Социальная политика государства в области здравоохранения
Введение
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и неустойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводится на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясности необходимости наличия такой политики, каких методов и механизмов общество может без социальной напряженности и конфликтов быстро осуществить рыночные преобразования, какова роль государства в этих процесса, зависит ли стабильность общества от социальной проблемы, в том числе и в области здравоохранения, является ли она необходимой базой для успешного развития экономики, как осуществляют социальную политику европейские государства. Главным образом, именно эти вопросы и проблемы обуславливают актуальность выбранной темы курсовой работы.
Цель курсовой работы - изучение социальной политики государства и определение ее роли в экономике, изучение методов социальной политики в области здравоохранения, а также анализ проблемы и пути совершенствования социальной политики в области здравоохранения в Республике Беларусь.
Исходя из поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
¾изучить понятие и значение социальной политики;
¾проанализировать особенности политики здравоохранения в странах с развитой рыночной экономикой;
¾определить и проанализировать роль государства в обеспечении целей политики здравоохранения в Республики Беларусь;
¾проанализировать направления социальной политики в области здравоохранения на период 2011 - 2020гг.
Объект исследования - социальная политика государства, основные направления и механизмы ее реализации.
Предмет исследования - анализ проблемы реализации социальной политики в области здравоохранения в Республике Беларусь, выявление ее особенностей; показатели результативности в области здравоохранения.
Методы исследования: метод описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора факторов, группировок, экономико-математический.
Исследования и разработки: рассмотрены сущность, цели и основные направления социальной политики; изучены показатели результативности социальной политики в области здравоохранения; исследованы особенности социальной политики в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой; рассмотрена социальная политика в области здравоохранения в Республике Беларусь, особенности ее реализации, ее проблемы, указаны основные направления до 2020г.
1. Социальная политика: сущность, цели, направления
Проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся важными на современной этапе развития экономики Республики Беларусь. От их решения во многом зависит направленность трансформационных процессов и темпы дальнейших преобразований в стране, в конечном счете политическая и экономическая стабильность в обществе. Решение проблемы повышения уровня жизни требует определенной политики, выработанной государством.
Фискальная, монетарная и другие виды государственной экономической политик направлены на достижение высоких устойчивых темпов экономического роста, следовательно, на повышение в конечном счете уровня жизни населения. Рост общего благосостояния как цель не означает его рост всех слоев или членов общества.
В связи с этим социальная политика призвана устранить неравномерность роста уровня жизни, возникающего при реализации других видов экономической политики.
Государство как институт экономической системы наряду с общественными организациями и международными движениями и блоками принадлежит важная роль в области преодоления различных социальных проблем.
Для повышения общего уровня и качества жизни населения государство постоянно проводит определенную экономическую политику. Однако ни фискальная, ни монетарная и другие виды политики государства не способны решить такие проблемы, как высокая степень дифференциации доходов, недоступность основных жизненно важных благ для некоторой части населения, обеспечение детей равными правами и возможностями в доступности образования, культуры и т.п.
Наряду с экономической политикой государство проводит и социальную политику и социальную политику - совокупности мероприятий, направленных на улучшение экономических и социальных условий жизни общества и отдельных слоев, достижение социальной справедливости. [11, с. 246]
Социальная политика государства - это деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, целенаправленная на удовлетворении е интересов и потребностей граждан. [11, с. 175]
Основные задачи социальной политики является:
¾повышение благосостояния;
¾улучшение условий труда и жизни людей;
¾осуществление принципов социальной справедливости.
Социальная политика должна учитывать не только материальные, но и политические и духовные интересы членов общества.
Основная социальная функция экономической политики заключается в обеспечении заинтересованности работников в повышении эффективности их экономической деятельности. Социальная политика выдвигает перед экономикой следующие проблемы:
¾как удовлетворить социальные потребности людей;
¾каким образом обеспечить социально справедливое распределение благ в обществе;
¾как добиться того, чтобы повышение благосостояния людей происходило в соответствии с повышением эффективности общественного воспроизводства. [5, с. 175]
Основными направления социальной политики государства является:
¾гарантирование членами общества минимального дохода;
¾поддержание и развитие способностей членов общества, в первую очередь способности к трудовой деятельности;
¾обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг.
Социальная политика государства осуществляется посредствам социальной защиты и социального гарантии.
Успех или неудача в решении социально-экономических проблем предопределяет устойчивость или неустойчивость данной экономической системы и самого общества.
Социальная устойчивость предполагает:
¾стабильный уровень цен на основные предметы потребления и услуг;
¾недопущение гипертрофированной дифференциации доходов населения;
¾формирование надежной системы социальной защиты и социальной гарантии для членов общества.
Социальная неустойчивость общества обусловливается главным образом резкой дифференциацией доходов населения, означающей зарождение двух полярных слоев населения - непомерно богатого и бедного населения.
Социальная политика государства предполагает социальную ответственность граждан за результаты экономического развития страны. Увеличение социальной ответственности граждан за экономическую эффективность возможно при выполнении следующих требований (принципов):
¾улучшение экономического и социального положения населения страны по мере деловой активности;
¾обоснованной дифференциации доходов и потребления в зависимости от итогов экономической деятельности;
¾достижение оптимального уровня соотношения расходов на социальные нужды между государством, гражданами из своих доходов и предпринимателями. [5, с. 176]
Социальная политика осуществляется на различных уровнях:
¾всемерная поддержка предпринимательской деятельности и благотворительных организаций;
¾макрорегиональная и общегосударственная политика;
¾интерреализация межгосударственной социальной политики.
Социальная политика призвана выполнять следующие функции:
¾стимулирование экономической активности населения;
¾гарантия обеспечения минимального уровня жизни;
¾стабилизация и поддержка социального мира и спокойствия;
¾оказание адресной помощи нуждающимся гражданам. [11, с. 246]
Основными стратегическими направлениями современной социальной политик являются:
¾политика доходов;
¾политика занятости населения;
¾политика здравоохранения;
¾политика социальной защиты;
¾жилищная стратегия;
¾образовательная политика и др.
К важнейшей из них следует отнести политику занятости населения.
Политика занятости - это одно из направлений социальной политики, посредством которых решается иди снижается степень остроты проблем трудоустройства, безработицы, переквалификации. Политика занятости рассматривается в контексте мер по стимулированию экономического роста и преследует цели:
¾создание для трудоспособных членов общества возможностей наиболее полно реализовать свой потенциал;
¾забота о безработных и их семьях, трудоустройство и переквалификация безработных;
¾более полное использование частично занятой рабочей силы;
¾создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;
¾инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения производительности труда, его сохранение и накопление;
¾развитие механизмов адаптации к требованиям рынка (прежде всего содействие развитию производственной и социальной инфраструктуры) [11, с. 247]
Осуществляя политику занятости, государство большую часть средств расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице, при этом в ряде стран законодательно закрепляется увязка получения пособий с профессиональной подготовкой, переподготовкой или получением дополнительного образования.
Вместе с тем в последнее время отчетливо просматривается тенденция к усилению роли активных мер, которые направлены на регулирование спроса на труд и требуют значительных финансовых затрат.
Среди активных мер можно выделить рациональное использование гибких форм занятости и частичной занятости на основе гибких графиков. Это позволяет сохранить квалифицированную рабочую силу, а работники получают возможность достаточно свободно маневрировать своим временем, выбирая наиболее удобный для себя режим труда.
Важнейшим направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. В большинстве стран основная часть новых рабочих мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях.
Жилищная политика. Жилье является одной из первостепенных потребностей населения. Степень удовлетворенности потребности в жилье во многом предопределяет социальное и экономическое поведение людей, психологическое состояние и здоровье человека, его производственную деятельность, духовное и материальное благосостояние и развитие всей нации.
При значительной дифференциации доходов некоторая часть населения не способна самостоятельно решить жилищную проблему, поэтому государства проводит жилищную политику - часть социальной политики, направленную на улучшение жилищных условий граждан.
При реализации политики государство в качестве инструментов использует:
¾льготы на строительство, покупку и оплату аренды жилья;
¾систему налоговых скидок (по налогу на недвижимость);
¾систему регулирования оплаты социального жилья;
¾государственные займы на строительство жилых домов;
¾субсидирование процентов по кредиту и выдачу прямых кредитов на строительство и приобретение жилья;
¾жилищные пособия для пенсионеров и семей с низкими доходами;
¾субсидии на ремонт, реконструкцию и улучшение жилищных условий и т.д. [11, с. 249]
Жилищная политика также проводится в виде специальных программ по строительству жилья.
Политика здравоохранения. Государство, проводя социальную политику, отслеживает и состояние здоровья населения. Так как здоровье человека является наивысшей социально-экономической ценностью общества, его охрану и укрепление государство рассматривает как один из приоритетов государственной социальной политики.
Государственная политика в области здравоохранения направлена на обеспечение всех социальных групп населения качественной доступной медицинской помощью, повышение уровня санитарной культуры, внедрение и пропаганду здорового образа жизни. Для достижения таких целей политики здравоохранения, как снижение заболеваемости, смертности и увеличение продолжительности жизни, особое внимание государство концентрирует на тех направлениях деятельности, которые дают наибольший медицинский, социальный и экономический эффект. К ним относят:
¾первичная медико-санитарная помощь;
¾иммунопрофилактика;
¾выделение групп риска и регулирование на этой основе системы профилактических осмотров и диспансерного наблюдения с целью профилактики и раннего выявления заболеваний;
¾совершенствование системы и инфраструктуры укрепления здоровья.
Кроме того, для улучшения медико-демографической ситуации государство:
¾стимулирует развитие реабилитационной службы на стационарном, амбулаторном, санаторном этапах по основным заболеваниям;
¾совершенствует систему защиты населения от роста социально опасных заболеваний;
¾развивает профилактику заболевания и травматизма.
Здоровье нации в первую очередь зависит от решения вопросов охраны здоровья женщины и ребенка, поэтому особое внимание уделяется предоставлению медицинской помощи, направленной на снижение материнской и детской заболеваемости и смертности.
Политика здравоохранения, как правило, реализуется в виде финансирования соответствующих программ, направленных на решение конкретной проблемы или преодоление конкретных заболеваний («Туберкулез», «Онкология», «Здоровый образ жизни» и др.)
Таким образом, роль социальной политики проявляется в содействии развитию отношений равенства и справедливости в обществе, создании условий для роста благосостояния и уровня жизни всех членов общества. Тем не менее е применение ограничено как бюджетными рамками, так и необходимостью сохранения рыночных принципов стимулирования труда и получения доходов.
Социальная политика - совокупности мероприятий, направленных на улучшение экономических и социальных условий жизни общества и отдельных слоев, достижение социальной справедливости. Социальная политика направлена на осуществления справедливости повышения благосостояния, уровня жизни, условий труд и др. граждан своей страны.
Социальная политика состоит из нескольких наиболее важных направлений:
¾политика регулирования занятости;
¾политика регулирования доходов населения;
¾политика в области здравоохранения;
¾политика в области науки и образования;
¾жилищная политика;
¾политика социальных гарантий;
¾политика социальной защиты и др.
Каждая из них направлена на достижение своих целей и результатов, которые достигаются по средства придерживаемых принципов и задач.
Не маловажную роль в реализации социальной политики является социальная устойчивость, которая обеспечивает стабильный уровень цен, не допускает большой дифференциации доходов и обеспечивает социальную защиту.
2. Особенности политики здравоохранения в странах с рыночной экономикой
Существует несколько моделей социальной политики государства.
Либеральная модель социальной политики государства. За последнее столетие в развитых странах мира с рыночной экономикой сложились различные модели механизма реализации социальной политики государства. [11, с. 250]
По типу субъекта социальной ответственности различают:
¾либеральную модель;
¾корпоративную модель;
¾общественную модель.
Они отличаются одна от другой ролью и степенью участия в реализации социальной политики основных субъектов экономики (государство, корпорация, личность) и других институтов гражданского общества. В основе каждой из моделей социального государства лежит свой базовый принцип, который вытекает из соотношения доли участия в реализации социальной политики ее основных субъектов.
Так, либеральная модель предполагает принцип лично ответственности каждого члена общества за судьбу своей семьи. В данном случае роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована.
При либеральной модели социальной политики реализуется принцип эквивалентности, возмездности, предполагающий прямую зависимость между размерами взносов и объемом социальных услуг, получаемых в системе социального страхования. Данная модель социальной политик государства присуща США, Англии, Ирландии, Франция и др.
Соединенные Штаты Америки - пример модели частной медицины с сильными рыночными механизмами, сочетающейся с многоканальностью финансирования здравоохранения (ОМС, ДМС, благотворительность, государственная поддержка). В Соединенных Штатах Америки нет единой и четкой системы организации здравоохранения. Более того, каждый штат имеет свою, порой сильно отличающуюся систему. Так, например, в штате Теннесси почти все имеют медицинскую страховку, а в некоторых штатах основную роль играет благотворительность. Американский аналог системы Бисмарка - это система Medicare, охватывающая медицинской помощью лиц старше 65 лет. Medicare предоставляет бесплатную медицинскую помощь лицам старше 65 лет в том случае, если они сами или их супруг (супруга) проработали на предприятиях, участвующих в программе Medicare, не менее 10 лет, или в более молодом возрасте, если претендент страдает хроническим заболеванием. Однако часть расходов пациенты, охваченные системой Medicare, оплачивают самостоятельно. Размер этой оплаты можно уменьшить, приобретя дополнительно Medigap-полис или воспользовавшись программой Medicare B. Medicare финансируется за счет штата (преимущественно), частично - за счет федерального бюджета. [17, с. 61 - 64]
Однако в США есть еще одна система оказания медицинской помощи - благотворительные фонды, которые имеют достаточно мощную финансовую поддержку в обществе. Церкви также содержат сеть бесплатных больниц.
Основное преимущество здравоохранения США - это не только система высокотехнологичных клиник с квалифицированным медицинским персоналом, но и наличие специализированных систем здравоохранения, поддерживающих определенные категории лиц: пожилых, малоимущих.
Согласно текущим оценкам, расходы на здравоохранение в США составляют 16 % ВВП, по этому показателю США занимают второе место среди государств-членов ООН <#"justify">¾стимулирующую модель;
¾административную модель.
Стимулирующая модель, которая предполагает косвенное участие государства в решении социальных проблем, когда государство задает правовые, кредитно-финансовые и налоговые «правила игры». Это выражается в создании таких условий, которые делают выгодным вложения в социальную сферу.
Административную модель, где предполагается активное вмешательство государство экономику страны. Условием реализации данной модели является наличие развитых систем перераспределения доходов, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости. Механизм этой одели заключается в том, что государство принуждает организации частного и общественного сектора выполнять социальные функции, например, заставляя их производить отчисление в социальные фонды, выплачивать заработную плату не ниже установленного уровня и др.
Выбор той или иной модели осуществляя социальной политики определяется особенностью исторических, социальных, культурных и экономических условий, а также типом общественно-политического устройства государства и др.
Существует несколько моделей социальной политики государства:
¾либеральная;
¾корпоративная;
¾общественная;
¾стимулирующая и административная модель.
Каждая из них имеет свои характерные черты и особенности, обусловленные множеством факторов и применимы для тех или иных стран с развитой рыночной экономикой. Одни отличаются минимизированным вмешательством государства в отдельные сферы социальной политики, другие отличаются взятие государства на себя практически полной ответственности за реализацию социальных целей и планов.
Стоит отметить, что расходы на здравоохранения в странах с развитой рыночно экономикой достаточно велики, а в некоторых странах превышают темпы роста прожиточного минимума.
3. Роль государства в обеспечении реализации целей политики здравоохранения в республике Беларусь
Республика Беларусь переживает сегодня процесс трансформации социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной системы. Наша страна делает попытку создать современную эффективную систему отношений и приблизиться к уровню жизни населения в экономически развиты странах европейских государств.
Расходы Республики Беларусь на здравоохранение самые высокие в СНГ и превышают уровень аналогичных расходов государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития.
Важнейшие направления социальной политики, повышение уровня и качества жизни населения. Центральное место в модели устойчивого социально-экономического развития занимает человек как личность, как потребитель и производитель благ и услуг, генератор новых идей и главный субъект их реализации.
Основные социальные задачи, направленные на развитие человеческого потенциала, предусмотренные в НСУР-97, в основном были выполнены. Это нашло отражение в интегральном показателе - индексе развития человеческого потенциала, по которому Республика Беларусь в 2001 г. заняла 53 место среди 175 стран мира, что позволило ей войти в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, опережая все страны СНГ.
Снижение уровня жизни населения, негативное изменение среды обитания привели к ухудшению здоровья населения. По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит на 49-53% от образа жизни, на 18-22% от наследственности, 17-20% от качества окружающей среды и лишь 8-10% от уровня медицинского обслуживания. Из этого следует, что основным фактором, влияющим на здоровье нации, является образ жизни.
Стратегической целью в области улучшения здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для его удовлетворения.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
¾воспитание личной нравственной ответственности человека за сохранение своего здоровья и других членов общества;
¾улучшение физического и психологического благополучия населения;
¾улучшение качества окружающей среды;
¾создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности;
¾разработка и реализация правового и экономического механизма обеспечения социальных условий для реализации стремления людей к позитивным изменениям в образе жизни.
Особое внимание предстоит уделить охране репродуктивного здоровья граждан, созданию службы планирования семьи, улучшению ранней диагностики и лечения заболеваний репродуктивной системы. Стратегической целью развития здравоохранения является создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью.
Для реализации этой цели необходимо обеспечить:
¾четкое определение уровня государственных гарантий в области здравоохранения на основе государственных минимальных социальных стандартов;
¾планирование финансовых средств по нормативам бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, а также нормативам объема и себестоимости медицинской помощи;
¾расширение внебюджетных источников финансирования отрасли и др.
Для решения этих задач необходимо проведение следующих мероприятий:
¾увеличить долю финансирования в ВВП на развитие здравоохранения;
¾совершенствовать государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения в соответствии с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя;
¾увеличить объемы финансирования за счет развития внебюджетной деятельности, расширения платных медицинских услуг с учетом платежеспособного спроса населения, развивать формы добровольного медицинского страхования;
¾обеспечить инвестициями наиболее приоритетные направления деятельности - развитие первичной медико-санитарной помощи, службы охраны материнства и детства и профилактики социально опасных заболеваний;
¾продолжить реструктуризацию медицинской помощи путем сокращения неэффективно эксплуатируемых больничных коек и ликвидации диспропорций в их распределении по территории страны;
¾продолжить внедрение стационарозамещающих технологий (развитие дневных стационаров и стационаров на дому, создание поликлинических подразделений на базе отдельных больничных организаций здравоохранения), а также внедрение общей врачебной практики;
¾совершенствовать медицинскую помощь пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС с обеспечением дифференцированного подхода при ее организации различным группам населения, целевого скрининга для формирования групп высокого риска, медико-социальной реабилитации, охраны психосоматического здоровья, адекватного дозиметрического сопровождения;
¾совершенствовать систему контроля качества лекарственных средств;
¾развивать отечественное производство медицинской техники и изделий медицинского назначения по наиболее важным позициям;
¾обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов в области организации и экономики здравоохранения, медицинской информатики.
На первом этапе (до 2010 г.) для достижения целей и решения этих задач в качестве приоритетных направлений государственной политики в области охраны и укрепления здоровья населения следует выделить: обеспечение участия в процессах формирования здорового образа жизни всех органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, активизация этого процесса на республиканском и местных уровнях; внедрение различных форм реструктуризации медицинской помощи, направленных на концентрацию и перераспределение ресурсов на более эффективные направления деятельности, укрепление и обновление материально-технической базы, повышение уровня и качества медицинских услуг и обеспечение их доступности; рациональное сочетание коммерческой и некоммерческой деятельности; разработка и принятие Государственной программы улучшения общественного здоровья населения Республики Беларусь на 2006 - 2007 гг.
На втором этапе (2011-2020 гг.) необходимо: дальнейшее формирование потребности населения в соблюдении принципов здорового образа жизни; разработка и реализация эффективных программ активного приобщения населения к здоровому образу жизни; принятие Закона «О здоровом образе жизни» с введением в него положений, определяющих ответственность граждан за состояние своего здоровья; расширение рынка медицинских технологий и услуг.
Совет Министров Республики Беларусь в области здравоохранения:
¾обеспечивает проведение единой государственной политики;
¾обеспечивает развитие международного сотрудничества;
¾обеспечивает разработку и реализацию государственных программ;
¾не реже одного раза в год отчитывается перед Президентом Республики Беларусь о проведении единой государственной политики и о состоянии здоровья населения Республики Беларусь;
¾осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь. [21]
Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области здравоохранения:
¾проводит единую государственную политику;
¾организует оказание населению Республики Беларусь медицинской помощи;
¾организует обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь;
¾организует лекарственное обеспечение населения Республики Беларусь;
¾