Особенности экономической тематики в современных средствах массовой информации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,47 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности экономической тематики в современных средствах массовой информации

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты экономики в СМИ РФ переходного периода

.1 Основная характеристика средств массовой информации переходного периода

.2 Экономическая проблематика в СМИ

.3 Роль СМИ в экономическом развитии России

. Особенности подачи экономической информации в различных типах изданий

.1. Раздел экономики в газете «Коммерсантъ»

.2. Проблемы экономики на телевидении

.3. Экономическая тема на страницах «Липецкой газеты»

Заключение

Список литературы

Введение

Демократическое общество создало благоприятные условия для развития коммуникационных систем и системы СМИ. Все больше стран переходит к рыночным отношениям в экономике, в результате чего возникли и продолжают появляться независимые, то есть, не контролируемые правительством средства массовой информации. В целом инфраструктура СМИ развивается неравномерно.

Политические изменения, которые сопровождались экономическими реформами, стимулировались созданием климата дерегулирования, проявившегося в ослаблении законодательных норм, ограничивавших прессу и вещание в России, породили споры о влиянии монополизации и концентрации на систему СМИ, отдельные органы средств информации, журналистов и общество.

Во все времена средства массовой информации уделяли немало внимания экономической теме. Во многих СМИ всегда можно найти для себя всестороннее и глубокое освещение всех экономических процессов и событий, происходящих в этой сфере.

С гиперкоммерциализмом и растущим корпоративным контролем растет и политическое вмешательство в содержание СМИ. В то же время, с возникновением нового типа общества и появлением новых моделей экономики на постсоциалистическом пространстве завершается и переходный период в сфере российских СМИ, которые обрели некоторую определенность и стабильность. Российская журналистика освободилась от авторитарного политического контроля, но ей пришлось приспосабливаться к жестким условиям, которые диктует рынок и медиа-владельцы, сменившие прежних партийных лидеров.

Актуальность темы исследования освещения экономики и финансов в СМИ обусловлена процессами, происходящими в области средств массовой информации в течение последнего десятилетия и особенностей освещения важной экономической и финансовой информации. Переход к рыночным отношениям породил небывалый спрос на деловую, коммерческую информацию. В настоящее время отмечается значительный рост интереса всех групп россиян к экономическим проблемам. Произошло изменение баланса потребления информации: увеличение доли деловой и социальной информации за счет снижения доли идеологизированной политической информации.

Таким образом, изложенные выше положения, определили выбор темы исследования: экономические особенности СМИ России переходного периода.

Цель исследования: рассмотреть особенности экономической тематики в современных средствах массовой информации.

Объектом настоящего исследования являются экономические проблемы в отечественных изданиях.

Предметом данного исследования выступают технологические приемы и методы распространения экономической информации.

Исходя из цели исследования, необходимо выполнение следующих задач:

)изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования;

)дать характеристику СМИ переходного периода;

)рассмотреть экономическую проблематику в СМИ;

)выявить роль СМИ в экономическом развитии России;

)охарактеризовать экономические особенности в печатных изданиях и телевизионных передачах России.

Методы исследования. В ходе решения поставленной проблемы использовались различные методы исследования: наблюдение, системный метод. Кроме того, применялись приемы анализа, сравнения, обобщения.

Теоретическая база исследования. В процессе работы над темой исследования изучались труды ученых, которые внесли значительный вклад в постановку и разработку проблем, связанных с теоретико-практическими исследованиями по данному вопросу. Некоторые аспекты данного вопроса освещены в научных публикациях следующих авторов: Голиковой Л.Б. «Предпосылки возникновения и развития системы деловых журналов», Еременко А.В. «Деловая пресса как специфическая информационная система», Пашкова Г.Н. «Средства массовой информации в переходный период» и др. В научной литературе, периодической печати не достаточно уделяется внимания экономическим особенностям в СМИ России переходного периода.

Научно-практическая значимость курсовой работы. Фактический материал, основные положения и выводы работы могут быть использованы в учебном процессе, при разработке и изучении лекционных курсов по журналистике на факультетах высших учебных заведениях и других заведениях специального профиля, в спецкурсах и спецсеминарах по изучению данной темы. Положения курсовой работы могут быть использованы и в дальнейших научных исследованиях по данному вопросу.

Структура и объем работы обусловлены актуальностью темы исследования, практической значимостью, целью и логикой исследования. Работа состоит из введения, основной части, разделенной на параграфы, заключения, списка использованной литературы из 27 источников.

1. Теоретические аспекты экономики в СМИ РФ переходного периода

.1 Основная характеристика средств массовой информации переходного периода

Очевидно, что советская система СМИ имела более сложную, чем принято думать, структуру и систему внутреннего соподчинения составлявших ее частей, и потому совсем не просто определить, с чего начиналось развитие постсоветской медиасистемы. Дискуссии о средствах массовой информации переходного периода занимали значительное место в исследовательской литературе на протяжении всего последнего десятилетия. Междисциплинарная проблема транзитологии, переходности имеет широкий масштаб и активно обсуждается экономистами, политологами, социологами, исследователями самой разной специализации.

Роль средств массовой информации в переходном периоде привлекала особое внимание по многим причинам. Именно масс-медиа стали и важной движущей силой перемен, и едва ли не первой сферой, в которой постсоциалистический переходный период реализовался на всех уровнях.

Давно замечено, что на крутых изломах истории обществ и государств журналистике выпадает особая роль. В новейшей истории России это проявилось более чем наглядно: в России «гласность» открыла шлюзы реформам и радикальной трансформации общества.

В СССР господствовали предварительная цензура, запрет на оппозиционную печать, государственный контроль над СМИ (особенно в области радио- и телевещания), монополия на подготовку профессиональных журналистских кадров и т.п.

Острая борьба конкурирующих сил за властные рычаги неизбежно приводит в переходные периоды к глубокой, если не абсолютной политизации средств массовой информации, к попытке превратить последние в собственно политическую силу. Это имеет место и в России до сих пор, поскольку переходный процесс в ней еще далек до завершения.

Для России переход к частной собственности составляет всю драму и социальную напряженность ее нынешнего бытия. Распад СССР привел к краху великой державы и ликвидации советской информационной системы, к существенной функциональной трансформации печатных и электронных средств информации.

Одной из основных проблем и сложностей новых масс-медиа оказался вопрос их перехода на предпринимательскую основу, достижения прибыли, финансовой рентабельности, самостоятельности и независимости. Эта новая для российских СМИ сторона деятельности явилась сущим камнем преткновения. Так, отпуск цен в 1992 году привел к тому, что тиражи ранее ведущих газет страны просто рухнули, и тенденция к снижению их тиражей продолжает в основном сохраняться. Даже государственное агентство ИТАР-ТАСС, по заявлению его генерального директора В. Игнатенко, получает только 60 % от необходимых для нормального функционирования средств.

Советская система средств массовой информации предполагала:

жесткое разделение прессы и вещательных организаций (отсутствие концентрации медиаресурсов);

подчиненность СМИ центральному - партийному и государственному - идеологическому контролю (сверху донизу - принцип демократического централизма);

центральное место газет и журналов в системе идеологической работы, обусловленное тем, что значительная фрагментация аудитории периодической печати позволяла прицельно обслуживать различные слои и группы населения («читающая страна»);

наличие централизованной (нерыночной) медиаэкономики, в которой роль коммерческой рекламы ничтожна, но издательская деятельность, основанная на государственном планировании, приносила государству значительные прибыли.

Отличие современной структуры российских СМИ от советской:

появились новые предпочтения аудитории - преобразование нации в телевизионную (резко сократились затраты на печатные издания, число выписывавшихся изданий на семью упало до 1-2);

изменилась структура печатного рынка: вертикально-иерархическая структура уступила место горизонтальным, почти сетевым конфигурациям на региональных (местных) рынках - регионализация;

введение рекламы в каждодневную практику российской медиасистемы: как источника финансирования; источника потребительской информации и средства формирования бытовой и потребительской культуры.

Модели средств массовой информации в России сводятся к следующему.

Первая - основополагающая советская модель - инструментальная или авторитарно-инструментальная. СМИ являются инструментом в руках власти и правительства и проводят ее линию. Проявлением эволюции этой модели была гласность, которая трансформировала инструментальную модель в интересах демократизации общества.

Вторая - модель «четвертой власти», печати в условиях свободы - свободной журналистики. Просуществовала до 1995-1996 гг., когда возникла новая политическая ситуация, связанная с выборами президента.

Третья - корпоративно-авторитарная модель - с 1996 года, когда крупные корпорации стали действовать по принципам советской журналистики или инструментальной модели. Только теперь журналистика была в руках не партии, а богатых владельцев, мощных финансовых группировок, которым СМИ были нужна для специальных целей.

Четвертая модель - сосуществования корпоративной и свободной журналистики - сочетание корпоративной и некорпоративной прессы.

Пятая модель - государственная журналистика - укрепление государственных СМИ.

Шестая модель - местных средств массовой информации, на которых местная администрация пытается воздействовать достаточно активно. Таким образом, развиваются две параллельные структуры: с одной стороны - общероссийская государственная, а с другой - местные средства массовой информации.

Седьмая модель - коммерческая - самая прибыльная модель журналистики России.

Следует подчеркнуть, что российские печатные издания недоступны из-за дороговизны для массового читателя. Обстоятельство весьма удручающее, если вспомнить, что прежде СССР была самой читающей страной мира.

Особенно рельефно это проявляется в бывших республиках Союза, где диапазон противодействия бывшей «центральной печати» («Известия», «Труд» и т.д.) весьма широк и варьируется от откровенного неприятия, сокрытия журналистской продукции России до становления запредельных цен на нее. В самой же России ценовая недоступность периодики особенно больно ударила по жителям сельских и отдаленных районов, где уже наблюдаются симптомы культурной агонии .

К этому следует добавить и то, что провинциальная печать большей частью финансово зависима от местной власти, которая распоряжается не только своим бюджетом, но и госдотациями для средств массовой информации в своих административных границах. На практике подобное состояние дел выливается в прямой диктат, неприкрытое давление на журналистов, их продукцию и СМИ в целом.

В принципе то же самое можно отнести и на счет федеральных властных структур. Правительство и президент страны, осознавая огромную роль масс-медиа в формировании и осуществлении проводимой политики, пытаются оказать влияние на средства массовой информации с целью добиться массовой поддержки проводимого курса. Методы и формы властного воздействия разнообразны: здесь и система налоговых и таможенных льгот, компенсаций и дотаций, грантов для симпатизирующих правительству средств массовой информации, здесь и упорное стремление «партии власти» сохранить влияние и контроль над отдельными средствами («Российские вести», «Российская газета», ОРТ и т.д.), здесь же и открытая неприязнь к непокорным, НТВ, например.

Небезынтересно заметить, что в России наблюдается усиление привязки населения к одному источнику информации - телевидению. Так называемому «молчаливому большинству», поскольку печать отдана на откуп политике и служит политикам, остается лишь наблюдать на экране за реформистским процессом.

Как это не покажется парадоксальным, но факт, что рыночные отношения в информационной сфере, финансовые и властные факторы привели в России к серьезным качественным потерям - к резкому снижению журналистского профессионализма. Казалось бы, рынок, по идее, должен вызвать естественную конкуренцию, выжить можно либо повышением качества продукции, либо игрой на ценах, либо тем и другим. Определенная же часть российской журналистики пошла наиболее легким путем. Она просто отдалась на откуп тому, кто ее содержит, кто ей платит, не заботясь особенно о качественной отработке купленных, заказных материалов.

Проблемы нравственности, журналистской этики, гражданской чести и морали, беззастенчивая продажность журналистов и изданий остались за скобками российских СМИ в переходный период.

Криминализация и коррупция общества, наличие «теневой власти» во многом определили существование организованного физического и юридического террора против журналистов России.

Ясно, что новый передел собственности не может обойтись без жестоких схваток и кровавых разборок. Журналистика здесь не исключение, свидетельством чему является, в частности, разобщенность журналистов и их профессиональных союзов, их связанность с определенными финансовыми и властными центрами.

Усугубляет положение дел в российской журналистике и отсутствие государственной информационной политики, что, несомненно, негативно сказывается на всех аспектах журналистской деятельности - от сбора информации до ее доставки потребителю.

1.2 Экономическая проблематика в СМИ

Мировой экономический кризис и отечественное «экономическое чудо», инфляция и девальвация, переговоры по поставкам нефти и газа, внешний долг и кредиты международных организаций. Разве можно сегодня представить какое-либо СМИ без обсуждения или хотя бы упоминания этих непростых экономические понятий и процессов? Они все чаще становятся важными составляющими информационного поля и проникают (порой, довольно бесцеремонно) в нашу обыденную жизнь.

Но знание принципов и законов экономической журналистики помогут «неэкономическому» журналисту выбрать верную тему и взять «нужный тон» в общении с широким читателем (слушателем, зрителем).

Всегда средства массовой информации уделяли много внимания экономической теме. Это связанно как с экономическим состоянием страны, так и мировыми процессами экономики. Во многих средствах массовой информации всегда можно найти для себя всестороннее и глубокое освещение всех экономических процессов и событий, происходящих в этой сфере. Экономические новости и все что связанно с экономикой, как нельзя лучше, объективно представлены в сферах массовой информации. Здесь можно получить сведения, как о правилах ведения хозяйственной деятельности, предпринимательской деятельности, так и о международных опытах ведения различного форм бизнеса.

Рассматриваются многие проблемы бухгалтерского учета и учета финансов, микроэкономики и налогообложения, трудового права и хозяйственного права, даются квалифицированные ответы в понятии домашний бизнес <#"justify">СтранаПроцент рекламных расходов в ВНПГреция США Швейцария Великобритания Германия Россия1,47 1,37 1,00 0,98 0,85 0,60

Очевидно, что рекламные расходы России сравнительно незначительны.

Интересно, что то же самое наблюдается и при сравнении России с другими посткоммунистическими странами:

СтранаПроцент рекламных расходов в ВНПВенгрия Чехия Польша Болгария Эстония Латвия Россия Литва Румыния1,98 1,43 1,38 0,92 0,75 0,72 0,60 0,44 0,42При поддержке реального экономического роста у печатных изданий и телевидения есть и менее очевидная, но более стратегическая роль. Она состоит в том, что СМИ сводят продавцов и покупателей. Это происходит благодаря рекламному содержанию средств массовой информации.

В простейшей экономической ситуации местом встречи покупателей и продавцов служит физическая рыночная площадь. Это место, где продавцы выставляют свои товары и куда покупатели приходят, когда им нужно что-нибудь купить. Но когда потребности общества в различных товарах и услугах превосходят вместимость подобного примитивного рынка, на передний план выходит роль СМИ.

Средства массовой информации также могут многое сделать, чтобы стимулировать желание покупать. Такое возможно, только когда потребитель уже пришел на рынок. Если потребитель пришел на рынок, чтобы купить картофель, и уже там видит, например, привлекательные томаты, он может купить также и томаты, даже если первоначально такая покупка и не входила в его намерения. Очень похожим образом СМИ могут стимулировать желание покупать - но у потребителей, которые даже не вышли за порог собственного дома.

СМИ способны обслуживать национальную экономику в целом, сводить покупателей и продавцов и внушать им ту уверенность, которая ведет к экономическому росту и развитию.

Средства массовой информации могут сами составлять существенный сегмент национальной экономики. Они могут косвенно помогать экономическому росту, способствуя хорошему управлению и расширяя права граждан. Они могут быть коммерческими посредниками, сводя покупателей и продавцов с помощью рекламного контента. И они могут умножать деньги своих рекламодателей.

В России ничего подобного, если говорить о ситуации в целом, не происходит.

Есть несколько причин, по которым рост медийного сектора в России был задержан. Существенной причиной была политика правительства, мешавшая рекламе. В большинстве развитых стран реклама считается законной деловой активностью. Но до недавнего времени российские законы не признавали рекламные расходы нормальными деловыми затратами. Лишь очень небольшой объем рекламы освобождался от налогов. Это означало, что рекламные расходы сверх этой суммы (равной примерно двум процентам оборота) должны были облагаться налогом наравне с прибылью. Медийный сектор не освобождался от налогов. Такая политика служила очень серьезным препятствием для развития рекламы.

При подобной политике стоит ли удивляться, что рекламные расходы в России составляют столь малый процент ВНП? С июля 2002 года рекламные расходы в России перестали облагаться налогом. Эта перемена впервые дает рекламному рынку возможность развиваться нормально. В свою очередь, выросшие затраты на рекламу в печатных изданиях и на телевидении должны будут привести к более интенсивному их развитию как сектора экономики.

Неблагоприятная политика правительства по отношению к рекламе не была единственным фактором, сдерживавшим вклад СМИ в экономический рост. Создавали помехи экономическому росту и сами СМИ. Основную роль здесь играла растрата тех денег, которые компании расходовали на
рекламу. Как же средства массовой информации растрачивали деньги рекламодателей? Они это делали, пуская полученную от рекламодателей плату на распространение рекламы главным образом среди тех, кто не имел возможности купить рекламируемые продукты и услуги.
Сегодня в России - за пределами Москвы и Петербурга - лишь около 25 % населения располагает свободным доходом. Эти люди действительно могут стать хорошими потребителями рекламодателей. Однако остальные 75 % не могут себе этого позволить. Поэтому если, например, газета распространяется среди этого 75-процентного сегмента общества, то издатели обманывают своих рекламодателей.

Большинство СМИ упорно продолжают распространять рекламу среди потребителей, не имеющих экономических средств. Рекламодателям, желающим потратить деньги на рекламу, предоставляются возможности одна хуже другой.

Средства массовой информации обманывают рекламодателей и другим способом. Им не удается донести рекламу до потребителей в контексте, вызывающем доверие. Причина в том, что люди не верят самим печатным изданиям и телевидению.

Большинство новостных изданий заполнено сюжетами, которые появляются не потому, что заслуживают внимания, а потому, что за них заплачено. Редакционная роль отдела новостей состоит в том, чтобы просеивать сотни и тысячи событий, решать, какие из них важны, и сообщать эти сюжеты потребителям новостного издания. Фактически потребители возлагают на сотрудников СМИ ответственность за выполнение данной функции. Когда средства массовой информации предлагают оплаченную пропаганду, замаскированную под информацию, они свой долг нарушают.

Итак, законодательство предопределило неприбыльность средств массовой информации и отправило их в объятия политиков, олигархов и т.д., чтобы покрыть убытки. Это привело к нескольким катастрофическим последствиям для экономического роста: гражданское общество не могло нормально развиваться, так как граждане не имели доступа к неискаженной информации, которая помогает делать политический выбор; рост рекламного рынка был подавлен налоговой политикой; развитие медийного сектора сдерживалось отсутствием здорового рекламного рынка; эффективность рекламных расходов была сильно уменьшена подходом СМИ к формированию своей аудитории и тем, что печатные издания и телевидение породили у потребителей недоверие; таким образом, средства массовой информации оказались неэффективны и в соединении покупателей с продавцами, и в распространении экономической уверенности.

Российским СМИ все эти обстоятельства дают шанс для развития новой концепции, имеющей большой потенциал для резкого улучшения медиаландшафта. Это хорошая перспектива для средств массовой информации, у которых есть сила и независимость, чтобы говорить правду, воля, чтобы служить интересам потребителей и рекламодателей, и потенциал для продвижения экономического роста в целом.

До сих пор эта перспектива существовала только в мечтах. Налоговое и рекламное регулирование сделало фактически невозможным независимое существование медиакомпаний. Это поставило их в зависимость от финансовых магнатов, которые возмещали средствам массовой информации убытки, а в обмен получали возможность влиять на характер информации.

Недавние перемены в регулировании покончили с необходимостью такого подчинения. Однако эти перемены не привели к радикальному перелому в действиях российских средств массовой информации. Силы инерции поддерживают порочную практику ведения бизнеса, ставшую для средств массовой информации источником существования.

«Однако эти перемены создали испытательный полигон - место, где взаимодействие сил сможет сформировать позитивные перемены. Если использовать этот полигон разумно, если средство массовой информации изменят свою бизнес-культуру в позитивном направлении, то наше время войдет в историю как славное начало новых российских средств массовой информации - и как значительная веха в развитии российской экономики.»

экономика телевидение издание информация

2. Экономические особенности в различных СМИ России

.1 Раздел экономики в газете «Коммерсантъ»

«Коммерсантъ»- российская <#"justify">«Коммерсантъ» - газета формата А2, выходящая с периодичностью шесть раз в неделю (с понедельника по субботу), тиражом около 130 000 экз. В составе аудитории газеты можно выделить несколько групп: лица, участвующие в принятии решений; специалисты и менеджеры; предприниматели и участники бизнес-коммуникаций; субъекты обыденного экономического поведения.

Газета «Коммерсантъ» - это всегда точные прогнозы и глубокий анализ происходящих событий.

Основные принципы газеты «Коммерсантъ» - объективное отношение к фактам, беспристрастность и точность.

Структура газеты «Коммерсантъ» состоит из следующих постоянных рубрик:

новости (свежая информация о произошедших в России событиях. Также в этой рубрике можно найти диаграмму «Доступ к теле», на которой показана продолжительность сюжетов на центральных каналах о президенте и премьере, а также о прочих «главных персонах»).

политика (освещение последних событий в области политики);

деловые новости (обзор вопросов бизнеса и экономики);

культура и спорт (обзор событий культурной и спортивной жизни).

Также в газете имеются рубрики, которые печатаются непостоянно:

первые лица (интервью с официальными лицами, среди которых преобладают главы предприятий, менеджеры среднего звена, люди свободных профессий);

сведения о банкротствах (сведения о несостоятельности (банкротстве));

мировая практика (сведения о произошедших за рубежом событиях).

«Коммерсантъ» освещает вопросы экономической теории, социальной сферы, денежно-кредитной и инвестиционной политики, состояния различных отраслей и секторов рынка, экономики предприятий, малого бизнеса и др. На страницах данного издания также рассматриваются актуальные финансово-экономические проблемы, вопросы денежно-кредитной и валютной политики, финансового менеджмента и контроля, банковская деятельность.

Исследования общественно-экономических проблем публикуются в «Коммерсанте». На страницах данного издания обсуждаются важнейшие теоретические и практические экономические проблемы, дается анализ экономических процессов в России и за рубежом. Периодически публикуются последние статистические данные о состоянии российской экономики.

В «Коммерсанте» текстовые материалы превалируют над иллюстративными, то есть приоритет отдается содержанию в буквальном смысле слова. Поэтому шрифтовое оформление способствует максимальной легкости восприятия материала. Количество используемых гарнитур не превышает двух-трех, средства выделения стандартизованы, оформление предельно упрощено, убрано все лишнее, что может исказить смысл сообщаемого. Этому помогает и особая стилистика рубрик и заголовков. Заголовочный комплекс выполняет функции навигатора.

Стремление к однозначности - преобладающая интонация издания, и это определяет общую идеологию и принципы оформления. Использование композиционных средств строится на тех же принципах.

При анализе газеты за май 2012 года было выявлено, что самыми активными авторами, пишущими на экономические темы, являются Дарья Николаева и Дмитрий Бутрин (заведующий отделом экономполитики).

У Дарьи Николаевой за указанный месяц вышло 8 печатных материалов и 3 материала, размещенные на сайте газеты. Самым обсуждаемым материалом Дарьи стала статья под заголовком "Иностранных менеджеров манит кадровое убежище". Где она рассказала о том, что для иностранных топ-менеджеров Россия, особенно на фоне кризиса в еврозоне,- привлекательное место работы. Материал был опубликован в "Коммерсанте", №94 (4879), 28.05.2012 <#"justify">"Липецкая газета" - одно из старейших печатных изданий региона. Она является правопреемником газеты "Известия липецкого Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов", первый номер которой вышел 6 января 1918 года.

Учредителями ее являются управление по делам печати, телерадиовещания и связи, областной Совет депутатов и ГУ "Издательский дом "Липецкая газета". Главный редактор - Царик Александр Николаевич.

Объем издания - 4-16 полос формата А2.

Газета позволяет читателям быть в курсе всех важнейших событий экономической жизни России и Липецкой области.

В газете освещается планы экономического развития области, бюджет, вопрос о переходе к рыночным отношениям.

В «Липецкой газете» всегда можно найти глубокое и всестороннее освещение процессов, происходящих в экономике. Газету отличает объективный подход, хорошее знание темы, информационная насыщенность и компетентный анализ. Читатели в лице «Липецкой газеты» имеют надежный и оперативный канал информирования о правилах хозяйственной деятельности в области и стране.

Среди авторов, которые пишут на темы экономики, известными являются: Виктор Манаенков и Владимир Петров.

Виктор Манаенков за май 2012 опубликовал 4 материала. Самым популярным стал материал под заголовком «Стипендия для будущих мастеров <#"justify">У Владимира Петрова за тот же период вышло 3 материала. Наиболее информативным стал материал «Когда общее становится своим» («Липецкая газета» 12.05.2012), где автор рассказал о том, что такое народное предприятие, раскрыл суть организационно-правовой формы производственных отношений.

Заключение

В результате проведенного нами исследования экономических особенностей в СМИ России переходного периода можно сделать следующие выводы.

Движение к рынку и демократии - слишком общие понятия, чтобы описать действительные изменения в национальных медиа-системах постсоциалистических государств. После того как были запущены «общие механизмы» переходного периода - слом прежнего социально-экономического устройства, создание частного сектора в национальных экономиках, отказ от доминирования коммунистической партии в политической системе общества и параллельное создание институтов гражданского общества, наступил период, когда на первый план вышли факторы национального характера. Влияние таких национальных особенностей, как культурные традиции, язык и менталитет, бизнес-культура и этика, на трансформационные процессы в постсоциалистических странах стало ощущаться все значительнее.

Конечно, сегодня мы не можем четко назвать день и час, когда переходный период в России закончился. Напротив, во многих сферах социально-политической жизни он, несомненно, продолжается, поскольку экономические реформы все еще не принесли значительных результатов, а построение институтов гражданского общества, например, находится только в начальной стадии. Однако в целом Россия уже преодолела состояние некой неопределенности, неясности в движении к смутной цели. Поэтому и новую структуру медиасистемы, к которой она двигалась в течение последних лет суверенного существования России, можно считать если и не законченным зданием, то во всяком случае базовой конструкцией, которая в дальнейшем будет улучшаться, обустраиваться, расширяться, но никак не ломаться и вновь перестраиваться. Если, конечно, Россия сумеет избежать новой революции.

Еще одно обстоятельство, которое свидетельствует о преодолении «стабилизационного рубежа» в развитии российских медиа, связано с растущей интеграцией российских медиа в глобальный медийный контекст. Речь идет не только об активном освоении российскими СМИ Интернета и растущей популярности новых каналов общения и получения информации, предоставляемыми мобильной телефонией. Эти процессы интересны тем, что происходят практически во всех странах одновременно и представляют собой, скорее, не национальный, а глобальный переходный период.

Сегодня российские медиа непременно должны рассматриваться в глобальном контексте именно потому, что они ярче, чем в других странах, демонстрируют комплекс проблем, под воздействие которого попадают современные медиасистемы. Подобный комплекс включает национально обусловленные социально-экономические проблемы, для России связанные с переходным периодом, новейшие факторы глобального характера, прежде всего прогресс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и прочно связанные с национальной историей традиции идеологии, культуры, менталитета.

Типология общественно-политических изданий строится с учетом таких критериев как идеологическое направление и форма собственности, что позволяет отразить развитие газетного рынка, которое взаимосвязано с многообразием экономических концепций в обществе.

Целью общественно-политической газеты переходного периода становится создание в общественном сознании иной, чем прежде картины мира. Она включает экономические приоритеты - ценности, имеющие первостепенное значение для аудитории, отвечающие направлению социально-экономической трансформации, имеющие определяющее влияние на экономическое поведение.

На формирование экономической культуры и приоритетов аудитории СМИ влияют в основном: выделение тематических приоритетов, селекция информации, которую редакция считает необходимым довести до сознания читателей; мифологическая интерпретация действительности с помощью стилистических средств, лексических инноваций, коннотативных значений и оценок, выстраиваемых во вторичные знаковые системы.

Всевозможные кризисы и слабое экономическое состояние страны может привести к самым непредсказуемым и неприятным последствиям. И именно для того, чтобы иметь возможность здраво оценивать свое будущее, для многих людей, рассказывается и анализируется экономическое состояние стран в средствах массовой информации.

Список использованной литературы

1.Аксенова О.Н., Вардакова Е.В. Эхо экономического кризиса в СМИ Воронежской области. - Воронеж, 2010.

2.Арбатова М. Сегодня ТВ управляет страной // Пресс-служба. - 2006. - № 9.

.Алексеев В., Михайлов Г. Главная тема. Безотлагательные решения // Областная Дума. - 2009. - № 12.

.Голикова Л.Б. Деловой журнал в России успешный бизнес? // Журналистика и медиарынок. - 2007. - № 10.

.Голикова Л.Б. Тенденции и проблемы российского рынка журналов // Медиальманах. - 2007. - № 5.

.Голикова Л. Б. Предпосылки возникновения и развития системы деловых журналов // Федерация. - 2008. - № 9.

.Еременко А.В. Деловая пресса: проблемы идентификации и типологизации // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Тез. науч.-практ. конф. - СПб., 2004.

.Еременко А.В. Деловая пресса как специфическая информационная система // Проблемы массовой коммуникации в начале XXI в: Тез. науч.-практ. конф. - Воронеж, 2004.

.История новейшей отечественной журналистики: Учебное пособие / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: МГУ, 2001.

.Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. - М.: Проспект, 2004.

.Маховская О. И. Телемания: болезнь или страсть. - М.: Инфра-М, 2009.

13.Пашков Г.Н. Средства массовой информации в переходный период (на примере России и Испании) <http://www.sovmedia.ru/journalist/71> // Материалы Международной научно-практической конференции «Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика» в 4-х томах. Том 2. / Сост. Т.Е. Сафонова. - М.: ИНТЕЛЛЕКТ, 1997.

.Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. - 7-е изд., испр. и доп. - М: Аспект Пресс <http://www.labirint.ru/pubhouse/1475/>, 2011.

.Средства массовой информации постсоветской России: Учебное пособие / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2004.

.Шариков А. Отечественное телевидение в период обострения кризиса // Независимые медиаизмерения. - 1999. - № 11.

.Шишкин Н.Э. <http://media.utmn.ru/library.php?author=%D8%E8%F8%EA%E8%ED+%CD.+%DD.> Введение в теорию журналистики. Учебно-методический комплекс для студ. - Тюмень: ТГУ, 2008.

.Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. - М: Инфра-М, 1998.

.Юцкова Е.М. Средства массовой информации. - М.: Бек, 2004.

Похожие работы на - Особенности экономической тематики в современных средствах массовой информации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!