оценить роль малого бизнеса в экономической жизни страны.
Первый раздел нашей работы посвящен теоретическим основам малого предпринимательства, а в частности его сущности, критериям, структуре.
Второй раздел указывает нам возможные пути совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства, исходя из его проблематики, выделенной в первой главе.
Сформулированные в работе способы и принципы совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства могут быть использованы при разработке плана экономического развития страны, планировании бюджета и других нормативных и законодательных документов.
1.Теоретические основы малого предпринимательства
.1 Малое предпринимательство: сущность, критерии, структура
Многие авторы в своих работах обращались к теме малого предпринимательства, а также его взаимосвязи с государством. К числу таких авторов относятся И.В. Сергеев, В.Я. Горфинкель, О.В. Девяткина, А.В. Абчук и многие другие. Основы малого предпринимательства также заложены в законодательстве РФ.
Исторически малый бизнес являлся первой и - на протяжении долгих веков - единственной формой предприятия. Крупные предприятия появились лишь в XIX веке. Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.
Как считает В.Я. Горфинкель, бизнес (от староангл. bisiq- активный, занятый работой, деловой) играет определяющую роль в современной экономике. Именно бизнесу обществу обязано практически всеми экономическими благами, определяющими условиями существования современного человека,- от жилища и одежды до питания и интеллектуального досуга. Бизнес модифицируется, принимает различные формы, трансформируется и эволюционирует. Привлекает к себе все новые поколения молодых людей, отдающих бизнесу лучшие годы жизни. Понятие бизнесмена как человека, отдающего себя производству товаров или услуг в условиях рыночных отношений, в настоящее время является чем-то вроде титула. Не каждый работник может назвать себя бизнесменом, не каждый процесс в сфере производства может называться бизнесом и не каждый бизнес полезен обществу. Тем не менее, бизнес составляет сердцевину современной экономики, без него экономика теряет динамизм, адаптивность, а порой и целевую ориентацию.
В сфере бизнеса заложен колоссальный интеллектуальный и творческий потенциал, который может раскрыться как в направлениях, желательных для конкретного человека или общества, так и в нежелательных. Обществу порой приходится сдерживать и направлять потенциал бизнеса, жертвуя при этом возможностями удовлетворить текущие потребности в пользу удовлетворения будущих запросов. [1]
Сущность бизнеса состоит в соединении материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров, предназначенных для продажи другим экономическим агентам - предприятиям, организациям, гражданам. Такое соединение может быть кратковременным или долговременным (это связано и со стабильностью спроса, и с возможностями отвлечения ресурсов, и с другими аспектами). Если речь идёт о долговременном соединении ресурсов, возникает, как правило, организация или организационная единица, функционирование которой подчинено определённым, относительно устойчивым правилам и нормам, т. е. предприятие. Если соединение ресурсов осуществляется на определенный срок, носит относительно кратковременный характер, то чаще говорят о проекте.
С.П. Крюков считает: «Один и тот же бизнес может быть реализован на различных предприятиях последовательно во времени или же параллельно. Одно и то же предприятие может стать ареной функционирования различных бизнесов. Бизнес может прекратиться с уходом из него бизнесмена, а может быть и успешно продолжен другими людьми. Иными словами, границы и суть бизнеса не могут не быть расплывчатыми, варьируемыми, и порой идентификация различных экономических явлений, порожденных одним бизнесом, представляет значительную трудность (иногда такая идентификация осуществляется правоохранительными органами в целях борьбы с нарушением законов)».
И.В. Сергеев отмечает: «Роль бизнеса в обществе достаточно ярко может быть проиллюстрирована на примере роли предприятия как наиболее устойчивой формы бизнеса. Роль предприятия, или фирмы многогранна, а его сущность многофункциональна. Согласно взглядам одних экономистов, основное назначение предприятия - служить источником дохода для собственников (акционеров); другие считают, что суть предприятия в производстве продукции, удовлетворении материальных потребностей общества; третьи, говоря о предприятии, имеют в виду его функцию обеспечения занятости. Сторонники комплексного подхода отмечают целый ряд дополнительных существенных функций предприятия в современном обществе». [9]
Многие авторы говорят о специфике малого бизнеса, как сектора экономики, например, такие авторы как О.В. Девяткина, А.В. Абчук и другие, в целом их позиция выражается следующим образом. Качественные характеристики малого предприятия (МП) в рыночной экономике в целом присущи ему и в переходных российских условиях. Совокупность качественных характеристик МП трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства - "оживать" в период общего экономического спада, "принимать на себя" решение многих социальных и экономических проблем.[2]
Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ понятие "малый бизнес", "предпринимательство" описывается как деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к сфере малого предпринимательства, является:
·численность персонала;
·размер уставного капитала;
·величина активов;
·объем оборота (прибыли, дохода). [10]
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов. Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия - до 15 человек
) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. [7]
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:
для микропредприятий - 60 млн. рублей;
для малых предприятий - 400 млн. рублей.
С 1 января 2010 года также вступает в силу часть 2 статьи 4 Федерального закона, определяющая, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Малое предпринимательство сегодня - это динамично развивающийся сектор любой рыночной, в том числе и российской, экономики. Их высокая эффективность связана с двумя факторами:
·Во многих отраслях минимум средних долгосрочных издержек достигается при небольших объёмах выпуска продукции; соответственно оптимальным в этих отраслях является малый размер предприятия;
·У малых фирм низки внутрифирменные трансакционные издержки.
«Трансакционные издержки» - издержки, связанные с заключением сделок, контролем за исполнением соглашений, защитой прав собственности, координацией деятельности и т.п. [11]
Исходя из множества трудов в области малого предпринимательства, таких как, И. Склярова, Е.В. Гражданкиной и других можно выделить его определенные общие положительные черты. Описывая позитивную роль малого бизнеса в экономике, подчеркнем следующие его черты:
1.Малые фирмы динамичны и гибки, способны на быстрое обновление номенклатуры производимой ими продукции.
2.Они более приспособлены к выпуску уникальных, нестандартных изделий, хорошо учитывают дифференцированный спрос потребителей.
.Малые предприятия быстрее и дешевле перевооружаются технически, требуют меньше капитальных вложений.
.Некоторые из них, так называемые венчурные, или рисковые, фирмы, являются наиболее инновативными предприятиями, создающими самые революционные технические новинки.
5.Инновационная роль малого бизнеса часто реализуется в кооперации с КП. Помимо производственной кооперации существует аналогичное разделение труда в сфере НИОКР. Со стороны малого бизнеса оно осуществляется небольшими наукоёмкими предприятиями - венчурными МП, которые занимаются поиском принципиально новых продуктов и процессов, работая в условиях высокого коммерческого риска, а также берут на себя доработку и пробное освоение научно - технических новшеств, не требующих крупных и капитальных затрат. Однако определенная часть МП пытается вести самостоятельную инвестиционную деятельность, в чем ей оказывает поддержку государство. Если крупный капитал занимается поиском и стимулированием отдельных перспективных в коммерческом отношении малых инновационных форм, то государство поддерживает инновационную деятельность сектора МП как такового. В США федеральное правительство финансирует 35% расходов МП на НИОКР в форме налоговых льгот и через государственные контракты, а на уровне штатов и органов местного самоуправления действуют программы, увязывающие поддержку инновационных МП с конкретными нуждами этих территорий. Значительное число МП осуществляет инновации в форме обновления технологии, менеджмента, организации труда и номенклатуры продукции. В этом плане государственная помощь также играет большую роль. Она выражается в содействии различным способам передачи технологии, прежде всего в форме участия в создании соответствующей инфраструктуры - бизнес-инкубаторов и технопарков (предоставление земельных участков, налоговые льготы и т. п.). Целью является "выращивание" технически передовых предприятий, которые в перспективе смогут осуществить диффузию новейших технологий во все сферы национальной экономики. Тем самым удается частично компенсировать характерную для МП нехватку финансовых средств, необходимых для проведения научных исследований и разработок.
6.Обычно на малом предприятии царит дух предприимчивости, а дружеские отношения небольшого коллектива сотрудников способствуют реализации их творческих возможностей
7.Малое предприятие - значительный источник новых рабочих мест.
.В большинстве стран малые предприятия являются главными налогоплательщиками, обеспечивают значительную часть доходов бюджета. В современной России это наблюдается только в одном, но очень важном регионе - Москве. [8]
Малый бизнес является надежным источником бюджетных поступлений. Доля просроченной задолженности МП местным и федеральному бюджетам ниже, чем у крупных предприятий, соответственно в 2,3 и 2,8 раза. Лидеры МП практически вообще ее не имеют. Лидеры из числа крупных предприятий, напротив, имеют просроченную задолженность по всем позициям, в том числе и поставщикам. Малые предприятия являются достаточно устойчивым источником постоянной занятости, постоянных доходов населения. Доля просроченной задолженности по заработной плате на малых предприятиях в 2,5 раза меньше, чем на крупных.
Вместе с тем малый бизнес является наиболее изменчивым сектором экономики: высока «смертность» малых предприятий, особенно на раннем этапе их существования. Ежегодно сотни малых предприятий разоряются и прекращают своё существование. Так, по данным Всемирного банка, из создающихся малых предприятий через год остаётся примерно половина, через три года - 7 - 8%, а через пять лет - только 3%. Но на месте ликвидированных фирм образуются новые. Дело в том, что вход на рынок и выход с него для малого бизнеса относительно безболезнен. Ликвидация не означает чрезмерных финансовых потерь, и многие предприниматели делают по 3 - 4 неудачных попытки, прежде чем найдут действительно своё дело.[1]
Малое предпринимательство - один из важных секторов экономики, особенно в условиях сильной дифференциации социально-экономического развития регионов. Роль малого предпринимательства наиболее полно раскрывается в выполняемых им функциях. Основные функции малого предпринимательства подразделяются следующим образом:
. По социальной значимости:
малое предпринимательство способствует формированию среднего класса, являющегося гарантом политической стабильности и движущей силой рыночной экономики в регионах;
сглаживает социальную напряженность, снижает остроту социальных проблем в моногородах в период кризисов градообразующих предприятий.
. По экономической значимости:
формирует конкурентные отношения, предлагая какой-либо товар равных потребительских свойств по более низкой цене;
расширяет производство потребительских товаров и услуг в регионе с использованием местных источников сырья и материалов;
становится новым источником стабильных поступлений в бюджет региона;
осуществляет новые проекты.[6]
Для переходных условий рыночной экономики может быть очень полезен зарубежный опыт развития и поддержки малого бизнеса. А.Б. Крутик говорит: «Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран».[5]
Социальная значимость МП обусловлена прежде всего самим фактом сосредоточения в этом секторе преобладающей части рабочих мест. В годы энергетического кризиса, когда в базовых отраслях развернулась крупномасштабная структурная и технологическая перестройка, на первый план вышла способность малых и мельчайших предприятий впитывать рабочую силу, ускоренно высвобождавшуюся в ходе реорганизации крупных предприятий (КП). Во всех ведущих странах обнаружилась обратно пропорциональная связь между размерами предприятий и динамикой численности их персонала: на КП занятость сокращалась, а на МП - росла. В США в 1980 - 1995 гг. на МП было создано 35 млн новых рабочих мест, в то время как КП и государственные структуры потеряли их около 6 млн; при этом почти 1/3 прироста пришлась на фирмы с числом занятых до 20 человек. В странах ЕС в 1994 - 1998 гг. сектор МП увеличивался в среднем почти на 300 тыс. предприятий ежегодно. Особенно быстро расширялась сфера производственных и потребительских услуг.
Сама природа малого предпринимательства содействует тому, что немалая часть новых предприятий создаётся социально уязвимыми группами населения - женщинами, молодёжью без особой квалификации, иммигрантами и т.п. Так, в ЕС на рубеже 80 - 90 - х гг. женщины составили 27% начинающих предпринимателей. Часто мелкое предпринимательство служит способом избавления от безработицы. Например, во Франции почти 1/3 новых предприятий создавалась в годы кризиса людьми, какое - то время остававшимися вне рынка труда.
Характерно, что темпы роста производительности труда в расчете на одного занятого в секторе МП нередко оказывались выше, чем у КП, а темпы роста заработной платы - ниже. В этом проявляется та свойственная малому бизнесу экономия на трудовых издержках - сдерживание заработной платы при опережающем росте производительности труда, которую крупным предприятиям с их сильными профсоюзами осуществлять гораздо труднее и которая составляет одно из главных конкурентных преимуществ МП в периоды спада конъюнктуры.
Учитывая возможности сектора МП в плане расширения занятости, правительства ведущих стран Запада считают его поддержку одним из приоритетов своей экономической и социальной политики. Бюджетные программы и работа специально созданных институтов направлены, с одной стороны, на стимулирование создания новых предприятий (при особой поддержке молодёжи, женщин, представителей национальных меньшинств, инвалидов), а с другой - на организацию разнообразных систем профессионального обучения и переподготовки.
Эти меры особенно широко используются для возрождения экономики регионов, находящихся в депрессивном состоянии. Общепризнанно, что изменение экономического и социального климата в таких регионах возможно только при участии достаточно большого числа (критической массы) МП. Какие бы конкретные цели ни преследовала региональная политика, главным условием её успеха всегда является мобилизация местного «низового» предпринимательства.
В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.
Функционирующие МП демонстрируют хорошую способность адаптироваться к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. По данным мониторинга частного сектора, руководители МП считают общее состояние фирмы плохим в среднем в 1,3 раза реже, чем директора крупных и средних предприятий.[2]
1.2 Органы господдержки малого предпринимательства в России
малый предпринимательство рыночный
К ведению Федерации законодательством отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора: регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.
Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ.
Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.
Также действуют общественные объединения - Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналогичные региональные и честные палаты. Российская ассоциация развития и поддержки малого предпринимательства, профсоюз работников малых предприятий, общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства», целый ряд других союзов и ассоциаций.
Регулярно разрабатываются и принимаются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. Разработаны и осуществлены четыре федеральные программы - в 1994-1995 гг., 1996-1997 гг., 1998-1999 гг., 2000-2001 гг., 2003-2005 гг. В настоящий момент действует программа, включающая меры по поддержке предпринимательства как одного из основных факторов структурных и институциональных преобразований в экономике государства.
.3 Меры государственной поддержки малого предпринимательства
Государство и субъекты Федерации осуществляют поддержку малого предпринимательства, применяя при этом следующие меры.
Правительство Российской Федерации и общественные организации активно участвуют в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривают новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса. Развивающийся сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и он подвергается множеству проблем и для его процветания не обходимо применять множество различных мер.
В начале текущего года, во II квартале сохраняется проблема доступности кредитных ресурсов для предприятий малого бизнеса, а потому первоочередное внимание в комплексе мер поддержки было уделено предоставлению им финансовой помощи, среди которых можно отметить следующие.
Принято решение об увеличении объема финансовой поддержки малого бизнеса до 40 млрд. рублей (с ранее заявленных 30 млрд. рублей). Данная мера осуществляется посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц через ОАО «Российский банк развития» (далее РосБР). Источниками финансовой поддержки региональных банков на цели кредитования стали: средства федерального бюджета, выделяемые на поддержку малого бизнеса, средства Внешэкономбанка; займы и кредиты РосБР, привлеченные как на внутреннем, так и внешних рынках. Количество представленных заявок на участие в программе свидетельствует о высокой степени заинтересованности региональных финансовых институтов в получении средств на эти цели. По состоянию на начало III квартала 2009 г. 75 банков подали заявки на участие в программе по кредитованию малого и среднего бизнеса. Совокупный объем заявок составил 12,5 млрд. рублей.
Принято решение о корректировке параметров, выдаваемых РосБР кредитов, относительно запланированных: кредиты должны выдаваться сроком не менее чем на один год и под процентную ставку рефинансирования Центрального банка плюс 3 процентных пункта, в то время как сами банки будут получать кредиты по этой программе под 10,5-10,7% годовых. Поэтому предстоит провести дополнительные переговоры с банками-партнерами с учетом новых условий кредитования.
Дополнительно РосБР начал разрабатывать модели финансирования деловых центров, образовательных учреждений и прочих организаций, оказывающих малому бизнесу имущественную и другие виды поддержки. В настоящее время реализуются «пилотные» сделки с несколькими микрофинансовыми и лизинговыми организациями с перспективой их дальнейшего тиражирования, а также разрабатывается схема работы с факторинговыми компаниями и определяются условия их кредитования.
Принято решение о внедрении программы рефинансирования кредитных портфелей банков-партнеров. Суть данного способа кредитования состоит в том, что сформированный банком-партнером портфель кредитов, уже предоставленных субъектам малого бизнеса, может быть использован им для обеспечения нового финансирования в РосБР. При этом обязательным условием такого рефинансирования является направление полученных средств исключительно на дальнейшее кредитование малого бизнеса- РосБР планирует приступить к разработке механизма секьюритизации кредитных портфелей малого бизнеса для поиска новых эффективных форм финансирования. Успешность данного процесса будет зависеть и от стабильности общей финансовой ситуации в стране, готовности законодательной базы и банковского сообщества к такой инновационной форме работы с субъектами малого бизнеса.
Утверждено дополнительное финансирование региональных гарантийных фондов, под поручительство которых малый бизнес сможет получить займы. На пополнение таких фондов уже выделено 3,5 млрд. рублей, принято решение выделить еще 15 млрд. рублей на эти цели. В результате реализации программы кредитования малого бизнеса ставки по кредитам должны стать более приемлемыми для предпринимателей, особенно на фоне тех, которые банки предлагают сейчас (порядка 20-30% годовых). Однако практическая реализация механизма распределения средств на кредитование малого бизнеса протекает крайне медленно, в результате чего по состоянию на начало июля 2009 г. ни одного кредита на эти нужды не выдано. Кроме того, порядок отбора региональных банков-партнеров предъявляет жесткий перечень требований к финансовым институтам, претендующим на получение государственной поддержки. Вероятнее всего, «небольшие» банки не смогут соответствовать заявленным требованиям, в то время как именно «небольшие» банки в развитых странах составляют основу кредитования малого бизнеса.
В части мер налогового стимулирования для субъектов малого и среднего бизнеса можно выделить следующие:
Внесены Госдумой РФ изменения в ст. 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса РФ, направленные на повышение доступности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого бизнеса. Это реализовано за счет увеличения предельного размера доходов, ограничивающего право перехода на упрощенную систему налогообложения, до 45 млн. рублей (в настоящее время с учетом индексации она составляет 23,07 млн. рублей), а также увеличения предельного размера доходов налогоплательщика до 60 млн. рублей в части утраты права применения УСН (в настоящее время она равняется с учетом индексации 30,76 млн. рублей). Данная мера позволит, по предварительным оценкам, вдвое увеличить число малых предприятий, а значит, существенно снизить налоговую нагрузку для плательщиков, применяющих в настоящее время общую схему налогообложения. Кроме того, реализация данной меры может способствовать легализации некоторой части «теневых» доходов малых предприятий.
В конце июня во втором и третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Согласно закону, у предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), появилась возможность добровольного применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в своей деятельности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт покупки (товарный чек, квитанцию и др.). Данная мера существенно сократит расходы предпринимателей на покупку и дальнейшее ежемесячное обслуживание ККТ [2].
Следует отметить, что действующая с начала 2009 г. мера по предоставлению субъектам РФ права устанавливать пониженную ставку налога по упрощенной системе налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности пока не получила широкого распространения. По мнению экспертов общественной организации «Опора России», действующая мера затрагивает только 14% предпринимателей. В случае распространения льготы на плательщиков ЕНВД (а это более половины предпринимателей) масштабы эффекта могут заметно увеличиться, однако для государства это обернется существенным выпадением налоговых поступлений. Принято решение о снижении ставки страховых взносов для малого бизнеса в 2011-2012 годах до 26% от фонда оплаты труда с установленных 34%, что позволит ему сэкономить за этот срок около 100 миллиардов рублей. О таком снижении объявил во 30 ноября президент Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному собранию.
"Есть разные оценки. Если речь будет идти о производственной и социальной сфере, то за два года это порядка 100 миллиардов рублей, то есть по 50 миллиардов в год", - сказал помощник президента Аркадий Дворкович журналистам, отвечая на вопрос, сколько в денежном выражении может составить экономия от снижения ставки страховых взносов для малого бизнеса.
При этом, по мнению Дворковича, эти 100 миллиардов рублей не стоит рассматривать как бюджетные потери.
"Я очень сомневаюсь, что большая часть бизнеса могла бы заплатить эти деньги - если бы ставка была 34%. Значит, мы эти деньги просто не получили бы и так и так, и установление ставки на более низком уровне это признание реальности тяжелых последствий от единовременного повышения ставки, а не отказ от бюджетных доходов", - сказал помощник президента РФ.
По мнению Дворковича, скорее всего, доходы бюджета при пониженной ставке страховых взносов для малого бизнеса будут даже выше, чем при ставке в 34%, поскольку меньше предприятий уйдет в тень.
Согласно планам правительства, с 2011 года совокупный тариф страховых взносов во внебюджетные фонды вырастет с 26% до 34%. В частности, с 3,1% до 5,1% вырастет взнос на обязательное медицинское страхование. Полученные за счет этого 460 миллиардов рублей государство планирует направить на модернизацию здравоохранения.
Меры имущественно-инфраструктурной поддержки малого бизнеса, решения по которым были приняты еще в I квартале текущего года, во II квартале 2009 г. были усовершенствованы и дополнены в части порядка их реализации, а именно:
Упрощен доступ малых компаний к государственному и муниципальному заказу. В настоящее время открыты три электронные площадки для проведения аукционов по размещению государственных заказов с перспективой увеличения числа электронных площадок до 5-7. Данная мера должна позволить вовлечь малый и средний бизнес в государственный заказ. Кроме того, такая форма организации госзакупок при надлежащем ее исполнении может повысить прозрачность ценообразования и создать все условия для здоровой конкуренции;
Правительством РФ, вслед за принятым в I квартале 2009 г. решением о снижении платы за технологическое присоединение к электросетям, подписано постановление о совершенствовании порядка подключения, позволяющее существенно снизить издержки предпринимателей: отныне при подключении к мощности до 100 киловатт можно будет внести аванс в размере 5% от требуемой суммы, а для выплаты оставшейся суммы предоставляется право беспроцентной рассрочки сроком до 3 лет.
За II квартал 2009 года не произошло существенных улучшений с реализацией инициативы льготной приватизации для добросовестных предпринимателей, арендовавших муниципальное имущество более трех лет, дающей первоочередное право выкупать муниципальные площади. Надлежащие региональные нормативные акты, конкретизирующие положения федерального законодательства, приняты только в 62 субъектах РФ, к тому же в 36 из них выявлено ненадлежащее их исполнение. Региональные перечни имущества сформированы только в 36 субъектах РФ, в которые включены около 25 тыс. объектов общей площадью 6 млн. кв. метров.
Меры по снижению административного давления, во II квартале 2009 г. утверждены и вступили в силу ряд мер по снижению административного давления на сектор малого предпринимательства. Однако их эффект станет заметен с некоторым временным периодом. Так, к мерам ослабления административного давления на предприятия малого бизнеса можно отнести следующие:
Принят новый порядок открытия малого и среднего бизнеса. Так, с 1-го июля 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)», в соответствии с которым предприниматель более не обязан получать разрешение на организацию собственного дела в надзорных инстанциях - достаточно лишь уведомить их о начале работы предприятия. Однако данное положение касается только ограниченного круга деятельности, а именно: гостиничные и бытовые услуги, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческие перевозки, издательская и ряд других видов деятельности.. Более того, данный закон регламентирует количество проверок и их продолжительность: максимально допустимое время проведения проверок для микропредприятий не может превышать 15 часов в год, для малых - 502. По нашему мнению, данная мера имеет принципиальное значение среди мер поддержки сектора малого предпринимательства. Предполагается, что будет осуществляться преимущественно документарная проверка, которая не столь обременительна для предпринимателей и не отвлекает их от финансово-хозяйственной деятельности [4].
В целях пресечения случаев необоснованного вмешательства в деятельность предприятий малого бизнеса во всех субъектах РФ созданы подразделения, призванные обеспечить надлежащий надзор в данной сфере. В Генпрокуратуре РФ создано новое подразделение - отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле, в функции которого входит обеспечение гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, в частности, при формировании Сводного плана проведения плановых проверок и согласовании выездных внеплановых проверок [18].
2.Основные проблемы государственной поддержки малого предпринимательства
Сравнительный анализ состояния малых предприятий в Российской Федерации показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у субъектов предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время практически отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационной - производственной структуры российской экономики.
Анализ распределения числа зарегистрированных малых предприятий по видам экономической деятельности показывает, что в промышленности в I квартале 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти на 6 тыс. А это привело в результате к сокращению числа рабочих мест на 55,9 тыс. человек. При снижении деловой активности в экономике, усилении спада инвестиций в основной капитал и уменьшении объемов работ в строительстве в I квартале 2009 г. число занятых на малых предприятиях в строительстве сократилось на 141,0 тыс. человек.
При проведении анализ специфики кризисных явлений и специфики малого бизнеса позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства Российской Федерации. (см. Приложение, табл.1)
Основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства носят финансовый характер:
отсутствие оборотных средств;
отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;
отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;
снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;
риск неплатежей от контрагентов отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания» [18, ст. 28-42].
В соответствии с программой антикризисных мер принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, частично разрешит проблему трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, а также будет способствовать распространению практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями [21].
Используемые количественные критерии определения типа предприятия - это операционный инструмент, необходимый для проведения измерений, сопоставлений, прогнозов. Действующие параметры отнесения предприятий к разряду малых задавались без предварительного анализа, учета качественных особенностей малых предприятий. Во многом, поэтому российский малый бизнес вобрал в себя фирмы, относимые к категории средних в большинстве промышленно развитых стран. Специфика малого бизнеса в условиях рынка определяется его особенностями в таких сферах жизни, как целеполагание, менеджмент, финансирование, планирование выпуска, кадровая политика. Эти характеристики предопределяют как преимущества, так и недостатки предприятий относительно небольшого размера по сравнению с более крупным бизнесом в контексте решения конкретных управленческих задач. Их недостатки - объективная основа возникновения барьеров для развития малого бизнеса, изначально присущих ему в развитом рынке или вызванных переходными условиями, а потому в принципе устранимых. Меры государственной поддержки должны быть направлены на преодоление барьеров, обусловленных неразвитостью рыночных отношений в нашей стране.
Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые места. Главное для них - малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малым бизнесом, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Малому бизнесу приходится платить за ссуды более высокий процент, чем платят крупные заемщики. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих предприятий малого бизнеса хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большинства банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку, в отличие от крупного бизнеса, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей. Финансирование малого предпринимательства один из основных аспектов государственной поддержки.
Ещё одним недостатком малого бизнеса можно считать бюрократизацию органов государственного контроля. Ведь даже для регистрации предприятия требуется собрать немало различных справок и разрешений, что очень часто отпугивает потенциальных предпринимателей. Проблемы и трудности регистрации фирм, например, в Москве связана в первую очередь с уровнем жизни и зарплаты людей, исполняющих регистрацию фирм, с материально-технической базой налоговых инспекций.
Вследствие названных причин отличительной чертой малого предпринимательства является его неустойчивость, проявляющаяся в массовом разорении малых предприятий, «вымывании», вытеснении их из производства в процессе жесткого «естественного отбора» в условиях рыночной конкуренции. По данным Администрации по делам малого бизнеса США, почти каждая четвертая вновь созданная малая фирма терпит банкротство уже на первом году своей деятельности, а 90% не могут продержаться более четырех лет.
Американский рынок отличается повышенной требовательностью к начинающему предпринимателю. В других странах малый бизнес имеет больший шанс на выживание. Так, в Великобритании к концу четвёртого года деятельности на рынке удерживаются около 40% малых предприятий. Однако и здесь для выживания фирмы критическим считается первый год, в течение которого разоряется половина всех создаваемых новых предприятий. В странах ЕС в среднем 7 из 10 новых малых предприятий выживают в течение первых трёх лет своей деятельности.[2]
Управление развитием малого предпринимательства на региональном уровне - это деятельность региональных органов власти, направленная на внешние ресурсы системы малого предпринимательства для перехода данной системы на боле высокий, качественно новый уровень развития, что дает возможность повысить уровень социально-экономического развития региона и качества жизни населения. Однако потенциал малого предпринимательства остается пока нереализованным.
Выводы и предложения
В России в последнее время развитие МП идёт семимильными шагами и в первую очередь это является следствием удачной политики государства в данной сфере жизни общества. Можно отметить снижение ставок по основным налогам, упрощение процесса оформления необходимых документов, менее жёсткий контроль различных государственных структур. Но вместе с тем существуют и значительные проблемы в деятельности предпринимателей, рискнувших заняться бизнесом любого объёма и размера. Так, например, одной из основных проблем малых предприятий является почти полное отсутствие внешнего финансирования предприятий. Сокращается число предпринимателей, планирующих привлечь краткосрочный и долгосрочный банковские кредиты. Банки не устраивают небольшая величина запрашиваемых ссуд и отсутствие гарантий их возврата. Предпринимателей отпугивают высокая ставка процента, короткий срок кредитования, требование залога. Кроме того, пока сфера предпринимательства остаётся рискованной (включая и политический риск), нет стимула расширять деятельность, привлекая средства извне. Прежде всего, это касается производства с его относительно меньшей ликвидностью.
Для финансового обеспечения развития малого бизнеса, по мнению многих экспертов, необходимо создание специализированного государственного банка России - банка поддержки предпринимательства, который кредитовал бы только малые и средние предприятия, выдавал бы ссуды под нематериальные активы, представленные лицензиями и патентами. Необходимость учреждения такого специализированного банка назрела давно, поскольку ныне существующие государственные, региональные и муниципальные институты поддержки малого бизнеса весьма ограничены в финансовых средствах, в них существует бюрократическая система выделения денежных ресурсов, неспособная заинтересовать бизнес вкладывать финансы в инвестиционные процессы, что в конечном итоге сдерживает развитие малого бизнеса в национальной экономике. Следует сформировать механизм государственных гарантий, способный осуществить распределение риска между всеми участниками кредитного процесса (малыми предприятиями, кредитными организациями, государством), что будет способствовать не только единению экономических интересов всех агентов хозяйственного процесса, но и утверждению принципа социальной справедливости между участниками договорных отношений. Следует отметить, что развитие предпринимательской деятельности зависит не только от специальных правительственных программ по поддержке малого предпринимательства, но и от наличия долговременной региональной социально-экономической политики, которую должна разработать региональная власть и которую добровольно поддержат и разовьют экономические агенты и население области.
Мы считаем, что единая долговременная социально-экономическая политика должна базироваться на идеологии постиндустриального общества. Новая идеология общества позволит изменить ментальность населения, которое будет заниматься предпринимательской деятельностью не только для получения прибыли, но и с целью самореализации. Реализация этой политики позволит во всех отраслях и сферах народного хозяйства разрабатывать и осуществлять меры, направленные на повышение благосостояния человека и развивающие экономическую активность и творческие задатки у населения.
Таким образом, сложно давать какие бы то ни было прогнозы на дальнейшее развитие малого предпринимательства, но можно надеяться на дальнейшее улучшение положения малого бизнеса в нашей стране, во многом благодаря государственной поддержке.
Список используемых источников
1.Абчук, В.А. Курс предпринимательства: учеб., под ред. В.А. Абчук- СПб.: Издательство «Альфа», 2001. - 544с.
.Гарант - [Электронный ресурс] (http://www.garant.ru/news/17427/).
.Гражданкина, Е.В. Экономика малого предприятия: учебное пособие. - М.: Изд-во Гросс Медиа, 2009. - 141 с.
.Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: учебное пособие. - 2-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2007. - 480 с. - (Учебное пособие)
.Крутик, А.Б. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов // А.Б. Крутик - М.: Академия, 2008. - 320 с.
.Поддержка малого бизнеса увеличивается. С.П. Крюков, председатель Правления Российского банка развития (ОАО «РосБР») - [Электронный ресурс]-http://www.rosbr.ru/ru/press_center/bank_news/?pid=2436.
.«Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год» (утв. Правительством РФ) - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=law;n=90574;p=1
.Российская Федерация. Законы. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года. Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года.
.Сергеев, И.В. Экономика организаций (предприятий): учеб./ под ред. И.В. Сергеева, И.И. Веретенникова - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 560с.
.Титов, В.И. Экономика предприятия: учебник для вузов. // В.И. Титов - М.: ЭКСМО, 2008. - 416 с.