Объектно-ориентированная СУБД (прототип)
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ
Кафедра Автоматизации и Интеллектуализации Процессов Управления
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К дипломной работе
На тему: «Разработка прототипа системы управления
объектно-ориентированной базой данных»
Студент Юдин Илья Викторович
Руководитель дипломной работы: Нечаев Анатолий Михайлович
Специальная часть: Титов Виктор Иванович
М О С К В А
1 9 9 9
Содержание
1. Введение 3
1.1 Причины появления объектно-ориентированных баз данных 3
1.2 Подходы в разработке ООБД 4
1.3 Краткий сравнительный анализ постреляционных и традиционных баз данных
5
1.4 Основания дипломной работы 5
1.5 Анализ полученного результата 7
2. Уточнение методов решения задачи 8
2.1 Наследование 8
2.2 Инкапсуляция 10
2.3 Идентификатор объекта 11
2.4 Идентификатор поля агрегата 13
2.5 Триггеры. Ограничение доступа 13
2.6 Действие (knowhow) 14
2.7 Объекты-поведения 14
2.8 Принципы взаимодействия объектов 14
2.9 Транзакции и механизм согласованного управления 17
3. Разработка структуры СУ 18
3.1 Положение дел в области интероперабельности систем 18
3.2 Менеджер памяти 20
3.3 Виртуальная память и каналы 20
3.4 Система управления кэшированием объектов 21
3.5 Система управления журнализацией и восстановлением 23
3.6 Принципы реализации механизма согласованного управления 24
4. Представление данных в ООБД 28
4.1 Базовые объекты системы 28
4.2 Строение объекта 28
4.3 Контекст транзакции 30
5. Описание операций над объектами в БД 31
6. Требования к техническим и программным средствам 33
7. Реализация прототипа 34
7.1 Построитель 34
7.2 Заголовочный модуль для каналов 34
7.3 Менеджер виртуальной памяти 35
7.4 Система управления хранением объектов 38
7.5 Система управления каналами 39
7.6 Работа с базовыми объектами 40
7.7 Выполнение действий 42
7.8 Кэширование объектов 42
8. Контрольный пример, демонстрирующий возможности технологии 44
9. Оценка трудоемкости разработки ПО с использованием традиционного и
предлагаемого подходов 45
9.1 Табличные базы данных с низкоуровневыми операциями доступа 45
9.2 Реляционные базы данных 45
9.3 Объектно-ориентированные базы данных 46
9.4 Будущее применения различных баз данных 46
10. Литература 47
1. Введение
1 Причины появления
объектно-ориентированных баз данных
Развитие вычислительной техники и увеличение объемов хранимой
информации привело к необходимости выделения технологии баз данных в
отдельную науку. Как правило, базы данных хранили множество однотипных
данных, предоставляя пользователю сервис доступа к нужной ему информации.
На смену иерархическим и сетевым базам данных пришли реляционные базы
данных. Успех реляционных баз данных обусловлен их более простой
архитектурой, наличием ненавигационного языка запросов и, главное, ясностью
математики реляционной алгебры.
На этапе зарождения технологии баз данных при построении какой-либо
базы данных строилась физическая модель. С накоплением опыта стало понятно,
что нужен переход к даталогической модели, которая позволяет
абстрагироваться от конкретной СУБД. Появилось понятие схемы базы данных,
описывающей организацию данных в СУБД. Программы стали работать с базой
данных не напрямую, а через схему БД. Такой подход обеспечил возможность
менять структуру БД без необходимости изменять логику программ. Появление и
стандартизация SQL предоставила единый интерфейс для работы с данными.
Иерархическая и сетевая модели баз данных стали применяться крайне редко.
Это было вызвано, прежде всего, трудностью модификации схем иерархических и
сетевых баз данных и сильно зависящей от приложений навигацией в этих базах
данных.
[pic]
Далее, развитие объектно-ориентированного анализа и объектно-
ориентированного проектирования как эффективных подходов для формализации
предметной области, привело к появлению инфологической модели предметной
области. Теперь, при разработке базы данных составлялось три модели
представления информации предметной области: инфологическая, даталогическая
и физическая, не считая локальных пользовательских представлений.
Рис 1: Этапы проектирования БД
Поскольку физическая модель требовала привлечения эксперта в области
конкретной СУБД для получения эффективного размещения данных, физическая
модель стала строиться самой СУБД из схемы БД, вводимой пользователем на
основе даталогической модели предметной области. Затем появились CASE-
средства, позволяющие создавать инфологическую модель предметной области и
транслирующие ее в даталогическую модель.
Казалось бы, что цель достигнута, – проектировщик работает только с
инфологической моделью, но на самом деле, до тех пор, пока работа
происходит с реляционной базой данных, существует разрыв между языком
программирования (логикой пользователя) и языком описания данных
(представлением данных), который преодолевать должен программист. Суть
разрыва можно сформулировать так: возможности работы с данными программы и
с данными СУБД должны быть одинаковы.
В конце 80-х – начале 90-х годов массовое внедрение персональных
компьютеров привело к развитию мультимедиа-технологий и настольных САПР,
структуры данных в которых слишком сложны для процедурного программирования
или же необычны (например, звук). Это, а также то, что объектно-
ориентированное программирование позволяет существенно снизить сложность
разработки и обеспечить адекватное представлению моделирование предметной
области, привело к тому, что в области языков программирования произошло
слияние стилей языков высокого уровня. Доминирующим подходом стало
внедрение в них технологий объектно-ориентированного программирования. Не
остались в стороне и языки, встроенные в СУБД. В качестве примера
вышеизложенного можно привести продукт Visual FoxPro фирмы Microsoft. Эта
СУБД обладает объектно-ориентированным языком программирования, но, по
сути, является реляционной СУБД, поскольку хранимые данные представлены в
виде таблиц, а таблицы представляют собой множество кортежей, которые
содержат атомарные значения. Такое несоответствие и привело к буму в
области разработки постреляционных баз данных.
Сложившаяся ситуация хотя чем-то и напоминает время перехода к
реляционным базам данных, однако во многом и отличается. Прежде всего,
отсутствует математическая модель, которая была бы однозначно признана
всеми ведущими разработчиками постреляционных СУБД. Нет документа, который
однозначно определил бы требования к таким СУБД. И, наконец, нет самой
системы, которая считалась бы эталоном для других систем, как это было с
СУБД System-R фирмы IBM.
Одним из основных критериев выбора СУБД всегда была
производительность. Однако, несмотря на то, что объектно-ориентированные
базы данных существуют уже около 10 лет, стандартных тестов на
производительность пока нет. Тому есть несколько причин: отсутствие
стандартного языка запросов, канонических приложений, разница в архитектуре
и т.д.
Что же есть? Имеется многочисленный опыт разработок, например Jasmine,
POSTGRES, и других. Три документа, содержащих пожелания относительно
возможностей постреляционных СУБД : [3], [12] и [14].
1.2 Подходы в разработке ООБД
За время существования баз данных накоплено огромное количество
информации. Разработано огромное количество приложений для работы с базами
данных. Это привело к появлению двух конкурирующих концепций архитектур
постреляционных СУБД:
1. Объектно-реляционные базы данных
2. Объектно-ориентированные базы данных
Объектно-реляционные базы данных представляют собой реляционные базы
данных, дополненные надстройкой, представляющей эти данные как объекты. Все
по-прежнему хранится в виде таблиц. Этот подход позволяет плавно перейти от
технологии хранилища таблиц к технологии хранилища объектов. Остается
возможность выборки данных с помощью SQL-запросов. Сам SQL расширен
командами работы с объектами. Наиболее известным продуктом, в котором
реализован подобный подход является Oracle ver.8. Комитет ANSI X3H2,
разработавший стандарт SQL–92, сейчас работает над SQL3. Основными
усовершенствованиями в SQL3 должны стать возможность процедурного доступа
наравне с декларативным и поддержка объектов. Основным недостатком объектно-
реляционных СУБД является необходимость разбирать объекты для размещения их
в таблицах и собирать их для передачи пользователю из таблиц [2].
Объектно-ориентированные базы данных хранят объекты целиком. Для
выборки объектов с помощью запросов разрабатывается язык OQL (Object Query
Language), в который был включен стандарт SQL'92. Единство описания
структуры БД достигается применением языка определения объектов ODL (Object
Definition Language), предложенного ODMG (Object Database Management
Group), являющегося расширением языка IDL. Эти виды баз данных обладают
высокой производительностью, часто в несколько раз более высокой, чем
реляционные базы данных. Наиболее известными ООСУБД являются Jasmine,
ObjectStore и POET.
Из отечественных разработок в области постреляционных баз данных
достоверно известно лишь о существовании ООСУБД ODB-Jupiter. Похоже, она
была написана специально для создания продукта ODB-Text. По крайней мере,
ни о каких других приложениях написанных на ODB-Jupiter ничего не известно.
Также в Internet было обнаружено описание некой отечественной объектно-
ориентированной базы данных версии 1.2. Точнее, это был модуль,
предоставляющий функции объектно-ориентированной СУБД. Документ даже не
имел названия. В нем детально рассматривалась организация хранения данных и
принцип работы. Похоже, разработка обосновывалась лишь на принципах,
которым должна удовлетворять СУООБД. Наиболее интересная идея: назначение
строкам уникальных идентификаторов и удаление строк только при упаковке
базы. Это дает существенный выигрыш в сравнении строк, так как объекты-
строки с одинаковым содержанием имеют одинаковые идентификаторы.
4 Краткий сравнительный анализ постреляционных и традиционных баз данных
Постреляционные базы данных вобрали в себя все лучшие черты
иерархических, сетевых и реляционных баз данных.
Хотя существуют некоторые сходства, как, например, использование
указателей и вложенная структура записей в сетевой модели. Однако надо
отметить, что СУООБД используют логические указатели для обеспечения
целостности, а также поддерживают иерархию классов, наследование и методы.
Таких средств нет в иерархических и сетевых моделях [4].
Реляционные СУБД, идеально соответствующие своему назначению в
традиционных областях применения баз данных, — банковское дело, системы
резервирования и т.д. — в данном случае оказываются неудобными и
неэффективными по многим причинам. Основное требование реляционной модели —
нормализация — в случае сложноструктурированных данных с многочисленными
взаимосвязями приводит к сложным запросам с соединением таблиц. То есть к
тому, к чему реляционные СУБД не приспособлены, поскольку не могут
обеспечить высокую производительность, требуемую интерактивным системам.
Производительность реляционных СУБД в таких случаях может уступать
СУООБД во много раз. Кроме того, приложения развиваются, и число таблиц
увеличивается. Небольшое изменение в организации данных может привести к
необходимости изменить исходные тексты программы. При этом вносятся
дополнительные ошибки. Объектно-ориентированные языки БД позволяют достичь
того же результата локальными изменениями в свойствах и методах
интересующих объектов. Кроме того, методы работы с объектами хранятся в
базе вместе с объектами.
1.4 Основания дипломной работы
В отношении избранных математических моделей
Значительная часть этой дипломной работы основывается на двух
математических моделях.
Модель единого представления данных поведений
и сообщений в объектно-ориентированной базе данных
Модель [17] замечательна тем, что не только описывает что представляют
из себя объекты и как они взаимодействуют между собой, но и является
замкнутой, самодостаточной. Она позволяет описать качественно новый вид
взаимодействия в объектно-ориентированной системе: алгебру объектов. Эта
алгебра является по своей сущности и важности аналогом реляционной алгебры
в теории реляционных баз данных. В этой алгебре объектов определяется что
представляют из себя такие операции, как селекция, проекция и другие хорошо
известные из теории реляционных баз данных операции. Таким образом, эта
модель объединяет два способа получения информации: посылка сообщения
объекту (что типично для объектно-ориентированного программирования) и
выполнение запроса над совокупностью хранимых данных (что типично для
реляционных баз данных).
Модель согласованного управления в объектно-ориентированной базе данных
Эта модель [19] также оказала значительное влияние на данную работу,
поскольку дополнила собой модель представления данных. Ни одна современная
система управления базой данных не может обойтись без подсистемы
транзакций. Природа транзакций в таких приложениях, как CAD, мультимедийные
базы данных, является весьма различной. Эти приложения характеризуются
совместно выполняемыми продолжительными транзакциями с произвольными
операциями. У продолжительных пользовательских транзакций время выполнения
может быть растянуто на часы, а то и дни. Это условие приводит к тому, что
хорошо известный, и ставший уже классическим для традиционных баз данных,
критерий сериализуемости становится неприменим непосредственно.
О самом критерии сериализуемости и способах реализации механизма
транзакций достаточно подробно изложено в [9] и [22].
Механизм согласованного управления позволяет повысить
производительность СУООБД за счет составления расписания выполнения
транзакций, в том числе продолжительных, предоставляет транзакциям
использовать промежуточные результаты других транзакций, учитывает
объектную ориентированность данных и допускает обобщение операций (не
только чтение и запись).
Другие работы, также повлиявшие на организацию структуры системы управления
В статье [20] излагается довольно интересная точка зрения на состояние
объектно-ориентированного программирования, а также рассказывается о
применении несколько отличного от традиций объектно-ориентированного
программирования подхода. В частности, наследование реализуется с помощью
механизмов включения и делегирования. Это позволяет решить проблему
множественного наследования. Вводится понятие фильтров, представляющих
собой продукции, которые могут обрабатывать входящие сообщения и даже
перенаправлять их на другие объекты, сохраняя в теле этих сообщений ссылку
на первоначальный объект, к которому было послано сообщение. Причем,
фильтры могут реагировать не только на входящие, но и на исходящие от
объекта сообщения.
Принципы журнализации заимствованы из системы POSTGRES [23] и [15].
Принципы кэширования взяты из [1].
В отношении языка реализации
Было решено реализовывать прототип СУООБД на ДССП. ДССП – диалоговая
система структурного программирования – была разработана в 1980 году
Н.П.Брусенцовым в МГУ [5]. Система имеет под собой теоретическое
обоснование. Принцип ДССП «Слово есть слово», т.е. одно слово программы
соответствует одному слову кода. Принципы управляющих конструкций
наследуются от троичной вычислительной машины Сетунь-70, имевшей память на
магнитных сердечниках. Словарь и обозначения – от языка Ч.Мура Forth. ДССП
превосходит Forth по многим параметрам. Язык ДССП обладает существенно
более низкой, чем язык ассемблера трудоемкостью в программировании, не
уступая ему в компактности кода и быстродействии, позволяет проверять
работу подпрограмм в интерактивном режиме и имеет возможность модификации
программ практически без внесения изменений в остальные части кода.
К сожалению, при всех этих достоинствах, ДССП на данный момент
является только системой программирования. Она не предоставляет сервис СУБД
и не взаимодействует ни с одной СУБД. Данная работа направлена на то, чтобы
обеспечить ДССП возможность обрабатывать данные в качестве СУБД, создав тем
самым дешевый (Jasmine стоит порядка $15000), но эффективный инструмент,
способный работать даже в самых непритязательных условиях, которые так
часто встречаются сейчас в России. Разработка не ограничивается расширением
ДССП и способна работать в качестве сервера ООБД на файл-сервере ЛВС.
1.5 Анализ полученного результата
В результате проделанной работы изучена литература по организации
реляционных баз данных, подходы к организации объектно-ориентированных баз
данных. Были отобраны математические модели, на основании которых была
определена архитектура базы данных и принципы ее функционирования.
Программно реализованы подсистемы управления виртуальной памятью и
кэширования объектов. Сама работа носит исследовательский характер, являясь
шагом от чистой теории к идеям реализации ООБД. Обширность тематики не
позволила проработать детально все вопросы, касающиеся организации ООБД. В
частности, очень мало места уделено средствам повышения производительности
поиска в БД (индексирование). Тем не менее, некоторые найденные решений, на
мой взгляд, являются весьма перспективными. Это касается организации
виртуальной памяти, позволяющей организовать произвольную степень
вложенности данных, и механизма кэширования, которые подробно
рассматриваются в работе.
В виде программного кода реализовано:
. Создание, открытие ООБД
. Менеджер виртуальной памяти
. Система управления каналами
. Система управления кэшированием объектов
. Создание основных объектов
. Клонирование объектов
. Переопределение поведений и действий
. Изменение данных в объектах
. Журнализация изменений в объектах
. Выполнение действий (knowhow)
2. Уточнение методов решения задачи
2.1 Наследование
Наследование является мощным средством моделирования (поскольку кратко
и точно описывает мир) и помогает программисту разрабатывать новые версии
классов и методов, не опасаясь повредить работающую систему. Наследование
способствует повторному использованию кода, потому что каждая программа
находится на том уровне, на котором ее может использовать наибольшее число
объектов.
Совокупности свойств объекта в объектно-ориентированной базе данных
уделяется большее внимание, чем во многих объектно-ориентированных языках
программирования, поскольку они являются также целью запросов.
Объект=состояние+поведение. Чаще всего существует только одна иерархия
наследования. Этот подход перешел и в C++. Однако, возможно разделение
иерархий наследования данных и наследования поведений. Не всегда желательно
иметь точно такую же иерархию наследования поведения, как и иерархию
наследования свойств. Разделение этих двух иерархий повышает возможности
переиспользования (reuse) поведений.
Значение переиспользования поведений
Предположим, мы имеем класс Студент и хотим создать класс Аспирант.
Чтобы стать аспирантом, человек должен сначала получить высшее образование
как студент. В общем случае экземпляры этих классов различны. Мы не можем
наследовать Аспирант от Студент, т.к. аспирант не является студентом. В
противном случае, мы имели бы право рассматривать аспиранта как экземпляр
класса Аспирант и, с тем же правом, как экземпляр класса студент. Тем не
менее, оба класса обладают общими атрибутами, такими как: имя, адрес,
номер_личной_карточки, а также большинством общих поведений. Это
обстоятельство побуждает создать класс Аспирант, унаследовав свойства и
поведения Студента. Однако, хотя экземпляры класса Аспирант будут
подмножеством всех экземпляров класса Студент (т.к. все аспиранты были
студентами, но не все студенты стали аспирантами), это представление будет
некорректно с точки зрения моделирования ситуации в реальном мире.
На рисунке представлено дерево наследования:
[pic]
Рис. 2: Диаграмма наследования
Свойства классов Студент и Аспирант наследуются от класса Учащийся.
Поведение класса Аспирант наследуется от Студент. Обычно подкласс
наследует все атрибуты и методы из суперклассов. В приложении к
наследованию поведений это означает, что класс-ученик (demandclass) состоит
в отношении Переиспользовать-от (Reuse-Of) с другим классом, называемым
классом-учителем (supplyclass), и класс-ученик должен наследовать все
поведения от класса-учителя.
Эталоны наследования: классы или прототипы?
В системе отсутствуют классы и типы. Роль класса может брать на себя
любой объект, называемый объектом-образцом. Такой вид наследования
называется наследованием на основе прототипов.
Как правило, системы с наследованием на основе прототипов
концептуально более просты по сравнению с системами на основе классов.
Порождение экземпляра достигается копированием объекта-образца. Копия
получает от системы уникальный идентификатор, отличный от идентификатора
любого другого объекта в системе.
Независимо от модели наследования (классы или прототипы) существует
две различные стратегии реализации механизма наследования: делегирование и
конкатенация.
Способ наследования: делегирование или конкатенация?
Делегирование представляет собой такую форму наследования, в которой
объединение интерфейсов реализовано посредством разделения родительских
интерфейсов, т.е. с использованием ссылок. Конкатенация достигает
аналогичного эффекта посредством копирования родительских интерфейсов в
интерфейс порождаемого класса или объекта, – как результат, полученный
интерфейс является непрерывным. В любом случае дочерний объект способен
отвечать как на сообщения, определенные в родительских интерфейсах, так и
на сообщения, добавленные к интерфейсу объекта. При делегировании те
сообщения, которые не могут быть обработаны объектом, должны быть
направлены родителям. При конкатенации каждый объект является
самодостаточным, и необходимость перенаправления сообщений отсутствует.
Введение идентификаторов полей позволяет распространить подходы
делегирования и конкатенации и на агрегатные объекты.
И конкатенация, и делегирование имеют свои достоинства и недостатки.
Делегирование обеспечивает возможность гибкого распространения изменений:
любое изменение свойств родителя автоматически отражается на потомках.
Подход, использующий конкатенацию, допускает изменение свойств родителей и
потомков независимо друг от друга, что также может быть полезно во многих
ситуациях. Делегирование обычно требует меньших затрат по памяти, в то
время как конкатенация является более эффективной по времени. Simula и C++
являются примерами языков, которые реализуют наследование на основе классов
с использованием делегирования. В Smalltalk реализовано наследование на
основе прототипов с использованием делегирования.
Обоснование избранного механизма наследования
Было решено использовать в дипломной работе механизм наследования на
основе прототипов с использованием конкатенации, как для состояний, так и
для поведений, поскольку для СУБД критично именно время выполнения
операций. Разделение наследований состояния и поведения позволяет уменьшить
объем хранимой в каждом объекте информации. В объект помещается ссылка на
объект, хранящий его интерфейс (т.е. поведение). Таким образом, интерфейсы
многих объектов с одинаковым поведением могут быть сосредоточены в одном
месте. Наследование на основе прототипов позволяет управлять конфигурацией
объектов-образцов и обеспечивает единство представления данных. Т.е.
результатом запроса к базе данных может быть список используемых методов,
их аргументы и другая информация, которая в системе с наследованием на
основе классов скрыта в классах. Создание экземпляра через копирование
снимает необходимость введения конструктора по умолчанию, поскольку
содержимое копируемого объекта и задает начальные значения.
Система поддерживает множественное наследование. Необходимость
множественного наследования остается предметом горячих споров. Практика
говорит о том, что «множественное наследование играет роль парашюта: в нем
нет постоянной необходимости, но если он вдруг понадобился, то большое
счастье иметь его под рукой» [8].
Определение родства
Остается важный вопрос: как определить, является ли объект потомком
другого объекта? Разделение наследований состояния и поведения приводит к
тому, что слово «потомок объекта» обретает двойственное значение. С одной
стороны, это потомок по данным, с другой стороны, это потомок по поведению.
На самом деле, в чистой объектно-ориентированной системе данные
объектов надежно защищены от вмешательства пользователя через механизм
инкапсуляции. Доступ к данным производится через методы. Таким образом,
родство объектов следует определять исключительно через их интерфейсы. В
системе на основе классов обычно строится дерево наследования. В системе
на основе прототипов с конкатенацией определение родства достигается за
счет операций пересечения интерфейсов. Поведение объекта составляют методы,
хранящиеся в объекте-множестве, а значит для определения родства необходимо
выполнить операцию пересечения множеств. Если получившийся в результате
пересечения интерфейс совпадает с интерфейсом одного из двух сравниваемых
объектов, то другой объект – его потомок. Фактически, это алгоритм
определения общего предка двух объектов. Использование множеств для
хранения интерфейсов позволяет взглянуть на операцию наследования
конкатенацией как на операцию слияния множеств.
2.2 Инкапсуляция
Идея инкапсуляции в языках программирования происходит от абстрактных
типов данных. С этой точки зрения объект делится на интерфейсную часть и
реализационную часть. Интерфейсная часть является спецификацией набора
допустимых над объектом операций. Только эта часть объекта видима.
Реализационная часть состоит из части данных (состояние объекта) и
процедурной части (реализация операций).
Интерпретация этого принципа для баз данных состоит в том, что объект
инкапсулирует и программу и данные.
Рассмотрим, например, объект Служащий. В реляционной системе служащий
представляется кортежем. Запрос к нему осуществляется с помощью
реляционного языка, а прикладной программист пишет программы для изменения
этой записи, например повышение зарплаты служащего или прием на работу.
Такие программы обычно пишутся либо на императивном языке программирования
с включением в него операторов языка манипулирования данными или на языке
четвертого поколения и хранятся в обычной файловой системе, а не в базе
данных. Таким образом, при таком подходе имеются кардинальные различия
между программой и данными, а также между языком запросов (для
незапланированных запросов) и языком программирования (для прикладных
программ).
В объектно-ориентированной системе служащий определяется как объект,
который состоит из части данных (очень даже вероятно, что эта часть
практически совпадает с записью, определенной для реляционной системы) и
части операций (эта часть состоит из операций повышения зарплаты и приема
на работу и других операций для доступа к данным сотрудника). При хранении
набора сотрудников, как данные, так и операции хранятся в базе данных.
Таким образом, имеется единая модель данных и операций, и информация может
быть скрыта. Никакие иные операции, кроме указанных в интерфейсе, не
выполняются. Это ограничение справедливо как для операций изменения, так и
для операций выборки.
Инкапсуляция обеспечивает что-то вроде “логической независимости
данных”: мы можем изменить реализацию типа, не меняя каких-либо программ,
использующих этот тип. Таким образом, прикладные программы защищены от
реализационных изменений на нижних слоях системы.
Здесь уместно вспомнить о “проблеме 2000 года”, возникшей из-за того,
что в СУБД отводилось всего два разряда на год даты. Чтобы исправить
возникающую ошибку, нужно пересмотреть заново весь код приложения! В ООБД
для решения аналогичной проблемы требуется исправление небольшого
количества методов, работающих с данными даты.
2.3 Идентификатор объекта
Назначение идентификатора
Объекты в БД обладают индивидуальностью. Даже при изменении структуры
и поведения объекта, его индивидуальность сохраняется. Два объекта в
системе отличаются своими идентификаторами. Идентификатор является
характеристикой индивидуальности. Понятие индивидуальности ново для
реляционных баз данных. В чисто реляционной БД все кортежи в пределах одной
таблицы отличаются между собой. Характеристика различия – первичный ключ.
Многие современные реляционные базы данных допускают существование в
пределах одной таблицы одинаковых кортежей. И потребность в этом есть,
иначе не было бы квалификатора DISTINCT в операторе SQL SELECT.
Идентификатор объекта в БД позволяет различить между собой два
одинаковых по значению объекта. Фактически, он играет роль дескриптора
адреса объекта. Таким образом, пользователь работает с объектом не через
его адрес, а через его идентификатор.
Строение идентификатора
В современных ООБД для ускорения доступа к объектам идентификаторы
наделяются составной структурой.
Имеются два основных подхода для идентификации объектов:
. Составной адрес (Structured address)
. Заменитель (Surrogate)
Составной адрес состоит из физической части (сегмента и номера
страницы) и логической части (внутристраничный индекс), которые являются
масками фиксированной длины и, соединяясь, дают идентификатор. Составные
адреса более популярны в современных ООБД как более эффективные: за один
дисковый доступ можно получить адрес объекта. Использование составного
адреса как идентификаторов приводит к зависимости от организации
физического хранения. Это приводит к трудностям при перемещении данных для
хранения на другое устройство.
Заменитель – чисто логический идентификатор, генерируемый по
некоторому алгоритму, который гарантирует уникальность. В заменителях,
индекс (также называется директорией объекта), часто используется для
отображения идентификаторов в расположение объектов. Эффективность операций
с базой данных во многом определяется скоростью доступа к одиночному
объекту. Часто объекты связаны между собой и доступ к одному объекту
происходит через доступ к другому. Например, через объект-список происходит
доступ к его элементам. Во многих случаях создание объекта (например,
глубоким копированием) приводит к каскадному созданию других объектов,
составляющих его содержимое. Использование кластеризации помогает
организации быстрого доступа к группе связанных объектов. Кроме того,
размещение объектов в одной области дискового пространства также
увеличивает быстродействие.
В работе [16] описан подход к построению идентификаторов-заменителей.
Идентификатор состоит из двух частей: кода кластера и номера в
последовательности. Такой подход основывается на следующих трех принципах:
1) Идентификатор объекта должен содержать информацию о кластере, который группирует совместно используемые объекты
2) Должны быть допустимы произвольные размеры кластеров
3) Идентификаторы объектов должны подчиняться достаточно однообразному представлению, чтобы они могли выступать в качестве псевдоключей динамического хеширования.
Есть три признака, по которым СУБД могут принимать решение о месте
размещения объектов:
1) Правила, заданные в схеме БД
2) Указание пользователя
3) Статистика доступа
В дипломной работе, несмотря на заманчивость идеи кластеризации,
принят тривиальный подход: идентификатор нового объекта – это значение
максимального идентификатора, использующийся в системе, плюс один. Объекты
также хранятся не в виде кластеров и не вкладываются друг в друга. Хотя
система управления памятью позволяет организовать и такой способ хранения.
Идентичность и эквивалентность
В ООБД при сравнении двух объектов между собой различают идентичность
и эквивалентность объектов.
Определение идентичности
Два объекта являются идентичными, если их идентификаторы совпадают.
Поскольку в системе не может быть двух объектов с одинаковыми
идентификаторами, это означает, что это один и тот же объект, на который
ссылаются с двух разных мест. Идентичность обозначается так: o1 ( o2.
Определение N-эквивалентности
Пусть 0-эквивалентность (обозначается (0) то же самое, что проверка
идентичности (. Тогда для любых двух объектов o1, o2(O, o1 и o2 n-
эквивалентны (обозначается o1 (n o2) для n > 0, если:
Существует атомарный объект c, такой, что значение(o1) = значение(o2)
и их поведения идентичны;
значение(o1)=[A1 : x1, …, Am : xm] и значение(o2)=[A1 : y1, …, Am : ym], и
при этом
xi (n-1 yi для 1( i ( n; или
Существует объект-условие c, такой, что значение(o1) = и значение(o2) = и xi (n-1 yi для 1( i ( 3; или
Существует объект-множество c, такой, что значение(o1) = {x1, …, xl}
и значение(o2)
= {y1, …, ym} и l = m и для каждого xi(yj) существует один yj(xi) : xi
(n-1 yj для 1( i,j ( l; или
Существует объект-список c, такой, что значение(o1) = (x1, …, xl) и
значение(o2) = (y1, …, ym) и l = m и xi (n-1 yi для 1( i ( l.
Два объекта называются эквивалентными (o1 ( o2) тогда и только тогда,
когда
o1 (n o2 для некоторого n > 0.
2.4 Идентификатор поля агрегата
Введение идентификатора поля позволяет преодолеть трудность
определения размещения данных полей агрегатов. Суть проблемы заключается в
том, что если мы наследуем классы B и C от класса A, а затем наследуем
множественно класс D от классов B и C, то экземпляр класса D одновременно
является экземпляром классов A, B и C. При этом важно, чтобы "старый" класс
(например, A) умел работать с объектами класса D. Эта проблема
рассматривается в работе [10], в которой авторы вводят следующие
ограничения целостности структуры объектов:
1. В БД не могут существовать отдельные собственные части подклассов
2. Каждой части сложного объекта должна соответствовать только одна
собственная часть.
В качестве решения они предлагают использование ссылок на классы и
каждую собственную часть класса хранить отдельно.
В дипломной работе предлагается вместо хранения ссылок на классы
установить для каждого поля свой идентификатор. При наследовании поле
сохраняет свой идентификатор. Таким образом, переименование полей не
нарушает связь наследования. Переименование может быть автоматическим,
например, из-за конфликтов имен полей при множественном наследовании.
Аналогично поступает оператор SQL Select, когда в качестве результата
запроса ему нужно вернуть несколько столбцов, имеющих одинаковые имена.
Идентификаторы полей уникальны в пределах базы данных, т.е. при
объявлении нового поля в классе, идентификатор поля в дальнейшем появляется
только в классах-наследниках и только через наследование.
Кроме того, программисты могут использовать для имен полей привычный
для них родной язык, другими словами: есть возможность создавать синонимы
имен полей.
2.5 Триггеры. Ограничение доступа
В множество поведений любого объекта можно включить два списка с
предопределенными именами «PRE_TRIGGERS» и «POST_TRIGGERS». Список
PRE_TRIGGERS содержит объекты, обрабатывающие входящее сообщение. Как
правило, это объекты-условия. Такой подход называется фильтрацией [20].
Список POST_TRIGGERS содержит объекты, которые проверяют результат
воздействия и могут произвести откат. POST_TRIGGERS вызываются по окончании
действия транзакции при выполнении операции удаления транзакционных
зависимостей.
Все триггеры множеств и последовательностей можно разбить на две
классификации: это триггеры, следящие за целостностью множества
(последовательности), сохраняя отношение порядка на последовательности,
ограничение суммы чисел элементов множества и др.; и следящие за
целостностью одного элемента, что соответствует проверке значения на
соответствие домену.
Список PRE_TRIGGERS позволяет организовать ограничение доступа,
фильтруя сообщения, посланные объектом, ктороый не имеет полномочий для
выполнения команды, содержащейся в сообщении.
Список POST_TRIGGERS позволяет исключить часть данных из результата
выполненной объектом операции, создав тем самым локальное пользовательское
представление.
Впрочем, тема безопасности заслуживает отдельного рассмотрения. Как,
например, в [9] и [18].
2.6 Действие (knowhow)
Действие представляет собой объект типа “строка”, хранящий текст ДССП-
процедуры. Ссылка на действие может хранится в поле OBJKH объекта, через
который и происходит вызов действия. Алгоритм выбора выполняемого действия
рассматривается ниже. В интерфейсах объектов указаны идентификаторы
объектов, которые в поле OBJKH хранят идентификатор действия. Значения этих
объектов являются именем действия. Наиболее удобно использовать для этой
цели строковые объекты. Использование поля OBJKH позволяет выполнять одно и
то же действие для различных методов различных объектов.
При вызове действия с идентификатором OIDKH делается вызов слова с
именем kh$. Например, для объекта с OIDKH=0x00000DFC это будет
KH$00000DFC. Если возникает ситуация EXERR, значит слово в словаре
отсутствует и подлежит компиляции. Для компиляции текст действия
дополняется префиксом “: KH$ ” и суффиксом “ ;”, после чего
компилируется командой TEXEC и выполняется. Словарь действий называется
$KH_VOC.
При изменении текста метода необходимо полностью очистить словарь ДССП
$KH_VOC, хранящий откомпилированные действия, поскольку эти действия
содержат в своем коде абсолютные ссылки на прежнюю откомпилированную версию
действия. Впрочем, эта процедура очистки словаря выполняется лишь при
переопределении текста действия, что бывает достаточно редко.
2.7 Объекты-поведения
В отсутствии классов, хранить методы в каждом объекте было бы слишком
накладно. Вынесение правил поведения в отдельный объект позволяет уменьшить
затраты на хранение объектов-данных. Математическая модель ООБД в [17],
также разделяет данные и поведения, что дополнительно дает возможность
переиспользовать поведение другого объекта.
Объект-поведение представляет собой множество объектов-методов, которое и
называется интерфейсом объекта.
При посылке на вход произвольного объекта OID2 сообщения OID1 (которое
тоже является объектом), сначала проверяется, содержится ли OID1 в
интерфейсе объекта OID2 (проверка идентичности). Если да, то выполняется
действие объекта OID1, иначе сравниваются значения OID1 и объектов
интерфейса (проверка эквивалентности). Если соответствие найдено,
выполняется действие, указанное в найденном в интерфейсе объекте.
2.8 Принципы взаимодействия объектов
Есть два основных способа управления объектами:
. Посылка сообщений
. Алгебра объектов
.
Определения операций Select и Pickup алгебры объектов можно найти в
[17]. Здесь оно не рассматривается по той причине, что является надстройкой
над управлением посылкой сообщений и описывается через механизм посылки
сообщений. То есть операции алгебры объектов могут быть заданы через
операции посылки сообщений, без исправления структуры СУБД. Полная алгебра
объектов является замкнутой и состоит из следующих операций: Select (,
Pickup (, Apply (, Expression Apply (, Project (, Combine (, Union (,
Interselect (, Subtract (, Collapse (, Assimilate (. Объектная алгебра
более выразительна, чем реляционная, поскольку поддерживает полиморфность.
Оператор Select, например, может работать с любыми видами операндов, а не
только с множествами.
Согласно [17], любое сообщение в системе является объектом. Любой
объект может иметь связанное с ним действие (knowhow), или не иметь его.
Алгоритм определения метода для выполнения
При посылке объекта проверяется, находится ли идентификатор объекта-
сообщения в интерфейсе объекта-получателя. Если да, то выполняется knowhow,
связанное с этим идентификатором. Если нет – проверяется, совпадает ли
значение объекта-сообщения со значением какого-либо метода из интерфейса
объекта-получателя. Если да, то выполняется связанное с этим методом
действие. Иначе возвращается объект fail.
Параметры методов
Набор_параметров (Blackboard) представляет собой множество меток,
аргументных пар { (L1, arg1), … , (Ln, argn) }. Li ?A, argi ?O для 1 ? i ?
n и ?i, j ? 1,…,n : i ? j ? Li ? Li.
Впрочем, базовые методы также используют передачу параметров через
стек, как более эффективный способ программирования.
Синтаксис посылки сообщения
Воздействие(Набор_параметров) (( Получатель. Объект, называемый
Воздействие (Invoker), является сообщением (message) и посылается к другому
объекту, названному Получателем (Reciver), используя Набор_параметров,
предоставляющий необходимые аргументы. Если параметры в Наборе_параметров
отсутствуют, то можно записать короче: Воздействие (( Получатель. Посланное
сообщение всегда возвращает объект, называемый Результат (Result).
Посылка простого сообщения
Пусть B – Набор_параметров и m и r – два объекта в O.
Примитивные взаимодействия
(1) m(B) (( fail ( fail; fail(B) (( r ( fail;
(2) m(B) (( null ( null; null(B) (( r ( null;
(когда m( fail)
(3) m(B) (( same ( same; same(B) (( r ( r;
(когда m( fail и m( null)
При совпадении идентификатора
(4) Если существует метод x из r такой, что x ( m и sig(x) = (A1,c1) (
…( (An,cn)( cr и {(A1,a1) ( …( (An,an)} (B и FID каждого поля сi
присутствует в ai (в терминах ОО-программирования: ci является предком по
значению для ai), тогда m(B) (( r ( r.kh(x)(A1 : a1, … , An : an ) иначе проверяется совпадение значения.
При совпадении значения
(5) Если существует метод x в r или его объектах-учителях (объектов,
от которых наследуется поведение) такой, что x ( m и sig(x) = (A1,c1) ( …(
(An,cn)( cr и {(A1,a1) ( …(
( (An,an)}(B и FID каждого поля сi присутствует в ai, тогда m(B) (( r ( r.kh(x)(A1 : a1, … , An : an ) иначе
(6) Если r является атомарным, то m(B) (( r ( fail.
Иначе m(B) (( r является комплексным сообщением (complex message
sending), обладает сложной структурой.
Комплексные сообщения
Если Воздействие является объектом-агрегатом, то s(B) (( o ( null, если s=[ ] s(B) (( o ( [A1 : s1(B) (( o1, …, An : sn(B) (( on], если s=[A1 : s1,
…, An : sn] где oj ( o, oj не( o) и orf(oi) ( orf(o) = ( для j = 1,..,n и для
любого i, j ( [1,..,n], если i ( j тогда oj не( o и orf(oi) ( orf(oj) = (
(т.е. o1,…,on являются глубокими копиями объекта-получателя o).
Если Воздействие является объектом-условием, то s(B) (( o ( s.then(B) (( o, если s.if(B) ( {False, fail} s(B) (( o ( s.else(B) (( o, иначе.
Где s.if, s.then, s.else обозначение if-части, then-части и else-части
s соответственно.
Если Воздействие является объектом-множеством, то s(B) (( o ( null, если s={ } s(B) (( o ( s1(B) (( o, если s={s1} s(B) (( o ( s’(B) (( o, s’= s – {x} после x(B) (( o
где x – произвольно выбранный элемент из множества s.
Если Воздействие является объектом-списком, то s(B) (( o ( null, если s=( ) s(B) (( o ( sn(B) (((… ((( s2(B) ((( s1(B) (( o))…) где s = (s1, s2,
…, sn)
Семантика дробящейся посылки
Пусть B – Набор_параметров и пусть s, o(O. Тогда оператор дробящейся
посылки, обозначаемый ~1( определяется следующим образом:
Таблица 1: Семантика дробящейся посылки
|Условие |S(B) ~1( o ( |
|s(B) (( o не( fail |s(B) (( o |
|AGG(o) & o = [A1 : o1, …, An : on] |[A1 : s(B) (( o1, …, An : s(B) (( |
| |on] |
|BIO(o) & o.if не( null |s(B) (( o.then |
|BIO(o) & o.if ( null |s(B) (( o.else |
|SET(o) & o = {o1,…,on} |{s(B) (( o1, …, s(B) (( on} |
|SEQ(o) & o = (o1,…,on) |(s(B) (( o1, …, s(B) (( on) |
|Иначе |Fail |
2.9 Транзакции и механизм согласованного управления
Согласованное управление является важным аспектом управления
транзакциями в СУБД. В обычных базах данных, транзакции являются
независимыми атомарными воздействиями, которые выполняются изолированно, в
том числе от результатов выполнения других транзакций. Однако, для
повышения производительности, для некоторых транзакций составляется
расписание выполнения. Механизм согласованного управления обеспечивает
корректное выполнение этого множества транзакций, в том числе
продолжительных.
В отличие от традиционных баз данных, исследования в области
согласованного управления для объектно-ориентированных баз данных были
ограничены. Это в значительной мере связано с уникальностью требований к
объектно-ориентированным базам данных. Природа транзакций в таких
приложениях, как CAD, мультимедийные базы данных, является весьма
различной. Эти приложения характеризуются совместно выполняемыми
продолжительными транзакциями с обобщающими операциями. Поскольку результат
выполнения транзакции может быть основан на промежуточных результатах
других транзакций, критерий сериализуемости не может быть применим
непосредственно в этом случае.
Сериализуемость состоит в том, что результат совместного выполнения
транзакций эквивалентен результату их некоторого последовательного
исполнения, называемого планом выполнения транзакций. Это обеспечивает
реальную независимость пользователей. Существует теорема Эсварана о
двухфазной блокировке: если все транзакции подчиняются протоколу двухфазной
блокировки, то для всех возможных существующих графиков запуска (порядков
выполнения транзакций) существует возможность упорядочения. Эта тема хорошо
освещена в [9] и [22].
В зависимости от организации протокола совместного выполнения
транзакций он является пессимистическим или оптимистическим.
Пессимистический метод ориентирован на ситуации, когда конфликты
возникают часто. Конфликты распознаются и разрешаются немедленно при их
возникновении. Оптимистический метод основан на том, что результаты всех
операций модификации базы данных сохраняются в рабочей памяти транзакций.
Реальная модификация базы данных производится только на стадии фиксации
транзакции. Тогда же проверяется, не возникают ли конфликты с другими
транзакциями.
. Управление совместно выполняющимися продолжительными транзакциями
. Усиливает корректность критерия другого, чем сериализуемость
. Учитывает объектную ориентированность данных
. Допускает обобщение операций (не только чтение и запись)
Подробное описание и теоретическое обоснование протокола
согласованного управления для ООБД содержится в [19].
3. Разработка структуры СУ
3.1 Положение дел в области интероперабельности систем
Рост мощности программных приложений привел к выделению нового
архитектурного слоя – информационной архитектуры систем, определяющей
способность совместного использования, совместной деятельности (в
дальнейшем будет использоваться термин "интероперабельность") компонентов
(информационных ресурсов) для решения задач [21]. Этот слой расположен
обычно над сетевой архитектурой, являющейся необходимой предпосылкой такой
совместной деятельности компонентов, обеспечивающей их взаимосвязь.
Деятельность по созданию технологии интероперабельных систем
охватывает весь мир. Наиболее существенный вклад в принимаемые
идеологические, архитектурные и технологические решения интероперабельных
систем вносит Object Management Group (OMG) (http://www.omg.org) -
крупнейший в мире консорциум разработки программого обеспечения, включающий
свыше 600 членов - компаний - производителей программного продукта,
разработчиков прикладных систем и конечных пользователей. Целью OMG
является создание согласованной информационной архитектуры, опирающейся на
теорию и практику объектных технологий и общедоступные для
интероперабельности спецификации интерфейсов информационных ресурсов. Эта
архитектура должна обеспечивать повторное использование компонентов, их
интероперабельность и мобильность, опираясь на коммерческие продукты.
Другие организации, которые работают в кооперации с OMG, например, с
целью доведения результатов OMG до официальных стандартов в различных
аспектах, включают: ANSI, ISO, CCITT, ANSA, X/Open Company, Object Database
Management Group (ODMG).
Развитие возможностей информационных систем и Internet и желание
обеспечить их взаимодействие между собой, привело к необходимости
разработки единого протокола взаимодействия. Для этого была создана OMG,
которая и занялась этим вопросом. В результате была разработана эталонная
модель, которая определяет концептуальную схему для поддержки технологии,
удовлетворяющей техническим требованиям OMG. Она идентифицирует и
характеризует компоненты, интерфейсы и протоколы, составляющие Архитектуру
Управления Объектами OMG (Object Management Architecture (OMA)), не
определяя, впрочем, их детально.
Согласованная с OMA прикладная система состоит из совокупности классов
и экземпляров, взаимодействующих при помощи Брокера Объектных Заявок
(Object Request Broker (ORB)). Объектные Службы (Object Services)
представляют собой коллекцию служб, снабженных объектными интерфейсами и
обеспечивающих поддержку базовых функций объектов. Общие Средства (Common
Facilities) образуют набор классов и объектов, поддерживающих полезные во
многих прикладных системах функции. Прикладные объекты представляют
прикладные системы конечных пользователей и обеспечивают функции,
уникальные для данной прикладной системы.
CORBA (Common Object Request Broker Architecture) определяет среду для
различных реализаций ORB (Object Request Broker), поддерживающих общие
сервисы и интерфейсы. Это обеспечивает переносимость клиентов и реализаций
объектов между различными ORB.
Брокер Объектных Заявок обеспечивает механизмы, позволяющие объектам
посылать или принимать заявки, отвечать на них и получать результаты, не
заботясь о положении в распределенной среде и способе реализации
взаимодействующих с ними объектов.
Объектные Службы:
. Служба Уведомления Объектов о Событии (Event Notification Service).
. Служба Жизненного Цикла Объектов (Object Lifecycle Service).
. Служба Именования Объектов (Name Service).
. Служба Долговременного Хранения Объектов (Persistent Object Service).
. Служба Управления Конкурентым Доступом (Concurrency Control Service).
. Служба Внешнего Представления Объектов (Externalization Service).
. Служба Объектных Связей (Relationships Service).
. Служба Транзакций (Transaction Service).
. Служба Изменения Объектов (Change Management Service).
. Служба Лицензирования (Licensing Service)/
. Служба Объектных Свойств (Properties Service).
. Служба Объектных Запросов (Object Query Service).
. Служба Безопасности Объектов (Object Security Service).
. Служба Объектного Времени (Time Service).
Общие Средства заполняют концептуальное пространство между ORB и
объектными службами с одной стороны, и прикладными объектами с другой.
Таким образом, ORB обеспечивает базовую инфраструктуру, Объектные Службы –
фундаментальные объектные интерфейсы, а задача Общих Средств – поддержка
интерфейсов сервисов высокого уровня. Общие Средства подразделяются на две
категории: "горизонтальные" и "вертикальные" наборы средств.
"Горизонтальный" набор средств определяет операции, используемые во многих
системах, и не зависящие от конкретных прикладных систем. "Вертикальный"
набор средств представляет технологию поддержки конкретной прикладной
системы (вертикального сегмента рынка), такого, как здравоохранение,
производство, управление финансовой деятельностью, САПР и т.д.
. Средства поддержки пользовательского интерфейса (User Interface Common
Facilities)
. Средства управления информацией (Information Management Common
Facilities)
. Средства управления системой (System Management Common Facilities)
. Средства управления задачами (Task Management Common Facilities)
. Вертикальные общие средства (Vertical Common Facilities)
. Вертикальные общие средства предназначены для использования в качестве стандартных для обеспечения интероперабельности в специфических прикладных областях.
. Поддержка интероперабельности брокеров в стандарте CORBA 2.0
О роли СУООБД в архитектуре OMG можно прочесть в [13].
На основе анализа вышеизложенного, были выбраны в качестве основания
следующие базовые службы СУООБД:
. Служба Долговременного Хранения Объектов – управление хранением объектов
. Служба Управления Конкурентным Доступом и Служба Транзакция – объединены вместе протоколом согласованного управления.
. Служба Изменения Объектов – управление журнализацией изменений
3.2 Менеджер памяти
Менеджер памяти является ключевым модулем системы.
Его наличие позволяет
. Абстрагироваться от особенностей обращения к различным видам памяти.
. Создавать сколь угодно вложенные друг в друга структуры данных.
. Иметь единый интерфейс на каждом уровне вложенности.
. Организовать кэширование объектов
В состав менеджера памяти входит 3 системы управления:
1. Система управления виртуальной памятью
2. Система управления каналами
3. Система управления кэшированием объектов
3.3 Виртуальная память и каналы
Виртуальная память представляет собой непрерывную для пользователя, с
ней работающего, область памяти, которая может быть вложена в другую
виртуальную память. Виртуальная память состоит из сегментов, связанных
между собой в двунаправленную цепь. Каждому сегменту известно его положение
относительно нижнего логического уровня. Работа с виртуальной памятью
происходит через канал, выделенный для нее. Канал – это набор характеристик
описывающих: где расположена виртуальная память, и в каком ее месте мы
находимся. Количество каналов ограничено, поэтому канал выделяется той
виртуальной памяти, которая нужна в данный момент. Система имеет набор
каналов, которые могут иметь ссылку на виртуальную память, либо быть
незанятыми. Первые 5 каналов – это базовые каналы, отображенные на
физические носители (оперативная память, файл). Вторые 5 каналов – каналы
виртуальной памяти, хранящие каталоги объектов. Остальные каналы
предназначены для работы с объектами. Все каналы основываются на каких-либо
других каналах, образуя, в общем случае, 5 независимых деревьев. Корень –
один из базовых каналов (0..4). Одна и та же виртуальная память не может
быть загружена в два канала. При переходе от верхнего канала к нижнему
выполняется трансляция адреса.
[pic]
Рис 3: Связь каналов с хранилищами объектов
Таблица 2: Параметры канала
|Параметр канала |Семантика |
|NCHAN |Номер текущего канала |
|LOWCH |Нижний канал; в него вложен этот канал |
|CHGCTX |Признак изменения данных заголовка фрагмента |
|TEKADR |Текущая позиция для чтения/записи |
|SYNCADDR |Адрес начала заголовка текущего сегмента в нижнем |
| |канале |
|TEKADR0 |Позиция, соответствующая началу данных фрагмента |
|PREDADDR |Адрес заголовка предыдущего фрагмента (–1, если его |
| |нет) |
|NEXTADDR |Адрес заголовка следующего фрагмента (–1, если его |
| |нет) |
|BUSYLEN |Занятая длина |
|LEN |Выделенная длина |
Таблица 3: Операции доступа к данным виртуальной памяти
|Операция |Семантика (все операции работают с текущим каналом) |
|IBS |Чтение байта из канала |
|OBS |Запись байта в канал |
|GOTO |Переход по адресу в канале |
|@GOTO |Переход по смещению в канале |
|UPSIZE |Выделить доп. память в конце канала и встать на ее |
| |начало |
|DEFRAG |Сделать виртуальную память непрерывной на уровне |
| |нижнего канала (т.е. однофрагментной) |
Начало виртуальной памяти соответствует нулевому значению TEKADR.
Доступ осуществляется через операции позиционирования (GOTO и @GOTO),
чтения байта (IBS) и записи байта (OBS). Остальные функции, реализуются
через них (например, чтение длинного слова). К памяти может быть применена
функция UPSIZE с аргументом, содержащим необходимое количество байт для
выделения. Память может гарантированно выделяться до заполнения всей
выделенной длины. При исчерпании выделенной длины, делается запрос к
нижестоящему уровню о выделении дополнительной памяти. Если такой запрос
применяется к каналу ниже 5-го, соответствующего дисковому файлу, файл
увеличивается в размере, если его выделенная длина исчерпана. Если
увеличение размера файла невозможно из-за нехватки дискового пространства,
то, в случае невозможности выделения памяти за счет упаковки, возбуждается
ситуация NOMEMORY. При попытке доступа за пределы определенной виртуальной
памяти (например, чтение после расположения данных), возникает ситуация
OUTDATA.
3.4 Система управления кэшированием объектов
Самостоятельное кэширование данных – неотъемлемая черта любой СУБД.
Кэш состоит из двух частей: очереди кэшируемых объектов и памяти для
кэшируемых объектов. Память для кэшируемых объектов – это оперативная
память, в которую объект загружается. В этой памяти могут располагаться
только те объекты, идентификаторы которых находятся в очереди кэшируемых
объектов. Удаляемый из очереди объект выгружается в дисковую память. В
данной дипломной работе все создаваемые объекты являются стабильными
(Persistent), т.е. они обязательно сохраняются на диске и могут быть
использованы после открытия базы данных для использования.
Задача управления кэшированием объектов подобна задаче управления
памятью в операционной системе. В операционной системе для организации
процесса обмена между оперативной и внешней памятью информация представлена
набором сегментов (блоки переменной длины) или страниц (блоки фиксированной
длины). Способ управления памятью называется алгоритмом замещения, который
определяет состав сегментов или страниц в более быстродействующей основной
памяти. Таким образом, частота обращений к внешней памяти, а,
следовательно, и быстродействие двухуровневой памяти (уровень внешней
памяти и уровень оперативной памяти) в целом, существенно зависят от
выбранного алгоритма замещения. Наибольшее распространение получила
страничная структура памяти.
В дипломной работе роль страницы играет объект. Минимальную частоту
обращений к ВП (внешней памяти) давал бы алгоритм, замещающий те объекты в
ОП (оперативной памяти), обращение к которым в будущем произойдет через
максимально долгое время. Однако реализовать такой алгоритм невозможно,
поскольку заранее неизвестна информация о будущих обращениях к объектам
программой.
Наиболее популярны следующие пять алгоритмов замещения:
1. Случайное замещение (СЗ): с равной вероятностью может быть замещен любой объект,
2. Раньше пришел – раньше ушел (РПРУ, или FIFO): замещается объект дольше всех находившийся в оперативной памяти,
3. Замещение наиболее давно использовавшегося объекта (НДИ),
4. Алгоритм рабочего комплекта (РК): хранятся в памяти только те объекты, к которым было обращение в течении времени (, назад от текущего момента,
5. Лестничный алгоритм (ЛЕСТН): в списке объектов при обращении к объекту он меняется местами с объектом, находящемся ближе к голове списка. При обращении к отсутствующему в ОП объекту объект, находящийся в последней позиции вытесняется.
Для алгоритма замещения желательно, чтобы он обладал двумя отчасти
противоречивыми свойствами: с одной стороны, он должен сохранять в ОП
объекты к которым обращения происходят наиболее часто, с другой – быстро
обновлять содержимое ОП при смене множества рабочих объектов.
Например, алгоритм РПРУ эффективен только в отношении быстрого
обновления ОП, он не выделяет в списке объектов объекты, обращения к
которым происходят чаще, чем к остальным. Алгоритм НДИ также позволяет
быстро обновлять содержимое ОП. Однако последовательность одиночных
обращений достаточной длины к объектам, находящимся во ВП, вытеснит из ОП
все объекты, к которым, в среднем, обращения происходят чаще всего.
В [1] описывается класс многоуровневых алгоритмов замещения (,
которые позволяют решить эту проблему. Они зависят от конечного числа
параметров и при адаптивном подборе этих параметров соединяют свойство
быстрого обновления части ОП со свойством сохранения в ОП тех объектов,
которые наиболее часто запрашиваются.
В дипломной работе решено использовать алгоритм замещения из класса (,
при следующих параметрах: лимит времени нахождения объекта в ОП
отсутствует, размеры подсписков на всех уровнях одинаковы, параметр l=1
(это соответствует алгоритму замещения НДИ для объектов всех подсписков;
если i – положение объекта в подсписке, и i ( l, то при обращении к нему
применяется алгоритм РПРУ, иначе НДИ).
Неэффективным является подход простого освобождения от объектов,
которые стоят в конце списка кэша, поскольку они могут быть малы по
размеру, а требуется загрузить объект, который занимает значительное
количество памяти. В этом случае, пришлось бы ради одного объекта выгружать
значительное количество других. Что привело бы к значительным потерям
времени при их повторной загрузке.
Для определения подмножества объектов кэша, подлежащих вытеснению,
можно применить алгоритм решения задачи о рюкзаке. Если бы все объекты
имели одинаковую длину, без этого можно было бы обойтись. Хотя алгоритм
решения задачи о рюкзаке NP-сложен, решение можно компактно записать в виде
рекурсивного алгоритма, находящего решение за счет применения принципа
динамического программирования Беллмана. Такой способ наиболее эффективен,
когда размер кэша составляет 32 объекта, поскольку множество выбранных
объектов можно представить битовыми полями в длинном слове. При большем
размере кэша возрастают потери памяти и быстродействия, и возникает вопрос
о месте расположения данных промежуточных вызовов. Рекурсивный вызов в
среде ДССП требует малых затрат ресурсов, а время расчета окупается за счет
времени обмена с внешней памятью, работа с которой много медленнее, чем с
оперативной.
3.5 Система управления журнализацией и восстановлением
Журнализация предназначена во-первых, для обеспечения возможности
отката некорректных действий транзакций, и, во-вторых, для восстановления
базы данных после аппаратного сбоя. В ООБД журнализацию можно проводить на
трех уровнях: инфологическом, даталогическом и физическом. На
инфологическом уровне журнал фиксирует сообщения, циркулирующие в системе.
На даталогическом уровне фиксируется какие примитивы были вызваны на
выполнение сообщениями. На физическом уровне фиксируются низкоуровневые
операции: по какому адресу в какой виртуальной памяти производилась запись,
как изменились границы виртуальной памяти.
Обычные БД хранят мгновенный снимок модели предметной области. Любое
изменение в момент времени t некоторого объекта приводит к недоступности
состояния этого объекта в предыдущий момент времени. Интересно, что при
этом в большинстве развитых СУБД предыдущее состояние объекта сохраняется в
журнале изменений, но возможность доступа к этим данным для пользователей
закрыта.
Для журнализации избран подход, примененный в СУБД Postgres,
разработанной в университете г.Беркли, Калифорния под руководством
М.Стоунбрейкера, как наиболее простой в реализации и предоставляющий
полезные возможности, недоступные в базах данных с обычным типом
журнализации (см. [23]). В этой системе, во-первых, не ведется обычная
журнализация изменений базы данных, и мгновенно обеспечивается корректное
состояние базы данных после перевызова системы с утратой состояния
оперативной памяти. Во-вторых, система управления памятью поддерживает
исторические данные. Запросы могут содержать временные характеристики
интересующих объектов. Реализационно эти два аспекта связаны.
СУБД, имеющие такой вид журнализации, называются темпоральными СУБД.
Основной тезис темпоральных систем состоит в том, что для любого объекта
данных, созданного в момент времени t1 и уничтоженного в момент времени t2,
в БД сохраняются (и доступны пользователям) все его состояния во временном
интервале [t1, t2). Система не только хранит информацию о прошлых
состояниях объекта, но и предоставляет пользователю доступ к ней через язык
запросов.
Т.е. журнал состоит из меток времен и значений объектов. СУБД POSTGRES
является экспериментальной и, в частности, предполагается, что она
функционирует на вычислительной аппаратуре, оснащенной статической
оперативной памятью, не теряющей информации при отключении внешнего
питания. Впрочем, затраты на статическую память компенсируются
быстродействием СУБД и дополнительными возможностями, приобретаемыми при
таком подходе, а именно: возможность получить значение объекта в
произвольный момент времени.
Вообще говоря, каждый объект в системе состоит из трех частей:
Заголовка объекта, данных и истории. В заголовке объекта имеется поле
VALUE, которое содержит ссылку на начало расположения внутри объекта данных
о его состоянии. Объект, с которым пользователь хочет работать,
автоматически загружается системой в кэш, где ему выделяются 4 канала:
1. Канал объекта в кэше
2. Канал объекта на диске
3. Канал данных объекта в кэше
4. Канал истории изменений объекта на диске
Прикладной программист не работает напрямую с каналами. С каналами
работают примитивы доступа к содержимому объекта. Прикладной программист
работает с объектами только через их идентификаторы. А идентификаторам
объектов ставятся в соответствие каналы в системе кэширования объектов.
3.6 Принципы реализации механизма согласованного управления
Область действия операции
Каждый объект обладает поведением, реализуемым через методы
(операции). Если операция работает только с внутренними данными объекта, то
она является локальной, если же она посылает сообщения другим объектам, то
– глобальной. Посланное к другому объекту сообщение порождает на нем
выполнение соответствующей операции. Через транзитивное замыкание можно
представить процесс порождения отношением предок – потомок.
Областью действия операции на объекте являются:
Данные состояния объекта, входные параметры операции, системные
объекты, а также все объекты, обладающие определенным поведением, если это
поведение является объектом, над которым выполняется операция.
Воздействие операции
Все воздействия любой операции на объекте, попадают под одну из
четырех категорий: запрос, создание, модификация, удаление. Для каждой
операции на объекте определяются соответствующие множества.
Множество запросов QS(opi(O)) определяется рекурсивно как QS(opi(O)) =
LocalQS(opi(O)) ( GlobalQS(opi(O)), где
. LocalQS = (, если нет собственных ivj из O "запрошенных" операцией opi. {O}, иначе.
. GlobalQS =
{Ogq | opi , посылает сообщение к Os для выполнения метода opj, где
Os( Scope(opi(O)), и Ogq(QS(opj(Os))}.
Аналогично определяются можества создания модификации и удаления
операции opi на объекте O.
Множество замен определяется как объединение множеств создания,
модификации и удаления. Конфликт операций – выполнение одного из следующих
условий:
1. US(opi(O)) ( US(opj(O')) ( (
2. QS(opi(O)) ( US(opj(O')) ( (
3. US(opi(O)) ( QS(opj(O')) ( (
Пользовательские транзакции можно рассматривать как операции над
специальным объектом базы данных.
Пользовательские операции могут быть разбиты на ряд шагов, каждый из
которых выполняет некоторую логическую единицу работы. Шаги эти также можно
считать едиными операциями. Такое разбиение позволяет ввести понятие точки
разрыва. Точка разрыва ставится между двумя шагами на одном уровне любой
операции.
Для увеличения производительности СУБД, некоторые операции могут
взаимодействовать друг с другом в базе данных. Некоторые из этих операций
могут выполняться на одном объекте. Совместное выполнение многих операций
(псевдопараллельность) может приводить к произвольному чередованию операций
(или их шагов). Порядок чередования называется объектно-ориентированным
расписанием. Так как "пользовательские транзакции" являются только
операциями на специальном объекте, ОО-расписание можно определить на этом
объекте как пару (S, TEKADR(i-1)]
:: : DELTA2 SYNCADDR HSIZE + TEKADR TEKADR0 - + ;
:: : IBS EON OUTDATA OUTDATA# LAST?
TEKADR POSIX TEKADR++ S( NCHAN ) !NCHAN BSGOTO
NCHAN BR 0 IBS0 1 IBS1 [2 IBS2] ELSE UNKCH ;
:: : OBS EON OUTDATA OUTDATA# LAST?
TEKADR POSIX TEKADR++ S( NCHAN ) !NCHAN BSGOTO
NCHAN BR 0 OBS0 1 OBS1 [2 OBS2] ELSE UNKCH ;
: LAST? TEKADR BUSYLEN TEKADR0 + = IF0 LEAVE NEXTBLK ;
[переход для базового канала ]
: BSGOTO [ADDR] NCHAN BR 0 BSGOTO0 1 BSGOTO1 [2 BSGOTO2] ELSE UNKCH ;
: BSGOTO0 !TEKADR ;
: BSGOTO1 C !TEKADR HSIZE+ SPOS DATACH ;
[ : BSGOTO2 C !TEKADR HSIZE+ SPOS JOURCH ;]
0 %IF
: ADDR [PARAGRAF OFFSET] + [address] ; [Сейчас пгф=1 байту]
[Для файлов можно сделать неск. файлов и распределить по ним пространство]
%FI
: IBS0 TEKADR HSIZE+ MEMORY &0FF TEKADR++ ;
: IBS1 IB DATACH &0FF TEKADR++ ;
[: IBS2 IB JOURCH &0FF TEKADR++ ;]
: OBS0 &0FF TEKADR HSIZE+ ! MEMORY TEKADR++ ;
: OBS1 &0FF OB DATACH TEKADR++ ; [Запись байта]
[: OBS2 &0FF OB JOURCH TEKADR++ ;] [Запись байта]
:: : GOTO NCHAN NBASECH < BR+ BSGOTO VGOTO ;
: VGOTO TEKADR - @GOTO ;
[Переход по смещению]
:: : @GOTO C BRS @GOTO- D @GOTO+ ;
: @GOTO+ DO @GOTO1+ ;
: @GOTO- NEG DO @GOTO1- ;
: @GOTO1+
EON OUTDATA OUTDATA#
TEKADR TEKADR0 BUSYLEN + =
IF+ NEXTBLK TEKADR 1+ !TEKADR ;
: @GOTO1-
EON OUTDATA OUTDATA#
TEKADR TEKADR0 =
IF+ PREDBLK TEKADR 1- !TEKADR ;
: NEXTBLK CHGCTX IF+ SCTX NEXTADDR NOEXIST? !SYNCADDR RELCTX
TEKADR !TEKADR0 ;
: NOEXIST? [ADDR] C -1 = IF+ OUTDATA [ADDR] ;
[Pred, Next, BusyLen, Len]
:: : LCTX' [UPCH] PUSH TEKADR ILS ILS ILS ILS POP
NCHAN E2 !NCHAN !LOWCH !LEN !BUSYLEN !NEXTADDR !PREDADDR !SYNCADDR
0 !CHGCTX ;
[Грузить параметры канала]
:: : LCTX [newch] LCTX' 0 !TEKADR 0 !TEKADR0 ;
: RELCTX TEKADR0 TEKADR NCHAN SYNCADDR TOLOW GOTO LCTX !TEKADR !TEKADR0
;
: PREDBLK CHGCTX IF+ SCTX PREDADDR NOEXIST? !SYNCADDR RELCTX
TEKADR BUSYLEN - !TEKADR0 ;
: IBSC [CHAN] S( NCHAN ) !NCHAN IBS ;
: ILSC S( NCHAN ) !NCHAN ILS ;
: OBSC [N CHAN] S( NCHAN ) !NCHAN OBS ;
: IOBSCC [SRC DST] C2 IBSC C2 OBSC ;
: DO_IOBSCC [SRC_CH DST_CH N] S( NCHAN )
C3 !NCHAN 0 GOTO DO IOBSCC [SRC DST] ;
: IWS IBS IBS SWB &0 ;
: ILS IWS IWS SETHI ; [SWW &0]
: OWS C OBS SWB OBS ;
: OLS C OWS SWW OWS ;
[Перейти к конечному блоку]
: GOTOENDBK NEXTADDR -1 = EX+ BUSYLEN TEKADR0 +
NEXTADDR !SYNCADDR RELCTX C !TEKADR0 !TEKADR ;
: GOBOTTOM RP GOTOENDBK BUSYLEN TEKADR0 + GOTO ;
: LENVMEM GOBOTTOM TEKADR [LEN] ; [длина виртуальной памяти]
: LASTADDR SYNCADDR LEN + HSIZE+ ;
: OBS-0 NCHAN BR 0 OBS00 1 OBS01 [2 OBS02] ELSE OBS0N ;
: OBS00 0 OBS0 ; : OBS01 0 OBS1 ; [: OBS02 0 OBS2 ;] : OBS0N 0 OBS ;
[Спецификация: Размер увеличивается на N байт. Если это невозможно, возникает исключительная ситуация NOMEMORY.
После работы мы стоим в том же канале в начале выделенного пространства.
]
: UPSIZE [N] GOBOTTOM TEKADR E2 UPSIZE' GOTO [] ;
: UPSIZE' [N] GOBOTTOM LEN BUSYLEN - CALCOST [HARD SOFT] UPSIZEI
C BR0 D UPSIZEO ;
: CALCOST [N FREE] C2C2 ] UPSIZE' ;
: USON1 S( NCHAN ) TOLOW BUSYLEN = BR+ USON_ADD USON_NEW ;
[Расширение увеличением длины фрагмента]
: USON_ADD C2 [N SYNCADDR N] UPSIZE' C BUSYLEN E2 - HSIZE - E2
[N LEN SYNCADDR] 3 *4 + GOTO OLS [N] [UPSIZEI] ;
[Расширение созданием нового фрагмента]
: USON_NEW C2 [N SYNCADDR N] [GOBOTTOM] C HSIZE+ UPSIZE'
[N SYNCADDR N] C2 -1 0 C4 TEKADR PUSH WRITECTX D 4+ GOTO POP OLS [N]
;
: WRITECTX [PRED NEXT BUSY LEN] C4 OLS C3 OLS C2 OLS C OLS DD DD ;
FIX VAR UPCONST 10 ! UPCONST [Этому числу байт кратно увеличение]
[Увеличение размера нижнего уровня]
[увеличение физического размера этого уровня]
: SCTX CHGCTX IF0 LEAVE 0 !CHGCTX NCHAN BR 0 NOP 1 SCTX1 [2 SCTX2]
3 NOP 4 NOP ELSE SCTXN ;
: SCTXN TEKADR NCHAN LEN BUSYLEN NEXTADDR
PREDADDR SYNCADDR TOLOW GOTO 4 DO OLS !NCHAN GOTO ;
: SAVEALL NOP ; [СОХРАНИТЬ ВЕСЬ КАНАЛ НА ПЕРВИЧНОМ УСТРОЙСТВЕ (ИСТОЧНИКЕ)]
: SCTX1 POS DATACH 8 SPOS DATACH BUSYLEN OL DATACH LEN OL DATACH SPOS
DATACH ;
[
: SCTX2 POS JOURCH 8 SPOS JOURCH BUSYLEN OL JOURCH LEN OL JOURCH SPOS
JOURCH ;
]
[Новая виртуальная память]
0 %IF
: NEWVM [N] TEKADR C2 HSIZE+ UPSIZE GOTO -1 -1 C3 C WRITECTX D ;
%FI
: NEWVM [N] C HSIZE+ UPSIZE TEKADR PUSH -1 -1 0 C4 WRITECTX DO OBS-0
POP [SYNCADR] ;
: END? NEXTADDR -1 = TEKADR BUSYLEN TEKADR0 + = & ;
: NEWVM1 [N] C HSIZE+ UPSIZE TEKADR PUSH -1 -1 E3 C WRITECTX WRI_DATA
POP [SYNCADR] ;
: LOADCH0 0 !NCHAN 0 !LOWCH 0 !TEKADR 0 !BUSYLEN
TOTMEMLEN !LEN 0 !TEKADR0 0 !SYNCADDR -1 !NEXTADDR -1 !PREDADDR ;
[ДЛЯ БАЗОВЫХ КАНАЛОВ LOWCH=NCHAN]
7.4 Система управления хранением объектов
PROGRAM $SOMS
B16
[СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ХРАНЕНИЕМ ОБЪЕКТОВ]
FIX LONG VAR MAXID
1 ! MAXID
: NEWID MAXID !1+ MAXID ;
: DEFMAXID 6 EL_MAX 1+ ! MAXID ;
[5 КАНАЛ = ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ; 6 КАНАЛ = ДИСКОВАЯ ПАМЯТЬ]
: L_SUHO 0 !NCHAN 0 GOTO 5 LCTX 1 !NCHAN 0 GOTO 6 LCTX ;
[создание структуры СУХО для ОП]
[9 -- Размер, занимаемый элементом списка]
LONG VAR SIZE_EL 8 ! SIZE_EL
[создать новый объект]
ACT VAR WRI_DATA
: M.NEWOBJ [SIZE OID] 0 E2 8 5 X.NEWOBJ [] ;
: D.NEWOBJ [SIZE OID] 1 E2 8 6 X.NEWOBJ [] ;
: X.NEWOBJ [SIZE LOWCH OID SIZE_EL DIR_CHAN] C PUSH S( NCHAN ) !NCHAN
UPSIZE
[.. OID] OLS [basechan] !NCHAN NEWVM1 [SYNCADDR] POP !NCHAN OLS []
;
:: : M.VIEW 5 !NCHAN CR ."RAM:" VIEW.OBJ' ;
:: : D.VIEW 6 !NCHAN CR ."HDD:" VIEW.OBJ' ;
:: : A.VIEW M.VIEW D.VIEW ;
: IC.VIEW [A L] SHR SHR E2 GOTO DO IC1.V ;
: IC1.V TEKADR CR .D #> TOB SP SP ILS .D ;
: VIEW.OBJ' 0 GOTO ILS D [Пропустили длину элемента]
CR ." OID ADDRESS" RP SHOWPAROBJ ;
: SHOWPAROBJ END? EX+ ILS C BR0 SPO1 SPO2 ;
: SPO1 D ILS D ;
: SPO2 CR .D SP ILS .D SP ;
: M.DEL [OID] 5 X.DEL ; : D.DEL [OID] 6 X.DEL ;
: A.DEL [OID] C M.DEL D.DEL ;
ACT VAR EL_AVAR
:: : X.DEL [OID NCHAN] EL_FIND [OID 1/0] IF+ EL_DEL D ;
[найти элемент в списке по ID и встать на след. за OID слово]
: EL_PEREBOR !NCHAN 0 GOTO ILS D RP EL_FIND0 [OID 1/0] ;
: EL_FIND0 END? 0 E2 EX+ D ILS C BR0 D EL_AVAR ILS D ;
: EL_COMPAR [OUR_OID TEK_OID] C2 = C EX+ D ;
:: : EL_MAX [DIR-NCHAN] 0 E2 '' MAX ! EL_AVAR EL_PEREBOR D [OID] ;
:: : DB.NEW !1 MAXID WOPEN DATACH
-1 OL DATACH -1 OL DATACH 14 OL DATACH 14 OL DATACH
-1 OL DATACH -1 OL DATACH 4 OL DATACH 4 OL DATACH
8 OL DATACH CLOSE DATACH
[ WOPEN JOURCH
-1 OL JOURCH -1 OL JOURCH 14 OL JOURCH 14 OL JOURCH
-1 OL JOURCH -1 OL JOURCH 4 OL JOURCH 4 OL JOURCH
8 OL JOURCH CLOSE JOURCH ]
DB.OPEN ;
: DB.CLOSE CLOSE DATACH [CLOSE JOURCH] ;
: DB.OPEN -1 !!! CHDATA
[DATA]
OPEN DATACH 1 !NCHAN 0 !TEKADR 0 !TEKADR0 1 !LOWCH
IL DATACH !PREDADDR IL DATACH !NEXTADDR 0 !SYNCADDR
IL DATACH !BUSYLEN IL DATACH !LEN 6 LCTX
[RAM]
0 !NCHAN 0 !LOWCH 0 !TEKADR 0 !BUSYLEN
TOTMEMLEN !LEN 0 !TEKADR0 0 !SYNCADDR -1 !NEXTADDR -1 !PREDADDR
'' WRI_8OLS ! WRI_DATA [длина элемента каталога]
4 [ (summa((Client.num_sch=Schet.num_sch(Schet, Client)),
«:=»(True) ~> (Premia(Client)}
Порядок действий:
1. Умножение счетов на 1.1
1. Операция селекции выбирает множество счетов
2. Операция проекции выбирает интересующую часть счета – сумму
3. На суммы посылается операция «умножить» с аргументом 1.1
2. Пометка клиентов, как получивших премию
1. Операция проекции выделяет интересующую часть информации о клиенте – атрибут «премия»
2. Операция присвоения посылается на выделенный атрибут «премия» с аргументом True
Примечание 1: В операция селекции и проекции имеется некоторое отличие
от операций реляционной алгебры. Например, операция проекции, выбирающая
сумму, возвращает множество сумм. На самом деле множество сумм содержит не
суммы, а идентификаторы атомарных объектов, хранящих суммы. Поэтому
множество может содержать несколько одинаковых сумм и не теряется связь
данных с оригинальным объектом-хранителем (счетом).
Примечание 2: Оба изменения происходят в пределах одной транзакции,
поскольку эти действия являются экземплярами одного множества. Оба порядка
действий: «сначала умножить, потом – пометить» и «Сначала пометить, потом –
умножить» равноправны, поскольку действия хранятся в множестве. Если
порядок важен, т.е. второе воздействие использует результат первого, то
необходимо использовать не множество, а последовательность.
Операции над сложными структурами транзитивно распространяются на
операции над компонентами по алгоритмам, описанным выше в разделе
«Уточнение методов решения задачи». Таким образом, нет нужды во многих
случаях писать циклы, обработку вложенных структур. Использование
итераторов позволяет создавать собственный алгоритм выбора элементов для
обработки циклов.
9.4 Будущее применения различных баз данных
В прошлые годы много внимания уделялось вопросу трудоемкости
разработки программного обеспечения. Возросшая сложность программ и объемы
используемых данных не позволяют начать разрабатывать новый продукт «с
нуля». Теперь вперед выходят технологии, позволяющие создавать легко
сопровождаемые программы.
Но реляционные базы данных, скорее всего, по-прежнему останутся в
качестве недорогих средств разработки приложений и, во многих случаях,
естественных средств представления предметной области, подобно радио и
кино, которых не вытеснило телевидение.
10. Литература
[1] О.И.Авен Я.А.Коган “Управление вычислительным процессом” М.
Энергия 1978
[2] А.М.Андреев Д.В.Березкин, Ю.А.Кантонистов «Среда и хранилище:
ООБД»
Мир ПК №4 1998 (стр 74-81)
[3] М. Аткинсон, Ф. Бансилон и др. «Манифест систем объектно-
ориентированных баз данных», СУБД № 4 1995
[4] В.Бобров "Объектно-ориентированные базы данных, мультимедийные
типы данных и их обработка" Read.Me №4, 1996
[5] Н.П.Брусенцов, В.Б.Захаров и др. «Развиваемый адаптивный язык РАЯ
диалоговой системы программирования ДССП» Москва МГУ 1987
[6] Бурцев А.А "Параллельное программирование. Учебное пособие по
курсу "Операционные системы" - Обнинск : ИАТЭ, 1994 - 90 с.
[7] Бурцев А.А. «Сопрограммный механизм в ДССП как основа для
построения мониторов параллельных процессов»
[8] Г.Буч «Объектно-ориентированное проектирование (с примерами
применения)» М.Конкорд 1992
[9] К.Дж.Дейт «Введение в системы баз данных» 1998 Киев Диалектика
[10] Мутушев Д.М. Филиппов В.И. "Объектно-ориентированные базы данных"
Программирование. - М., 1995 №6 стр. 59-76
[11] В.Ремеев «FoxPro. Версия 2.5 для MS-DOS. Описание команд и
функций» М. «Мистраль» 1994
[12]СУБД № 2 1995 «Системы баз данных третьего поколения: Манифест»
[13]СУБД № 1 1996 «Стандарт систем управления объектными базами данных
ODMG-93: краткий обзор и оценка состояния» Л.А.Калиниченко
[14]СУБД № 1 1996 «ТРЕТИЙ МАНИФЕСТ» Х.Дарвин, К.Дэйт
[15]СУБД № 5-6 1996 “Введение в СУБД часть 9” стр. 136-153 С.Д.
Кузнецов
[16]Data & Knowledge Engineeging №15 (1995) стр 169-183 “Selection of
object surrogates to support clustering” Jukka Teuhola
[17] Data & Knowledge Engineering. Amsterdam 1996 Том 18 №1 стр.29-54
"Unifying data, behaviours, and messages in object-oriented databases"
Sylvia L. Osborn, Li Yu
[18] IEEE Transactions On Knowledge And Data Engineering Том 7 №2
Апрель 1995 стр. 274-292 «Security Constraint Processing in a Multilevel
Secure Distributed Database Management System» B.Thuraisingham, W.Ford
[19] Journal of systems and software - N.Y., 1996 Том 35 №3 стр. 169-
183
Shah P. Wong J. "Concurency control in a object-oriented data base
system"
Документы в Internet (http://www.citforum.ru):
[20] В. Индриков, АО ВЕСТЬ “Объектно-ориентированный подход и
современные мониторы транзакций”
[21] Л.Калиниченко “Архитектуры и технологии разработки
интероперабельных систем”, Институт проблем информатики РАН
[22] С.Д. Кузнецов "Основы современных баз данных"
[23] С. Кузнецов “Безопасность и целостность, или Худший враг себе -
это ты сам”