Занимательный
математический материал
|
Развлечения
|
Математические
(логические) игры, задачи, упражнения
|
Дидактические
игры и упражнения
|
Загадки,
задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математич. квадраты,
математич. фокусы
|
"Танграм",
"Стомахион""Гексатрион""Пифагор",
"Колумбово яйцо", "Кубики для всех"
|
С
блоками, кубиками на включение нахождение
|
Шашки,
шахматы
|
Словесные
|
С
наглядным материалом
|
Словесные
|
|
|
|
|
|
|
|
Занимательность математическому материалу
придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении,
развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в
вопросе: "Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?" -
необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа,
втянуться в игру воображения. Математические игры.
Математическими считаются игры, в которых
смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для
нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ
условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется
применение математических методов и умозаключений или аналогичных им.
Цепочка примеров
Например: самое простое упражнение
Цель. Закрепить умения детей сравнивать числа.
Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен
быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т.
д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на 2
группы, ответивший неправильно, выбывает из игры (флажки делаем сами на
переменах).
Игра проста по содержанию и поставленной задаче;
ее участники должны произвести арифметические действия или назвать требуемое
число на основе знания последовательности и отношении между числами.
Занимательность, интерес обеспечивают игровые действия (бросание мяча, флажок),
игровая постановка цели, правила, приемы стимулирования умственной активности.
Разновидностью математических игр и задач
являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку
мышления при выполнении логических операций и действий: "Найди недостающую
фигуру", "Чем отличаются?" " и др. Игры -
"Чудо-мешочек", "Вычислительная машина" - предполагают
строгую логику действий.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток,
головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который
ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку,
у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и
стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить,
найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
Дети подготовительной группы осуществляют поиск
или путем сочетания мысленных и практических проб, или только мысленно. Все это
дает основание для утверждения о возможности приобщения дошкольников в ходе
решения занимательных задач к элементам творческой деятельности. У детей
формируется умение вести поиск решения путем предположений, осуществлять разные
по характеру пробы, догадываться.
Из всего многообразия занимательного
математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят
дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в
различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических
фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать
новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает
конкретную задачу совершенствования математических (количественных,
пространственных, временных) представлений детей.
Все дидактические игры я разделила
для себя на несколько групп:
. Игры с цифрами и числами.
. Игры путешествие во времени.
. Игры на ориентировку в
пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
Так как дети приходят «домашние» с
минимальным, а порой и нулевым представлением о геометрических фигурах,
начинаем мы с простого.
Игра «Сроители» (строим дом для героя заяц,
волк, медведь и т.д.)
Цель. Закрепить умение быстро находить
геометрическую фигуру определенного размера, цвета.
Правила. Ответ следует сразу за вопросом;
называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Выполнивший эти
условия ребенок берет фигуру себе. Игровые действия включают элементы
занимательности, соревнования.
Ход игры. На доске раскладывают в беспорядке
10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники)
разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок говорит:
"Кто нашел большой круг?", "Кто нашел маленький синий
квадрат?" и т. д. Ребенок, правильно и быстро показавший и назвавший
фигуру, берет ее себе. В конце подсчитывают, сколько у кого фигур, объявляют
победителей. Строят разноцветный дом.
Обучение решению задач на смекалку (головоломки)
Из всего многообразия головоломок наиболее
приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками (можно
использовать спички без серы). Их называют задачами на смекалку геометрического
характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация,
преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В
дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации
работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления
из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются
таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат
преобразованию. На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование
надо проделать и какая фигура должна получиться в результате. От решения
задач-головоломок с помощью воспитателя (на основе частичных подсказок,
использования наводящих вопросов, подтверждения частичного решения) дети
переходят к полностью самостоятельному быстрому решению задач.
Логические упражнения и задачи в обучении детей
математике
В дошкольном возрасте с целью развития мышления
детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений.
Это задачи на нахождение пропущенной фигуры,
продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду
фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др.,
например:
Которая из геометрических фигур здесь лишняя и
почему?
В работе с детьми 5-6 лет используются простые
логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять
последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по
признаку, целенаправленно думать. Эти задачи наглядно представлены в виде
чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Дети, решая их, в ходе поисков
ответа могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать
предметы и т. д. Практические действия облегчают решение задачи, делают его
более убедительным и доказательным. Кроме указанных, можно использовать другие
несложные логические упражнения, заимствуя их из детских периодических изданий
("Веселые картинки", "Искорка", "Мурзилка" и
др.). Воспитатель может сам составлять логические упражнения, исходя из
конкретных задач обучения детей на занятиях: закрепления представлений о
геометрических фигурах, их отличительных признаках, размерных соотношениях
предметов и т. д.
Игры на воссоздание из геометрических фигур
образных и сюжетных изображений
Особое место среди математических развлечений
занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц,
домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при
этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной
определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они
интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат - составить увиденное на
образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по
подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Игра "Танграм"
Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 8X8
см из картона, пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7
частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника,
квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к
другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по
собственному замыслу.
Упражнения в составлении, ориентируясь на образ.
Образец не убирается, дети могут вновь обращаться к нему в случае затруднения.
Он должен быть изготовлен в виде таблицы на листе бумаги и равен по размеру
фигуре-силуэту, получаемому в результате составления из имеющегося у детей
набора фигур к игре. Это облегчает на первых занятиях анализ и сопоставление
(проверку) воссозданного изображения с образцом. На следующих занятиях, по мере
накопления опыта в составлении фигур, нет необходимости придерживаться этого
правила.
Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в
обучении детей на занятиях
Из многообразия математических игр и развлечений
детям в дошкольном возрасте доступны, интересны загадки и задачи-шутки.
В загадках математического содержания
анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки
зрения, подмечены простейшие математические отношения:
Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.)
Пять братцев в одном домике живут. (Варежка.) Стоит Антошка на одной ножке. Где
солнце станет, туда он и глянет. (ПодсолнухВ красном домике сто братьев живут,
все друг на друга похожи. (Арбуз.) Нас 7 братьев, летами все равные, а именем
разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели.) В году у дедушки 4 имени. Кто это?
(Весна, лето, осень, зима.) Кто в году 4 раза переодевается? (Земля.) Много
рук, а нога одна. (Дерево.) Пять мальчиков, пять чуланчиков, разошлись мальчики
в темные чуланчики. (Пальцы в перчатке.) Четыре ноги, а ходить не может.
(Стол.)
Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи
с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить
находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике.
Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно
напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря
чему можно догадаться о решении, дать ответ, замаскировано внешними условиями,
второстепенными.
Назначение загадок и задач-шуток, занимательных
вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности,
выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические
отношения, замаскированные внешними несущественными данными.
Занимательный математический материал для работы
с детьми вне занятий
Организация уголков занимательной математики
"Домино фигур", "Составь
картинку", "Арифметическое домино", "Лото", "Найди
пару", игры в шашки и шахматы и др. При правильной организации и
руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию познавательных
способностей у детей, формированию интереса к деятельности с числами,
геометрическими фигурами, величинами, решению конкретных задач индивидуальной
работы с детьми, совершенствованию математических представлений.
Журналы, лабиринты, пазлы и т.д.
Развлечения, лабиринты, пазлы и т.д.
Воспитатель, готовясь к подобной работе,
составляет сценарии с учетом опыта своих детей, имеющегося материала и условий
деятельности дошкольного учреждения. При этом включает материалы, помогающие не
только развивать умственную активность ребят, смекалку, конструктивные умения,
но и осуществлять в процессе работы с занимательными задачами, играми,
смекалками, головоломками разностороннее развитие детей, формировать у них
такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстроту,
ловкость, привычку к трудовому усилию - умственному, физическому, создавать
условия для проявления творчества, выработки активной позиции
Для успешной подготовки детей к обучению в школе
необходимы не только определенные знания, но и умение последовательно и
логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.
И именно задачи на смекалку, головоломки,
логические игры учат детей планировать свои действия, обдумывать их, искать
ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество.
Такая работа активизирует мыслительную
деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для
профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Литература
математический дидактический игра
ребенок
1. Абашин Э.А. Весёлые задачки:
Арифметика для малышей /Ч.1-3. - М.: Дрофа, Наталис, 1998.
. Всё для дошколят /Сост. Н.Л.
Вадченко, Н.В. Хаткина. - М.: ЗАО "БАОПРЕСС", 2001.
. Генко Ж.Ю. О содержании и
структуре дидактической игры. - В сб.: Умственное воспитание детей в детском
саду. Л., 1981.
. Гришин В.Г., Ильин. Е.И. Шахматная
азбука. М., 1980.
. Дидактические игры и упражнения по
сенсорному воспитанию дошкольников/Под ред. Л.А. Венгера. 2-е изд. М., 1978.
. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н.
Геометрия для малышей. М., 1975.
. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н.
Математическая азбука. М., 1980.
. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки.
М., 1984.
. Линькова Н.П. Игры, игрушки и
воспитание способностей. М., 1969.
. Метлина Л.С. Математика в детском
саду. М., 1984.
. Минский Е.М. От игры к знаниям.
М.. 1982.
. Моро М.И., Вапняр Н.Ф., Степанова
С.В. Математика в картинках. М., 1980.
. Никитин Б.П. Развивающие игры. М.,
1981.
. Соболевский Р.Ф. Логические и
математические игры. Минск, 1977.
. Труднев В.П. Считай, смекай,
отгадывай. М., 1980.
Статьи из журнала "Дошкольное
воспитание"
. Грачева 3.А. Значение
математической игры "Танграм" для умственного развития дошкольников,
1971, № 1.
. Михайлова 3.А. Занимательные игры
и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности,
1984, № 8.
Интернет-ресурсы
18. http://suhin.narod.ru/bibl6.htm
. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_08e.shtml
.
http://games-for-kids.ru/obuchenie-matematike/obuchenie-matematike.php
.
http://www.kindereducation.com/zadachi_print.html
. http://suhin.narod.ru/bibl6.htm