Совершенствование планирования качества продукции на химическом предприятии
Введение
В последнее время мы всё чаще встречаемся с такими понятиями
как качество, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорим о
сертификации продукции, требуем соблюдения законов и защиты прав потребителей.
Всё это свидетельствует об изменении нашего отношения к качеству товаров и
услуг. В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно
не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг, и поэтому
именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики.
Качество продукции (включая новизну, технический уровень,
отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним
из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на
рынке как внутри страны, так и на мировом уровне.
Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции
является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в
промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и
насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором
успеха.
И соответственно, для обеспечения качества необходимо четкое
управление качеством. Отсюда такой интерес предприятий к управлению качеством,
осознавших истину: нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества
продукции без внедрения системы в работе по качеству (система качества),
отвечающей современному уровню организации работ. При внедрении тотального
управления качеством главным в работе предприятия является безусловное
выполнение требований к качеству продукции.
Изделия наших химических предприятий должны удовлетворять
требованиям мировых образцов. Качество продукции - это не просто частная
проблема, для отдельных производителей, это проблема общенациональная.
Современным химическим предприятиям необходимо научиться
более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги
воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого
уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара. Это и обуславливает
актуальность данной темы курсовой работы.
Данная проблема является актуальной как для страны в целом,
так и для отдельных ее регионов, поскольку продукция химических предприятий, в
большинстве случаев, пока не дотягивает до общемировых показателей.
Для исследуемого предприятия в данной курсовой работе - ООО
«Ярославский пигмент» в условиях рыночных отношений постоянный выпуск
качественной продукции означает очень многое, прежде всего формирование имиджа
предприятия, уверенность и популярность, устойчивое и положительное отношение
покупателей к фирме, ее товарам, услугам, атрибутам фирменному стилю, товарному
знаку, рекламе.
Объектом исследования данной курсовой работы является
предприятие ООО «Ярославский пигмент».
Предмет исследования: планирование качества продукции
химических предприятий.
Целью написания курсовой работы является разработка
рекомендаций по совершенствованию качества выпускаемой продукции на ООО
«Ярославский пигмент».
Достижение поставленной цели требует решение следующих задач:
- раскрыть теоретические основы планирования
качества продукции предприятий химической промышленности;
- выполнить анализ хозяйственной
деятельности ООО «Ярославский пигмент».
- определить уровень качества продукции,
выпускаемой ООО «Ярославский пигмент», для чего необходимо провести оценку
затрат на обеспечение качества продукции, а также оценить потери из-за низкого
качества выпускаемой продукции.
- разработать мероприятия по
совершенствованию планирования качества продукции и повышению эффективности
работы системы управления качеством.
- обосновать необходимость использования
данных рекомендаций по совершенствованию планирования качества продукции на ООО
«Ярославский пигмент».
Базой для исследования в работе является предприятие
химической промышленности ООО «Ярославский пигмент».
В соответствии с поставленными задачами работа состоит из
введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены показатели качества продукции и изучены
теоретические основы планирования качеством продукции предприятий. Вторая глава
включает краткую характеристику ООО «Ярославский пигмент», анализ его
финансового состояния и качества выпускаемой продукции, также произведена
оценка затрат на обеспечение качества продукции. На основе этого был выполнена
оценка потерь из-за низкого качества выпускаемой продукции. В третьей главе
предложены пути снижения затрат на качество продукции и соответственно его
повышения на предприятии.
1. Теоретические основы планирования качества
продукции предприятий химической промышленности
.1 Понятие и сущность управления качеством
продукции
К числу важнейших показателей производственно-хозяйственной
деятельности предприятий относится качество продукции. От уровня качества
выпускаемых изделий во многом зависят экономическая эффективность работы
предприятия, его конкурентоспособность, положение на рынке товаров и услуг
Итак, качество - это совокупность свойств и характеристик
продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные
или предполагаемые потребности [1].
Современное представление о качестве изделий основано на
принципе наиболее полного выполнения требований и пожеланий потребителя, и этот
принцип должен быть заложен в основу проекта любого изделия. Потребителем
изделия может быть как отдельный человек, так и коллективы людей - предприятия,
организации или общество в целом (рисунок 1).
Рисунок 1 - Изделие как средство удовлетворения потребностей
планирование управление качество затраты
Для более полной характеристики сущности качества продукции
необходимо определить взаимосвязанные с ним понятия:
1) технический уровень продукции;
2) петля качества;
) показатели качества;
) конкурентоспособность товара.
) технический уровень продукции - относительная характеристика
ее качества, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих
техническое совершенство оцениваемой продукции, со значениями соответствующих
базовых показателей. Технический уровень продукции является составной частью ее
качества, отражается в различных показателях и повышается в результате
применения оригинальных конструкторских решений, использования новых материалов
внедрения прогрессивных технологических процессов производства и контроля
качества выпускаемой продукции;
) петля качества - жизненный цикл продукции,
включающий следующие этапы, на которых осуществляется управление качеством:
маркетинг; поиск и изучение рынка; проектирование и разработка технических
требований; разработка продукции; материально-техническое снабжение; подготовка
и разработка производственных процессов; производство; контроль, испытания и
приемка; упаковка и хранение; реализация и распределение продукции; монтаж и
эксплуатация; техническое и гарантийное обслуживание; утилизация (рисунок 2):
Рисунок 2 - Петля (модель) качества
Также можно добавить, что квалифицированный и мотивированный
персонал и современная материальная база с передовой технологией определяют
необходимую основу обеспечения качества продукции - базу качества. Причём, из
всех факторов, влияющих на качество, ключевым является человеческий фактор, а в
нем - заинтересованность работников в хорошей работе. Объясняется это тем
очевидным соображением, что незаинтересованный работник не будет хорошо работать
даже на хорошем оборудовании, а заинтересованный будет искать, находить и
использовать любые возможности для повышения своей квалификации и достижения
высокого качества выпускаемой продукции [2];
) показатели качества - взаимосвязанная совокупность
показателей продукции, характеризующих ее назначение, надежность,
технологичность, уровень стандартизации и унификации, эргономические,
эстетические, экологические свойства, патентно-правовые аспекты,
транспортабельность, безопасность и экономические параметры. При оценке
технического уровня и качества продукции используются основные группы
показателей качества, которые приведены в таблице 1:
Таблица 1 - Показатели качества продукции
Показатель
качества
|
Содержание
|
Назначение
|
Характеризует
полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обуславливающие
область ее применения.
|
Экономичность
|
Отражает
затраты на разработку изготовление и эксплуатацию (потребление) продукции, а
также экономическую эффективность ее эксплуатации.
|
Долговечность
|
Длительное
сохранение работоспособности объекта в пределах срока его службы или до
первого капитального ремонта при соблюдении установленного порядка проведения
технического обслуживания и текущих ремонтов этого объекта.
|
Надежность
|
Способность
объекта безотказно функционировать в течение определенного времени.
|
Технологичность
|
Степень
соответствия конструкции объекта существующим технологиям изготовления,
транспортировки, технического обслуживания.
|
Ремонтопригодность
|
Приспособленность
к восстановлению его рабочего состояния посредством технического обслуживания
и ремонта.
|
Экологичность
|
Степень
вредного воздействия объекта на окружающую среду (воздушный и водный бассейн,
почву, животный мир) и здоровье людей.
|
Эргономичность
|
Показатели,
отражающие соответствие объекта антропологическим, физиологическим и
психофизическим особенностям человека.
|
Эстетичность
|
Показатели,
отражающие уровень воздействия объекта на чувственное восприятие человека
(форма, цвет, стиль, гармоничность и т.п.).
|
Безопасность
|
Способность
объекта выполнять свои функции безопасно для контактирующих с ним людей и для
других объектов.
|
Стандартизованность
|
Наличие в
объекте унифицированных узлов, деталей и т.п. (облегчающих сборку, разборку,
техобслуживание и ремонт).
|
Патентно-правовые
показатели
|
Характеризуют
степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, а также его патентную
чистоту.
|
) конкурентоспособность - способность изделия быть
более привлекательным для потребления по сравнению с другими изделиями
аналогичного вида и назначения, благодаря тому, что его качественные и
стоимостные характеристики в большей степени соответствуют требованиям данного
рынка и потребительским оценкам [3].
Таким образом, качество можно представить в виде пирамиды
(рисунок 3)
Рисунок 3 - Пирамида качества [4]
Итак, под управлением качеством продукции понимают
постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях
производства на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции
оптимального качества и полноценное ее использование.
И как всякий процесс управления, управление качеством осуществляется
путем реализации управленческих функций: планирование, мотивация, организация,
контроль, информация, разработка мероприятий, принятие решений и внедрение
мероприятий.
То есть, управлять качеством продукции - значит выполнять
следующие функции:
Ї прогнозирование уровня качества с использованием системы
соответствующих показателей;
Ї контроль качества на всех стадиях жизненного цикла
продукции;
Ї разработка и реализация программ повышения качества товаров
и услуг;
Ї стимулирование высокого качества работ и продукции;
Ї сертификация продукции;
Ї разработка стандартов и других нормативных документов,
регулирующих качество товаров и услуг.
Ї взаимодействие с внешней средой (решение вопросов качества
с поставщиками, потребителями, государственными органами) [5].
Международный стандарт ИСО - 8402 определил управление
качеством как «методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для
удовлетворения требований к качеству» [1]. При этом по логике ИСО-8402 часть
этих функций относится к общему руководству качеством (quality management), а
часть - к оперативному управлению качеством (quality control). Но все эти функции
связаны между собой в виде петли качества и в совокупности представляют собой
процесс управления качеством в рамках всего предприятия.
Применительно к процессу улучшения качества также
используется цикл качества продукции Э. Деминга (цикл Деминга), изображенный на
рисунке 4.
Рисунок 4 - Цикл Деминга
Все эти функции тесно связаны между собой, и их
последовательная реализация представляет собой схему процесса управления
качеством продукции (рисунок 5) [6].
Рисунок 5 - Содержание процесса управления качеством
продукции
Таким образом, управление качеством продукции представляет
собой процесс, включающий выявление характера и объема потребностей в
продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор и
реализацию мероприятий по обеспечению запланированного уровня качества
продукции [2].
1.2 Сущность и задачи планирования качества
продукции
Как было сказано выше, планирование качества продукции
является одной из управленческих функций управления качеством.
Под планированием качества продукции понимается установление
обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества
на заданный момент или в течение заданного интервала времени.
Планирование осуществляется на 2-х уровнях:
) стратегическое, в котором намечаются основные
направления работ в области качества на перспективу. Стратегия качества
является частью общей стратегией предприятия и включает в себя также
распределение ресурсов и адаптацию к изменениям внешней среды;
) текущее планирование качества, включающее мероприятия,
намечаемые на предстоящий год. Эти мероприятия обычно предусматривают:
а) снятие с производства устаревших изделий;
б) модернизацию выпускаемых изделий с повышением их качества;
в) разработку и освоение новых изделий;
г) проведение научно - исследовательских работ;
Действенность планирования качества продукции и его повышения
должна обеспечиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления
и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и
эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необходимыми
материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и
мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами
экономической эффективности.
В перечень главных задач планирования качества продукции
входят:
- обеспечение выпуска продукции с
максимальным соответствием ее свойств, существующим и перспективным
потребностям рынка;
- достижение и превышение технического
уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;
- установление экономически оптимальных
заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного
обеспечения и запросов потребителей;
- увеличение выпуска сертифицированной
продукции;
- улучшение отдельных потребительских
свойств уже выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и
др.);
- своевременная замена, сокращение
производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной
продукции;
- обеспечение строгого соблюдения требований
стандартов, технических условий и другой нормативной документации,
своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;
- разработка и реализация конкретных
мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;
- увеличение экономической эффективности
производства и использование продукции улучшенного качества.
Планирование повышения качества продукции базируется на общих
принципах планирования и применении методов планирования (таблица 2).
Таблица 2 - Общие принципы планирования качества продукции
Принципы
|
Содержание
|
Сплочение
|
сочетание
централизованного руководства с самостоятельностью подразделений
|
пропорциональность
|
сбалансированный
учет ресурсов и возможностей предприятия
|
комплексность
(полнота)
|
взаимоувязка
всех сторон деятельности предприятия;
|
детализация
|
степень глубины
планирования
|
точность
|
степень
допусков и отклонений параметров плана
|
простота и
ясность
|
соответствие
уровню понимания разработчиков и пользователей плана
|
непрерывность
|
цельность
временного пространства планирования
|
эластичность и
гибкость
|
возможность
использования резервов и учет альтернатив
|
научность
|
учет в
планировании новейших достижений науки и техники, требований перспективных
стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных)
|
экономичность
|
эффективность
плановой деятельности с позиций соотношения (целевой результат)/затраты
|
К методам планирования относят:
) расчетно-аналитический, основанный на расчленении
выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и
взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и
разработке на этой основе проектов планов;
) экспериментальный (опытный) - проектирование норм,
нормативов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведения и
изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других
специалистов;
) отчетно-статистический - разработка проектов планов на
основе отчетов, статистики и иной фактической информации, характеризующей
реальное состояние и изменение характеристик подсистем управления.
Для обеспечения, предусмотренного в планах, улучшения
качества собственной продукции предприятия должны требовать от своих
поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемых ими сырья,
материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, запчастей и других
компонентов конечной продукции. Предъявление повышенных требований к качеству
поставок должно сопровождаться оказанием разнообразной помощи предприятиям-поставщикам
по улучшению качества их продукции. Формы подобной помощи, а также расходы на
ее оказание должны быть предметом планирования повышения качества на
предприятии.
1.3 Затраты на обеспечение качества продукции
и их классификация
Современные системы управления качеством
на химических предприятиях создаются в соответствии с требованиями стандартов
ИСО серии 9001:2000, представляющих собой целый комплекс документов:
методические материалы, руководства по использованию стандартов.9001 является
наиболее известным в мире стандартом на построение Системы Менеджмента
Качества, используемым в настоящее время более чем 750 тысячами организаций в
161 стране мира. СМК обеспечивает успех организациям любого типа благодаря
повышению степени удовлетворенности потребителей, мотивации персонала и
постоянному улучшению [7].
Классификация затрат на качество - одна из главных задач, от
правильного решения которой зависит определение их состава и требований к
организации учета, анализа и оценки. Основным требованием к классификации
является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и
влияющих на него, а также полная характеристика, отражающая сложность и
многофакторный характер процесса формирования качества. Поэтому классификация
должна охватывать все стадии создания и потребления продукции (таблица 3) [8].
Таблица 3 - Обобщенная классификация затрат на качество
Признак классификации
|
Классификационная
группа затрат
|
По целевому
назначению
|
На улучшение
качества На обеспечение качества На управление качеством
|
По
экономическому характеру затрат
|
Текущие,
Единовременные
|
По виду затрат
|
Производительные,
Непроизводительные
|
По методу
определения
|
Прямые,
Косвенные
|
По возможности
учета
|
Поддающиеся
прямому учету Не поддающиеся прямому учету Те, которые экономически
нецелесообразно учитывать
|
По стадиям
жизненного цикла продукции
|
На качество при
разработке изделия На качество при изготовлении изделия На качество при
использовании изделия
|
По возможности
оценки
|
Планируемые и
фактические
|
По характеру
структурирования
|
По предприятию,
по цеху и участку, по видам продукции
|
По объемам
формирования и учета
|
Продукция,
процессы, услуги
|
По виду учета
|
Оперативный,
аналитический, бухгалтерский, целевой
|
По отношению к
производственному процессу
|
На качество в
основном производстве На качество во вспомогательном производстве На качество
при обслуживании производства
|
Интерес представляет классификация затрат на обеспечение
качества продукции, предложенная А. Фейгенбаумом (рисунок 1).
Рисунок 6 - Классификация затрат на обеспечение качества по
А. Фейгенбауму
Японская модель (рисунок 2) кардинально отличается от
рассмотренных выше схем, так как в ее основу положена концепция,
ориентированная не на продукцию, а на обеспечение качества и оценки ее
результатов. Поэтому расчеты затрат на обеспечение качества представляют собой
определение стоимости работ, цель которых - уменьшение общих затрат путем
увеличения стоимости мероприятий по предупреждению несоответствий и дефектов. В
результате должны уменьшаться затраты на оценку качества и расходы,
обусловленные браком. Экономическая же эффективность оценивается путем
сравнивания затрат с затратами, а не затрат с доходами.
Концепция, предложенная японскими специалистами, является более
обоснованной. Предусмотренный ею подход, который можно назвать
«управленческим», позволяет разрешить тупиковую ситуацию, сложившуюся в
экономических исследованиях по проблеме затрат на качество, так как дает ответы
на принципиально важные вопросы: чем отличается себестоимость продукции от
затрат на качество; какую долю в себестоимости занимают затраты на качество.
Рисунок 7 - Японский подход к классификации затрат на
обеспечение качества
Итак, делая вывод по первой главе, следует сказать, что
поскольку качество формируется в процессе создания продукции, первостепенное
значение для управления качеством имеет значение технологических работ и
организации производства. Управление качеством связано так же со
стандартизацией, так как его основной нормативной базой является стандарты, в
которых изложены требования к качеству, регламентирован порядок проверки и
оценки качества. Одной из основных функций управления качеством является
планирование качества. Управление качеством обязательно требует знания
действующего законодательства в области качества.
Система управления качеством - это особая организация в производственной
системе. Основным в этой организации является документированность всех
процессов, имеющих отношение к производству продукции, начиная с закупки
материалов и заканчивая доставкой потребителю готовой продукции. Во многих
случаях это приводит к кардинальным изменениям в технике, технологии и
организации производства на химическом предприятии. Обеспечить качество на
предприятии химической промышленности возможно только тогда, когда все процессы
- технический, технологический, организационный - будут взаимосвязаны между
собой через управление качеством. Качество - это система, и этой системой надо
управлять.
2. Анализ планирования качества продукции на ООО
«Ярославский пигмент»
.1 Характеристика предприятия и основных видов
продукции
Ярославская Лакокрасочная компания - одно из ведущих
российских предприятий, производитель широкого ассортимента высококачественных
автомобильных ЛКМ, индустриальных и декоративных красок, грунтовок и эмалей, а
также уникальных комплексов для создания покрытий различных видов транспорта и
техники.
Компания ООО «Ярославский пигмент» работает на рынке с 1968
года в составе ОАО «Лакокраска», зарекомендовав себя как предприятие, постоянно
улучшающее производственные показатели и работающее над усовершенствованием
потребительских свойств и ассортимента выпускаемой продукции. Самостоятельный
статус «Ярославский пигмент» приобрела в 2004 году в результате реорганизации
ОАО «Лакокраска». Основное направление деятельности предприятия - расширение
выпуска продукции, соответствующей европейским стандартам. Высокое качество
продукции обеспечивается за счет использования новых прогрессивных технологий,
современных видов сырья и высокой квалификации персонала [9].
авод выпускает продукцию трех ассортиментныёх групп:
) желтый железооксидный пигмент - неорганический пигмент;
) красный железооксидный пигмент - неорганический пигмент;
) оранжевый железооксидный пигмент;
) коричневый железооксидный пигмент;
) зеленый железооксидный пигмент;
) белый железооксидный пигмент.
Организационно-правовая форма предприятия - общество с
ограниченной ответственностью. Форма собственности - частная.
Организационная структура управления ООО «Ярославский
пигмент» - бюрократическая линейно-функциональная. Она в большей степени, чем
другие структуры управления (дивизионная, органическая, проектная, матричная),
соответствует анализируемому предприятию по отраслевой принадлежности, по
средним размерам и по масштабом деятельности (Приложение А).
Основными видами деятельности являются производство и
реализация высококачественных железооксидных пигментов. Так же в середине 2013
года на сайте данного предприятия была опубликована новость, что были проведены
опытные работы по улучшению качественных характеристик железооксидных пигментов
[9].
авод выпускает продукцию шести ассортиментных групп, но
предлагаю рассмотреть подробно основные 2 вида сухих пигментов, которые
производит ООО «Ярославский пигмент» - красный и желтый (в Приложении Б указаны
устаревшие данные временных расходных норм на основные виды сырья и вспомогательные
материалы, где можно примерно посмотреть их структуру):
) красный железооксидный пигмент - неорганический пигмент.
Внешний вид: однородный порошок красно-вишневого цвета.
Представляет собой порошок красно-вишневого цвета, получаемый
прокалочным способом из желтого пигмента, не растворим в воде и растительных
маслах, обладает высокими показателями светостойкости, атмосферостойкости и
термостойкости. Пигмент железоокисный красный отличается высокими декоративными
и физическими, химическими пигментными свойствами, устойчив в системах с
известью и цементом. Пигмент обладает высокой укрывистостью и интенсивностью,
устойчив к действию солей, слабых кислот и щелочей.
Области применения: в промышленностях: лакокрасочной,
керамической, резиновой и строительной (включая окраску цемента, бетонов,
наливных полов, тротуарной плитки и силикатного кирпича).
Таблица 4 - Показатели качества по ТУ2322-166-05011907-98
Наименование
показателя
|
Значение по
НД
|
Цвет:
|
красный,
оттенок не нормируется
|
Массовая доля
соединений железа в пересчёте на Fe2O3, %, не менее
|
96,5
|
Массовая доля
веществ, растворимых в воде, %, не более
|
0,5
|
Массовая доля
летучих веществ, %, не более
|
0,5
|
рН водной
суспензии
|
6,0 - 8,0
|
Остаток после
мокрого просеивания на сите с сеткой 0063, %, не более
|
0,20
|
Потери массы
при прокаливании, %, не более
|
Маслоёмкость, г
/ 100 г. пигмента
|
50
|
Укрывистость, г
/м2, не более
|
7
|
Диспергируемость,
мкм, %, не более
|
30
|
Красные пигменты от ООО «Ярославский пигмент» в настоящее
время широко востребованы, они не уступают по качественным характеристикам
пигментам импортного производства, которые широко представлены на российском
рынке.
) желтый железооксидный пигмент - неорганический пигмент.
Внешний вид: однородный порошок охристо-желтого цвета.
Характеристики и свойства: желтый железооксидный пигмент
характеризуется очень хорошими пигментными свойствами. Красящая способность
очень высокая. Также очень высоки свето-, атмосферо- и щелочестойкость
пигмента, он растворяется в неорганических кислотах и нерастворим в уксусной
кислоте. Разлагаются горячими концентрированными растворами щелочей с
образованием ферритов. Желтые железооксидные пигменты сильно поглощают свет в
синей и ультрафиолетовой области спектра, поэтому они предотвращают разрушение
полимеров и продлевают срок службы композиций на их основе. Эти пигменты
применяют для окрашивания пленок и литьевых изделий из поливинилхлорида и
полиолефинов.
Области применения: в промышленностях: лакокрасочной,
керамической, бумажной, кожевенной, резиновой и строительной (включая окраску
цемента, бетонов, наливных полов, тротуарной плитки и силикатного кирпича).
Таблица 5 - Показатели качества по ГОСТ 18172-80
Наименование
показателя
|
Значение по
НД
|
Цвет: метод
определения:
|
а)
инструментальный метод определения - полное цветовое различие DЕ, не более
|
6
|
б) визуальный
метод определения
|
в пределах
допусков цвета паст утверждённых образцов
|
Массовая доля
соединений железа в пересчёте на Fe2 O3, %, не менее
|
85,0
|
Массовая доля
веществ, растворимых в воде, %, не более
|
0,5
|
Массовая доля
летучих веществ, %, не более
|
1,0
|
рН водной
суспензии
|
4,0 - 7,0
|
Диспергируемость,
мкм, %, не более
|
25
|
Маслоёмкость, г
/ 100 г. пигмента
|
35 - 60
|
Укрывистость, г
/м2, не более
|
20
|
Относительная
красящая способность, %, не менее
|
95
|
Остаток после
мокрого просеивания на сите с сеткой 0063, %, не более
|
0,20
|
На рисунке 8 представлена готовая продукция предприятия:
Рисунок 8 - Выпускаемые железооксидные пигменты коричневого,
желтого, красного и оранжевого цветов
2.2 Оценка затрат на обеспечение качества
продукции
Затраты на обеспечение качества продукции состоят из
стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья,
основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов,
трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также
внепроизводственных затрат. Затраты, исходя из их экономического содержания,
объединяются в пять групп (рисунок 9):
Рисунок 9 - Классификация затрат по экономическим элементам
В состав материальных затрат включаются качественное сырье и
материалы, входящие в состав производимой продукции, а именно: качественные
основные и вспомогательные материалы; комплектующие изделия и полуфабрикаты;
топливо всех видов; тара; запасные части для ремонта; затраты, связанные с
использованием природного сырья; затраты на работы и услуги производственного
характера, выполняемые сторонними организациями.
При поступлении сырья и материалов, проверяется качество,
соответствие сырья и материалов стандартам, техническим условиям, а также
условиям договора. По закупке и хранению запасов на предприятии совокупные
затраты делятся на две группы:
) сумма затрат по завозу товаров, включая расходы по транспортировке
и приемке товаров;
) сумма затрат по хранению товаров на складе предприятия
(содержание складских помещений, оборудования, зарплата персонала и т.д.)
При классификации затрат учитываются различные категории издержек.
В калькуляционном разрезе выделяются основные и накладные расходы. Те затраты,
которые непосредственно связаны с процессом производства (сырье, основные и
вспомогательные материалы, топливо, энергия, зарплата и т.д.) являются
основными. Цеховые, общезаводские внепроизводственные и др. относятся к
накладным, т.к. участвуют в общих затратах по управлению и обслуживанию
производства.
Таблица 6 - Структура себестоимости в процентном соотношении (2012
г.)
Статья затрат
|
2011 г.
|
2012 г.
|
Отклонение,
руб.
|
|
Сумма, руб.
|
% к итогу
|
Сумма, руб.
|
% к итогу
|
руб.
|
% к итогу
|
Сырье
|
30 357 739,53
|
32,94
|
30 352 234,34
|
32,93
|
-5 505,19
|
-0,01
|
Вспомогательные
материалы
|
903 797,16
|
0,98
|
0,99
|
6 779,31
|
0,01
|
Энергетика
|
32 818 556,88
|
35,61
|
32 820 289,74
|
35,61
|
1 732,86
|
0,00
|
Заработная
плата
|
13 580 579,72
|
14,74
|
13 579 734,57
|
14,73
|
-845,15
|
0,00
|
Налоги, взносы
|
4 770 907,58
|
5,18
|
4 769 987,43
|
5,18
|
-920,15
|
0,00
|
Амортизация
|
2 884 927,73
|
3,13
|
2 883 926,28
|
3,13
|
-1 001,45
|
0,00
|
Прочие
материальные затраты
|
1 820 277,86
|
1,98
|
1 820 358,98
|
1,98
|
81,12
|
0,00
|
Прочие услуги
|
5 025 196,34
|
5,45
|
5 025 245,99
|
5,45
|
49,65
|
0,00
|
ИТОГО
|
92 161 982,80
|
100
|
92 162 353,80
|
100
|
371,00
|
-
|
Затраты на поступление качественного сырья и материалов на
ООО «Ярославский пигмент» в 2011 г. составили 30 357 тыс. руб., однако, к 2012
г. они уменьшились на 5 505 руб. - на что повлияла скидка от постоянного
поставщика сырья.
В затраты на оплату труда входят выплаты заработной платы по
существующим формам и системам оплаты труда, выплаты по установленным системам
премирования, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, стоимость
бесплатного питания, коммунальных услуг, жилья; оплата очередных и
дополнительных отпусков и т.д. Затраты на оплату труда работников в 2011 г.
были равны 13 580 тыс. руб., что больше на 845 руб. затрат 2012 г.
Отчисления на соц. нужды - это обязательные платежи в Фонд
государственного социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного
медицинского страхования. Размеры отчислений в указанные фонды исчисляются по
нормам, установленным законом в процентах к затратам на оплату труда,
включаемым в себестоимость продукции. Отчисления на соц. нужды в 2011 г.
составили 4 770 тыс. руб., а в 2012 г. 4 769 тыс. руб. Одной из причин
уменьшения отчислений на соц. нужды на 920 руб. в 2012 г. явилось уменьшение
затрат на оплату труда работников.
В части затрат «амортизация основных фондов» амортизационные
отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, сумма
которых определяется на основании их балансовой стоимости и действующих норм амортизации.
Амортизационные отчисления также к 2012 г. снизились на 1 001 руб. Всего
затраты на производство и реализацию продукции в 2011 г. составили 92 161 тыс.
руб., а к 2012 г. уменьшились до 92162 тыс. руб.
Наибольший удельный вес в структуре затрат на производство
товарной продукции за 2012 г. занимают затраты на энергию - 35,61% и затраты на
сырье и материалы - 32,93%.
2.3 Потери из-за низкого качества продукции
Современное представление о деятельности организации
базируется на процессном подходе, согласно которому эта деятельность
представляет собой структурированную сеть процессов, «поглощающих» ресурсы и
создающих продукцию, которая представляет ценность для потребителя. Механизм
формирования ценности продукции основан на преобразовании свойств ресурсов в
рамках процессов в силу различных причин происходят и «потери ценности»,
представляющие собой, по сути, «потери качества».
Это говорит о том, что управлять нужно не там и тогда, где
потери качества уже произошли, и ценность уменьшилась, а там, где эти потери
качества совершаются.
Причины появления потерь качества весьма разнообразны: ошибки
при определении требований к продукции, нарушение технологии, «человеческий
фактор», несовершенство системы управления и законодательства. Общим является
то обстоятельство, что все эти виды потерь качества проявляются при выполнении
отдельных процессов и привносятся в продукцию одновременно и параллельно с
созданием ее ценности. Специально потери качества не создаются. Выявляя с
помощью полученной функции «узкие места», мы можем предотвращать потери
качества, вместо того, чтобы тратить силы и средства на восстановление уже
потерянной ценности.
Здесь уместна аналогия: если бракованную продукцию
рассматривать как «сыпь на теле» предприятия, то она сигнализирует о том, что
где-то внутри появились очаги «болезни».
В зависимости от того, насколько правильно организован учет
брака и его документальное оформление, предприятие оперативно может определять
причины брака, его размеры и затраты на исправление. Анализ этих данных
помогает раз работать корректирующие и предупреждающие меры для устранения
причин брака [10].
Отечественные предприятия имеют богатый опыт учета потерь от
брака. Учет затрат на исправление брака и потерь от брака организуется в
бухгалтерии предприятия по местам возникновения брака, видам продукции, и
статьям затрат, а в отделе технического контроля - по местам возникновения
брака, видам и причинам. Для организации учета потерь от брака и систематизации
сведений о браке на предприятиях разрабатывается типовой классификатор брака, в
производстве по видам, причинам и виновникам. Организованный таким образом учет
брака позволяет сопоставлять затраты на обеспечение качества и потери от брака,
и планировать превентивные и оценочные затраты на обеспечение качества.
На предприятии ООО «Ярославский пигмент» в лабораториях
проводят постоянную проверку качества пигментов. Проверку осуществляет либо
начальник испытательной лаборатории, либо лаборанты. Если же брак проявляется
по техническим причинам, то за ним следит главный инженер, мастер, либо
аппаратчики (в зависимости от того, где находится нарушение).
В 2011 г. потери от брака ООО «Ярославский пигмент» в
ценностном выражении составили 12 810,2 руб. или 4,35% от валового выпуска
продукции.
После принятия к сведению допущенного брака, можно попытаться
разработать мероприятия по снижению брака изготовления пигментов, которые
заключаются в следующем:
) постоянный контроль за технологическим процессом
производства железооксидного пигмента;
) распределять конкретные обязанности в процессе подготовки к
производству пигментов;
) провести аттестацию мастерского состава на знание
технологических регламентов производства.
Итак, делая вывод по второй главе можно сказать, что
предприятие ООО «Ярославский пигмент» функционирует достаточно хорошо в своей
отрасли и выпускает высококачественную продукцию, которая пользуется спросом у
потребителей. Процент брака не велик, но и с ним необходимо бороться. Поэтому в
третьей главе мы рассмотрим возможные пути повышения качества продукции.
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию
планирования качества продукции
3.1
Основные направления повышения качества продукции
Глобальное отставание процессов повышения качества продукции
в нашей стране от развитых стран мира связано с такими основными факторами:
- промышленная стратегия государства не
направлена на решение проблемы качества как одной из ключевых задач развития;
- методы оценки качества выпускаемой
продукции, используемые в настоящее время многими предприятиями, отстают от тех,
которые применяются в лучших компаниях мира, на 30-35 лет;
- потребители продукции не выдвигают жестких
требований к производителям относительно наличия сертифицированной системы
управления качеством.
Современная
политика передовых отечественных и зарубежных предприятий в планировании
качества заключается во взаимосвязанности и неотделимости ее от общей политики
предприятия.
К
задачам ООО «Ярославский пигмент» относятся:
расширение
или завоевание новых рынков;
достижение
технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий;
улучшение
важнейших показателей качества продукции;
снижение
уровня дефектности изготовляемой продукции;
развитие
сети сервисных услуг;
увеличение
сроков гарантии на выпускаемую продукцию.
Направления
в области качества по существу и являются стратегией развития, разработка
которой даст возможность предприятию хорошо взвесить реальные возможности в
осуществлении своих планов. Определение направлений подразумевает выделение
приоритетных направлений деятельности и расстановку акцентов в приложении
усилий работников предприятия при решении ранее обозначенных задач. Их
разработка осуществляется на основе альтернативных (прогнозных) вариантов
расчета прибыли, возможных издержек по каждому из направлений и выбору оптимального
с учетом позитивных моментов.
При
планировании предприятием повышения качества продукции используют два подхода.
Первый подход заключается в возможности достижения заданного уровня качества за
один цикл, или этап. Второй подход - поэтапное финансирование повышения уровня
качества по мере накопления финансовых средств на эти цели. В условиях рыночной
экономики любой из рассматриваемых подходов может быть тактически оправданным.
Очевидно, что реализация первого подхода подвержена большему риску в связи с большим
периодом прогнозирования и планирования и требует более тщательной проработки.
Обычно
предприятие пользуется таким подходом на локальном рынке при модернизации
изделий, внесении в конструкцию изменений с целью постепенного улучшения уровня
качества и удовлетворения специфических потребностей рынка. В условиях
ограниченности средств предприятие не в состоянии выделить необходимые ресурсы
для проведения крупномасштабных акций по улучшению качества. Поэтому выпускает
на рынок определенный объем продукции невысокого качества, но пользующейся
спросом у определенной группы потребителей, довольствуясь временным, небольшим
успехом. Поэтапное достижение заданного уровня качества связано с
дополнительными затратами времени, необходимого для накопления финансовых
средств и осуществления нового витка качества на более высоком уровне. Такая
стратегия в формировании необходимого уровня качества содержит элемент
«запаздывания» и используется далеко не всегда. В последние годы первый подход
становится более актуальным, так как имеет достаточно весомые преимущества.
Во-первых,
он обеспечивает большую централизацию и координацию всех стадий проектирования
и производства изделий. Во-вторых, этот подход выводит предприятие на рубежи
мирового уровня качества или его опережения. В связи с этим предприятие может
пользоваться всеми преимуществами глобальной интеграции:
снижением
издержек, связанных с использованием международного разделения труда;
ускоренными
сроками внедрения на рынок;
возможностью
применения информационных технологий;
доступностью
источников сырья;
использованием
совершенных технологий, изобретений и т.д. В-третьих, достигается «скачок»
уровня качества, который обеспечивает предприятию преимущества высшего порядка
в более длительном временном интервале.
Современная
стратегия финансирования заключается в том, что высокое качество и
удовлетворение потребителя должно сопровождаться снижением издержек
производства при снижении степени риска и повышении эффективности вложений
средств на эти цели.
При
управлении улучшением качества на данном предприятии должен реализовываться
цикл: планируй - выполняй - контролируй - регулируй. Методическим средством для
этих целей служит круговой цикл Деминга, или цикл РDСА, который был рассмотрен
в первой главе: Р - план; D - выполнение работ в соответствии с планом; С -
проверка соответствия полученного результата запланированному; А-принятие
необходимых мер в случае отклонения полученного результата от запланированного.
После достижения определенных результатов этот цикл повторяется, но на более
высоком уровне. Круг Деминга - это метод управления, позволяющий руководству
предприятия постоянно двигаться в направлении достижения главной цели, получая
важные промежуточные результаты, контролируя свои действия.
Так же внедрение систем управления качеством и их
сертификация способствует повышению качества и конкурентоспособности продукции
и предприятия. Такая система должна включать:
) экспортную ориентацию на рынок СНГ;
) внедрение современных систем управления качеством;
) непрерывный контроль качества: осуществляя контроль
качества, нельзя не отметить роль Федерального закона «О техническом
регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ. В условиях изменения технического
законодательства, реструктуризации системы технического регулирования одним из
ключевых ресурсов повышения конкурентоспособности продукции является информация
в целом и нормативно-техническая информация, в частности. Ежедневный доступ
технических специалистов и руководителей предприятий ко всему массиву
нормативно-технической информации позволяет оперативно принимать решения,
необходимые для повышения безопасности и качества продукции [11]. Это, в свою
очередь, повышает конкурентоспособность отечественной продукции и услуг на
мировом рынке;
) сертификацию продукции:
Необходимым инструментом, гарантирующим соответствие качества
продукции требованиям нормативно-технической документации (НТД) является
сертификация. Цели сертификации:
Ї обеспечение реализации прав граждан на безопасность
продукции для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;
Ї создание условий для деятельности юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке страны, а также в
международном сотрудничестве;
Ї подтверждение характеристик продукции, заявленных
изготовителем [12].
Повышение качества продукции влечет за собой увеличение ее
конкурентоспособности, а, следовательно, и повышение конкурентоспособности
всего предприятия.
Конкурентные преимущества - вот главное условие повышения
конкурентоспособности предприятия. Они могут быть выражены в следующем:
1) контроль за максимально приемлемым уровнем цен выпускаемой
продукции: уровень цены непосредственным образом определяет ценовую
конкурентоспособность товара. Чем ниже уровень, тем при прочих равных условиях
выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит,
предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими
производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровень цены
снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом
данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение
конкурентоспособности производимой продукции;
) выполнение условий поставок и платежей: чем эти условия
более гибкие, тем более они соответствуют интересам покупателей, тем предпочтительнее
продукция в конкретном соперничестве с другими товарами на рынке. В первую
очередь это касается сроков и форм поставок и предлагаемого разнообразия форм
расчетов и платежей за осуществление поставки;
) принятие на себя предприятием-изготовителем продукции
гарантии и ответственности за выполнение обязательств по поставкам товаров в
установленные сроки высокого качества и надежности;
) доставка произведенной продукции до места потребления не
только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские
предприятия. В основе экономики доставки товаров лежит умение грамотно
пользоваться транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок,
транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;
) расширение послепродажного сервиса, оказываемого
потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием. Организация
сервиса должна следовать основным правилам эффективного обслуживания:
Ї хорошо подготовленная стратегия, определяющая наиболее
оптимальный уровень сервиса;
Ї умелое использование рекламы, доносящей до покупателя все
преимущества сервиса;
) достаточное внимание квалификации и мотивации работников
химических предприятий:
Ї гибкость и готовность к самосовершенствованию работников в
изменяющихся условиях;
Ї совершенствование механизма трудовой мотивации;
Ї создание условий для творческого труда;
Ї внедрение не традиционных методов стимулирования труда;
Ї создание системы различных форм
производственно-экономического обучения рабочих и служащих предприятия;
Ї обеспечение промышленной безопасности производственных
объектов и проведение мероприятий по снижению уровня производственного
травматизма;
7) ориентация продукции на целевые сегменты рынка: С помощью
сегментации достигаются следующие задачи:
а) наилучшее удовлетворение нужд и потребностей потребителей
продукции;
б) уклонение от конкурентной борьбы путём перехода в
неосвоенный сегмент рынка;
в) ориентация всей деятельности предприятия на конкретного
потребителя;
) определение возможных модификаций продукции путём повышения
качественных характеристик, например, таких как долговечность, надёжность,
экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления;
) повышение научно-технического уровня и степени совершенства
технологии производства, использование новейших изобретений и открытий,
внедрение современных средств автоматизации производства;
) комплексный подход к планированию производства:
Ї разработка программ производства и обновления номенклатуры
продукции;
Ї формирование перспективных годовых и оперативных планов
снижения себестоимости продукции и затрат ресурсов;
) оптимизация ассортиментной политики. Применимы следующие
методы:
Ї анализ продаж компании (для определения наиболее успешных
товарных позиций);
Ї изучение потребительских предпочтений - для определения
популярности различных видов продукции и прогнозирования изменения спроса;
Ї мониторинг ассортимента участников рынка.
В современных условиях создание и производство новой
продукции имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим
данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства,
темп роста ее реализации примерно вдвое больше, чем у конкурентов. Выпуская
новую продукцию и расширяя ассортимент, предприятие тем самым стремится снизить
зависимость одного вида продукции от другого [13].
Можем
сделать вывод по достаточно объемному пункту: планирование качеством продукции
должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать
система управления качеством, представляющая собой организационную структуру,
четко определяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые
для повышения качества.
3.2 Рекомендации по совершенствованию
планирования качества продукции с учетом затрат
Качество как степень удовлетворенности потребителя может и
должно быть измерено и оценено. Цель менеджмента качества (СМК) - максимальная
удовлетворенность потребителя, т.е. максимальная оценка качества.
В то время как главная цель оценивания в рамках менеджмента
качества - обеспечение условий для принятия управляющих решений, что,
собственно и обеспечивает результативность и эффективность СМК. Иными словами,
получаемая оценка должна служить исходными данными для выработки
целенаправленных корректирующих и предупреждающих действий. Это - ключевой момент,
который придает оцениванию определенный статус, формулирует требования к
получаемой оценке, без выполнения которых она становится практически
бесполезной (оценка ради оценки).
Условием совершенствования деятельности ООО «Ярославский
пигмент» является изменение систем управления и контроля текущих процессов.
Завод сразу немного неправильно выстроил свою организационную структуру, т.е.
по некоторым видам деятельности вертикальное построение, а где-то
горизонтальное, что приводит к просчетам и дублированию, а следовательно
отрицательно сказывается на эффективности и качестве. Все процессы на
предприятии не имеют владельцев, т.к. эти функции выполняются несколькими
сотрудниками, а это означает, что они не выполняются.
Я думаю, что, если бы ООО «Ярославский пигмент» выстроил
организационную структуру по вертикально-функциональному принципу,
предусматривающему объединение специалистов одного профиля в мощные
подразделения, то это обеспечило бы предприятию создание эффективного,
здорового коллектива, действующего как единое целое. При этом обеспечение
эффективности проходит за счет управления всеми видами деятельности, а также за
счет функционирования организации, как единого целого, состоящего из нескольких
процессов, а не только за счет управления процессом производства товаров, работ
и услуг, которые предлагаются потребителю.
Целью деятельности процесса контроля и управления качеством
будет являться:
) осуществление входного контроля сырья и материалов.
Предотвращение использования производственными участками сырья и материалов
несоответствующего качества;
) осуществление контроля качества на всем протяжении выпуска
продукции. Предотвращение выпуска из производственных участков предприятия
продукции несоответствующего качества.
Критериями результативности процесса контроля и управления
качеством являются:
процент сырья и материалов не прошедших входной контроль;
процент сырья и материалов прошедших входной контроль, но при
их переработке образовался брак изготавливаемой продукции;
процент продукции, которая прошла контроль качества, но на
последующих этапах производственного процесса или после поставки продукции
потребителям было выявлено ее несоответствие установленным требованиям по
качеству;
количество рекламаций и жалоб на качество продукции от
клиентов за отчетный период.
Каждый критерий результативности процесса доставки продукции
клиентам будет имеет количественный или качественных показатель, на основе
которых осуществляется оценка степени достижения процессом, установленных целей
и заданных результатов.
Также определим значения критериев результативности процесса
контроля и управления качеством (таблица 7).
Таблица 7 - Значения критериев результативности процесса
контроля и управления качеством
Критерии
результативности
|
Значение
критериев результативности
|
процент сырья и
материалов не прошедших входной контроль
|
10%
|
процент сырья и
материалов прошедших входной контроль, но при их переработке образовался брак
изготавливаемой продукции
|
0%
|
процент
продукции, которая прошла контроль качества, но на последующих этапах
производственного процесса или после поставки продукции потребителям было
выявлено ее несоответствие установленным требованиям по качеству
|
0%
|
количество
рекламаций и жалоб на качество продукции от клиентов за отчетный период.
|
Мониторинг процесса по качеству будет осуществляться в ходе:
повседневного оперативного контроля своевременности, полноты,
результатов и качества выполнения работ процесса доставки продукции клиентам;
ежедневных селекторных совещаний с руководителями цехов и
других основных подразделений Предприятия;
ежеквартальных совещаний по качеству.
Для более эффективного выполнения процесса качества продукции
предлагаю ввести Службу системы управления качеством на данном предприятии,
которая получила бы свое развитие. Но для этого нужны немалые затраты, которые
соответственно окупяться, т.к. в связи с процессным подходом качество продукции
улучшится.
Таблица 8 - Смета затрат на функционирование и улучшение СМК
Наименование
расходов
|
Сумма, руб.
(без НДС)
|
Обучение
сотрудников, в рамках СМК
|
10 000
|
Выполнение
запланированных мероприятий по СМК
|
50 000
|
Командировочные
расходы
|
20 000
|
ИТОГО:
|
80 000
|
Отсюда можно сделать вывод, что построение организационной
структуры по вертикально-функциональному принципу, предусматривающему объединение
специалистов одного профиля в мощные подразделения, под руководством
начальников соответствующего направления, может обеспечить предприятию создание
эффективного, здорового коллектива, действующего как единое целое, а также
эффективность работы ООО «Ярославский пигмент» будет повышаться и
соответственно качество продукции тоже.
Заключение
В условиях рыночной экономики перед предприятиями постоянно
стоит проблема обеспечения конкурентоспособности продукции, от решений которой
напрямую зависит их успешная деятельность.
Основой конкурентоспособности, как известно, является
требуемый уровень качества продукции, для достижения которого нужна
соответствующая материальная база, квалифицированный и заинтересованный
персонал и четкая организация работ по управлению качеством.
В результате анализа хозяйственной деятельности предприятия
ООО «Ярославский пигмент» по данным их сайта за 2011-2012 гг. выявлено, что
предприятие повысило свое производство на 19,3%, что говорит об эффективности
использования всех производственных мощностей и системы управления качества в
целом.
В современных условиях, когда экономика испытывает кризис и
предприятие вынуждено мобилизировать все имеющиеся внутренние ресурсы, большую
роль в этом процессе играет анализ финансовых результатов деятельности
предприятия.
В условиях рыночной экономики предприятие обладает
определенной степенью свободы при принятии управленческих решений, поэтому от
того, каковы будут эти решения, в значительной мере зависит эффективность его
деятельности. Качество принимаемых решений может быть существенно повышено,
если они базируются на объективной и по возможности полной информации о
состоянии дел на предприятии, именно для этого предназначен анализ показателей
качества, оценка затрат и потерь от выпуска продукции несоответствующего
качества.
Выбор темы «Планирование качества продукции на предприятии»
определен решающей ролью качества продукции для любого предприятия. Улучшение
финансового состояния возможно, если изменить тактику и стратегию управления
процессами и всего предприятия в целом.
В первой главе, рассмотрена сущность управления и
планирования качества продукции и сделан вывод, что при производстве и
реализации продукции необходимо учитывать все, чтобы удовлетворить своих
потребителей, а также стабилизировать свою прибыль и место среди конкурентов.
Во второй главе рассмотрена краткая характеристика ООО
«Ярославский пигмент» и ассортимент изготавливаемой продукции, а также состав
затрат, входящих в себестоимость продукции. Также были описаны качественные
характеристики основных видов железооксидных пигментов.
Проанализировав работу предприятия в целом, сделан вывод, что
на предприятии необходимо внедрения СМК, но соответственно для жтого необходимы
затраты в размере 80 000 рублей. Но зная все положительные моменты после
внедрения СМК, можно сказать о том что эти вложения повлекут за собой
положительную динамику в области качества продукции, а так же повышении
конкурентоспособности предприятия.
В третьей главе, оценив СМК и затраты на ее развитие, можно
прийти к выводу, что дальнейшее развитие СМК возможно, но при глубоком
процессном подходе. Данный процессный подход, с помощью разработанных
мероприятий, выйдет на такой путь развития, при котором качество продукции
повысится, затраты и потери из-за производства и реализации бракованной
продукции уменьшатся. И все это не смотря на то, что затраты на развитие Службы
системы управления качеством остаются и на сегодняшний день высокими, т.к.
квалификацию всех работников службы нужно повышать каждые 3 года. Принятие
правильных решений позволит ООО «Ярославский пигмент» повысить объем
производства, снизить издержки, улучшить качество и таким образом выжить в
современных рыночных условиях.
Решающее значение в улучшении качества продукции имеет
позиция руководителей предприятий, их отношение к качеству выпускаемой
продукции. Ведь нам, как специалистам в этой области известно, что качество -
это система, а любой системой надо грамотно управлять! Все зависит от нас!
Таким образом, поставленные задачи были нами выполнены и цель
данной курсовой работы была достигнута.
Список использованной литературы
1. Стандарт ISO-8402 «Управление качеством и
обеспечение качества - Словарь»
2. Иванов И.Н. Организация производства на
промышленных предприятиях: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 352 с. - (Высшее
образование)
. Экономика предприятий химических отраслей
промышленности: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп./В.Д. Григорьев;
Казань, 2008. - 352 с.
. Фатхутдинов Р.А. Организация производства.
Учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 544 с.
5. Гиссин В.И. Управление качеством продукции.
Р.-на-Дону: Изд. «Феникс». - 2010. 255 с.
6. Мишин В.И. Управление качеством: Учебное
пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2011 - 303 с.
. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества.
Основные положения и словарь.
. Басовский Л.Е. и др. Управление качеством,
Москва М: 2002.
. Официальный сайт ООО «Ярославский пигмент»
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://yarpigment.ru/
. Курьян А.Г. и др. Потери качества и
результативность менеджмента // Методы менеджмента качества. - 2009. - №3.
. Федеральный закон «О техническом регулировании»
от 27.12.2002 №184-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/popular/techreg/
12. Юшко В.С., Литвинский Д.М. Организация производства.
- DOC.: КазГТУ, 2010. - 222 с.
13. Одинцова Е.В. Формирование ассортиментной
политики. Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/pricing/assortment_policy.htm