Культурная жизнь в Мавераннахре в IX - X вв
Культурная жизнь в
Мавераннахре в IX - X вв
С правлением Саманидов
связан большой подъем культурной жизни в Хорасане и в Мавераннахре, когда Мерв,
Бухара, Самарканд, Ургенч все более приобретали славу культурнейших центров
своего времени.
Выше мы видели, что
арабское завоевание и насильственная исламизация Средней Азии привели к победе
совершенно чуждого местному населению арабского языка в мусульманском
богословии, в официально-чиновничьем мире и в среде персидской, согдийской и
хорезмийской аристократии. В аббасидское время в городах почти все население
вынуждено было считать себя мусульманином[1]
.
Арабский язык применялся не только в проповеди и в молитве, — на нем написано
была вся богословская и юридическая литература (фикх), поскольку последняя была
неразрывно связана с богословием. В канцеляриях безраздельно господствовал
арабский язык. На нем писались все бумаги, и человек, не знавший арабского
языка, не мог стать чиновником. Характернее же всего то, что даже местная аристократия,
когда-то так сопротивлявшаяся арабам, самим ходом жизни вынуждена была знать
арабский язык не хуже своего родного языка ради получения и сохранения
привилегированного положения.
Арабский язык, по
настоянию завоевателей-арабов, применялся в культурной жизни и научной работе;
на нем писались научные труды.
Таджикский язык начал
отвоевывать себе позиции в литературе только в Х в. Истахри, составивший в 30-х
годах Х в. свое географическое сочинение, упоминает, что в Бухаре, наряду с
согдийским языком, был еще язык “дари”, под которым и нужно понимать
литературный язык саманидского времени.
Табари отмечает, что
еще в первой половине VIII в. во владениях Балха, а также Хутталяна, таджикский
языком[2]
,
пользовались в качестве литературного. Табари рассказывает, что когда известный
арабский наместник Асад ибн Абдулла[3]
был разбит во время своего похода в Хутталян, местная, повидимому балхская
молодежь сочинила насмешливое четверостишие, посвященное бежавшему полководцу.
Четверостишие это, включенное в текст Табари, написана на языке “дари”. Этот же
язык “дари” был распространен в Хорасане и других областях Ирана. Таджикский
литературный язык перенял свой алфавит от арабской письменности, порвав с почти
изжитой к тому времени согдийской и пехлевийской письменностью.
Многие представители
согдийской династии покровительствовали литературе, поэзии, наукам, изобразительным
искусствам и архитектуре.
Наиболее оживленным в
культурном отношении городом при
саманидах была Бухара. Сам Ибн Сина именно здесь, в одной из книжных лавок,
нашел нужное ему сочинение Фараби, которое помогло ему получить ясное
представление об учение Аристотеля.
Славилась саманидская
Бухара и своей библиотекой, находившейся в эмирском дворце. Ибн Сина имел
возможность работать в этой библиотеке,
получив на то разрешения от эмира Нуха ибн Мансура (976 — 997 гг.) . В своей автобиографии
Ибн Сина дает ее краткое описание. Библиотека занимала ряд комнат. В каждой
комнате хранились рукописные книги по какой-нибудь специальной отрасли: в одной
комнате — по мусульманскому праву, в другой — произведения поэтов и т.д.
Хранились рукописные книги в сундуках. Бухарская библиотека имела в то время в
Передней Азии только одну соперницу — библиотеку во дворце буидского правителя
Адуд ад-Даула (949-983 гг.) в Ширазе, описанную арабским географом Макдиси.
Ширазская библиотека
размещалась в худжрах (комнатах), расположенных вдоль большой библиотечной
залы. Как и в Бухаре, рукописные книги здесь группировались по отраслям, каждой
из которых отведено было специальное хранилище. Преимущество Ширазской
библиотеки состояло в том, что книги хранились здесь на специальных
полках, а не в сундуках, как в Бухаре.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru
[1]
В городах
Мавераннахра имелись и представители других религий - общины христиан манихеев
и зороастрийцев, однако они составляли незначительное меньшинство населения.
[2]
Табари,
конечно, не применяет термина “таджикский”.
[3]
Асад ибн
Абдулла дважды был наместником Хорасана, первый раз в 723-727 гг., второй -
735-738 гг.