Установление монополий внешней торговли. Таможенная политика в первые годы советской власти (1917–1921)
Установление монополий внешней торговли. Таможенная политика в первые годы советской власти (1917-1921)
Введение
Международное экономическое сотрудничество - процесс развития различных экономических отношений между государствами. С помощью внешнеэкономических связей происходит так называемое международное разделение труда, обмен его результатами между разными странами. С целью форсирования экономического развития страны важно увеличивать масштабы внешнеторгового обмена во всех формах.
Главной частью системы государственного управления междунациональными экономическими связями является таможенная структура в целом и таможенно-тарификационный механизм, в частности.
Создание нового Российского государства и системы исполнительской власти вызвало изменение механизма правового регулирования и управления деятельностью внешней экономики, соответственно, всей таможенной системы - таможенного дела и таможенной службы.
В данный момент в России идет сложный процесс формирования таможенной системы. Она формируется на базе мировых традиций, с использованием отечественного опыта, поэтому ей свойственны одновременно черты, характерные для предшествующей таможенной структуры. А также элементы, которые отвечают новым экономическим отношениям, постепенно складывающимся в экономике России переходного периода. Вот поэтому представляется целесообразным рассмотреть становление таможенной системы на примере Советского государства - предшественника Российской Федерации.
Несмотря на то, что в постреволюционный период - с октября 1917 г. и по 1921 г. - был накоплен полезный и ценный опыт, без учета и использования которого невозможно создать и продолжать совершенствовать современное российское таможенное право. Развитие таможенного дела и таможенного законодательства носило сложный и противоречивый характер. Статус таможенной службы, как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная структура постоянно менялись в период с 1917 до 1921 года - они адоптировались и изменялись в соответствии с внешними и внутренними экономическими потребностями и интересами страны.
Изучение механизма таможенной политики уделялось и уделяется огромное внимание, как в общих трудах, так и в специальной литературе. Хотя анализ документальных источников и литературы показывает, что не все вопросы подробно исследованы и изложены. Большее количество авторов изучают тарифную практику, торговую политику, ее влияние на экономическое развитие страны. Проблемы же формирования таможенной политики освещены в общем плане. Также недостаточно изучены характер таможенной политики, ее связь с общим подъемом народного хозяйства страны. Следует также отметить, что многие положения таможенной политики в современной литературе слабо аргументированы.
Эти факты обуславливают актуальность выбранной темы данной курсовой работы. В этой связи, целью работы является рассмотрение теоретических аспектов внешней торговли и таможенной политики в первые годы советской власти (1917-1921 гг.).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.подобрать и проанализировать литературу по теме: «Установление монополий внешней торговли. Таможенная политика в первые годы советской власти (1917-1921)»;
2.проследить позицию внешней торговли советского союза в период с 1917 по 1921 гг.;
.изучить монополию внешней торговли.
.Рассмотреть систему государственного управления внешнеэкономическими связями, таможенную структуру, а так же таможенно-тарификационный механизм.
1. Внешняя торговля советского союза в период с 1917 по 1921 гг.
Внешняя торговля является одной из самых развитых форм международных экономических связей. На ее долю приходится около 80% всего объемам экономических взаимоотношений между странами.
Международная торговля - обмен товарами и услугами через государственные границы. В основе такого обмена лежит принцип сравнительного преимущества. Впервые этот принцип был предложен Д. Рикардо. Согласно разработанной им теории государству следует продавать другим странам те товары, которые оно производит в избытке, а покупать при этом у других стран те товары, в которых страна испытывает дефицит.
Внешняя торговля занимает главное место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием межнационального разделения труда, выступает ведущим фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества.
Международная торговля служит средством, позволяющим странам, развивая свою специализацию, повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, а также и уровень благосостояния их населения.
Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта.
Таможенное дело являлось и является неотъемлемой частью экономической политики государства. Взаимоотношения между государствами, народами способствуют не только экономическому развитию, но и политическому. Только через взаимный интерес между государствами и народами может развиваться экономика. Ни одно государство не может существовать без защиты своего экономического суверенитета и экономической безопасности. Поэтому каждое государство уделяет большое внимание таможенному делу, что отражается в национальном законодательстве.
В последующих параграфах мы наиболее подробно рассмотрим развитие таможенной политики советского союза в период с 1917 по 1921 года.
1.1Начальный этап развития таможенного дела в период с 1917 по 1921 гг.
К началу Октябрьской революции таможенное дело в России регулировал Устав 1910 г. Управлял таможенным делом Департамент таможенных сборов, который был образован в 1864 г. в составе Министерства финансов. В 1917 году он находился в весьма плачевном состоянии, так как таможенная система в России была почти разрушена: многие таможни были закрыты, а их служащие вывезены. В сентябре 1917 г. на съезде таможенных служащих был создан ЦК профсоюза таможенных работников, который больше года практически руководил таможенным ведомством при поддержке Наркома финансов В.Р. Менжинского.
Новая государственная власть, которая пришла к управлению страной в результате Октябрьского переворота в России, отказалась от таможенной политики, проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировала существовавшую в России систему таможенных органов.
1.2Таможенное законодательство и разработка этапов деятельности о национализации внешней торговли
После победы Октябрьской революции 1917 года рабочий класс приступил к осуществлению социалистических преобразований. Национализация земли и её недр, вод и лесов была провозглашена Декретом о земле [26 октября (8 ноября) 1917 года]. Частная собственность на землю была отменена. Земля объявлена государственной (общенародной) собственностью. В пользование крестьян бесплатно перешло 150 млн. га. Социалистическая национализация земли была проведена в интересах трудящихся и эксплуатируемых масс деревни. Она стала экономической основой кооперирования крестьянских хозяйств.
Главным мероприятием стала национализация банков, которая началась с овладения Государственным банком России и установления контроля над частными банками. Ленин считал такой контроль лишь переходной формой к национализации, которая позволила бы трудящимся освоить управление финансами для социалистического строительства. Но из-за бойкота банкиров Советская власть была вынуждена ускорить национализацию банков. Декретом ВЦИК от 14 (27) декабря 1917 года частные коммерческие банки были национализированы. На банковское дело была установлена государственная монополия. 23 января (5 февраля) 1918 года был принят Декрет СНК, согласно которому капиталы банков полностью передавались Государственному банку. Объединение национализированных частных банков с Государственным банком в единый Народный банк РСФСР было завершено к 1920. Банковская система царской России, ипотечные банки, общества взаимного кредита и другие, были ликвидированы. Национализация банков облегчила Советскому государству борьбу с голодом и разрухой. В процессе национализации начала создаваться социалистическая банковская система.
Национализация банков сыграла важную роль на пути подготовки национализации промышленности. В руках государства оказался могучий рычаг воздействия на развитие промышленности, транспорта и других отраслей хозяйства.
Национализация промышленности прошла несколько этапов, ее подготовительным мероприятием стало издательство 14 (27) ноября 1917 года ВЦИК и СНК Положения о рабочем контроле.
Этапы национализации промышленности:
.ноябрь 1917 г. - февраль 1918 г. Первый этап характеризовался быстрыми темпами, инициативой местных органов в проведении национализации. Первой была национализирована 17 (30) ноября 1917 года фабрика товарищества Ленинской мануфактуры А.В. Смирнова. По данным профессиональной и промышленной переписке 1918 года, всего с ноября 1917 до марта 1918, национализировано 836 промышленных предприятий. Этот период получил название «Красногвардейская атака на капитал». Из-за быстрого темпа национализации темпы отчуждения фабрик и заводов обгоняли темпы налаживания управления национализированными предприятиями.
2.(март - июнь 1918). На втором этапе национализации центр тяжести экономической и политической работы партии был перенесён с изъятие буржуазии на укрепление завоёванных позиций, создания учёта и контроля, организацию управления национализированной промышленностью. Особенностью этого этапа было сливание целых отраслей промышленности и создание условий для национализации всей крупной промышленности. 2 мая 1918 СНК принял декрет о национализации сахарной промышленности, 20 июня - нефтяной. В мае 1918 конференция представителей национализированных машиностроительных заводов, в работе которой участвовал Ленин, приняла решение о национализации заводов транспортного машиностроения. Всего за этот период национализировано 1222 промышленных предприятия.
.июнь 1918 (декрет от 28 июня) по июнь 1919. Третий этап характеризовался усилением руководящей роли Советского государства и его хозяйственных органов в проведении социалистической национализации. К осени 1918 в руках государства было сосредоточено 9542 предприятия. Вся крупная капиталистическая собственность на средства производства была национализирована методом безвозмездной конфискации. С лета 1919 темпы национализации резко возросли. К государству перешли не только крупные, но и средние и большинство мелких промышленных заведений. Ускорение процесса национализации было вызвано необходимостью привлечь все наличные производственные ресурсы в период Гражданской войны 1918-20. На территориях, освобожденных от контрреволюционных сил и интервентов, восстанавливалось действие законов, связанных с национализацией.
Национализация основных средств транспорта была осуществлена в короткие сроки 1917-1918 г. Этому помогали высокий уровень концентрации капитала и преобладание казённых железных дорог. В январе 1918 года была завершена национализация морского и речного транспорта; осенью 1918 года национализированы частные железные дороги.
Национализация положила начало созданию социалистического уклада в экономике Советской страны, утверждению социалистических производственных отношений, содействовала становлению системы организованного развития народного хозяйства. Наряду с монополией внешней торговли и аннулированием иностранных займов она заложила основу экономической независимости СССР.
1.3Влияние гражданской войны на деятельность таможенной системы. Политика военного коммунизма
В годы развернувшейся в стране иностранной военной интервенции и гражданской войны таможенные органы и таможенные учреждения России продолжали выполнять свои функциональные обязанности в соответствии с указаниями органов Советской власти в центре и на местах. Этому способствовали революционные процессы, переход на сторону революции значительной части пограничной охраны, большевизация армии и демократизация таможенной охраны.
Анализируя работу таможенной системы в годы гражданской войны, следует отметить, что на ее деятельность оказала влияние политика военного коммунизма. Таможенная охрана в общей системе внешней торговли занимала лишь подчиненное место. Был момент, когда подошли к мысли совершенно отказаться от таможенной охраны и упразднить таможенное ведомство. Был даже проект о превращении Московской таможни в народные бани. Соответственно сокращались многие таможенные учреждения, нарушалась система управления, уходили из таможен квалифицированные кадры. И это объяснимо. Стремление к прямому товарообмену в стране привело к тому, что Главное управление таможенного контроля было переименовано в отдел в составе Материально-технического управления Наркомата торговли и промышленности. Таможенное ведомство превратилось в орган Наркомата внешней торговли и не стало механизмом регулирования экономики финансов и внешней торговли. Исключение составляют годы новой экономической политики.
2. Монополии внешней торговли
Сосредоточение внешнеторговых операций в руках государства. В социалистических странах монополия внешней торговли, наряду с национализацией банков, промышленностей, транспорта, - одно из основных социалистических преобразований в области экономики, направленное на обеспечение независимости государства от иностранного капитала, на защиту внутреннего рынка от стихийных колебаний конъюнктуры мирового капиталистического рынка и развитие народного хозяйства. В Советском государстве вопрос о введении монополии внешней торговли возник сразу же после Октябрьской революции. Уже в ноябре 1917 года В.И. Ленин указывал на монополию внешней торговли как на одну из основных задач экономической политики государства. Однако осуществление ее потребовало значительного времени ввиду отсутствия централизованного государственного аппарата в этой области экономики. Поэтому первым этапом овладения Советским государством внешней торговлей было введение так называемой разрешительно-запретительной системы. 29 декабря 1917 года (11 января 1918 года) СНК РСФСР принял постановление, по которому разрешения на ввоз и вывоз товаров могли предоставляться только Наркоматом торговли и промышленности (НКТиП). В течение последующих месяцев шла подготовка к переходу от контроля над внешней торговлей к ее полной монополизации. 22 апреля 1918 году СНК РСФСР был принят Декрет о национализации внешней торговли. Вся внешняя торговля Республики передавалась в ведение НКТиП, который тем самым признавался единственным органом осуществления государственной монополии внешней торговли. В 1918 году были сделаны первые попытки выработать план товарообмена и вступить на основе монополии внешней торговли в торговые сношения с зарубежными странами, создать представительства НКТиП за границей. Однако вооружённая интервенция и установление экономической блокады Советской России мешали этому. В 1920 году, с возобновлением торговых отношений с заграницей, НКТиП был преобразован в Наркомат внешней торговли (НКВТ), воссозданы его представительства в иностранных государствах. Внешняя торговля в этот период велась в основном только представительствами НКВТ. В 1921-1922 г., с переходом к новой экономической политике (НЭП), некоторые руководящие партии и хозяйственные работники предлагали в интересах внутреннего частного рынка и государственной промышленности смягчить или ослабить монополию внешней торговли путем открытия для свободной торговли ряда границ, отмены монополии для определенных категорий товаров и т.п. На такой точке зрения стояли Н.И. Бухарин, Г.Е. Зиновьев, Г.Л. Пятаков, Г.Я. Сокольников, И.В. Сталин и др. Решение, отражавшее их позицию, 6 октября 1922 года принял проходивший без Ленина пленум ЦК РКП(б). Ленин оценил это решение как фактический срыв монополии внешней торговли. В 1922 году, письме Декабрьскому пленуму ЦК, на который был перенесен этот вопрос, Ленин показал, что отказ от монополии внешней торговли может привести к подавлению иностранным капиталом отечественной промышленности и вывозу за бесценок сырьевых богатств за границу. Декабрьский пленум ЦК, отменивший решение предыдущего пленума, а затем и XII съезд РКП(б) подтвердили незыблемость монополии внешней торговли и осудили колебания по этому вопросу.
Внешнеторговые операции стали осуществляться как органами НКВТ за границей, так и специальными хозяйственными организациями, государственными учреждениями, кооперативными объединениями и т.д., получившими право выхода на внешний рынок под контролем НКВТ. Монополия внешней торговли закреплена в Конституции СССР 1936 году.
Планирование и регулирование внешней торговли, контроль за выполнением экспортно-импортных планов, ведение переговоров и заключение торговых соглашений с иностранными государствами, а также руководство всесоюзными экспортно- импортными объединениями, которые непосредственно проводят торговые операции, находится в ведении Министерства внешней торговли СССР. Монополия внешней торговли в СССР является важным средством развития экономического сотрудничества со странами социалистической системы, внешняя торговля которых организована по тому же принципу.
2.1 Система государственного управления внешнеэкономическими связями, таможенная структура, таможенно-сертификационный механизм
Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления.
Оно является составной частью механизма воспроизводства национального экономического потенциала и представляет собой один из основных объектов государственного регулирования национальной экономики наряду с воспроизводственной, технологической, отраслевой и территориальной ее структурой, научно-техническим прогрессом, социальными отношениями, окружающей средой и др.
Глобальные цели государственного регулирования внешнеэкономических связей конкретизируются в зависимости от остроты конкретных проблем, возникающих в хозяйственной и социальной сферах.
Это, например, преодоление кризиса экономики, необходимость структурной перестройки производственного потенциала, защита отечественного производителя, увеличение занятости, оздоровление платежного баланса, борьба с инфляцией и т.д. Достижение поставленных целей и определяет конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования внешнеэкономических связей. Существенное влияние при этом оказывает внутри - и внешнеэкономические установки государства, интегральный вектор интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется при помощи административных, денежных, кредитных, бюджетных средств, а также политики в государственном секторе экономики.
Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных, коллективных и личных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности в конкретном временном периоде и на перспективу на основе права, общепризнанных международных норм и правил.
Механизм регулирования международных экономических связей представляет собой определенную систему принципов, инструментов и методов управления отношениями, в которые вступают субъекты внешнеэкономической деятельности. Эта система включает три основных блока: принципы управления; совокупность конкретных методов и инструментов регулирования; институционно-правовые структуры.
Принципы управления внешнеэкономическими связями характеризуют подход к международным экономическим отношениям. Различают два главных принципа международного сотрудничества, которые определяют характер и формы регулирования внешнеэкономических связей: протекционизм и свобода торговли.
Протекционизм - это защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары, а также через такие нетарифные ограничения, как количественные и валютные ограничения импорта товара. Чрезмерный протекционизм может привести к падению эффективности производства национальных предприятий, снижению конкурентоспособности производимых товаров.
Свобода торговли - означает устранение ограничений во внешнеэкономических отношениях. В своем крайнем выражении для стран с развивающейся экономикой это может привести к поглощению национальной экономики конкурентами из стран с развитой экономикой. Поэтому извечной проблемой является дилемма: протекционизм - свобода торговли, в рамках которой и колеблется внешнеторговая политика, осуществляется комбинация двух подходов.
Таможенное дело осуществляют таможенные органы, которые составляют единую систему и являются правоохранительными органами.
В таможенную систему входят:
·ГТК РФ (ГТК РФ);
·региональные таможенные управления РФ;
·таможни РФ;
·таможенные посты РФ.
Основные функции таможенных органов:
·участие в разработке таможенной политики и реализация этой политику;
·обеспечение соблюдения законодательства, контроль, за исполнением которого возложен на таможенные органы, принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
·обеспечение экономической безопасности в пределах своей компетенции;
·защита экономических интересов страны;
·применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
·заимствование таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежи;
·участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализуют эти меры;
·обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу страны;
·ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, которые перемещаются через таможенную границу государства. Пресекают незаконный оборот через таможенную границу государства наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов советского государства и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров. А также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах в деятельность международной гражданской авиации;
·ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;
·ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
·содействие развитию экономических связей между странами, автономными областями, округами, краями, областями, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;
·содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
·осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов страны материалов;
·осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;
·обеспечивают выполнение международных обязательств в части, касающейся таможенного дела; участвуют в разработке международных договоров страны, затрагивающих таможенное дело; осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
·проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела; осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;
·реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.
2.2 Переход внешней политики на прочную основу полноправных дипломатических договоров с западными странами
В 1917-1918 гг. советской внешней политики важным для жизни Советского государства является факт постоянных попыток вторжения в разных формах со стороны капиталистических государств. Это были прямые вооружённые нападения, различные провокации, диверсионные акты, шпионажи и вредительства.
В.И. Ленин постоянно говорил о агрессивных замыслах и планах капиталистических государств в отношении Советского Союза. И.В. Сталин писал: «Отрицать опасность военной интервенции и попыток реставрации при существовании капиталистического окружения могут только головотяпы или скрытые враги, желающие прикрыть бахвальством свою враждебность и старающиеся демобилизовать народ». Эта опасность стояла уже у колыбели Советского государства, с первых дней Великой Октябрьской социалистической революции. Она сопровождает его на всём протяжении 30 с лишним лет его существования и развития.
В этот период важнейшей задачей советской внешней политики являлся выход России из империалистической войны. Главный документ советской внешней политики этого времени - декрет II съезда Советов от 8 ноября 1917 года, который формулировал условия мира, предложенного Советским правительством всем воюющим державам.
декабря 1917 года были проведены переговоры с Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией, на которых было подписано перемирие. А затем, 22 декабря 1917 года, открытие мирной конференции в Брест-Литовске.
Обращение Советского правительства к странам Антанты с предложением принять участие в мирных переговорах встретило с их стороны решительный отказ.
Положение Советской республики очень усугубило предательство Троцкого и состоявших с ним в заговоре Бухарина и так называемых «левых коммунистов», которые выдвинули провокаторский план «революционной войны».
Ленин и Сталин разоблачили эти предательские действия врагов народа, прикрывавшиеся лозунгом «революционной войны», на деле означавшим содействие империалистам, заинтересованным в продолжении войны. Которая, по их расчётам, должна была привести к краху и гибели молодой Советской республики.
Ленин и Сталин разгадали эти коварные замыслы врагов советской власти, врагов социализма и добились заключения с немцами мира и выхода Советской республики из губительной войны.
Это был мужественный и мудрый шаг со стороны Советского правительства, правильно оценившего благодаря гениальному руководству Ленина и Сталина не только создавшуюся тогда военно-стратегическую и политическую обстановку, но и перспективы развития международных отношений. Ленин и Сталин пошли на «похабный», «зверский», несправедливый мир с немцами, чтобы спасти советскую власть и отстоять завоевания социалистического Октября. Их усилия увенчались успехом. 3.III 1918 был подписан Брест-Литовский мирный договор между РСФСР с одной стороны и Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией - с другой.
Партия и весь народ сплотились вокруг Ленина и Сталина. Враги народа - бухаринцы и троцкисты - были изолированы и разбиты. Ленинская линия внешней политики победила.
Подписание Брестского мира дало возможность выиграть время, использовать противоречия и столкновения в лагере империализма, разложить силы противника, укрепить молодое Советское государство, укрепить союз рабочих и крестьян, построить и укрепить Красную Армию, накопить силы для разгрома белогвардейских генералов, продолжавших сопротивляться советской власти, опираясь на помощь иностранного капитала.
Контрреволюционное правительство Украины - Центральная рада, которая возглавлялась тогда меньшевиками и эсерами, - заняло резко вражескую позицию по отношению к Советскому правительству.
февраля 1918 года Центральная рада подписала с Германией в Брест-Литовске кабальный договор. Он означал фактическое присоединение Украины Германией. Германские и австро-венгерские войска вступили на территорию Украины и оккупировали её. Это означало войну немецких и австро-венгерских ударных полков вместе с гайдамацкими отрядами Петлюры - Винниченко против Советской Украины.
В декабре 1917 года Бессарабия была захвачена румынами, которые договорились по этому поводу с представителями французского командования, Украинской радой и белогвардейцами.
Заключив перемирие на Западном фронте в ноябре 1918, Англия, Франция, Япония и США начали широкую военную интервенцию в России. Об этой авантюре зарвавшихся империалистов И.В. Сталин писал в статье «С Востока свет», что лагерь империалистов не дремлет: «Его агенты рыщут по всем странам, от Финляндии до Кавказа, от Сибири до Туркестана, снабжая контрреволюционеров, устраивая разбойничьи заговоры, организуя поход на Советскую Россию, куя цепи для народов Запада». Агенты империалистических агрессоров распоясались вовсю, не останавливаясь ни перед какими злодейскими преступлениями.
Вооруженное вторжение было серьёзной угрозой независимости Советской России, переживавшей в тогда тяжёлые времена. Антанта пыталась задушить молодую Советскую республику. Ленин писал об агентах американского империализма: «Они душат революцию в Австрии, они играют роль жандармов, они ставят ультиматум в Швейцарии: не дадим хлеба, если вы не станете на борьбу с большевистским правительством. Они заявляют Голландии: не смейте допускать к себе советских послов, иначе блокада». Но этот поход позорно провалился, встретив героический отпор рабочих и крестьян молодой Советской республики.
Приводя подробные данные о варварском расстреле английским капитаном Тиг-Джонсом 26 бакинских комиссаров (Шаумян, Джапаридзе, Фиолетов, Азизбеков, Малыгин и др.), И.В. Сталин писал, что этот факт разоблачает английских дикарей до конца, что это «варварство английских империалистов» свидетельствует о «диком разгуле английских агентов, расправляющихся с бакинскими и закаспийскими «туземцами», как с чернокожими в Центральной Африке», что «только империалистические людоеды, насквозь прогнившие и потерявшие всякий моральный облик, могут нуждаться в ночных убийствах и разбойничьих нападениях на безоружных политических работников противоположного лагеря».
Вопреки усилиям зарвавшихся агрессоров, делавших всё, что только было возможно, чтобы погубить молодую Республику Советов, Советское правительство неуклонно следовало своей внешней политике, разоблачало захватнические планы империалистических держав, направленные на увековечение угнетения колониальных народов.
ноября 1917 года Советское правительство опубликовало «Обращение к трудящимся мусульманам России и Востока», которые имели громадное политическое значение.
Огромную роль в разоблачении захватнических, агрессивных планов капиталистических государств сыграло опубликование советской властью тайных договоров.
Издание тайных договоров помогло укреплению международного авторитета Советского государства как стража свободы и независимости народов, как борца за освобождение зависимых и колониальных стран от эксплуатации и гнёта империалистических держав, как борца за подлинную демократию и прочный мир.
-1921 г. В эти годы внешняя политика Советского государства была направлена на борьбу как с германской вооружённой интервенцией, так и с вооружённой интервенцией Антанты. Одновременно Советский Союз добивался заключения мирных договоров с соседними государствами на своих западной и восточной границах.
Вопреки Брест-Литовскому мирному договору Германия, Австро-Венгрия и Турция в период с марта по ноябрь 1918 года предприняли вооружённую интервенцию на советской территории. Германские войска заняли Крым, Ростов и Таганрог, продвинулись за пределы Украины. Подавив народную революцию в Финляндии, германо-финские войска начали наступление на Мурманском направлении. При содействии Германии грузинские меньшевики 26 мая 1918 года провозгласили так называемую «независимость» Грузии; германские войска вступили в Грузию. Турецкая армия захватила Баку. В Прибалтике была установлена полная гегемония Германии. В это же время немецкая военщина разрабатывала планы большого комбинированного похода на Москву и Ленинград.
Важное значения в таких условиях имела борьба, которую вело Советское государство за сохранение передышки. Поднятый в Москве в начале июля 1918 года «левыми» эсерами по сговору с Бухариным и Троцким мятеж с целью срыва Брест-Литовского договора и организованное ими убийство германского посла в Москве графа Мирбаха явились серьёзной угрозой для сохранения «передышки». Но Советское правительство быстро подавило мятеж и ликвидировало нависшую над Советской республикой опасность. Известно, что враги Советов пытались использовать эти события для нового наступления на Советскую Россию. В связи с убийством Мирбаха германское правительство предъявило требование к Советскому правительству о допущении батальона германских солдат для охраны германского посольства. Это наглое требование было Советским правительством отклонено. Выступая 15 июля 1918 года на заседании ВЦИК, В.И. Ленин, отметив все усилия Советского правительства не допустить срыва Брест-Литовского договора, вместе с тем твёрдо заявил, что требование о вводе батальона германских войск в Москву «мы ни в коем случае и ни при каких условиях удовлетворить не можем, ибо это было бы объективно началом оккупации России чужеземными войсками».
Ленин выделил волю Советского правительства неуклонно вести миролюбивую внешнюю политику и вместе с тем чётко указал на пределы, за которыми неизбежно следует революционная, справедливая война: «Война стала бы для нас тогда роковой, но безусловной и безоговорочной необходимостью, но эту революционную войну рабочие и крестьяне России поведут рука об руку с Советской властью до последнего издыхания».
ноября 1918 года Брест-Литовский договор был аннулирован постановлением ВЦИК. До этого, 20 сентября 1918 года, Советское правительство сообщило Турции об отмене Брест-Литовского договора РСФСР с Турцией ввиду неоднократных нарушений этого договора со стороны турецкого правительства.
Одновременно с борьбой против германских вооруженных вторжений Советскому государству приходилось бороться против вооружённых нападок держав Антанты.
декабря 1917 года между Англией и Францией было подписано соглашение о разделе «зон влияния» в России, которое действовало на протяжении всего периода интервенции Антанты. В соглашение было указано, что север России, Закавказье, казачьи области являются «зоной влияния» Англии, а Украину, Крым, Бессарабию «зоной влияния» Франции.
марта 1918 года между представителями англо-французского командования в Мурманске с одной стороны и троцкистским агентом, председателем Мурманского совета, предателем Юрьевым - с другой было подписано с одобрения Троцкого соглашение «О совместных действиях англичан, французов и русских по обороне Мурманского края». Это «соглашение» облегчило начало союзнической интервенции на севере РСФСР. Советское правительство заклеймило действия Юрьева как действия врага народа и протестовало против высадки союзнических войск в Мурманске.
апреля 1918 года начались японские вторжения на Дальнем Востоке.
Несмотря на протесты Советского правительства, в конце июля 1918 года между Англией, Францией и США было достигнуто общее соглашение, в результате которого во Владивостоке высадились не только дополнительные контингенты японских войск, но и американские, английские и итальянские отряды.
мая 1918 года чехословацкие легионы, сформированные во время войны 1914-1918 г. из бывших военнопленных австро-венгерской армии в России, подняли организованный правительствами Франции и Англии мятеж против Советского правительства. Советское правительство подавило этот мятеж вооружённой силой.
В течение конца 1918 года и начала 1919 года Советское правительство систематически предлагало державам Антанты начать мирные переговоры. Антанта возлагала тогда главную надежду на Колчака, базой которого служила Сибирь. Однако эта надежда рухнула, хотя Колчаку и удалось дойти почти до Волги. Стараясь спасти Колчака, Антанта развила энергичную деятельность по организации белогвардейских восстаний внутри России. 13 июня 1919 года вспыхнул мятеж в фортах Красная Горка и Серая Лошадь, под Петроградом. Но через три дня энергичными действиями верных советской власти вооружённых сил под личным командованием И.В. Сталина мятеж был подавлен. Колчак был также разгромлён. Убедившись в том, что Колчак не оправдал возложенных на него надежд, интервенты изменили свой план удушения Советской республики. Теперь, после разгрома Колчака, главное внимание Антанты было обращено на ген. Деникина, которого Антанта снабдила большим количеством вооружения и снаряжения. Но Деникин также был разбит Красной Армией. В начале 1920 года вся Украина и Северный Кавказ были освобождены от белогвардейских мятежников.
Планы Англии, Франции и США, правительства которых открыто организовали целую серию походов против Советской республики, были сорваны героическим сопротивлением рабочих и крестьян молодого социалистического государства во главе с Лениным и Сталиным.
В дополнение к вооружённой интервенции государства Антанты установили в 1919 году блокаду Советской республики, рассчитывая такими мерами свалить советскую власть. Этой же цели должен был служить и хитроумный план, выдвинутый на Парижской мирной конференции в 1919 года Ллойд-Джорджем и Вильсоном, - созвать специальную конференцию на Принцевых островах с участием Советского правительства и самозваных белогвардейских «правительств». Этот план означал перемену не политики, а лишь тактики интервентов. В.И. Ленин и И.В. Сталин разгадали и этот план и эту тактику. И план и тактика провалились.
Свою готовность добиться мира при помощи серьёзных уступок Советское правительство продемонстрировало в марте 1919 года в переговорах с уполномоченным президента США Буллитом, который приезжал в Москву и вёл переговоры с В.И. Лениным. Но и эти переговоры закончились безрезультатно, т. к. в руководящих кругах Антанты победила тенденция продолжения вооружённой интервенции. При поддержке Англии и Франции против Советской республики одновременно выступили Пилсудский и Врангель. Когда в результате наступления Красной Армии Польша оказалась накануне военной катастрофы, Великобритания и Франция вмешались и отправили в Польшу свою военную миссию и большое количество вооружения. 12 июля 1920 года английское правительство предложило Советскому правительству заключить перемирие между РСФСР и Польшей на базе так называемой линии Керзона. Советское правительство отвергло посредничество Великобритании. Вслед за этим с целью помешать наступлению советских войск против белополяков Ллойд-Джордж дважды предлагал созвать конференцию с участием Великобритании и Франции для заключения советско-польского мира. Советское правительство оба раза отвергло эти предложения, выражая в то же время готовность вести непосредственные переговоры с Польшей, если она обратится к Советскому Союзу. Англия угрожала войной. Но 7 августа польское правительство согласилось без посредников начать переговоры о перемирии и мире с Советской республикой. 12 октября 1920 года был подписан прелиминарный мирный договор между Польшей с одной стороны и Советской Россией и Советской Украиной - с другой. Окончательный мирный договор был подписан в Риге 18 марта 1921 года. Рижский договор был несправедливым в отношении Советского государства, поскольку от него отторгались Западная Украина и Западная Белоруссия.
Ещё до этого, в начале 1920 года, успехи советского оружия и настойчивая дипломатическая борьба за мир, которую вело Советское правительство, дали свои первые результаты. 2 февраля 1920 года был подписан первый мирный договор - с Эстонией. Успех мирных переговоров с Эстонией В.И. Ленин объяснял тем, что мы «на деле показали своей мирной политикой свое настоящее желание жить в мире со всеми». «Мир с Эстляндией, - указывал Ленин, - это окно, пробитое русскими рабочими в Западную Европу…» Говоря об этой первой крупной победе Советской России на дипломатическом поприще, В.И. Ленин предсказывал, что за ней скоро последуют другие. И действительно, за Юрьевским мирным договором с Эстонией последовали мирные договоры с Литвой - 12 июля 1920 года, с Латвией - в августе 1920 года и с Финляндией - 14 октября 1920 года.
В докладе на IX съезде партии Ленин высоко оценил успехи, достигнутые советской внешней политикой: «Войну за мир мы выполняли с чрезвычайной энергией. Война эта дает великолепные результаты. На этом поприще борьбы мы лучше всего себя проявили, во всяком случае не хуже, чем на поприще деятельности Красной армии, на кровавом фронте».
Подводя 6 ноября 1920 года итоги трём годам пролетарской диктатуры, И.В. Сталин указал, что «основным вопросом в жизни России за три года деятельности Советской власти является вопрос о международном положении России». И.В. Сталин указал на следующие три периода в борьбе Советского государства за своё независимое существование: первый - период полного одиночества Советской России; второй - период открытой войны между силами Антанты и силами Советской России; третий - «переходный» период, который характеризуется тем, что «Россию не только перестали не замечать и не только стали с ней драться, всеми силами выдвигая на сцену даже мифические 14 государств, которыми угрожал России Черчилль, но даже, будучи несколько раз побиты, стали побаиваться России, чувствуя, что в лице России растёт величайшая социалистическая народная держава, которая не даст себя обидеть».
Если Советская Россия «не дала себя обидеть» и вышла победоносно из величайших внутренних и внешних затруднений первых лет существования советской власти, то это явилось исторической заслугой большевистской партии, заслугой великих организаторов и руководителей Советского государства - Ленина и Сталина, - гениальное руководство которых обеспечило молодому Советскому государству возможность отстоять свою независимость и свободу и создало все условия для построения в нашей стране социализма. В этой победе большую роль сыграла внешняя политика, которую последовательно и твёрдо проводила молодая Советская республика под руководством своих гениальных вождей Ленина и Сталина. Особенность этой внешней политики Советского государства с замечательной полнотой и ясностью определил тогда И.В. Сталин историческими словами, сохранившими всю свою силу до сих пор. «Мы, - сказал на заседании Бакинского Совета 6 ноября 1920 года И.В. Сталин, - за мир во внешней политике, мы не сторонники войны. Но если нам навяжут войну, а некоторые данные говорят, что Антанта старается перенести театр военных действий на юг, в Закавказье, если эта Антанта, несколько раз нами битая, ещё раз навяжет нам войну, то само собой ясно, что мы не выпустим оружия из рук, не распустим наших войск».
В декабре 1921 года, давая общую оценку международной обстановки, И.В. Сталин отмечал, что основным моментом следует считать «тот факт, что период открытой войны сменился периодом «мирной» борьбы, что наступило некоторое взаимное признание борющихся сил и перемирие между ними, между Антантой, с одной стороны, как главой буржуазной контрреволюции, и Россией - с другой стороны, как передовым отрядом пролетарской революции». И.В. Сталин констатировал в этой статье, что «они (буржуа) уже не так сильны, чтобы удушить Советскую Россию».
В течение 1918-1921 г. в своей внешней политике Советская республика систематически стремилась к осуществлению по отношению к странам Востока указанных выше принципов, провозглашённых 3 декабря 1917 года. Советское правительство неоднократно обращалось к правительству и народу Ирана с предложением приступить к переговорам о заключении равноправного договора. Однако хозяйничанье англичан в Иране, подчинивших тогда Иран своему безраздельному господству, долгое время не давало возможности приступить к этим переговорам. Отправленный советским правительством в Иран первый советский дипломатический представитель в этой стране, Коломийцев, подвергся преследованиям, а затем был предательски убит белогвардейцами при попустительстве английских властей. Несмотря на все помехи извне, иранское правительство всё же отправило своего посла в Москву с целью ведения переговоров. 26 февраля 1921 года был подписан советско-иранский договор, который аннулировал все неравноправные договоры, заключённые царским правительством с Ираном, а также договоры царской России с другими империалистическими государствами по поводу Ирана. Это был первый равноправный договор, подписанный иранским правительством с великой державой.
Как сказано выше, дипломатические отношения между РСФСР и Турцией были прерваны в сентябре 1918 года. В конце апреля 1920 Кемаль обратился к Советскому правительству с просьбой о помощи. Советское правительство ответило согласием, и 16 марта 1921 года был подписан советско-турецкий договор.
В начале 1921 года был подписан мирный договор и установлены дипломатические отношения с Афганистаном, также основанные на принципах равенства и уважения к суверенитету и независимости афганского народа.
Таким образом, к весне 1921 года Советская республика, ликвидировав всюду, за исключением Дальнего Востока, вооружённую интервенцию, прорвав кольцо блокады и заключив мирные договоры как с пограничными государствами на западе (Эстония, Литва, Латвия, Польша и Финляндия), так и на востоке (Иран, Турция, Афганистан), стала переходить на рельсы мирного хозяйственного строительства.
-1925 г. Внешняя политика Советского государства этого периода была направлена к установлению нормальных политических и экономических отношений с государствами капиталистического окружения, поскольку такие отношения могли способствовать успешному осуществлению задач восстановительного периода. Решение X съезда партии о переходе к новой экономической политике (нэп) обеспечило прочный экономический союз рабочего класса и крестьянства в интересах строительства социализма. Советское правительство дало решительный отпор всем попыткам осуществить реставрацию капиталистических отношений в Советской стране и превратить её в колонию иностранного капитала. Борьба с такими тенденциями капиталистических государств требовала большого политического и дипломатического искусства.
Заключение
Целью данной курсовой работы было рассмотрение теоретических аспектов внешней торговли и таможенной политики в первые годы советской власти (1917-1921 гг.). Для достижения поставленной цели была выполнена следующая работа:
·в результате анализа литературы была раскрыта суть внешней политики советской власти в период с 1917-1921 гг.;
·рассмотрено таможенное законодательство и разработка этапов деятельности о национализации внешней торговли;
·выявлено влияние гражданской войны и политики военного коммунизма на деятельность таможенной системы;
·определена значимость монополии внешней торговли для развития экономического сотрудничества со странами социалистической системы, внешняя торговля которых организована по тому же принципу.
Список источников
национализация таможенный советский монополия
1.Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. - М., 1989. Перт И. История Советского государства, 1900-1991. - М., 1992; 1998. Восточный вопрос во внешней политике России. Koнец XVIII - начала XX в. - М., 1978.
2.Блинов Н.М. Таможенная политика России X-XX вв. - М., 1997.
3.Бутов Я.В. Таможенно-торговая политика России во второй половине XIX в. - М., 2000.
4.Дмитриев С.С. Возникновение и развитие советской таможенной системы. // Социалистический таможенный контроль. 1967. №3-4. С. 11
5.Габричидзе Б.Н., Полежаев Д.М. Становление и развитие таможенной службы в Советском государстве (1917-1991 гг.) // Государство и право. 1992. №10.
.История России / Ш.M Мунчаев, В.М. Устинов. - М» 2000.
8.Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. - М.: 1995.
9.Михайлов Б.В. Таможенная система в первые годы советской власти. Уч. Записки МГИМО. - М.:1958
.Поцелуев В.А. История России XX столетия: основные проблемы - М. 1997.
.Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России: Учебное пособие для вузов. - СПб., 1999.
.Храбсков В.Г. Таможня и закон. - М., 1979.
.Энциклопедический справочник «Право» (раздел «Таможенные органы РФ»), издатель: ООО «Руссобит-Паблишинг», г. Сергиев Посад, 2005 г.