Международная конкуренция и ее формы. Детерминанты конкурентного преимущества стран

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    206,97 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международная конкуренция и ее формы. Детерминанты конкурентного преимущества стран

Министерство образования Республики Беларусь

Институт парламентаризма и предпринимательства

Кафедра экономики и управления





Курсовая работа

По учебной дисциплине "Международная экономика"

на тему "Международная конкуренция и ее формы. Детерминанты конкурентного преимущества стран"

Выполнила:

факультет заочного обучения

студентка 3 курса, группы 22020,

номер зачетной книжки- 22020/13

Горбунович Дарья Петровна



Минск

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Теоретические основы международной конкуренции

. Понятие конкурентоспособности государства, детерминанты конкурентоспособности

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

конкурентоспособность международная национальная экономика

Роль и значение коренного повышения конкурентоспособности национальной экономики для Беларуси на современном этапе социального и экономического преобразования всей жизни населения является актуальной задачей.

В любой стране высокая конкурентоспособность повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводительные расходы, расширяет ее экспорт, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.

Необходимо отметить, что созданный у нас в стране механизм государственного воздействия на конкурентоспособность продукции, построенный, главным образом, на административных методах и позволяющий в определенной мере планировать, организовывать, контролировать и стимулировать рост конкурентоспособности продукции, требует коренной перестройки и обновления.

Целью данной курсовой работы является изучение развития теории международной конкуренции и конкурентных преимуществ страны на современном этапе.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

осветить сущность и виды конкуренции, особенности международной конкуренции;

охарактеризовать понятие конкурентоспособности страны и теорию конкурентных преимуществ;

проанализировать проблемы повышения конкурентоспособности экономики Беларуси в современных условиях.

Предмет курсовой работы - проблема повышения конкурентоспособности национальной экономики в современных условиях. Объект курсовой работы - международная конкуренция как тенденция развития мировой экономики.

Методы написания данной курсовой работы: аналитический, графический, дедуктивный, индуктивный, сравнительный, табличный.

Источниками написания курсовой работы являются учебные пособия, монографии, статьи периодических изданий, материалы Интернет.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ


Конкуренция (от лат. "конкурро" - сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:

наличие множества равноправных рыночных субъектов;

полная экономическая обособленность каждого из них;

зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и вживание - экономический закон рыночного хозяйства. Эта борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг - продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. В конкуренции среди покупатели побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.

Конкуренция - двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии Ф. фон Хайеку утверждать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. В этом выражается несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии.

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители - счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

Сущность конкуренции проявляется в ее следующих функциях:

обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее "выживание" производителей;

дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи разоряются);

давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.

Различают конкуренцию:

) функциональную (конкуренция определенного товара);

) видовую (по цене и качеству);

) межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

) внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно подробно исследован К.Марксом в III томе "Капитала";

) совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однородность выпускаемого продукта, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, абсолютная мобильность производственных ресурсов, полное знание предпринимателями состояния рынка.

Совершенная конкуренция - абстракция, в постоянной жизни имеют место элементы "несовершенства" конкуренции. Поэтому неоклассическая школа (А.Маршалл, Л.Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение. Дискуссия о ценообразовании, развернувшаяся еще в 20-х годах XX в. (под влиянием работ П.Сраффы, в которых он доказывал, что крупные фирмы постоянно нарушают механизм свободной конкуренции и ценообразования), позволила по-иному взглянуть на конкуренцию.

Выход в свет работ "Теория монополистической конкуренции" (Э.Чемберлин, 1933) и "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (Дж. Робинсон, 1933), где были исследованы новые условия рынка, позволили говорить о несовершенной конкуренции. Последняя предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка. Существуют три модели несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, дифференциация продуктов.

Развитие конкурентных отношений в странах с переходной экономикой в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и защиты конкурентоспособности национальной продукции.

Конкурентный рынок означает, что ни один из многочисленных участников рыночного процесса не может влиять на уровень цены. Попытка повысить цену означает невозможность продать товары, а искусственное снижение цен приносит убытки и не позволяет возмещать издержки.

На конкурентном рынке ни один покупатель и ни один продавец не в состоянии влиять на спрос и предложение так, чтобы, изменяя количество товаров, повышать их цены и получать большой доход. Здесь доля отдельных покупателей и продавцов в товарном потоке незначительна, что не позволяет влиять на цены и собственные доходы. При этом препятствий для вступления на конкурентный рынок и ухода с него не существует.

Эффективность конкурентного рынка определяется следующими факторами:

наличие или отсутствие возможностей для снижения издержек производства;

применение более совершенных технологий;

улучшение качества работ, товаров и услуг;

конкурентоспособность товаров и услуг [9, c. 81].

Конкуренция - тонкий, выборочный и гибкий механизм. Тонкий, поскольку от сокращения спроса на товар или услугу фирмы страдают не в равной мере. Наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия, производители некачественной продукции, устаревшего ассортимента. Напротив, сильные фирмы могут даже в кризисное время процветать, так как к ним отходят сегменты рынка, ранее контролировавшиеся разорившимися конкурентами.

Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки. Это обеспечивается резервами мощностей, страховыми запасами и другими факторами. Поэтому в ходе перемен в лучшем положении оказываются те фирмы, которые больше к ним приспособлены. Разумеется, адаптация неизбежно занимает какое-то время, однако важно, что стимулы для нее конкуренция задает сразу же.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, ускорению научно-технического прогресса.

В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созданию монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция приобретает разрушающий характер. Для обуздания конкуренции и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников, в которых фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкурентной борьбы.

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары конкурентная борьба усилилась. Появилась возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда. Так возникало капиталистическое товарное производство, в условиях которого конкуренция получила наибольшее развитие.

В современных условиях конкуренция выступает как важное средство развития производства. Многие экономисты связывают с ней повышение эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять достижения науки и техники, совершенствовать технологию производства.

Капитал переходит из страны в страну, причем в те страны, которые заслуживают доверия с точки зрения предоставления кредитов и возможности которых не ограничены собственными средствами.

Не будь международной конкуренции, уровень продуктивности в стране практически не зависел бы от положения в других странах. Однако международная торговля и вывоз капитала представляют собой возможность для повышения продуктивности использования ресурсов страной и одновременно угрозу ее повышению или даже поддержанию на прежнем уровне. Международная торговля позволяет стране повышать продуктивность своего производства, так как устраняет необходимость самостоятельно производить все товары и услуги. Страна может поэтому сконцентрироваться на тех отраслях и сегментах рынка, где ее фирмы относительно более конкурентоспособны, чем иностранные, и импортировать те товары и услуги, по которым ее производители уступают зарубежным.

Что касается аспектов практики конкурентной борьбы, то в настоящее время доминируют три концепции обоснования ее содержания. Концепция конкурентной эволюции, предложенная Ричардом Р.Нельсоном и Сиднеем Дж.Уинтером, базируется на понимании эволюционного характера конкуренции в том смысле, что неоднородность конкурентных условий и самих хозяйствующих субъектов предопределяет разнообразие поведенческих стратегий фирм, селективный отбор которых осуществляется рынком. Конкуренция рассматривается ими как динамический процесс, где, во-первых, существует множественность вариантов выбора с неизвестными последствиями, во-вторых, его участники обладают разным конкурентным потенциалом, в-третьих, поведение фирм обусловливается окружающей средой. Инновационная деятельность фирм представляется здесь в качестве определяющего фактора конкурентной эволюции, а в фокусе анализа оказывается связь между структурой рынка и научно-техническим прогрессом. Несколько в ином ключе трактуется содержательная сторона конкурентной практики в концепции конкурентной рациональности, автором которой является Питер Диксон. Он суть практики конкурентного соперничества усматривает в поиске способов укрепления конкурентоспособности фирмы. Исходя из того, что решения принимаются в условиях рыночной неопределенности, П.Диксон рассматривает проблему разработки и принятия решений в качестве центрального звена конкурентного соперничества, а способность фирмы к внутренней эволюции - как главное условие ее устойчивости.

Несмотря на то, что названные концепции по-разному определяют условие и источник укрепления конкурентоспособности - в концепции конкурентной эволюции - тип рыночной организации и инновационная активность, а в концепции конкурентной рациональности - организационная культура и скорость принятия решений, они отнюдь не противостоят друг другу. У них одни и те же базовые предпосылки - динамичный рынок, многообразие типов рыночных субъектов, отсутствие единого критерия оптимального поведения. Это и не случайно, так как обе они эксплуатируют идею Й.Шумпетера о рынке, как системе взаимодействия разнообразных и различающихся своим потенциалом участников. Поэтому между этими концепциями больше общего, чем различий. А вникнув с суть различий, мы обнаружим, что она заключается в разной расстановке акцентов. Р.Нельсон и С.Уинтер акцентируют внимание на технологических инновациях, в отношении осуществления которых организационные изменения играют роль вспомогательного инструмента. П.Диксон, наоборот, рассматривает внутренний организационный потенциал фирмы, как главное условие реализации инновационной стратегии. Поэтому эти концепции следует рассматривать скорее как дополняющие, а не противостоящие подходы. Но, как бы то ни было, для нас обе они имеют ту ценность, что позволяют сформулировать условия и способы, при которых обеспечивается реализация содержательной стороны конкуренции - завоевание лучших условий хозяйствования. Условиями будут качество конкурентной среды, представленное в типе рыночной организации, и качество хозяйственной организации, выражающееся в ее способности эволюционировать. В качестве способов выступят инновационная активность, понимаемая как склонность фирмы к нововведениям, и организационная культура фирмы, проявляющаяся в способности адекватно и быстро адаптироваться к рыночным изменениям.

Третья концепция конкурентной практики, известная как модель пяти сил конкуренции М.Портера, которая, казалось бы, стоит особняком, в действительности может рассматриваться в качестве практического руководства по реализации вышеозначенных концепций.

Концепция конкурентной эволюции обладает тем достоинством, что рассматривает конкурентную борьбу сквозь призму взаимосвязи между конкурентным окружением (структурой рынка) и инновационной деятельностью. Тем самым она позволяет выявить те институциональные факторы, которые обусловливают завоевание хозяйственными субъектами лучших хозяйственных условий посредством инновационной деятельности. В этой связи наиболее существенными из сформулированных ею выводов являются следующие. Первый заключается в том, что в той связи, которая существует между структурой рынка и инновационной деятельностью, крупные предприятия занимают центральное место, так как, во-первых, обладают преимуществами перед мелкими в освоении нововведений (концентрация ресурсов, распределение рисков, более низкие средние издержки по НИОКР), а, во-вторых, способны обеспечить более быструю компенсацию связанных с осуществлением НИОКР затрат (размер производственных мощностей). В этом смысле, в отраслях с высокой степенью интенсивности инноваций процессы концентрации производства будут происходить быстрее, а сами эти отрасли объективно должны быть более концентрированными. Второй вывод состоит в том, что само по себе наличие рыночной власти не может рассматриваться в качестве препятствия инновационному типу конкуренции, так как она создает экономическую базу (концентрация ресурсов) и мотивацию для инновационной деятельности, в том смысле, что высокие доходы выступают в качестве своеобразной защиты расходов на НИОКР, а рыночная власть выступает платой за научно-технический прогресс. Третий вывод сводится к тому, что между инновационной деятельностью и конкурентным окружением (институциональные условия) существует обратная связь, в которой последние выступают эндогенным фактором. Следовательно, вопрос выбора в конкурентной борьбе способа завоевания лучших условий хозяйствования, а значит, и господствующего типа конкуренции, есть вопрос качества институциональных условий воспроизводства.

Конкурентный рынок является тем стержнем, без которого новые возможности экономики остаются неиспользованными. В условиях конкуренции продавцы ищут новые способы производства товаров и пути улучшения их качества, применяют более прогрессивные технологии. В этом плане конкурентный рынок выступает как принудительная экономическая сила развития и совершенствования производства.

Компания, выходя на один или несколько избранных внешних рынков, вступает в международную конкуренцию. О глобальной конкуренции мы говорим, когда компания разворачивает свою деятельность на нескольких континентах и борется за лидерство на мировом рынке. Очевидно различие в масштабах конкурентной борьбы между компаниями, одни из которых работают в нескольких странах, а другие продают свою продукцию в 50, а то и в 100 странах, и к тому же ежегодно расширяют операции на рынки других стран. Первую компанию можно назвать конкурентом межнационального (или мультинационального) масштаба, вторую - глобальным конкурентом. Таким образом, межнациональным (или мультинациональным) конкурентом называется компания, которая ведет конкурентную борьбу на рынках нескольких стран; глобальный конкурент - это компания, которая присутствует или стремится к присутствию на рынках всех (большинства) стран.

Модели международной конкуренции в разных отраслях экономики сильно различаются. На одном полюсе, как отмечалось выше, находится мулыпинациональная конкуренция, или конкуренция на отдельных, изолированных один от другого национальных рынках. Покупатели на разных рынках имеют разные ожидания, предпочтения и особенности; конкуренция на внутреннем рынке одной страны не зависит от конкуренции на внутренних рынках других стран, состав компаний-конкурентов в каждой стране свой. Например, во Франции, Бразилии и Японии модели банковской деятельности совершенно различны, заметно отличаются рыночные условия и ожидания клиентов, банки-конкуренты во Франции совсем не те, что в Бразилии и Японии, а конкурентная борьба в банковском деле во Франции никак не влияет на конкуренцию в Бразилии и Японии. При мультинациональной конкуренции у компании не существует международного или глобального рынка, а только совокупность изолированных внутренних рынков отдельных стран. Преимущества стратегии, разработанные для конкретной страны, и любое достигнутое в этой стране конкурентное преимущество не выходят за рамки данной страны и не распространяются на другие страны, в которых работает компания. Мультинациональная конкуренция характерна для таких отраслей, как пивная промышленность, страхование жизни, производство швейных изделий, выплавка металлов, производство некоторых видов продуктов питания (кофе, крупы, консервы, замороженные продукты) и многих видов розничной торговли.

На другом полюсе - глобальная конкуренция, при которой цены и конкурентные условия на разных внутренних рынках тесно взаимосвязаны, поэтому термин международный, или глобальный рынок наполняется реальным смыслом. В глобальной отрасли конкурентоспособность компании в каждой стране зависит от конкурентоспособности в других странах. Особенно интенсивна конкуренция в странах, где велики объемы продаж, и где присутствие компании стратегически необходимо для упрочения положения в данной отрасли. При глобальной конкуренции компания укрепляет свои позиции, проводя операции во всем мире; конкурентное преимущество, создаваемое на внутреннем рынке, дополняется преимуществами, создаваемыми в других странах (размещение предприятий в странах с низкой заработной платой, передача опыта и навыков из одной страны в другую, обслуживание мультинациональных клиентов, репутация торговой марки). Глобальные преимущества компании напрямую зависят от ее конкурентных преимуществ на национальном рынке. Глобальная конкуренция наблюдается в производите автомобилей, телевизоров, автошин и автопокрышек, телекоммуникационного оборудования, копировальных устройств, часов, в коммерческих воздушных перевозках.

Таким образом, в условиях глобализации мировой экономики все большую актуальность приобретает проблема выхода предприятий на международный рынок. Современные тенденции развития мирового хозяйства характеризуются усилением конкуренции на различных рынках.

2. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВА, ДЕТЕРМИНАНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Общее определение конкурентоспособности страны может быть сформулировано так: «конкурентоспособность страны - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение страны и ее отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику». Общепринятого определения международной конкурентоспособности нет. Существуют различные взгляды на сущность и природу конкурентоспособности страны. Те или иные определения страновой конкурентоспособности отражают различные аспекты ее сущности. Анализ трактовок данного понятия позволяет выделить ряд сущностных характеристик конкурентоспособности экономики, согласно которым конкурентоспособность это: 1) инструмент, представляющий собой эффективное средство повышения уровня жизни; 2) характеризуется развитым научно-техническим потенциалом; 3) способность национальных предприятий производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка в условиях свободной конкуренции; 4) продуктивность использования ресурсов; 5) характеризуется высоким уровнем социального развития и устойчивыми темпами экономического роста в долгосрочной перспективе; 6) относительное понятие, измеряемое относительно результатов, достигнутых экономиками сравнимого уровня развития. Кроме того, конкурентоспособность - это объективный процесс, отражающий непрерывность и динамичность развития экономической системы.

Национальная конкурентоспособность определяется как результирующий относительный показатель, отражающий уровень эффективности производства, распределения и реализации товаров как внутри страны, так и за ее пределами в целях повышения собственного экономического потенциала и уровня социально-экономического развития. Исходя из представленной трактовки, следует, что сущность конкурентоспособности страны предполагает определенный уровень конкурентоспособности отечественных компаний и производимых ими товаров.

М. Портер выделяет четыре свойства страны, формирующие среду, в которой конкурируют местные фирмы, и влияющие на ее международный успех (рис. 2.1).

Рисунок 2.1 - Детерминанты конкурентного преимущества страны

Источник: [11, c. 35].

Эти детерминанты, каждый в отдельности и все вместе как система, создают среду, в которой рождаются и действуют фирмы данной страны.

Страны добиваются успеха в тех или иных отраслях благодаря тому, что среда в этих странах развивается наиболее динамично и, постоянно ставя перед фирмами сложные задачи, заставляет их лучше использовать имеющиеся конкурентные преимущества и искать новые. Страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где компоненты национального «ромба» взаимно усиливаются, т.е. каждый детерминант влияет на все остальные.

Преимущество по каждому детерминанту не является предпосылкой для конкурентного преимущества в отрасли. Именно взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает самоусиливающиеся выигрышные моменты, которые иностранным конкурентам недоступны.

Каждая страна в той или иной степени обладает факторами производства, необходимыми для деятельности фирм в любой отрасли. Теория сравнительных преимуществ в модели Хекшера-Олина посвящена сравнению имеющихся факторов. Страна экспортирует товары, при производстве которых интенсивно используются различные факторы. Однако факторы, как правило, не только достаются по наследству, но и создаются, поэтому для получения и развития конкурентных преимуществ важен не столько запас факторов на данный момент, сколько скорость их создания. Кроме того, изобилие факторов может подорвать конкурентное преимущество, а их нехватка - побудить к обновлению, что может привести к долговременному конкурентному преимуществу. В то же время нацеленность факторами имеет достаточно важное значение, поэтому это первый параметр данной составляющей «ромба».

Традиционно в экономической литературе выделяет три фактора, труд, земля и капитал. Но более полно их влияние в настоящее время отражает несколько иная классификация:

людские ресурсы, которые характеризуются количеством, квалификацией и стоимостью рабочей силы, а также продолжительностью нормального рабочего времени и трудовой этикой. Эти ресурсы подразделяются на многочисленные категории, так как для каждой отрасли требуется определенный перечень конкретных категорий работников;

физические ресурсы, которые определяются количеством, качеством, доступностью и стоимостью земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников электроэнергии и др. К ним также можно отнести климатические условия, географическое положение и даже часовой пояс;

ресурс знаний, т.е. совокупность научной, технической и коммерческой информации, влияющей на товары и услуги. Этот запас сосредоточен в университетах, исследовательских организациях, банках данных, литературе и т. д.;

денежные ресурсы, характеризующиеся количеством и стоимостью капитала, который может быть направлен на финансирование промышленности;

инфраструктура, включающая транспортную систему, систему связи, почтовые услуги, перевод платежей между банками, систему, здравоохранения и др.

Совокупность применяемых факторов в разных отраслях различается. Фирмы достигают конкурентного преимущества, если имеют в распоряжении дешевые или высококачественные факторы, которые важны при конкуренции в конкретной отрасли. Так, расположение Сингапура на важном торговом пути между Японией и Ближним Востоком сделало его центром судоремонтной индустрии. Однако получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит не столько от их наличия, сколько от их эффективного использования, поскольку МНК могут обеспечить недостающие факторы путем закупок или размещения деятельности за рубежом, а многие факторы относительно просто перемещаются из страны в страну.

Факторы подразделяются на основные и развитые, общие и специализированные.

К основным факторам относятся природные ресурсы, климатические условия, географическое положение, неквалифицированная рабочая сила и т.п. Их получает страна по наследству либо при незначительных капиталовложениях. Они не имеют особого значения для конкурентного преимущества страны либо создаваемое ими преимущество неустойчиво. Роль основных факторов снижается из-за сокращения потребности в них или из-за их возросшей доступности (в том числе в результате перевода деятельности или закупок за рубежом). Эти факторы имеют важное значение в добывающих отраслях и в отраслях, связанных с сельским хозяйством.

К развитым факторам относятся современная инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила и т.п. Именно эти факторы имеют наибольшее значение, так как позволяют достичь конкурентного преимущества более высокого уровня.

По степени специализации факторы подразделяются на общие, которые можно применять во многих отраслях, и специализированные. Специализированные факторы образуют более солидную и долговременную основу для конкурентного преимущества, чем общие.

Критерии подразделения факторов на основные и развитые, общие и специализированные необходимо рассматривать в динамике, поскольку со временем они изменяются. Например, выпускник вуза 60-х гг. при прочих равных условиях совсем не соответствует уровню выпускника того же вуза 90-х гг. Выпускник вуза 90-х имеет гораздо большую ценность в условиях постиндустриального развития.

Факторы различаются в зависимости от того, возникли ли они естественным способом или созданы искусственно. Все факторы, способствующие достижению конкурентных преимуществ более высокого уровня, являются искусственными. Страны добиваются успеха в тех отраслях, в которых им наилучшим образом удается создавать и совершенствовать необходимые факторы.

Вторым детерминантом национального конкурентного преимущества является спрос на внутреннем рынке на товары или услуги, предлагаемые этой отраслью. Влияя на эффект масштаба, спрос на внутреннем рынке определяет характер и скорость внедрения новаций. Он характеризуется:

структурой;

объемом и характером роста;

интернационализацией.

Фирмы могут достичь конкурентного преимущества при следующих основных характеристиках структуры спроса:

значительная доля внутреннего спроса приходится на глобальные сегменты рынка;

покупатели (включая посредников) разборчивы и предъявляют повышенные требования, что вынуждает фирмы повышать стандарты качества изготовления продукции, обслуживания и потребительских свойств товаров;

потребность в стране базирования возникает раньше, чем в других странах.

Объем и характер роста внутреннего спроса позволяют фирмам получать конкурентное преимущество если:

за рубежом имеется спрос на товар, обладающий большим спросом на внутреннем рынке;

имеется большое количество независимых покупателей, что создает более благоприятную обстановку для обновления;

внутренний спрос быстро растет, что стимулирует интенсификацию капиталовложений и скорость обновления;

внутренний рынок быстро насыщается, в результате ужесточается конкуренция, при которой выживает сильнейший, что вынуждает выходить на внешний рынок.

Фирмы достигают конкурентного преимущества благодаря интернационализации спроса на внутреннем рынке, т.е. когда отдается предпочтение зарубежным потребителям при условии, если:

существуют мобильные и многонациональные внутренние покупатели, которые способствуют развитию спроса за рубежом (туристы,, филиалы МНК и т.д.);

имеется возможность влиять на запросы зарубежных покупателей (передача потребностей), например зарубежные ученые стремятся перенять практику (оборудование, методы и др.) своих коллег из тех стран, которые считаются лидерами в данной области науки («эффект демонстрации»).

Влияние параметров спроса на конкурентоспособность зависит и от других частей «ромба». Так, без сильной конкуренции широкий внутренний рынок, или его быстрый рост не всегда стимулируют инвестиции. Без поддержки соответствующих отраслей фирмы не способны удовлетворять потребности взыскательных покупателей и т.д.

Третьим детерминантом, определяющим национальное конкурентное преимущество, является присутствие в стране отраслей-поставщиков или смежных отраслей, которые конкурентоспособны на мировом рынке.

При наличии конкурентоспособных отраслей-поставщиков возможны:

эффективный и быстрый доступ к дорогостоящим ресурсам, например к оборудованию или квалифицированной рабочей силе и др.;

координация поставщиков на внутреннем рынке;

оказание содействия процессу нововведений. Национальные фирмы получают наибольшую выгоду, если их поставщики конкурентоспособны на мировом рынке.

Наличие в стране конкурентоспособных родственных отраслей часто ведет к возникновению новых высоко развитых видов производства. Родственными называются такие отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими продуктами, например компьютерами и программным обеспечением. Взаимодействие может происходить в сфере развития технологий, производства, маркетинга, сервиса. При наличии в стране родственных отраслей промышленности, способных конкурировать на мировом рынке, открывается доступ к обмену информацией и техническому взаимодействию. Географическая близость и культурное родство обусловливают более активный взаимообмен, чем с иностранными фирмами.

Успех на мировом рынке одной отрасли может повлечь за собой развитие производства дополнительных товаров и услуг. Например, продажа американских компьютеров за границей привела к повышению спроса на американские периферийные устройства, программное обеспечение и к развитию американских служб, работающих с базами данных.

Однако успех отраслей-поставщиков и родственных отраслей может повлиять на успех национальных фирм только при условии позитивного воздействия остальных составляющих «ромба».

Четвертым важным детерминантом, определяющим конкурентоспособность отрасли, является тот факт, что фирмы создаются, организуются и управляются в зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке, при этом вырабатываются различные стратегии и цели. Национальные особенности влияют на управление фирмами и на форму конкуренции между ними. В Италии многие фирмы, успешно действующие на мировом рынке, являются малыми или средними (по размеру) семейными предприятиями. В Германии чаще встречаются крупные компании с иерархической системой управления. Кроме того, можно вспомнить об американской и японской системах управления. Эти национальные особенности в значительной степени влияют на позиции фирм при ориентации на глобальную конкуренцию.

Особое значение для достижения высокой конкурентоспособности в отрасли имеет сильное соперничество на внутреннем рынке, что объясняется следующими причинами:

сильная внутренняя конкуренция дает более мощный импульс к совершенствованию;

внутренняя конкуренция не только укрепляет позиции фирм на внутреннем рынке, но и заставляет их выходить на мировой уровень с целью дальнейшего роста;

более сильные местные фирмы, закаленные внутренней конкуренцией, способны добиться успеха и за границей;

при конкуренции на внутреннем рынке создаются также преимущества для национальной отрасли в целом, а не только для отдельных фирм. Конкуренты заимствуют друг у друга прогрессивные идеи и развивают их, поскольку в пределах одной нации идеи распространяются быстрее, чем между разными нациями.

Эти преимущества усиливаются при концентрации конкурентов в одной географической местности.

Случай - это событие, которое имеет мало общего с условиями развития в стране и на которое часто не могут влиять ни фирмы, ни национальные правительства. По мнению М. Портера, к ним относятся:

изобретательство;

крупные технологические достижения (биотехнология, микроэлектроника и др.);

значительные изменения на мировых финансовых рынках или обменных курсов;

резкое повышение мирового или местного спроса;

политические решения зарубежных правительств;

войны.

Случайные события важны потому, что они влияют на позиции конкурирующих фирм. В результате этих событий могут быть сведены на нет преимущества старых конкурентов и создан потенциал для новых фирм, которые достигли достаточного уровня конкурентоспособности в новых условиях. Так, например, производство одежды в Сингапуре стало развиваться после того, как западные страны ввели квоты на импорт данной продукции из Гонконга и Японии.

В то время как случай может способствовать изменению уровня конкурентоспособности в отрасли, национальные особенности влияют на то, каким образом страна сумеет этот случай использовать (например, послевоенные успехи проигравших во второй мировой войне стран - Германии, Японии и Италии).

Роль правительства в формировании национальных преимуществ заключается в том, что оно оказывает влияния на все четыре детерминанта:

на параметры факторов - через субсидии, политику в отношении рынка капитала и др.;

на параметры спроса - путем установления различных стандартов и осуществления государственных закупок;

на условия развития родственных отраслей и отраслей-поставщиков - посредством контроля над средствами рекламы или регулирования развития инфраструктуры;

на стратегию фирм, их структуру и соперничество - через свою налоговую политику, антимонопольное законодательство, путем регулирования инвестиций и деятельности рынка ценных бумаг и т.д.

Все четыре детерминанта могут оказывать и обратное воздействие на правительство. Роль правительства может быть положительной и отрицательной.

Детерминанты национальной конкурентоспособности представляют собой комплексную систему, которая находится в постоянном развитии. Одни детерминанты регулярно воздействуют на другие. Действие системы детерминантов ведет к тому, что конкурентоспособные национальные отрасли распределены не равномерно по всей экономике, а связаны в пучки, или «кластеры», состоящие из отраслей, зависящих друг от друга. Например, 40% итальянского экспорта приходится на отрасли, связанные с производством продуктов питания, одежды и благоустройством жилья. В этом случае также важен и географический (региональный) аспект, о котором уже говорилось.

Национальное процветание невозможно наследовать - оно должно создаваться. Национальное процветание не возникает само собой из природных ресурсов страны, имеющейся рабочей силы, действующих процентных ставок или покупательной способности национальной валюты, как это настойчиво утверждает классическая экономика.

Конкурентоспособность отдельной страны зависит от склонности ее промышленности к инновациям и модернизации. Компании достигают преимущества относительно сильнейших мировых конкурентов благодаря давлению и брошенным им вызовам. Они выигрывают от присутствия на рынке сильных внутренних соперников, агрессивных местных поставщиков и требовательных потребителей.

В ситуации обостряющейся мировой конкуренции роль государства возрастает по мере смещения конкурентной основы в сторону приобретения и усвоения новых знаний. Конкурентное преимущество, в свою очередь, возникает и поддерживается вследствие существенной локализации проходящих процессов. Отличие национальных ценностей, культуры, структуры экономики, существующих организаций и исторического развития - все это вносит свой вклад в достижение успешной конкурентоспособности. При этом существуют большие различия в моделях конкурентоспособности каждой из стран, так как ни одна страна в мире не в состоянии быть конкурентоспособной во всех или хотя бы в большинстве отраслей. В конечном итоге некоторые страны достигают успеха в определенных отраслях, поскольку их внутренние условия оказываются наиболее благоприятными, динамичными и перспективными.

Национальная конкурентоспособность стала одним из центральных предметов озабоченности правительства и отрасли в каждом государстве. Однако, несмотря на все дискуссии, дебаты и публикации на эту тему, до настоящего времени нет внятной теории, объясняющей суть национальной конкурентоспособности. В современных условиях все более актуальной проблемой является повышение конкурентоспособности национальной экономики, что позволит Беларуси обеспечить устойчивое развитие и стабильный рост уровня и качества жизни населения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Наиболее важным событием в развитии мировой экономики в 20 столетии явилась международная конкуренция во многих ее сферах - не только в обрабатывающих отраслях, но и во все возрастающих размерах также и в сфере услуг. Конкурирующие фирмы проводят поистине глобальную стратегию: производят продукцию по всему миру, ищут материалы и компоненты также по всему миру; в целях экономии размещают производство во многих странах.

В ситуации обостряющейся мировой конкуренции роль государства возрастает по мере смещения конкурентной основы в сторону приобретения и усвоения новых знаний.

В связи с этим необходимо:

− обеспечить стабильность макроэкономической обстановки (стабильность основных макроэкономических показателей), ускорить процесс приватизации, проводить дальнейшее улучшение состояние деловой среды и повысить ее предсказуемость;

− улучшить институциональную среду для осуществления внешнеэкономической деятельности, проводить дальнейшую дебюрократизацию внешнеэкономической деятельности, в частности, значительно сократилось количество административных процедур, совершаемых государственными органами в сфере внешней торговли;

− сокращать налоговую нагрузку на предприятия и упрощать налоговое администрирование;

− улучшить качество инфраструктуры и повысить ее эффективность, особенно энергетического сектора, поскольку это напрямую оказывает влияние на издержки предприятий;

− следует пересмотреть политику по привлечению ПИИ в сторону усиления ее направленности на стимулирование инвестиций, передающих опыт, технологии и ноу-хау; способствующих росту производительности отечественных предприятий; создающих новую платформу для экспорта. Для того, чтобы привлекать ПИИ в сектора с высокой долей добавленной стоимости необходимо развивать и усиливать абсорбирующие возможности отечественных фирм, а также улучшать уровень развития финансовой системы, законодательной базы, защиты прав собственности, качество рабочей силы и т.д.;

− следует тщательно рассмотреть целесообразность существования шести «свободных экономических зон», поскольку создание более привлекательных условий для экономической деятельности должно быть руководящим принципом экономической политики в целом, и предоставление преференциальных условий только для резидентов СЭЗ не достаточно для достижения успеха в повышении конкурентоспособности страны.

Важной также является взаимоувязка политики создания СЭЗ с промышленной политикой и ее приоритетами.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Воробьева, Л.В. Теории конкуренции и современные факторы конкурентоспособности / Л.В. Воробьева. - Мн.: БГУ, 2011. - 122 с.

2.      Качуровский, Е.П. Влияние интеграционных процессов на развитие экономики Беларуси / Е.П. Качуровский // Директор. - 2012. - №4. - С.16-22.

.        Ковалева, Т. Конкурентоспособность предприятий Беларуси и России / Т. Ковалева // Журнал международного права и международных отношений. - 2011. - №1. - С.78-65.

4.      Конкурентоспособность продукции - ключевая задача текущей пятилетки / Солигорский райисполком. - Солигорск, 2010. - Режим доступа: www.soligorsk.by. - Дата доступа: 30.02.2011.

5. Плотницкий, М.И. Курс экономической теории / М.И. Плотницкий. - Мн.: БГЭУ, 2012. - 496 с.

6.      Портер, М. Конкурентная стратегия / М. Портер. - М.: Вильямс, 2010. - 495 с.

.        Спиридонов, И.А. Международная конкуренция и проблема повышения конкурентоспособности экономики России / И.А. Спиридонов. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 167 с.

8. Точицкая, И. Повышение конкурентоспособности внешней торговли Беларуси / И. Точицкая. - СПб.: Невский простор, 2011. - 41 с.

9.      Национальная экономика: Учебник/ Под общ. ред. В.А. Шульги. - М.: Изд-во Рос. экономич. академии, 2012.

.        Кудров В.М. Национальная экономика России: Учебник. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Дело, 2011

Похожие работы на - Международная конкуренция и ее формы. Детерминанты конкурентного преимущества стран

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!