период зрелого родительства, период, называемый периодом «постродительства», т.е. бабушек и дедушек.
В онтогенезе комплекса отцовства можно выделить три основных этапа:
Стереотипное представление об отцовстве до беременности жены;
Переосмысление стереотипов в течение беременности;
Собственно формирование чувства отцовства после рождения ребенка.
Формирование отцовства является сложным многоступенчатым процессом, на который влияют различные факторы, в том числе социальные, семейные и личностные.
.ОТЦОВСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
.1 Феномен отцовства в современном обществе
В нашем обществе существует масса проблем касающихся того, что ребёнок остается, окружён вниманием только одного из родителей. Особенно трудно приходиться тому родителю, который воспитывает детей один. К сожалению, существуют матери и отцы одиночки, которым приходиться воспитывать своих детей в одиночестве. Это очень трудная работа, так как всё своё время, силы, доходы тратиться на детей.
Дети, потерявшие кого-либо из своих родных, испытывают сильные зачастую новые для себя чувства. Их пугает то, что они не могут объяснить своей реакции на то, что произошло. Они нуждаются во взрослых, чтобы взрослые помогли им разобраться в происходящем.
Наилучшая помощь травмированному ребёнку, когда взрослый включится в его ситуацию и постепенно выстроит надёжную эмоциональную связь с ребёнком, таким образом, продолжая внезапно прервавшийся диалог. Этот новый контакт может стать впоследствии новой прочной базой, благодаря которой ребёнок будет в состоянии сам справиться с постигшим его несчастьем.
В первое время после смертного случая дети чаще всего очень бояться находиться вдали от взрослых. У них могут быть проблемы со сном, озлобленность, раздражительность, замкнутость и стремление к изоляции, печаль, тоска, чувство потери, мучительные воспоминания и фантазии.
Дети переживают горе не каким-то определённым образом, а по-разному. В этот период жизни взрослый обязательно должен находиться рядом со своим ребёнком.
Дети развода
Распад семьи имеет для детей много последствий. На развитие ребёнка оказывают влияния оба родителя, а развод означает, что контакт с ними обоими уже не будет одинаково частым. Кроме того, до развода родителей дети в течение долгого времени живут в напряжении. Возможно, они уже слышали слово «развод», произносимое (порой - весьма громко) в их доме в течение многих месяцев или даже лет и сопровождаемое плачем, криками и, возможно даже драками. Когда отношения между родителями нарушаются, даже очень маленькие дети понимают это. Дети хотят знать, что случилось с ними после развода родителей.
Когда один из родителей, наконец, покидает семью, дети могут бояться того, что другой родитель тоже оставит их. Ребёнок может чувствовать печаль, смятение, гнев и тревогу. Он может стать подавленным или начать демонстрировать разрушительное поведение в школе или дома. Многим детям (особенно маленьким) кажется, что это они виноваты в разводе родителей и если бы они вели себя лучше, то возможно, папа и мама не расстались. Иногда они пытаются вновь соединить родителей, стараясь вести себя безупречно либо погружаясь в фантазии об их примирении. Многие родители ещё больше усложняют ситуацию тем, что вначале не уверены в окончательности развода и, возможно, делают неудачные попытки опять соединиться, рождая, таким образом, в детях ложные надежды.
Во время и после развода отношения с обоими родителями изменяются, а в подростковом возрасте могут эмоционально отдалиться от семьи. Им часто приходится выслушивать взаимные обвинения родителей. Дети могут оказаться в центре битвы за то, с кем они должны остаться после развода, и каждый из родителей пытается привлечь ребёнка на свою сторону. Порой родители соревнуются за любовь детей и стараются подкупить их поддержками и позволяют делать то, чего не разрешает противоположная сторона. После развода родители часто находятся в состоянии сильного стресса и бывают неспособными осуществлять за ними необходимый контроль. Нередко они бывают менее внимательными к ребёнку, непоследовательными в требованиях дисциплины, малообщительны и равнодушны к его проблемам. Кроме того, порой дети безболезненно реагируют на попытки родителей найти себе нового партнёра. Например, оставшийся с матерью мальчик иногда принимает роль «главы семьи» и может почувствовать угрозу, когда на сцене появится «соперник».
Среди наиболее важных факторов, определяющих реакцию детей на развод родителей, выделяются:
Враждебность, которой сопровождается развод. При высоком уровне враждебности и гнева, сопровождающими развод, детям труднее приспособиться к сложившейся ситуации. Конфликт между родителями является основной причиной снижения у них чувства собственного благополучия. Когда родители ссорятся, у детей развиваются страхи и раздражительность. Они становятся уязвимы, когда их принуждают принять ту или иную сторону. Затяжные судебные баталии за родительские права, скандалы при дележе имущества, решении вопросов о режиме свиданий с ребенком, уходящего из семьи родителя о материальной поддержке ещё более осложняют ситуацию, как для взрослых, так и для детей.
Количество перемен, совершившихся в образе жизни ребёнка. Если ребёнок продолжает жить в том же дома, ходить в ту же школу и вокруг него остались те же друзья, к которым он привык, то последствия развода переживаются им легче. Если наоборот, его повседневная жизнь претерпевает большие изменения, например переезд в новый дом, поход в другую школу, смена друзей сказывается на ребёнке, его уверенность в себе и ощущение порядка в жизни с большей степенью вероятности подвергаются потрясению. Чем больше изменений претерпевает жизнь ребёнка, особенно после развода, тем труднее ему приспособиться к новым условиям.
Характер отношений родителей с детьми. Любовь и поддержка, которые проявляют оба родителя, существенно помогают ребёнку. Некоторые исследователи наблюдали, что характер продолжающихся отношений между родителями и ребёнком гораздо важнее, чем присутствие обоих родителей дома. На самом деле, иногда развод является более позитивным вариантом для ребёнка, чем совместное проживание с обоими родителями, которые постоянно спорят и борются друг с другом.
отец воспитание семья
Отцы - одиночки
Отцы - одиночки - это те люди, которые берут на себя обязанность воспитывать ребёнка без матери. Они могут это делать по ряду причин, включая такие как развод, после которого ребёнок остаётся один; смерть или болезнь матери; ситуация, когда мать способна заработать больше, чем отец и потому ей необходимо работать, а также признание того, что отец является более умелым и внимательным родителем.
На сегодняшний день не так много отцов, которые остаются опекунами своих детей после развода, их число постепенно увеличивается и на данный момент составляет 10 %. Ещё 16% осуществляют опеку над детьми совместно с бывшей супругой.
Отцы - одиночки во многом сталкиваются с теми же проблемами, что и одинокие матери. Однако их финансовое положение обычно более прочное. Одно из исследований отцов - одиночек показало, что многие из них до развода принимали самое активное участие в воспитании своих детей. Большинство отцов - одиночек сохраняют тесные эмоциональные отношения со своими детьми, отдают много сил и средств заботе о них и очень переживают, если им не удаётся удовлетворить их запросы или проводить с ними достаточно времени. Родительский опыт, однако, не всегда подготавливает их к тем трудностям, с которыми они встречаются, когда им приходиться работать и одновременно с этим воспитывать детей. Многие отцы - одиночки испытывают те же чувства одиночества и подавленности, что и одинокие матери. Одиноким отцам, так же как и матерям - одиночкам, бывает трудно сохранить круг своих друзей и получить иную эмоциональную поддержку.
Отцам - одиночкам можно присвоить определение как герои. Ведь это невероятный «подвиг», взять на себя ответственность воспитывать ребёнка в одиночестве без матери. Это, безусловно, сказывается на поведении отца, он осознает то, что ему придётся полностью изменить свою жизнь и посвятить её ребёнку. Также меняются внутренние качества отца, он понимает, что должен стать человеком, у которого два призвания папа и мама в одном лице. Изменить свои привычки, манеры общения, смириться с тем, что только он является объектом для подражания, помощи, поддержки и развития ребёнка. Не зря говорят: «Человек привыкает ко всему». Каждому человеку нужно время для адаптации, привыкнуть к сложившейся ситуации. Спустя время отец привыкает к этой роли, и становится привычным явлением. Ребёнок взрослеет, а значит, становится более самостоятельным. Отец понимает, что у ребёнка начинают проявляться совсем другие интересы к разным сферам общества. Также понимает, что ребёнок не всегда будет рядом с ним, пройдёт время и наступит тот момент, когда ребёнок станет взрослым самостоятельным человеком и ему захочется создавать свою семью.
Отцы
На первый взгляд по сравнению с теми существенными физическими и психологическими изменениями, которые происходят с матерью, роль отца кажется связанной со столь значительными переменами. Обычно это не так. Многие из них признаются, что ощущают волнение и гордость, но некоторые говорят и о том, что по отношению к ребёнку испытывают чувство соперничества. Большинство мужчин имеет повышенное чувство ответственности, которое иногда им кажется непомерным. Некоторые отцы чувствуют зависть к жёнам из-за того, что им принадлежит активная роль в появлении на свет нового человеческого существа, тогда как им приходится оставаться лишь сторонниками наблюдателями этого важного события. Кроме того, они тревожатся о будущем не меньше, чем матери: волнуются, смогут ли прокормить семью, стать хорошими отцами. Мужчины не меньше женщин беспокоятся о том, будут ли дети любить и уважать их, смогут ли они сами отвечать эмоциональным запросам ребёнка. Некоторые видят в появлении ребёнка возможность обучения воспитанию детей, понимая их. Другие озабочены поиском новых источников финансирования матери и младенца. Многие мужчины стараются оказать эмоциональную поддержку своим жёнам. Если в семье уже есть дети, отцы начинают проводить с ними больше времени, готовя их к появлению нового члена семьи.
Адаптация к исполнению роли родителей - важный жизненный этап для взрослых, особенно при рождении первого ребёнка; они должны совершить экономические и социальные изменения в своей жизни, модифицировать существующие отношения.
Учёные в настоящее время намного расширили свои познания об отцах и их функциях. Имеются свидетельства того, что в наше время отцы проводят со своими маленькими детьми больше времени, чем раньше. Они осуществляют повседневный уход за ребёнком и могут купать, пеленать, кормить и качать его так же умело, как мать. Отцы способны улавливать сигналы ребёнка столь же чутко, как матери, и младенец может привязаться к отцу так же сильно. Младенцы могут испытывать страх расставания с отцом в такой же степени, как и страх расставания с матерью. Более того, как можно было ожидать, у отцов, которые посвящают больше времени заботам о грудном ребёнке, устанавливаются с ним более прочные отношения привязанности к детям и это приносит большую пользу. Однако, несмотря на свои возможности, большинство отцов не берут на себя первичные (следующие сразу после родов) обязанности по уходу за ребёнком. Как результат, отношения отца с младенцем часто отличаются от материнских отношений с ним.
Роль отца чрезвычайна, важна в создании условий и стимулировании развития определённых навыков, помогающим детям преуспеть в учении. Когда ребёнок происходит из такой семьи, когда нет мамы, или она страдает каким-либо психическим расстройством, либо если отношения между отцом и ребёнком сложного характера, или ребенку негде заниматься из-за плохих жилищных условий, то велика вероятность того, что у него будет плохая успеваемость в школе.
В целом если говорить, то дети, которых воспитывают отцы, как правило, будут хорошо учиться, если отец будет оказывать поддержку и помогать своими советами. Чтобы ребёнок достиг определённых успехов в какой-либо определённой деятельности, отец должен стать для него авторитетом, чтобы он мог брать с него пример. Когда у ребёнка появится представление о том, что его папа «герой», ребёнок начнёт ему подражать и будет стараться быть похожим на него. Главное также чтобы отец верил в силы и способности своего ребёнка, поощрял его, иначе отдача будет минимальна. В тот период, когда ребёнок ходит в школу, отец должен быть предельно внимателен. Он должен контролировать и поощрять школьные достижения своего ребёнка, именно от этого зависит, как будет учиться его ребёнок хорошо или плохо.
В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов. Папа не просто кормилец, это человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе
Очевидно одно: чем раньше начинаются попытки помочь ребёнку, тем больше его шансы на успех в дальнейшей жизни. Многие дети недооценивают свои реальные способности, они просто не ожидают от себя многого и удивляются, если их оценки время от времени оказываются высокими. Причины более высоких достижений в учёбе могут быть связны с ценностями той культуры, в которой они воспитаны. По Мак-Клелланду мотивация достижения - стремление достичь успеха и превосходства - является приобретённой культурной ценностью.
Отцы принимают активное участие во всех сферах деятельности, в которых участвует его ребёнок. И со всей старательностью отдают себя ребёнку. Чтобы ребёнок хорошо преуспевал в школе, отец должен хорошо зарабатывать. Отец должен обеспечивать ребёнка полноценным, здоровым питанием, которое является главным «кормом» для мозга и активности ребёнка. Комфортные условия проживания, также важны при воспитании ребёнка.
Учёба в школе важный процесс в жизни ребёнка, отец полностью должен контролировать его в этом. Также должен объяснять непонятный материал, сохраняя при этом терпение, а это работа не из лёгких в нашем обществе. Детям нужно развивать шесть видов умственной деятельности:
Воспоминание: восстановление в памяти фактов, представлений и понятий.
Воспроизведение: следование образцу и алгоритму.
Реорганизация: распространение и перенесение знаний в новые ситуации, изобретение оригинальных решений проблем.
Соотнесение: связь вновь приобретённых знаний, которые были усвоены ранее или с личным опытом.
Рефлексия: исследование самой мысли и причин её появления.
Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности.
Можно сделать небольшой вывод: дети делают отцов добрей, внимательней, более ответственными, аккуратными, нежными, старательными. Любое «каменное» сердце можно растопить, и это запросто сделает долгожданный ребёнок.
Если ребенок и отец будут много общаться, есть большой шанс того, что ребёнок будет проявлять привязанность, любовь и уважение к отцу. Отцу, безусловно, тяжело воспитывать ребёнка одному, это тяжёлая нагрузка, большая ответственность, ведь все навыки, умения, взгляды на многие вещи отец будет передавать ребёнку, что повлияет на его дальнейшее развитие. Ему трудно поднимать на ноги ребёнка без его матери. Ведь мама как никто другой, знает, любит, ценит, поощряет, поддерживает, заботится о своём ребёнке. Каждый ребёнок имеет уникальные переживания и опыт, отличные от переживаний и опыта других детей, и для каждого они имеют различные результаты.
Всё зависит ещё от характера ребёнка, будет он с радостью принимать все советы отца, или наоборот будет противиться и поступать так ему хочется. Это может привести к тому, что ребёнок станет безответственным, грубым, злым, наглым, самоуверенным, капризным со сложным характером. Главное в отношениях между отцом и ребёнком, чтобы отец не перегибал палку. Мужчины сами по себе волевые, самоуверенные, целеустремленные, агрессивные, а вот женщины полная их противоположность они добрые, отзывчивые, справедливые, с мягким характером. Важно чтобы отец с ребёнком находил ту золотую середину в общении с ребёнком, чтобы не испугать его, в противном случае если этого не сделать, то это приведёт к психическим расстройствам. Если отец видит, что у ребёнка какие - то проблемы, то нужно чтобы отец не стеснялся и обратился к специалисту. Ведь если этого не сделать, ничего хорошо точно не произойдёт.
Мне хотелось бы ещё обратить внимание на то, что в нашем обществе существует масса детей, которые были лишены своих родителей и определены либо в детские дома, либо за их воспитание брались бабушки и дедушки.
При исследовании приёмных детей предполагается, что генетические условия не зависят от окружающих условий приёмной семьи. При передаче детей чаще всего стараются выбрать такую приёмную семью, которая соответствовала бы социальной среде биологических родителей. Когда происходит усыновление. Усыновление часто происходит после того, как ребёнок уже прожил вместе со своими биологическими родителями сколько-то времени. Следовательно, уже невозможно гарантировать выполнение названной выше предпосылки независимости.
Усыновление как критическое, изменяющее жизнь событие. Усыновление ( и причины, приводящие к нем у) само по себе является критическим, изменяющим жизнь событием, которое может вызвать психические расстройства у приёмного ребёнка.
Подведём небольшой итог: отцовство представляет собой феномен, на формирование и функционирование которого большое влияние оказывает социокультурный аспект. Но, несмотря на то, что это отцовство изучается и исследуется уже многие годы, роль отца, его значение в становлении личности ребенка является неотъемлемой частью научного мира, человеческой истории, культурного наследия.
Основные выводы по второй главе
В нашем обществе существует масса проблем касающихся того, что ребёнок остается, окружён вниманием только одного из родителей.
На сегодняшний день не так много отцов, которые остаются опекунами своих детей после развода, их число постепенно увеличивается и на данный момент составляет 10 %.
Мужчины не меньше женщин беспокоятся о том, будут ли дети любить и уважать их, смогут ли они сами отвечать эмоциональным запросам ребёнка.
В наше время отцы проводят со своими маленькими детьми больше времени, чем раньше.
Отцы осуществляют повседневный уход за ребёнком и могут купать, пеленать, кормить и качать его так же умело, как мать.
Дети, которых воспитывают отцы, как правило, будут хорошо учиться, если отец будет оказывать поддержку и помогать своими советами.
Дети делают отцов добрей, внимательней, более ответственными, аккуратней, также нежными, старательными.
Важно чтобы отец с ребёнком находил ту золотую середину в общении с ребёнком, чтобы не испугать его, в противном случае если этого не сделать, то это приведёт к психическим расстройствам.
Заключение
В данной курсовой работе рассмотрена одна из основных проблем общества: отцовство, как социокультурный феномен. Были рассмотрены поставленные задачи такие как: отцовство как психологический и социокультурный феномен; роль отца в воспитании ребёнка и стили воспитания ребёнка; структура феномена отцовства; этапы формирования отцовства; роль отца в современном обществе.
В данной работе акцент сделан на определении роли и места отведённое в обществе отцу, его индивидуальности, актуальности и значимости.
К счастью, в нашем обществе много таких отцов, которые берут ответственность на себя и воспитывают своего ребёнка в одиночестве. Причин для этого много, например такие как: развод, после которого ребёнок остаётся один; смерть или болезнь матери; ситуация, когда мать способна заработать больше, чем отец и потому ей необходимо работать, а также признание того, что отец является более умелым и внимательным родителем.
Нынешнее представление об отцах многословно. Кто-то говорит, что он герой, кто-то наоборот считает, что он злодей. Отцы являются важной составляющей в нашем современном обществе. Ведь они являются не только материальной поддержкой, но и также как и матери воспитывают детей, относятся со всей душой, теплом, уважением, гордостью к своему ребёнку. Отцы принимают активное участие во всех сферах деятельности, в которых участвует его ребёнок. И со всей старательностью отдают себя ребёнку. Отцы осуществляют повседневный уход за ребёнком и могут купать, пеленать, кормить и качать его так же умело, как мать. Отцы способны улавливать сигналы ребёнка столь же чутко, как матери, и младенец может привязаться к отцу так же сильно. Младенцы могут испытывать страх расставания с отцом в такой же степени, как и страх расставания с матерью. Если матери нет рядом, отец всеми силами пытается стать авторитетом для своего ребёнка, примером для подражания. Отец также хочет, чтобы его ребёнок гордился, что у него такой сильный, мужественный, волевой, целеустремлённый, смелый и в то же время добрый, отзывчивый, любящий папа.
Отец - это человек, у которого два лица. В нём прекрасно совмещаются две противоположности. Ведь с давних времен, отец был главой семьи, добытчиком еды и преданным защитником. В его обязанности мало входило планов, чтобы воспитывать ребёнка. Вся ответственность лежала на хрупких плечах матери. В культурах разных стран такое существует. Дети делают отцов добрее, внимательнее, более ответственными, аккуратными, нежными, старательными. Любое «каменное» сердце можно растопить, и это запросто сделает долгожданный ребёнок.
Нынешнее представление об отцах изменилось в лучшую сторону, ведь раньше в древние времена, ребёнок рассматривался как низшее существо, которое принадлежит родителям как прочая собственность. В Древнем Египте отношения отцов и детей строились на взаимовыгодном сотрудничестве: дети помогали по дому, отцы их кормили. Дети были полностью подчинены воле отца. В Древнем Риме отношения отца и детей строились как отношения владения вещью, а не на основе любви или заботы. У отца были более важные интересы, чем воспитание детей. Отец имел абсолютную власть над детьми, и даже сыновья не могли получить ничего, пока он был жив.
Любовь отца, основана на определенных условиях, она руководствуется принципом «Я люблю тебя, потому что ты оправдываешь мои надежды, потому что ты исполняешь свой долг, потому что ты похож на меня». В такой любви можно выделить отрицательные и положительные стороны. Отрицательная сторона состоит в том, что любовь отца необходимо заслужить, иначе ее можно потерять, не оправдав надежд. В самой природе отцовской любви заложено, что послушание становится главной добродетелью, а непослушание - главным грехом, расплата за который - лишение отцовской любви. Положительная сторона состоит в том, что если любовь возникает на определенных условиях, ее можно завоевать, приложив все усилия. В отличие от материнской любви, любовью отца можно управлять.
Поэтому нужно ценить, радоваться тому, что сейчас прекрасные отцы, которые могут, умеют и хотят заботиться о своих детях, пеленать их, кормить здоровой пищей, воспитывать, любить бескорыстно и искренне, защищать, волноваться, быть авторитетом, опорой и поддержкой во всех сферах деятельности.
Список использованных источников:
МАСТЕРА ПСИХОЛОГИИ. Грэйс Крайг, Дон Бокум «Психология развития» 9-е издание. 2011 год.
С. 146 -148;
С. 296 - 298;
С. 300 - 301;
С. 308;
С. 397 - 401;
С. 443 - 444;
С. 475 - 478;
С. 606 - 607;
С. 617 - 619;
С. 621 - 623.
Материалы III международной научной студенческой конференции « Научный потенциал студенчества в XXI веке » Том второй. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 144 с. Северо-Кавказский государственный технический университет. #"justify">МАСТЕРА ПСИХОЛОГИИ. Под редакцией М.Перре, У.Бауменн «Клиническая психология» 2-е международное издание.2007 год. С. 210 - 211.
Ю.Г. Фролова «Психосоматика и психология здоровья». Издание второе, переработанное и дополненное. Минск,2003. С. 148
И. А. Фурманов, Н.В Фурманова «Психология депривированного ребёнка». Москва 2004 год.
С. 29
С. 76
О. М. Айванхов «Воспитание до рождения». Санкт-Петербург 1992. С.7
С. П. Ильин «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины». 2003 год. Глава 10 (10.5).
Абрамова, Г.С « Возрастная психология». Учебное пособие/Г.С. Абрамова. - М. Просвещение, 1997 С. 530
Акивис, Д.С«Отцовская любовь» /Д.С. Акивис. - М: Профиздат, 1989 С. 270
Евсеенкова, Ю.В. «Развитие личности в диаде «Отец - ребёнок»: Доклад - <http://www.humanities.edu.ru/db/msg/44456>
Мид. М «Культура и мир детства» /М.Мид. - М.:Педагогика, 1988 С.285
Мухина,В.С «Детская психология»: учебник/В.С.Мухина. - М.Владос,2006 С. 697
Попова. П «Современный мужчина в зеркале семейной жизни»/П. Попова. - М.:Педагогика, 1986 С. 220
Прокофьева,М.Ф. «Отцы и их дети после развода/Л.М Прокофьева,М.Ф. Валетас//Соци.-2002.- N 6С. 112 - 116
Рахимов, А.З « Психология семьи» /А.З. Рахимов - Уфа,1999С.340
«Роль отца в социализации детей» / Под ред. Т.В. Андреева - СПб.: речь,2004 г.С. 190
Сатир. В. « Психотерапия семьи» /В. Сатир. - СПб. Питер ,200С.390
Целищева. Мужской разговор: вначале - отец.//Народное образование-2008.№1 С.233-241
Габидулина,Р. «Отцы глазами детей»//Воспитание школьников.-2004.-№10. С.47-4
Зеньковский, В.В «Психология детства»/В.В Зеньковский. - М.: Педагогика ,1996. С.621
Бендас, Т.В. «Гендерная психология»/Т.В.Бендас. - СПб.: Питер,2008 С.675
Обухова, Л.Ф «Детская психология»: учебное пособие/Л.Ф.Обухова. - М.:Роспедагенство,1996 С.49
Иглина, Н.Г «Психологические особенности отцовства»/ Н.Г. Иглина, О.В. Магденко, Н.А.Калиниченко. - М.: Союз,2002 С.220
Кулагина, И. Ю. «Возрастная психология»: Полный жизненный цикл развития человека: учебник/И. Ю. Кулагина. - М.ТЦ-Сфера,2004 С.612
Берлингейм, Д. «Доэдиповы отношения между отцом и ребёнком//Журнал практической психологии и психоанализа.-2002.-№2 С.45-60