Безработица и её типы. Проблемы безработицы в России
Министерство
образования Российской Федерации
Уральский
государственный экономический университет
Кафедра
экономической теории
Курсовая
работа
по
экономической теории
Тема:
Безработица
и ее типы. Проблемы безработицы в России
Исполнитель:
студентка группы ГД-11
Калинина С.Ю.
Руководитель: профессор
А.А. Илюхин
Екатеринбург
Содержание
Введение
1. Безработица как фактор макроэкономической нестабильности
.1 Безработица: сущность, причины, типы
1.2 Последствия безработицы
.3 Государственное регулирование безработицы
2. Особенности безработицы в России
2.1 Факторы, способствующие безработице в России
2.2 Динамика безработицы в России (2011г. - 2012г.)
.3 Пути снижения безработицы, государственная политика занятости
Заключение
Список использованных источников
Введение
Одним из проявлений
макроэкономической нестабильности и ведущей проблемой экономического развития
выступает безработица. В настоящее время безработица представляет собой важную
макроэкономическую проблему, оказывающую влияние на все сферы общественной
жизни. От масштабов безработицы зависят основные микро- и макроэкономические
показатели: уровень издержек, прибыли, рентабельности; уровень реального объёма
ВНП, инфляции, размер налоговых поступлений в бюджет, уровень и качество жизни
населения и т.д. Важным требованием времени становится исследование
безработицы, с одной стороны, как социально-экономической системы,
воспроизводящей себя, а с другой - как элемента, воспроизводимого развитием
экономики и влияющего на эффективность деятельности предприятий.
Проблема безработицы, связанная с
эффективностью использования трудовых ресурсов, ещё не получила достаточного
теоретико-методологического обоснования и практического решения. В связи с этим
считается, что изучение сущности безработицы, её места в системе экономических
отношений, особенностей, причин и форм, её экономических и социальных
последствий актуальна в научном плане.
Целью курсовой работы является
изучение безработицы и её типов, проблем безработицы в России.
Данная цель предполагает решение
следующих задач:
а) изучить сущность, причины, типы
безработицы;
б) рассмотреть последствия
безработицы;
в) проанализировать структуру и
уровень безработицы в России в 2011-2012 годах;
г) проанализировать государственную
политику по снижению уровня безработицы в России.
Курсовая работа состоит из двух глав
и четырёх параграфов. В первом параграфе первой главы рассматривается сущность
понятия «безработица», описываются причины возникновения безработицы с точки
зрения марксистской, неоклассической, кейнсианской школ, английского священника
Мальтуса. Кроме того, описываются такие типы безработицы, как фрикционная,
структурная, циклическая; даётся понятие естественной безработицы.
Во втором параграфе первой главы
рассматриваются экономические и неэкономические последствия безработицы на
индивидуальном уровне и уровне общества. Приводятся как негативные, так и
позитивные последствия безработицы; рассматривается закон Оукена.
В первом параграфе второй главы
описывается уровень безработицы в России за период с января 2011 года по
сентябрь 2012 года, средний возраст безработных, уровень безработицы по
регионам. Описывается структура безработицы, распространённость разных типов
безработицы в России.
Во втором параграфе второй главы
рассматриваются цели государственного регулирования рынка труда, формы
осуществления государственной политики на рынке труда, меры государственной
политики в области стабилизации ситуации на рынке труда в России.
В работе были использованы
разработки следующих авторов: Т.Ю. Матвеевой, С.Н. Ивашковского, Т.А. Агаповой
и других, а также статьи из научных экономических журналов и газет: «Экономика
и жизнь», «Российский экономический журнал», «Российская газета»; данные
Интернет.
1. Безработица как фактор
макроэкономической нестабильности
.1 Безработица: сущность, причины,
типы
Важным явлением, характеризующим
макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер изменений,
выступает безработица.
В.С. Артамонов и С.А. Иванов
рассматривают безработицу как социально-экономическое явление, при котором
часть рабочей силы по какой-либо причине не занята в производстве товаров и
оказании услуг.
Международной организацией труда
безработица определяется как контингент лиц старше определенного возраста, не
имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих ее в
рассматриваемый период.
Для анализа проблем безработицы
необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным.
Т.Ю. Матвеева в общей численности
населения выделяет категорию трудоспособного населения, к которому относят
людей старше 16 лет. Трудоспособное население делится на две части: включаемых
в численность рабочей силы и не включаемых в численность рабочей силы.
К категории не включаемых в
численность рабочей силы относятся люди, не занятые в общественном производстве
и не стремящиеся получить работу (отбывающие срок заключения в тюрьмах,
находящиеся в психиатрических лечебницах, инвалиды; студенты дневного
отделения, домохозяйки, бродяги, вышедшие на пенсию).
К категории включаемых в численность
рабочей силы относят людей, которые либо имеют место работы в общественном
производстве, либо работы не имеют, но работать хотят и работу активно ищут.
Поэтому общая численность рабочей силы делится на 2 части:
занятые - это люди, имеющие работу в
общественном производстве, причём неважно, занят человек полный рабочий день
или неполный, полную рабочую неделю или неполную. человек также считается
занятым, если он не работает по следующим причина: находится в отпуске, болеет,
бастует, из-за плохой погоды или стихийных бедствий;
безработные - это люди
трудоспособного возраста, не имеющие работы, но активно её ищущие, т.е.
предпринимающие специальные усилия по поиску работы и готовые приступить к
работе немедленно, или ожидающие начала трудовой деятельности с определённой
даты. Поиск работы - главный критерий, отличающий безработных от людей, не
включаемых в рабочую силу.
Основным показателем безработицы
является показатель уровня безработицы. Уровень безработицы представляет собой
отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумме
количества занятых и безработных), выраженное в процентах (формула 1):
или (1)
Экономисты по-разному
объясняют причины безработицы в рыночной экономике. В целом выделяют следующие
подходы к объяснению этого явления: а) избыток народонаселения
(мальтузианство), б) рост органического строения капитала (марксизм), в)
высокий уровень заработной платы (неоклассики), г) недостаточность совокупного
спроса (кейнсианцы) [6, с. 105 - 109].
Английский священник
Мальтус сформулировал закон народонаселения, согласно которому производство
продуктов питания увеличивается в арифметической прогрессии, а прирост
населения - в геометрической. Мальтузианство видело в этом основную причину
безработицы и оправдывало такие методы регулирования численности населения, как
войны, стихийные бедствия, эпидемии. Данная теория подвергнута критике и
признана несостоятельной.
Марксистская школа
рассматривает безработицу как исторически преходящее явление, свойственное
капитализму, то есть обществу, основанному на частной собственности. появление
безработицы связано с циклическими процессами накопления капитала и
воспроизводства, с ростом органического строения капитала. Суть состоит в том,
что потребность в труде (переменный капитал) увеличивается медленнее, чем
потребность в станках (постоянный капитал). Итогом снижения спроса на рабочую
силу становится безработица.
За основу
неоклассической школы взяты основные положения классической теории. Рынок труда
рассматривается как саморегулирующаяся система. Основной регулятор на рынке -
заработная плата, которая воздействует на спрос и предложение рабочей силы.
Поэтому здесь нет вынужденной безработицы. Безработица появляется в случае
отказа работников трудиться за меньшую заработную плату, то есть носит добровольный
характер и связана с поиском более высокого уровня оплаты труда.
Кейнсианская школа
опирается на положение о том, что рыночный механизм не обладает возможностью
полного саморегулирования. Предлагает государственное регулирование экономики
для достижения стабилизации. С целью ослабления социальной напряжённости в
обществе государство должно разрабатывать программы занятости и социальной
защиты безработных. Регулирование занятости строится не на основе рыночной цены
на труд, а через воздействие на совокупный спрос. Основная причина безработицы
- утрата способности рыночного механизма к саморегулированию.
В последнее время
популярными стали концепции «естественного», «нормального»,
социально-допустимого» уровня безработицы. Приверженцы данных концепций считают,
что должен существовать «естественный уровень безработицы», а полная её
ликвидация практически невозможна [3, с. 222-223].
Причины возникновения
безработицы тесно связаны с её типами. Экономисты выделяют главным образом три
типа безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.
Фрикционная безработица
порождается постоянным перемещением
населения из одного
региона (города, поселка) в другой, сменой профессии, этапов жизни (учеба,
работа, рождение ребенка и уход за ним и т. п.).
Безработица, возникающая
по этим мотивам, рассматривается как добровольная, поскольку люди по
собственному желанию меняют место жительства, работу, профессию, принимают
решение учиться или иметь ребенка.
Фрикционная безработица
существует всегда, она неизбежна. Главный ее признак - низкая
продолжительность.
Существенной чертой
такой безработицы является также то, что люди, ищущие работу, обладают
необходимой квалификацией, профессиональной подготовкой и навыками. На их
способности существует спрос со стороны фирм. Добровольный отказ от работы не
исчерпывается лишь фрикционной безработицей. Добровольная безработица
возникает, как уже говорилось, когда человек не хочет работать за низкую
заработную плату. Кроме того, в любом обществе есть определенный процент людей,
которые вообще не хотят работать.
К фрикционным
безработным относятся люди:
уволенные с работы по
приказу администрации;
уволившиеся по
собственному желанию;
ожидающие восстановления
на прежней работе;
нашедшие работу, но ещё
не приступившие к ней;
сезонные рабочие (не в
сезон);
впервые или вновь
появившиеся на рынке труда с требующимся в экономике уровнем профессиональной
подготовки и квалификации.
Согласно статистическим
исследованиям фрикционной безработицей охвачено 2-3 % экономически активного
населения в развитых странах.
Структурная безработица
возникает в результате несовпадения спроса
на рабочую силу и
предложения труда, связанного с технологическими изменениями в производстве,
которые порождают и структурные изменения в спросе на рабочую силу. По этой
причине структурную безработицу иногда называют технологической. Под влиянием
технологических изменений спрос на некоторые виды профессий прекращается и
работодатели ищут специалистов с новыми профессиями. Кроме того, происходят
изменения территориального распределения рабочей силы, в результате чего в
отдельных регионах может накапливаться незанятое население. В 1990-е годы в
России и других странах СНГ безработица возрастала в значительной мере за счет
структурного компонента, так как, с одной стороны, спрос на многие
специальности стал резко падать (инженеры, проектировщики,
научно-исследовательские работники и т. д.), а с другой - появилась потребность
в новых профессиях (банковские служащие, бухгалтеры, коммерсанты, менеджеры,
охранники и пр.).
Структурная безработица
отличается от фрикционной еще и тем, что имеет более продолжительный характер.
Фрикционные безработные, как правило, имеют возможность получить работу без
дополнительной переподготовки, так как на рынке труда спрос на их профессии
сохраняется.
Напротив, структурным
безработным требуется иногда не только переподготовка, но и смена места
жительства.
Фрикционная и
структурная безработица называется также естественной безработицей. Понятие
было введено в экономическую науку М. Фридменом в 1968 г. и независимо от него
разработано другим американским ученым - Э. Фелпсом. Естественная безработица
характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно
быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от потребностей
производства.
Безработица на
естественном уровне необходима, так как сдерживает инфляцию [6, с. 110-117].
Циклическая безработица
- безработица, вызванная общим спадом производства, то есть той фазой
экономического цикла, которая связана с кризисными явлениями в экономике,
сокращением совокупного спроса, соответствующим сокращением занятости и ростом
безработицы.
Основной причиной
циклической безработицы является спад промышленного производства, то есть та
фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью совокупных
расходов. Это ситуация, при которой спрос на товары и услуги в стране
уменьшается, а безработица растёт. именно поэтому циклическую безработицу
иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.
По существу, циклическая
безработица обусловлена неравномерностью воспроизводственного процесса в
рыночной экономике. Она возрастает в период кризиса и снижается в условиях
экономического роста.
Циклическая безработица
определяется как разница между уровнем безработицы в текущий момент
экономического цикла и уровнем естественной безработицы. В условиях спада
циклическая безработица добавляется к фрикционной и структурной безработице. В
условиях подъёма циклическая безработица вычитается из фрикционной и
структурной безработицы.
Некоторые экономисты выделяют
несколько дополнительных типов безработицы. Сезонная безработица появляется
вследствие природных факторов, легко прогнозируется по причине своей
цикличности. Данный вид безработицы характерен для туристического бизнеса,
сельского хозяйства, некоторых промыслов, строительной промышленности. Часто
сезонную безработицу относят к фрикционной.
Застойная безработица включает
работающих не на фабриках и заводах, а у себя на дому. Специфика их в том, что
они заняты только в определенное время, а все остальное время являются
безработными. Низший слой застойного перенаселения образуют бедняки,
выброшенные из производства и навсегда лишенные возможности вернуться в него. В
эту группу людей входят старики, инвалиды, а также деклассированные элементы -
воры, нищие, бродяги.
Институциональная безработица
возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна:
информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено, налоги на
доходы занижены.
Скрытая безработица характерна для
отечественной экономики. Ее суть заключается в том, что в условиях неполного
использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом,
предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего
времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в
вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать
безработными, однако фактически они являются таковыми.
Технологическая безработица -
новейшая форма сокращения занятости рабочей силы, связанная с внедрением
малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике.
Таким образом, безработица - это
превышение предложения труда над спросом на труд. Взаимодействие спроса на труд
с его предложением определяет уровень занятости. Уровень безработицы - это
количество безработных, деленное на общую численность рабочей силы.
На рынке труда выделяют три основных
типа безработицы:
а) фрикционную (связана с поиском
или ожиданием лучшей работы в лучших условиях; предполагает перемещение рабочей
силы по отраслям, регионам, в связи с возрастом, переменой профессии и т.п.);
б) структурную (результат
несовпадения спроса на труд и предложения его в различных фирмах, отраслях, по
разным профессиям; связана с обучением и сменой квалификации);
в) циклическую (вызывается сменой
фаз в промышленном цикле).
Сочетание фрикционной и структурной
безработицы образует естественный уровень безработицы, соответствующий
потенциальному ВНП.
В качестве причин безработицы в
рыночной экономике выделяют следующие подходы к объяснению этого явления:
избыток народонаселения; рост органического строения капитала; высокий уровень
заработной платы; недостаточность совокупного спроса.
.2 Последствия безработицы
Любое экономическое явление, в том
числе безработица, взаимосвязано с целым рядом других явлений и процессов.
Вследствие чего, безработица как макроэкономическая проблема, имеет
определённые последствия. Анализ форм безработицы показывает, что безработицу
на естественном уровне следует рассматривать как положительное явление в
экономике, в то время как циклическую безработицу - как крайне негативное
явление.
Говоря о безработице, надо иметь в
виду, что ее последствия как сложного социально-экономического явления
невозможно оценить однозначно. Она имеет не только негативное значение.
Безработица - одно из важнейших условий нормального и бесперебойного
функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы
как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет
спрос на труд. Безработица обеспечивает необходимое производству
перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые
производят продукты и услуги, пользующиеся большим спросом [11].
Выделяют экономические и
неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на
индивидуальном, так и на общественном уровне.
Неэкономические последствия
безработицы - это социальные, психологические и политические последствия потери
работы.
На индивидуальном уровне они
проявляются в невозможности найти работу в течение продолжительного периода
времени, что порождает чувство собственной неполноценности, приводит людей к
психологическим стрессам, отчаянию, нервным срывам, сердечно-сосудистым
заболеваниям, потере друзей, распаду семьи и т.п. Потеря стабильного источника
дохода может толкнуть человека на преступление, асоциальное поведение. В
условиях, когда доходы человека находятся на низком уровне, и он не имеет
возможности создать какие-либо денежные и другие накопления, потеря работы
является особенно тяжёлым событием.
Все эти обстоятельства подавляют
нравственные начала поведения человека. Он становится раздражительным,
черствым, злым, безразличным к чужой судьбе, чувствует себя униженным, ненужным
своей семье, обществу. Все это убивает инициативу человека, порождает у него
неуверенность в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский
потенциал. Безработица приводит к бездеятельности, маргинализации населения,
ухудшению социально-психологического климата в общества.
На уровне общества они выступают в
форме:
роста социальной напряжённости,
вплоть до политических переворотов;
роста уровня заболеваемости и
смертности в стране, а также уровня преступности;
потерь, которые несёт общество в
связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение
определённого уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в
состоянии их применить, а следовательно, окупить;
роста социальной дифференциации [4,
с. 252-254].
Помимо негативных социальных последствий
безработицы выделяют и некоторые положительные последствия: повышение
социальной ценности рабочего места; увеличение личного свободного времени;
увеличение социальной значимости и ценности труда.
Экономические последствия
безработицы проявляются в следующем.
На индивидуальном уровне они
заключаются в потере дохода или части дохода в настоящем; в возможном снижении
уровня дохода в будущем в связи с потерей квалификации (что особенно плохо для
людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую,
престижную работу.
На уровне общества последствия
безработицы состоят в недопроизводстве валового внутреннего продукта (ВВП),
относительном отклонении (отставании) фактического ВВП от потенциального ВВП.
Наличие циклической безработицы означает, что ресурсы используются не
полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной
занятости ресурсов). Отклонение (разрыв) ВВП рассчитывается как процентное
отношение между фактическим ВВП и потенциальным ВВП к величине потенциального
ВВП.
Наличие безработных означает, что
страна создает меньший объем национального продукта по сравнению с объемом при
полной занятости. Это происходит оттого, что труд используется не в полной
мере. Следовательно, в меньшей степени используются и другие факторы:
производственные здания, оборудование, транспорт, природные ресурсы и т. п. В
результате объем национального производства становится меньше того, какой мог
бы быть при полном использовании производственных ресурсов.
Зависимость между отклонением
фактического объёма выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы
вывел в начале 1960-х годов американский экономист Артур Оукен. Формула (2),
отражающая эту зависимость, получила название закона Оукена.
(2)
где u - фактический уровень
безработицы, u* - естественный уровень безработицы, (u - u*)
- уровень циклической безработицы, β - коэффициент Оукена, показывающий, на сколько процентов сокращается
фактический объём выпуска по сравнению с потенциальным, если фактический
уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт. Каждый процент,
превышающий уровень безработицы, сокращает объём ВНП на 2,5 % [4, с. 255].
Циклическая безработица ведет к
снижению благосостояния общества в виде потери ВВП и к снижению благосостояния
индивидов из-за падения их доходов. Однако общество в целом несет большие
потери, чем отдельные его индивиды. Это объясняется тем, что работающий человек
платит обществу налоги, в то время как безработный не только их не платит, но
еще и находится на иждивении у общества, так как ему необходимо выплачивать
пособие по безработице. В целом для общества потери от появления каждого
безработного сверх естественного уровня складываются из трех элементов:
а) уменьшения дохода индивида;
б) пособия по безработице;
в) уменьшения налоговых поступлений
[6, с. 117].
Безработица мешает обществу
развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В
конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста.
Наряду с негативными экономическими
последствиями безработицы выделяют некоторые позитивные последствия: создание
резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики; конкуренция между
работниками как стимул к развитию способностей к труду; перерыв в занятости для
переобучения и повышения уровня образования; стимулирование роста интенсивности
и производительности труда.
Неэкономические и экономические
последствия безработицы могут варьировать в зависимости от региональных
особенностей рынка труда, влияя при этом на устойчивость развития региона.
Таким образом, безработица, являясь
составляющей рыночной экономики, определяет ряд экономических и неэкономических
последствий, как для индивида, так и для общества в целом. Главным
экономическим последствием безработицы является невыпущенная продукция. В
положении безработного есть множество негативных сторон: отсутствие работы и
денег; изменение общественного положения, неопределённость, нестабильность
собственного положения в жизни; ухудшение здоровья, отсутствие уверенности в
себе, ощущение собственной неполноценности.
Несмотря на негативные экономические
и социальные аспекты безработицы, ликвидировать ее полностью невозможно и
нецелесообразно.
Определенный уровень безработицы
даже полезен для страны. Он обеспечивает возможность более быстрых перемен в
структуре производства при изменении ситуации на товарных рынках.
.3 Государственное регулирование
безработицы
Законодательное регулирование
занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О
занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также
Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий
по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.
В соответствии с российским
законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в
течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта
подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии - два варианта
получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах
транспортной доступности.
В случае невозможности
предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия
необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти
профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы
занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие
в общественных работах на добровольной основе.
Решение о признании граждан безработными
принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления
всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто
отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу,
оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении
пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о
признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице
дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном
порядке безработными:
• уволенным с предприятий по любым
поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных
недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых
трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в
течение следующих четырех месяцев - 60%, в дальнейшем - 45%, но во всех случаях
не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством
РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;
• уволенным с предприятий на любых
основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы
пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;
• гражданам, ищущим работу впервые,
а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более
одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере
установленной законодательством минимальной заработной платы.
Продолжительность периода выплаты
пособия по безработице не может превышать двенадцати календарных месяцев в
суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства
безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации
или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.
Государственное регулирование
проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет
Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах
- центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и
реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых
отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения
трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.
Большинство экономистов полагают,
что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть
смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования
экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы
переподготовки кадров.
Государственное регулирование
безработицы представляет собой комплекс мер, действий, применяемых государством
для коррекции рынка труда. Меры государства различают при этом:
. По уровню воздействия:
федеральные (Правительство РФ,
министерства и ведомства РФ);
региональные (субъекты Российской
Федерации);
местные (города, районы, населенные
пункты);
отраслевые (отраслевая структура
экономики);
внутрифирменные (предприятия и
организации всех форм собственности).
. По формам воздействия:
прямые (непосредственные):
государственное субсидирование, изменение годового фонда рабочего времени,
регулирование совместительства, стимулирование гибких форм;
косвенные (опосредованные):
регулирование демографии, увеличение госзаказов, смягчение налогового пресса,
поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование мобильности.
. По источникам финансирования
государственной политики занятости:
федеральный бюджет (субвенции);
республиканский бюджет;
местный бюджет;
средства предприятий и организаций;
внебюджетные средства.
Государственная политика в области
содействия занятости населения в настоящее время направлена на:
развитие трудовых ресурсов,
повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
обеспечение равных возможностей всем
гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального
положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на
добровольных труд и свободный выбор занятости;
поддержку трудовой и
предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
осуществление мероприятий,
способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы
(инвалиды; беженцы и вынужденные переселенцы; одинокие и многодетные родители,
воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся
воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и т.п.);
координацию деятельности
государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов
работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению
занятости населения;
международное сотрудничество в
решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой
деятельностью граждан Российской Федерации за пределами нашей территории и
иностранных граждан на территории РФ.
В 2010 г. законодательно дополнены
направления государственной поддержки на рынке труда. В Закон РФ «О занятости
населения в РФ» внесены изменения. Рассмотрим наиболее значимые.
Во-первых, установлен единый порядок
определения размера и срока выплаты пособия по безработице гражданам, уволенным
от работодателей, независимо от их правового статуса (организация,
индивидуальный предприниматель, физическое лицо, не являющееся индивидуальным
предпринимателем). Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо
прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением
численности работников, и обратившимся в службу занятости после 1 января 2010
г., признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице
назначается в процентном отношении к среднему заработку гражданина,
исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не более
максимальной величины пособия по безработице.
Во-вторых, сведения о принятии
решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным
предпринимателем, сокращении численности работников организации, о возможном
расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два
месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели
до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме
сообщить в службу занятости населения.
января 2009 года, начал свою работу
официальный информационный портал Федеральной службы по труду и занятости
"Работа в России" www.trudvsem.ru. Основное назначение портала -
способствовать снижению напряженности на рынке труда за счет повышения
информированности широких масс населения и работодателей о положении на рынке
труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения
и защиты от безработицы. Правительство РФ сделало возможным для безработных
граждан найти работу в любой точке России через официальный информационный
портал Федеральной службы по труду и занятости, где собрано более 760 тыс.
вакансий из всех регионов РФ.
Кроме того, все центры занятости
страны начали работать по четырем новым, модернизированным направлениям.
Во-первых, теперь на общественные работы привлекаются не только безработные, но
и те, кому уменьшили количество трудочасов на основном месте. Эту сумму
работодателю будет компенсировать государство. Привлечь граждан на общественные
работы через службу занятости могут как госпредприятия и учреждения (например,
на благоустройство территории, проведение ремонта в школах, строительство
дорог), так и частные. Второе направление: потенциальным безработным также
будет предложено, пользуясь простоями на работе, повысить свой квалификационный
уровень или получить новую специальность, опять же за счет бюджетных средств.
Третье новое направление - это помощь в открытии собственного дела. Раньше
центр занятости мог лишь проконсультировать будущего бизнесмена, обучить его
азам предпринимательской деятельности и оплатить ее регистрацию, сейчас также
предполагается выделение денег на так называемый первоначальный капитал. И
четвертое - это помощь при переезде в другую местность. Служба занятости
оплатит проезд к месту работы, суточные в пути и в течение трех месяцев -
компенсацию аренды жилья.
2. Особенности безработицы в России
.1 Факторы, способствующие безработице
в России
Проблему безработицы усугубляет
трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек,
пенсионеров, учащихся.
В соответствии с уже накопленным
службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет
способствовать наличие следующих факторов:
• подавление безработицы (досрочные
проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53);
• частичная принудительная
безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение
отпусков);
• условная безработица (непостоянная
работа);
• временная безработица (декретный
отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками,
отпуск без сохранения содержания);
• потенциальная безработица (в связи
с выходом на инвалидность);
• безработица в связи с
высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
• безработица структурная
(переориентация, закрытие, банкротство);
• вынужденная безработица
(вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке
предприятия);
• безработица вследствие повышения
производительности труда и его интенсификации;
• безработица вследствие
демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
• безработица членов семей
военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;
• безработица в закрытых городах в
связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;
• первичная безработица (выпускники
школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
• безработица молодежи, отчисленной
из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
• безработица вследствие
недостаточной профессиональной квалификации;
• безработица субъективная
вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную
профессию;
• безработица вследствие вынужденной
миграции (беженцы)
• безработица специалистов
работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;
• безработица возвращающихся из мест
лишения свободы;
• безработица тех, кто после
длительного перерыва хочет возобновить работу;
• безработица вследствие стихийных
бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения,
разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
• безработица в связи с
невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из
мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.
Здесь перечислены далеко не все
реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под
неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в
каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая
работать. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет
и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая
по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок
труда, тем не менее, будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно
когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или
косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с
преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды
безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не
работающие, тоже формально являются безработными.
.2 Динамика безработицы в России
Численность экономически активного
населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в сентябре 2012г.
составила 76,2 млн.человек, или около 54% от общей численности населения
страны.
В численности экономически активного
населения 72,2 млн.человек классифицировались как занятые экономической
деятельностью и 4,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ
(т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы
приступить к ней в обследуемую неделю).
безработица занятость
трудовой ресурс
Уровень безработицы
(отношение численности безработных к численности экономически активного
населения) в сентябре 2012г. составил 5,2% (без исключения сезонного фактора).
Уровень занятости
населения (отношение численности занятого населения к общей численности
населения обследуемого возраста) в сентябре 2012г. составил 65,1%.
Экономическая активность
населения (без корректировки сезонных колебаний)
|
2012г.
|
Сентябрь 2012г. (+,-) к
|
|
III квартал
|
июль
|
август
|
сентябрь
|
к сентябрю 2011г.
|
к августу 2012г.
|
В тыс.человек
|
|
|
|
|
|
|
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая
сила)
|
76341
|
76402
|
76448
|
76172
|
-408
|
-276
|
занятые
|
72319
|
72277
|
72493
|
72187
|
222
|
-306
|
безработные
|
4022
|
4124
|
3955
|
3985
|
-631
|
30
|
В процентах
|
|
|
|
|
|
|
Уровень экономической активности (экономически активное
население к численности населения в возрасте 15-72 лет)
|
68,9
|
68,9
|
69,0
|
68,7
|
-0,4
|
-0,3
|
Уровень занятости (занятые к численности на- селения в возрасте
15-72 лет)
|
65,2
|
65,2
|
65,4
|
65,1
|
0,2
|
-0,3
|
Уровень безработицы (безработные к численности экономически
активного населения)
|
5,3
|
5,4
|
5,2
|
5,2
|
-0,8
|
0,0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По сравнению с августом 2012г.
численность занятого населения в сентябре уменьшилась на 306 тыс.человек, или
на 0,4%, численность безработных увеличилась на 30 тыс.человек, или на 0,8%. По
сравнению с сентябрем 2011г. численность занятого населения выросла на 222
тыс.человек, или на 0,3%, численность безработных сократилась на 631
тыс.человек, или на 13,7%.
Общая численность безработных,
классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,9 раза превысила
численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях
службы занятости населения. В конце сентября 2012г. в государственных
учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных
1022 тыс.человек, что на 4,3% меньше по сравнению с августом 2012 года.
Как показывают материалы обследований
населения по проблемам занятости в сентябре 2012г., 69% безработных искали
работу самостоятельно без содействия служб занятости (в сентябре 2011г. - 66%).
При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем
женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости
в сентябре 2012г. составила 28,1%, среди безработных женщин - 34,6%. Наиболее
предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей,
родственников и знакомых - в сентябре 2012г. его использовали 60,3%
безработных.
Безработица по полу и
виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в сентябре
2012г. составила 46,1%, доля городских жителей - 61,6%.
Безработица городского и
сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди
сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В
сентябре 2012г. это превышение составило 1,9 раза.
Уровень безработицы по
полу и виду поселения (без корректировки сезонных колебаний) в процентах
|
Всего
|
Мужчины
|
Женщины
|
Городское население
|
Сельское население
|
2011г.
|
|
|
|
|
|
Январь
|
7,8
|
8,4
|
7,1
|
6,5
|
11,4
|
Февраль
|
7,6
|
8,3
|
6,8
|
6,3
|
11,2
|
Март
|
7,1
|
7,9
|
6,3
|
6,2
|
10,0
|
Апрель
|
7,2
|
7,9
|
6,5
|
5,9
|
11,0
|
Май
|
6,4
|
6,6
|
6,2
|
5,3
|
9,5
|
Июнь
|
6,1
|
6,4
|
5,7
|
5,2
|
8,5
|
Июль
|
6,5
|
6,9
|
6,2
|
5,6
|
9,2
|
Август
|
6,1
|
6,2
|
6,0
|
5,2
|
8,9
|
Сентябрь
|
6,0
|
6,5
|
5,5
|
5,1
|
8,7
|
Октябрь
|
6,4
|
6,6
|
6,1
|
5,5
|
9,0
|
Ноябрь
|
6,3
|
6,6
|
6,0
|
5,2
|
9,5
|
Декабрь
|
6,1
|
6,3
|
6,0
|
5,0
|
9,6
|
2012г.
|
|
|
|
|
Январь
|
6,6
|
6,9
|
6,2
|
5,3
|
10,4
|
Февраль
|
6,5
|
7,0
|
5,9
|
5,3
|
10,0
|
Март
|
6,5
|
7,1
|
5,9
|
5,2
|
10,5
|
Апрель
|
5,8
|
6,1
|
5,5
|
4,9
|
8,6
|
Май
|
5,4
|
5,8
|
4,9
|
4,5
|
8,1
|
Июнь
|
5,4
|
5,7
|
5,2
|
4,3
|
8,7
|
Июль
|
5,4
|
5,8
|
5,0
|
4,4
|
8,4
|
Август
|
5,2
|
5,3
|
5,0
|
4,3
|
7,6
|
Сентябрь
|
5,2
|
5,5
|
4,9
|
4,3
|
8,0
|
Возрастной состав безработных.
Средний возраст безработных в сентябре 2012г. составил 34,9 года. Молодежь до
25 лет составляет среди безработных 27,5%, в том числе в возрасте 15-19 лет -
4,3%, 20-24 лет - 23,2%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной
группе 15-19 лет (20,8%) и 20-24 лет (12,2%). По сравнению с сентябрем 2011г.
уровень безработицы в возрасте 15-19 лет сократился на 4,3 процентного пункта,
в возрасте 20-24 лет - увеличился на 0,1 процентный пункт.
В среднем среди молодежи
в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в сентябре 2012г. составил 13,1%, в
том числе среди городского населения - 11,6%, среди сельского населения -
16,3%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по
возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого
населения в возрасте 30-49 лет составляет 3 раза, в том числе среди городского
населения - 3,4 раза, сельского населения - 2,3 раза.
Продолжительность поиска
работы. Среди безработных 36,8% составляют лица, срок пребывания которых в
состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и
более ищут работу 26,7% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей
доля застойной безработицы составила 29,9%, среди городских - 24,7%.
Наличие опыта работы. В
численности безработных 31,0% составляют лица, не имеющие опыта трудовой
деятельности. В сентябре 2012г. их численность по сравнению с сентябрем 2011г.
увеличилась на 53 тыс.человек, или на 4,5% и составила 1,2 млн.человек. В числе
безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 12,2% составляет молодежь
до 20 лет, 53,4% - от 20 до 24 лет, 15,5% - от 25 до 29 лет.
В сентябре 2012г. среди
безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением
или сокращением численности работников, ликвидацией организации или
собственного дела, составила 17,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы
в связи с увольнением по собственному желанию - 23,8% (в сентябре 2011г. -
соответственно 18,6% и 23,0%).
Безработица по
федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей
критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в
Северо-Кавказском федеральном округе.
.3 Пути снижения безработицы,
государственная политика занятости
Последствия безработицы негативны
для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека.
Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по
ограничению безработицы:
.политика государства по
стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через
использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное
кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых
рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
.стимулирование самозанятости
населения, особенно женщин;
.расширение форм, сфер и условий
профессиональной подготовки работников;
.разрешение трудовой эмиграции;
.активное применение в
государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и
др.
В целях увеличения занятости
населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным в
организации предпринимательской деятельности.
Постановлением Министерства труда РФ
от 22 июня 1998 года №57 внесены изменения и дополнения в Положение «О
содействии государственной службы занятости безработным в организации
самостоятельной занятости».
В настоящее время безработный,
изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение
основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды
соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда
занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат
по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати
и иных действий, связанных с организацией самозанятости.
Многообразие типов безработицы
делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа
борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы
приходится использовать различные методы.
Уровень фрикционной безработицы
может быть снижен за счет:
• улучшения информационного
обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по
трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о
существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
• устранения факторов, снижающих
мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного
строительства;
в) отмена административных преград
для переезда из одного населенного пункта в другой
Сокращению структурной безработицы
более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации.
Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим
образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается
программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы
профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так
и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для
рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.
Наиболее трудно бороться с
циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными
являются следующие меры:
Создание условий для роста спроса на
товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на
рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том
случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения
надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса
являются:
стимулирование роста экспорта. Это
может привести к росту объемов производства и, соответственно,
занятости на них;
поддержка и поощрение инвестиций в
реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.
Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше
людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе
свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того
высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчение может принести,
например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам,
еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении
органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли
уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым
служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в
этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная
пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ
может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет
существенное увеличение пенсионных выплат.
Создание условий для роста
самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают
открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже
если им не удается найти работу по найму.
Реализация программ поддержки
молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто
не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения
здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой
квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут
использоваться различные методы:
.экономическое стимулирование
молодежной занятости;
.создание специальных фирм,
предлагающих работу именно молодежи
.создание центров обучения молодых
людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.
Список программ сокращения
безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти
программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить
циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении
экономической ситуации в стране.
Что же должно предпринимать
государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде
всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь
предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного
регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Вот наиболее важные меры такого
рода:
• Перераспределение имеющегося
спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий
день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить
налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
• Бюджетное субсидирование
дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих
предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты
дополнительно нанятых рабочих.
• Снижение фактического предложения
рабочей силы, за счет снижения установленного законом пенсионного возраста.
Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и
повышения квалификации.
• Предоставление рабочих мест, не
ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах
общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
• Переход к созданию системы
социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних
соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост
заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства,
дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на
субсидирование занятости.
• Расширение занятости в будущем
зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое
переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение
капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
• Значительно сократить количество
незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности.
Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя
даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.
В отношении безработицы государство
располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере
занятости.
Функция социальной политики состоит
в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
Макроэкономическая политика
предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для
сокращения безработицы.
Политика в сфере занятости
направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров,
центров по трудоустройству и т.д.
Все методы и меры, с помощью которых
государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две
группы: активные и пассивные.
Активные меры нацелены на создание
дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых,
кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование
совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во- вторых, организационные
законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию
системы образования и производственно- технического обучения кадров на базе
служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной
мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста
государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в
коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах;
создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в
социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких
отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование
самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего
бизнеса.
Пассивная политика занятости
включает создание системы социального страхование и материальной помощи
безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по
безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена
на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Анализ политики занятости.
Российская безработица быстро
снижается и уже достигла докризисного уровня. Обозреватель "Власти"
Сергей Минаев считает это результатом усилий властей США и еврозоны по борьбе с
безработицей в собственных странах.
Неделю назад Росстат подвел итоги
обследования ситуации с безработицей в России в апреле 2012 года. Ситуация
оказалась чрезвычайно благоприятной: если в апреле 2011 года уровень
безработицы составлял 7,2% экономически активного населения, а в марте
нынешнего года - 6,5%, то в апреле безработных на российском рынке труда было
уже 5,8%. Таким образом, сейчас она ниже тех 6,3%, которые были в 2008 году до
кризиса.
Здесь следует пояснить, как считается
уровень безработицы в России и в других странах. Безработными признают не всех
тех, кто не имеет работы или доходного занятия, а тех, кто искал место в
течение нескольких месяцев, а получив предложение, готов приступить к работе в
течение недели. Те, кто работу не искал (например, потому что отчаялся),
безработными не считаются. Все занятые и безработные составляют экономически
активное население: его в России в апреле насчитывалось 75,2 млн человек (53%
от общего населения). Количество безработных составляло 4,4 млн человек.
По сравнению с мартом занятость в
апреле увеличилась на 1064 тыс. человек, или на 1,5%, а численность безработных
уменьшилась на 502 тыс. человек, или на 10,3%. А по сравнению с апрелем 2011
года занятого населения стало больше на 1143 тыс. человек, или на 1,6%, а
безработных меньше на 1039 тыс. человек, или на 19,2%.
Не исключено, конечно, что
численность безработных уменьшилась потому, что кто-то отчаялся найти работу и
выпал из категории экономически активных граждан. Но так как увеличение
количества занятых значительно превышает уменьшение количества безработных,
скорее всего, очень многие граждане, прежде не имевших работы, действительно ее
нашли.
Надо заметить, что в России имеются
и официально зарегистрированные безработные, которые состоят на учете в службе
занятости (и соответственно, ищут работу через эту службу), но их в 3,5 раза
меньше, чем фактически безработных. К концу апреля в службе занятости стояли на
учете 1254 тыс. человек. Поиск работы через эту службу был более популярен
среди женщин (так поступало 35,6% безработных женщин), чем среди мужчин
(28,9%).
В основном российские безработные
ищут и находят работу через родственников, друзей и знакомых, причем этот
способ становится все более распространенным: в апреле прошлого года так
поступало 55,5% безработных, а в апреле нынешнего - уже 59,5%. Кроме того, все
больше российских граждан ищут работу через интернет (год назад - 22,7%, в
нынешнем апреле - 29,8%).
Разумеется, когда речь идет о
снижении безработицы, имеются в виду все трудоспособные граждане в возрасте от
15 до 72 лет. Но в России, как в других странах, на рынке труда очень многое
зависит от возраста. Средний возраст российского безработного составляет 35,2
года; среди безработных молодые люди до 25 лет составляют 28,1%, в том числе в
возрасте 15-19 лет - 5,4%, 20-24 лет - 22,7%. Среди граждан 15-19 лет и 20-24
лет безработица не просто высокая: соответственно 32,7% и 13,9%. Она еще и
растет: соответственно на 4,0 и 0,3 процентного пункта за год. В целом в России
безработица граждан в возрасте до 24 лет более чем в три раза превышает
безработицу граждан в возрасте от 30 до 49 лет. Российские работодатели
предпочитают молодежь не нанимать.
Среди безработных в России все
больше тех, кто увольняется с прежнего места работы по собственному желанию, и
все меньше тех, кто оставил место работы в связи с сокращением штатов,
ликвидации организации или собственного дела. В апреле нынешнего года доля
оставшихся без работы не по собственному желанию в общем числе безработных
составила 17,9%, а по собственному - 27,6% (в апреле 2011 года - соответственно
21,6% и 22,9%). Таким образом, можно считать, что экономический спад, вызванный
кризисом 2008-2009 года, продолжает преодолеваться. Потому что именно для спада
типично принудительное увольнение, а для подъема - увольнение по собственному
желанию. Ведь в этом случае ясно, что увольняющийся все-таки надеется найти
себе новую работу.
Как бы то ни было, российская
безработица с начала 2010 года демонстрирует устойчивое и довольно значительное
сокращение (см. график "Безработица в России" ниже). В период
мирового финансового кризиса в России, как и во всех других странах, именно
безработица стала наиболее ярким проявлением происшедшего: она выросла с 6,3%
экономически активного населения в 2008 году сразу до 8,4% в 2009 году. В США
рост был еще значительнее: с 5,8% до 9,3%. Однако в 2010 году российская
безработица сократилась до 7,5%, а в США, наоборот, еще более выросла и
достигла 9,6% (см. график "Как менялся уровень безработицы в разных
странах" ниже).
Как отмечал в начале 2011 года МВФ,
"на рынке труда США кризис преодолеть к началу 2011 года так и не удалось.
После того как в 2008-2009 годах было уволено 8,5 млн работников, в 2010 году
было нанято всего 1,5 млн работников. Пакет мер по бюджетному стимулированию
экономики, одобренный в середине декабря 2010 года, способен добавить к темпам
роста 0,5 процентных пункта. Однако в 2011 году увеличение мировых цен на нефть
будет тормозить экономический рост в США, и эти цены сами по себе способны
свести на нет эффект от небывало мягкой денежной политики ФРС. Безработица
будет оставаться высокой".
В 2011 году американская ФРС
приступила к борьбе с безработицей с помощью печатного станка. Выступая перед
американским Конгрессом в апреле того года, глава ФРС Бен Бернанке подчеркнул:
"Так как безработица не снижается, все сомневаются, что американская
экономика продолжит восстановление. Обычно в таких условиях ФРС снижает
процентную ставку. Однако уже с декабря 2008 года она является нулевой, так что
дальше снижать ее некуда. На первый план выходит новый метод денежного
стимулирования - покупка ФРС долгосрочных облигаций американского
правительства. Конечно, покупка долгосрочных облигаций является менее привычным
средством проведения стимулирующей денежной политики, чем снижение процентной
ставки. Однако эти два подхода в схожи в том, как они действуют на экономику.
Когда ФРС покупает долгосрочные облигации американского правительства, оно
сразу снижает их доходность, так как увеличивает спрос на них и тем самым
воздействует на ставку по долгосрочным кредитам в экономике непосредственно, а
не через краткосрочные кредиты. Как в случае со снижением процентной ставки,
покупка долгосрочных облигаций приводит к улучшению финансового положения
граждан, расширению их потребительских расходов и, следовательно, стимулирует
рост производства и занятости".
К июню 2011 года ФРС завершила
операцию с облигациями, купив их на $600 млрд за свеженапечатанные доллары.
Эффекта это не дало: в августе в американской экономике вовсе не было создано
новых рабочих мест.
ЕЦБ также решил бороться с
безработицей путем печатания денег: в конце прошлого года и начале нынешнего он
раздал европейским банкам €1 трлн, чтобы те могли кредитовать производство,
создавая рабочие места. А в результате сейчас безработица в ЕС достигла
рекордных 11% экономически активного населения.
Вместо того чтобы создавать рабочие
места, напечатанные доллары и евро направились на финансовые рынки, прежде
всего нефтяной. В результате за прошлый год мировые нефтяные цены выросли на
19% и сейчас продолжают оставаться сверхвысокими. Если в США и ЕС
предприниматели не желают нанимать новых работников, полагая что состояние
экономики в их странах очень плохое (в том числе из-за высоких мировых цен на
нефть), то в России ситуация противоположная. Предприниматели готовы создавать
рабочие места, полагая, что состояние экономики совсем неплохо, прежде всего
из-за высоких цен на нефть. Таким образом, возник парадокс: борясь с
безработицей в своих странах, американцы и европейцы страны побороли не свою, а
российскую безработицу.
Разумеется, безработица в России
отличается от ведущих индустриальных стран. Там безработные предпочитают
регистрироваться в органах занятости, получают значительное пособие. Благодаря
системе, введенной в период мирового финансового кризиса, пособие платят в
течение длительного времени. Поэтому у западных безработных нет нужды вешать на
шею табличку "Согласен на любую работу", широко известную по
фотографиям времен Великой депрессии в США 1930-х годов, которые с
удовольствием воспроизводила советская печать. Предприниматели в США и Европе
прекрасно знают, что должны будут, нанимая новых работников, предложить им
приличную зарплату. А российские работодатели - что приличную зарплату можно не
предлагать: новые работники согласятся на любую.
В ближайшие годы в стране должно
быть создано не менее 25 миллионов рабочих мест - об этом еще кандидат в
президенты Владимир Путин говорил. Не о плане по валу, заметьте, а именно о
рабочих местах. Потому что о состоянии экономики прежде всего судят не по росту
ВВП и даже не по оттоку или притоку капитала. Главное - сколько новых вакансий
возникает в экономике ежегодно.
Так вот, чтобы решить эту глобальную
задачу, надо как минимум знать, сколько в стране безработных. А с этим у нас
вышел большой конфуз. Статистика, как оказалось, знает не все. И Росстат, и
правительство имеют весьма приблизительное представление о трудовых резервах
государства.
По данным Росстата, в апреле по
сравнению с мартом количество занятого населения приросло аж на 1,5 процента
(более чем на миллион человек), а число безработных убавилось на целых 10,3
процента - на 502 тысячи человек. В том же месяце уровень безработицы,
рассчитанный по методике Международной организации труда (МОТ), снизился до 5,8
процента экономически активного населения. То есть значительно меньше, чем в
США, и в разы ниже уровня безработицы в потрясаемых долговым кризисом Испании и
Греции. Тем более удивителен такой результат на фоне отмечаемого тем же
Росстатом падения промышленного производства, стагнации в секторе розничной
торговли и услуг. Новый министр труда и социальной защиты Максим Топилин уже
заявил, что кризис в Европе не повлияет на стабильность нашего рынка труда. На
чем основан такой оптимизм?
«Правительство оперирует цифрами, не
отражающими реальный масштаб безработицы», - уверен заместитель директора
Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер.
Статистическое ведомство традиционно трактует уровень безработицы двояко. Одни
данные даются по количеству официально зарегистрированных в службах занятости,
вторые подсчитываются по более гибкой методике МОТ. Но российская безработица,
судя по всему, оказалась не по зубам никаким методикам.
К примеру, по данным того же
Росстата, общая численность безработных, классифицируемых по критериям МОТ, в
3,5 раза превысила результат, полученный службами занятости. Последние вообще
демонстрируют по этим показателям большие успехи: в конце апреля по сравнению с
мартом число клиентов там поубавилось на целых 4,5 процента. Объяснение такое.
По опросам, в том же апреле 68 процентов безработных искали вакансию
самостоятельно, без содействия служб занятости.
Так, может, стоит ориентироваться на
показатели, полученные по методике МОТ?
Но и к ней стоит относиться с
осторожностью. Исследование МОТ проводится путем социологического опроса
нескольких десятков тысяч человек в разных регионах. При этом в число
безработных записываются только те, кто согласен на любую работу и готов
заступить на трудовую вахту чуть ли не на следующий день. А например,
квалифицированный инженер, ищущий место, подобающее своей квалификации и не
готовый работать дворником, под категорию безработного не подпадает. И таких
привередливых, как считают эксперты, не менее 5 миллионов человек - больше, чем
число тех, кто признан безработным, их насчитывается 4,4 миллиона. То есть в
числе этой категории нетрудящихся оказывается едва ли не седьмая часть всех
трудоспособных граждан, или около 10 миллионов человек.
Но это еще не все. Если судить по
тому, за какое количество работников работодатели отчисляют страховые взносы в
социальные фонды, то к указанным цифрам придется прибавить еще порядка 15
миллионов. Выходит, не права официальная статистика: реально не имеющих работы
в России больше, чем в той же Испании или Греции. Возразите, дескать масштабы
разные? Правильно. Но и в относительных показателях (по отношению к общему
числу трудоспособного населения) наши порядка 30 процентов реальной безработицы
- это больше испанских и греческих 22-25. И чуть ли не в четыре раза больше
уровня безработицы, например, в США.
Кстати, МОТ обращает внимание еще и
на то, что количество так называемых самозанятых в России составляет порядка 25
процентов трудоспособного населения. Причем оно растет. По данным МОТ
получается, что их абсолютное число - на минуточку - около 18 миллионов
человек. Это индивидуальные предприниматели, люди творческих профессий,
фрилансеры, те, кто продает выращенную на приусадебных участках или в
индивидуальных фермерских хозяйствах продукцию на рынке, разного рода сезонные
рабочие, частные строительные бригады, домработницы, прочие работники теневого
сектора экономики и, наконец, откровенный криминал. Каждый четвертый
трудоспособный россиянин не работает ни на государство, ни на частных
работодателей.
В правительстве уверены, что новая
волна кризиса до российского рынка труда не докатится. А если что и случится, у
государства достаточно ресурсов для того, чтобы не допустить коллапса. «По
сравнению с 2008 годом у нас есть законодательная рамка, чтобы очень быстро
развернуть пакет антикризисных мер», - говорит Максим Топилин. «Рамка»
действительно есть. Существует даже закон «О занятости населения в Российской
Федерации», принятый еще в далеком 1991-м. Однако сами граждане, как показывают
опросы, не слишком верят, что государство в состоянии помочь им найти достойную
работу.
Согласно опросам ВЦИОМ, проведенным,
правда, еще в марте прошлого года, в проблемах безработицы россияне склонны
винить именно государство, а не мировой кризис. Об этом тогда заявили 68
процентов опрошенных. А вот работодателей клеймили только 15 процентов. И вряд
ли за год этот расклад изменился существенным образом. Не верят наши сограждане
и в эффективность работы госслужб занятости. Тем более что с 1 января этого
года их финансирование из ведения федерального центра было передано на уровень
регионов. Правительство оставило за собой только выплату пособий по безработице
и разных видов материальной помощи. Размер пособия сегодня не превышает 4900
рублей в месяц.
«Как правило, в эти службы
обращаются только те, кто отчаялся найти работу самостоятельно. Это либо
инвалиды, либо матери с малолетними детьми на иждивении, либо лица с
недостаточной подготовкой. То есть те, кого работодатели не хотят брать по причинам,
никак не связанным с квалификацией соискателей», - поясняет Евгений Гонтмахер.
Большинство вакансий в базах данных
трудовых бирж - это рабочие профессии, на которые действительно существует
дефицит. Но при этом понятно, что работа сварщика или фрезеровщика требует
соответствующих навыков и квалификации. Остальные - это низкооплачиваемый и
неквалифицированный труд, на который соглашаются только те, кто находится в
совсем отчаянном положении. Может сложиться впечатление, что в России
существует острый дефицит именно на рабочие профессии. Однако это лишь половина
правды.
Проблема в том, что службы занятости
предлагают только те вакансии, о наличии которых им сообщают работодатели. А
делают это далеко не все и нерегулярно. «Такая структура предложений в службах
занятости не соответствует структуре самой экономики, где сфера услуг
становится все более доминирующей», - считает ведущий научный сотрудник Центра
трудовых исследований Высшей школы экономики Нина Вишневская.
Но вернемся к данным Росстата. Так вот,
показатель, демонстрирующий падение безработицы на десять процентов с хвостиком
в течение месяца, как признают сами статистики, основан именно на данных из
служб занятости. По мнению экспертов, это могло произойти вследствие случайного
совпадения факторов. Например, из-за увеличения сезонной занятости - на
сельхозработах или в коммунальной сфере. В конце концов, на ситуации могла
сказаться и естественная убыль трудоспособного населения. И понятно, что к
реальной безработице эти цифры никакого отношения не имеют.
Иными словами, точных данных о том,
сколько в России людей, не имеющих постоянной работы, у правительства нет. Как
нет и данных о том, в каких отраслях существует переизбыток рабочей силы, а в
каких - ее дефицит. Есть, правда, информация Росстата о том, в каких регионах
безработица выше средней по стране. Известно, скажем, что наиболее депрессивным
в этом смысле является Северный Кавказ. Но этого явно недостаточно.
С аналогичными проблемами
сталкиваются не только в России. Американцы, например, уже в 1990-е годы
сделали серьезные выводы: статистические службы ввели подсчет так называемой
расширенной безработицы. Там к цифре, полученной по методике МОТ, добавляют
также «лиц, которые в настоящий момент не работают и не ищут работу, но дают
понять, что желают и могут работать и искали работу в последние 12 месяцев».
Острые дискуссии о необходимости изменить методику подсчета людей, не имеющих
постоянного источника дохода, сегодня ведутся в Германии, во Франции и в других
странах.
В России тоже задумались наконец о
необходимости создания хотя бы единой базы данных о безработных, объединив в
нее информацию всех существующих служб занятости. Правда, эта работа, как
пояснили «Итогам» в Минтруда, началась недавно, и сроки ее окончания пока не
определены.
Зато опрошенные «Итогами» эксперты
прогнозируют, что в случае обострения ситуации в экономике в первую очередь
будут высвобождаться рабочие руки в таких отраслях, как машиностроение, пищевая
и химическая промышленность, туристический бизнес, банковская сфера. И если
сейчас средний срок поиска работы в России превышает 7 месяцев, то в дальнейшем
будет еще хуже. Ведь уволенными в первую очередь окажутся не те, кто занят в
производстве товаров и услуг, а менеджеры среднего и низшего звена. И
существующая «законодательная рамка» вряд ли сможет предложить им взамен что-то
иное, кроме мест, занимаемых сегодня трудовыми мигрантами из-за рубежа.
Прогноз.
Как будут бороться с безработицей.
Министерство труда и социальной
защиты России подготовило проект госпрограммы "Содействие занятости
населения", предполагающей финансирование в размере 594 миллиардов рублей,
заявила замглавы ведомства Татьяна Блинова. Реализация программы запланирована
на 2013-2020 годы.
Сам документ состоит из трех
подпрограмм. Первая предусматривает то, что центры занятости станут заниматься
переподготовкой и профориентацией безработных, а также будут стимулировать их
переезжать в более благополучные регионы. Кроме того, планируется развивать
гибкие формы занятости, в том числе и дистанционные.
Согласно второй подпрограмме,
следует привлекать иностранную рабочую силу на более долгий срок, чем сейчас, а
также вербовать квалифицированные кадры. Замминистра уточнила, что кроме этого
подготовлен законопроект, призванный определить потребность в рабочих из-за
границы. Третья подпрограмма, как считают в Минтруда, позволит ввести
национальную систему квалификации и профстандарты. Она позволит увеличить
минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и повысить зарплат в целом.
Напомним, что 3 сентября президент
России Владимир Путин заявил на саммите АТЭС во Владивостоке, что уровень
безработицы в стране в настоящее время составляет 5,1-5,2 процента, что ниже,
чем до финансового кризиса 2008 года.
В то же время, по данным
Американского института общественного мнения (Института Гэллапа) реальная
безработица в России как минимум в три раза выше. По подсчетам Gallup, в РФ
безработица среди женщин составляет 22 процента, среди мужчин - 19 процентов.
Ведущий научный сотрудник Института
экономики РАН, д.э.н. Марина Баскакова в интервью «Вечерке» выразила мнение,
что если американцы проводили исследование по методике Международной
организации труда как наши статистики, то таких расхождений быть не должно,
уверена эксперт. Если же методология института абсолютно другая, то нужно
глубже копать, вести речь о выборке. «В противном случае могут быть очень
нехорошие спекуляции», - резюмировала Марина Баскакова.
Заключение
Таким образом, безработица - это
превышение предложения труда над спросом на труд. Взаимодействие спроса на труд
с его предложением определяет уровень занятости. Уровень безработицы - это
количество безработных, деленное на общую численность рабочей силы.
На рынке труда выделяют три основных
типа безработицы:
а) фрикционную (связана с поиском
или ожиданием лучшей работы в лучших условиях; предполагает перемещение рабочей
силы по отраслям, регионам, в связи с возрастом, переменой профессии и т.п.);
б) структурную (результат
несовпадения спроса на труд и предложения его в различных фирмах, отраслях, по
разным профессиям; связана с обучением и сменой квалификации);
в) циклическую (вызывается сменой
фаз в промышленном цикле).
Сочетание фрикционной и структурной
безработицы образует естественный уровень безработицы, соответствующий
потенциальному ВНП.
В качестве причин безработицы в
рыночной экономике выделяют следующие подходы к объяснению этого явления:
избыток народонаселения; рост органического строения капитала; высокий уровень
заработной платы; недостаточность совокупного спроса.
Безработица, являясь составляющей рыночной
экономики, определяет ряд экономических и неэкономических последствий, как для
индивида, так и для общества в целом. Главным экономическим последствием
безработицы является невыпущенная продукция. В положении безработного есть
множество негативных сторон: отсутствие работы и денег; изменение общественного
положения, неопределённость, нестабильность собственного положения в жизни;
ухудшение здоровья, отсутствие уверенности в себе, ощущение собственной
неполноценности.
Несмотря на негативные экономические
и социальные аспекты безработицы, ликвидировать ее полностью невозможно и
нецелесообразно.
Определенный уровень безработицы
даже полезен для страны. Он обеспечивает возможность более быстрых перемен в
структуре производства при изменении ситуации на товарных рынках.
Для экономики России на данный
момент характерна структурная безработица, дополняемая безработицей
циклической.
По данным Федеральной службы
государственной статистики России численность экономически активного населения
в сентябре 2012г. составила 76,2 млн. человек, или более 54% от общей
численности населения страны, в их числе 72,2 млн. человек экономически
активного населения были заняты в экономике и 4,0 млн. человек безработных.
Средний возраст безработных в
сентябре 2012г. составил 34,9 года. Молодежь до 25 лет составляет среди
безработных 27,5%.
В России острая безработица
наблюдается в регионах двух типов: регионы с высоким естественным приростом
населения; депрессивные регионы.
Важной частью экономической политики
государства является политика занятости, в частности борьба с безработицей.
Цели государственного регулирования
рынка труда заключаются в обеспечении полной занятости, создании «гибкого рынка
труда».
Государственная политика на рынке
труда осуществляется в двух основных формах: активной (создание новых рабочих
мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и
переобучения работников); пассивной (поддержка безработных путем выплаты
пособий).
Для разных типов безработицы,
поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.
Для борьбы со всеми типами
безработицы создаются службы занятости (бюро по трудоустройству). Служба
занятости осуществляет реализацию политики содействия занятости населения,
направленную на сглаживание напряженности на рынке труда и повышение
эффективности использования трудовых ресурсов, а также осуществляет координацию
взаимодействия различных субъектов рынка труда.
Меры государственной политики в
области стабилизации ситуации на рынке труда в России зафиксированы в ряде
документов разного уровня.
Список использованных источников
1. О занятости населения в Российской Федерации [Электронный
ресурс ]: Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1. - Доступ
с информационно-правового портала «Гарант». - Режим доступа:
http://base.garant.ru/10164333/
2. О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных
мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов
Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 14
декабря 2009 года № 1011. - Доступ с информационно-правового портала «Гарант».
- Режим доступа: <http://www.garant.ru/products/ipo/prime/> doc/12081792/
. Артамонов, В.С. Макроэкономика: учебник для вузов [Текст] / В.С.
Артамонов, С.А. Иванов, А.И. Попов и др. - Спб.: Питер, 2009. - 368 с.
. Введение в макроэкономику [Текст]: учебное пособие /
Т.Ю.Матвеева; Гос. ун-т - Высшая школа экономики - 5-е изд., испр. - М.: ГУ ВШЭ,
2007. - 511 с. 5. Занятость населения и её регулирование [Текст]: учебное
пособие / П.А. Чукреев, Е.В. Корытова; ГОУ ВПО Восточно-Сибирский
государственный технологический университет. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ,
2010. - 212 с.
. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник [Текст]/
С.Н.Ивашковский. - М.: Дело, 2002. - 472 с.
. Липсиц, И.В. Экономика: учебник для вузов [Текст]/ И.В. Липсиц.
- М.: Омега-Л, 2006. - 656 с.
. Макроэкономика: соц.-экон. аспект [Текст]: курс лекций / И.М.
Лемешевский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: ФУ Аинформ, 2006. - 544 с.
. Макроэкономика [Текст]: учебник / Т.А.Агапова, С.Ф.Серегина; под
общ. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дело и сервис, 2004. - 448 с.
. Макроэкономика [Текст]: учебное пособие / В.А.Яллай; Псковский
государственный педагогический институт им. С.М. Кирова; 2003. - 104 с.
. Савченков, А.В. Социальные последствия безработицы [Электронный
ресурс] /А.В. Савченков// Правозащитный учебно-методический центр. - Режим
доступа:
<http://pravcentr.ucoz.ru/publ/gumanitarnye_nauki/ehkonomika/socialnye>
_posledstvija_bezraboticy_ugroza_ehkonomicheskoj_bezopasnosti/6-1-0-13)
. Титов, Д. Рабочих мест прибавится, но не всем достанется
[Электронный ресурс] /Д. Титов // Экономика и жизнь. - 2011. - №21 (9387)
<http://www.eg-online.ru/product/eg/3077/>. - Режим доступа:
<http://www.eg-online.ru/article/136254/>
. Занятость и безработица в 2011 - 2012 гг. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/IssWWW.exe/Stg/d10/3-2.htm