.
Образцом правителя для Николая II был царь Алексей Михайлович, бережно хранивший традиции старины.
Кроме твердой воли и блестящего образования Николай обладал всеми природными качествами, необходимыми для государственной деятельности, прежде всего, огромной трудоспособностью. В случае необходимости он мог работать с утра до поздней ночи, изучая многочисленные документы и материалы, поступавшие на его имя. (Кстати говоря, он охотно занимался и физическим трудом - пилил дрова, убирал снег и т. п.) Обладая живым умом и широким кругозором, царь быстро схватывал существо рассматриваемых вопросов. Царь имел исключительную память на лица и события. Он помнил в лицо большую часть людей, с которыми ему приходилось сталкиваться, а таких людей были тысячи.
Однако время, в которое выпало царствовать Николаю II, сильно отличалось от эпохи первых Романовых. Если тогда народные основы и традиции служили объединяющим знаменем общества, которое почитали и простой народ, и правящий слой, то к н. XX в. российские основы и традиции становятся объектом отрицания со стороны образованного общества. Значительная часть правящего слоя и интеллигенции отвергает путь следования российским основам, традициям и идеалам, многие из которых они считают отжившими и невежественными. Не признается право России на собственный путь. Делаются попытки навязать ей чужую модель развития - либо западноевропейского либерализма, либо западноевропейского марксизма.
Царствование Николая II - самый динамичный период в росте численности русского народа за всю его историю. Менее чем за четверть века население России увеличилось на 62 млн. человек. Быстрыми темпами росла экономика. За 1885-1913 промышленная продукция выросла в пять раз, превысив темпы промышленного роста наиболее развитых стран мира. Была построена Великая Сибирская магистраль, кроме того, ежегодно строилось 2 тыс. км железных дорог. Народный доход России, по самым преуменьшенным расчетам, вырос с 8 млрд. руб. в 1894 до 22-24 млрд. в 1914, т. е. почти в три раза. Среднедушевой доход русских людей удвоился. Особенно высокими темпами росли доходы рабочих в промышленности. За четверть века они выросли не менее чем в три раза. Общие расходы на долю народного образования и культуры выросли в 8 раз, более чем в два раза опережая затраты на образование во Франции и в полтора раза - в Англии.
.ЛИЧНОСТЬ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДЕРОВНЫ (ЖЕНЫ НИКОЛАЯ II)
Родилась в городе Дармштадте (Германия) в 1872 году. Была крещена 1 июля 1872 года по лютеранскому обряду. Данное ей имя состояло из имени её матери (Алиса) и четырёх имён её тёток. Крестными родителями были: Эдуард, принц Уэльский (будущий король Эдуард VII), цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III) с супругой, великой княгиней Марией Фёдоровной, младшая дочь королевы Виктории принцесса Беатриса, Августа фон Гессен-Кассель, герцогиня Кембриджская и Мария Анна, принцесса Прусская.
В 1878 году в Гессене распространилась эпидемия дифтерии. От неё умерли мать Алисы и ее младшая сестра Мэй, после чего большую часть времени Алиса жила в Великобритании в замке Балморал и Осборн-хаусе на острове Уайт. Алиса считалась любимой внучкой королевы Виктории, которая называла её Sunny («Солнышко»).
В июне 1884 года, 12-и лет, Алиса впервые посетила Россию, когда её старшая сестра Элла (в православии - Елизавета Фёдоровна) сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем. Вторично она прибыла в Россию в январе 1889 года по приглашению великого князя Сергея Александровича. Пробыв в Сергиевском дворце (Петербург) шесть недель, принцесса познакомилась и обратила на себя особое внимание наследника цесаревича Николая Александровича.
марта 1892 года умер отец Алисы - герцог Людвиг IV.
В начале 1890-х годов против брачного союза Алисы и цесаревича Николая были родители последнего, надеявшиеся на его брак с Еленой Луизой Генриеттой, дочерью Луи-Филиппа, графа Парижского. Ключевую роль в устройстве брака Алисы с Николаем Александровичем сыграли усилия её сестры, великой княгини Елизаветы Фёдоровны, и супруга последней, через которых осуществлялась переписка влюблённых . Позиция императора Александра и его супруги изменилась ввиду настойчивости цесаревича и ухудшающегося здоровья императора; 6 апреля 1894 года манифестом было объявлено о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадской. Следующие месяцы Алиса изучала основы православия под руководством придворного протопресвитера Иоанна Янышева и русский язык - с учительницей Е. А. Шнейдер. 10 (22) октября 1894 года она приехала в Крым, в Ливадию, где пробыла вместе с императорской семьей до дня смерти императора Александра III - 20 октября. 21 октября (2 ноября) 1894 года там же приняла через миропомазание православие с именем Александра и отчеством Фёдоровна (Феодоровна) .
.ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ АЛЕКСАЕДРЫ И НИКОЛАЯ
Четыре дочери Николая и Александры родились красивыми, здоровыми, настоящими принцессами: папина любимица романтичная Ольга, серьезная не по летам Татьяна, щедрая Мария и смешливая маленькая Анастасия.
Родилась в ноябре 1895 года. Ольга стала первым ребенком в семье Николая II. Родители не могли нарадоваться появлению ребенка. Ольга Николаевна Романова отличилась способностями в изучении наук, любила уединение и книги. Великая княжна была очень умна, у нее отмечались творческие способности. Вела себя Ольга со всеми просто и естественно. Княжна была удивительно отзывчива, искренна и щедра. Первая дочь Александры Федоровны Романовой, унаследовала от матери черты лица, осанку, а так же волосы золотистого оттенка. От Николая Александровича же дочь унаследовала внутренний мир. Ольга, как и её отец, обладала удивительно чистой христианской душой. Царевна отличалась врожденным чувством справедливости, не любила вранье.
Великая Княжна Ольга Николаевна представляла собою типичную хорошую русскую девушку с большой душой. На окружающих Она производила впечатление своей ласковостью, Своим чарующим милым обращением со всеми. Она со всеми держала себя ровно, спокойно и поразительно просто и естественно. Она не любила хозяйства, но любила уединение и книги. Она была развитая и очень начитанная; имела способность к искусствам: играла на рояле, пела и в Петрограде училась пению, хорошо рисовала. Она была очень скромной и не любила роскоши.
Ольга Николаевна была замечательно умна и способна, и учение было для нее шуткой, почему Она иногда ленилась. Характерными чертами у нее были сильная воля и неподкупная честность и прямота, в чем Она походила на Мать. Эти прекрасные качества были у нее с детства, но ребенком Ольга Николаевна бывала нередко упряма, непослушна и очень вспыльчива; впоследствии Она умела себя сдерживать. У нее были чудные белокурые волосы, большие голубые глаза и дивный цвет лица, немного вздернутый нос, походивший на Государев.
Великая княжна Татьяна Николаевна Романова.
Родилась 11 июня 1897 года, и была вторым ребенком в чете Романовых. Как и Великая княжна Ольга Николаевна, Татьяна внешне напоминала мать, характер же был отцовский. Татьяна Николаевна Романова была менее эмоциональна, нежели сестра. Глаза Татьяны были похожи на глаза Императрицы, фигура была изящна, а цвет синих глаз гармонично сочетался с каштановыми волосами. Татьяна редко шалила, и имела удивительное, по словам современников, самообладание. В Татьяне Николаевне было сильно развито чувство долга, и склонность к порядку во всем. Из - за болезни матери, Татьяна Романова часто заведовала домашним хозяйством, Великую княжну это ни сколько не обременяло. Она любила рукодельничать, хорошо вышивала и шила. Княжна обладала здравым умом. В случаях требующих решительных действий, всегда оставалась собой.
Великая Княжна Татьяна Николаевна была столь же обаятельной, как и Ее старшая сестра, но по-своему. Ее часто называли гордячкой, но я не знала никого, кому бы гордыня была бы менее свойственна, чем ей. С ней произошло то же, что и с Ее Величеством. Ее застенчивость и сдержанность принимали за высокомерие, однако стоило вам познакомиться с Ней поближе и завоевать Ее доверие, как сдержанность исчезала и перед вами представала подлинная Татьяна Николаевна. Она обладала поэтической натурой, жаждала настоящей дружбы. Его Величество горячо любил вторую Дочь, и Сестры шутили, что если надо обратиться к Государю с какой-то просьбой, то "Татьяна должна попросить Papa, чтобы Он нам это разрешил". Очень высокая, тонкая, как тростинка, Она была наделена изящным профилем камеи и каштановыми волосами. Она была свежа, хрупка и чиста, как роза.
Мария Николаевна Романова.
Родилась 27 июня 1899 года. Она стала третьим ребенком Императора и Императрицы. Великая Княжна Мария Николаевна Романова была типичной русской девушкой. Ей было присуще добродушие, веселость, и приветливость. Мария обладала прекрасной наружностью и жизненной силой. По воспоминаниям некоторых её современников, он была очень похожа на своего деда Александра III. Мария Николаевна очень сильно любила своих родителей. Она была сильно к ним привязана, гораздо больше, чем остальные дети царской четы. Дело, в том, что она была слишком маленькой для старших дочек(Ольги и Татьяны), и слишком взрослой для младших детей(Анастасии и Алексея) Николая II.
Успехи у великой княжны были средние. Как и остальные девочки, она была способна к языкам, но свободно освоила только английский (на котором постоянно общалась с родителями) и русский - на нём девочки говорили между собой. Не без труда Жильяру удалось выучить её французскому на уровне «довольно сносном», но не более того. Немецкий - несмотря на все усилия фройляйн Шнайдер - так и остался неосвоенным.
Великая Княжна Анастасия Николаевна Романова .
Родилась 18 июня 1901 года. Государь долго ждал наследника, и когда долгожданным четвертым ребенком оказалась дочь, был опечален. Вскоре печаль прошла, и Император любил четвертую дочь, не меньше, чем остальных своих детей.
Ждали мальчика, а родилась девочка. Анастасия Романова по своей резвости могла дать фору любому мальчишке. Анастасия Николаевна носила простую одежду, доставшуюся по наследствам от старших сестер. Спальня четвертой дочки, была убрана не богато. Обязательно каждое утро Анастасия Николаевна принимала холодный душ. Усмотреть за царевной Анастасией было нелегко. Ребенком она была очень шустрым. Любила лазить, где не попадя, прятаться. В бытность, ребенком, Великая княжна Анастасия любила пошалить, а так же посмешить окружающих. Помимо веселости, в Анастасии нашли отражение такие черты характера, как остроумие, смелость и наблюдательность.
Как другие дети императора, Анастасия получила домашнее образование. Обучение началось в восьмилетнем возрасте, в программу входили французский, английский и немецкий языки, история, география, закон Божий, естественные науки, рисование, грамматика, арифметика, а также танцы и музыка. Прилежанием в учёбе Анастасия не отличалась, она терпеть не могла грамматику, писала с ужасающими ошибками, а арифметику с детской непосредственностью именовала «свинством»[4]. Преподаватель английского языка Сидней Гиббс вспоминал, что однажды она пыталась подкупить его букетом цветов, чтобы повысить оценку, а после его отказа отдала эти цветы учителю русского языка - Петру Васильевичу Петрову.
Во время войны императрица отдала под госпитальные помещения многие из дворцовых комнат. Старшие сёстры Ольга и Татьяна вместе с матерью стали сёстрами милосердия; Мария и Анастасия, как слишком юные для такой тяжёлой работы, стали патронессами госпиталя. Обе сестры отдавали собственные деньги на закупку лекарств, читали раненым вслух, вязали им вещи, играли в карты и в шашки, писали под их диктовку письма домой, и по вечерам развлекали телефонными разговорами, шили бельё, готовили бинты и корпию.
Цесаревич Алексей, был четвертым ребенком в семье Николая II.
Алексей был долгожданным ребенком. С первых дней царствования Николай II мечтал о наследнике. Господь, же посылал императору только дочек. Цесаревич Алексей родился 12 августа 1904 года. Наследник русского престола появился на свет через год, после Саровских торжеств. Вся царская семья, горячо молилась о рождение мальчика. Царевич Алексей унаследовал все лучшие от отца и матери. Родители сильно любили наследника, он отвечал им большой взаимностью. Отец же был для Алексея Николаевич настоящим кумиром. Юный царевич старался подражать ему во всем. Как назвать новорожденного царевича, царская чета даже и не задумывалась. Николай II давно хотел назвать своего будущего наследника Алексеем. Царь говорил, что «пора нарушить линию Александров и Николаев». Так же Николаю II была симпатична личность Алексея Михайловича Романова, и император хотел назвать сына в честь великого предка.
По линии матери Алексей унаследовал гемофилию, носительницами которой были некоторые дочери и внучки английской королевы Виктории.
Наследник Цесаревич Алексей Николаевич был мальчик 14 лет, умный, наблюдательный, восприимчивый, ласковый, жизнерадостный. Был с ленцой и не особенно любил книги. Он совмещал в себе черты отца и матери: унаследовал простоту отца, был чужд надменности, заносчивости, но имел свою волю и подчинялся только отцу. Мать хотела, но не могла быть с ним строгой. Его учительница Битнер говорит о нём: «Он имел большую волю и никогда не подчинился бы никакой женщине». Он был весьма дисциплинирован, замкнут и очень терпелив. Несомненно, болезнь наложила на него свой отпечаток и выработала в нём эти черты. Он не любил придворного этикета, любил быть с солдатами и учился их языку, употребляя в своем дневнике чисто народные, подслушанные им выражения. Скуповатостью напоминал мать: не любил тратить своих денег и собирал разные брошенные вещи: гвозди, свинцовую бумагу, веревки и т. п.
Во время Первой мировой войны Алексей, бывший по должности наследника шефом нескольких полков и атаманом всех казачьих войск, с отцом посещал действующую армию, награждал отличившихся бойцов и т. п. Был награждён серебряной Георгиевской медалью 4-й степени.
романов император николай захоронение
После большевистской революции царь с семьей оказался под домашним арестом. Члены императорской семьи были казнены 17 июля 1918 году, во время Гражданской войны, поскольку большевики опасались, что вокруг живого царя могут объединиться белые.
Ночь с 16 на 17 июля 1918 года стала для последних Романовых роковой. В эту ночь бывший царь Николай II, его жена - бывшая императрица Александра Федоровна, их дети - 14-летний Алексей, дочери - Ольга (22 года), Татьяна (20 лет), Мария (18 лет) и Анастасия (16 лет), а также находящиеся при них врач Боткин Е.С., горничная А. Демидова, повар Харитонов и лакей были расстреляны в подвале Дома особого назначения (бывшего дома инженера Ипатьева) в Екатеринбурге. Тогда же тела расстрелянных на автомобиле были отвезены за город и недалеко от деревни Коптяки сброшены в старую шахту.
Но опасение, что подходившие к Екатеринбургу белые обнаружат трупы и превратят их в "святые мощи", заставило произвести перезахоронение. На другой день расстрелянные были извлечены из шахты, вновь погружены на автомобиль, который двинулся по глухой дороге в лес. В болотистом месте машина забуксовала, и тогда после попыток сжечь трупы захоронение решили произвести прямо на дороге. Могила была засыпана и разровнена.
8.ВЫВОД
Итак, более 80-ти лет назад наступил конец 300-летней российской династии Романовых. Парадоксы царствования Николая II можно объяснить объективно существовавшими противоречиями российской действительности начала XX века, когда мир вступал в новую полосу своего развития, а у царя не хватило воли и решимости овладеть ситуацией. Пытаясь отстоять "самодержавный принцип", он маневрировал: то шел на небольшие уступки, то отказывался от них. Удивительным образом натура последнего царя соответствовала сущности режима: избегать изменений, сохранять статус-кво. В результате режим загнивал, толкая страну к пропасти. Отвергая и тормозя реформы, последний царь способствовал началу социальной революции, которая не могла не нести в себе всего туго, что накопилось в российской жизни за многие десятилетия ее попрания и угнетения. Это следует признать при абсолютном сочувствии к страшной судьбе царской семьи и при категорическом неприятии преступления, которое было совершено по отношению к ней и другим представителям Дома Романовых.
В критическую минуту февральского переворота генералы изменили присяге и принудили царя к отречению. Потом Временное правительство по политическим расчетам попрало принципы гуманизма, оставив отрекшегося царя в революционной России, свергнувшей царизм. И, наконец, классовые интересы, как они понимались в разгоревшейся гражданской войне, взяли верх над нравственными соображениями. Итогом всего этого и стало убийство императора
Трагедией последних Романовых я считаю и судьбу царских останков, которые оказались не только предметом подробных исследований, но и разменной монетой в политической борьбе. Захоронение царских останков, к сожалению, не стало символом покаяния, тем более, примирения. Для большинства эта процедура прошла мимо сознания. Но, все же, их захоронение стало реальным шагом к исчезновению затянувшейся неопределенности взаимоотношений сегодняшней России и ее прошлого.
Драму русского царя, по всей вероятности, правильнее рассматривать в контексте мировой истории с позиций ее поступательного движения и принципов гуманизма по отношению к человеческой личности. Триста лет назад скатилась на плаху голова английского короля, сто лет спустя - французского, а еще через сто с небольшим - российского.
9.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.#"justify">. Алексеев В. Гибель царской семьи: мифы и реальность. (Новые документы о трагедии на Урале). Екатеринбург, 1993.
. Убийство века: подборка статей об убийстве семьи Николая II.Новое время. 1998
.#"justify">. Волков А. Около царской семьи. М., 1993.
.#"justify">.http://nnm.ru/blogs/wxyzz/dinastiya_romanovyh_sbornik_knig/