Ремонт блока цилиндров двигателя КамАЗ 6540

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    276,03 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ремонт блока цилиндров двигателя КамАЗ 6540

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Общая часть

.1 Анализ и описание конструкции

.2 Определение класса восстановляемой детали

.3 Обоснование целесообразности восстановления детали

.4 Анализ дефектов детали

.5 Обоснование размера партии

. Технологическая часть

.1 Выбор способа устранения дефектов детали

.2 Разработка маршрутной карты

.3 Составление операционной карты

.4 Разборка конструкции приспособления

. Определение норм времени

.1 Расчет основного времени при шлифовании

.2 Расчет вспомогательного времени

.3 Расчет дополнительного времени

.4 Расчет штучного времени

.5 Расчет основного времени на наплавку

.6 Расчет вспомогательного времени на наплавку

.7 Расчет дополнительного времени на наплавку

.8 Расчет штучного времени

.9 Расчёт основного времени горения дуги и наплавки металла

. Охрана труда

.1 Требования к предупреждению несчастных случаев на стационарных постах ТО и ТР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Современный автомобиль является сложной машиной, созданной трудом большого числа работников различных отраслей науки и техники многих стран. Первые автомобили с паровой силовой установкой, появившиеся â 18 â., áûëè òÿæåëûìè è ãðîìîçäêèìè.  1860 ã. ôðàíöóçñêèé èíæåíåð Ýòüåí Ëåíóàð èçîáðåë ïåðâûé äâèãàòåëü âíóòðåííåãî ñãîðàíèÿ, ðàáîòàþùèé íà ñâåòèëüíîì ãàçå.  1870 ã. Ý. Ëàíãåí è Í. Îòòî (Ãåðìàíèÿ) ïîñòðîèëè ÷åòûðåõòàêòíûå ãàçîâûå äâèãàòåëè ñ ïðèíóäèòåëüíûì âîñïëàìåíåíèåì ñìåñè, à â 1897 ã. íåìåöêèé èíæåíåð Ð. Äèçåëü ñîçäàë ïåðâûé ñòàöèîíàðíûé äâèãàòåëü ñ âîñïëàìåíåíèåì ðàáî÷åé ñìåñè îò ñæàòèÿ - äèçåëü.  1883 ã. ïîÿâèëñÿ àâòîìîáèëü ñ äâèãàòåëåì âíóòðåííåãî ñãîðàíèÿ, ïîñòðîåííûé Ê. Áåíöåì, â 1888 ã. - ïåðâûé ìîòîöèêë Ã. Äàéìëåðà.

Ðàçâèòèå àâòîìîáèëüíîé òåõíèêè ñîïðîâîæäàëîñü ñîâåðøåíñòâîâàíèåì íàó÷íûõ äèñöèïëèí, ñâÿçàííûõ ñ èçó÷åíèåì ýêñïëóàòàöèîííûõ ñâîéñòâ àâòîìîáèëÿ.  1906 ã. ïðîôåññîð Â. È. Ãðèíåâåöêèé ðàçðàáîòàë ìåòîä òåïëîâîãî ðàñ÷åòà äâèãàòåëÿ.  äàëüíåéøåì ýòîò ìåòîä áûë äîïîëíåí ïðîôåññîðîì Å. Ê. Ìàçèíãîì, àêàäåìèêîì Á. Ñ, Ñòå÷êèíûì è äðóãèìè ó÷åíûìè. Ìíîãî ñäåëàíî â îáëàñòè ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ àâòîìîáèëüíûõ äèçåëåé ÷ëåíîì - êîððåñïîíäåíòîì ÀÍ ÑÑÑÐ Í. Ð. Áðèëèíãîì, Ã. Ã. Êàëèøåì, Ì. Ñ. Õîâàõîì è äð. Ýêñïëóàòàöèîííûå ðåæèìû ðàáîòû äâèãàòåëÿ èññëåäîâàëè È. Ì. Ëåíèí, Í. Õ. Äüÿ÷åíêî, Ä. À. Ðóáåö. Ïðîáëåìû âèáðîàêóñòèêè äâèãàòåëåé è ýêîëîãèè òðàíñïîðòíûõ ñðåäñòâ èññëåäîâàëèñü членом - корреспондентом РАН В. Н. Луканиным.

Теория автомобиля изучает его эксплуатационные свойства, обеспечивающие перевозку грузов и пассажиров с максимальной производительностью, безопасностью и комфортабельностью при минимальных трудовых и материальных затратах. Теоретический анализ эксплуатационных свойств позволяет выяснить предельные (потенциальные) возможности автомобиля и реализовать в эксплуатационных условиях свойства, которыми обладает рассматриваемая конструкция автомобиля.

Теория автомобиля формировалась и развивалась в результате деятельности научных организаций и ученых многих стран. В нашей стране для развития автомобильной науки в 1918 г. была создана автомобильная лаборатория, ставшая научным центром и сыгравшая большую роль в развитии автомобильной промышленности. В 1921 г. на базе этой лаборатории был организован Центральный институт (НАМИ), который стал базой для большинства новых, научно обоснованных разработок двигателей и автомобилей.

Исследования знаменитого русского ученого Н. Е. Жуковского и академика Е. А. Чудакова стали базовыми для анализа эксплуатационных свойств автомобилей и разработки методов экспериментального исследования поведения автомобиля в различных дорожных условиях. В последующих работах ( « Динамическое и экономическое исследования автомобиля », 1928, « Тяговый расчет автомобиля », 1947 и др. ) Е. А. Чудаков определил цели и задачи теории автомобиля, разработал научный метод теоретического и экспериментального исследования эксплуатационных свойств, которые являются базовыми в современном курсе « Теория автомобиля ».

Основоположником отечественной автомобильной школы является академик Е. А. Чудаков, которому принадлежат более двухсот работ по различным отраслям автомобильной науки. Профессор Г. В. Зимелев исследовал тяговую динамичность автомобиля и предложил аналитический метод расчета ее показателей. Я. М. Певзнер и А. С. Литвинов разработали теорию движения автомобиля на повороте. Б. С. Фалькевич и Н. К. Куликов исследовали топливную экономичность автомобиля. В области тормозной динамики успешно работали Н. А. Бухарин и А. Б. Гредескул, а вопросы плавности хода обобщены в трудах Р. В. Ротенберга. Большая работа по исследованию эксплуатационных свойств автомобильного поезда проделана Н. А. Яковлевым и Я. Х. Закиным.

Решающим условием успешного развития любой теории является ее неразрывная связь с практикой. Над конкретизацией основных положений теории и приложением их к решению реальных задач эксплуатации автомобиля работали Г. В. Крамаренко, Л. Л. Афанасьев, Д. П. Великанов и др.

Идеи Е. А. Чудакова, Г. В. Зимилева и Н. А. Яковлева послужили основой для выпуска в 1932 - 1939 гг. учебников и учебных пособий, в которых кроме метода анализа эксплуатационных свойств автомобиля рассмотрены критерии их количественной оценки. Повышение эффективности транспортной работы связано с требованием увеличения скоростей движения, т. е. сокращением времени перевозок, что невозможно без соблюдения условий безопасности, которая в свою очередь зависит от такого эксплуатационного свойства, как тормозная динамичность.

Результаты исследования тормозной динамичности, начатого Н. А. Бухариным в 1946 г., были дополнены А. Б. Гредескулом, М. А. Петровым и А. А. Ревиным. Совершенствование конструкции устройств управления режимом движения автомобиля с помощью компьютера, получающего информацию от устройств электронного технического зрения под контролем искусственного интеллекта, начало которому в Российской Федерации положено А. А. Юрчевским, открыло путь для реализации эффективного и безопасного автоматизированного транспортного процесса. Повышение скоростей движения автомобилей привело к необходимости решения проблем устойчивости и управляемости. В труде Я. М. Певзнера «Устойчивость автомобиля» (1947 г.) подробно исследованы особенности криволинейного движения автомобиля с учетом поперечной эластичности шин. Этот сложный вопрос в дальнейшем изучался В. А. Иларионовым, А. С. Литвиновым и Я. К. Фаробиным. Колебания и плавность хода автомобиля исследованы Р. В. Ротенбергом, И. Г. Пархиловским, Р. А. Акопяном, Н. Н. Яценко. Ими разработаны методы испытания автомобиля на плавность хода, предложены оценочные показатели. Я. Х. Закин, Д. А. Антонов, Г. А. Смирнов, В. Ф. Платонов исследовали устойчивость автопоезда, разработали разделы теории движения многоосных автомобилей. В трудах Л. Л. Афанасьева и Г. В. Крамаренко показаны пути применения теоретических положений к решению эксплуатационных задач для повышения производительности подвижного состава и снижения себестоимости перевозок.

Соответствие конструкции требованиям эксплуатации является обязательным условием успешного развития автомобильной техники. Над усовершенствованием конструкции автомобилей работают большие коллективы научных, учебных институтов и конструкторских бюро автомобильных заводов, возглавляемые ведущими специалистами отраслей. Ряд автомобилей Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) создан под руководством А. А. Липгарта. Проектированием легковых автомобилей на Московском автомобильном заводе им. И. А. Лихачева (ЗИЛ) руководил А. Н. Островцев, а грузовых автомобилей А. М. Кригер. В. В. Осепчуговым и М. С. Высоцким проведена большая работа по совершенствованию конструкции и проектированию новых моделей автомобилей большой грузоподъемности.

Научно - исследовательские институты автомобильного транспорта изучают характерные условия эксплуатации автомобилей в стране, обобщают опыт передовых автотранспортных предприятий и водителей, разрабатывают требования к вновь создаваемым и модернизируемым транспортным средствам, работают над конкретизацией основных положений теории автомобиля и приложением их к решению реальных задач эксплуатации. Это дает возможность предъявить научно обоснованные требования ко вновь создаваемым и модернизируемым моделям автомобилей.

С расширением автомобильного парка увеличиваются материальные и человеческие потери, вызываемые дорожно-транспортными происшествиями. Снижение аварий на автомобильном транспорте возможно лишь при внимательном изучении их причин наряду с улучшением безопасности автомобиля. В нашей стране основы научного анализа процесса возникновения и способов предотвращения дорожно-транспортных происшествий разработаны В. А. Иларионовым, внесшим большой вклад в развитие теории автомобиля.

Во многих странах идет усиленная работа по обеспечению безопасности людей и сохранности грузов при аварии. Большую роль при этом играют автоматические устройства и системы, срабатывающие в опасных дорожно-транспортных ситуациях и берущие на себя функции управления автомобилей. Решению этих проблем посвящены ряд разделов международной научной программы « Эврика » и Европейской программы « Прометеус » (программа Европейского транспорта наивысшей эффективности и супернадежности).

1. Общая часть

1.1    Анализ и описание конструкции

Наиболее крупными и сложными кривошипно-шатунного механизма является блок цилиндров. Он имеет сложную форму, поэтому изготавливается литьём. Между блоком цилиндров и головкой установлена прокладка. Спереди (а иногда и сзади) также через прокладку к блоку крепится крышка распределительных шестерен. Все остальные детали кривошипно-шатунного механизма расположены в блоке цилиндров, их обычно объединяют в несколько групп.

Блок цилиндров двигателя КамАЗ 6540 отливают вместе с цилиндрами, внутренние поверхности которых обрабатывают шлифованием. Пространство между внутренней поверхностью стенок блока и цилиндрами образует рубашку охлаждения, заполняемую жидкостью для охлаждения цилиндров. В поперечных перегородках нижней части картера блока расположены, коренные шейки коленчатого вала с крышками. Снизу картер блока закрывается поддоном с прокладкой, в котором помещается необходимый запас масла для смазочной системы. Торцовая часть блока, в которой размещают детали привода распределительного вала, закрывается крышками. Его отливают из чугуна (СЧ 21, СЧ 15, СЧ 21) или из алюминиевых (например АЛ4 , АЛ9) сплавов. Соотношение масс чугунных и алюминиевых блок цилиндров составляет примерно 4:1. За одно с блоком отлита верхняя часть картера.

1.2    Определение класса восстановляемой детали

Блок цилиндров двигателя КамАЗ 6540 относится к классу корпусные детали. Корпусные детали предназначены для креплений деталей агрегата, имеют: отверстие для установки подшипников, втулок, вкладышей, валов, гильз, штифтов и резьбовых отверстий для крепления деталей; плоскости и технологические плоскости. Общих конструктивно-технологическим признаком для большинства корпусных деталей является наличие плоской поверхности и двух установочных отверстий, используемых в качестве установочной базы как при изготовлении так и при восстановлений деталей данного класса.

В процессе эксплуатации двигатель КамАЗ 6540 подвергался химическому, тепловому и коррозионному воздействию газов и охлаждающей жидкости, механические нагрузки от переменного давления газов, динамические нагрузки, вибрации, контактным нагрузкам, влиянию абразивной среды и т.д. Для данного класса деталей основными видами износа коррозиооно-механические и молекулярно-механический, которые характеризуются следующими явлениями: молекулярным схватыванием, переносом материала, разрушением возникающих связей, выравниванием частиц и образованием продуктов химического взаимодействия металла с агрессивными элементами среды.

1.3    Обоснование целесообразности восстановления детали

Восстановление деталей имеет большое экономическое значение. Основным источником экономической эффективности восстановления детали является использование её остаточного ресурса. Около 65 - 70 % деталей автомобиля прошедшего срок службы до капитального ремонта имеют остаточный ресурс и могут быть использованы повторно, после небольшого ремонта, либо после полного восстановления.

Стоимость восстановления детали в зависимости от конструктивных особенностей и степени изношенности детали составляет половину от стоимости новой детали. При этом, чем сложнее деталь, тем, стало быть, дороже она в изготовлении, тем ниже затраты на ее изготовление.

Экономическая эффективность восстановления детали по сравнению с ее изготовлением объясняется рядом причин.

. При восстановлении детали значительно сокращаются расходы на материалы и полностью исключаются затраты связанные с получением заготовок.

. «Родная» деталь лучше, и быстрее прирабатывается к старому агрегату, чем новая, вследствие чего, нет непредвиденных дефектов и др.

1.4    Анализ дефектов детали

Анализ проводится с целью выявления целесообразности устранения дефектов детали. Необходимо произвести оценку степени влияния каждого дефекта на эффективность и безопасность использования детали с учётом назначения и конфигурации, показателей её качества, режимов и условий эксплуатации.

Критическим называется дефект, при наличии которого использование детали по назначению практически невозможно или исключается в соответствии с требованиями безопасности.

Значительным называется дефект, который существенно влияет на использование детали по назначению и на её долговечность, но не является критическим.

Малозначительным называется дефект, который не оказывает существенного влияния на использование детали по назначению и её долговечность.

Определение сочетание дефектов, каждый из которых при отдельном его рассмотрении является малозначительным или значительным, могут быть эквивалентная критическому дефекту. Из этого следует, что изношенная деталь должна выбраковываться не только в случае, когда размер одной из её поверхности превышает допустимый для ремонта, но и когда совокупность дефектов (малозначительных и значительных) делает её восстановление экономически нецелесообразным.

В процессе эксплуатации детали класса корпусные подвергаются химическому, тепловому и коррозионному воздействию газов и охлаждающей жидкости, механические нагрузки от переменного давления газов, динамические нагрузки, вибрации, контактным нагрузкам, влиянию абразивной среды и т.д.

Основные дефекты в блоке цилиндров:

. Пробоины на стенках рубашки охлаждения или картера.

. Износ торцов первого коренного подшипника.

. Трещины и отколы.

. Износ нижнего посадочного отверстия под гильзу.

. Износ верхнего посадочного отверстия под гильзу.

. Износ отверстий под толкатели.

. Износ гнезд вкладышей коренных подшипников и их несоосность.

. Износ отверстий под втулки распределительного вала.

Трещины на блоках цилиндров (как и пробоины) являются их браковочными признаками. Однако допускается устранение пробоин постановкой заплат, а трещины - заваркой и заделкой синтетическими материалами с последующей постановкой усиливающих деталей.

1.5    Обоснование размеров партии

В условиях ремонтного производства (по опыту ремонтных предприятий) размер партии принимают равной месячной или квартальной потребности в ремонтируемых или изготавливаемых деталях, размер партии определяется по формуле:

 (1)

Где шт. - годовая производственная программа

 шт. - количество одноименных деталей в узле, агрегате

 - коэффициент ремонта

- число месяцев в году

 шт.

2. Технологическая часть

.1 Выбор способа устранения дефектов детали

В настоящие время ремонтные предприятия располагают достаточно большим числом проверенных практикой способов восстановления деталей двигателя КамАЗ 6540 позволяющих возвратить работоспособность изношенным и повреждённым деталям. К ним относятся способы ремонтных размеров, дополнительных деталей, пластической деформации, электролитических и газотермических покрытий, наплавки и др. Однако не все из указанных способов восстановления деталей являются равноценными.

При использовании способа ремонтных размеров усложняется система снабжения запасными частями, технической документацией, возникает необходимость больших запасов деталей различной номенклатуры. Кроме того, многократное использование данного способа приводит к снижению запасов прочности деталей, уменьшению их износостойкости, так как при этом постепенно снимается упрочнёнными различными способами поверхностный слой металла.

При использовании способа дополнительных деталей значительно увеличиваются затраты на восстановления изделия и это, во многих случаях, приводит к тому, что указанный метод оказывается экономически неэффективным. Особенно нерационально использовать данный способ для восстановления деталей, имеющих незначительные износы.

Простой и экономичный способ восстановления деталей пластической деформации имеет ограниченную область применения и часто не может быть использован для восстановления конкретных изделий в связи со специфическими особенностями их конструкции.

Для того чтобы из существующих способов нанесения покрытий выбрать наиболее рациональный, необходимо правильно оценить как сами покрытия, так и применить их для восстановления конкретных деталей. Впервые экспериментальные и теоретические исследования выбора способа восстановления деталей были выполнены В.А. Шадричевым. По предложенной им методике способ восстановления деталей должен выбираться в результате последовательного трёх критериев: применимости, долговечности и технико-экономической эффективности. В дальнейшем эта методика была конкретизирована, усовершенствована, в особенности применительно к понятию первого и третьего критериев, и приведена к виду, удобного для практического применения.

Согласно рассматриваемой методике, выбираемы способ восстановления (СВ) выражается как функция (f) трёх коэффициентов:

 (2)

где, - коэффициент применимости способов, учитывающий его технологические, конструкционные и эксплуатационные особенности детали;

 - коэффициент долговечности, обеспечиваемый способом восстановления, примирительного к данному виду восстановления деталей;

 - коэффициент технико-экономической эффективности способа восстановления, характеризующий его производительность и экономичность.

Общая методика выбора рационального способа состоит из трёх этапов.

.Рассмвтривают различные способы восстановления и производят выбор из них таких, которые удовлетворяют необходимому значению коэффициента .

. Из числа способов восстановления, удовлетворяющих , проводят выбор тех, которые обеспечивают последующий межремонтный ресурс восстановлённых деталей, т.е. удовлетворяю значению коэффициента долговечности .

. Если установлено, что требуемому значению  для данной детали соответствуют два или нескольких способов восстановления, то выбирают из них те, у которых наилучшее значение .

Для исключения субъективных при выборе рациональных способов восстановления деталей введено понятие коэффициента применимости, численное значение которого ограничивается двумя уровнями:

1-      способ восстановления деталей по всем его параметрам применим для восстановления данной детали;

0-      способ восстановления для данной детали неприменим.

Применимость способов для восстановления конкретных деталей оценивается в результате расчётов по обобщённому показателю.

 (3)

где, - частные показатели, которые так же, как и обобщённый показатель, могут принимать только два значение: 1- способ оп данной характеристики отмечен соответствующему параметру детали (мог быть применён); 0 - способ по рассматриваемой характеристике не может быть применён для восстановления детали.

Схема решения данной задачи приведена на рисунке 1.










Нет             Нет


Рисунок 1 Блок схема расчета обобщённого показателя:  параметры характеризующие восстановляемую деталь (Х1- вид материала; Х2- вид поверхности; Х3 - наружный диаметр, мм; Х4 - внутренний диаметр, мм; Х5- требуемая величина покрытия, мм; Х6 - отношение к знакопеременным нагрузкам; Х7- вид сопряжения); Zi - технологические характеристики способа восстановления (Z1 - вид металлов и сплавов, по отношению к которым применим метод; Z2 - вид поверхности восстановления; Z3 - минимально допустимый наружный диаметр восстановления, мм; Z4 - минимально допустимый внутренний диаметр восстановления, мм; Z5 - обеспечиваемая толщина (глубина) наращивания или упрочнения; Z6 - вид нагрузки на восстановляемую поверхность; Z7 - сопряжение и посадка восстановленной поверхности).

Коэффициент долговечности -  определяется как функция трёх аргументов:

 (4)

где ,  и  - коэффициенты соответственно износостойкости, выносливости и сцепляемости.

Коэффициент долговечности равен значению того из коэффициентов, который имеет наибольшую величину.

Значения коэффициентов износостойкости и выносливости определяется на основании стендовых и эксплуатационных сравнительных испытаний новых и восстановленных деталей.

Сложнее обстоит дело с коэффициентом сцепляемости, который определяется по формуле:

 (5)

где  - опытное значение для данной детали прочности сцепления наращенного слоя с основным металлом, кгс/мм2;  - эталонное значение прочности сцепления, кгс/мм2.

Опытное значение прочности сцепления наращенного слоя с основным металлом определяют методом отрыва штифта от покрытия. Эталонные значения прочности сцепления: для наружных стальных поверхностей, воспринимающие значительные ударные или знакопеременные нагрузки - 50 кгс/мм2; для наружных стальных и чугунных поверхностей, не воспринимающих значительные ударные ил знакопеременные нагрузки - 20 кгс/мм2; внутренних посадочных поверхностей под подшипники, не воспринимающие знакопеременные ударные нагрузки стальных, чугунных или детали из алюминиевых сплавов - 5 кгс/мм2; наружных или внутренних стальных или чугунных поверхностей не воспринимающих значительные ударные или знакопеременные нагрузки слоем, характеризующихся пористостью, при работе сопряжения в условиях обильной смазки - 4 кгс/мм2.

Значение коэффициента  не могут быть выше единице.

Схема решения данной задачи аналогична рисунку 1.

При определении экономического эффекта, получаемого от восстановления деталей на единицу продукции, а не за определённый промежуток времени, нельзя не учитывать относительную производительность способов восстановления.

Сравнение производительности характерных способов восстановления, например наплавочных, не связано с какими-либо трудностями. Затруднение возникают при попытке сравнения производительности принципиально отличающихся способов. Чтобы избежать этого, вводится понятие условной детали. За условную деталь принят полый валик (применительно к способам пластических деформаций) диаметром 40 мм, длинной 100 мм и с величиной износа на сторону 0,2 мм.

Производительность различных способов определялась исходя из основного времени, затрачиваемую на предварительную обработку (если требуется в данном способе), собственно восстановление (раздачу или наращивание) и последующею механическую обработку, и сравнилась с производительностью ручной дуговой наплавки. Значение коэффициента производительности () определялось по зависимости:

 (6)

где , - основное время восстановления условной детали соответственно ручной наплавкой и i-м способом.

2.2 Разработка маршрутной карты

Разработку маршрутной карты начнем с выбора маршрута и составления плана операций на устранение дефекта. Я решил описать восстановление блока цилиндров двигателя КамАЗ 6540 с имеющимися у него дефектом трещины и пробоины:

План устранения дефекта :

Мойка, очистка блока от накипи и остатков асфальтосмолистых отложений и топливо-смазочных материалов.

Контроль размеров.

Ручная сварка

Наплавка.

Контроль размеров.

Шлифование.

Мойка и продувка детали сжатым воздухом.

Контроль размеров.

Ìàðøðóòíàÿ êàðòà.








Ìàðøðóòíàÿ êàðòà

ÒÐ





Ëèò.

ó








Ëèòåð

  Íàèìåíîâàíèå è ñîäåðæàíèå îïåðàöèè

 Ïðèñïîñîáë. è âñïîìîã. èíñòðóìåíòû (íàèìåíîâàíèå, êîä)

 Ðàáî÷èé èíñòðóìåíò (íàèìåíîâàíèå, êîä)

 Èçìåðèòåëüíûé èíñòðóìåíò (íàèìåíîâàíèå, êîä)

öåõà

ó÷àñòêà

îïåðàöèè






1

2

1

Ìîéêà, î÷èñòêà áëîêà îò íàêèïè è îñòàòêîâ àñôàëüòîñìîëèñòûõ îòëîæåíèé è òîïëèâî-ñìàçî÷íûõ ìàòåðèàëîâ

Ìîå÷íàÿ óñòàíîâêà S-800

Øëàíã S-800, íàñàäêè

Ù¸òêè, 2-õ òèï, ìîþùèå ñðåäñòâà

 -

1

2

2

Êîíòðîëü ðàçìåðîâ

-

-

-

Èçìåðèòåëüíûé êîíòðîëëåð

2

3

3

Ðó÷íàÿ ñâàðêà

Ñâàðî÷íûé àâòîìàò R-250

Áîðìàøèíà, øàáåð, êðåéöìåéñåð.

Ñòàëüíàÿ ù¸òêà, çóáèëî, ñâåðëî 3ìì

-

2

3

4

Íàïëàâêà

Ñâàðî÷íûé àâòîìàò LT-5000

Áîðìàøèíà, øàáåð, êðåéöìåéñåð

Ìåõ-êèå íî-öû, çóáèëî, ìîëîòîê

-

1

2

5

Êîíòðîëü ðàçìåðîâ

-

-

-

Èçìåðèòåëüíûé êîíòðîëëåð

3

1

6

Øëèôîâàíèå

Øëèôîâàëüíûé ñòàíîê Ðóñü-20

-

-

Øòàíãåíöèðêóëü

 1

 2

 7

 Ìîéêà è ïðîäóâêà äåòàëè ñæàòûì âîçäóõîì

Ìîå÷íàÿ óñòàíîâêà S-800, êîìïðåññîð.

Øëàíã ST-900, íàñàäêè, ñïåö. øëàíã.

Ù¸òêè, 2-õ òèï, ì-å ñðå-âà, ñïåö. øëàíã.

 -

1

2

8

Êîíòðîëü ðàçìåðîâ

-

-

-

Èçìåðèòåëüíûé êîíòðîëëåð




Ëèñò













































Ëèñò

Èçì

Ëèñò

¹ äîêóì.

Ïîäïèñü

Äàòà

Èçì.

Ëèñò

¹ äîêóì.

Ïîäïèñü

Äàòà

Í. êîíòð.



Äàòà




2.3 Ñîñòàâëåíèå îïåðàöèîííîé êàðòû

Îïåðàöèîííàÿ êàðòà ïðåäíàçíà÷åíà äëÿ îïèñàíèÿ îïåðàöèé òåõíîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà èçãîòîâëåíèÿ (âîññòàíîâëåíèÿ) èçäåëèÿ ñ ðàñïðåäåëåíèåì îïåðàöèé íà ïåðåõîäû, ñ óêàçàíèÿìè ðåæèìîâ òåõíîëîãè÷åñêîé îáðàáîòêè, äàííûõ î ñðåäñòâàõ òåõíîëîãè÷åñêîãî îñíàùåíèÿ, ðàñ÷åòíûõ êàðò è òðóäîâûõ íîðìàòèâîâ è èñïîëüçóÿñü êàê èíñòðóêöèîííàÿ êàðòà äëÿ ïðîñòûõ ñëó÷àåâ àíàëèçà ïðèåìîâ ðàáîòû è íîðì âðåìåíè.

Îïåðàöèîííàÿ êàðòà ñîñòàâëÿåòñÿ íà âñå îïåðàöèè, â ïîñëåäîâàòåëüíîñòè óêàçàíèé â ìàðøðóòíîé êàðòå.

 íàèìåíîâàíèè ïåðåõîäîâ, òî÷íî óêàçûâàþò ñïîñîá óñòàíîâêè è êðåïëåíèÿ äåòàëè (íàïðèìåð, óñòàíîâèòü êîëåí÷àòûé âàë â ïàòðîíû).

Ïî êàæäîìó ïåðåõîäó óêàçûâàþò âñïîìîãàòåëüíûå, ðåæóùèå, ðàáî÷èå è èçìåðèòåëüíûå èíñòðóìåíòû è èõ çàâîäñêîé õîä: ðàñ÷åòíûå äàííûå, ò. å. äèàìåòð îáðàáàòûâàåìîé äåòàëè, øàã íàïëàâêè (îáùåå êîëè÷åñòâî ñëîåâ, ïðèõîäÿùååñÿ íà îäíó øåéêó), ÷èñëî õîäîâ, ðåæèì îáðàáîòêè è âðåìÿ ïî êàæäîìó ïåðåõîäó îïðåäåëÿþ è çàíîøó â îïåðàöèîííóþ êàðòó ïðè òåõíîëîãè÷åñêîì íîðìèðîâàíèè îïåðàöèé.

Îïåðàöèîííàÿ êàðòà


 


 Îïåðàöèîííàÿ êàðòà

ÒÎ (ÒÐ, Ä)


 




Ëèò

Ó








 





Íàèìåíîâàíèå îïåðàöèè

Îáîðóäîâàíèå (íàèìåíîâàíèå, ìîäåëü)







Íîìåð ïåðåõîäà

 Ñîäåðæàíèå ïåðåõîäà

Îáîð-èå (íàèìåíîâàíèå, ìîäåëü, êîä)

Ïðèñïîñîáë. è âñïîìîãàò. èíñòðóìåíò (íàèìåíîâàíèå, êîä)

Ðàáî÷èé èíñòðóìåíò (íàèìåíîâàíèå, êîä)

Èçìåðèòåëüíûé èíñòðóìåíò (íàèìåíîâàíèå, êîä)

 

1

Ìîéêà, î÷èñòêà áëîêà îò íàêèïè è îñòàòêîâ àñôàëüòîñìîëèñòûõ îòëîæåíèé è òîïëèâî-ñìàçî÷íûõ ìàòåðèàëîâ.

Ìîå÷íàÿ óñòàíîâêà S-800

Øëàíã ST-900, íàñàäêè 4-õ òèïîâ.

Ù¸òêè 2-õ òèï, ìî-å ñðå-âà.


 

2

Ïîñëå òùàòåëüíîé ìîéêè áëîê èçìåðÿþò ñïåöèàëüíûé êîíòðîëëåðîì

-

-

-

Èçìåðèòåëüíûé êîíòðîëëåð.

 

3

Ïîñëå èçìåðåíèé áëîê ãîòîâÿò ê ðó÷íîé ñâàðêè: çà÷èùàþò äî ìåòàëëè÷åñêîãî áëåñêà âîêðóã òðåùèíû íà øèðèíó 12…15ìì. Âûðóáàþò êàíàâêó âäîëü òðåùèíû íà ãëóáèíó 1/2 è øèðèíó 2/3 îò òîëùåíû ñòåíêè.

Ñâàðî÷íûé àâòîìàò R-250

Áîðìàøèíà, øàáåð, êðåéöìåéñåð

Ñòàëüíàÿ ù¸òêà, çóáèëî, ñâåðëî 3ìì

 -

 

4

Ïîñëå ðó÷íîé ñâàðêè áëîê ãîòîâÿò ê íàïëàâêå: çà÷èùàþò äî ìåòàëëè÷åñêîãî áëåñêà ïîâåðõíîñòü âîêðóã ïðîáîèíû. Èçãîòàâëèâàþò çàïëàòû èç ñòàëè Ñò3 òîëùèíîé 2…2,5 ìì.

Ñâàðî÷íûé àâòîìàò LT-5000

Áîðìàøèíà, øàáåð, êðåéöìåéñåð

Ìåõ-êèå íî-öû, çóáèëî, ìî-ê.

 -

 

5

Ïîñëå 2-õ îïåðàöèé áëîê ñíîâà èçìåðÿþò ñïåöèàëüíûì êîíòðîëëåðîì

-

-

-

Èçìåðèòåëüíûé êîíòðîëëåð.

 

6

Ïîñëå èçìåðèòåëüíûõ ïðîöåäóð áëîê îòïðàâëÿþò íà øëèôîâàíèå

Øëèôîâàëüíûé ñòàíîê Ðóñü-20

-

-

Øòàíãåíöèð-êóëü

 

7

Ïîñëå øëèôîâêè áëîê ñíîâà ïðîìûâàþò è îáäóâàþò ñæàòûì âîçäóõîì.

Ìîå÷íàÿ óñòàíîâêà S-800, êîìïðåññîð

Ù¸òêè, 2-õ òèï, ì-å ñðå-âà, ñïåö. øëàíã.

 -

 

8

Ïîñëå ìîéêè è îáäóâêè áëîê èçìåðÿþò êîíòðîëëåð äëÿ ïîäòâåðæäåíèÿ ðåçóëüòàòîâ ôèíàëüíûõ ðàçìåðîâ.

-

-

-

Èçìåðèòåëüíûé êîíòðîëëåð.

 












Ðàçðàá.



Ëèñò




























Ëèñò

Èçì

Ëèñò

¹ äîêóì

Ïîäïèñü

Äàòà

Èçì

Ëèñò

¹ äîêóì

Ïîäïèñü

Äàòà

Í.êîíòð.


Äàòà




2.4 Ðàçáîðêà êîíñòðóêöèè ïðèñïîñîáëåíèÿ

Ïðèñïîñîáëåíèå äëÿ ñíÿòèÿ áëîêà öèëèíäðîâ äâèãàòåëÿ ÊàìÀÇ 6540 äîâîëüíî ïðîñòî â èñïîëíåíèå. Ïðè ñíÿòèè áëîêà èñïîëüçóþò ïåðåäâèæíîé ãèäðàâëè÷åñêèé êðàí (Ðèñóíîê 2) (çàêðåïëÿÿ áëîê ñïåöèàëüíûìè ïðèñïîñîáëåíèÿ), ëèáî ñíèìàþò â ðó÷íóþ.

Ðèñóíîê 2: 1-ñòðåëà ïîäú¸ìà âûíîñíàÿ; 2- ìåõàíèçì ïîäúåìà; 3- ðîëèê äëÿ ïåðåìåùåíèÿ.

3. Îïðåäåëåíèå íîðì âðåìåíè

.1 Ðàñ÷åò îñíîâíîãî âðåìåíè ïðè øëèôîâàíèè îïðåäåëÿåòñÿ ïî ôîðìóëå

 (7)

Ãäå  - ïðèïóñê íà øëèôîâàíèå

îá/ìèí - ÷àñòîòà âðàùåíèÿ îáðàáàòûâàåìîãî èçäåëèÿ

 - êîýôôèöèåíò ðåìîíòà

ìèí0

ìèí

3.2 Ðàñ÷åò âñïîìîãàòåëüíîãî âðåìåíè ðàññ÷èòûâàåòñÿ ïî ôîðìóëå

 (8)

 ìèí - âñïîìîãàòåëüíîå âðåìÿ íà ñíÿòèå è óñòàíîâêó äåòàëè

ìèí - âñïîìîãàòåëüíîå âðåìÿ íà ïðîõîä

ìèí

3.3 Ðàñ÷åò äîïîëíèòåëüíîãî âðåìåíè îïðåäåëÿåòñÿ ïî ôîðìóëå

 (9)

ìèí

.4 Ðàñ÷åò øòó÷íîãî âðåìåíè ðàññ÷èòûâàåòñÿ ïî ôîðìóëå

 (10)

ìèí

3.5 Ðàñ÷åò îñíîâíîãî âðåìåíè íà íàïëàâêó

 (11)

Ãäå  - äëèíà íàïëàâëåííîãî âàëèêà

îá/ìèí - ÷àñòîòà âðàùåíèÿ îáðàáàòûâàåìîé äåòàëè

ìì - øàã íàïëàâêè

 - êîëè÷åñòâî ñëîåâ íàïëàâêè

ìèí

ìèí

3.6 Ðàñ÷åò âñïîìîãàòåëüíîãî âðåìåíè íà íàïëàâêó ðàññ÷èòûâàåòñÿ ïî ôîðìóëå

 (12)

 ìèí - âñïîìîãàòåëüíîå âðåìÿ íà ñíÿòèå è óñòàíîâêó äåòàëè

ìèí - âñïîìîãàòåëüíîå âðåìÿ íà ïðîõîä

ìèí

3.7 Ðàñ÷åò äîïîëíèòåëüíîãî âðåìåíè íà íàïëàâêó îïðåäåëÿåòñÿ ïî ôîðìóëå

 (13)

ìèí

3.8 Ðàñ÷åò øòó÷íîãî âðåìåíè íà íàïëàâêó ðàññ÷èòûâàåòñÿ ïî ôîðìóëå

 (14)

ìèí

3.9 Ðàñ÷¸ò îñíîâíîãî âðåìåíè ãîðåíèÿ äóãè è íàïëàâêè ìåòàëëà

 (15)

, , …,  - ñêîðîñòü ñâàðêè, ì/÷;

 ì/÷.

4. Îõðàíà Òðóäà

 Ðîññèè ñóùåñòâóåò ãîñóäàðñòâåííàÿ Ñèñòåìà ñòàíäàðòîâ áåçîïàñíîñòè òðóäà, óñòàíàâëèâàþùàÿ îáùèå òðåáîâàíèÿ áåçîïàñíîñòè ðàáîò (ÃÎÑÒ - 12.3.017 - 85), êîòîðûé ïðîâîäÿò íà ÀÒÏ, ñòàíöèÿõ ÒÎ è ñïåöèàëèçèðîâàííûõ öåíòðàõ ïðè âñåõ âèäàõ òåõíè÷åñêîãî îáñëóæèâàíèÿ (ÒÎ) è òåêóùåãî ðåìîíòà (ÒÐ) ãðóçîâûõ è ëåãêîâûõ àâòîìîáèëåé, àâòîáóñîâ, òÿãà÷åé, ïðèöåïîâ è ïîëóïðèöåïîâ (äàëåå - àâòîìîáèëåé), ïðåäíàçíà÷åííûõ äëÿ ýêñïëóàòàöèè íà äîðîãàõ îáùåé ñåòè Ðîññèè.

Çà îáåñïå÷åíèåì áåçîïàñíûõ óñëîâèé òðóäà âåäóò íàáëþäåíèå ïðîêóðàòóðà, ãîññàíèíñïåêöèÿ, ãîðòåõíàäçîð, ïîæàðíàÿ èíñïåêöèÿ è äðóãèå ñëóæáû ãîñóäàðñòâåííîãî êîíòðîëÿ.

Îòâåòñòâåííîñòü çà âûïîëíåíèÿ âñåãî îáú¸ìà çàäà÷ ïî ñîçäàíèè áåçîïàñíûõ óñëîâèé òðóäà âîçëàãàåòñÿ íà ðóêîâîäñòâî àâòîòðàíñïîðòíîãî ïðåäïðèÿòèÿ â ëèöå äèðåêòîðà è ãëàâíîãî èíæåíåðà.

Âñå ëèöà, ïîñòóïàþùèõ íà ðàáîòó, ïðîõîäÿò ââîäíûé èíñòðóêòàæ ïî òåõíèêå áåçîïàñíîñòè è ïðîèçâîäñòâåííîé ñàíèòàðèè, êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ïåðâûì ýòàïîì îáó÷åíèÿ áåçîïàñíîñòè íà äàííîì ïðåäïðèÿòèè. Âòîðûì ýòàïîì îáó÷åíèÿ ÿâëÿåòñÿ èíñòðóêòàæ íà ðàáî÷åì ìåñòå, ïðîâîäèìûé ñ öåëüþ óñâîåíèÿ áåçîïàñíûõ óñëîâèé òðóäà íåïîñðåäñòâåííî ïî òîé ñïåöèàëüíîñòè è íà òîì ðàáî÷åì ìåñòå, ãäå îí äîëæåí ðàáîòàòü. Ïðè âûïîëíåíèè ðàáîò ïîâûøåííîé áåçîïàñíîñòè ïðîâîäÿò ïîâòîðíûå èíñòðóêòàæè, ÷åðåç îïðåäåë¸ííûå ïðîìåæóòêè âðåìåíè, íî íå ðåæå îäíîãî ðàçà â 3 ìåñÿöà.

Äîïîëíèòåëüíûé (âíåïëàíîâûé) èíñòðóêòàæ ïðîâîäèòñÿ ïðè íàðóøåíèè ðàáîòàþùèì ïðàâèë è èíñòðóêöèé ïî òåõíèêå áåçîïàñíîñòè, òåõíîëîãè÷åñêîé è ïðîèçâîäñòâåííîé äèñöèïëèíû, à òàêæå ïðè èçìåíåíèè òåõíîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà, âèäà ðàáîò è òèïà îáñëóæèâàåìûõ àâòîìîáèëåé. Âñå âèäû èíñòðóêòàæà çàïèñûâàþòñÿ â ñïåöèàëüíûå æóðíàëû, êîòîðûå õðàíÿòñÿ ó ðóêîâîäèòåëÿ ïðåäïðèÿòèÿ, öåõà èëè ïðîèçâîäñòâåííîãî ó÷àñòêà.

Ñëåñàðü ïî ðåìîíòó àâòîìîáèëåé äîëæåí óìåòü îêàçûâàòü ïåðâóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü ïðè íåñ÷àñòíûõ ñëó÷àÿõ, ïîðàæåíèè òîêîì äî ïðèáûòèÿ ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè èëè äîñòàâêè ïîñòðàäàâøåãî â ìåäèöèíñêîå ó÷ðåæäåíèå.

Ê ïðîèçâîäñòâåííîìó òðàâìàòèçìó îòíîñÿòñÿ óâå÷üÿ, ðàíåíèÿ, îæîãè, ïîðàæåíèÿ ýëåêòðè÷åñêèì òîêîì, îòðàâëåíèÿ è ïðîôåññèîíàëüíûå çàáîëåâàíèÿ, ñâÿçàííûå ñ âûïîëíåíèåì ñâîèõ òðóäîâûõ îáÿçàííîñòåé.

Ïðîèçâîäñòâåííûé òðàâìàòèçì âîçíèêàåò âñëåäñòâèå íåäîñòàòêîâ â îðãàíèçàöèè òðóäà, ïðåíåáðåæåíèÿìè ïðàâèëàìè áåçîïàñíîñòè è îòñóòñòâèè äîëæíîãî êîíòðîëÿ çà èõ âûïîëíåíèåì. Íàèáîëåå õàðàêòåðíûìè ïðè÷èíàìè âîçíèêíîâåíèè òðàâìàòèçìà ÿâëÿåòñÿ: îòñóòñòâèå èëè ïðîâåäåííûé â íåäîñòàòî÷íîì îáúåìå èíñòðóêòàæ ðàáîòàþùåãî î ïðàâèëàõ áåçîïàñíîñòè òðóäà; íàðóøåíèå òåõíîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà; íåèñïðàâíîñòè îáîðóäîâàíèÿ, ïðèñïîñîáëåíèé è èíñòðóìåíòà èëè åãî íåñîîòâåòñòâèå óñëîâèÿì âûïîëíÿåìûõ ðàáîò; îòñóòñòâèå îãðàæäåíèé, ïðåäóïðåæäàþùèõ èëè çàïðåùàþùèõ íàäïèñåé; íåñîîòâåòñòâèå âûïîëíÿåìîé ðàáîòå èëè íåáðåæíîå èñïîëüçîâàíèå ñïåöîäåæäû; íåäîñòàòî÷íîå îñâåùåíèå; íèçêèé óðîâåíü êóëüòóðû ïðîèçâîäñòâà. Ãîñóäàðñòâåííûé ñòàíäàðò òðåáóåò, ÷òîáû ïðîöåññû ÒÎ è ÒÐ áûëè áåçîïàñíûìè íà ñòàíöèÿõ; ïîäãîòîâêè àâòîìîáèëåé ê ÒÎ è ÒÐ; íåïîñðåäñòâåííîãî âûïîëíåíèÿ ðàáîò; èñïûòàíèé è ïðîâåðîê ñèñòåì àâòîìîáèëåé; çàïðàâêè àâòîìîáèëåé ãîðþ÷å-ñìàçî÷íûìè ìàòåðèàëàìè è ñïåö æèäêîñòÿìè; õðàíåíèÿ è òðàíñïîðòèðîâàíèÿ àâòîìîáèëåé, äåòàëåé, àãðåãàòîâ è ìàòåðèàëîâ; óäàëåíèå è îáåçâðåæèâàíèå îòõîäîâ ïðîèçâîäñòâà.

4.1 Òðåáîâàíèÿ ê ïðåäóïðåæäåíèþ íåñ÷àñòíûõ ñëó÷àåâ íà ñòàöèîíàðíûõ ïîñòàõ òåõíè÷åñêîãî îáñëóæèâàíèÿ è òåêóùåãî ðåìîíòà

ÒÎ è ÒÐ íåîáõîäèìî âûïîëíÿòü â ñïåöèàëüíî ïðåäíàçíà÷åííûõ äëÿ ýòîé öåëè ìåñòàõ (ïîñòàõ) ñ ïðèìåíåíèåì óñòðîéñòâ, ïðèñïîñîáëåíèé, îáîðóäîâàíèÿ è ñëåñàðíî-ìîíòàæíîãî èíñòðóìåíòà, ïðåäóñìîòðåííûõ äëÿ êîíêðåòíîãî âèäà ðàáîòû.

Ñëåñàðíî-ìîíòàæíûå èíñòðóìåíòû, ïðèìåíÿåìûå íà ïîñòàõ ÒÎ è ÒÐ, äîëæíû áûòü èñïðàâíûìè. Íå äîïóñêàþòñÿ èñïîëüçîâàíèå ãàå÷íûõ êëþ÷åé ñ èçíîøåííûìè ãðàíÿìè è íåñîîòâåòñòâóþùèõ ðàçìåðîâ, ïðèìåíåíèÿ ðû÷àãîâ äëÿ óâåëè÷åíèÿ óñèëèé çàòÿãèâàíèÿ ðåçüáîâîãî ñîåäèíåíèÿ, à òàêæå çóáèëà è ìîëîòêà â ýòèõ öåëÿõ. Ðóêîÿòêè îòâåðòîê, íàïèëüíèêîâ, íîæîâîê äîëæíû áûòü èçãîòîâëåíû èç ïëàñòìàññû è äåðåâà, íà èõ ïîâåðõíîñòÿõ íå äîëæíî áûòü ñêîëîâ. Äåðåâÿííûå ðóêîÿòêè âî èçáåæàíèå ðàñêàëûâàíèÿ äîëæíû èìåòü ìåòàëëè÷åñêèå ñêðåïëÿþùèå êîëüöà.

Äëÿ îñìîòðà àâòîìîáèëåé íåîáõîäèìî ïðèìåíÿòü òîëüêî ïåðåíîñíûå áåçîïàñíûå ëàìïû íàïðÿæåíèåì 36  ñ ïðåäîõðàíèòåëüíûìè ñåòêàìè. Ïðè ðàáîòå â îñìîòðîâûõ êàíàâàõ íàïðÿæåíèå ëàìï íå äîëæíî ïðåâûøàòü 12 Â. Ðó÷íûå ýëåêòðîèíñòðóìåíòû ïðèñîåäèíÿòü ê ýëåêòðîñåòè òîëüêî ÷åðåç ðîçåòêè ñ çàçåìëÿþùèì êîíòàêòîì. Ïðîâîäà ýëåêòðîèíñòðóìåíòà ïîäâåøèâàòü, íå äîïóñêàÿ ñîïðèêîñíîâåíèÿ èõ ñ ïîëîì.

Ïåðåä óñòàíîâêîé íà ïîñò ÒÎ è ÒÐ àâòîìîáèëè ñëåäóåò î÷èñòèòü îò ãðÿçè è âûìûòü.

Àâòîìîáèëü, óñòàíîâëåííûé íà íàïîëüíûé ïîñò ÒÎ è ÒÐ, íåîáõîäèìî íàäåæíî çàêðåïèòü ïóòåì ïîäñòàíîâêè íå ìåíåå äâóõ óïîðîâ ïîä êîëåñà, çàòîðìîçèòü ñòîÿíî÷íûì òîðìîçîì. Ïðè ýòîì ðû÷àã ïåðåêëþ÷åíèÿ êîðîáêè ïåðåäà÷ äîëæåí áûòü óñòàíîâëåí â ïîëîæåíèå, ñîîòâåòñòâóþùåå íèçøåé ïåðåäà÷è. Íà àâòîìîáèëÿõ ñ êàðáþðàòîðíûì äâèãàòåëåì èëè ãàçîáîëîííîé óñòàíîâêîé ñëåäóåò âûêëþ÷èòü çàæèãàíèå, à íà àâòîìîáèëÿõ ñ äèçåëüíûì äâèãàòåëåì - ïåðåêðûòü ïîäà÷ó òîïëèâà.

Íà ðóëåâîå êîëåñî íåîáõîäèìî ïîâåñèòü òàáëè÷êó ñ íàäïèñüþ «Äâèãàòåëü íå çàïóñêàòü: ðàáîòàþò ëþäè!».

Ïðè îáñëóæèâàíèè àâòîìîáèëÿ ñ ïîìîùüþ ïîäúåìíèêà íà ìåõàíèçìå óïðàâëåíèÿ ïîäúåìíèêîì ñëåäóåò âûâåñèòü òàáëè÷êó ñ íàäïèñüþ « Íå òðîãàòü, ðàáîòàþò ëþäè!» â ðàáî÷åì ïîëîæåíèå óïîðíûå ëàïû ïîäúåìíèêà äîëæíû áûòü íàäåæíî çàôèêñèðîâàíû ìåòàëëè÷åñêèì óïîðîì, ïðåäîòâðàùàþùèì ñàìîïðîèçâîëüíîå îïóñêàíèå àâòîìîáèëÿ íà ïîäúåìíèêå.

Îñìîòðîâûå êàíàâû äîëæíû èìåòü íàïðàâëÿþùèå ïðåäîõðàíèòåëüíûå áîðòà-ðåáîðäû è ñîäåðæàòüñÿ â ÷èñòîòå. Íå äîïóñêàþòñÿ ðàçëèâ ìàñëà è íàëè÷èå ñûðîñòè íà äíå è ñòåíêàõ êàíàâû.

Ïðè ðàáîòå ñ âûñîêî ðàñïîëîæåííûìè äåòàëÿìè, àãðåãàòàìè è ìåõàíèçìàìè àâòîìîáèëÿ ñëåäóåò ïðèìåíÿòü òîëüêî ìåòàëëè÷åñêèå ïîäïîðû, êîòîðûå äîëæíû áûòü óñòîé÷èâûìè, ïðî÷íûìè, íàäåæíûìè.

Ïîäúåì è òðàíñïîðòèðîâêà àãðåãàòîâ è óçëîâ ìàññîé áîëåå 20 êã îñóùåñòâëÿòü òîëüêî ñ ïîìîùüþ ïîäúåìíî-òðàíñïîðòíûõ ìåõàíèçìîâ, èñïîëüçóþ ñïåöèàëüíûå ïðèñïîñîáëåíèÿ ïî ñõåìå çàõâàòà îáúåêòà, ïðåäóñìîòðåííîé äëÿ äàííîãî âèäà ðàáîò.

Äëÿ áóêñèðîâêè íåèñïðàâíîãî àâòîìîáèëÿ ìîæíî èñïîëüçîâàòü ìÿãêóþ ñöåïêó (öåïü, òðîñ) èëè æåñòêóþ (ìåòàëëè÷åñêóþ òðóáó èëè øòàíãó ñ ïðîóøèíàìè). Ïðè ñöåïêå àâòîìîáèëÿ ñ ïðèöåïîì íåîáõîäèìî, ÷òîáû ïîìèìî âîäèòåëÿ áûë ÷åëîâåê, ïîäàþùèé âîäèòåëþ ñèãíàëû îá èçìåíåíèè íàïðàâëåíèè äâèæåíèÿ èëè îñòàíîâêå. ×òîáû íå äîïóñòèòü ïðîèçâîëüíîãî îòöåïëåíèÿ ïðèöåïà ïîñëå ñöåïêè, íåîáõîäèìî çàêðåïèòü ñöåïíîå óñòðîéñòâî, ïðèìåíÿÿ ïðåäîõðàíèòåëüíóþ öåïü èëè òðîñ.

Ïðè áóêñèðîâêå íåîáõîäèìî âûïîëíÿòü ðÿä ïðàâèë: íà ìÿãêîé ñöåïêå ìîæíî áóêñèðîâàòü òîëüêî îäèí àâòîìîáèëü ñ èñïðàâíûì óïðàâëåíèåì, çâóêîâûì ñèãíàëîì è îñâåùåíèåì (ïðè áóêñèðîâêå â íî÷íîå âðåìÿ). Äëèíà ìÿãêîé ñöåïêè äîëæíà áûòü îò 4 äî 6 ì. Ìÿãêóþ ñöåïêó íåîáõîäèìî ïðèñîåäèíÿòü ê äâóì áóêñèðíûì êðþêàì. Åñëè áóêñèðíûõ êðþêîâ íåò, òî åå ñëåäóåò ïðèñîåäèíèòü ê ðàìå. Íåëüçÿ ïðèñîåäèíÿòü áóêñèð ê ïåðåäíåìó ìîñòó. Áóêñèðíûé òðîñ íóæíî îáîçíà÷èòü â ñîîòâåòñòâèè ñ « Ïðàâèëàìè äîðîæíîãî äâèæåíèÿ », íî÷üþ - îñâåùàòü.

Íà æåñòêîé ñöåïêå â áóêñèðóåìîì àâòîìîáèëå äîëæíû áûòü èñïðàâíû ðóëåâîå óïðàâëåíèå, ïåðåäíèé ìîñò è â òåìíîå âðåìÿ ñóòîê ïðèáîðû îñâåùåíèÿ.

Ñêîðîñòü ïðè áóêñèðîâêå íåîáõîäèìî ñíèæàòü.

Çàïðåùàåòñÿ âûïîëíÿòü êàêèå-ëèáî ðàáîòû íà àâòîìîáèëå, îäèí êðàé êîòîðîãî ïðèïîäíÿò ïîäúåìíûì ìåõàíèçìîì, íî íå óñòàíîâëåí íà ñïåöèàëüíûå ïîäñòàâêè.

Ñíÿòèå ñ àâòîìîáèëåé äåòàëåé è àãðåãàòîâ, çàïîëíåííûõ æèäêîñòÿìè, ñëåäóåò ïðîèçâîäèòü òîëüêî ïîñëå ïîëíîãî ñëèâà ýòèõ æèäêîñòåé.

Ìîéêó è î÷èñòêó äâèãàòåëåé, äåòàëåé è àãðåãàòîâ àâòîìîáèëåé íåîáõîäèìî ïðîèçâîäèòü â ìîå÷íûõ óñòðîéñòâàõ èëè åìêîñòÿõ ñïåöèàëüíî ïðåäíàçíà÷åííûìè äëÿ ýòîãî âåùåñòâàìè ñ ïîñëåäóþùèì îáåçâðåæèâàíèåì îòëîæåíèé.

Ïðåæäå ÷åì ïðîâîðà÷èâàòü êîëåí÷àòûé âàë äâèãàòåëÿ èëè êàðäàííûé âàë, íåîáõîäèìî óáåäèòüñÿ, ÷òî ïîäà÷à òîïëèâà îòêëþ÷åíà, è óñòàíîâèòü ðû÷àã ïåðåêëþ÷åíèÿ â íåéòðàëüíîå ïîëîæåíèå.

Ïåðåä ïóñêîì äâèãàòåëÿ àâòîìîáèëü ñëåäóåò çàòîðìîçèòü ñòîÿíî÷íûì òîðìîçîì, ðû÷àã ïåðåêëþ÷åíèÿ êîðîáêè ïåðåäà÷ óñòàíîâèòü â íåéòðàëüíîå ïîëîæåíèå. Ïðè ïóñêå äâèãàòåëÿ ïóñêîâîé ðóêîÿòêîé çàïðåùàåòñÿ ïðèìåíÿòü äîïîëíèòåëüíûå ðû÷àãè è óñèëèòåëè, à òàêæå áðàòü ðóêîÿòêó â îáõâàò êèñòüþ ðóêè. Ïîâîðîò ðóêîÿòêè íåîáõîäèìî îñóùåñòâëÿòü ñíèçó ââåðõ.

ÒÎ è ÒÐ àâòîìîáèëÿ ñëåäóåò îñóùåñòâëÿòü ïðè íåðàáîòàþùåì äâèãàòåëå, çà èñêëþ÷åíèåì ñëó÷àåâ, êîãäà ðàáîòà äâèãàòåëÿ íåîáõîäèìà ïî òåõíîëîãè÷åñêîìó ïðîöåññó äàííîé îïåðàöèè.

Ïóñê äâèãàòåëÿ è òðîãàíèå àâòîìîáèëÿ ñ ìåñòà ñëåäóåò ïðîèçâîäèòü ñ ó÷åòîì îáåñïå÷åíèÿ áåçîïàñíîñòè ðàáîòàþùèõ ñ äàííûì àâòîìîáèëåì è íàõîäÿùèõñÿ âáëèçè ëþäåé.

Èñïûòàíèå òîðìîçíûõ ñèñòåì àâòîìîáèëÿ íåîáõîäèìî îñóùåñòâëÿòü íà ñòåíäå. Äîïóñêàåòñÿ ïðîâåäåíèå èñïûòàíèé íà ñïåöèàëüíîé ïëîùàäêå âíå ïîìåùåíèÿ, ïðè ýòîì åå ðàçìåðû äîëæíû îáåñïå÷èâàòü áåçîïàñíîñòü ëþäåé è àâòîìîáèëåé äàæå â ñëó÷àå íåèñïðàâíîñòè òîðìîçîâ.

Ñíÿòèå è óñòàíîâêà ðåññîð, àìîðòèçàòîðîâ, ïðóæèí ñëåäóåò îñóùåñòâëÿòü ïîñëå ðàçãðóçêè èõ îò ìàññû àâòîìîáèëÿ ïóòåì óñòàíîâêè ïîä øàññè ( êóçîâ ) ñïåöèàëüíûõ óïîðîâ ( êîçåëêîâ ). Ðåìîíò èëè çàìåíó ïîäúåìíîãî ìåõàíèçìà ãðóçîâîé ïëàòôîðìû àâòîìîáèëÿ-ñàìîñâàëà íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü ïîñëå óñòàíîâêè ïîä ïëàòôîðìó äîïîëíèòåëüíîãî óïîðà, èñêëþ÷àþùåãî âîçìîæíîñòü ñàìîïðîèçâîëüíîãî îïóñêàíèÿ èëè ïàäåíèÿ ïëàòôîðìû.

Âûïðåññîâûâàíèå âòóëîê, ïîäøèïíèêîâ è ñíÿòèå äðóãèõ äåòàëåé, òðåáóþùèõ ïðèëîæåíèå çíà÷èòåëüíûõ óñèëèé, ñëåäóåò ïðîèçâîäèòü ïðè ïîìîùè ïðåññîâ èëè ñïåöèàëüíûõ ñúåìíèêîâ. Ñúåìíèêè äîëæíû íàäåæíî çàõâàòûâàòü äåòàëè â ìåñòå ïðèëîæåíèÿ óñèëèÿ.

Ïåðåä íà÷àëîì ÒÎ è ÒÐ àâòîìîáèëÿ-öèñòåðíû äëÿ ïåðåâîçêè ëåãêîâîñïëàìåíÿþùèõñÿ è âçðûâîîïàñíûõ âåùåñòâ öèñòåðíà äîëæíà áûòü îñâîáîæäåíà, ïðîâåòðåíà è íàäåæíî çàêðåïëåíà.

Àêêóìóëÿòîðíûå áàòàðåè ñëåäóåò äåìîíòèðîâàòü è óñòàíàâëèâàòü ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíûõ óñòðîéñòâ, èñêëþ÷àþùèõ ïàäåíèå àêêóìóëÿòîðíûõ áàòàðåé. Âñå ðàáîòû, ñâÿçàííûå ñ ÒÎ è ðåìîíòîì, íåîáõîäèìî ïðîèçâîäèòü ñïåöèàëüíî îáîðóäîâàííûõ äëÿ ýòèõ öåëåé ïîìåùåíèÿõ è ñïåöîäåæäå ( çàùèòíûå î÷êè, ðåçèíîâûå ïåð÷àòêè è ïðîðåçèíåííûé ôàðòóê ). Ïðèãîòîâëÿòü ýëåêòðîëèò ñëåäóåò â ñòåêëÿííûõ åìêîñòÿõ ïóòåì âëèâàíèÿ êèñëîòû â âîäó òîíêîé ñòðóåé ñ òùàòåëüíûì ïåðåìåøèâàíèåì ðàñòâîðà ñòåêëÿííîé èëè ýáîíèòîâîé ïàëî÷êîé. Àêêóìóëÿòîðíûå áàòàðåè, óñòàíàâëèâàåìûå íà çàðÿäêó, íåîáõîäèìî ïîäñîåäèíÿòü çàæèìàìè, èñêëþ÷àþùèìè âîçìîæíîñòü èñêðîîáðàçîâàíèÿ. Ïðè çàðÿäêå àêêóìóëÿòîðíûõ áàòàðåé ïðîáêè èç áàíîê äîëæíû áûòü âûâåðíóòû è îáåñïå÷åíà íàäåæíàÿ âåíòèëÿöèÿ ïîìåùåíèÿ.

Ðåìîíò ðàìû ñëåäóåò ïðîèçâîäèòü íà ïîäñòàâêàõ èëè íà àâòîìîáèëå ñ óñòàíîâëåííûìè êîëåñàìè. Äåìîíòèðîâàííûå êóçîâà è êàáèíû àâòîìîáèëåé, ïîäëåæàùèå ðåìîíòó, äîëæíû áûòü íàäåæíî óñòàíîâëåíû â óäîáíîì äëÿ ïðîâåäåíèÿ ðàáîò ïîëîæåíèè íà ñïåöèàëüíûå ñòåíäû èëè ïîäñòàâêè. Ðèõòîâêó êóçîâíûõ äåòàëåé èç ëèñòîâîãî ïðîêàòà íåîáõîäèìî îñóùåñòâëÿòü íà àâòîìîáèëå èëè ñïåöèàëüíûõ ñòåíäàõ.

 öåëÿõ èñêëþ÷åíèÿ âîçìîæíîñòè âîçãîðàíèÿ ãîðþ÷èõ ìàòåðèàëîâ ( òîïëèâî, ìàñëà, îáèâêà è äð. ) ýëåêòðîãàçîñâàðî÷íûå ðàáîòû íåïîñðåäñòâåííî íà àâòîìîáèëå ñëåäóåò ïðîâîäèòü ñîãëàñíî òðåáîâàíèÿì ÃÎÑÒ 12.3.003-75. Ïàéêó è ñâàðêó åìêîñòåé èç-ïîä ãîðþ÷å-ñìàçî÷íûõ âåùåñòâ íåîáõîäèìî îñóùåñòâëÿòü òîëüêî ïîñëå ïîëíîãî óäàëåíèÿ ýòèõ âåùåñòâ è èõ ïàðîâ ïóòåì ñïåöèàëüíîé îáðàáîòêè.

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

 ýòîé êóðñîâîé ðàáîòå áûë ðàññìîòðåí áëîê öèëèíäðîâ â ñáîðå äâèãàòåëÿ ÊàìÀÇ 6540. Áûëè ïðîàíàëèçèðîâàíû äåôåêòû áëîêà, áûë âûáðàí ìåòîä óñòðàíåíèÿ äåôåêòîâ, ðàçðàáîòàíû è ïîñòðîåíû ìàðøðóòíàÿ è îïåðàöèîííàÿ êàðòû. Áûëî òàêæå ñêîíñòðóèðîâàíî ïðèñïîñîáëåíèå äëÿ ñíÿòèÿ áëîêà. Òàêæå áûëè ðàññ÷èòàíû íîðìû âðåìåíè íà îòäåëüíûå âèäû îïåðàöèé. Òåõíèêà áåçîïàñíîñòè òàêæå áûëà îïèñàíà.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1.      Íàïîëüñêèé Ã.Ì. Òåõíîëîãè÷åñêîå ïðîåêòèðîâàíèå àâòîòðàíñïîðòíûõ ïðåäïðèÿòèé è ñòàíöèé òåõíè÷åñêîãî îáñëóæèâàíèÿ - Ì.: Òðàíñïîðò, 2005.

.        Ïîëîæåíèå î òåõíè÷åñêîì îáñëóæèâàíèè è ðåìîíòå ïîäâèæíîãî ñîñòàâà àâòîìîáèëüíîãî òðàíñïîðòà- Ì.: Òðàíñïîðò, 2007.

.        Êóçíåöîâ Å.Ñ., Âîðíîâ Â.Ï., Áîëäèí À.Ï. Òåõíè÷åñêàÿ ýêñïëóàòàöèÿ àâòîìîáèëåé- Ì.: Òðàíñïîðò, 2007.

.        Çàâüÿëîâ Ñ.Í. Ìîéêà àâòîìîáèëåé: Òåõíîëîãèÿ îáîðóäîâàíèÿ- Ì.: Òðàíñïîðò, 2005.

.        Øóáèí Ë.Ô. Àðõèòåêòóðà ãðàæäàíñêèõ è ïðîìûøëåííûõ çäàíèé. Â 5 ò. Ò.5. Ïðîìûøëåííûå çäàíèÿ- Ì.: Ñòðîéèçäàò, 2008.

.        Ïîäú¸ìíî-òðàíñïîðòíîå îáîðóäîâàíèå. Êàòàëîã. Ïîä ðåä. ×åðíîèâàíîâà Â.È.- Ì.: Èíôîðìàãðîòåõ,2009.

.        Îáîðóäîâàíèå äëÿ àâòîñåðâèñà. Ãàðàæíîå îáîðóäîâàíèå. Êàòàëîã.- Íîâãîðîä, ÏÔÊ çàâîäà “Ãàðî”,2009.

.        Òóðåâñêèé È.Ñ. «Äèïëîìíîå ïðîåêòèðîâàíèå àâòîòðàíñïîðòíûõ ïðåäïðèÿòèé. ×àñòü 2» - ó÷åáíîå ïîñîáèå äëÿ ñðåäíèõ ïðîôåññèîíàëüíûõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé - Ì., èçäàòåëüñòâî «Àêàäåìèÿ», 2006.

.        Îðîçáåêîâ Ý.Ò., Êàïóñòèí À.Â. «Ìåòîäè÷åñêèå óêàçàíèÿ ê êóðñîâîìó ïðîåêòó ïî äèñöèïëèíå ÒÎÀ» â äâóõ ÷àñòÿõ - Ôðóíçå, 2009.

.        Åïèôàíîâ Ë.È., Åïèôàíîâà Å.À. «Òåõíè÷åñêîå îáñëóæèâàíèå è ðåìîíò àâòîòðàíñïîðòà» - ó÷åáíîå ïîñîáèå äëÿ ñòóäåíòîâ ñðåäíåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ, - Ì., Ôîðóì - Èíôðà-Ì, 2009.

.        Òåõíèêà áåçîïàñíîñòè è îõðàíà òðóäà íà ïðîìûøëåííûõ ïðåäïðèÿòèÿõ - 2008.

.        Ñàðáàåâ Â.È., Ñåëèâàíîâ Ñ.Ñ. è äð. «Òåõíè÷åñêîå îáñëóæèâàíèå àâòîòðàíñïîðòà: ìåõàíèçàöèÿ è ýêîëîãè÷åñêàÿ áåçîïàñíîñòü ïðîèçâîäñòâåííûõ ïðîöåññîâ» - Ì., èçäàòåëüñòâî «Àêàäåìèÿ», 2007.

ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 1

Ðèñóíîê 3: Áëîê öèëèíäðîâ äâèãàòåëÿ ÊàìÀÇ 6540.

Ðèñóíîê 4 Îñíîâíûå äåôåêòû áëîêà öèëèíäðîâ äâèãàòåëÿ ÊàìÀÇ 6540: 1-òðåùèíà; 2, 4 - ïîñàäî÷íûå îòâåðñòèÿ ïîä ãèëüçû; 3- ïîâðåæäåíèå ðåçüáû; 5- îòâåðñòèÿ ïîä òîëêàòåëè; 6,9 - èçíîñ îòâåðñòèé ïîä âòóëêè; 7- èçíîñ âêëàäûøåé êîðåííûõ ïîäøèïíèêîâ; 8- èçíîñ ïåðâîãî êîðåííîãî ïîäøèïíèêà; 10- ïðîáîèíà.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Похожие работы на - Ремонт блока цилиндров двигателя КамАЗ 6540

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!