История Алжира

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,55 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История Алжира

История Алжира

Влияние Карфагена и Рима

Согласно самым ранним упоминаниям об Алжире, его первым населением были народы, говорившие на берберских наречиях. Около 800 до н.э. переселенцы из финикийского города Тир обосновались на территории современного Туниса и со временем создали независимое государство Карфаген. Расположенные в западном направлении города Аннаба, Скикда и Алжир, известный карфагенянам под названием Икосим (Оул, или, возможно, Торн), представляли собой торговые фактории Карфагена, расположенные на пути в Испанию. Когда в 146 до н.э. Карфаген был разрушен римлянами, на территории Нумидии, как тогда назывался Алжир, образовались два царства. Одно из них находилось на западе, столицей второго, расположенного на востоке, был город Сирта, современная Константина. Двумя наиболее известными нумидийскими царями были Масинисса (238–148 до н.э.), объединивший с помощью римлян оба царства, и его внук Югурта, который вступил с римлянами в войну, потерпел поражение и был казнен в Риме в 104 до н.э.

Впоследствии вся территория Алжира стала владением Римской империи. Начался процесс строительства больших городов, были сооружены дороги, мосты и акведуки. В период римского правления население страны приняло христианство, при этом многие христиане стали сторонниками донатистского религиозного движения. Донатизм являлся формой духовно-политического протеста против римского правления. Крупнейшей фигурой церковной и литературной истории римского Алжира был св. Августин (354–430 н.э.).

В 429, уже после падения Римской империи, по территории Алжира прошли орды вандалов, продвигавшихся из Испании в Тунис. Хотя в 6 в. Византии удалось установить относительный порядок на территории Туниса и в районе побережья, в самом Алжире воцарилось безвластие. Внутренние районы страны находились в руках берберских племенных вождей.

Завоевание Алжира мусульманами

В конце 7 в. н.э. на территории Северной Африки появились арабы-мусульмане. Относительно быстро, в том же веке, они покончили с остатками византийского правления, но лишь после ожесточенной борьбы сумели подчинить себе берберов. Завоеватели принудили местное население принять ислам, навязали свои язык, культуру, систему правления, создав арабо-берберскую цивилизацию, просуществовавшую до наших дней.

В период арабских завоеваний в Испании и Сицилии основным центром арабского могущества был Тунис, позднее сама Испания и Марокко. Хотя в период арабского правления на территории Алжира (700–1500) возникали незначительные государственные образования, они, как правило, подчинялись правителям Туниса, если находились в восточной части страны, или же правителям Марокко, если находились на западе.

Турецкое управление

В конце 15 в. христианская Испания, разгромив последнее на своей территории мусульманское государство Гранаду, направила свои войска в Африку и захватила алжирские порты Мерс-эль-Кебир, Оран, Алжир, Аннаба и Беджаия. Местные арабские правители обратились за помощью к падишахам Османской империи. Турки изгнали испанцев из Северной Африки, но затем отстранили от власти арабов и стали править самостоятельно.

Основателями военной колонии Алжир, впоследствии известной в Европе под названием Алжирского регентства, были братья Барбаросса. Старший из них, Орудж, в 1516 установил контроль над Алжиром, а затем распространил свою власть на Тлемсен. Его младший брат и преемник Хайраддин расширил границы своих владений, присоединив Аннабу, Константину, Бискру и оазисы Уаргла и Туггурт. В 1553, после долгих столкновений между арабами, испанцами и турками, был присоединен Тлемсен.

В течение более 100 лет страна управлялась губернаторами (пашами), назначаемыми из Стамбула. После 1671 Алжир в качестве турецкого владения стал пользоваться значительной автономией во главе с правителем, пожизненно избираемым высшими чиновниками и офицерами гражданской, военной и морской служб Алжира. Оджак, корпус янычар, составлявший важнейшую часть Османской армии в Алжире, набирался из жителей Анатолии, и если в 17 в. численность янычар составляла ок. 20 тыс. человек, то к 1830 их осталось приблизительно 5 тыс. Правитель Алжира признавал себя вассалом султана Османской империи, и в случае военных действий алжирский флот был обязан оказывать помощь турецкому. На всем протяжении 16 в. алжирский флот являл собой грозную силу, и когда в 1543 Франциск I вступил в союзнические отношения с Османской империей, французский порт Тулон был предоставлен алжирским морякам в качестве зимней стоянки. Турецкий язык использовался в системе управления страны, лишь турки могли занимать ответственные административные посты.

Традиции корсарства, заложенные еще братьями Барбаросса, сохранялись в Алжире на протяжении трехсот лет турецкого правления. Расцвет корсарства пришелся на 16 и 17 вв., затем, по мере совершенствования мореходных качеств и вооружения европейских судов, этот промысел стал сходить на нет. Тем не менее вплоть до захвата Алжира в 1830 французами местные корсары представляли собой угрозу для судов торгового флота.

В период турецкого владения Алжир был разделен на три провинции (бейлика) – Константину, Титтери (Медеа) и Маскару (совр. Оран). Местные арабские племена и берберы фактически были предоставлены самим себе.

Земля в Алжире 16–17 вв., как правило, находилась во владении всего племени, никто не имел личных наделов, но в Кабилии и других местах расселения берберов уже стали появляться первые деревни. Осуществлялся значительный по объему экспорт пшеницы, а также изюма, фиников, ткацких изделий, табака, кожи и пчелиного воска. Изделия алжирских ремесленников поступали на местный рынок. Ввоз дешевых промышленных товаров, начавшийся после захвата Алжира Францией, привел к почти полному упадку местного ремесленного производства. В период турецкого правления европейский импорт состоял главным образом из предметов роскоши. Французским предпринимателям принадлежала концессия на добычу кораллов и некоторые другие виды промыслов.

Деи заключали договоры с иностранными державами и принимали посольства и консульства. Чеканилась собственная алжирская монета, при правителе функционировал совет, состоявший из министра по делам внешней политики и флота (Увакиль аль-Харифк), военного министра (ага) и министра, отвечавшего за государственную казну и внутренние дела (хазнаджи).

Французское правление

Высадка французских войск в Алжире в 1830 ознаменовала возобновление французской экспансии в Северной Африке, прерванной в конце периода правления Наполеона. Агрессия разворачивалась на фоне обострения давних конфликтов из-за задержки Францией платежей за приобретенное в начале 19 в. алжирское зерно. Ситуация усугублялась тем обстоятельством, что во время публичной аудиенции 29 апреля 1827 разъяренный дей слегка ударил нагло державшегося французского консула Деваля опахалом. Этот инцидент послужил поводом для дальнейшей эскалации конфликта между странами. Французское правительство Карла X опасалось потери торговых факторий в Ла-Кале, Аннабе и Колло и намеревалось укрепить свои позиции с помощью военной силы. Ликвидация власти дея была представлена внешнему миру как желание положить конец пиратству алжирских моряков, что не могло не вызвать положительной реакции со стороны европейских держав. 14 июня 1830 французские войска под командованием генерала де Бурмона высадились в местечке Сиди-Фарруш в 21 км к западу от Алжира и быстро разгромили армию дея. 5 июля дей объявил о капитуляции.

Французские войска постепенно заняли все прибрежные районы вблизи Алжира, Беджаии, Аннабы, Мостаганема, Арзева и Орана, во внутренних областях страны образовалось независимое племенное государство во главе с эмиром Абд аль-Кадиром, которое развернуло ожесточенное сопротивление французской оккупации. В 1834 статус нового владения был признан по договору Демишеля, а позднее, в мае 1837, уточнен в соответствии с договором, подписанном в Тафне. Тем не менее, когда в том же 1837 французы захватили Константину и стало ясно, что они намереваются установить контроль над центральными и восточными районами страны, противоборство государства Абд аль-Кадира и французской колониальной армии вспыхнуло с новой силой.

Французское правительство одобрило план захвата территории всего Алжира, и на протяжении следующих семи лет французские войска под командованием генерала Бюжо вели вооруженные действия против отрядов Абд аль-Кадира. В 1844 Абд аль-Кадир обратился за помощью к султану Марокко Мулай Абд-ар-Рахману, и марроканские войска двинулись к границе с Алжиром. В августе 1844 в битве у р.Исли вблизи г.Уджды марроканцы потерпели сокрушительное поражение от французов. 10 сентября султан Марокко был принужден подписать Танжерский договор, по которому обязывался не оказывать поддержку Абд аль-Кадиру. В 1847 эмир был вынужден сдаться, но потребовался еще не один поход французских войск, чтобы завоевать Кабилию и районы крайнего юга, где в период 1849–1850 были уничтожены два оазиса – Зааджа и Нара.

В 1848 Алжир был объявлен французской территорией, три его провинции превратились в департаменты во главе с префектами, осуществлявшими административные функции. В 1858–1860 Алжир находился под прямым управлением министра по делам колоний в Париже, затем был передан в ведение военной администрации. В 1870 алжирские мусульмане были объявлены французскими «подданными», но не получили политических прав. В том же году было восстановлено гражданское управление, и в период 1881–1896 отдельные административные службы курировались соответствующими министерствами из Парижа. После 1896 была восстановлена должность генерал-губернатора.

Национальное движение

Алжирское национальное движение зародилось в период после окончания Первой мировой войны. Первая политическая партия в Алжире была создана в 1923 Мессали Хаджем. Национально-революционное движение «Североафриканская звезда» ставило своей целью борьбу за улучшение условий труда рабочих во всей Северной Африке. Затем оно стало называться Партией алжирского народа, а несколько позже было переименовано в Движение за торжество демократических свобод (МТЛД).

Фархат Аббас, фармацевт из Сетифа, на первых порах выступал за полную ассимиляцию мусульман и распространение на них прав в области образования и политических прав в целом, которыми до тех пор пользовались в стране лишь европейцы. Этому политическому деятелю принадлежит инициатива создания партии, известной под названием Демократический союз Алжирского манифеста (УДМА). В 1956 Фархат Аббас вступил в ряды Фронта национального освобождения (ФНО), а позже стал первым премьер-министром временного правительства Алжирской Республики (ВПАР).

Третьим политическим объединением, ставившим цели национального освобождения, была Ассоциация алжирских улемов-реформаторов, созданная ок. 1935, во главе которой стоял шейх Абд аль-Хамид Бен Бадис. Объединение выступало за очищение ислама и освобождение его от административной зависимости от французских властей, ратовало за создание школ с преподаванием только на арабском языке.

Во время Второй мировой войны в результате призывов союзнических войск к самоопределению, разгрома Франции, подъема арабского национализма в целом, присутствия на территории страны английских и американских войск накал национальных чувств усилился. В мае 1945 все эти факторы, а также голод и нищета военного времени, спровоцировали стихийные народные выступления в Сетифе, в ходе которых были убиты 88 французов. В ответ последовали репрессии со стороны властей, в результате которых французскими солдатами и европейскими поселенцами были убиты 8 тыс. алжирских мусульман.

В 1947 французское правительство, отказавшись обсуждать предложения Ферхата Аббаса относительно федерации, навязало Алжиру Органический статут, в соответствии с которым Алжир объявлялся группой департаментов с собственным гражданством и финансовой автономией. Статут предусматривал создание Алжирского собрания в количестве 120 членов, при этом в нем должны были участвовать представители европейцев и мусульман; предоставление полного французского гражданства 30 тыс. мусульман, отвечающим определенным образовательным и гражданским требованиям, а также удовлетворение многих серьезных претензий мусульманской общины.

В 1954 в руководимом Мессали Хаджем МТЛД произошел раскол на три фракции. Одна из них во главе с Мессали выступала за отказ от любого сотрудничества с Францией, вторая была готова сотрудничать с французами в муниципальных и других органах, третья призывала к вооруженной борьбе и созданию нового союза. В ночь на 1 ноября 1954 в районе Батны и более чем в 30 населенных пунктах в департаменте Константина члены третьей группировки реализовали идею вооруженного сопротивления, начав с нападений на полицейские посты, почтовые отделения и т.п. К весне 1956 движение вовлекло в свои ряды почти всех политических лидеров Алжира, кроме Мессали Хаджа, а также немалую часть молодежи, что обеспечило ему широкую поддержку среди населения. Под контролем восставших находились обширные сельские районы, население создавало особые фонды для поддержки борцов за свободу.

13 мая 1958 военная верхушка французской армии в Алжире совместно с европейскими поселенцами подняла мятеж, опасаясь, что новый премьер-министр пойдет на переговоры с ФНО. Их объединенные усилия привели к ликвидации Четвертой республики и возвращению к власти генерала Шарля де Голля.

В 1959 Париж сделал новые шаги в своей алжирской политике: лидерам национального движения было предложено определиться по вопросу о возможном статусе страны. Речь шла либо об интеграции с Францией, либо об автономии, либо об отделении; в последнем случае предусматривалось сохранение французского контроля над пустыней Сахарой и разделение остальной части Алжира по этническому принципу.

Тем временем ФНО при поддержке правительств Марокко и Туниса образовал в эмиграции временное правительство Алжирской Республики (ВПАР). Новое правительство поддержало принцип самоопределения и заявило о готовности обсудить условия прекращения огня при условии, что будут выработаны соответствующие гарантии для подлинно свободного народного волеизъявления.

В 1954–1961 Алжир был отрезан как от Марокко, так и от Туниса двойным рядом проволочных заграждений вдоль каждой границы с запретной зоной между рядами, тщательно контролируемой французскими сторожевыми нарядами. Линия средиземноморского побережья патрулировалась французскими военными кораблями, а территория Сахары контролировалась с воздуха. Около 150 тыс. мусульман служило во вспомогательных частях французской армии и в отрядах сельской самообороны.

К началу 1960 в ходе боевых действий было убито по крайней мере 100 тыс. бойцов алжирского сопротивления и ок. 10 тыс. французских военнослужащих. В лагерях беженцев на территории Марокко и Туниса находилось 150 тыс. алжирцев, приблизительно 1,1 млн. человек лишились крова.

Лишь с середины 1961 стали появляться надежды на мирное решение алжирского вопроса. Ряд взаимных уступок в ходе состоявшихся 18 марта 1962 во французском городе Эвиан-ле-Бене переговоров между ФНО и Францией привел к прекращению военных действий. Эвианские соглашения предусматривали создание временного исполнительного органа, состоящего из алжирцев и французов и верховного комиссара Франции, проведение референдума по вопросу о самоопределении Алжира, выборы правительства страны и вывод в течение трех лет французских войск; сохранение французского гражданства для уроженцев Франции, которые в течение трех лет будут иметь двойное гражданство и пропорциональное представительство во всех алжирских законодательных органах; участие Алжира в зоне франка, преференции в торговле с Францией при условии, что они не будут ограничивать независимость Алжира, и совместное, под суверенитетом Алжира, использование пустыни Сахары; право Франции на аренду военных баз сроком на 15 лет и проведение ядерных испытаний в Сахаре сроком на 5 лет.

Период независимого развития

Эвианские соглашения положили конец ожесточенной вооруженной борьбе, продолжавшейся на протяжении семи с половиной лет. После их подписания Секретная военная организация (ОАС), созданная экстремистски настроенными поселенцами и недовольными военнослужащими, предприняла последнюю попытку сорвать предоставление независимости Алжиру, но потерпела неудачу. В ходе состоявшегося 1 июля 1962 референдума по вопросу о самоопределении 91% алжирцев высказались за независимость. 3 июля 1962 Алжир стал независимым государством.

Власть от французской администрации перешла к временному исполнительному органу во главе с Абд ар-Рахманом Фаресом. На момент получения независимости премьер-министром ВПАР являлся Юсеф бен Хедда. Ни одно из этих правительств не обладало достаточной властью для контроля над ситуацией в стране. Властные полномочия Бен Хедды оспаривались более радикальным крылом ФНО во главе с Ахмедом Бен Беллой, на стороне которого выступил полковник Хуари Бумедьен. Между тем в течение 1962 850 тыс. европейских поселенцев покинули Алжир. После отъезда европейских поселенцев значительные земельные массивы остались бесхозными, и в начале 1963 ок. 2 млн. га перешло к крестьянам, которые стали создавать комитеты по управлению землей.

Бен Белла быстро добился контроля над партией, армией и массовыми рабочими и студенческими организациями. На состоявшемся в сентябре заседании Национального народного собрания Фархат Аббас был избран его президентом, а Бен Белла – премьер-министром правительства. Министром обороны стал Хуари Бумедьен. В 1963 была принята новая конституция, в соответствии с которой Алжир стал президентской республикой. В сентябре 1963 Бен Белла был избран первым президентом страны.

Перед новым правительством стояло много проблем. В 1963 произошел вооруженный конфликт на алжиро-марокканской границе, вспыхнул мятеж в Кабилии. В августе 1963 придерживавшийся либеральных убеждений Фархат Аббас заявил, что новая конституция недемократична и подал в отставку с поста президента Национального собрания. В апреле 1964 состоялся съезд правящей партии, который подтвердил полномочия Бена Беллы. В том же году в Кабилии снова произошел мятеж. По приказу президента армия подавила эти выступления и арестовала ряд руководителей оппозиции, но усиливавшаяся тяга Бен Беллы к установлению режима личной власти и его попытки поставить армию под собственный контроль оттолкнули от него многих из бывших сторонников. В ходе бескровного переворота в июне 1965, который возглавил Бумедьен, Бен Белла был смещен со всех занимаемых постов. В соответствии с указанием нового президента Бумедьена был создан Революционный совет, состоявший из высших офицеров алжирской армии.

Алжир по-прежнему существовал за счет ежегодных субсидий Франции и помощи других стран, включая займы СССР и КНР и поставки продовольствия из США. После получения независимости продолжал функционировать лишь один сектор экономики – нефтедобыча в районе Сахары. В соответствии с соглашением, достигнутым в 1965 между Алжиром и Францией, Алжиру были гарантированы более высокие поступления от экспорта нефти и газа, а также предоставление ему финансовой помощи в размере 400 млн. долл. для реализации планов развития в ближайшие пять лет. В стране нарастали требования национализировать частные нефтяные компании, принадлежавшие главным образом французскому капиталу.

В 1969 Алжир стал членом Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и сыграл важную роль в четырехкратном повышении цен на нефть в 1973–1974 и установлении эмбарго на продажу нефти Израилю.

В 1970-е годы резко увеличились государственные поступления Алжира от продажи нефти и природного газа. Режим Бумедьена предпринимал шаги в сторону реформирования сельского хозяйства, развития промышленного производства и решения проблемы безработицы. Тем не менее экономика страны оставалась в сильной зависимости от нефтегазового сектора. На съезде ФНО преемником Бумедьена (ум. 1978) на постах президента и генерального секретаря партии был избран исполняющий обязанности министра обороны Шадли Бенджедид. В 1979 с целью уменьшения концентрации власти в руках президента были внесены поправки в конституцию.

В 1980–1981 Алжир способствовал проведению переговоров об освобождении 52 американских заложников, захваченных Ираном в ноябре 1979. В 1986 произошел положительный сдвиг в отношениях с Ливией, а в 1988 закончился долгий спор с Марокко по вопросу о Западной Сахаре. До тех пор Алжир оказывал поддержку партизанам, выступавшим против присоединения к Марокко этой бывшей испанской колонии. Улучшение отношений между соседними государствами создало условия для провозглашения Союза Арабского Магриба, организации, которая служит укреплению политических и экономических связей североафриканских государств (Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса).

В 1980-х алжирская экономика стала переживать серьезные трудности. Падение цен на нефть и газ, экспорт которых давал 98% валютных поступлений, привело к социально-экономическим и финансовым потрясениям. Резкое ухудшение положения широких слоев населения вызвало массовые антиправительственные выступления. В октябре 1985 вспыхнули волнения в центре Кабилии Тизи-Узу, где прошла мощная забастовка, организованная Координационным комитетом лицеистов, студентов и трудящихся. В октябре 1988 войска расстреляли демонстрацию протеста против повышения цен в столице; погибли более 500 человек.

Алжирские власти попытались решить экономические проблемы с помощью международных финансовых институтов, широкой приватизации предприятий государственного сектора и сельского хозяйства. Но эти меры вызывали еще большее ухудшение положения бедных слоев населения.

Правительство Алжира вынуждено было пойти на проведение многопартийных выборов. Растущее общественное недовольство пошло на пользу радикальным силам исламского фундаментализма. В июне 1990 ИФС выиграл выборы в местные органы власти в 32 из 48 провинций страны. Страну захлестнула волна столкновений, что побудило президента Бенджедида ввести в июне 1991 чрезвычайное положение, которое действовало до конца сентября; за этот период 55 человек погибли, 326 были ранены, около 3 тысяч арестованы, включая ряд лидеров ИФС.

В декабре 1991 ИФС победил на первом туре парламентских выборов. После этого военное командование заставило президента Бенджедида уйти в отставку, отменило результаты первого тура выборов и проведение второго. Временное руководство Алжира возглавил Мохаммед Будиаф. ИФС ответил на переворот массовыми протестами, в ходе которых около 40 человек были убиты. 9 февраля 1992 правительство ввело чрезвычайное положение, а 4 марта объявило о роспуске и запрете ИФС. Около 7 тысяч исламистов были арестованы. Власти распустили местные органы власти, в которых преобладали исламисты. Однако к июню более двух с половиной тысяч интернированных вновь вышли на свободу. Но лидеры ИФС Абасси Мадани и Али Бельхадж были обвинены в государственной измене и приговорены к 12 годам заключения каждый. Власти ужесточили цензуру печати.

Ушедшие в подполье исламские радикалы развернули вооруженную повстанческую борьбу с армией и силами безопасности. В ходе противоборства обе стороны прибегали к массовому нарушению прав человека, расправам с гражданским населением, убийствам и казням нелояльных. За последующие годы в результате гражданской войны погибли от 100 до 200 тысяч алжирцев.

29 июня 1992 глава государства Будиаф пал жертвой покушения, его сменил бывший дипломат Али Кафи. В попытке справиться с волной исламистского насилия Кафи ввел в действие специальные законы о борьбе с терроризмом, расширил полномочия полиции и ввел комендантский час. Суды выносили смертные приговоры членам и сторонникам ИФС (214 с февраля 1992 по февраль 1993). Но покушения продолжались: в августе 1993 фундаменталисты убили сторонника непримиримого противостояния, бывшего премьер-министра Касби Мербаха. Они расправлялись также с представителями светской интеллигенции, женщинами, журналистами, иностранцами.

В январе 1994 пост президента Алжира занял генерал Ламин Зеруаль, пообещавший искать политическое решение конфликта с исламистами. В рамках курса на «национальное примирение» власти освободили около 900 фундаменталистов и пригласили оппозиционные партии ФНО, Фронт социалистических сил и Объединение за культуру и демократию принять участие в образованном в мае 1994 Национальном переходном совете. Правительство выпустило на свободу двух лидеров ИФС, что было предварительным условием исламистов для ведения переговоров между властью и оппозицией. В августе – сентябре 1994 алжирскому руководству удалось возобновить «национальный диалог» о прекращении гражданской войны с пятью легальными оппозиционными партиями. Однако переговоры с ИФС в октябре провалились, поскольку генералы отвергли его требование об объявлении всеобщей амнистии и предоставлении ему постов министров обороны и внутренних дел. Напротив, ИФС договорился с ФНО и Фронтом социалистических сил в январе 1995 о совместной Программе политического и мирного решения алжирского кризиса. Оппозиция потребовала проведения общенациональной конференции всех «представительных» политических сил и восстановления демократии. Правительство отвергло эти предложения. Неудачей закончились и новые переговоры между представителями властей и ИФС в апреле – июле 1995.

Несмотря на новую волну террора, генерал Зеруаль пошел на проведение президентских выборов в ноябре 1995, рассматривая их успех как доказательство прочности своих позиций и стабильности власти. Несмотря на угрозы ИФС, в выборах, по официальным данным, приняло участие более 72% населения. Зеруаль был избран президентом, собрав 61% голосов и далеко опередив своих соперников – умеренного исламиста шейха Махфуда Нахнаха из Движения за исламское общество «Хамас» (25,6%), представителя берберского Общества за культуру и демократию Саида Саади (9,6%) и кандидата небольшой либеральной Партии алжирского обновления Нуреддина Букруша (3,8%). Вступая на президентский пост, Зеруаль освободил несколько сотен заключенных исламистов.

В январе 1996 было сформировано правительство с участием членов «Хамас» и Партии алжирского обновления, а также бывшего видного члена ИФС. ФНО и Фронт социалистических сил также заявили о том, что покидают лагерь оппозиции. Все это позволило президенту Зеруалю укрепить свои позиции и объявить в марте 1996 о возобновлении «национального диалога». Конференция по национальному примирению началась в августе того же года, но без участия ИФС и берберских партий ФСС и ОКД. Однако, несмотря на объявленный ими бойкот, население страны в ноябре 1996 проголосовало за предложенный президентом проект новой конституции.

В январе 1997 конференция алжирских оппозиционных партий, которая проходила в испанской столице, вновь призвала к мирному решению конфликта, а ИФС объявил о полном отказе от террористической стратегии (радикальные исламистские группировки отвергли это объявление). Но Зеруалю удалось интегрировать большинство партий оппозиции в новую политическую систему и добиться изоляции ИФС. Берберские партии и умеренные исламисты приняли участие в парламентских выборах в июне 1997, после чего премьер-министр Ахмед Уяхья сформировал новое правительство с участием президентской партии НДО, ФНО и Движения общества мира. Кабинет заявил о своем намерении провести экономические реформы, включая приватизацию государственных предприятий. Уяхья, занимавший пост главы правительства в 1995–1998, добился снижения инфляции и возобновления экономического роста, однако это было достигнуто ценой закрытия большого числа предприятий, увеличения безработицы до 30% и ужесточения социальной напряженности. Оппозиция и профсоюзы обвинили премьера в уничтожении половины рабочих мест в государственной промышленности. Между 1991 и 1999 покупательная способность алжирцев сократилась на 60%

В июле 1997 власти освободили одного из лидеров ИФС Абделькадера Хашани; председатель ИФС Аббаси Мадани был переведен под домашний арест. Но вооруженные столкновения с силами радикальных фундаменталистов продолжались.

Успехи Зеруаля оказались неустойчивыми. В 1998 в алжирском военно-политическом руководстве усилились разногласия. Военные требовали от президента отказаться от уступок, прекратить переговоры с ИФС и перейти к решительному уничтожению исламистов. Осенью 1998 Зеруаль объявил о том, что он досрочно уходит в отставку. На президентских выборах в январе 1999 кандидатом от правящего лагеря (ФНО и фракции НДО) выступал бывший министр иностранных дел Абдельазиз Бутефлика. Оппозиция выдвинула собственных кандидатов, но все они накануне выборов сняли свои кандидатуры, обвинив власти в подготовке фальсификации. Тем не менее, избрание Бутефлики состоялось, несмотря на протесты оппозиционных партий и организаций; выступления их сторонников были разогнаны. Новый президент пообещал продолжать процесс национального примирения, провел через парламент закон об амнистии, который предусматривал смягчение наказания для 2300 фундаменталистов, а также помиловал около 5 тысяч исламистов. Он пообещал даже разрешить реорганизацию ИФС. В июне радикальная Исламская армия спасения заявила о прекращении боевых действий и самораспустилась. Общее положение в стране заметно улучшилось. Но другая организация – Вооруженная исламская группа ответила на это «интенсификацией священной войны»; ее член убил лидера умеренного крыла ИФС Хашани. В итоге Бутефлика вынужден был снова уступить давлению военного руководства, и с декабря 1999 армия активизировали свои действия против фундаменталистов. Несмотря на то, что в июне 2000 президент объявил о военной победе над терроризмом, эта декларация все еще далека от реальности.

Бутефлика сумел на некоторое время добиться консолидации своего режима. В новое правительство, сформированное в декабре 1999 (премьер-министр – Ахмед Бенбитур, с августа 2000 – Али Бенфлис), вошли представители семи парламентских партий (за исключением ФСС).

Тяжелое социальное положение в стране вызвало в 2001 острый кризис, который особенно сильно сказался в области Кабилия. Поводом для новой волны протестов стала расправа жандармов над берберскими школьниками в апреле 2001, после чего по всему региону прокатились массовые демонстрации учащейся и безработной молодежи, которая громила полицейские участки и официальные учреждения, разбирала товары из универмагов. При подавлении этих выступлений было убито не менее 100 человек («черная весна»). С тех пор в Кабилии идет непрекращающаяся кампания всеобщего гражданского неповиновения: жители блокируют полицейские участки, бойкотируют власти и создают собственные структуры самоуправления – общие собрания родовых общин («аарш») и их территориальные ассоциации (вплоть до Координационного комитета «аарш», округов и общин). Участники протестов требуют наказания виновных в расправах над демонстрантами, вывода военно-полицейских сил из области, равноправия берберского языка и культуры, гарантий социально-экономических и политических прав, преодоления коррупции и выплаты пособия по безработице в размере 50% заработной платы. Движение заявляет о своей полной независимости от всех политических партий, отвергает исламизм и отказывается от переговоров с властями, пока те не примут пакет его требований. «Аарш» отрицают, что их выступления носят чисто региональный, берберский характер и стремятся распространить их на всю страну (летом 2001 в столице страны происходили аналогичные массовые демонстрации, в которых, по разным подсчетам, приняли участи от 500 тысяч до 2 миллионов человек). Однако оплотом движения остается Кабилия, где в 2002 «аарш» добились почти полного бойкота выборов в Национальное собрание Алжира.

Список литературы

Ланда Р.Г. История алжирской революции. 1954–1962. М., 1983

Малашенко А.В. Официальная идеология современного Алжира. М., 1983

История Алжира в новое и новейшее время. М., 1992

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/


Похожие работы на - История Алжира

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!