Федеральный бюджет
1. Состав и структура расходов федерального бюджета
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
классификацию доходов бюджетов;
классификацию расходов бюджетов;
классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
классификацию операций публично-правовых образований (или - классификация операций сектора государственного управления).
Классификация расходов бюджетов
Код классификации расходов бюджетов состоит из:
) кода главного распорядителя бюджетных средств;
) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
) общегосударственные вопросы:
функционирование Президента Российской Федерации;
функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;
функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;
функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;
судебная система;
обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;
обеспечение проведения выборов и референдумов;
международные отношения и международное сотрудничество;
государственный материальный резерв;
фундаментальные исследования;
резервные фонды;
прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;
другие общегосударственные вопросы;
) национальная оборона:
Вооруженные Силы Российской Федерации;
модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;
мобилизационная и вневойсковая подготовка;
мобилизационная подготовка экономики;
подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;
ядерно-оружейный комплекс;
реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;
прикладные научные исследования в области национальной обороны;
другие вопросы в области национальной обороны;
) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
органы прокуратуры;
органы внутренних дел;
внутренние войска;
органы юстиции;
система исполнения наказаний;
органы безопасности;
органы пограничной службы;
органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;
обеспечение пожарной безопасности;
миграционная политика;
модернизация внутренних войск, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов;
прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
) национальная экономика:
общеэкономические вопросы;
топливно-энергетический комплекс;
исследование и использование космического пространства;
воспроизводство минерально-сырьевой базы;
сельское хозяйство и рыболовство;
водное хозяйство;
лесное хозяйство;
транспорт;
дорожное хозяйство (дорожные фонды);
связь и информатика;
прикладные научные исследования в области национальной экономики;
другие вопросы в области национальной экономики;
) жилищно-коммунальное хозяйство:
жилищное хозяйство;
коммунальное хозяйство;
прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;
другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;
) охрана окружающей среды:
экологический контроль;
сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;
охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;
другие вопросы в области охраны окружающей среды;
) образование:
дошкольное образование;
общее образование;
начальное профессиональное образование;
среднее профессиональное образование;
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
высшее и послевузовское профессиональное образование;
молодежная политика и оздоровление детей;
прикладные научные исследования в области образования;
другие вопросы в области образования;
) культура, кинематография:
культура;
кинематография;
прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии;
другие вопросы в области культуры, кинематографии;
) здравоохранение:
стационарная медицинская помощь;
амбулаторная помощь;
медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;
скорая медицинская помощь;
санаторно-оздоровительная помощь;
заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;
санитарно-эпидемиологическое благополучие;
прикладные научные исследования в области здравоохранения;
другие вопросы в области здравоохранения;
) социальная политика:
пенсионное обеспечение;
социальное обслуживание населения;
социальное обеспечение населения;
охрана семьи и детства;
прикладные научные исследования в области социальной политики;
другие вопросы в области социальной политики;
) физическая культура и спорт:
физическая культура;
массовый спорт;
спорт высших достижений;
прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта;
другие вопросы в области физической культуры и спорта;
) средства массовой информации:
телевидение и радиовещание;
периодическая печать и издательства;
прикладные научные исследования в области средств массовой информации;
другие вопросы в области средств массовой информации;
) обслуживание государственного и муниципального долга:
обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга;
обслуживание государственного внешнего долга;
Информация об изменениях:
) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
иные дотации;
прочие межбюджетные трансферты общего характера.
Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), присваиваются уникальные коды целевых статей и (или) видов расходов соответствующего бюджета.
Планируемые расходы бюджета 2011-2013 гг. Анализ расходов на общегосударственные вопросы.
Приоритетными направлениями расходов федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов являются социальная политика, национальная экономика, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличение расходов федерального бюджета предусматривается по подразделу «Лесное хозяйство» - на 64% (неисполнение в 2009 году составило 11% к сводной бюджетной росписи с изменениями), по подразделу «Топливно-энергетический комплекс» - на 57,9% (15,4%), по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» - на 39,1% (13,1%), по разделу «Охрана окружающей среды» - на 26,7% (2,5%), по подразделу «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» - на 20,8% (6,1%).
Приоритетной задачей в области национальной обороны является финансовое обеспечение Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы, которая предполагает комплексное переоснащение войск современными видами вооружения и военной техники начиная с 2011 года. При этом основной прирост расходов на национальную оборону предусмотрен на оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации новой техникой и вооружением.
Начиная с 2012 года финансовое обеспечение милиции общественной безопасности будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Объем бюджетных ассигнований, необходимый для перевода милиции общественной безопасности на федеральный уровень, будет определен при подготовке проекта федерального бюджета на 2012-2014 годы.
На обеспечение реализации проекта по созданию инновационного центра «Сколково» планируется направить бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2011 году в размере 15,0 млрд. рублей, в 2012 году - 22,0 млрд. рублей, в 2013 году - 17,1 млрд. рублей.
Финансовое обеспечение дорожного хозяйства будет осуществляться за счет создаваемого в рамках федерального бюджета Федерального дорожного фонда Российской Федерации с закреплением с 1 января 2011 года минимального объема его наполнения на уровне не ниже объема ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на 2010 год, на финансирование дорожного хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с проектом федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» с 2013 года предполагается изменение источников финансирования отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, переориентирование финансового обеспечения отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, ранее осуществляемого за счет бюджетных ассигнований и средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Анализ перечня публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, и расчетов по ним на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов показал, что объем бюджетных ассигнований, подлежащих индексации, в общем объеме бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, в 2011-2013 годах составляет 8 - 9%.
При этом индексация социальных выплат запланирована на уровне инфляции, установленной на 2011 год в 6,5%. Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года предусмотрен механизм индексации социальных выплат по фактическому уровню инфляции, сложившемуся в предыдущем году (в 2010 году, - по оценке, 8%).
Анализ распределения расходов федерального бюджета по государственным программам показал, что программная часть расходов федерального бюджета составляет в 2011 году - 84,8%, в 2012 году - 81,1%, в 2013 году - 75,8% общего объема расходов федерального бюджета и сгруппирована она по пяти направлениям: новое качество жизни; инновационное развитие и модернизация экономики; обеспечение национальной безопасности; сбалансированное региональное развитие; эффективное государство. Наибольший объем расходов федерального бюджета предусматривается по направлению «Новое качество жизни» - более 50%.
2. Организация рынка ценных бумаг в России
Ценные бумаги - сложное, многообразное и противоречивое экономическое явление. Одни из них появились очень давно, в 12-13 веках, как, например, векселя, а другие совсем недавно: депозитные и сберегательные сертификаты банка - это детище второй половины 20 века.
С юридической точки зрения ценная бумага - это денежный документ, который удостоверяет имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении данного документа. Для того, чтобы стать ценной бумагой как таковой, финансовый инструмент должен быть признан в качестве ценной бумаги государством.
В соответствии с российским законодательством к ценным бумагам относятся:
·Государственные и муниципальные ценные бумаги
·Облигация
·Вексель
·Чек
·Депозитный и сберегательный сертификаты
·Банковская сберегательная книжка на предъявителя
·Коносамент
·Акция
·Приватизационные ценные бумаги
·Складское свидетельство
·Инвестиционный пай
·Закладная
·Другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.
С экономической точки зрения ценная бумага - это совокупность имущественных прав на те или иные материальные объекты, которые обособились от своей материальной основы, получили собственную материальную форму и могут самостоятельно обращаться на рынке. Ценные бумаги могут предоставлять и неимущественные права (например, акция предоставляет право голоса на общем собрании акционеров, а также право получать информацию о деятельности акционерного общества и так далее).
Рынок ценных бумаг - часть финансового рынка, где осуществляется эмиссия и обращение ценных бумаг, то есть специальных документов, которые имеют собственную стоимость и могут самостоятельно обращаться на рынке.
Кроме термина «рынок ценных бумаг» используется также термин «фондовый рынок». Между этими терминами есть некоторое различие. Фондовый рынок объединяет оборот только фондовых (инвестиционных, эмиссионных) ценных бумаг, рынок ценных бумаг - оборот всех ценных бумаг, то есть понятие «рынок ценных бумаг» несколько шире, чем «фондовый рынок». Однако так сложилось, что в российской научной литературе, а также на практике эти термины используются как синонимы.
В отличие от финансового рынка, на котором обращаются финансовые активы, рассматривают и рынок реальных активов, на котором обращаются реальные материальные ценности, например, нефть, металлы, продовольствие и т.д.
Рынок ценных бумаг можно классифицировать по ряду признаков. Классификация важна для участников рынка ценных бумаг с точки зрения правильного выбора своего сегмента и своей ниши на рынке для обеспечения конкурентоспособности.
Рынок ценных бумаг имеет очень сложную структуру. Он делится на первичный и вторичный; организованный и неорганизованный; биржевой и внебиржевой; публичный и компьютеризованный; кассовый и срочный. В зависимости от стадии обращения ценной бумаги различают первичный и вторичный рынки. Первичный - это рынок, обеспечивающий выпуск ценной бумаги в обращение. Это ее первое появление на рынке. Вторичный - это рынок, на котором обращаются ранее выпущенные ценные бумаги. Это совокупность любых операций с этими бумагами, в результате чего осуществляется постоянный переход права собственности на них.
В зависимости от уровня регулируемости рынки ценных бумаг делятся на организованные и неорганизованные. На первых - обращение ценных бумаг происходит по твердоустановленным правилам, на втором - участники рынка договариваются практически по всем вопросам.
В зависимости от места торговли различают биржевой и внебиржевой рынок ценных бумаг.
§Биржевой рынок - это торговля ценными бумагами, организованная на фондовых биржах.
§Внебиржевой рынок - это торговля ценными бумагами без посредничества фондовых бирж.
Большинство видов ценных бумаг, кроме акций, обращается вне бирж. Если биржевой рынок по своей сути всегда есть организованный рынок, то внебиржевой рынок может быть как организованным, так и неорганизованным («уличным», «стихийным»). В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой имеется только организованный рынок ценных бумаг, который представлен либо фондовыми биржами, либо внебиржевыми системами электронной торговли.
В зависимости от типа торговли рынок ценных бумаг существует в двух основных формах: публичный и компьютеризированный.
Публичный (голосовой) рынок - это традиционная форма торговли ценными бумагами, при которой продавцы и покупатели ценных бумаг (обычно в лице фондовых посредников) непосредственно встречаются в определенном месте, где происходит публичный, гласный торг (как в случае биржевой торговли), или ведутся закрытые торги, переговоры, которые по каким-либо причинам не подлежат широкой огласке.
Компьютеризированный рынок - это разнообразные формы торговли ценными бумагами на основе использования компьютерных сетей и современных средств связи. Для него характерны:
§отсутствие физического места встречи продавцов и покупателей; компьютеризированные торговые места располагаются непосредственно в офисах фирм, торгующих ценными бумагами, или непосредственно у их продавцов и покупателей;
§отсутствие публичного характера процесса ценообразования, автоматизация процесса торговли ценными бумагами;
§непрерывность во времени и пространстве процесса торговли ценными бумагами.
В зависимости от сроков, на которые заключаются сделки с ценными бумагами, рынок ценных бумаг подразделяется на кассовый и срочный.
Кассовый рынок (рынок «спот», рынок «кэш») - это рынок немедленного исполнения заключенных сделок. При этом чисто технически это исполнение может растягиваться на срок до одного-трех дней, если требуется поставка самой ценной бумаги в физическом виде.
Срочный рынок ценных бумаг - это рынок с отсроченным, обычно на несколько недель или месяцев, исполнением сделки.
Наибольших размеров достигает кассовый рынок ценных бумаг. Срочные контракты на ценные бумаги в основном заключаются на рынке производных инструментов.
В зависимости от инструментов, обращаемых на рынке, его делят на:
§денежный - срок обращения инструментов на этом рынке не более одного года (вексель, чек, банковский сертификат, краткосрочные облигации);
§рынок капиталов (инвестиционный рынок) - срок обращения инструментов более одного года (акции, среднесрочные и долгосрочные облигации).
Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:
установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг является федеральным органом исполнительной власти по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг.
Основные функции и полномочия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг определяются Правительством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг:
осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг;
разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности, правила ведения учета и составления отчетности (за исключением бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности) эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра;
устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
устанавливает порядок выдачи разрешений и осуществляет выдачу разрешений на приобретение статуса саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, ведет реестр указанных организаций, отзывает разрешения на приобретение статуса саморегулируемой организации при нарушении требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, контролирует порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;
обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
устанавливает квалификационные требования к работникам профессиональных участников рынка ценных бумаг, требования к профессиональному опыту лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа профессиональных участников рынка ценных бумаг, утверждает программы квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, определяет условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов, осуществляет аккредитацию таких организаций, определяет типы и формы квалификационных аттестатов и ведет реестр аттестованных лиц;
разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;
разрабатывает рекомендации по применению законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, связанные с функционированием рынка ценных бумаг;
осуществляет руководство региональными отделениями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;
обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации;
осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;
определяет порядок ведения реестра эмиссионных ценных бумаг и ведет указанный реестр, содержащий информацию о зарегистрированных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг, а также о выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами государственной регистрации, за исключением облигаций Банка России;
взаимодействует с Банком России при осуществлении Банком России надзора и наблюдения за платежными системами, в которых осуществляются переводы денежных средств в целях расчета по сделкам с ценными бумагами и (или) сделкам, совершенным на организованных торгах, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О национальной платежной системе».
Перспективы развития ценных бумаг в России
Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования РЦБ. Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения.
1. Целевая переориентация РЦБ с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.
. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.
. Улучшение законодательства, а также организация контроля за его выполнением.
. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:
создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления РЦБ и его текущего регулирования. Окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;
формирование эффективного надзора на рынке ценных бумаг и фондовом рынке.
. Проблема защиты вложений инвесторов в ценные бумаги от потерь, которая может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы ее обеспечения.
. Опережающее создание депозитарной, клиринговой и агентской сетей для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов.
. Реализация принципа открытости информации - через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг. Создание общепринятой системы показателей для оценки РЦБ, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, а также развитие сети специализированных изданий, характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций.
Основными перспективами развития современного РЦБ на нынешнем этапе являются:
Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к РЦБ. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличения их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры РЦБ (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы, которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время РЦБ притягивает все большие капиталы общества.
Интернационализация РЦБ означает, что национальный капитал, переходя границы стран, формирует мировой РЦБ, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. РЦБ принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.
Надежность РЦБ и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усилением государственного контроля за ним. Масштабы и значение РЦБ таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к РЦБ, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка, поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка - государством.
Компьютеризация РЦБ - результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой деятельности за последнее время. Без компьютеризации РЦБ в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рынка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на РЦБ.
Нововведения на РЦБ. К ним относятся: - Новые инструменты РЦБ, которыми являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.
Новые системы торговли - это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями.
Новая инфраструктура рынка - это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.
Секьюритизация - это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.
Развитие РЦБ вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, РЦБ оттягивает на себя капиталы, но с другой - перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию. Несмотря на то, что рынок ценных бумаг в России имеет ряд проблем в своем развитии, он имеет гораздо больший набор перспектив для дальнейшего развития в ногу с НТП.
федеральный ценный бюджет бумага
Список источников
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации
2.Федеральный портал #"justify">.Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»
.Корнийчук Г.А., Ширипов Д.В., Алтунян В.В. Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». - Система ГАРАНТ, 2012 г.