Рст.взл кН
|
p0, МПа
|
R, мм
|
Рст.пос кН
|
dмд, мм
|
Рмд кН
|
Амд кДж
|
Рразрад кН
|
Vпосmax
км/ч
|
Vвзлmax
км/ч
|
АТmax
кДж
|
МТmax
кН×м
|
60
|
1,2
|
270
|
42,9
|
130
|
173,5
|
10,2
|
320
|
270
|
380
|
11000
|
9,90
|
.2 Проверка тормозов подобранного колеса
.2.1 Проверка тормозов по энергоемкости
Энергоемкость тормозов колес должна удовлетворять условию
,
где
- энергоемкость тормозов, кДж;
-
максимальная энергоемкость тормозов, кДж.
рассчитываем
по приближенной формуле
,
где
- коэффициент, характеризующий долю кинетической
энергии самолета, которую необходимо поглотить тормозами колеса.
Значение
коэффициента принимаем , т.к. для торможения также используются тормозные
щитки и ПГО.
,
.
Энергоемкость
тормозов колес удовлетворяет условию.
.2.2
Проверка тормозов по тормозному моменту
Тормозной
момент подобранного колеса должен обеспечивать:
а)
возможность реализации предельного коэффициента трения торможения авиашин с
поверхностью ВПП
,
где
- предельный коэффициент трения пневматика о ВПП;
- радиус
качения обжатого колеса, м;
-
гарантированный тормозной момент, кН×м.
Принимаем
для сухого бетона ;
,
.
Условие
выполняется.
б)
предотвращение возможности проворачивания заторможенного колеса самолета при
работе всех двигателей на взлетном режиме
,
где
- тяга всех двигателей самолета на взлетном режиме,
кН
,
.
Условие
выполняется.
в)
удержание самолета на стоянке с уклоном ВПП 1:10
,
где
.
,
.
Условие
выполняется.
.3
Расчет амортизатора основной опоры шасси
.3.1 Расчет основных параметров амортизатора
Определяем эксплуатационную энергию вертикального посадочного удара
,
где
- редуцированная масса, приходящаяся на 1 опору, кг;
-
приведенная вертикальная скорость, м/с.
,
,
где
- вертикальная составляющая скорости самолета в
момент касания земли, м/с;
-
посадочная скорость, м/с;
- уклон
ВПП (по нормативам ).
,
где
- высота начала парашютирования, м;
-
посадочное качество.
,
,
,
.
Определяем
максимальную энергию вертикального посадочного удара. Т. к. , то принимаем
,
.
Эксплуатационную
перегрузку при посадке принимаем .
Для
обеспечения прочности и длительной эксплуатации авиаколес необходимо выполнить
условие
,
.
Условие выполняется.
Определяем максимальную перегрузку при посадке
,
.
Необходимо
также выполнение условия
,
где
- предельная нагрузка на колесо гарантируемая
заводом-изготовителем.
,
,
.
Условие выполняется.
Определяем максимальную энергию, приходящуюся на амортизатор
,
где
- энергия, поглощаемая пневматиком при , кДж;
- количество
колес.
,
,
.
Определяем
ход амортизатора при восприятии им энергии
,
где
- передаточный коэффициент;
-
коэффициент полноты диаграммы обжатия амортизатора.
.
Определяем площадь газового поршня
,
где
- коэффициент предварительной затяжки;
-
передаточный коэффициент;
-
коэффициент, учитывающий силы сопротивления трения в уплотнениях и в
направляющих буксах амортизатора;
-
начальное давление газа, Па.
.
Определяем
диаметр газового поршня
,
.
Определяем
начальный объем газовой камеры
,
Параметры
газа при обжатии амортизатора на стоянке от до можно определить для всех типов жидкостно-газовых
амортизаторов, принимая .
.
Определяем
высоту газовой камеры
,
где
- внутренний диаметр цилиндра, м.
,
где
м.
,
.
Определяем
необходимую высоту столба жидкости над уровнем верхней буксы
,
где
- конструктивный ход штока амортизатора, м.
,
,
.
Необходимо
выполнение условия
,
.
Условие
выполняется.
Определяем
расстояние между буксами
,
где
;
;
- угол
наклона оси амортизатора;
-
коэффициент трения.
,
.
Принимаем конструктивные размеры в первом приближении:
- высота
уплотнения, м;
-
толщина днища цилиндра, м;
- высота
нижнего узла, м;
-
расстояние между буксами, м;
- высота
нижней буксы, м;
- высота
верхней буксы, м;
- высота
газовой камеры, м;
-
конструктивный ход амортизатора, м;
- высота
столба жидкости над уровнем верхней буксы, м.
Определяем
общую длину амортизатора
,
м.
Рисунок
2.2 - Схема жидкостно-газового амортизатора
2.3.2
Построение диаграммы обжатия амортизатора
Построение
политропы сжатия газа
Определяем
значения для случаев и
,
,
где
- усилие предварительной затяжки амортизатора при , кН;
-
максимальное усилие на шток амортизатора при , кН.
,
,
,
,
,
.
Определяем
промежуточные значения
,
,
.
Строим
график
Рисунок
2.3 - Политропа сжатия газа
Построение
графика, характеризующего изменение сопротивления амортизатора при прямом ходе
Через
известные из расчета точки при и при проводим плавную кривую так, чтобы площадь диаграммы
АБСДА в масштабе соответствовала , т.е.,
чтобы выполнялось условие
.
Рисунок
2.4 - Диаграмма прямого хода амортизатора
Построение
графика, характеризующего силу сопротивления газа и жидкости амортизатора
Для
нескольких значений по диаграмме (рисунок 3.4) определяем и вычисляем
, , ,
, , ,
, , ,
, , .
Рисунок
2.5 - Диаграмма сопротивления газа и жидкости амортизатора
Рисунок
2.6 - Диаграмма обжатия амортизатора
2.3.3
Определение суммарной площади проходных отверстий в амортизаторе
Определяем
суммарную площадь отверстий
,
где
- площадь поперечного сечения, на которую действует
избыточное давление сопротивления жидкости, м2;
-
скорость обжатия амортизатора, м/с;
-
коэффициент истечения жидкости;
-
массовая плотность жидкости (для АМГ-10), кг/м3;
- сила
сопротивления жидкости (определяем по диаграмме обжатия амортизатора (рисунок
3.6)), кН.
,
где
- диаметр
поперечного сечения, на которое действует избыточное давление сопротивления
жидкости, м.
.
,
где
- скорость вертикального перемещения редуцированной
массы, м/с;
-
скорость обжатия пневматика, м/с;
-
коэффициент передачи
,
,
где
- кинетическая энергия редуцированной массы,
оставшаяся не поглощенной амортизацией, кДж.
,
где
- энергия, воспринятая амортизатором, кДж;
-
энергия, воспринятая пневматиками колес, кДж.
,
,
где
- полная сила сопротивления берем из диаграммы (рисунок 2.6), кН;
-
максимальная работа, совершаемая колесом, кДж.
.
Расчет ведем в табличной форме (таблица 3.3).
Таблица
2.3 - Результаты расчета
, м, кН, кН, кДж, кДж, кДж, м/с, м/с, м2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,05
|
86
|
43,45
|
4,55
|
7,36
|
12,85
|
0,23
|
0,23
|
0,0000225
|
0,1
|
119,1
|
64,14
|
8,74
|
9,55
|
6,49
|
0,16
|
0,16
|
0,0000132
|
0,15
|
59,67
|
11,74
|
10,80
|
2,22
|
0,09
|
0,09
|
0,0000080
|
0,2
|
146,7
|
22,66
|
13,25
|
11,37
|
0,15
|
0,02
|
0,02
|
0,0000033
|
Определяем
среднее значение
,
.
Окончательно
принимаем .
.4
Построение эпюр сил и моментов элементов шасси для разных расчетных случаев
.4.1
Определение нагрузок, действующих на основную опору при разных расчетных
случаях
«Нормальная
посадка на 2 или 3 опоры»
Сила
действует на опору нормально к поверхности ВПП,
самолет считается находящимся в положении, соответствующем стоянке на земле.
,
где
- расчетная максимальная взлетная масса самолета, кг;
-
ускорение свободного падения, м/с2;
-
эксплуатационная перегрузка при посадке;
-
коэффициент безопасности;
- вынос
носового колеса, м;
- база
шасси самолета, м.
.
Случай
Gш
«Посадка
с передним ударом в основные опоры»
Этот
случай введен для проверки прочности передних подкосов шасси.
Самолет
считается находящимся в положении, соответствующем стоянке на земле. Нагрузка проходит через ось колеса и направлена спереди и снизу
под углом к горизонту.
,
где
- максимальная перегрузка при посадке;
-
коэффициент безопасности.
,
где
- диаметр основного колеса, мм.
,
.
«Посадка
с боковым ударом в основные опоры шасси»
Этот
случай введен для проверки прочности боковых подкосов шасси.
Самолет
рассматривается в положении посадки на основные опоры. Вертикальная
составляющая нагрузки приложена к колесу основной опоры. Боковая
составляющая нагрузки приложена в точке пересечения нормали, проходящей
через ось симметрии колеса с поверхностью ВПП.
,
,
,
где
- посадочная скорость, м/с.
,
,
.
Для
случаев Еш, R1ш
определяем силу сопротивления ,
действующую на колесо при движении по ВПП.
,
где
- коэффициент трения качения.
.
.4.2
Определение реакций в закреплении основной опоры от расчетных нагрузок
Рисунок
2.7 - Расчетная схема для определения реакций для случая
Случай Еш
Плоскость YOX
Составляем уравнения
,
,
.
Решаем
уравнения
,
,
.
Плоскость
YOZ
Учитываем,
что .
,
,
.
Делаем
проверку
,
(верно).
Плоскость
XOZ
Учитываем,
что .
,
,
.
Делаем
проверку
,
(верно).
Определяем
суммарные силы
,
,
,
.
Случай
Gш
Рисунок
2.8 - Расчетная схема для определения реакций для случая
Плоскость
YOX
Составляем
уравнения
,
,
.
Решаем
уравнения
,
,
.
Плоскость
YOZ
Учитываем,
что .
,
,
.
Делаем
проверку
,
(верно).
Плоскость
XOZ
Учитываем,
что .
,
,
.
Делаем
проверку
,
(верно).
Определяем
суммарные силы
,
,
,
.
Случай
R1ш
Рисунок
2.9 - Расчетная схема для определения реакций для случая
Плоскость
YOX
Составляем
уравнения
,
,
.
Решаем
уравнения
,
,
.
Плоскость
YOZ
Учитываем,
что .
,
,
,
,
.
Делаем
проверку
,
(верно).
Плоскость
XOZ
Учитываем,
что .
,
,
,
Делаем
проверку
,
(верно).
Определяем
суммарные силы
,
,
,
.
2.4.3 Построение эпюр сил и моментов
Случай Еш
Полуось ab
Рисунок 2.10 - Расчетная схема для построения эпюр для полуоси
Рисунок 2.11 - Эпюры сил и моментов для полуоси
Составляем уравнения
,
.
Решаем
уравнения
,
.
Строим эпюры
Перерезывающая
сила
,
,
.
Изгибающий
момент
,
,
,
.
Шлиц-шарнир
bccd
Рисунок
2.12 - Расчетная схема для построения эпюр для шлиц-шарнира
Составляем
уравнения
,
,
,
.
Решаем
уравнения
,
,
,
.
Строим эпюры
Перерезывающая
сила
.
Изгибающий
момент
,
,
.
Рисунок
2.13 - Эпюры сил и моментов для шлиц-шарнира
Подкос-подъемник
кl
Рисунок 2.14 - Расчетная схема и эпюры сил для подкоса-подъемника
Составляем уравнение
.
Решаем
уравнения
.
Строим эпюры
Нормальная
сила
.
Стойка
с траверсой bdegfh
Плоскость YOZ
,
Рисунок 2.15 - Расчетная схема для построения эпюр для стойки
Строим эпюры
Нормальная
сила
,
,
,
.
Перерезывающая
сила
,
,
.
Изгибающий
момент
,
,
,
,
,
.
Крутящий
момент
,
,
,
.
Плоскость
YOХ
Перерезывающая
сила
,
.
Изгибающий
момент
,
,
.
Плоскость
ZOX
Перерезывающая
сила
,
,
.
Изгибающий
момент
,
,
,
.
Рисунок
2.16 - Эпюры сил и моментов для стойки
Суммарные
эпюры строим, используя теорему Пифагора.
Нормальная
сила
.
Перерезывающая
сила
.
Изгибающий
момент
.
Крутящий
момент
.
Рисунок
2.17 - Суммарные эпюры сил и моментов для случая
Случай
Gш
Полуось
ab
Рисунок
2.18 - Расчетная схема для построения эпюр для полуоси
Составляем
уравнения
,
.
Решаем
уравнения
,
.
Строим эпюры
Перерезывающая
сила
,
,
.
Изгибающий
момент
,
,
,
.
Рисунок
2.19 - Эпюры сил и моментов для полуоси
Шлиц-шарнир
bccd
Рисунок
2.20 - Расчетная схема для построения эпюр для шлиц-шарнира
Составляем
уравнения
,
,
,
.
Решаем
уравнения
,
,
,
.
Строим эпюры
Перерезывающая
сила
.
Изгибающий
момент
,
,
.
Рисунок
2.21 - Эпюры сил и моментов для шлиц-шарнира
Подкос-подъемник
кl
Рисунок 2.22 - Расчетная схема и эпюры сил для подкоса-подъемника
Составляем уравнение
.
Решаем
уравнения
.
Строим эпюры
Нормальная
сила
.
Стойка
с траверсой bdegfh
Плоскость YOZ
,
.
Строим эпюры
Нормальная
сила
,
,
,
.
Рисунок 2.23 - Расчетная схема для построения эпюр для стойки
Перерезывающая
сила
,
,
.
Изгибающий
момент
,
,
,
,
,
.
,
,
,
.
Плоскость
YOХ
Перерезывающая
сила
,
.
Изгибающий
момент
,
,
.
Плоскость
ZOX
Перерезывающая
сила
,
,
.
Изгибающий
момент
,
,
,
.
Рисунок
2.24 - Эпюры сил и моментов для стойки
Суммарные
эпюры строим, используя теорему Пифагора.
Нормальная
сила
.
Перерезывающая
сила
.
Изгибающий
момент
.
Крутящий
момент
.
Рисунок
2.25 - Суммарные эпюры сил и моментов для случая
Случай
R1ш
Полуось
ab
Рисунок
2.26 - Расчетная схема для построения эпюр для полуоси
Рисунок
2.27 - Эпюры сил и моментов для полуоси
Составляем
уравнения
,
,
.
Решаем
уравнения
,
,
.
Строим эпюры
Перерезывающая
сила
,
,
.
Изгибающий
момент
,
,
,
.
Шлиц-шарнир
bccd
Рисунок
2.28 - Расчетная схема для построения эпюр для шлиц-шарнира
Составляем
уравнения
,
,
,
.
Решаем
уравнения
,
,
,
.
Строим эпюры
Перерезывающая
сила
.
Изгибающий
момент
,
,
.
Рисунок
2.29 - Эпюры сил и моментов для шлиц-шарнира
Подкос-подъемник
кl
Рисунок 2.30 - Расчетная схема и эпюры сил для подкоса-подъемника
Составляем уравнение
.
Решаем
уравнения
.
Строим эпюры
Нормальная
сила
.
Стойка
с траверсой bdegfh
Плоскость YOZ
,
Рисунок 2.31 - Расчетная схема для построения эпюр для стойки
Строим эпюры
Нормальная
сила
,
,
,
,
.
Перерезывающая
сила
,
,
,
.
Изгибающий
момент
,
,
,
,
,
,
.
Крутящий
момент
,
,
,
.
Плоскость
YOХ
Перерезывающая
сила
,
.
Изгибающий
момент
,
,
.
Плоскость
ZOX
Перерезывающая
сила
,
,
.
Изгибающий
момент
,
,
,
.
Рисунок
2.32 - Эпюры сил и моментов для стойки
Суммарные
эпюры строим, используя теорему Пифагора.
Нормальная
сила
.
Перерезывающая
сила
.
Изгибающий
момент
.
Крутящий
момент
.
Рис.
2.33 - Суммарные эпюры сил и моментов для случая
2.5
Расчет элементов шасси
.5.1
Определение параметров подкоса
Усилие
в подкосе определяем по эпюрам и выбираем максимальное значение (случай ).
Материал
подкоса сталь 30ХГСА.
Подкос
работает на растяжение.
Площадь
поперечного сечения определяем из условия прочности на растяжение-сжатие.
,
где
- нормальная сила, действующая на подкос, Н;
- предел
прочности, МПа.
.
Параметры
подкоса выбираем по рекомендациям:
диаметр
штока ;
длина
штока ;
внешний
диаметр цилиндра ;
длина
цилиндра ;
толщина
стенки цилиндра, мм.
Рассматриваем
крепление подкоса к шпангоуту фюзеляжа.
Определяем
диаметр болта из условия прочности на срез.
,
где
- усилие среза, Н;
-
количество плоскостей среза;
-
предельные касательные напряжения, МПа.
.
Окончательно
принимаем .
Определяем
ширину проушины из условий прочности при смятии втулки болтом и смятии проушины
втулкой.
)
Смятие втулки болтом
Материал
втулки БрАЖМц10-3-1,5.
,
где
- усилие смятия, Н;
-
диаметр болта, мм;
- длина
втулки, мм;
-
количество плоскостей смятия (число втулок);
- для
малоподвижного соединения;
- предел
прочности материала втулки, МПа.
,
.
)
Смятие проушины втулкой
,
где
- усилие смятия, Н;
-
внешний диаметр втулки, мм;
- ширина
проушины, мм;
-
количество плоскостей смятия (число втулок);
-
коэффициент, учитывающий упрочнение;
- предел
прочности материала проушины, МПа.
.
Окончательно
принимаем ширину проушины подкоса , ширина
проушин кронштейна .
Определяем
величину перемычек проушины из условий прочности на разрыв и на срез:
)
условие прочности на разрыв
,
,
.
)
условие прочности на срез
,
,
.
Окончательно
величину перемычки принимаем .
Рассматриваем
крепление подкоса к стойке.
Определяем
диаметр болтов из условия прочности на разрыв.
,
где
- разрывающее усилие, Н;
-
количество болтов;
- предел
прочности, МПа.
.
Окончательно
принимаем .
.5.2
Определение параметров полуоси
Полуось
воспринимает изгибающий момент, нормальную и перерезывающую силы.
Материал
полуоси сталь 30ХГСА.
Диаметр
полуоси определяем из условий прочности на изгиб, сжатие и сдвиг:
)
условие прочности на изгиб
,
где
- максимальный изгибающий момент, Н*мм;
- момент
сопротивления, мм3;
- предел
прочности материала проушины, МПа.
,
.
)
условие прочности на сжатие
,
где
- максимальная нормальная сила, Н.
,
.
)
условие прочности на сдвиг
,
где
- максимальная перерезывающая сила, Н;
-
предельные касательные напряжения, МПа.
,
.
Принимаем
диаметр полуоси .
Проверяем
полуось по условию прочности по эквивалентным напряжениям:
,
,
,
,
(верно).
.5.3
Определение параметров траверсы
Траверса
воспринимает изгибающий момент, нормальную и перерезывающую силу.
Материал
траверсы сталь 30ХГСА.
Диаметр
оси определяем из условий прочности на смятие, сжатие и срез:
)
условие прочности на смятие
,
где
- максимальный изгибающий момент, Н*мм;
-
середина участка gf, мм;
-
максимальная перерезывающая сила, Н;
- предел
прочности материала проушины, МПа.
,
.
)
условие прочности на срез
,
где
- максимальная перерезывающая сила, Н;
-
предельные касательные напряжения, МПа.
,
.
)
условие прочности на сжатие
,
где
- максимальная нормальная сила, Н.
,
.
Принимаем
диаметр оси .
Проверяем
ось по условию прочности по эквивалентным напряжениям:
,
,
,
,
(верно).
Величину
перемычки определяем из условий прочности на срез и отрыв:
)
условие прочности на срез
,
,
.
)
условие прочности на отрыв
,
,
.
Принимаем
величину перемычки в сечении g , а в
сечении f .
.5.4
Определение параметров шлиц-шарнира
Полки
звена воспринимают изгибающий момент, а стенка - перерезывающую силу.
Материал
шлиц-шарнира сталь 30ХГСА.
Конструктивно
принимаем ширину полок .
Рассматриваем
два сечения: первое сечение выбираем вблизи шарнира, второе - вблизи места
крепления звена к стойке.
Сечение I
Рисунок 2.34 - Расчетная схема звена шлиц-шарнира в сечении I
Составляем уравнения равновесия
,
,
.
Решаем
уравнения
,
,
.
Определяем
минимально необходимую высоту полок
,
,
.
Сечение II
Рисунок 2.35 - Расчетная схема звена шлиц-шарнира в сечении II
Составляем уравнения равновесия
,
,
.
Решаем
уравнения
,
,
.
Определяем
минимально необходимую высоту полок
,
,
.
Окончательно
принимаем высоту полок , а толщину стенок .
Конструктивно
выбираем диаметр болтов .
Определяем
внешний диаметр из условия прочности на смятие
,
.
Принимаем
.
Ширину
проушины определяем из условия прочности на срез
,
.
Принимаем
.
опора шасси тормозной
Список литературы
1. Проектирование конструкции шасси: Методические
указания к курсовому проекту по курсу «Проектирование конструкции самолётов» /
Сост. В.И. Елин. - Комсомольск-на-Амуре: Комсомольск-на-Амуре гос. техн. ун-т
2007. 42 с.
2. Бадягин А.А. Проектирование самолётов. М.: Машиностроение,
1972. - 516 с.
. Проектирование конструкции самолётов. Войт Е.С., Единогур
А.И. - М.: Машиностроение, 1987. - 416 с.
. Проектирование самолетов: Учебник для ВУЗов / С.М. Егер,
В.Ф. Мишин, Н.К. Лисейцев и др., Под ред. С.М. Егера. - 3-е изд. - М.:
Машиностроение, 1983 г. - 616 с.