Принцип 'невидимой руки' рынка и государственное регулирование рыночной экономики
ВВЕДЕНИЕ
Невидимая рука рынка - метафора, предложенная
шотландским экономистом XVIII века Адамом Смитом для обозначения объективного
рыночного механизма, который координирует решения производителей, продавцов и
потребителей. Каждый производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней
лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей,
как будто движимая невидимой рукой, активно, эффективно и добровольно реализует
интересы всего общества, часто даже не думая об этом и действуя лишь в
собственных интересах. На основе этих рассуждений А.Смит делает вывод о том,
что рынок это саморегулирующаяся система, которая не нуждается во вмешательстве
государства. Однако, следующее поколение экономистов, на основе практических
наблюдений за развитием рынка в различных условиях, усомнились в правильности
постулата А.Смита. За последние 200 лет были предложены иные теории и
практические модели регулирования рынка внешней силой. Каждая из предложенных
теорий и моделей имела сильные и слабые стороны, и к настоящему проблема
взаимодействия рыночных механизмов и государственного вмешательства в их
действие к настоящему времени далека от окончательного разрешения.
Вышесказанное обуславливает актуальность исследования и сравнительного анализа
принципа «невидимой руки» и государственного вмешательства в действие рыночных
механизмов.
Цель курсовой работы - проведение сравнительного
анализа принципа «невидимой руки» рынка и государственного регулирования
рыночной экономики. Поставленная цель обусловила необходимость решения
следующих задач:
. Проанализировать научные подходы к
регулированию рынка государством в экономической теории;
. Сделать сравнительный анализ эффективности
принципа «невидимой руки» и моделей государственного регулирования рыночной экономики.
Объект исследования в курсовой работе - рыночный
механизм функционирования экономической системы. Предмет исследования -
соотношение рыночных механизмов и государственного вмешательства как средств
регулирования экономической системы.
В ходе исследования были проанализированы
теоретические труды по экономической теории и институциональной экономике Брю
С. Гребнева Л.С., Гринберга Р. Кейнса Дж.М., Макконнелл К., Нуреева Р.М.,
Рубинштейн А, Смит А. и других авторов.
В процессе работы применялись такие общенаучные
методы и приемы, как анализ и синтез, индукция и дедукция. В совокупности они
позволили обеспечить достоверность сравнительного анализа и обоснованность
выводов. Частными методами исследования выступили исторический анализ, анализ
практик государственного регулирования рынка в различных странах.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав,
в которых решаются задачи исследования, заключения и списка литературы.
1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕГУЛИРОВАНИЮ
РЫНКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
.1 Экономическое содержание понятия
«рынок»
Рынок - одна из основополагающих категорий в
экономической теории, сфера в которой представлены экономические отношения
между субъектами. Закономерности функционирования рынка - важный раздел
экономической науки. Рынок возникает на стадии производящего типа
хозяйствования, когда складываются:
общественное разделение труда.
экономическая обособленность
товаропроизводителей
самостоятельность производителя товара (услуг) и
свобода предпринимательства.
Проблемам функционирования рынка уделяли особое
внимание Ж.Б. Сэй, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж.М. Кейнс, Ф. Хайек, М.
Фридмен, П. Самуэльсон и многие другие. В экономической науке сложилось
несколько подходов к пониманию сущности рынка.
Французский экономист А. Курно (1801-1877) под
рынком понимал не просто рыночную площадь, а всякий район, где отношений
покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются, выделяя
сущностные признаки рынка: свободу участников и гибкое ценообразование.
Английский экономист У. Джевонс (1835-1882)
понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих
крупные сделки по поводу любого товара. У. Джевонс в качестве критерия рынка
изучал «тесноту» связи между продавцами и покупателями.
Развитие товарного обмена и товарно-денежных
отношений привлекло внимание ученых к сфере обращения. В литературе можно
встретить следующие определения:
Рынок - обмен, организованный по законам
товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
Рынок - сфера обмена внутри страны и между
странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Но рынок не сводится только к обмену, рынок, как
экономическая категория, в системе общественного воспроизводства действует и в
сферах производства, распределения, обмена и потребления. Отечественные
экономисты рассматривают «рынок» как элемент воспроизводства совокупного
общественного продукта, как форму движения основных составных частей этого
продукта.
В западной экономической литературе представлен
подход, в котором рынок рассматривался в аспекте субъектов рыночных отношений:
Ф. Котлер определяет рынок как сферу потенциальных обменов. К. Макконнелл и С.
Брю трактуют его как институт, или механизм, сводящий вместе покупателей и
продавцов, А. Маршалл изучает внимание на наличие связи между предложением и
спросом, а также группы людей, участвующих в сделках по поводу любого товара.
Ф. Хайек (1899-1992) описывает рынок как
механизм эффективного использования экономическими агентами информации, П. Самуэльсон
акцентирует внимание на значении механизма цен, как регуляторе производства,
известны и другие подходы к пониманию рынка. Очевидно, что в процессе развития
рынка как явления общественной жизни, учеными-экономистами исследовались
различные аспекты и уровни. Можно заключить, что рынок многофункциональное
понятие, выражающее отношения между субъектами производства, распределения,
обмена и потребления и форма связи субъектов.
В истории неоднократно предпринимались попытки
разработать и внедрить модели нерыночного устройства общества: «Утопия» Т. Мора
и «Город Солнца» Т.Кампанеллы, идеи коммунистического устройства общества
К.Маркса и опыт построения социализма в бывшем СССР, однако, к настоящему
времени только в условиях рынка реализуется понятный для людей механизм
материальной заинтересованности в результатах своего труда.
В структуре рынка выделяются объекты и субъекты
(экономические агенты) экономических отношений. Объектами рынка являются товары
и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает
не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства
(земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все
финансовые активы, важнейшими из которых являются собственно деньги. Субъектами
рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей
выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство
(правительство). Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели
кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.
Домашние хозяйства (в составе одного или
нескольких лиц), с одной стороны, выступают как покупатели товаров и услуг, с
другой - имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую
они могут продать или сдать в аренду), могут владеть акциями, благодаря чему
они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того,
домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг,
предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами
являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов
производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для
удовлетворения личных потребностей.
Фирмы, имея в своем распоряжении денежный
капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на
рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг с целью
получения прибыли. Произведенные ими товары и услуги фирмы продают
домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для
расширения производственной деятельности.
В модели кругооборота участвует и государство,
которое предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему
национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и
т.д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм
собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает
необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.
Кроме предоставления услуг, государство
осуществляет различные денежные выплаты фирмам и домохозяйствам. Главным
образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей -
это государственные денежные выплаты на социальные нужды - пенсии, пособия и
другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным
слоям населения. Второе направление трансфертных платежей - это дотации и
субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения
производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут
предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям,
включая домохозяйства.
Модель кругооборота наглядно иллюстрирует
взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в
друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже
один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и
государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму
государственным служащим, он является представителем правительственной
организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет
бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом
домашнего хозяйства.
Все участники рыночных отношений являются
реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут
совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства
стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы -
получить максимальную прибыль, государство - достигнуть максимального
благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе
общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические
интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам - носителям
рыночных отношений. Рынок как система общественных отношений имеет достоинства
и недостатки.
К достоинствам рынка относятся: свобода выбора и
ответственность за результаты.; эффективное распределение ресурсов на основе
рационального ведения хозяйства; адаптацию к изменениям условий хозяйствования;
высокая чувствительность к достижения НТП; саморегулирование и побуждение и
материальное стимулирование к экономической деятельности.
К недостаткам рынка относятся: нестабильность
развития, выражающаяся в спадах и подъемах, отсутствие гарантий на реализацию
права на труд, экономическое и социальное неравенство, потребительское
отношение к окружающей среде, отсутствие интереса к фундаментальным научным
исследованиям, ко всему, что не приносит конкретную и зримую отдачу и прибыль,
отсутствие интереса к решению социальных задач.
.2 Идеи А. Смита о природе рыночного
равновесия
Среди экономических школ особое место занимает
классическая школа и особенно Адам Смит. А. Смит написал труд «Исследование
природы и причины богатства народов». 1776 г. [Adam Smith, An Inquiry into the
Nature and the Causes of the Wealth of Nations, 1776; (Cannan's ed., Chicago:
University of Chicago Press, 1976), p. 477] Теория Адама Смита положила начала
современной экономике как науке, именно он впервые вывел закономерности
взаимодействия спроса и предложения как основных сил рынка.
Продемонстрируем смысл законов спроса и
предложения, сформулированных А. Смитом. Согласно закону спроса, покупатели
приобретут большее количество товара по меньшей цене, и меньшее количество
товара по большей цене. Графически это представляется в виде убывающей прямой,
наклон которой определяется эластичностью спроса - степенью реагирования
потребителя на изменение цены. Эластичность спроса может быть нулевой
(потребители будут приобретать одно и то же количество товара независимо от
изменения уровня цен), меньшей (изменение цены на один процент спровоцирует
изменения спроса менее чем на один процент) и большей единицы (однопроцентное
изменение цены изменит уровень спроса более чем на один процент). Аналогично работает
закон предложения, согласно которому производитель будет продавать больше
товаров по более высокой цене, и меньше товаров по более низкой. Графически это
представляется возрастающей прямой, наклон которой будет определяться степенью
ценовой эластичности предложения (рисунок 1).
Рис. 1 - Кривые спроса и предложения
Адам Смит описал феномен, возникающий при
способе хозяйствования, основанного на частной собственности и экономической
свободе: рыночные цены «подчиняют действия корыстолюбцев целям процветания
общества». Предприниматель, цель которого - собственная выгода, тем не менее,
направляется, как выразился А. Смит, «невидимой рукой» рыночных цен «к цели (а
именно, экономическому процветанию общества), которая вовсе не входит в его
намерения [].
Принцип невидимой руки гласит, что рыночное
равновесие устанавливается в точке пересечения кривых спроса и предложения, при
этом оно достигается автоматически, через воздействие потребителей и продавцов
на рынок.
Закон или принцип «невидимой руки» постулирует
следующее: цены вынуждают производителей, поставщиков ресурсов и потребителей
делать свой персональный выбор, НО вместе с тем являются и средством
выравнивания их интересов. Цены содержат в себе информацию о потребительских
предпочтениях, издержках и факторах, связанных со временем, месторасположением
и иными обстоятельствами, учесть которые не в состоянии ни отдельный человек,
ни целый плановый орган. Всего лишь одна-единственная обобщающая цифра,
рыночная цена, предоставляет производителям полный объем информации,
необходимый для приведения своих личный действий в соответствие с действиями и
предпочтениями других. Рыночная цена направляет и стимулирует и производителей,
и поставщиков ресурсов к производству вещей, ценимых наиболее высоко в
сравнении с издержками их производства.
Лица, принимающие решения в бизнесе, не
нуждаются в указаниях центральной власти, что и сколько производить, эту
функцию выполняют цены. Только цена, которую готов платить потребитель
какого-либо товара (услуги), ресурса, являясь достаточной, чтобы покрыть
издержки производства, выступает указанием предпринимателю. Также обстоит дело
и с выбором производственных методов для предпринимателя: каждый производитель
будет добиваться наилучшей комбинации ресурсов и наиболее эффективной
организации производства, поскольку более низкие издержки означают более
высокие прибыли. Стремиться к снижению издержек и повышению качества
предпринимателя вынуждает конкуренция.
«Невидимая рука рынка» действует автоматически,
и большинство людей просто не задумываются об этом, принимая как должное, что
количество произведенных товаров соответствует количеству товаров которые
потребитель хочет приобрести. Доступность разнообразного ассортимента товаров
также принимается большинством потребителей как должное, но именно «невидимая
рука рынка» создает это многообразие.
Таким образом, следуя логике рассуждений, А.Смит
отрицает необходимость вмешательства власти в процессы производства,
распределения, обмена и потребления, и считает такое вмешательство вредным для
развития экономических и рыночных процессов. Он утверждает, что в течение
некоторого периода продавцы и покупатели будут изменять точки на своих кривых
спроса и предложения, соответственно изменяя цены и количество покупаемых и
продаваемых товаров, пока не дойдут до точки равновесия, после чего начнут
стабильно совершать сделки на покупку-продажу равновесного количества товара по
равновесной цене. По мнению А.Смита, государство должно:
ограждать общество от насилия и вторжений других
независимых обществ;
ограждать по мере возможности каждого члена
общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или
установить хорошее отправление правосудия;
создавать и содержать определенные общественные
сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в
интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть
покрыты частными лицами.
Теоретически «принцип невидимой руки» логически
обоснован и правилен, однако, в современных экономических условиях он не всегда
находит подтверждение, так как означенный принцип работает только в условиях
совершенной конкуренции, когда на рынке действует множество продавцов и
покупателей и осуществляется производство /распределение /обмен /потребление
абсолютно однородного товара. Рынок совершенной конкуренции скорее
теоретическая модель, на практике приходится иметь дело с несовершенной
конкуренцией, поэтому принцип невидимой руки не пригоден для применения в
современной экономике. В экономической теории представлены и другие модели, в
которых допускается регулирование экономики государством. Эти модели будут
рассмотрены в следующем параграфе.
.3 Эволюция представлений о роли
государства в экономике
Критерии и принципы распределения обязанностей
между государством и частной инициативой, масштабы и границы государственного
участия в экономической жизни общества продолжают быть предметом острой
полемики между разными идеологическими школами в XIX-XX веках.
Дж.М. Кейнс (1883-1946) теоретически обосновал
необходимость расширения экономической власти государства при сохранении
частной инициативы. Научной задачей Дж. Кейнса было построение теории, делающей
функционирование рыночной системы более эффективным. Ученый считал источником
экономических проблем капитализма именно действие внутренних сил рынка,
«невидимой руки». В труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) он
отмечает противоречие между исходными постулатами классической экономической
теории и развитием рынка на практике. Дж. Кейнс выдвигает положение о
необходимости государственного регулирования экономики. Противоречием,
обусловившим эту проблему были: неспособность общества регулировать полную
занятость и несправедливое распределение богатства. Дж. Кейнс сформулировал причинно-следственные
связи между занятостью и распределением богатства в обществе (рис.2).
Рис. 2 - Схема Дж Кейнса
Ограничителем спроса выступает стремление
индивидуума делать сбережения. Регулятором потенциальных потерь личного спроса
выступает инвестиционный спрос. В свою очередь, на инвестиционный спрос прямо
влияет рентабельность инвестиций и их процент прибыли: как только эти параметры
снижаются до уровня обычного банковского процента - рост капитало вложений
прекращается.
Дж. Кейнс считал, что государство должно
регулировать склонность к потреблению посредством налогов и через фиксацию
нормы процента. При этом Дж. Кейнс не опровергает положения А. Смита о
благотворном влиянии на рынок личной инициативы, конкуренции (невидимая рука
рынка А. Смита). Кейнс дополняет теорию А. Смита постулатом о необходимости
государственного вмешательства, при котором государство остается внешней, по
отношению к рынку силой.
Одновременно с Дж. Кейнсом свой ответ на вызовы
мирового экономического кризиса предложили представители другого направления
экономической теории - неолибералисты.
Их подход принципиально отличался от взглядов
Кейнса и подразумевал необходимость постоянной поддержки конкурентной среды со
стороны государства. По мнению неолибералистов, рыночные механизмы сами по себе
эффективны и не требуют корректировки (кроме специфических или, как сейчас
выражаются «форс-мажорных» ситуаций), при этом роль государства заключается в
создании и поддержании условий бесперебойной работы этих механизмов. Механизм
государственного регулирования экономики в представлениях неолибералистов
заключается в том, что государство создает правила, по которым действуют
субъекты рынка и следит за соблюдением правил, применяя санкции в случае
нарушения.
На теорию неолибералистов похожа концепция
социального рыночного хозяйства (А. Мюллер-Армак). В этой концепции роль
государства состоит в том, чтобы соединить свободу субъектов рынка с социальным
прогрессом в экономической системе, основанной на конкуренции.
Отличия концепции А. Мюллера-Армака состоит в
том, что она, во первых, эклектична - в ней соединены протестантская этика,
неолиберальные представления и социальный католицизм, а, во-вторых, в ней
государственному регулированию рыночной экономики придается большее, чем у
неолибералов, значение. Разногласия между этими теориями носят количественный
характер, так как предмет разногласий - количество, минимум государственного
регулирования экономической деятельности.
Концепция социального рыночного хозяйствования
была реализована на практике в ФРГ, начиная с 1948 года Л. Эрхартом. Тогда в
ФРГ была проведена денежная реформа, либерализация цен на основе жесткого
антимонопольного регулирования, в экономике проводилась рестриктивная денежная
политика (так называемая политика «дорогих денег»). Она направлена на
ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих
банков и повышение уровня процентных ставок. При проведении такой политик, как
правило, увеличиваются налоги, сокращаются государственные расходы, проводятся
другие мероприятия, направленные на снижение инфляции. В результате, в ФРГ в
1948-1968 годах произошло так называемое «немецкое чудо» - быстрый
экономический рост (12%среднегодового прироста ВВП). В этот период государство
активно вмешивалось в экономику, при этом характер и способы государственного
вмешательства были направлены все-таки на создание и развитие свободной
рыночной экономики. В последние десятилетия, однако, экономику Германии
критикуют за то, что она становится менее рыночной и более социальной.
На рубеже XIX-XX вв. в США возникло, и
окончательно сформировалась к 1920-1930-м годам новое направление исследований
экономических явлений, которое получило название «Институционализм». Его
формирование проходило под влиянием работ представителей немецкой исторической
школы, социологии и других наук. Это направление в своем развитии
эволюционировало от старого (раннего, традиционного) институционализма к
современному институционализму, который в свою очередь представлен несколькими
направлениями. Сущность институционализма с позиций OIE (Old, or Original,
Institutional Economics - старой и новой институциональной экономики) может
быть сформулировано с учётом следующих пяти положений:
Институциональная наука не должна сводиться к
предложениям по проведению экономической политики.
Институционализм активно использует идеи и
данные других наук, таких как психология, социология и антропология, для того
чтобы содействовать более глубокому анализу институтов и поведения человека.
Институты - это ключевые элементы любой
экономической системы, и поэтому главная задача экономиста заключается в
изучении институтов и процессов их сохранения, обновления и изменения.
Экономика - это открытая и эволюционирующая
система, действующая в условиях природной среды, подверженная технологическим
изменениям и вовлечённая в обширные социальные, культурные, политические и
властные отношения.
Представление индивидуального агента как
человека, максимизирующего полезность, нереально или ошибочно, необходимо
учитывать институциональную и культурную среду, в которой находится человек.
Следовательно, люди создают институты, а институты, в свою очередь сильно
влияют на людей.
Сторонники «старого институционализма»
придерживаются той точки зрения, что саморазвитие рынка без воздействия государства
не может быть эффективным. Неоинституционалисты, сторонники неоклассической
экономической теории, считают, что поведение экономических субъектов -
первично, по сравнению с институтами, и государственное вмешательство в
деятельность экономических субъектов должно быть минимально.
В изучение взаимодействия индивидуума и
государства внесли значительный вклад отечественные ученые Р.Гринберг и
А.Рубинштейн, предложившие концепцию экономической социодинамики. В этой
концепции государство является также субъектом рынка, и действует как
некоммерческая организация, то есть не имеет цели получения прибыли. Функция
государства - обмен его налоговых доходов на соответствующие полезности для
общества. Если государство в этой роли «ведет себя» рационально, то возникает
специфический феномен, который взаимодействуя с социальной средой (институтами)
стимулирует рост национального богатства.
Выводы. Таковы различные взгляды на
экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении
можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного
вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства
государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к
нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым,
экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт и
практика действия рыночных механизмов показал, что их ограничивают только
государственные регуляторы.
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПА
НЕВИДИМОЙ РУКИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Государственное регулирование рынка представляет
собой активное вмешательство государственных органов в структуру
функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно
нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем.
Необходимость государственного вмешательства возникает при несовершенстве
отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат
и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной
причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении
макроэкономических задач. К ним относятся:
обеспечение полной занятости трудоспособного
населения;
борьба с инфляцией;
объединение принципов социальной справедливости
и экономической эффективности и прочие.
Цель государственного вмешательства в рыночную
экономику - сохранение конкурентной среды, стабильность цен, экономический рост
и т.д. конечная и основная цель государственного регулирования - повышение
эффективности социально-экономической системы и рост благосостояния граждан.
Государство как субъект рыночного хозяйства
действует через систему государственных учреждений и бюджетных организаций,
которые выполняют функции государственного регулирования экономики.
Объектами государственного регулирования
выступают: экономический цикл и его отдельные фазы; секторальная, отраслевая и
региональная структуры рынка; условия накопления капитала; занятость; денежное
обращение; платежный баланс; цены; научно-исследовательские,
опытно-конструкторские работы; условия конкуренции; социальные отношения,
включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также
социальное обеспечение; внешнеэкономические связи.
Государство осуществляет регулирование
социально-экономических отношений, используя систему методов и инструментов,
которые могут меняться в зависимости от экономических задач, материальных
возможностей государства, накопленного опыта регулированияОбщепринято деление
методов государственного регулирования на: правовые, административные и
экономические.
Правовое регулирование экономики состоит в
установлении государством правил игры определяющих формы и права собственности,
условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные
обязательства в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.
Административное регулирование экономики
включает в себя меры по лицензированию, квотированию, ценообразованию с помощью
системы административных мер осуществляющих государственный контроль над
доходами, ценами, кредитными ставками, состоянием окружающей среды.
Экономические методы государственного
регулирования экономики предполагают воздействие на характер рыночных связей и
расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала,
структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика,
денежно - кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование.
Существуют важные ограничения для регулирования
государством экономики. Недопустимы любые действия государства, разрушающие
рыночный механизм (планирование, абсолютный контроль над ценами), так же
государство не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке.
Все методы как прямого, так и косвенного
воздействия интегрированы в рыночный механизм и являются элементами сложнейшей
системы смешанной экономики и потому неизбежно взаимодействуют друг с другом.
При этом сложность системы не позволяет в полной мере проследить и учесть все
существующие возможные прямые и обратные связи. В силу этого методы
регулирования в принципе могут противоречить друг другу, что весьма часто и
обнаруживается на практике (например, несоответствие между принятыми законами и
их финансированием).
Государство осуществляет регулирование
социально-экономических отношений, используя систему методов и инструментов,
которые могут меняться в зависимости от экономических задач, материальных
возможностей государства, накопленного опыта регулирования
.2 Модели государственного
регулирования рыночной экономики: сравнительный анализ эффективности
В настоящее время для воздействия на экономику в
зарубежных странах используются различные правовые нормы: научно-технические и
социальные программы, финансово-экономические рычаги (госзаказ, лимиты, квоты,
инвестиции, налоги). В зависимости от степени, уровня, роли и характера
государственного регулирования экономики и масштаба решаемых социальных задач,
различают несколько моделей: американскую, японскую, немецкую, французскую и
шведскую, характерные особенности которых приведены в таблице 1.
Рассмотрим преимущества и недостатки моделей
государственного регулирования развитых стран. Сегодня во многих странах
экономисты спорят о целесообразности полного принятия американской модели
экономического развития, в основе которой лежат развитая конкуренция,
антимонополизм, гибкие рынки труда, относительно низкие налоги, акционерный
капитализм, стимулирующий извлечение максимальной прибыли.
рыночный экономика невидимый рука
Таблица 1 - Модели государственного
регулирования рыночной экономики и их характеристики
МОДЕЛЬ
|
Особенности
и характеристики
|
АМЕРИКАНСКАЯ/
минимальный уровень ГРЭ
|
малый
удельный вес государственной собственности. поощрение предпринимательства.
резкая дифференциация на богатых и бедных; большое различие на уровне
заработной платы (110-кратный разрыв между главой фирмы и служащими));
приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.
|
ЯПОНСКАЯ/
высокий уровень ГРЭ
|
планирование;
пожизненный найм, контроль занятости незначительное различие на уровне
заработной платы (17-кратный разрыв между уровнем заработной платы главы
фирмы и служащими).
|
НЕМЕЦКАЯ
высокий уровень ГРЭ.
|
планирование
основных макроэкономических показателей; принцип социального партнерства;
ключевая роль банковской системы в экономике незначительное различие на
уровне заработной платы (23-кратный разрыв между уровнем заработной платы
главы фирмы и служащими).
|
ШВЕДСКАЯ/
высокий уровень ГРЭ
|
регулирование
перераспределения доходов; госконтроль сектора услуг; контроль
ценообразования, фиксация цен.
|
ФРАНЦУЗСКАЯ/
высокий уровень ГРЭ
|
индикативное
планирование. государство как предприниматель; вмешательство государства в
процессы накопления капитала
|
ЮЖНО-КОРЕЙСКАЯ/
высокий уровень ГРЭ
|
государственное
планирование экономического развития; государственная монополия в
кредитно-финансовой сфере до 80-х годов хх в.; государственное регулирование
внешнеэкономической сферы: стимулирование экспорта и ограничение импорта;
госрегулирование ценообразования; стратегическое и целевое государственное
экономическое планирование.
|
КИТАЙСКАЯ/
высокий уровень ГРЭ
|
переход
от модели «Централизованной плановой экономики» к модели «Социалистической
плановой товарной экономики»: социалистическое производство признается
товарным, и взаимодействие между товаропроизводителями строится на развитии
товарно-денежных отношений
|
Американская экономическая модель существенно
повлияла и на рост жизненного уровня населения. Современный средний класс в
настоящее время имеет больше материальных благ, чем ранее. Данная экономическая
модель, по сравнению с европейской моделью, требует все больших усилий.
Несмотря на преимущества американской
экономической модели, все чаще дают о себе знать ее недостатки, которые
состоят, прежде всего:
в увеличивающемся разрыве между доходами самых
богатых и самых бедных: самые богатые в США имеют доход, в среднем, в 37 раз
больше, чем самые бедные (в Японии - в 4 раза, в Германии - в 6 раз);
в низком уровне начального и среднего
образования;
в отсутствии критерия социальной отдачи на
вложенный капитал, в отличии от европейской, где в качестве критерия
эффективности предприятия рассматриваются наряду с экономическими и социальные
показатели;
в дефиците годового внешнеторгового баланса
(импорт выше экспорта).
В Японии, экономика которой традиционно основана
на принципах патернализма и лояльности, экономическая модель подразумевает
систему «работа на всю жизнь», преданность работника фирме, стимулирование и
совершенствование его профессиональных навыков и высокий уровень образования, а
также отличную работу сферы обслуживания, тесные взаимоотношения банков и фирм,
высокий удельный вес долгосрочных инвестиций. Однако эта модель начала давать
сбои, потому что указанные преимущества, достаточная социальная защищенность
стали причинами современных проблем Японии: фирмы, защищенные от
неопределенности свободного рынка, не имели достаточных стимулов для более
эффективной инвестиции капитала и динамичного развития.
Также не выдержала испытания временем и
германская экономика, где динамичное экономическое процветание постепенно
перешло в застой производства, повысился уровень безработицы. В германской
модели в списке приоритетов на первом месте стояло образование работников;
далее называлась развитая социальная система, небольшая разница в доходах
богатых и бедных слоев населения, поощрение инвестиций. В то же время, наличие
сильных профсоюзов обусловило отсутствие гибкости на рынке труда.
Главное различие существующих моделей
экономического развития состоит в рекомендуемой степени государственного
участия в управлении рыночной экономикой. Практически это может проявляться во
множестве вариантов - от чрезмерной регуляции до крайней либерализации.
Таким образом, универсальная модель
государственного регулирования экономики - невозможна в принципе. т.к.
различные страны обладают различными комплексами набором исходных исторических,
культурных, географических, экономических и социальных параметров. И тогда, у
каждой страны есть свой путь развития и свои модели государственного
регулирования рыночной экономики, при этом, у национальных моделей стран одного
региона, будет присутствовать ряд общих черт.
Разные типы цивилизации, культур, менталитета,
уровни экономического развития и ресурсные возможности ограничивают выбор путей
общественного развития и определяют необходимость поиска модели, адаптированной
к особенностям каждой страны. В настоящее время актуален поиск форм и средств
государственного регулирования экономики с учетом особенностей мировых
процессов глобализации и интеграции.
Концептуально все современные модели
ориентированы на достижение устойчивого экономического роста, повышение уровня
и качества жизни населения и предполагают наличие адекватных ей механизмов
реализации. Внедрение в практику таких механизмов и обеспечение их эффективного
функционирования все-таки предполагает усиление роли государственного
регулирования в системе.
Отметим, что речь идет не об усилении
вмешательства государства в хозяйственные процессы, а об их конструктивном
регулировании, исходя из общественных и государственных интересов, направленных
на стабилизацию экономического развития, снижение экономических и социальных
рисков, предотвращение нежелательных для общества последствий деятельности
рынков.
Анализ моделей государственного регулирования
экономики показал, что в современных условиях необходимы для всех моделей такие
качества, как мобильность, оперативность и четкая ориентированность на решение
конкретных задач в соответствии с перманентно меняющимися условиями экономической
среды.
.3 Границы вмешательства государства
в рыночную экономику
Проблема государственного регулирования рыночной
экономики, действительно, является очень актуальной. В своих крайних
проявлениях «невидимая рука рынка» приводит к негативным социальным явлениям:
бедности, снижению образовательного и культурного уровня общества, власти на
рынке монополий и пр. А модель тотального государственного контроля
экономической сферы функционировала в СССР и привела, после некоторого подъема,
к перекосам, снижению уровня жизни населения, отставанию от мирового
сообщества. Таким образом, необходимы концепции и рабочие модели третьего пути
- рационального соотношения рыночных механизмов и государственного управления в
экономической сфере. Представляет интерес подход к разрешению этой проблемы в
рамках институциональной экономики Р. Гринберг и А. Рубинштейн, предложившие
концепцию экономической социодинамики, разработали модель рационального
поведения государства.
Рациональное поведение государства, по мнению А.
Рубинштейна и Р. Гринберга заключается в том, что оно формирует и использует
свои ресурсы для максимизации социальной полезности. Для этого действия
государства должны быть организованы по принципу соответствия между целями и
средствами для их достижения. Нарушение этого принципа приводит к экономическим
деформациям. Так, некорректная приватизация в России заставила государство
восполнять утраченные доходы посредством избыточного налогового обложения
хозяйствующих субъектов. Возникшая диспропорция привела к снижению рыночной
активности, сокращению инвестиций, увеличению внутреннего и внешнего долга.
Другим принципом рационального поведения
государства в рыночной экономике (в концепции А. Рубинштейна и Р. Гринберга)
является «Принцип Поланьи». Для К. Поланьи экономика - институциональный
процесс и обычно «вложена» в социальную структуру и регулируется общественными
институтами. Государство обеспечивает стабильность и безопасность общества и
для этого оно устанавливает нормы поведения рыночных агентов и правила оплаты
труда, земельной ренты и процентной ставки. Цель - максимизация выигрыша для
всех участников рынка.
Еще один принцип рационального поведения
государства в понимании А. Рубинштейна и Р. Гринберга - «Принцип Баумоля»:
государство должно поддерживать социокультурные отрасли народного хозяйства.
Логика здесь следующая: неудовлетворение различных потребностей индивидуумов,
социальных групп и общества в целом, в том числе и социальнокультурных
потребностей, вызовет социальное напряжение, подорвет принцип равновесия и
остановит, в итоге любой экономический рост.
Одной из серьезных проблем государственного
регулирования является проблема распределения общественных средств. Принято
считать, что управленческие решения чиновников по распределению общественных средств
всегда нерациональны и приводят к неправильному использованию этих средств. С
другой стороны, если государство минимизирует свое участие и контроль за
распределением этих средств, будет обязательно нарушена социальная мотивация,
более сильные участники рынка лишат более слабых возможности участвовать в
распределения. А следовательно и социальной мотивации к развитию и
производству. А. Рубинштейн и Р. Гринберг в качестве решения этой проблемы
предлагают еще один принцип рационального поведения государства - принцип
прагматического демократизма. Принцип определяет зону компромисса и
устанавливает некоторое общее правило рационального поведения государства
посредством введения определенных регламентаций в деятельность групп,
преследующих своекорыстные интересы. В соответствии с этим принципом, любое
распределение общественных средств, связанное с реализацией целей, присущих
обществу как таковому, должно обслуживаться максимально допустимыми
демократическими процедурами. Это может быть способ выделения бюджетных средств
независимым от правительства посредническим организациям (например, Федеральный
фонд по поддержке малого предпринимательства или Российский фонд
фундаментальных исследований). И посреднические организации тоже имеют свои
«специальные» интересы, они значительно сильнее зависят от общественного
мнения, чем чиновники государственной власти и, следовательно, потери будут
меньше.
Другой компромиссный способ распределения
общественных средств - с помощью налогового протекционизма. В этой ситуации
государство определяет уже только специальные «правила игры», предоставляя
агентам рынка соответствующие налоговые льготы. Отказываясь от части налоговых
поступлений, оно фактически распределяет общественные средства, минуя «руки»
чиновников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Адам Смит убедительно показал, как рыночные
механизмы перераспределяют капитал по отраслям самым оптимальным образом,
выравнивают при этом прибыль в различных отраслях и делают цены минимально
возможными при данном уровне развития экономики (производительности труда).
Если какого-либо товара на рынке не хватает, стоимость его завышена и капитал
получает повышенную, относительно среднего уровня, прибыль, в эту отрасль за
своей выгодой устремляется капитал из других отраслей. Производство товара
растёт, стоимость падает, пока прибыль не достигнет положенных ей размеров.
Так, преследуя свои корыстные цели - получить максимальную выгоду, капиталист
создаёт максимальное благо для общества. Этот механизм классик назвал Невидимой
Рукой рынка, и это название закрепилось в экономической теории как обозначение
действия рыночных механизмов.
В процессе развития экономической науки и
практики было выявлено, что действие «невидимой руки рынка» во-первых,
актуально только в условиях совершенной конкуренции, а во вторых, зачастую
приводит к отрицательным экономическим и социальным последствиям для общества.
Одной из центральных проблем экономической
теории является проблема соотношения действия рыночных механизмов и
государственного регулирования в условиях рыночной экономики.
Противопоставлять рынок и государство
бессмысленно, прежде всего, потому, что, с одной стороны, государство является
источником законов, определяющих важнейшие институты рыночной экономики. Вся
система рыночного обмена, оформляемая в виде добровольных сделок (трансакций),
на самом деле базируется на системе тщательно разработанных законодательных
установлений, не только упорядочивающих рыночные отношения, но и
предусматривающих определенные меры, принуждающие к их исполнению. Обеспечение
прав собственности, составляющей основу рыночной экономики, это тоже важнейшая
прерогатива государства. С другой стороны, эффективно функционирующая рыночная
экономика создает предпосылки для выполнения государством возложенных на него
функций, причем не только за счет формирования бюджетных доходов, но и создания
основы для формирования и развития демократических институтов. Поэтому
эффективное государство, как правило, сочетается с эффективной экономикой и
наоборот.
Главное предназначение государственного
регулирования в современной концепции развития рыночных отношений - определение
социально-экономической политики государства, выработка и применение на
практике организационно-правовых и экономических механизмов ее реализации;
регламентация хозяйственной жизни страны в целом и субъектов рынка в частности;
обеспечение гарантий устойчивого социального и экономического развития
общества, то есть Речь идет о таком усилении государственного влияния, которое,
не ущемляя самостоятельности субъектов рынка, призвано способствовать
консолидации их деятельности в интересах всего общества. Государство при этом
должно обеспечить защиту достигнутых позитивных ценностей в экономике -
многоукладности, хозяйственного равноправия субъектов рынка различных форм
собственности, конкуренции, свободы предпринимательства, внешней открытости - и
содействовать их развитию.
На основе проведенного теоретического анализа
автор курсовой работы считает, что государство должно быть полноправным
участником рыночного хозяйства, а роль государства должна состоять в
координации деятельности рыночных агентов для достижения стратегических целей и
обеспечивать доступными средствами позитивные преобразования и сдерживать (и
компенсировать) негативное воздействие «невидимой руки рынка».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова
И.И. История экономики. - М.: Магистр, 2010.
2. Гребнев
Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник. - М.: Вита-Пресс, 2000. - С.
91-99.
. Гринберг
Р.С. Рациональное поведение государства. - М.: ИСЭ ПРЕСС, 2003 - 244 с.
. Гринберг
Р.С., Рубинштейн А.Я. Экономическая социодинамика. - М. ИСЭ, 2000.
. Жахов
Н.В. Концептуальный анализ современных моделей государственного регулирования
национальных экономик // Молодой ученый. - 2011. - №2. Т.1. - С. 109-112.
. Кейнс
Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 1999. - 352 с.
. Львов
Д.С., Глазьев С.Ю., Фетисов Г.Г. Эволюция технико-экономических систем. М.:
Наука, 1992.
. Макконнелл
К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т. - Т. 1. - С. 57-59,
101-103.
. Моргунов
Е.В., Эволюция теоретических представлений о роли государства в экономике //
Вестник ГУУ (Серия «Институциональная экономика»). - 2005. - №5. - С.72-80.
. Норт
Д. Институты, институциональные изменения и функционирование эко-номики. Пер. с
англ. А.Н. Нестеренко. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
. Рубинштейн
А.Я. Структура и эволюция социального интереса. - М.: ИСЭ-ПРЕСС, 2002, - 260 с.
. Смит
А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962.
. Социальная
рыночная экономика в Германии и рыночная трансформация в России. Кельн-Москва,
1996.
. Федынски
П. США: разрыв в доходах богатых и бедных [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.voanews.com/russian/news/INCOME-GAP-2010-10-25-105732493.html
. Хикс
Джон. Теория экономической истории. Пер. с англ. 2-е стереотип. изд. / Общ.
ред. и вступ. ст. Р.М. Нуреева - М.: НП Журнал «Вопросы экономики», 2006.
. Ходов
Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: Экономистъ,
2009.
. Экономика:
Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: БЕК, 1994. - С. 15.
. Экономическая
теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад.
Г.П. Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 1999. - С. 81.