Трагедия человека и трагедия народа в романе Шолохова 'Тихий Дон'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,42 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Трагедия человека и трагедия народа в романе Шолохова 'Тихий Дон'

Введение

Тема Гражданской войны является одной из центральных в русской литературе XX века. Но самым выдающимся произведением об этом периоде русской истории, без сомнения, является роман-эпопея М.А.Шолохова «Тихий Дон». Совсем не случайно, именно за этот роман М.А.Шолохову была присуждена Нобелевская премия. В лауреатском дипломе было сказано, что премия вручается Шолохову «в знак признания художественной силы и честности, которые он проявил в своей донской эпопее об исторических фазах жизни русского народа», а в обращении к Шолохову при вручении писателю Нобелевской премии в частности говорилось: «Ваше грандиозное повествование о старом режиме, отчаянно отстаивавшем свои пошатнувшиеся позиции, новом режиме, так же отчаянно сражающемся за каждую пропитанную кровью пядь земли, всё время ставит вопрос: кто правит миром? Оно даёт и ответ: сердце. Сердце человека с его любовью и жестокостью, горем, надеждами, отчаянием, унижением и гордостью. Сердце человека, являющееся истинным полем битвы, всех побед и поражений, которые выпадают на долю нашего мира…»

И на самом деле, трагедия человека и трагедия народа в период великой ломки социальной системы, являющиеся главной темой «Тихого Дона», стали тем, что определило всемирную популярность шолоховской эпопеи.

.»Казацкий эпос»

шолохов тихий дон трагедия

«Тихий Дон» - самая длинная книга среди классических русских романов XX века. В ней четыре тома, восемь частей, больше семисот персонажей, около полутора тысяч страниц. По объёму и охвату событий - это почти копия «Войны и мира» (в 1928 году на родине писателя отрывок из первой книги романа публиковался под редакционным заглавием «Казачья «Война и мир»). Уже первые критики отмечали ориентацию Шолохова на толстовскую эпопею: «Замысел «Тихого Дона» - показать социальные сдвиги в среде крестьянства, в данном случае казачества…, в результате войны и революции. Но замысел этот не ограничивается рамками индивидуальных сдвигов, или шире - сдвигов в пределах одной семьи. Он расширяется до социального разреза целой эпохи и вкладывается в жанр романа-эпопеи»

Два эпиграфа предваряют роман. Первый представляет собой старинную казачью песню «Дон после войны», в которой звучит и сыновняя любовь народа к родной земле, и скорбный плач его о пролитой на Дону казацкой крови, вдовстве и сиротстве. Второй эпиграф - семейная донская песня, использующая символику для выражения смуты, волнений и перемен на многострадальной земле. Всё это и станет главным содержанием великой книги Шолохова.

А начинается «Тихий Дон» как семейная сага. Прологом романа становится история рода Мелеховых. Бытовые детали первой экспозиционной главы в развитии повествования становятся важными мотивами, приобретают символический смысл: мелеховский двор - на самом краю хутора; любовь Прокофия удивительна, непонятна для хуторян; потом герой совершает убийство, которое сопровождается рождением ребёнка и смертью матери.

Любовь, рождение, естественная и насильственная смерти сплетаются в тугой узел человеческого существования на самом краю, где действуют мифологические законы.

Потом всё успокаивается, страсти уходят в глубину. Драматическая семейная сага превращается в казацкий эпос: «Обычным, нерушимым порядком шла в хуторе жизнь…». Даже самые ужасные события (изнасилование Аксиньи отцом и его убийство матерью и братом, страшные побои, попытка самоубийства Натальи) не акцентируются, не выделяются, а поглощаются мощным стихийным жизненным потоком. Но здесь же, в первых двух частях первой книги, завязывается главный сюжетный узел, который определяет всю романную структуру «Тихого Дона».

В основе сложного эпического повествования лежит простая фигура: любовный треугольник (Григорий-Аксинья-Наталья) с добавлением ещё нескольких линий. В первой книге семейная сага превращается в историю драматической любви, а затем сменяется военно-исторической хроникой.

В мирную жизнь казаков вторгается война. Линейная фабула семейной истории резко ломается. В романе появляются многочисленные исторические персонажи. Повествование ведётся с точки зрения то казачьего сотника Листницкого, то большевика Бунчука, то генерала Корнилова. Огромное место занимают здесь массовые сцены. А сам повествователь в «Тихом Доне» не всесильный и всезнающий Бог, а объективный свидетель, наблюдатель мощного потока взбаламученной, несущейся куда-то жизни. Грядут перемены, в которых рождается самое страшное - крушение гуманизма. Мудрый старик наставляет казаков, идущих на войну: «Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя целым выйтить - надо человечью правду блюсть…Чужого на войне не бери - раз. Женщину упаси Бог трогать, и ишо молитву такую надо знать» (кн.1, ч.3, гл.6).

Казаки списывают и увозят под нательными рубахами «приглянувшиеся» молитвы «от ружья» и «от боя», но это их не спасает: «Смерть пятнила и тех, кто возил с собою молитвы». В сцене жестокого надругательства над полькой-горничной нарушается второе стариковское наставление. Пытавшийся защитить девушку Григорий получает предупреждение: «Вякнешь кому - истинный Христос, убьём!» (кн.1, ч.3, гл.2).

Ещё сложнее оказывается придерживаться вечного «не укради». Здесь грешны все.

В развитии сюжета романа героям всё труднее становится «блюсть» человеческую правду. Война лишает опоры почти всех героев романа. У всех уходит земля из-под ног, ломается привычный образ жизни. «Перемены вершились на каждом лице, каждый по-своему вынашивал в себе горе, посеянное войной» (кн.1, ч.3, гл.10). Для большинства это чужая война, не имеющая ни смысла, ни оправдания. Разноголосица - признак того, что время общей жизни, время эпоса уходит безвозвратно.

А впереди - ещё более трагические события - Революция и Гражданская война.

. Гражданская война и революция: в годину смуты и разврата

Вторая книга романа исторична и идеологична. Бунчук пропагандирует и читает Ленина, появляются исторические персонажи: Корнилов, Подтёлков, Кривошлыков. В многочисленных диалогах-спорах второй книги герои предсказывают будущие потрясения, к которым ведёт бессмысленная война.

Самое страшное предсказание звучит из уст столетней старухи. Её апокалипсические пророчества припоминает по пути на фронт Максимка Грязнов: «Ягодка, мой Максимушка! В старину не так народ жил - крепко жил, по правилам, и никаких на него не было напастей. А ты, чудинушка, доживёшь до такой поры-времени, что увидишь, как всю землю опутают проволокой, и будут летать по синю небушку птицы с железными носами, будут людей клевать, как арбуз грач клюёт… И будет мор на людях, глад, и восстанет брат на брата и сын на отца… останется народу, как от пожара травы». Что ж, - помолчав, продолжал Максим, - и на самом деле сбылось; телеграф выдумали - вот тебе и проволока! А железная птица - еропланы. Мало они нашего брата подолбили? И голод будет. Мои вон спротив энтих годов в половину хлеба сеют, да и каждый хозяин так. По станицам стар и млад остались, а хлоп неурожай - вот и «глад» вам.

А брат на брата - это как, вроде брехня? - спросил Петро Мелехов, поправляя огонь.

Вторая книга подробно рассказывает о механизме этого «достижения».

Революция, или Октябрьский переворот (обозначение этого события в «Тихом Доне» варьируется), входит в мир романа в отличие от войны внезапно и тихо. Она не свершается, а подкрадывается как враг из-за угла, вовлекая в свой водоворот большинство героев романа: ищет свой путь и мечется в сомнениях Григорий Мелехов («Я говорю…, - глухо бурчал Григорий, - что ничего не понимаю…Мне трудно в этом разобраться… Блукаю я, как метель в степи…»), невеселые думы одолевают Листницкого («Ведь вот я по-честному не приемлю революцию, не могу принять! И сердце и разум противятся…Жизнь положу за старое, отдам её, не колеблясь, без позы, просто, по-солдатски. А многие ли на это пойдут?»). Он же первым в романе произносит страшные слова, подтверждающие пророчество «и восстанет брат на брата и сын на отца»: «Я говорю, что тогда, то есть в будущих боях, в Гражданской войне, - я только сейчас понял, что она неизбежна, - и понадобится верный казак» (кн. 2, ч.4, гл.11).

Бунчук, человек с другой стороны, с другого берега, успокаивает и обещает: «Большевики войны не хотят. Будь власть в их руках - сейчас же был мир». Но совсем скоро именно он - тоже первым в пределах романного мира - начинает новый кровавый виток, стреляет в своего, в русского, реально превращает «войну империалистическую в войну гражданскую»: «Они нас, или мы их!.. Серёдки нету. На кровь - кровью. Кто кого… Понял?..» (кн. 2, ч.4, гл.21).

Эту мысль подхватывает Мишка Кошевой, главный большевик, Немезида в лампасах с хутора Татарского: «По-моему, страшней людской серёдки ничего на свете нету, ничем ты её до дна не просветишь… Люди про себя мало знают» (кн. 2, ч.4, гл.21).

Непознаваемость страшит, серёдка вызывает ненависть. В отличие от Толстого, исходившего из целостности, единства национальной жизни в пору великих испытаний, Шолохов во второй и третьей книгах демонстрирует взрыв национального ядра, осколки которого разлетаются по разным траекториям.

Только теперь, после революции, в Татарском начинают по-настоящему не любить богатых. Только теперь иногородние становятся источником ненависти и страха. Только во время войны и восстания Григорий осознаёт свою чуждость соратникам по оружию - кадетам, офицерам, дворянам, что и оказывается причиной его очередного шатания в сторону красных.

Предсказания сбываются - брат идёт на брата, убийства следуют друг за другом: Бунчук убивает Калмыкова, гибнут Подтёлков и Кривошлыков, погибает от случайной пули безвестный Валет…

Третью книгу романа объединяет одно историческое событие: Верхнедонское антибольшевистское восстание. Её ключевые сцены: многочисленные сцены братоубийства, бессудных расстрелов и рубки пленных, грабежей. Оканчивается книга символически - судным днём, который устраивает хуторским богачам Мишка Кошевой. Он сжигает дома соседей-хуторян.

По-прежнему мечется Григорий Мелехов… «Его «шатания», метания осмысляются Шолоховым как схватка с судьбой на текучей, подвижной грани, отделяющей свет от тени»

Третья книга связана с ещё одним важным сюжетным переломом. В начале романа смерть как событие отсутствует. Люди, как мифологические титаны, умирают редко и давно. Война нарушает этот природный, эпический порядок вещей. Ушедшие на фронт убивают и погибают, но это происходит где-то далеко. Домой, в Татарский, в центр романного мира, доносятся только трагические известия.

Потом смерть и война, рубки и расстрелы становятся привычным делом. «Ну, завиднелась и на донской земле кровица, - подёргивая щекой, улыбнулся Томилин» (кн. 2, ч.5, гл.24). Однако до поры до времени несчастья обходят мелеховский курень.

Убийство Петра Кошевым ломает и эту границу, стирает и эту невидимую черту. «Лучше б погиб ты где-нибудь в Пруссии, чем тут, на материнских глазах!» - мысленно с укором говорил брату Григорий и, взглянув на труп, вдруг побелел: по щеке Петра к пониклой усине ползла слеза» (кн. 3, ч.6, гл.34).

Но через какое-то время Григорий вспоминает о брате уже с какой-то лёгкой печалью и даже усмешкой. Война многое изменила в людях, и перемены эти наступают постепенно - от книги к книге.

По мнению И.Сухих, логика повествования в романе Шолохова такова:

«Первую книгу «Тихого Дона» можно назвать книгой канунов. Её магистральная тема - естественное течение, буйство органической жизни и её внезапный слом (война).

Вторая и третья - книги катаклизмов, кризисов и катастроф: затянувшаяся война мировая, потом революция и война Гражданская взрывают все привычные основы, потрясают Тихий Дон до самого дна.

Книга четвёртая - книга уходов и итогов… Четвёртая книга шолоховской эпопеи повествует о гибели семьи, о том, что всё кончается плохо.

Брат Григория Пётр, жена Наталья, Дарья, отец, мать, дочь, Аксинья уходят по разным причинам - по болезни, от старости, от случайной пули, по собственной воле. Разные характеры и варианты жизненного пути: буйство и протест - смирение - упорство - любовь-страсть и любовь-жалость. Конец, увы, один: эта война, эта выпавшая им эпоха перемалывает всех.

«Тихий Дон» - книга не только о великом переломе, но и о великом перемоле. «Григорий мысленно перебирал в памяти убитых за две войны казаков своего хутора, и оказалось, что в Татарском нет ни одного двора, где бы не было покойника» (кн. 4, ч.7, гл.25)».

Череда смертей в романе завершается смертью Аксиньи от случайной пули. В описании похорон любимой в очередной раз возникает образ, сопровождающий Григория на всё его мучительном пути - «чёрное солнце». Это символическая кульминация книги. Чёрное солнце - солнце мёртвых. Но Шолохов не заканчивает роман этим образом - у его героя есть дети и родной дом, которые являются залогом жизни. Таким образом, и в конце романа автор оставляет героя на той же грани, черте между тьмой и светом - чёрным солнцем мёртвых и холодным солнцем огромного сияющего мира.

В чём же состоит эта трагедия?

Во-первых, это вынужденное противостояние людей «одной крови», когда восстал «брат на брата и сын на отца».

Во-вторых, трагедия народа не только в беспощадном и бессмысленном столкновении классов в гражданской войне. Страшнее слепая вера в идеалы, потеря совести и чести.

Большевик Мишка Кошевой спокойно спит, убив старика, и совесть его не терзает «из-за такого барахла, как этот дед». Он женится на сестре убитого им Петра Мелехова и безмятежно улыбается, когда, брезгливо поджав губы, стороной обходит его Ильинишна, мать жены убитого им человека. Так вера в свою классовую правоту убила в нем все чистое и светлое, сделала душегубом.

В-третьих, Гражданская война разрушила семьи, так как распались родственные связи. Под сильными ударами исторического циклона зашатались стены мелеховского куреня. Последствия крушения семьи, как утверждает своим романом Шолохов, трагичны, нарушается гармония бытия.

Может показаться странным, что Шолохов не ищет правых и виноватых, а только констатирует факты. По мнению автора, их нет, и не может быть, так как нет оправдания убийству. Все переходящее, вечна лишь жизнь и право на насильственное прерывание не дается человеку и ничем не оправдывается.

«Дом был опустошен. Горели хутора, станицы. Люди умирали во время отступления к Новороссийску от голода и тифа».

Каковы же общественные взгляды самого писателя? Он против насилия, тем более совершаемого в такой форме, которая разрушает все нравственные нормы.

«…Фронт мировой войны. Чудовищная агония истребления всего живого. Люди по первобытному рубят, растаптывают, калечат друг друга». Шолохову - вспомним известный эпизод - жалко и австрийца, сраженного Мелеховым, жалко и действующего по долгу присяги, невольного убийцу, которого терзают муки раскаяния.

Шолохов никому не прощает жестокости. А она была всюду. Ни казаку Федору Подтелкову, устроившему самосуд над пленными офицерами. Не прощает он садисту Митьке Коршунову расправы над пленными красноармейцами и старушкой, матерью Михаила Кошевого. Но многим поступкам и самого Кошевого нет оправдания.

Шолохов осуждает гонения, которые обрушились на Григория, но он не менее возмущен и той его местью за себя, за брата, отца и хуторян, когда ловкими неожиданными ударами с левой руки рубит он матросов около пулемета. Насилие порождает насилие, злоба растет, количество жертв увеличивается.

Финал романа убеждает ещё раз нас в этом: Григорий приходит на пепелище семьи, в холодный обезлюдевший мир.

Судьба казака, воина, проливающего свою и чужую кровь, мечущегося между двумя женщинами и разными лагерями, становится метафорой удела человеческого в эпоху исторических катаклизмов

Заключение

По М. Шолохову, мир природы, мир людей, свободно живущих, любящих и работающих на земле, прекрасен, а все, что этот мир разрушает, ужасно, безобразно. Никакое насилие, считает автор, не может быть оправдано ничем, даже самой, казалось бы, справедливой идеей, во имя которой оно совершается. Все, что связано с насилием, смертью, кровью и болью, не может быть красивым. У него нет будущего. Только жизнь, любовь, милосердие имеют будущее. Именно они вечны и значимы во все времена. Поэтому так трагичны в романе сцены, описывающие ужасы гражданской войны, сцены насилия и убийств. Борьба белых и красных на Дону, запечатленная Шолоховым в романе-эпопее, исполнена еще большего трагизма и бессмысленности, чем события Первой мировой войны. Да иначе и быть не могло, ведь теперь друг друга убивали те, кто вместе рос, дружил, чьи семьи веками жили рядом, чьи корни давно переплелись.
Гражданская война, как, впрочем, и любая другая, проверяет сущность человека. Ради чего брат шел на брата, а сын на отца? Одни убивали, чтобы жить на своей земле так, как привыкли, другие - чтобы установить новый строй, казавшийся им более правильным и справедливым, третьи - исполняли свой воинский долг, забыв о главном человеческом долге перед самой жизнью - просто жить; были и такие, кто убивал ради воинской славы и карьеры. Была ли правда на чьей-либо стороне? Шолохов в своем произведении показывает, что и красные, и белые одинаково жестоки и бесчеловечны. Сцены, изображающие зверства тех и других, как бы зеркально повторяют и уравновешивают друг друга.
Причем это касается не только описания самих военных действий, но и картин уничтожения пленных, мародерства и насилия над мирным населением. Правды нет ни на чьей стороне - еще и еще раз подчеркивает Шолохов. И потому так трагичны судьбы молодых людей, вовлеченных в кровавые события. Потому так трагична судьба Григория Мелехова - типичного представителя молодого поколения донского казачества, - мучительно решающего, "с кем быть"...

Семья Григория Мелехова явилась в романе тем микромиром, в котором как в зеркале отразилась и трагедия всего казачества, и трагедия всей страны. Мелеховы были типичной казацкой семьей, обладали всеми типичными качествами, присущими казачеству, разве только качества эти проявились в них более ярко. В роду Мелеховых все своенравны, упрямы, независимы и отважны. Все они любят труд, свою землю и свой тихий Дон. Гражданская война врывается в эту семью, когда на фронт забирают обоих сыновей - Петра и Григория. Оба они - настоящие казаки, в которых гармонично сочетаются трудолюбие, воинская отвага и доблесть. У Петра более простой взгляд на мир. Он хочет стать офицером, не брезгует отнять у побежденного что-нибудь, что может пригодиться в хозяйстве. Григорий же наделен обостренным чувством справедливости, он никогда не позволит надругаться над слабым и беззащитным, присвоить себе "трофеи", его существу противно бессмысленное убийство. Григорий, безусловно, центральная фигура в семье Мелеховых, и трагедия его личной судьбы переплетается с трагедией его родных и близких.

Во время гражданской войны братья Мелеховы пытались отойти в сторону, но силой были вовлечены в это кровавое действо. Весь ужас заключается в том, что не нашлось вовремя силы, которая смогла бы объяснить казакам сложившуюся ситуацию: разделившись на два враждующих лагеря, казачество, по существу, сражалось за одно и то же - за право трудиться на своей земле, чтобы кормить своих детей, а не проливать кровь на святую Донскую землю. Трагизм ситуации еще и в том, что гражданская война и всеобщая разруха уничтожала казачий мир не только извне, но и изнутри, внося разногласия в семейные отношения. Коснулись эти разногласия и семьи Мелеховых. Мелеховы, как и многие другие, не видят выхода из этой войны, ведь никакая власть - ни белые, ни красные, не может дать им землю и свободу, которая необходима им как воздух.

Трагедия семьи Мелеховых не ограничивается только трагедией Петра и Григория. Печальна также судьба матери - Ильиничны, потерявшей сына, мужа, обеих невесток. Единственная ее надежда - сын Григорий, но в глубине души она чувствует, что и у него нет будущего. Исполнен трагизма момент, когда Ильинична сидит за одним столом с убийцей сына, и как неожиданно прощает и принимает Кошевого, которого так ненавидит!

Но самой трагичной в семье Мелеховых, безусловно, является судьба Григория. Ему, обладающему обостренным чувством справедливости, сильнее других переживающему противоречия мира, довелось испытать все колебания среднего казачества в гражданской войне. Сражаясь на стороне белых, он чувствует свою внутреннюю отчужденность от тех, кто ведет их за собой, красные также чужды для него по своей природе. Единственное, к чему он стремится всей душой, - мирный труд, мирное счастье на своей земле. Но воинская честь и долг обязывают его принимать участие в войне. Жизнь Григория - сплошная цепь горьких утрат и разочарований. В конце романа мы видим его опустошенным, измученным болью утрат.

Долгие годы критика убеждала читателей в том, что в изображении событий тех лет Шолохов был на стороне революции, да и сам писатель сражался, как известно, на стороне красных. Но законы художественного творчества заставили его быть объективным и сказать в произведении то, что он отрицал в своих публичных выступлениях: гражданская война, развязанная большевиками, разбившая крепкие и трудолюбивые семьи, сломавшая казачество, была лишь прологом к той великой трагедии, в которую погрузится страна на много лет.


Литература

1.Бирюков Ф.Художественные открытия Михаила Шолохова. - М.: Современник, 1976

.Ермолаев Г.С.Михаил Шолохов и его творчество. - Спб, 2000

.Загадки и тайны «Тихого Дона»/Под общ. ред Г.Порфирьева. - Самара, 1996

.Кузнецов Ф.Ф. «Тихий Дон»: Судьба и правда великого романа. - М.: ИМЛИ РАН, 2005

.Лукин Ю. Два портрета. - М.: Московский рабочий, 1975

.Осипов В.О.Шолохов. - М.: 2005 (Серия «Жизнь замечательных людей»)

.Сухих И.Н.Литература. Учебник для 11 класса в 2-х частях. Часть 2. - М.: Издательский центр «Академия», 2012

Похожие работы на - Трагедия человека и трагедия народа в романе Шолохова 'Тихий Дон'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!