ожидаемое использование прибыли путем деления на капитализируемую и потребляемую часть. Капитализированная прибыль направляется на реинвестирование (развитие бизнеса), создание или увеличение резервного капитала. Прибыль потребляется на выплату дивидендов, социальных выплат персоналу, благотворительные цели и т.д.
В третьем разделе рассматриваемого бюджета рассчитываются два коэффициента:
а) Коэффициент капитализации прибыли = Реинвестированная
прибыль (на развитие бизнеса) / Чистая прибыль
б) Коэффициент потребления прибыли - Потребляемая прибыль (на
дивиденды, благотворительность) / Чистая прибыль
Смета прибылей и убытков содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций предприятия. Если сметная чистая прибыль мала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, необходимо провести дополнительный анализ всех составляющих сметы и пересмотреть ее, поскольку именно прибыль является внутренним источником текущего и долгосрочного развития, источником возрастания рыночной стоимости предприятия, индикатором его кредитоспособности.
2. Анализ бухгалтерской прибыли
Источником информации для анализа бухгалтерской прибыли служит форма №2 «Отчет о прибылях и убытках». Проанализируем с помощью горизонтального и вертикального анализа динамику финансовых результатов и их структуру.
Таблица 1
Анализ финансовых результатов
ПоказателиАбсолютные значенияСтруктура, %Предыдущий период, тыс. руб.Отчетный период, тыс. руб.Темп роста, %Предыдущий периодОтчетный периодОтклонение, (+,-)Валовая прибыль800900112,5---Прибыль от продаж365425116,494,892,4-2,4Сальдо прочих доходов (расходов)2035175,05,27,6+2,4Прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль)385460119,5100100-Чистая прибыль200330165,0---
Данные таблицы 1 показывают, что наибольший удельный вес в бухгалтерской прибыли занимает прибыль от продаж (94,8% в предыдущем и 92,4% в отчетном периоде), однако ее удельный вес в отчетном периоде незначительно уменьшился на 2,4% (92,4-94,8) по сравнению с предыдущим периодом. Удельный вес сальдо прочих доходов в отчетном периоде по сравнению с предыдущим увеличился на 2,4%. Остановимся на темпах роста прибыли. Валовая прибыль увеличилась на 100 тыс. руб. (900-800) или 12,5% (112,5-100), что положительно, т.к. валовая прибыль (маржинальный доход) представляет собой сумму условно-постоянных расходов и прибыли от продаж. Темп роста прибыли от продаж (116,4%) опережает темп роста валовой прибыли на 3,9% (116,4-112,5), что положительно. Наибольший темп роста имеется по прочим доходам (175%). Все это повлияло на превышение темпа роста прибыли до налогообложения (бухгалтерской прибыли) на 3,1% (119,5-116,4) по сравнению с темпами роста прибыли от продаж. Темп роста чистой прибыли (165%) превышает темп роста прибыли до налогообложения (119,5%), что положительно.
3. Анализ соотношения доходов, расходов и финансовых результатов
На основе данных формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» составим аналитическую таблицу, позволяющую характеризовать основные соотношения доходов, расходов, финансовых результатов и их динамику.
Таблица 2
Динамика соотношения доходов, расходов и финансовых результатов
ПоказателиПредыдущий периодОтчетный периодОтклонение, (+,-)1. Отношение валовой прибыли к выручке от продажи0,230,20-0,032. Отношение прибыли от продажи к выручке от продажи0,100,09-0,013. Отношение бухгалтерской прибыли к выручке от продажи0,110,1022-0,00784. Отношение чистой прибыли к выручке от продажи0,060,07+0,015. Отношение себестоимости от продажи к выручке от продажи0,770,80+0,036. Отношение коммерческих расходов к выручке от продажи0,040,03-0,017. Отношение управленческих расходов к выручке от продажи0,090,07-0,02
1. Отношение валовой прибыли к выручке от продажи характеризует долю каждого рубля от продажи, который может быть отправлен на покрытие управленческих и коммерческих расходов, а также прибыли от продажи.
В процессе анализа необходимо обратить внимание на изменение как процентного значения показателя, так и абсолютной величины валовой прибыли. В случае роста выручки от продажи, даже если процентное значение рассматриваемого показателя снизилось, может быть обеспечена необходимая сумма валовой прибыли, и наоборот, тенденция снижения процентного значения показателя при сохраняющемся объеме продаж может привести к сокращению прибыли от продажи продукции и ее недостаточности в будущем.
На анализируемом предприятии коэффициент соотношения валовой прибыли к выручке от продажи сократился на 0,03 в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Проведем факторный анализ изменения коэффициента соотношения валовой прибыли к выручке от продажи способом цепных подстановок, используя следующую расчетную формулу:
Кв = Рв/N, (8.3)
где N - выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (строка 010 формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»);
Рв - валовая прибыль (строка 029 формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»).
) Кв0=Рв0/N0=800/3500=0,23
) Квусл.=Рв1/N0=900/3500=0,26
DКв= Квусл.- Кв0 = 0,26-0,23=0,03 - влияние изменения суммы валовой
прибыли
) Кв1=Рв1/N1=900/4500=0,20
DКв = Кв1 - Квусл. = 0,20-0,26 = -0,06 - влияние изменения выручки от
продажи товаров, продукции, работ, услуг.
Составим баланс факторов:
,20-0,23=0,03+(-0,06) -0,03=-0,03
Для количественной оценки в зависимости величины валовой прибыли от объема продаж и маржи валовой прибыли используется следующая формула:
Рв = N * Рв / N (8.4)
Изменение величины валовой прибыли под влиянием изменения объема продаж:
∆Рв = (N1 -N0) * Рв0 / N0 = (4500 - 3500) * 800 /3500 = 228,57 тыс. руб.
Изменение валовой прибыли за счет снижения маржи прибыли:
∆Рв=N1*(Рв1/N1-Рв0/N0)=4500*(900/4500-800/3500)=4500*(0,2-0,2285) =
= -128,57 тыс. руб.
Баланс факторов:
,57 +(-128,57) = 100 тыс. руб.
=100
Расчеты показывают, что величина валовой прибыли под влиянием изменения объема продаж увеличилась на 228,57 тыс. руб., а в результате снижения маржи валовой прибыли произошло уменьшения суммы валовой прибыли на 128,57 тыс. руб. Общее изменение валовой прибыли составило 100 тыс. руб.
. Отношение прибыли от продажи к выручке от продажи характеризует действительную рентабельность продаж. В отличие от других показателей он не испытывает влияние элементов, не относящихся к продажам, например, тех, которые включаются в состав прочих доходов и расходов. С данной точки зрения указанный показатель позволяет наиболее точно оценить эффективность управления продажами в процессе основной деятельности предприятия. Из таблицы видно, что рентабельность продаж снизилась на 0,01, что отрицательно.
. Отношение бухгалтерской прибыли к выручке от продажи. В отличие от предыдущего показателя его значение изменяется под влиянием не только доходов и расходов, возникающих в процессе производства и продажи продукции, но и прочих доходов и расходов. Сопоставление динамики этого и предыдущего показателя покажет влияние прочих статей доходов и расходов на формирование бухгалтерской прибыли. Соответственно, чем сильнее такое влияние, тем ниже качество и стабильность полученного конечного финансового результата:
р = Рб/N = Рп/N + Рпд/N, (8.5)
где р - рентабельность предприятия;
Рб - бухгалтерская прибыль;
N - выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг;
Рп - прибыль от продажи;
Рпд - прочие доходы (расходы);
р0 = Рп0/N0 + Рпд0/N0 = 365/3500+20/3500+= 0,11*100% = 11,0%
русл.1 = Рп1/N1 + Рпд0/N0 = 425/4500+20/3500+= 0,1001*100% = 10,01%
р1 = Рп1/N1 + Рпд1/N1 = 425/4500+35/4500+= 0,1022*100% = 10,22%
а) Проанализируем влияние изменения первого фактора на отклонение рентабельности предприятия:
Dр = русл.- р0 = 10,01%-11,0% = -0,99%
б) Проанализируем влияние изменения второго фактора на отклонение рентабельности предприятия:
Dр = р1- русл. = 10,22%-10,01% = 0,21%
Составим баланс факторов:
,22-11,00 = (-0,99)+0,21 -0,78% = -0,78%
Факторный анализ показывает, что отношение бухгалтерской прибыли к выручке от продажи составляет отрицательную величину 0,0078 или 0,78%. На данное отклонение отрицательно повлияло снижение рентабельности продаж.
. Отношение чистой прибыли к выручке от продажи является конечным показателем в системе показателей рентабельности продаж и отражает влияние на рентабельность продаж всей совокупности доходов и расходов. Он отражает более устойчивые связи между финансовым результатом и выручкой, т.е. в большей степени отвечает задачей прогнозирования будущих финансовых результатов деятельности. Данные таблицы 2 показывают рост этого показателя, что положительно.
, 6, 7. Цель расчета соотношения себестоимости от продажи к выручке от продажи, отношения коммерческих расходов к выручке от продажи и управленческих расходов к выручке от продажи - оценка той роли, которую играют производственная, сбытовая и управленческая функции в производстве управления организацией.
По динамике соотношения S/N, ком.рас./N, упр.рас./N могут быть сделаны выводы о способности предприятия управлять соотношением Расходы/Доходы. Тенденция к росту указанных соотношений может свидетельствовать о том, что у предприятия существуют проблемы контроля над расходами, поэтому полезным является постатейное рассмотрение расходов с целью выявления их снижения. При оценке возможности использования отчета о прибылях и убытках в целях прогнозирования финансовых результатов необходимо рассчитать каждую статью отчета и оценить вероятность его присутствия в будущем.
4. Факторный анализ прибыли от продажи продукции
Для предприятий, производящих и продающих небольшую номенклатуру продукции, большое значение имеет факторный анализ прибыли от продажи.
Таблица 3
Исходные данные для анализа
Вид продукцииОбъем продаж, шт.Цена 1 (ед.), руб.С/с 1 (ед.), руб.Прибыль 1 (ед.), руб.ПланФактПланФактПланФактПланФактКирпич красный10001000121491034Кирпич огнеупорный2502201820161723Кирпич белый75090087,57710,5ИТОГО20002120------
Таблица 4
Факторный анализ прибыли
Вид продукцииВыручка от продажи, руб.С/с продаж, руб.Прибыль, руб.ПланПо плану на факт. ассортиментФактПланПо плану на факт. ассортиментФактПланПо плану на факт. ассортиментФактКирпич красный1200012000140009000900010000300030004000Кирпич огнеупорный450039604400400035203740500440660Кирпич белый600072006750525063006300750900450ИТОГО225002316025150182501882020040425043405110
) ∆Р = Р1 - Р0 = 5110-4250 = 860 руб.
) Изменение объема продаж:
N = N`/N0,
где N` - пересчитанный объем продаж
N = 23160/22500 = 1,03
∆Р = Р0 * (N`-1) = 4250*(1,03-1) = 128 руб.
) Изменение структуры ассортимента:
∆Р = Р`-(Р0*N) = 4340-(4250*1,03) = -38 руб.
или другим способом:
Р`-Р0-∆Р(2) = 4340-4250-128 = -38 руб.
4) Изменение себестоимости единицы продукции:
∆Р = - (S1-S`) = - (20040-18820) = -1220 руб.
) Изменение цен продажи:
∆Р = N1 - N` = 25150-23160 = 1990 руб.
Составим баланс факторов:
-4250 = 128 + (-38) + (-1220) + 1990 860 = 860
Факторный анализ прибыли от продажи показал, что на приращение прибыли в сумме 860 руб. положительно повлияли следующие факторы: изменение объема продаж - 128 руб., цены продаж - 1990 руб. Снижение прибыли от продажи произошло за счет изменения структуры ассортимента проданной продукции (-38 руб.) и изменения себестоимости проданной продукции (-1220 руб.). Таким образом, основной фактор - себестоимость продукции отрицательно повлиял на изменение прибыли от продажи.
5. Методика анализа прибыли согласно международной практике
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины использую следующую модель:
Р = Nшт * (Цi - Sпер..i) - Sу-п, (8.6)
где Nшт - количество проданной продукции в натуральном выражении;
Цi - цена i-го вида продукции;
Sпер.i - переменные расходы на i-й вид продукции;
Sу-п - условно-постоянные расходы в целом по предприятию на данную продукцию.
Эта модель позволяет определить сумму прибыли за счет количества проданной продукции и уровня переменных и постоянных затрат.
Методика анализа усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда кроме указанного фактора необходимо учитывать и влияние изменения структуры проданной продукции:
Р = ∑ [Nобщ. * Уд.вес1*(Цi - Sперi)] - Sу-.п, (8.7)
где: Уд.вес1 - удельный вес данного вида продукции в общем объеме продаж в отчетном периоде.
Рассмотрим факторный анализ изменения прибыли способом цепных подстановок, имея следующие данные.
Таблица 5
Исходные данные для анализа
Вид продукцииОбъем продаж, шт.Цена 1 (ед.), руб.Затраты переменные на 1 (ед.), руб.Затраты условно-постоянные, руб.ПланФактПланФактПланФактПланФактКирпич красный10001000121477,5--Кирпич огнеупорный25022018201314--Кирпич белый75090087,555,5--ИТОГО20002150----36504008
Определим плановую и фактическую сумму прибыли:
1)Р0=Σ[Ni0*(Ц i0-Sперi0)]-Sуп0=[1000*(12-7)+250*(18-13)+750*(8-5)] -
2)3650 = 4850 руб.
)Р1=Σ[Ni1*(Ц i1-Sперi1)]-Sуп1=[1000*(14-7,5)+220*(20-14)+900*(7,5-5,5)]
4)- 4008 = 5612 руб.
∆Р =Р1-Р0=5612-4850=762 руб.
) Русл.1= Σ [Ni1*(Ц i0-Sперi0)]-Sуп0= [1000*(12-7)+220*(18-13)+900*(8-5)]
3650 = 5150 руб.
∆Р