Коммерческие банки России в современных условиях, тенденции их дальнейшего развития
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем,
что коммерческие банки занимают значительное место в кредитной системе, так как
они являются многофункциональными организациями, действующими в различных
секторах рынка ссудного капитала. Банки аккумулируют основную долю кредитных
ресурсов и предоставляют своим клиентам полный комплекс финансовых услуг,
включая кредитование, прием депозитов, расчетное обслуживание, покупку-продажу
и хранение ценных бумаг, иностранной валюты и др.
В современной рыночной экономике
деятельность коммерческих банков имеет огромное значение благодаря их связям со
всеми секторами экономики. Задачи банков заключаются в обеспечении
бесперебойного денежного оборота и оборота капитала, кредитовании промышленных
предприятий, государства и населения, создания условий для
народнохозяйственного накопления.
Следовательно успешное осуществление банковского менеджмента
является залогом надежного и стойкого функционирования коммерческих банков на
финансовом рынке. В связи с этим принципиальное значение приобретает вопрос
относительно правильного понимания содержания банковской деятельности и
обеспечения ее эффективности, которое в свою очередь требует комплексного,
всестороннего исследования сущности, роли и функций банков, именно как главных
организаторов кредитных отношений.
Изучению вопросов организации кредитной деятельности
коммерческих банков посвящено значительное количество трудов отечественных и
зарубежных экономистов, что характеризует важное место данной проблемы в числе
приоритетов банковской деятельности. Однако, отмечая несомненную ценность и
значимость проведенных научных исследований, нужно указать, что в настоящее
время в экономической литературе отсутствуют единственные подходы к пониманию
сущности и функций коммерческих банков, а следовательно не сформировано
определенных согласованных позиций относительно их роли в экономике с точки
зрения понимания их как главных институций организации кредитных отношений.
Предмет исследования - сущность и функции
коммерческих банков России.
Объект исследования - коммерческие банки
Российской Федерации и их функции.
Целью данной работы является анализ главных составных
подходов, которые определяют сущность и функции коммерческих банков.
Поставленная цель исследования обусловила
необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
- определить сущность и экономические основы деятельности
коммерческих банков;
охарактеризовать операции коммерческих банков;
оценить современное состояние развития коммерческих банков и
определить тенденции их развития.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования,
обеспечивает логическую последовательность в изложении результатов и состоит из
трех глав, в которых во взаимосвязи освещены вопросы, являющиеся предметом
данного исследования.
1.
Сущность и экономические основы деятельности коммерческих банков
1.1
Виды и роль коммерческих банков в кредитной системе
коммерческий комиссионный банк кредитный
Коммерческий банк - это институт кредитно-банковской
системы, организующий движение ссудного капитала с целью получения прибыли.
В зависимости от признаков структуризации банки можно
классифицировать следующим образом (см. Приложение 1):
По форме собственности выделяют государственные, акционерные,
кооперативные, частные и смешанные банки. Государственная форма собственности
чаще всего относится к центральным банкам.
Коммерческие банки в рыночном хозяйстве чаще всего являются
частными (по международной терминологии понятие частного банка относится не
только и даже не столько к банкам, принадлежащим отдельным лицам, сколько к
акционерным и кооперативным банкам). В централизованной системе хозяйства
коммерческие банки, как правило, государственные
По законодательству большинства стран на национальных
банковских рынках допускается функционирование иностранных банков.
По моему мнению, коммерческий банк следует считать не столько
предприятием или учреждением, которое осуществляет определенный набор операций
или обеспечивает финансовое посредничество на рынке, сколько одной из
институционных основ рынка или рыночным институтом. Рассмотрение коммерческих
банков как институтов лишь подчеркивает их общественно значимую
макроэкономическую роль, поскольку ни одно другое предприятие, учреждение или
организация, к какой бы отрасли или сектору экономики оно не принадлежало, имеет
сравнительно ограниченное влияние на процесс воссоздание. В то же время
коммерческие банки, организовывая кредитные отношения и влияя тем самым на
динамику массы денег в обращении, имеют достаточно действенное влияние на
обеспечение непрерывности всего воспроизводительного процесса.
Таким образом, коммерческие банки можно определить как
рыночные институты, которые обеспечивают организацию кредитных отношений и
непрерывность расширенного воссоздания и через совокупность депозитных,
кредитных и расчетных операций способные влиять на объем платежных средств и
динамику денежной массы в экономике. В таком понимании коммерческие банки - это
не просто субъекты рынка - одни из многих - а это специфические рыночные
институты, способные активно влиять на всю экономику.
По характеру выполняемых операций банки делятся на:
универсальные и специализированные. Универсальные банки могут выполнять весь
набор банковских услуг, обслуживать, независимо от направленности своей
деятельности, как физических, так и юридических лиц. В числе специализированных
банков находятся банки, специализирующиеся на внешнеэкономических операциях,
ипотечные банки и др. В отличие от универсальных банков специализированные
банки специализируются на определенных видах операций.
Возможна классификация и по обслуживаемым банками отраслям.
Банки могут быть многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из
отраслей или подотраслей (авиационную, автомобильную, нефтехимическую
промышленность, сельское хозяйство).
В России преобладают многоотраслевые банки, что более
предпочтительно с позиции снижения банковского риска. Вместе с тем в стране
достаточно представительна прослойка банков, созданных группами предприятий
отраслей. Они обслуживают преимущественно потребности своих учредителей; у
таких банков существенно возрастают риски не возврата кредитов.
По числу филиалов банки можно разделить на безфилиальные и
многофилиальные.
Наибольшее число филиалов в нашей стране имеет Сберегательный
банк Российской Федерации. В целом по России на 1 января 2012 года
насчитывалось 3105 филиалов, или в среднем 2,4 филиала на каждый коммерческий
банк. Наиболее высокая степень обеспеченности банковскими услугами наблюдается
в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах (без учета кредитных
организаций Москвы и Московской области). Наименее обеспечен банковскими
услугами Сибирский федеральный округ.
По сфере обслуживания банки делятся на: региональные,
межрегиональные, национальные, международные. К региональным банкам,
обслуживающим главным образом какой-либо местный регион, относятся и
муниципальные банки.
По масштабам деятельности можно выделить малые, средние,
крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения.
В банковской системе действуют также банки специального
назначения и кредитные организации (не банки).
Банки специального назначения выполняют основные операции по
указанию органов исполнительной власти, являются уполномоченными банками,
осуществляют финансирование определенных государственных программ. Наряду с
данными операциями уполномоченные банки выполняют и другие операции,
определяемые их статусом как банка
Таким образом, коммерческий банк - это институт
функциональной организации кредитных отношений, который обеспечивает
оптимальное соотношение спроса и предложения кредитных ресурсов, сбережений и
кредитных вложений, способствуя тем самым непрерывности экономического
развития. Выполняя данную функцию, коммерческие банки способны: во-первых,
консолидировать воспроизводительный кредитный потенциал альтернативных
пользователей средств, то есть тех экономических агентов, которые в состоянии в
данный момент времени производительно использовать временно свободные денежные
ресурсы в собственном обороте; во-вторых, перемещать денежные средства в
пространстве и времени, обеспечивая преодоление информационной асимметрии между
теми, кто нуждается в одолженных ресурсах, и теми, кто этими ресурсами владеет.
Следовательно, коммерческие банки обеспечивают благоустройство отношений
долгового характера между экономическими агентами в соответствии со свойствами
кредита.
1.2
Принципы деятельности и цель коммерческих банков
Современный коммерческий банк-это организация, созданная для
привлечения денежных средств и размещение их от своего имени на условиях
возвратности, платности и срочности.
Целью любого коммерческого банка является получение
максимальной прибыли при минимальном риски.
Первым и основополагающим принципом деятельности КБ является
работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это означает, что КБ должен
обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами,
кредитными вложениями и другими активами, но и добиваться соответствия
характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего
это относится к срокам. Так, если банк привлекает средства главным образом на
короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его
способность отвечать по обязательствам (ликвидность) оказывается под угрозой.
Вторым важнейшим принципом, на котором базируется
деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность,
подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей
деятельности.
Экономическая самостоятельность предполагает:
свободу распоряжения собственными средствами банка и
привлеченными ресурсами;
свободный выбор клиентов и вкладчиков;
свободное распоряжение доходами банка.
Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения КБ
со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя
ссуды, КБ исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и
ликвидности.
Четвертый принцип работы коммерческого
банка заключается в том, что государство может осуществлять регулирование его
деятельности только косвенными экономическими методами, а не прямыми приказами,
т.е. без вмешательства в оперативную деятельность.
1.3
Функции коммерческих банков
Коммерческие банки осуществляют следующие функции:
) аккумуляция временно-свободных денежных средств.
Особенность: собирает чужие временно свободные денежные средства и
использует их как в своих интересах, так и в интересах своих клиентов;
) регулирование денежного оборота. Через банки
проходит весь платежный оборот. Регулирование осуществляется посредством
различных нормативов ЦБ РФ;
) посредническая функция. Банк выступает
посредником между хозяйствующими субъектами и населением
Целесообразно выделить такую функцию коммерческих банков как
организация кредитных отношений вместо существующих позиций, которые выделяют
функции посредничества в кредите или финансового посредничества. Потребность в
выделении такой функции связана с тем, что банки не являются простыми
субъектами финансового рынка, которые предлагают определенные посреднические
услуги относительно перемещения средств между экономическими агентами. Они
являются инициаторами кредитных отношений и их институционной основой,
предлагая, с одной стороны экономическим агентам условия размещения имеющихся у
них временно свободных денежных средств на выгодных, прибыльных принципах, а из
другого - предлагая полностью определенный набор кредитных продуктов тем
субъектам рынка, которые нуждаются в данный момент в дополнительных денежных
ресурсах. Поэтому коммерческие банки являются не пассивными посредниками в
кредитных отношениях между субъектами рынка, а активными инициаторами и
организаторами этих отношений, которые отображают непосредственное содержание
их деятельности в виде отдельной функции.
Следовательно функция организации кредитных отношений
является важнейшей функцией коммерческих банков как главных рыночных
институтов, определяя их место и роль не только в кредитной системе, но и в
экономике в целом. Данная функция предусматривает реализацию таких важнейших
заданий как:
во-первых, консолидацию воспроизводительного потенциала
кредита, который обеспечивается его участием во всех стадиях расширенного
воссоздания.;
во-вторых, поддержание платежеспособности экономических
агентов во всех отраслях и секторах экономики на основе создания средств
платежа в процессе вторичной эмиссии.;
в-третьих, выравнивание информационной асимметрии между теми,
кто нуждается в одолженных средствах, и теми, кто ими владеет;
в-четвертых, выравнивание пространственной и часовой
асимметрии между потенциальными кредиторами и заемщиками.
Следовательно, в существующем перечне функций коммерческого
банка можно выделить как главную функцию организации кредитных отношений, что в
отличие от существующих функций финансового посредничества или посредничества в
кредите позволяет акцентировать внимание не на пассивной роли банка как
посредника, а на его активном влиянии на процесс расширенного воссоздания через
кредитные взаимоотношения субъектов рынка, в которых он выступает главным
звеном и в значительной степени инициатором
Таким образом, функция организации кредитных отношений
заключается в консолидации коммерческими банками воспроизводительного
потенциала кредита и преодолении информационной, пространственной и часовой
асимметрии в процессе перераспределения временно свободных средств в экономике
на принципах возвратности и платности.
Таким образом, перечень основных функций, осуществляемых
коммерческими банками, можно сформулировать в таком виде: функция организации
кредитных отношений; функция организации платежей в хозяйстве; функция создания
кредитных средств обращения. При этом формулировка первой функции именно к
таком виде позволяет акцентировать внимание на общеэкономической роли
коммерческих банков как основных организаторов кредитных отношений, что
определяется их возможностями привлекать временно свободные денежные средства,
а также возможностью эффективно использовать аккумулированные ресурсы на
удовлетворение временных потребностей реального сектора экономики с целью
обеспечения непрерывности индивидуальных кругооборотов капиталов предприятий, а
также потребительских потребностей населения. Следовательно, в настоящее время
именно систему коммерческих банков следует рассматривать как национальную сферу
финансовых услуг кредитного характера, исторически сформированную,
законодательно закрепленную, структуру институционной и функциональной
организации кредитных отношений.
2.
Операции коммерческих банков
2.1
Активные операции коммерческих банков
Активные операции - это операции, посредством которых банки
размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и
поддержания ликвидности. К активным операциям банка относятся: краткосрочное и
долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и
научной деятельности организаций; предоставление потребительских ссуд
населению; приобретение ценных бумаг; лизинг; факторинг; инновационное
финансирование и кредитование; долевое участие средствами банка в хозяйственной
деятельности организаций; предоставление ссуд другим банкам.
Активные операции банка по экономическому содержанию
подразделяют следующим образом:
ссудные (учетно-ссудные);
расчетные;
кассовые;
инвестиционные и фондовые;
валютные; гарантийные.
Ссудные операции - это операции по предоставлению (выдаче)
средств заемщику на началах срочности, возврата и платности. Ссудные операции,
связанные с покупкой (учетом) векселей либо принятием векселей в залог, - это
учетные (учетно-ссудные) операции.
Виды ссудных операций чрезвычайно разнообразны и делятся на
группы по следующим критериям:
■ тип заемщика;
■ способ обеспечения;
■ сроки кредитования;
■ характер кругооборота средств;
■ отраслевой признак;
■ назначение (объекты кредитования);
■ порядок выдачи средств;
■ метод погашения ссуды;
■ степень риска и др
Итак, классификация ссуд заемщиков и объектов кредитования
может быть проведена по ряду признаков.
По субъектам кредитной сделки (по кредитору и заемщику) можно
осуществить следующую группировку.
В зависимости от типа кредитора:
■банковские ссуды (предоставляемые отдельными банками
или
банковскими консорциумами, объединениями, в силу чего
получили название консорциальных;
■ ссуды кредитных организаций небанковского типа
(ломбардов, пунктов проката, касс взаимопомощи, кредитных кооперативов,
строительных обществ, пенсионных фондов и пр.);
■ личные, или частные, ссуды (предоставляемые частными
лицами);
■ ссуды, предоставляемые заемщикам организациями
(например, в порядке коммерческого кредитования или ссуды с рассрочкой платежа,
предоставляемые населению торговыми организациями) и др.
В настоящее время в России в связи с общей экономической
нестабильностью подразделение ссуд по срокам условно. Банки, предоставляя
ссуды, обычно подразделяют их на краткосрочные (до одного года) и долгосрочные
(свыше одного года). Краткосрочную ссуду можно оформить на определенный срок (в
пределах одного года) или до востребования. Ссуда до востребования не имеет
фиксированного срока, и банк может потребовать ее погашения в любое время. При
предоставлении ссуды до востребования часто предполагается, что заемщик
сравнительно ликвиден и что активы, в которые вложены заемные средства, могут
быть превращены в наличность в кратчайший срок.
По отраслевому признаку различают ссуды, предоставляемые
банками предприятиям промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта,
связи и т.д.
Кредиты могут принимать форму прямого или косвенного банковского
кредита. При предоставлении прямого банковского кредита заключается
кредитный договор между банком и заемщиком - пользователем ссуды. Косвенный
банковский кредит предполагает наличие посредника в кредитных отношениях банка
с клиентом. Таким посредником чаще всего выступают предприятия розничной
торговли. Кредитный договор в этом случае заключается между клиентом и
магазином, который в последующем порядке получает ссуду в банке.
Косвенное банковское кредитование позволяет банку сократить
влияние рисков (кредитных, процентных, валютных, рыночных и прочих), поскольку
ссуды, предоставляемые, например, юридическим лицам (торговым организациям,
предприятиям, фирмам и т.д.), позволяют с большей степенью достоверности и
реальности определить кредитоспособность заемщика (юридического лица),
возможности погашения ссуды в срок и полностью, организовать действенный
контроль, в том числе на стадии погашения ссуды. С точки зрения клиента, важно
также, что он получает ссуду в момент возникновения потребности в ней (в
торговой организации при покупке товаров длительного пользования, например, по
кредитной карте) и нет необходимости обращаться в банк с просьбой о выдаче
ссуды.
Приведенная классификация условна, так как в банковской
практике подчас невозможно выделить ту или иную ссуду в «чистом виде» в
соответствии с определенным признаком классификации. Эта классификация отражает
многообразие ссуд, но не показывает всех возможных признаков группировки, в
силу чего ее можно продолжить по другим критериям.
Для примера я бы хотела рассмотреть активы банка Русский
Стандарт на основе годовой отчетности за 2011 год.
Рис. 1. Активы ЗАО «Банк Русский Стандарт»
ЗАО «Банк Русский Стандарт» - универсальный коммерческий
банк, основным направлением деятельности которого является предоставление
финансовых услуг населению.
В 2011 году приоритетным направлением деятельности для Банка
продолжало оставаться потребительское кредитование населения, включая
кредитование с помощью банковских карт. В сегменте потребительского
кредитования Банк сохранил лидирующие позиции. В 2011 году было предоставлено
более 2 385 тыс. потребительских кредитов на сумму более 63,8 млрд. руб. В 2011
году Банк продолжал активно расширять выпуск банковских карт. На конец 2011
года было выпущено свыше 33,6 млн. кредитных и дебетовых карт. Объем кредитов,
предоставленных по банковским картам в 2011 году, составил около 77,8 млрд.
руб. На 1 января 2012 года объем российского рынка кредитных карт составляет
11,3 млрд. долларов США. Доля Банка Русский Стандарт по размеру
консолидированного портфеля остается доминирующей и как показывает график,
наблюдается прирост в 2011 году на 47%.
Рис. 2 Динамика роста рынка кредитных карт (объем
задолженности физических лиц перед банками), млрд. долларов США
Как показывают данные основную долю в доходах Банка
составляют доходы, полученные по операциям потребительского кредитования и
кредитования путем выпуска банковских карт. Доля доходов, получаемых от этих
операций, в общих доходах за 2011 год (за исключением восстановления резервов
на возможные потери по ссудам и прочим активам, а также доходов от переоценки
счетов в иностранной валюте) составила около 89,0%. Таким образом,
рентабельность Банка зависит, в основном, от количественных и качественных
показателей портфелей потребительских кредитов и кредитов, предоставленных по
банковским картам.
.2 Пассивные операции коммерческих банков
Пассивные операции - это операции по аккумулированию средств.
В результате этих операций в банк привлекаются средства юридических и
физических лиц, государственные средства, средства акционеров, которые
используются для проведения активных операций.
В результате пассивных операций формируются банковские
ресурсы, которые отражаются в пассиве баланса банка. Источниками формирования
банковских ресурсов являются собственные, заемные и привлеченные средства.
Существуют четыре основных вида пассивных операций
коммерческих - банков:
первичная эмиссия ценных бумаг;
отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение
фондов;
кредиты и займы, полученные от других юридических лиц;
депозитные операции.
Все операции банков делят также на
) депозитные
) недепозитные операции.
С помощью первых двух форм пассивных операций создается
первая крупная группа ресурсов - собственные ресурсы. Следующие два вида
пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов - заемные, то есть
привлеченные ресурсы.
Значение собственных ресурсов банка, прежде всего, состоит в
том, чтобы поддерживать его устойчивость. На начальном этапе создания банка
именно собственные средства покрывают первоочередные расходы (земля, здания,
оборудование, зарплата), без которых банк не может начать свою деятельность. За
счет собственных ресурсов банки создают необходимые им резервы. Наконец,
собственные ресурсы являются главным источником вложений в долгосрочные активы.
Привлеченные средства банков покрывают значительную часть
потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде
всего кредитных. Роль их исключительно высока. Мобилизуя временно свободные
средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие
банки с их помощью удовлетворяют потребность экономических агентов в
дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал,
обеспечивают потребности населения в потребительском кредите.
Депозитными называются операции банков по привлечению
денежных средств юридических и физических лиц в депозиты (вклады) на
определенные сроки либо до востребования. На долю депозитных операций обычно
приходится основная часть пассивов банков. К примеру, объем рынка вкладов
физических лиц в рассматриваемом Банке Русский Стандарт на 1 января 2012 года
составил 11,87 трлн. рублей. Общий прирост рынка за 2011 год составил 2,05
трлн. рублей. Немногим менее половины рынка вкладов физических лиц контролирует
Сбербанк (46,9%), но за прошедший год его доля сократилась на 1%, также
лидирующие позиции занимают банки с государственным участием: ВТБ24 (7,2%),
Газпромбанк (1,9%), Банк Москвы (1,3%), Россельхозбанк (1,3%).
К недепозитным источникам привлечения ресурсов, как
отмечалось ранее, относятся: получение займов на межбанковском рынке,
соглашения о продаже ценных бумаг с обратным выкупом, учет векселей и получение
ссуд у ЦБ РФ, получение зарубежных займов, продажа банковских акцептов,
эмиссионные источники: выпуск векселей, выпуск облигаций и др.
2.3
Комиссионные операции банков
Банки ведут также комиссионные операции, то есть выполняют
различные поручения своих клиентов за их счет. Такие поручения связаны с
переводом денег как внутри одной страны, так и из одной страны в другую.
Комиссионные банковские операции - операции, выполняемые
банками по поручению клиентов за комиссионное вознаграждение. В сферу
комиссионных операций входят:
инкассовые, аккредитивные и переводные операции;
предоставление банковского акцепта и аваля по долговым
обязательствам;
купля-продажа по поручению клиентов ценных бумаг, валюты,
драгоценных металлов;
посредничество в размещении акций и облигаций;
услуги по инкассации;
бухгалтерское обслуживание, предоставление консультаций и
услуги по кредитным карточкам.
Это непереводные операции, при которых клиент поручает своему
банку (в котором он встал на расчетно-кассовом обслуживании) перевести
определенную сумму со счета клиента указанному адресату. Когда операция
совершена, банк высылает или выдает (если клиент является в банк лично)
документ о совершении перевода. За проводимую операцию банк взимает комиссию.
Комиссионные операции выполняются банками по поручению
клиентов за определенную плату (комиссию). К таким операциям относятся расчеты,
гарантии, торговые сделки, операции с валютой, инкассирование векселей и чеков,
прием на хранение ценных бумаг.
Техника комиссионных операций коммерческого банка подробно
характеризуется договором комиссии. Применяемые формы в товарно-комиссионных
операциях носят следующий характер:
а) простые сделки по приобретению или реализации на
комиссионных началах отдельных партий товаров;
б) крупные комиссионные договоры, по которым банк принимает
на себя обязанности производить всю реализацию продукции данного предприятия
(группы предприятий) или осуществлять его гарантированное снабжение.
Размер взимаемой банками комиссии - обычно 1-2% суммы
поручения. По условиям комиссионной сделки клиент банка, как правило,
оплачивает все дополнительные расходы, связанные с куплей или продажей товаров:
транспортные, страховые, на оплату услуг связи, складские, рекламные и т.п.
Таким образом, комиссионное вознаграждение банку, если договором не
предусмотрен иной порядок распределения расходов, полностью включается в
прибыль банка.
Зачастую товарно-комиссионная сделка совмещается с кредитной
и факторинговой операциями банков, а также операциями по хранению и
транспортированию ценностей. Возможные формы кредитных отношений:
а) покупка банком ценностей по поручению предприятия при
последующей их оплате хозорганом за счет кредита;
б) реализация банком товаров по поручению предприятия с
предоставлением ему ссуд, возмещающих отвлечение средств в расчеты;
в) реализация товаров по поручению с выдачей ссуды покупателю
на приобретение товаров и т.п. Товарно-комиссионные операции банка во многих случаях
сопровождаются ссудами одновременно продавцу и покупателю, причем объектом
залога выступают товары, принятые на комиссию.
3. Коммерческие банки России в современных
условиях. Тенденции их дальнейшего развития
В современных условиях, которые характеризуются кризисными
явлениями в банковской сфере, усилением конкуренции между банковскими
учреждениями, надежность и последующее развитие банковской системы России прямо
зависит от эффективности деятельности уже существующих банков и от их
способности обеспечить рынок банковскими продуктами. В этих условиях для
обеспечения стойкости коммерческих банков необходимо эффективно управлять
доходами банков во взаимосвязи с расходами и прибылью, которые являются
основными показателями результативности их деятельности.
На протяжении 2010-2012 годов банковская система России имела
стойкую тенденцию к росту основных финансово-экономических показателей -
капиталу, обязательств, активов. Но в то же время наблюдалась высокая степень
риска банковской системы, низкий уровень капитализации банков, большая доля
проблемных займов, в кредитных портфелях, недостаточное развитие ассортимента
банковских услуг, что привело к ухудшению финансового состояния банков, их
неплатежеспособности и ликвидации, некоторых. Основными рисками, с которыми
столкнулись коммерческие банки России были риски невозвращения населением и
компаниями средств по долгосрочным кредитам (в первую очередь ипотечным),
существенные колебания курса рубля по отношению к доллару и появление долговых
обязательств перед иностранными кредиторами .
Финансовый кризис негативно отразился не только на финансовых
показателях коммерческих банков, но и на качестве услуг, которые
предоставляются ими. Например, много финансовых учреждений затягивают выплаты
по депозитам, срок действия которых уже истек. Банки уговаривают клиента
продлить срок действия вклада. Некоторые финансовые структуры возвращают
депозиты частями, при этом значительно растягивая этот процесс во времени. В
условиях, когда ограниченны кредитование и источники получения доходов для
банков, много финансовых учреждений повышают тарифы на расчетно-кассовое
обслуживание, в первую очередь, на осуществление коммунальных платежей. Также
банки обеспечивают выполнения показателей прибыльности за счет увеличения
объемов и, соответственно, роста доходов по другим операциям (операции с
банковскими металлами, денежные переводы, обмен валют, аренда индивидуальных
сейфов, и так далее).
Основне показатели деятельности банков России в
2010-2012 гг.
Показники
|
По
состоянию на
|
Изменения
за период
|
|
01.01.2010
|
01.01.2011
|
01.01.2012
|
млрд.
грн.
|
%
|
175
|
184
|
182
|
7
|
104,0
|
из них: с
иностранным капиталом
|
47
|
53
|
51
|
4
|
108,5
|
Активы банков,
млрд. руб.
|
599,3
|
926
|
880
|
280,7
|
146,8
|
Кредиты
предоставлены, млрд.. руб.
|
485
|
792
|
747
|
262
|
154,0
|
Обязательства,
млрд., руб
|
528,4
|
805,8
|
764,5
|
236,1
|
144,7
|
Собственный
капитал, млрд. руб.
|
69,5
|
119,2
|
115,1
|
45,6
|
165,6
|
Доходы,
млрд. руб.:
|
68,1
|
122,5
|
142,9
|
74,8
|
209,8
|
проценты.
|
50,8
|
88,4
|
121,2
|
70,4
|
238,6
|
комиссионнные
|
12,4
|
19,6
|
16,2
|
3,8
|
130,6
|
Затраты,
млрд. руб.:
|
61,5
|
115,2
|
181,4
|
119,9
|
295,0
|
проценты
|
28,6
|
50,8
|
66,6
|
38
|
232,9
|
комиссионнные
|
1,4
|
2,2
|
3
|
1,6
|
Чистый
финансовый результат, млрд. руб.
|
6,6
|
7,3
|
-38,4
|
-45
|
-581,8
|
В течение 2010-2012 гг. (табл. 1) наблюдается увеличение активов
банков на 280,7 млрд. руб. (46,8%), обязательств банков, на 236,1 млрд. руб.
(44,7%), собственного капитала, на 45,6 млрд. руб. (65,6%). Состоянием на
01.01.2012 г. большую часть общих активов составляют кредитные операции -
74,6%. В течение анализируемого периода произошло увеличение предоставленных
кредитов на 262 млрд. руб., или на 54%.
По результатам анализа можно сделать вывод, что общие доходы
банков в течение 2010-2012 годов увеличились на 74,8 млрд. руб. (109,8%), что
состоялось за счет увеличения процентных доходов на 138,6% (на 70,4 млрд.
руб.), а за счет комиссионных - на 30,6% (на 3,8 млрд. руб.). Общее увеличение
доходов сопровождалось ростом всех его составляющих. Следовательно, можно
сделать вывод, что общая оценка динамики доходов банков позитивна. В течение
этого периода общие расходы банков выросли на 119,9 млрд. руб. (195%) за счет
увеличения процентных расходов на 38 млрд. руб. (132,9%), комиссионных - на 1,6
млрд. руб. (114,3%). Однако, темпы роста расходов опережают темпы роста доходов
в 2011 году, финансовый результат по банковской системе имеет отрицательный
результат и составляет - 38,4 млрд. руб.
На сегодняшний день в условиях финансового кризиса некоторые
банки вообще приостановили свою деятельность, уменьшилось количество депозитов,
стали увеличиваться ставки по кредитам, что негативно повлияло на деятельность
банковского сектора. Отмеченные выше аспекты требуют от банков повышения
эффективности деятельности, усовершенствования методических подходов для
обеспечения финансовой устойчивости путем более полного использования
банковских инструментов и услуг, эффективного управления банковской
деятельностью, в условиях нестабильной внешней среды, финансового оздоровления
на основе реорганизации через слияние и присоединение, создание банковских
корпораций и холдингов. Этот вопрос на сегодняшний день является очень
актуальным для банковского сектора, финансовой сферы и экономики страны в
целом.
Поэтому нужно выделить такие основные направления повышения
доходов коммерческих банков как:
Создание и развитие системы мониторинга доходов, который
раскрывает причины их изменений и дает возможность обнаружить резервы роста
прибыльности банковской деятельности, для увеличения которой необходимо:
повышать процентные доходы, оптимально управляя кредитным портфелем;
увеличивать часть доходных активов в объеме общих активов банка; обеспечивать
рост непроцентных доходов.
Усовершенствование системы внутреннего контроля в разрезе
подсистемы контроля доходов и расходов, которое обеспечивает повышение качества
и эффективности управления доходностью банка с помощью своевременного выявления
отклонений от запланированных результатов на всех стадиях и уровнях процесса
управления и срочного информирования соответствующих подсистем управления о
необходимости принятия определенных корректирующих действий относительно
ликвидации нарушений и предотвращения их появления в будущем.
Реформирование бюджетирования, которое предусматривает
пересмотр количества бюджетных позиций. Нужно проанализировать целесообразность
предусмотренных позиций, возможно, что некоторые из них могут быть укрупнены за
счет объединения, что также позволит сократить количество времени, потраченного
на процесс бюджетирования. Обязательным условием пересмотра традиционного
подхода к бюджетированию является взаимодействие с другими подразделами.
Эффективное управление текущими пассивами, которое
заключается в краткосрочном размещении временно свободных средств клиентов на
текущих счетах в активные операции с целью повышения доходов и процентной маржи
банка.
В условиях мирового кризиса, который бесспорно негативно
влияет на банковскую систему России, реализация этих мероприятий будет
способствовать решению проблем, а также на какие коммерческие банки нужно
обратить особенное внимание. Также необходимо уделить внимание вопросу о
формировании доходов и оптимизации их структуры во взаимосвязи с расходами с
целью повышения прибыльности и обеспечения ликвидности коммерческих банков.
Заключение
Коммерческие банки - основное звено кредитной системы. Они выполняют
практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями
коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное
кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между
ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить
прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование,
создать систему кредитования населения (потребительского кредита).
В связи со скудной институциональной инфраструктурой
финансового рынка и отсутствием в настоящее время в нашей стране условий для
функционирования специализированных институтов (инвестиционные, ипотечные и др.
банки), именно на коммерческие банки, выполняющие широкий спектр операций
ложится решение вопроса о развитии его отдельных секторов. Это требует от
банков выработки основных программ их развития, ресурсного регулирования,
освоения новых форм размещения капитала, разработки соответствующих принципов
поведения на рынке. Диверсифицируя свою деятельность, коммерческие банки
стремятся не только активно реагировать на потребности финансового рынка, но и
найти оптимальное соотношение риска и доходности проводимых операций, повысить
свою конкурентоспособность и надежность.
Целью функционирования коммерческого банка в условиях
перехода отечественной экономики к развитым рыночным отношениям является его
стремление получить наибольшую прибыль. В настоящее время в условиях снижения
инфляционных доходов банков, уменьшения доходности государственных ценных бумаг
и других финансовых инструментов, ужесточения требований Центрального Банка
России к кредитным организациям, от коммерческих банков, в рамках выполнения
возложенных на них функций, требуется максимальное использование всех их
возможностей и резервов.
Усиление конкуренции как на внутреннем, так и на
международном уровне требует от банков модификации своей деятельности.
Традиционные виды банковских операций усложняются, приобретают новые черты. В
то же время возникают совершенно новые, оригинальные виды финансовых услуг, не
имевшие аналогов в практике. Одновременно наблюдается существенное возрастание
рисков, связанных с банковской деятельностью, и для любого коммерческого банка
важным является предвидение их и снижение до минимального уровня.
Список
использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. Режим
доступа: http://base.garant.ru
2. О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России).Федеральный закон Росссийской Федерации от 10.07.2002 №86-ФЗ:
принят Гос. Думой ФС РФ 27.06.2002 г. // СЗ РФ. - 2002. - №28. - Ст. 279. -
Режим доступа: http://base.garant.ru
. О банках и банковской деятельности:
Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. №395 Режим доступа:
http://base.garant.ru
. А.Д. Шеремет. Г.Н. Щербакова. Финансовый
анализ в коммерческом банке М. Финансы и статистика. 2011. 254 с.
. Алексашенко С. «Банковский кризис: туман
рассеивается?», журнал «Вопросы экономики», 2011, №5. - с. 4-42
. Банки и банковские операции: учебник для
вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, О.М. Маркова и др.; Под ред. Е.Ф. Жукова. -
М.: Банки и биржи; ЮНИТИ. 2010, 451 с.
. Банковское дело: Учебник / [Под ред.
О.И. Лаврушина]. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика,
2009. - 672 с.: ил.
. Банковское дело: Учебник / [Под ред.
Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой]. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы
и статистика, 2011. - 592 с.
. Банковское дело: Учебник / [Под ред.
д-ра экон. наук, проф. Г.Г. Коробовой]. - М.: Экономистъ, 2011. - 751 с.
. Банковское дело: Учебник / [Под ред.
проф. В.И. Колесникова]. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 231 c.
. Банковское право Российской Федерации.
Особенная часть. В 2 т.: Учебник/ [Отв. ред. Г.А. Тосунян]. - М.: Юристъ, 2009.
- Т. 2. - 783 с.
. Богданова, О.М. Коммерческие банки в
России: формирование условий устойчивого развития / О.М. Богданова. - М.:
Финстатинформ, 2012. - 425 с.
. Бюллетень банковской статистики
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru
. Деньги, кредит, банки: Учеб. / Г.И.
Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под ред. Г.И. Кравцовой. - Мн.:
БГЭУ, 2009. 317 с.
. Жарковская Е.П. Банковское дело: учебник
/ Е.П. Жарковская. - М.: Омега-Л; Высш. шк., 2011. - 440 с.
. Исаев, А.М. Практика банковского
управления и финансового анализа. Пособие для банкиров / А.М. Исаев. - М.: АО «Арго»,
2012. - 245 с.
. Калимов Д.А., Томкович Р.Р. Банковские
операции: правовое регулирование и практика обслуживания клиентов / Д.А.
Калимов, Р.Р. Томкович. - М.: Амалфея, 2009. - 752 с.
. Киселев В.В. Управление коммерческим
банком в переходный период, М.: Финансы и статистика, 2011. - 128 c.
. Некипелов, А.С. Стратегия и тактика
денежно-кредитной политики в условиях мирового экономического кризиса //
Вопросы экономики. 2012. №1. С. 5-14.
. Скуров, К.А. Ресурсная база Российского
коммерческого банка: особенности формирования / К. Скуров // Деньги и кредит. -
2012. - №12.
. Тавасиев, А.М. Банковское дело: базовые
операции для клиентов: учеб. Пособие по спец. «Финансы и кредит» / А.М.
Тавасиев, В.П. Бычков, В.А. Москвин. - М.; Фин. и стат., 2011. - 304 с. ил
. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки:
учеб. пособие / В.И. Тарасов. - Мн.: Мисанта, 2010. -512 с.