В этом международном стандарте термин "продукция" применяется только к продукции, предназначенной для заказчика и такой, как он требует.
Управление процессом
Управление процессом осуществляет главный технолог предприятия. Ответственность и полномочия определены в должностной инструкции.
Входные данные процесса
- информация описывающая выполнение процесса и требования стандарта и организации к планированию выпуска продукции.
Выходные данные процесса
- задокументированная методика.
Ресурсы
Ресурсы для реализации данного процесса:
компетентный и квалифицированный персонал;
производственные помещения;
оборудование (c техническими и программными средствами);
Управляющее воздействие
ДСТУ ISO 9001:2001 «Системи управління якістю. Вимоги»
СОУ 18.101:2011 ДМ «Идентификация продукции и прослеживаемость».
СОУ 012:2012 - «Управление производственной средой»
СОУ 015:2012 - «Управление производством и предоставлением услуг».
СОУ 020:2012 - «Управление средствами мониторинга и измерительной техники»
СОУ 021:2012 - «Измерение, анализ и улучшение».
СОУ 01:2012 - «Управление протоколами».
Показатели времени выполнения процесса:
среднее время простоев (форс-мажорные обстоятельства);
среднее время выполнения отдельных этапов процесса.
Показатели качества:
- степень дефектности (количество несоответствий в программе качества, в плане);
уровень зависимости выполнения процесса (от кадровых перестановок).
Результативность данного процесса определяется как соотношение количества предполагаемых услуг к реальным заказам на предоставление услуг. Периодичность проверки результативности процесса составляет 6 месяцев.
Структура процесса
Входом для процесса «Проектирования и разработки» является информация описывающая выполнение процесса и требования стандарта и организации к планированию выпуска продукции.
Выходом процесса является задокументированная методика о требованиях к планированию выпуска продукции.
Управляющими воздействиями являются: руководство по качеству, требования стандарта ISO 9001, приказы, методики.
Для выполнения процесса необходимы такие ресурсы, как: персонал, информационно-материальная база.
Взаимодействие между подпроцессами
Процесс «Системы управлением качеством» состоит из следующих подпроцессов:
определение целей и требований к продукции;
определение необходимых процессов, документов и ресурсов;
определение методов мониторинга, измерения, контроля и критериев приемки продукции;
определение необходимых протоколов;
оформление результатов планирования продукции.
Взаимодействие между процессами основано на принципе «выход-вход», т.е. выход предыдущего процесса является входом следующего, который является его заказчиком, предъявляющим требования.
Входными данными подпроцесса «Определение целей и требований к продукции» (вх1) является предполагаемая номенклатура продукции. Выходными данными (вых1) - цели и требования к продукции.
Входными данными подпроцесса «Определение необходимых процессов, документов и ресурсов» (вх2) являются цели и требования к продукции. Выходными данными (вых2) - перечень необходимых процессов, документов, ресурсов.
Входными данными подпроцесса «Определение методов мониторинга, измерения контроля и критериев приемки продукции» (вх3) является перечень необходимых процессов, документов, ресурсов. Выходными данными (вых3) - перечень методов мониторинга, измерения, контроля и критериев приемки продукции.
Входными данными подпроцесса «Определение необходимых протоколов» (вх4) является перечень методов мониторинга, измерения, контроля и критериев приемки продукции. Выходными данными (вых4) - перечень необходимых протоколов.
Входными данными подпроцесса «Оформление результатов планирования предоставления услуг» является перечень необходимых протоколов (вх5). Общий выход процесса (вых5) - программа качества.
Схема расположения подпроцессов планирования выпуска продукции представлена в приложении А.
7. Описание видов деятельности
Высшее руководство предприятия документирует, внедряет и поддерживает СУК, а так же постоянно улучшает ее результативность в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001.
Определение целей и требований к продукции
Главный технолог определяет цели и требования к продукции основываясь на требования СОУ 18.101:2011 ДМ «Идентификация продукции и прослеживаемость».
Определение необходимых процессов, документов и ресурсов
Определение необходимых процессов, документов и ресурсов
Осуществляет главный технолог основываясь на СОУ 012:2012 - «Управление производственной средой» и СОУ 015:2012 - «Управление производством и предоставлением услуг».
Определение методов мониторинга, измерения, контроля и критериев приемки продукции
Определение методов мониторинга, измерения, контроля и критериев приемки продукции осуществляет заместитель директора по вопросам качества основываясь на СОУ 020:2012 - «Управление средствами мониторинга и измерительной техники» и СОУ 021:2012 - «Измерение, анализ и улучшение».
Определение необходимых протоколов
Планово-диспетчерский отдел определяет протоколы необходимые для предоставления доказательств выполнения работ основываясь на СОУ 01:2012 - «Управление протоколами».
Оформление результатов планирования выпуска продукции
Результаты планирования главный технолог оформляет в виде плана календарного выпуска продукции.
Используя критерии контроля заместитель директора по вопросам качества проводит оценку процесса в целом на соответствие требованиям ДСТУ ISO 9001
8. Протоколы
Документация системы управления качеством включает протоколы, требуемые ISO 9001.
Протоколы разрабатываются и внедряются как доказательства соответствия требованиям системы управления качеством и ее эффективности.
Протоколы должны быть доступными, легкими для чтения и идентификации.
Все протоколы должны иметь название, содержать дату и, если требуется, номер.
Протоколы оформляются по стандартной форме, приведенной в методиках системы качества или, если форма не оговорена - в произвольной форме.
Протоколы подписываются ответственными лицами и сохраняются в установленном месте. Хранение осуществляется в надлежащих условиях, обеспечивающих:
защиту от порчи;
быстрый поиск;
доступность.
Протоколы должны быть доступны для участников процессов и аудиторов.
В спорных случаях, решение о доступе принимает директор или заместитель директора по вопросам качества.
Протоколы сохраняются в течение 5 лет, если не оговорено иное.
По истечению срока действия, протоколы подлежат изъятию из мест хранения и уничтожению.
Заключение
В данной методике рассмотрен процесс системы управлением качества и проведен функционально-структурный анализ этого процесса. В процессе разработки методики, были определены подсистемы и связи между ними. Проведен сравнительный анализ соответствия подсистем и функций и определено, что каждая подсистема выполняет соответствующую ей функцию.
Выполнение каждой подсистемой своей функции направлено на достижение общей цели системы.
На основании требований стандарта ДСТУ ISO 9001 относительно данного процесса, было раскрыто его содержание. Также были определены входы, выходы, управляющие воздействия и ресурсы для заданного процесса и его составляющих. На основании входов и выходов подпроцессов установленные взаимодействия между ними, изображены схематически.
Процесс оформлен как документированная методика.
Библиография
1 Методика аудита систем управления качеством. Трофимов К.В. Уч. пос. - Х.: Национальный аэрокосмический университет «ХАИ»,2004.
ДСТУ 1.5:2003 Національна стандартизація. Правила побудови, викладання, оформлення та вимоги до змісту нормативних документів.
ДСТУ ISO 9000:2001 Системи управління якістю. Загальні положення