Ценные бумаги
Оглавление
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Сущность и формы государственного кредита
1.2 Виды денег
1.3 Виды и назначение производных ценных бумаг
2. Тестовые вопросы
3. Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Целью контрольной работы является углубление и систематизирование знания в области:
Сущность и формы государственного кредита.
Виды денег.
Виды и назначение производных ценных бумаг.
В структуре финансовой политики государства особая роль принадлежит механизмам ее реализации. Под финансовым механизмом понимают систему установленных государством способов, методов, инструментов и рычагов воздействия на экономические и социальные процессы, реализуемую при распределении и перераспределении финансовых ресурсов. Одним из способов реализации финансовой политики является кредит - экономические отношения, возникающие между кредитором и заемщиком по поводу ссужаемой стоимости, передаваемой во временное пользование на условиях срочности, платности и возвратности.
Государство, для покрытия своих расходов, связанных с бесперебойным финансированием потребностей обществ, привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Основным способом их получения является государственный кредит - являющийся одной из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта.
Деньги являются важнейшим атрибутом экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы происхождения денег необходимо для понимания особенностей функционирования всей финансовой системы.
На протяжении веков деньги постоянно изменялись и сегодняшнее их состояние, не является завершающей и окончательной фазой. На определенной стадии появилась эквивалентная форма стоимости: один товар выделяется из совокупности товаров, на который меняются все остальные товары, называется эквивалентом. Вырабатываются требования к товару-эквиваленту: делимость, компактность, однородность.
В современной экономике деньги являются регулятором хозяйственной деятельности, увеличивая или уменьшая их количество в обращении, государство тем самым решает поставленные задачи. Без денег немыслима жизнь современного человека, все устремления людей в экономической сфере направлены на получение как можно большего их количества, при этом мы получаем от их использования удовлетворение, обменивая на другие блага, отдавая их.
Появление и распространение производных ценных бумаг связано с поиском таких инвестиционных стратегий, которые обеспечивали бы не только получение дохода, но и страхование от рисков при неблагоприятном изменении цен, т.е. с решением проблемы оптимального размещения свободных денежных средств.
В настоящее время рынок производных финансовых инструментов является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов финансового рынка в мире. Мощный импульс развитию валютного и фондового международных рынков дали такие факторы, как переход к плавающим валютным курсам, ослабление государственного регулирования в финансовой сфере, продолжающийся быстрый рост международной торговли товарами и услугами, достижение нового уровня в компьютерной и телекоммуникационной технологии и другие процессы. Инвестиционные операции стали действительно международными, а зарубежное инвестирование связано с повышенными рисками - риском изменения курса валюты, риском роста/падения процентных ставок по вкладам, риском колебания курсов акций и т.п., следовательно, возникла потребность в развитии рынка производных финансовых инструментов, который бы обеспечивал страхование этих рисков.
Многообразие форм операций с производными финансовыми инструментами, постоянное совершенствование практики биржевой и внебиржевой торговли создают основу для эффективного функционирования рыночного механизма, сбалансирования рынка, снижения затрат на приобретение и реализацию продукции. Даже в условиях заметных колебаний рыночных цен операции с производными ценными бумагами позволяют фирмам планировать свои издержки и прибыль на достаточно большие периоды, разрабатывать стратегию развития компаний с регулируемым риском, гибко сочетать различные формы инвестиций, снижать свои расходы на финансирование торговых операций.
1. Теоретическая часть
.1 Сущность и формы государственного кредита
Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.
Государственный кредит как экономическая категория является важнейшим существенным элементом финансов и проявлением системы финансовых отношений.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.
Его специфическими чертами являются: добровольность; возвратность и платность; на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.
Сама природа существования государства характеризуется целым рядом объективных противоречий. Среди них - противоречие между потребностями государства в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных функций и возможностями мобилизации требуемых ресурсов. Возникновение государственного кредита - один из вариантов разрешения данного противоречия.
Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу. В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в обращении.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.
Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения, обычно выступают какие-либо конкретные ценности (см. табл. № 1). При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
Таблица 1 - Отличия государственного кредита от банковского
Государственный кредитБанковский кредитПотребность в нем обусловлена необходимостью покрытия бюджетного дефицитаПотребность в нем обусловлена неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обменаПолучателем являются органы власти и управленияМогут получать любые физические и юридические лица на цели, установленные закономГосударственные займы не имеют конкретного целевого характераИмеет достаточно четко выраженную целевую направленность.Госкредит как правило, не предусматривает экономических санкций к государствуСрок возврата строго регламентирован его нарушение влечет соответствующие санкцииИнтересы кредиторов часто имеют политические, экологические, корпоративные цели, хотя в конечном виде имеют экономическую форму, но при этом неоднократно трансформируются и видоизменяютсяЭкономические интересы кредитора и заемщика совпадаютГоскредит всегда является средством сокращения количества денег в обращенииМожет служить причиной появления избыточной денежной массы в обращении
В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли заёмщика, кредитора или поручителя.
В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы. Эти операции опосредуются эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаги организацией их обращения на фондовом рынке. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.
Во втором случае, ораны власти кредитуют: нижестоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды ан покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе. Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.
В третьем случае, органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.
Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:
наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;
дефицит государственного бюджета;
усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.
Структура государственного кредита образуется из различных взаимосвязанных компонентов и видов. В зависимости от статуса заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как централизованный и децентрализованных государственный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором - местными органами власти. Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованных государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства.
В зависимости от места размещения различают такие формы государственных кредитов, как внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте). Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.
Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:
заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. ЦБ РФ предоставляет часть своих кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства, не опосредуя операцию покупкой государственных ценных бумаг;
обращение части вкладов населения в государственные займы. Посредником в этой операции выступает уполномоченный коммерческий банк, который передает средства без ведома реальных владельцев через покупку особо ценных бумаг - сберегательных сертификатов, казначейских обязательств и др. В качестве примера можно привести Сберегательный банк РФ.;
государственные займы привлекают временно свободные денежные средства юридических и физических лиц на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
Целевые бюджетные кредиты являются источниками финансирования отраслевых программ инвестиционного характера, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий и др.
Бюджетные кредиты предусматриваются в бюджете на текущий год. Но поскольку их выделение связано с финансированием мероприятий долгосрочного характера, то возникает необходимость в преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых лет.
Государственная гарантия - способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ, ОМС-гарант - дает письменное обязательство отвечать полностью ил частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства пред третьими лицами. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Гарант, исполнивший обязательства получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения в полном объеме сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии.
ФЗ о федеральном бюджете устанавливается верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной валюте и верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в иностранной валюте. Общая сумма, предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств включается в состав государственного долга РФ как вид долгового обязательства.
1.2 Виды денег
Деньги представляют собой развивающуюся категорию и со времени своего возникновения претерпели значительные изменения, проявившиеся в переходе от применения одних видов денег к другим, а также в изменении условий их функционирования и в повышении их роли. В отдельных сферах денежного оборота и в различные периоды при определенных условиях применяются различные виды денег. Сейчас все современные денежные системы основываются на фиатных (символических) деньгах. Но исторически выделяют четыре основных вида денег: товарные, обеспеченные, фиатные и кредитные.
Товарные деньги.
Товарные (вещественные, натуральные, действительные, настоящие) деньги - деньги, в роли которых выступает товар, обладающий самостоятельной стоимостью и полезностью. Они могут использоваться не только в качестве денег: например, золотую монету можно переплавить в ювелирное украшение. Именно такими деньгами являются все виды товаров, которые выступали эквивалентами на начальных этапах развития товарного обращения (скот, зерно, меха, жемчуг, ракушки и т. п.), а также металлические деньги - медные, бронзовые, серебряные, золотые монеты, платиновые монеты, полновесные монеты. В XVIII веке в некоторых шотландских селениях был распространён между рабочими обычай, платить торговцам вместо мелкой монеты железными гвоздями, которые охотно принимались и имели вполне определённую стоимость. А в конце XIX века в каменноугольных округах использовались в качестве денег железные наконечники копья и лопат. Разные товары и сегодня выполняют роль денег в специфических условиях. Например, сигареты у заключённых и военнопленных, водка и сахар в периоды экономических кризисов, оружие и боеприпасы в местах вооружённых конфликтов. В условиях голода и инфляции продукты длительного хранения могут стать средством накопления для зажиточных людей. Но постепенно товарные деньги уходят из оборота. Они неудобны для частого обращения, так как слишком тяжелы, неделимы или портятся при хранении. Но самое главное - они слишком дороги в изготовлении. Ведь, стоимость их изготовления должна соответствовать их номиналу, иначе натуральные деньги не будут исполнять роль идеального товара, выступающего эквивалентом стоимости других товаров. В то же время, с развитием экономики потребность в деньгах увеличивается, что делает денежную систему государства слишком дорогой. Стоимость денег в такой экономике всегда сопоставима с размерами ВВП, то есть слишком много ресурсов направляется не на производство товаров и услуг, а на производство денег, что сокращает общий производственный потенциал страны. В настоящее время товарные деньги используются как средство сбережения и для коллекций (инвестиционная монета).
Обеспеченные деньги.
Обеспеченные (разменные, представительские) деньги - деньги, в роли которых выступают знаки или сертификаты, которые могут быть обменены по предъявлению на фиксированное количество определенного товара или товарных денег, например на золото или серебро. Фактически, обеспеченные деньги являются представителями товарных денег. Считается, что первые обеспеченные деньги появились в Древнем Шумере, где для оплаты использовались фигурки овец и коз из обожжённой глины. Эти фигурки могли быть обменены по предъявлению на живых овец и коз. Первоначально банкноты удостоверяли наличие соответствующего количества полновесной монеты и являлись обеспеченными деньгами. Однако на сегодня, после отмены золотого стандарта, банкноты больше не гарантируются обменом на фиксированный товар и превратились в символические деньги, сохранив прежнее название.
Кредитные деньги.
Кредитные деньги - это права требования в будущем в отношении физических или юридических лиц (специальным образом оформленный долг, обычно в форме передаваемой ценной бумаги), которые можно использовать для покупки товаров (услуг) или оплаты собственных долгов. Кредитные деньги изготовляются из бумаги, но выпуск в обращение кредитных денег производят обычно банки при выполнении кредитных операций, осуществляемых в связи с различными хозяйственными процессами (образование запасов товарно-материальных ценностей на срок их использования и др.). Предоставляя ссуду, банк может выдать заемщику свои банкноты: после истечения срока пользования ссудой предоставленные средства подлежат возврату в банк для погашения ссудной задолженности. Часть возникшей ссудной задолженности погашается при поступлении в банк наличных денег (выручка торговых организаций и др.). Выпуск в обращение банкнот и их изъятие из оборота происходят на основе кредитных операций, выполняемых в связи с хозяйственными процессами, а не при осуществлении расходов и получении доходов государством. Особенностью кредитных денег является то, что их выпуск в обращение увязывается с действительными потребностями оборота. Это предполагает осуществление кредитных операций в связи с реальными процессами производства и реализации продукции. Ссуда выдается, как правило, под обеспечение, которым служат определенные виды запасов, а погашение ссуд происходит при снижении остатков ценностей. Благодаря этому может достигаться увязка объема платежных средств, предоставляемых заемщикам, с действительной потребностью оборота в деньгах. Такая особенность представляет собой наиболее важное преимущество кредитных денег. При нарушении связи с потребностями оборота кредитные деньги утрачивают свои преимущества и превращаются в бумажные денежные знаки. Кредитные деньги отличаются от обеспеченных денег тем, что плательщик (должник) не обязательно должен всё время иметь имущество, достаточное для уплаты долга. Оплата по таким долгам обычно производится в определённый срок, хотя есть варианты, когда оплата производится в любое время по первому требованию. Кредитные деньги несут в себе риск неисполнения требования. Примеры кредитных денег: вексель, чек, облигация, единицы стоимости электронных нефиатных платёжных систем (разновидность электронных денег).
Фиатные деньги.
Фиатные (символические, бумажные, декретированные, ненастоящие) деньги - деньги, не имеющие самостоятельной стоимости или она несоразмерна с номиналом. Фиатные деньги имеют ценность и способны выполнять функции денег, поскольку государство принимает их в качестве уплаты налогов, а также объявляет законным платёжным средством на своей территории. На сегодня основной формой фиатных денег являются банкноты, электронные деньги и безналичные деньги. С распространением платежных карт и электронных денег, банкноты постепенно вытесняются из обращения.
Важнейший недостаток бумажных денег состоит в том, что они поступают в оборот без необходимой увязки с потребностями в денежных знаках (для оплаты товаров, услуг и других потребностей). В связи с этим, поскольку выпуск бумажных денег обусловлен потребностью в средствах для покрытия расходов государства (казначейства), становится возможным чрезмерный (по сравнению с потребностью оборота) выпуск таких денег в обращение, при котором вполне вероятно обесценение денег, уменьшение их покупательской способности. Недостатки, присущие бумажным деньгам, могут в значительной мере устраняться благодаря применению кредитных денег.
1.3 Виды и назначение производных ценных бумаг
Производные ценные бумаги возникли в процессе развития фондового рынка в промышленно развитых странах. Производными ценные бумаги называют потому, что они вторичны по отношению к основным классическим ценным бумагам (акциям и облигациям).
Производные ценные бумаги (в настоящее время они получили название деривативы) - это ценные бумаги, удостоверяющие право собственности на другую ценную бумагу через установленный срок на оговоренных условиях. Таким образом, признаком производных ценных бумаг является, прежде всего, то обстоятельство, что их цена определяется на основании стоимости других ценных бумаг, составляющих их базу. Как правило, цена производной ценной бумаги составляет лишь часть цены базовой ценной бумаги, что позволяет инвестору получать от производных ценных бумаг значительную отдачу. Но надо иметь в виду, что инвестирование в производные ценные бумаги является одним из самым рискованных. Таким образом, главной целью дериватива является извлечение прибыли из колебаний цены, лежащего в его основе биржевого актива, и страхование рисков.
По сравнению с основными ценными бумагами, производные ценные бумаги являются более гибкими инструментами. Согласно определению Комитета по разработке международных стандартов бухгалтерского учета, производным финансовым инструментом является финансовый инструмент:
приобретение, которого не требует первоначально никаких или требует значительно более низких инвестиций по сравнению с прочими инструментами, которые имеют подобную доходность и подобную реакцию на изменение рыночных условий;
который будет реализован в будущем.
Основываясь на данном определении, можно выделить следующие свойства производных инструментов:
Цены производных инструментов основываются на ценах базисных активов.
Операции с производными финансовыми инструментами позволяют получать прибыль при минимальных инвестиционных вложениях.
Производные инструменты имеют срочный характер.
Теоретически деривативные контракты можно ввести на каждый продукт так же, как и выписать страховой полис на любое событие жизни. Это и происходит в реальности. Есть деривативы на сельскохозяйственную продукцию, валюту, индексы, результаты спортивных событий, поставки электроэнергии. Среди последних нововведений - контракты на погоду, пользователями которых являются, например, поставщики и потребители топливной нефти.
Производные инструменты в настоящее время используются широким кругом участников рынка, а именно:
индивидуальными инвесторами, для которых инструменты рынка деривативов, в частности, опционы, привлекательны из-за малого объема требуемых инвестиций;
институциональными инвесторами для хеджирования портфелей и альтернативных денежному рынку вложений капитала;
государственными финансовыми учреждениями и частными предприятиями с целью хеджирования вложений;
банками и другими финансовыми посредниками, а также частными предприятиями для стратегического риск - менеджмента и спекуляций;
инвестиционными фондами для увеличения эффективности вложений;
хедж-фондами для увеличения дохода путем использования инструментов с большим "плечом" и с высоким потенциальным доходом;
трейдерами по ценным бумагам для получения дополнительной информации о рынках базовых активов.
Основа для существования производных инструментов - будущая неопределенность.
2. Тестовые вопросы
Номер тестового заданияОтвет1в2а3б4д, в, г5б6а7в8б9а, б, в, г10б11а, б12а13а14б15а16а17б18а, б19г20б
3. Практическая часть
Определить уровень инфляции за год, если ежемесячный уровень инфляции в течение года был равномерным и составлял 1,5%.
Решение:
Уровень инфляции показывает, на сколько процентов выросли цены за рассматриваемый период времени.
) определим индекс инфляции за год:
= (1 + гп)п = In = (1 + 0,015)12 = 1,20%
) уровень инфляции за год составит:
г = In - 1 = 1,20 - 1 = 0,20 = 20%.
Ответ: уровень инфляции за год составит 20%.
Акция номиналом 400 рублей продается на рынке по цене 500 рублей. Уровень дивидендов составляет 10%. Определите курс акции и ее текущую доходность.
Решение:
Курс акции - 1) рыночная, биржевая Цена акции; 2) отношение рыночной цены акции к ее номинальной стоимости.
Ка = 500/400 = 1,25 = 125%
Доходность акции - отношение прибыли, приходящейся на одну обыкновенную акцию к ее рыночной стоимости.
Р = 400 * 10% = 40 руб., Дт = 40 / 500 = 0,08 = 8%
Ответ: Курс акции = 125%, Дт = 8%
Стоимость автомобиля 290 тыс. руб., он застрахован на сумму 260 тыс. руб. Срок страхования один год. Ставка 6% страховой суммы.
По договору предусмотрена условная франшиза в размере 10% застрахованной суммы. Скидка по тарифу вследствие применения франшизы 3%.
В результате ДТП суммарные затраты на ремонт составили 2,5 тыс. руб. Требуется определить: величину страхового возмещения, размер страховой премии.
Решение:
Этап 1. Определяем фактическую величину убытка:
У = 2,5 тыс. руб.
Этап 2. Определяем страховое возмещение по методу пропорциональной ответственности:
СВ = СС * У / СО
где, СВ - величина страхового возмещения,
СС - страховая сумма по договору,
У - фактическая сумма ущерба,
СО - стоимостная оценка объекта страхования.
СВ = 2,5 * 260 / 290 = 2,25 тыс. руб.
Этап 3. Определяем величину франшизы:
ФР = 260 * 0,1 = 26 тыс. руб.
государственный кредит деньги инфляция
Этап 4. Определяем страховое возмещение:
Страховое возмещение не уплачивается, так как сумма условной франшизы превышает сумму убытка.
Этап 5. Определяем величину страховой премии:
СП = 0,06 * (1 - 0,03) * 260 = 15,132 тыс. руб.
Ответ: Величина страхового возмещения = 2,25 тыс. руб., размер страховой премии = 15,132 тыс. руб.
Заключение
В ходе выполнения данной контрольной работы были рассмотрены такие вопросы как сущность и формы государственного кредита, виды денег, виды и назначение производных ценных бумаг. На основании этого можно сказать несколько заключительных слов по каждому из вопросов, а именно:
Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним.
Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство, то при заимстовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
Под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.
Государственный кредит способствует экономическому развитию страны, если средства, мобилизованы в бюджет за его помощью, направляемых на финансирование производственных программ, строительство новых предприятий, модернизацию и техническую реконструкцию действующих мощностей.
Значение денег в экономике очень огромно. От того, как организованно денежное обращение зависит экономическая и политическая стабильность в обществе и, следовательно, его благосостояние. Деньги произошли от мира товаров, выделившись в особый товар, который по своим по своим свойствам наилучшим образом подходил на роль денег.
Современные деньги не имеют товарной основы, но остаются деньгами по следующим причинам: люди согласны принимать их в качестве денег, государство особым образом защищает присущие деньгам свойства, деньги имеют ценность, определяемую отношением их редкости и их полезности.
Производные ценные бумаги (в настоящее время они получили название деривативы) - это ценные бумаги, удостоверяющие право собственности на другую ценную бумагу через установленный срок на оговоренных условиях.
Главной целью дериватива является извлечение прибыли из колебаний цены, лежащего в его основе биржевого актива, и страхование рисков.
К деривативам относят опционы на ценные бумаги, финансовые фьючерсы, варранты, депозитарные расписки, стриппы и свопы.
Деривативы, независимо от их названия и структуры обладают двумя характерными свойствами. Первое - это то, что их можно использовать как для хеджирования, так и для спекуляций. Хеджирование позволяет избежать или минимизировать возможные убытки в случае неблагоприятного изменения ситуации на рынках. И второе свойство - это наличие левераджа или говоря проще, «плеча». То есть, можно оперировать суммами, значительно превосходящими собственные средства
Деривативы лежат в основе множества торговых стратегий и, хотя они существуют очень давно, область их применения продолжает расширяться по мере развития финансовых рынков.
Список использованной литературы
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации, 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп.).
2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Часть вторая, 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. Часть третья, 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ. Часть четвертая, 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изм. и доп.).
.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая, 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Часть вторая, 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп.).
.О рынке ценных бумаг: федеральный закон РФ, 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (с изм. и доп.).
.О бюджетной классификации РФ: федеральный закон РФ, 15 августа 1996 г. № 34 (с изм. и доп.).
.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон РФ, 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изм. и доп.).
.О межбюджетных отношениях в Челябинской области: Закон Челябинской области, 30 сентября 2008 года № 314-ЗО.
.Учебные пособия и монографии:
.Артемьева С.С. Финансы, денежное обращение, кредит: учеб. для вузов / С.С. Артемьева, В.В. Митрохин, В.И. Чугунов. - М.: Академ. проект, 2008. - 470 с.
.Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие для сред. проф. образования / В.А. Галанов. - М.: Инфра-М, 2006. - 414 с.
.Галицкая, С.В. Деньги. Кредит. Финансы / С.В. Галицкая. - 3-е изд., стер. - М.: Экзамен, 2004. - 224 с.
.Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. и др. Финансовое право: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 536 с.
.Деева А.И. Финансы и кредит: учеб. пособие для вузов / А.И. Деева. - М.: КноРус, 2009. - 535 с.
.Евдокимова Л.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие / Л.А. Евдокимова. - М.: МГИУ, 2006. - 216 с.
.Епифанов В.А. Государственное управление финансами и кредитом в современных условиях хозяйствования / В.А. Епифинов, А.А. Паньковский. - М.: УРСС, 2004. - 67 с.
.Журавлева Н.В. Финансы и кредит: Краткий курс лекций / Н.В. Журавлева. - М.: Экзамен, 2005. - 160 с.
.Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / В.П. Климович. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум, Инфра-М, 2008. - 352 с.
.Колпакова, Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. пособие для вузов / Г.М. Колпакова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 544 с.
.Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов / И.Н. Мысляева. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 360 с.
.Нешитой А.С. Финансовый практикум: учеб. пособие для вузов / А.С. Нешитой. - Изд. 9-е, перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. - 208 с.
.Полищук А.И. Кредитная система: Опыт и нов. явления, прогнозы и перспективы / А.И. Полищук. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 216 с.
.Свиридов О.Ю. Финансы, денежное обращение, кредит / О.Ю. Свиридов; отв. ред. А.Ю. Архипов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 284 с.
.Столбов М.И. Финансовый сектор: теория и российская действительность / М.И. Столбов; под ред. В.Ю. Преснякова. - М.: Научная книга, 2006. - 146 с.
.Учебно-методический комплекс по курсу «Финансы» / Авт.-сост. В.Ю. Гужов; Акад. труда и соц. отношений; каф. финансов и кредита. - М.: АТиСО, 2005. - 73 с.
.Финансовая политика России: учеб. пособие / под ред. Р.А. Набиева, Г.А. Тактарова, Р.К. Арыкбаева. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 400 с.
.Финансовая система и экономика / под ред. В.В. Нестерова, Н.С. Желтова. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 432 с.: ил.
.Финансово-бюджетное планирование: учеб. для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Вузов. учебник, 2007. - 544 с.
.Финансы: учеб. для вузов / под ред. В.В. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004. - 634 с.
.Финансы: учеб. для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 704 с.
.Финансы: учеб. для вузов / под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2005. - 682 с.
.Финансы: учеб. пособие для вузов / под ред. А.М. Ковалевой. - изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 415 с.
.Финансы и кредит: учеб. для вузов / под ред. Т.М. Ковалевой. - 5-е изд., доп. - М.: КноРус, 2008. - 384 с.
.Финансы и кредит. Организация самостоятельной работы студентов: учеб. пособие для вузов / под ред. Т.В. Коноваловой. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 176 с.: ил.
.Финансы и кредит: учеб.-практ. пособие / сост.: И.О. Тимофеева, Т.А. Долгушева, Е.В. Маскайкина, А.Н. Артемова; УрСЭИ АТиСО, Каф. финансов и кредита. - Челябинск, 2008. - 176 с.
.Чернецов, С.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие / С.А. Чернецов. - М.: Магистр, 2008. - 528 с.