Организация денежных потоков на основе управления дебиторской задолженностью
Контрольная работа
по дисциплине «Краткосрочная финансовая политика»
Воронеж 2012
Содержание
I. Теоретическая часть
. Организация денежных потоков на основе управления дебиторской задолженностью
. Разработка системы бюджетирования на предприятии
. Управление привлечением банковского кредита
II. Практическая часть
Задача 1
Задача 2
Список литературы
I. Теоретическая часть
. Организация денежных потоков на основе управления дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность в соответствии, как с международными, так и с российскими стандартами бухгалтерского учета определяется как суммы, причитающиеся компании от покупателей (дебиторов). Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе[4, с.23].
Основой возникновения дебиторской задолженности являются расчетные операции предприятия. В результате расчетных операций предприятие одновременно выступает финансовым донором и реципиентом; в первом случае оно кредитует одних контрагентов (покупателей своей продукции), во втором - получает средства во временное пользование от других контрагентов (поставщиков сырья, материалов, услуг). Исходя из здравого смысла понятно, что получение средств во временное пользование, особенно если это делается бесплатно, более предпочтительно по сравнению с отвлечением собственных средств, т.е. кредиторская задолженность лучше, чем дебиторская. Тем не менее, избежать появления дебиторской задолженности по текущим операциям практически невозможно; для этого нужно продавать всю свою продукцию на условиях предоплаты или оплаты за наличный расчет, а это возможно лишь в исключительно редких случаях (например, когда продукция пользуется повышенным спросом); кроме того, и безмерное наращивание кредиторской задолженности весьма проблематично ввиду естественных ограничений на объемы потребляемого сырья, наличия штрафных санкций за неисполнение обязательств и т.п. Поэтому на любом предприятии существует определенная система регулирования отношений с контрагентами по товарным операциям[10].
С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть выполнена одним из трех методов: а) предоплата, б) оплата за наличный расчет, в) оплата с отсрочкой платежа, осуществляемая обычно в виде безналичных расчетов, основными формами которых являются платежное поручение, аккредитив, расчеты по инкассо и расчетный чек. Последняя схема наиболее невыгодна продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако именно она является основной в системе расчетов за поставленную продукцию. При оплате с отсрочкой платежа, и возникает дебиторская задолженность по товарным операциям как естественный элемент подобной общепринятой системы расчетов[4,26].
Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости является положительной тенденцией экономической деятельности предприятия.
Ускорение оборачиваемости может быть достигнуто благодаря отбору потенциальных покупателей, определению условий оплаты, контролю за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов. Отбор покупателей осуществляется благодаря анализу соблюдению их платежной дисциплины в прошлом, анализу их текущей платежеспособности, анализу уровня их финансовой устойчивости и анализу других финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия-покупателя.
Определение условий оплаты товаров покупателями заключается в том, что покупателю устанавливаются границы сроков оплаты товаров: оплатили раньше - получили скидку по оплате товаров, оплатили в срок - потеряли предоставляемую скидку, оплатили позднее срока - платите штраф.
Контроль за сроками погашения дебиторской задолженности включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку дебиторской задолженности в днях: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней, от 90 до 120 дней, более 120 дней.
Управление дебиторской задолженностью подразумевает обязательное проведение сравнительного анализа величины дебиторской задолженности с величиной кредиторской задолженности. Для финансового положения компании очень важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую.
Управление дебиторской задолженностью заключается также в создании резервов по сомнительным долгам и анализе фактических потерь, связанных с непогашением дебиторской задолженности[8, с.124].
Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью
Состояние расчетной дисциплины характеризуется наличием дебиторской задолженности и оказывает существенное влияние на устойчивость предприятия. Несоблюдение договорной и расчетной дисциплины, несвоевременное предъявление претензий по возникающим долгам приводят к значительному росту дебиторской задолженности, а следовательно, к нестабильности финансового состояния предприятия. Задачи анализа состоят в том, чтобы выявить размеры и динамику неоправданной задолженности, причины ее возникновения или роста.
Внешний анализ состояния расчетов с дебиторами базируется на данных форм №1 и 5, в которых отражается долгосрочная и краткосрочная дебиторская задолженность по видам. Для внутреннего анализа привлекаются данные аналитического учета счетов, предназначенных для обобщения информации о расчетах с дебиторами.
Анализ состояния дебиторской задолженности начинают с общей динамики ее объема в целом и по статьям[14, с.129]. Далее анализируется качественное состояние дебиторской задолженности для выявления динамики абсолютного и относительного размера неоправданной задолженности. Независимо от контролирующих мер со стороны предприятия с целью избежать продажи продукции неплатежеспособным покупателям в бухгалтерии ведется соответствующий журнал-ордер или ведомость учета расчетов с покупателями и заказчиками. На основании ведомости осуществляется ранжирование задолженности по срокам оплаты счетов, помогающее предприятию определить политику в области управления дебиторской задолженностью (активами) и расчетными операциями. Все счета к получению классифицируются по следующим группам:
◙ срок оплаты не наступил;
◙ просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца);
◙ просрочка от 31 до 90 дней (от 1 до 3 месяцев);
◙ просрочка от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);
◙ просрочка от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);
◙ просрочка от 360 дней и более (более 1 года).
К оправданной относится задолженность, срок погашения которой не наступил или составляет менее одного месяца. К неоправданной относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков, срок погашения которой составляет более одного месяца. Чем длительнее срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность его баланса.
Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными (безнадежными) долгами. Безнадежные долги означают, что с каждого рубля, вложенного в дебиторскую задолженность, не будет возвращена определенная часть средств. Наличие сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о несостоятельности политики предоставления отсрочки в расчетах с покупателями. Для выявления реальности взыскания долгов, носящих сомнительный характер, необходимо проверить наличие актов сверки расчетов или писем, в которых дебиторы признают свою задолженность, а также сроки исковой давности. По долгам, не реальным ко взысканию, в установленном порядке формируется резерв по сомнительным долгам. При наличии оправдательных документов безнадежные долги погашаются путем списания их на убытки предприятия как дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности[12, с.235].
При анализе состояния расчетов по данным аналитического учета следует выявить объем скрытой дебиторской задолженности, возникающей вследствие предварительной оплаты материалов поставщикам без их отгрузки предприятию.
Для предотвращения неплатежей предприятия предоставляют скидки с договорной цены при досрочной оплате. Существуют следующие формы досрочного погашения дебиторской задолженности:
◙продажа долгов банку (факторинг);
◙ получение ссуды в банке на оплату обязательств, превышающих остаток средств на расчетном счете (овердрафт);
◙ учет векселей (дисконт).
При снижении объема дебиторской задолженности необходимо установить, не списана ли она на убытки, имеются ли оправдательные документы.
В заключение анализа состояния оборотных активов следует оценить изменение доли трудно реализуемых оборотных активов в общей величине оборотных активов и соотношение трудно реализуемых и легко реализуемых активов. Повышение доли трудно реализуемых оборотных активов ослабляет финансовую устойчивость предприятия и приводит к снижению его платежеспособности.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам[13]:
- срок предоставления кредита (чаще всего в компании существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому исходя из принципа осторожности необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
система предоставляемых скидок (в рыночной экономике является обычной практика предоставления скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной продукции).
Эффективная система взаимоотношений с покупателями подразумевает:
а) качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит;
б) определение оптимальных условий кредитования;
в) четкую процедуру предъявления претензий;
г) контроль за тем, как клиенты исполняют условия договора.
Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам[13].
. Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде.
. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.
. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту.
. Формирование системы кредитных условий.
. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита.
. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.
. Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.
. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.
Рассмотрим каждый этап более подробно.
Основной задачей анализа дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.
На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности организации и его динамика в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:
КОАдз = ДЗ/ОА, (1)
где КОАдз - коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность; ДЗ - общая сумма дебиторской задолженности организации (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту); ОА - общая сумма оборотных активов организации.
На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
ПИдз = ДЗср/Оо, (2)
где ПИдз - средний период инкассации дебиторской задолженности; ДЗср - средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде; Оо - сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
КОдз = ОР/ДЗср, (3)
где КОдз - количество оборотов дебиторской задолженности организации в рассматриваемом периоде; ОР - общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде; ДЗср - средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.
На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности организации по отдельным ее "возрастным группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:
- коэффициент просроченности дебиторской задолженности:
КПдз = ДЗпр / ДЗ, (4)
где КПдз - коэффициент просроченности дебиторской задолженности;
ДЗпр - сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки; ДЗ - общая сумма дебиторской задолженности организации;
- средний "возраст" просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности:
ВПдз = ДЗпр / Оо, (5)
где ВПдз - средний "возраст" просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;
ДЗпр - средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде;
Оо - сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.
На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:
Эдз = Пдз - ТЗдз - ФПдз, (6)
где Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Пдз - дополнительная прибыль организации, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ТЗдз - текущие затраты организации, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
ФПдз - сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.
Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:
Кэдз = Эдз / ДЗрп, (7)
где КЭдз - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;
ДЗрп - средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики организации.
В составе формирования процедуры инкассации дебиторской задолженности должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются: факторинг, учет векселей, выданных покупателями продукции, форфейтинг.
Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности организуется в рамках построения общей системы финансового контроля в организации как самостоятельный его блок. Одним из видов таких систем является ABC-система применительно к портфелю дебиторской задолженности организации. В группу "А" включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности (так называемые проблемные кредиты); в группу "В" - кредиты средних размеров; в группу "С" - остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности организации.
Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает следующее условие[7]:
ДЗо = ОПдр + ОЗдз + ПСдз, (8)
где ДЗо - оптимальный размер дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;
ОПдр - дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;
ОЗдз - дополнительные операционные затраты организации по обслуживанию дебиторской задолженности;
ПСдз - размер потерь средств, инвестированных в дебиторскую задолженность из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей.
. Разработка системы бюджетирования на предприятии
Бюджетирование (планирование, budgeting) - это процесс планирования движения ресурсов по предприятию на заданный будущий период и (или) проект. Таким образом, внедрение бюджетирования помогает создать целостную и достаточно эффективную систему управления. Причем грамотно поставленная система бюджетирования должна помогать не только решать задачи оперативного управления, но и достигать стратегических целей, которые ставит руководство компании. Внедрение системы бюджетирования - сложный организационный процесс, трансформирующий функции многих подразделений и документооборот организации. Ее внедрение позволит руководству планировать финансово-хозяйственную деятельность с расчетом на достижение определенного финансового результата, т. е. четко определить цели и установить поддающиеся измерению контрольные показатели деятельности. Кроме того, появится возможность направить деятельность всех подразделений на достижение целевого финансового результата, выделив сферы ответственности и распределив функции финансового управления между руководителями подразделений. Улучшатся информационный обмен и взаимодействие структурных подразделений между собой. Бюджетирование поможет оптимизировать финансовые потоки, заранее определив критические периоды в деятельности компании и необходимость внешнего финансирования. С помощью бюджетирования можно обнаруживать "узкие" места в управлении и вовремя принимать необходимые управленческие решения.
Бюджетирование представляет собой управленческую технологию. Поэтому при его постановке нужно рассматривать три аспекта: методологию, организацию и автоматизацию.
Методология бюджетирования представляет собой некоторый набор правил, по которым строится система. Компания, исходя из особенностей своего бизнеса, определяет, какими методами можно воспользоваться. Внедрение бюджетирования идет по двум направлениям:
·разрабатывается основной или мастер-бюджет компании, который представляет собой систему комплексного бюджетного планирования всей деятельности и зависит от бизнес-процессов;
·строятся бюджеты структурных подразделений и консолидированные бюджеты, состав которых зависит от организационной структуры компании.
Бюджет (budget) - это информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах. Бюджет представляет собой директивный план будущих операций и используется для планирования, контроля и оценки эффективности деятельности компании.[15]
В основе бюджетирования лежит общий бюджет, который представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для компании в целом. Он состоит из операционного и финансового бюджетов, состав которых компания определяет сама. Например, для производственных предприятий стандартный предлагаемый набор бюджетов, входящих в мастер-бюджет, выглядит примерно таким образом.
Операционный бюджет ПП: бюджет продаж; производственный бюджет; бюджет производственных запасов; бюджет закупок (использования материалов или прямых затрат на материалы); бюджет общепроизводственных расходов; бюджет трудовых затрат; бюджет коммерческих расходов; бюджет общих и административных расходов; прогнозный отчет о прибылях и убытках.
Финансовый бюджет ПП: бюджет капитальных затрат (инвестиционный бюджет); бюджет движения денежных средств; прогнозный баланс. К финансовым бюджетам можно отнести также кредитный план, налоговый бюджет и т. д.
При построении основного бюджета необходимо определиться с методикой его заполнения. Существует два варианта построения: бюджетирование "сверху вниз" и "снизу вверх".
Под бюджетированием "сверху вниз" понимается определение высшим менеджментом некоторого стратегического показателя, который и закладывается в систему бюджетов. Исходя из значения этого показателя на более низких уровнях определяется, какие исходные условия ведения бизнеса (определенные показатели затрат) необходимы для достижения требуемой величины стратегического показателя. Разработка стратегических показателей требует формализации стратегии компании, которая заключается в построении стратегических карт и сбалансированной системы показателей деятельности (Balanced Scorecards).
В качестве финансовых стратегических целей можно выбрать различные финансовые показатели деятельности компании. Самыми распространенными являются показатели прибыльности, например чистая прибыль или прибыль на акцию. Достаточно часто используют денежные потоки, которые характеризуют ликвидность. Инвестиционную деятельность оценивают с помощью показателя прибыли на инвестированный капитал (Return on Investment, ROI), которая связывает прибыль, полученную предприятием, с привлеченными активами и вычисляется как отношение прибыли к инвестированному капиталу. Наряду с ROI используется отношение чистой прибыли к акционерному капиталу (Return on Equity, ROE) - наиболее часто применяемый показатель для решения долгосрочной задачи по повышению экономической стоимости компании. Все большее распространение получает так называемая экономическая прибыль, которая определяется как увеличение текущей стоимости будущих денежных потоков от периода к периоду за минусом чистых инвестиций владельцев в предприятие.
Бюджетирование "снизу вверх" предполагает построение системы бюджетирования начиная с бюджета продаж. Исходя из планируемых продаж и соответствующих им затрат получаются определенные финансовые показатели деятельности компании. Если их значения не устраивают высший менеджмент, то бюджеты, входящие в состав операционного бюджета, пересматриваются. Основной проблемой при разработке бюджета продаж является прогнозирование их объемов. Прогноз объема продаж превращается в бюджет продаж, если руководство предприятия считает, что предполагаемый объем продаж может быть достигнут. При подготовке бюджета продаж необходимо учитывать уровни объемов продаж за предыдущие периоды и проанализировать ряд макроэкономических факторов, каждый из которых может оказать существенное влияние на объем продаж и его зависимость от прибыльности продукции.[5]
Надежность прогноза продаж повышается в результате использования комбинаций экспертных и статистических методов. К ним можно отнести: метод скользящей средней, регрессионный анализ, анализ трендов, метод Делфи, марковский анализ и т. д.
На этапе составления основного бюджета анализируются и уточняются ценовая и кредитная политика компании, стратегия управления запасами, выявляются риски и оцениваются возможные последствия управленческих решений.
Организацию бюджетирования надо начинать с создания финансовой структуры - центров финансовой ответственности (ЦФО). Для построения бюджетов структурных подразделений компании необходимо проанализировать организационную структуру компании. От нее зависит не только порядок консолидации бюджетов подразделений, но и финансовая структура, которая может совпадать или не совпадать с организационной структурой.
Финансовая структура делит организацию не по звеньям, выполняющим какие-либо функции, а по центрам финансовой ответственности. Это позволяет четко отслеживать потоки денежных средств и контролировать источники возникновения доходов и расходов. Такая детализация учета позволяет максимально объективно диагностировать состояние компании.
Структура центров ответственности предусматривает их разделение по уровням управления (центр ответственности первого уровня, второго и т. д.) в зависимости от их подчиненности, целей и задач планирования и контроля.
Для получения комплексной оценки деятельности центров ответственности вводятся контрольные показатели производственно-хозяйственной деятельности. Эффективность работы центров ответственности определяется сравнением плановых и фактических значений этих показателей. На основе сравнения данных по контрольным показателям руководитель центра ответственности оперативно принимает меры для достижения их значений, повышения эффективности деятельности центра ответственности. Финансовая структура компании оформляется Положением о финансовой структуре.[15, с.212]
Бюджеты ЦФО представляют собой перечень доходов (расходов) по всем операциям, которые будет вести ЦФО в планируемом периоде. Необходимо установить связь между бюджетами, входящими в состав мастер-бюджета компании, и бюджетами подразделений. Для разных типов организационных структур (холдингов и компаний с дивизиональными организационными структурами управления, компаний с линейно-функциональными организационными структурами управления) используются разные виды консолидации бюджетов ЦФО.
Главное в бюджетировании - это контроль, а значит, и регламенты. Очень важным моментом в бюджетировании являются регламенты, которые должны четко структурировать этот процесс в компании. Регламенты фиксируются в Положении о бюджетировании. Они должны соответствовать бюджетному циклу, который включает в себя планирование деятельности предприятия в целом (построение мастер-бюджета) и по подразделениям, подготовку проектов отдельных и консолидированных бюджетов, внесение корректировок и согласование бюджетов, а затем их утверждение, проектирование обратных связей и учет меняющихся условий.
При построении бюджетирования необходимо предусмотреть и построить систему контроля за выполнением бюджетов. Заключается он не только в своевременном представлении бюджетных данных и создании бюджетов, но и в анализе отклонений фактических значений бюджетных статей от запланированных. На базе анализа отклонений принимаются соответствующие управленческие решения. Уровень принятия этих решений зависит от величины отклонения (например, 5%, 10% и т. д.), и это должно быть отражено в регламентах. Для учета меняющихся условий бизнеса используется так называемый анализ сценариев. Формируются различные варианты бюджетных систем, которые моделируют разные прогнозы. При сравнении фактических показателей с плановыми выбирается тот сценарий, который оказался наиболее близким к факту, и бюджеты соответственно корректируются.[14]
3. Управление привлечением банковского кредита
дебиторский задолженность бюджетирование кредит
В составе финансового кредита, привлекаемого предприятиями для расширения хозяйственной деятельности, приоритетная роль принадлежит банковскому кредиту. Этот кредит имеет широкую целевую направленность и привлекается в самых разнообразных видах. В последние годы в кредитовании предприятий принимают участие не только отечественные, но и зарубежные банки (особенно в кредитовании совместных предприятий с участием иностранного капитала). Под банковским кредитом понимаются денежные средства, предоставляемые банком взаймы клиенту для целевого использования на установленный срок под определенный процент.[6]
1. Бланковый (необеспеченный) кредит под осуществление отдельных хозяйственных операций. Как правило, он предоставляется коммерческим банком, осуществляющим расчетно-кассовое обслуживание предприятия. Хотя формально он носит необеспеченный характер, но фактически обеспечивается размером дебиторской задолженности предприятия и его средствами на расчетном и других счетах в этом же банке. Кроме того, этот вид кредита является обычно "самоликвидирующимся", так как осуществленная при его посредстве хозяйственная операция генерирует при ее завершении денежный поток, достаточный для его полного погашения. Этот вид кредита предоставляется, как правило, только на краткосрочный период.
2. Контокоррентный кредит ("овердрафт"). Этот вид кредита предоставляется банком обычно под обеспечение, но это требование не является обязательным. При предоставлении этого кредита банк открывает предприятию контокоррентный счет, на котором учитываются как кредитные, так и расчетные его операции. Контокоррентный счет используется в качестве источника кредита в объеме, не превышающем установленное в кредитном договоре максимальное отрицательное сальдо (контокоррентный лимит). По отрицательному остатку контокоррентного счета предприятие уплачивает банку установленный кредитный процент; при этом договором может быть определено, что по положительному остатку этого счета банк начисляет предприятию депозитный процент. Сальдирование поступлений и выплат по контокоррентному счету предприятия происходит через установленные договором промежутки времени с расчетами кредитных платежей.
3. Сезонный кредит с ежемесячной амортизацией долга. Этот вид кредита предоставляется обычно на формирование переменной части оборотных активов на период их возрастания в связи с сезонными потребностями предприятия. Его особенность заключается в том, что наряду с ежемесячным обслуживанием этого кредита (ежемесячной выплатой процента по нему) кредитным договором предусматривается и ежемесячная амортизация (погашение) основной суммы долга. График такой амортизации долга по размерам увязан с объемом снижения сезонной потребности предприятия в денежных средствах. Преимущество данного вида кредита заключается в эффективном использовании полученных финансовых ресурсов в размерах, обусловленных реальными потребностями предприятия.
4. Открытие кредитной линии. Так как потребность в краткосрочном банковском кредите не всегда может быть предусмотрена с привязкой к конкретным срокам его использования, договор о нем предприятие может оформить с банком предварительно в форме открытия кредитной линии. В этом договоре обусловливаются сроки, условия и предельная сумма предоставления банковского кредита, когда в нем возникает реальная потребность. Как правило, банк устанавливает размер комиссионного вознаграждения (комиссионный процент) за свои финансовые обязательства по предоставлению кредита в объеме неиспользуемого лимита кредитной линии. Для предприятия преимущество данного вида кредита заключается в том, что оно использует заемные средства в строгом соответствии со своими реальными потребностями в них. Обычно кредитная линия открывается на срок до одного года. Особенностью этого вида банковского кредита является то, что он не носит характер безусловного контрактного обязательства и может быть аннулирован банком при ухудшении финансового состояния предприятия - клиента.
5. Револьверный (автоматически возобновляемый) кредит. Он характеризует один из видов банковского кредита, предоставляемого на определенный период, в течение которого разрешается как поэтапная "выборка" кредитных средств, так и поэтапное частичное или полное погашение обязательств по нему (амортизация суммы основного долга). Внесенные в счет погашения обязательств средства могут вновь заимствоваться предприятием в течение периода действия кредитного договора (в пределах установленного кредитного лимита). Выплата оставшейся непогашенной суммы основного долга и оставшихся процентов по нему производится по истечении срока действия кредитного договора. Преимуществом этого вида кредита в сравнении с открытием кредитной линии являются минимальные ограничения, накладываемые банком, хотя уровень процентной ставки по нему обычно выше.
6. Онкольный кредит. Особенностью этого вида кредита является то, что он предоставляется заемщику без указания срока его использования (в рамках краткосрочного кредитования) с обязательством последнего погасить его по первому требованию кредитора. При погашении этого кредита обычно предоставляется льготный период (по действующей практике - до трех дней).
7. Ломбардный кредит. Такой кредит может быть получен предприятием под заклад высоколиквидных активов (векселей, государственных краткосрочных облигаций и т.п.), которые на период кредитования передаются банку. Размер кредита в этом случае соответствует определенной (но не всей) части стоимости переданных в заклад активов. Как правило, этот вид кредита носит краткосрочный характер.
8. Ипотечный кредит. Такой кредит может быть получен от банков, специализирующихся на выдаче долгосрочных займов под залог основных средств или имущественного комплекса предприятий в целом ("ипотечных банков"). Предприятие, передающее в залог свое имущество, обязано застраховать его в полном объеме в пользу банка. При этом заложенное в банке имущество продолжает использоваться предприятием. В условиях резкого сокращения выдачи предприятиям необеспеченных банковских займов ипотечный кредит становится основной формой долгосрочного банковского кредитования.
9. Ролловерный кредит. Он представляет собой один из видов долгосрочного кредита с периодически пересматриваемой процентной ставкой (т.е. с перманентным "перекредитованием" в связи с изменением конъюнктуры финансового рынка). В европейской практике предоставления ролловерных кредитов пересмотр процентной ставки осуществляется один раз в квартал или полугодие (в условиях высокой инфляции и частой смены учетной ставки центрального банка периодичность пересмотра процентных ставок за кредит может быть более частой).
10. Консорциумный (консорциальный) кредит. Кредитная политика банка, система установленных нормативов кредитования или высокий уровень риска иногда не позволяют ему в полной мере удовлетворить высокую потребность предприятия-клиента в кредите. В этом случае банк, обслуживающий предприятие, может привлечь к кредитованию своего клиента другие банки (союз банков для осуществления таких кредитных операций носит название "консорциум"). После заключения с предприятием-клиентом кредитного договора банк аккумулирует средства других банков и передает их заемщику, соответственно распределяя сумму процентов при обслуживании долга. За организацию консорциумного кредита ведущий (обслуживающий клиента) банк получает определенное комиссионное вознаграждение.
Разработка политики привлечения банковского кредита осуществляется по следующим основным этапам:
. Определение целей использования привлекаемого банковского кредита. Так как различные виды банковского кредита в полной мере могут удовлетворить весь спектр потребностей предприятия в заемных средствах (в этом проявляется универсальность банковского кредита), цели его использования вытекают из общих целей привлечения заемного капитала, рассмотренных ранее.
. Оценка собственной кредитоспособности. Разрабатываемая предприятием политика привлечения банковского кредита должна корреспондировать по основным своим параметрам с соответствующими параметрами кредитной политики банков. В составе параметров кредитной политики банков одно из основных мест принадлежит оценке уровня кредитоспособности заемщиков, определяющего дифференциацию условий кредитования клиентов. Для того, чтобы предприятие могло определить базу переговоров с банками об условиях кредитования, оно должно предварительно оценить уровень своей кредитоспособности.
В современной банковской практике оценка уровня кредитоспособности заемщиков при дифференциации условий их кредитования исходит из двух основных критериев:
) уровня финансового состояния предприятия; 2) характера погашения предприятием ранее полученных им кредитов - как процентов по ним, так и основного долга.[5]
Уровень финансового состояния предприятия оценивается системой ранее рассмотренных финансовых коэффициентов, среди которых основное внимание уделяется коэффициентам платежеспособности, финансовой устойчивости и рентабельности. Характер погашения заемщиком ранее полученных кредитов предусматривает три уровня оценки:
хороший, если задолженность по кредиту и проценты по нему выплачиваются в установленные сроки, а также при пролонгации кредита не более одного раза на срок не выше 90 дней;
слабым, если просроченная задолженность по кредиту и процентов по нему составляет не более 90 дней, а также при пролонгации кредита на срок более 90 дней, но с обязательным текущим его обслуживанием (выплатой процентов по нему);
недостаточным, если просроченная задолженность по кредиту и процентов по нему составляет более 90 дней, а также при пролонгации кредита на срок свыше 90 дней без выплаты процентов по нему.
С этих позиций предприятие должно оценивать уровень своей кредитоспособности при необходимости получения кредита в отечественных банках.
Зарубежные банки оценивают кредитоспособность заемщиков по более сложной системе характеристик и показателей. Используемые в этих целях системы - "6С" и "COMPART" - основаны на оценках репутации заемщика; размера и состава используемого им капитала; суммы и цели привлечения кредита; уровня обеспеченности кредита; срока использования заемных средств, условий конъюнктуры рынка, на котором заемщик осуществляет свою хозяйственную деятельность, и других характеристиках, излагаемых в составе кредитного меморандума конкретного банка.
II. Практическая часть
Задача 1
Оценка реального состояния дебиторской задолженности. Сгруппировать дебиторскую задолженность по срокам и оценить ее реальную величину на 1 октября 2009 г., если сроки ее возникновения имеют следующие распределения во времени:
Месяц2007 г.2008 г.2009 г.Январь12152120Февраль---Март-55500Апрель84631200Май56-1500Июнь-802300Июль115-1200Август94-2400Сентябрь511205100Октябрь---Ноябрь30180-Декабрь100--
На основе статистических данных рассчитана вероятность безнадежных долгов в процентах:
Сроки возникновения дебиторской задолженностиВероятность безнадежных долгов, %0-3012 - 7,5=4,531-6012 - 5=761-9012 - 2,5=9,591-12012121-15012 + 5=17151-18012 + 20=32181-36012 + 40=52361-72012 +65=77Свыше двух лет12 + 85=97На какую сумму формируется резерв по сомнительным долгам:
с точки зрения финансового менеджмента (см. пример),
с точки зрения налогового учета (ст.266, п.4 НК РФ).
Решение:
Таблица 1. Оценка реального состояния дебиторской задолженности
Классификация дебиторов по срокам возникновения задолженности, днейСумма дебиторской задолженности, млн. р.Удельный вес в общей сумме, %Вероятность* безнадежных долгов, %Сумма безнадежных долгов, млн. р.Реальная величина задолженности, млн. р.1234560-30510032,884,5229,54870,531-60240015,477168223261-9012007,749,5114108691-120230014,83122762024121-15015009,66172551245151-18012007,7432384816181-3606204,052322,4297,6361-7206504,1977500,5149,5Свыше двух лет5423,4997525,7416,26Итого:15512100,017,892775,1412736,86
Удельный вес в общей сумме=5100/15512*100=32,88%
Удельный вес в общей сумме=2400/15512*100=15,47%
Удельный вес в общей сумме=1200/15512*100=7,74%
Удельный вес в общей сумме=2300/15512*100=14,83%
Удельный вес в общей сумме=1500/15512*100=9,67%
Удельный вес в общей сумме=1200/15512*100=7,74%
Удельный вес в общей сумме=620/15512*100=4,06%
Удельный вес в общей сумме=650/15512*100=4,19%
Удельный вес в общей сумме=542/15512*100=18,4%
**Расчётная величина: 2775,14/15512*100%=17,89%
Сумма безнадежных долгов, млн. р. = (Сумма дебиторской задолженности, млн. р. х Вероятность* безнадежных долгов, %) / 100%.
Реальная величина задолженности, млн. р. = Сумма дебиторской задолженности, млн. р. - Сумма безнадежных долгов, млн. р.
Сумма безнадежных долгов (0-30)= 5100*4,5/100=229,5млн. р.
Реальная величина задолженности(0-30)= 5100-229,5=4921,5 млн. р.
Аналогично проводим расчёт по всем срокам возникновения задолженности
С точки зрения финансового менеджмента сумма резерва по сомнительным долгам на 1 октября 2009г равна:
,74+500,5+322,4+384 +255 +276+114+168+229,5= 2775,14млн. р.
Всего реальная величина задолженности равна:
-2775,14=12736,86 млн. р.
Порядок создания резервов по сомнительным долгам рассмотрен в п. З и п.4 ст. 266 Налогового кодекса РФ. Прежде всего, необходимо отметить, что создавать или не создавать данный резерв является правом налогоплательщика. В том случае, если принято решение о создании резерва, то этот факт следует отразить в учетной политике для целей налогообложения. При этом необходимо учитывать ряд положений:
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.
Сумма резерва по сомнительным долгам формируется следующим образом:
сомнительная задолженность со сроком возникновения свыше 90 дней - включается в полной сумме;
сомнительная задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - включается в размере 50 процентов от суммы выявленной задолженности;
сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.
Сумма резерва по сомнительным долгам с точки зрения налогового учета равна:
(516,04+500,5+322,4+384 +255 +276) +[(114+168)*0,5]= 2394,94млн. р.
Ответ:
1. С точки зрения финансового менеджмента сумма резерва по сомнительным долгам на 1 октября 2009г равна 12736,86млн. р.
2.Сумма резерва по сомнительным долгам с точки зрения налогового учета на 1 октября 2009г равна 2394,94млн. р.
Задача 2
В настоящее время фирма предлагает условие чистых 24(последние две цифры года + номер в списке группы) дня. Она имеет объем продаж 60 млн. р. и средний инкассационный период 39 (последние две цифры года + номер в списке группы + 15) дней. Для того чтобы стимулировать спрос, компания может предложить условия чистых 54(последние две цифры года + номер в списке группы +30) дня. Если она поставит это условие, то ожидается, что объем продаж увеличится на 15%. После этого изменения средний период инкассации составит 69(последние две цифры года + номер в списке группы +45) дней без различий в платежных обычаях между новыми и прежними клиентами.
Переменные издержки 0,8 р. на каждый рубль продаж и требующаяся для компании норма прибыли на капитал, вложенный в дебиторскую задолженность 20%.
Следует ли компании увеличивать срок предоставления кредита, если увеличение объема продаж происходит за счет большей загрузки мощностей, т. е. без роста постоянных затрат.
Решение:
ПоказателиПри новых сроках кредитаДополнительный объем продаж, р.60000000*0,15=9000000Прибыль от дополнительных продаж, р.9000000*0,2 =1800000Дополнительные потери по безнадежным долгам, р.-Оборачиваемость дебиторской задолженности, оборотов360/69 = 5,22Дополнительная дебиторская задолженность, р.9000000/5,22= 1724137,93Инвестиции в дополнительную дебиторскую задолженность, р.1724137,93*0,8 = 1379310,344Прибыль, необходимая для компенсации дополнительных вложений в дебиторскую задолженность (упущенная выгода), р.1379310,344*0,2=275862,07Потери по безнадежным долгам + дополнительная прибыль для компенсации, р.275862,07Дополнительная прибыль (убыток), р.1800000-275862,07= 1524137,93
Ответ: При увеличении срока предоставления кредита компания получит дополнительную прибыль в размере 1524137,93р., поэтому компании следует увеличивать срок предоставления кредита, если увеличение объема продаж происходит за счет большей загрузки мощностей, т. е. без роста постоянных затрат.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 №14-ФЗ принят ГД ФС РФ 22.12.1995 ред. от 06.12.2007 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008.
. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. Официальный текст. Справочная система Консультант плюс.
. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями; последняя редакция от 30 июня 2003 года №86-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.-2003.-№27, часть 1, ст.2700.
. Вахрушина Н. Создание системы управления дебиторской задолженностью // Финансовый директор №5, 2008.- 23-28с.
5. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий /С.В. Галицкая.- Эксмо. - 2008. - 652 с.
. Ковалев В.В. финансовый менеджмент: теория и практика.2-е издание/ В. В. Ковалев. Издательство: Проспект, 2008. - 1024 с.
. Колчина Н. В. Финансовый менеджмент / Н.В. Колчина; под ред. Н.В. Колчиной. М.: Юнити-Дана, - 2007.- 368
. Лялин В.А. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / В.А. Лялин, П.В. Воробьев. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2007. - 144с.
9. Маслов Б.Г. Повышение эффективности использования оборотного капитала: материально-производственные запасы. //Управленческий учет №1, «Дело и сервис».- 2005.- 10-17с.
. Мездриков Ю.В. Аналитическое обеспечение управления дебиторской задолженностью//Экономический анализ: теория и практика №5, 2008.- 35-37с.
12. Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты. - М.: ИНФРА-М, 2008.- 532с.
. Смагин В.И. Финансовый менеджмент: краткий курс: учебное пособие/ М. Крокус. - 2007. - 144 с.
. Щербаков Е.А. Краткосрочная финансовая политика: учебное пособие/ Е.А.Щербаков, Е.А. Приходько. - М.: КНОРУС, 2005.-272с.
. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. - М.: Издательство Дело и Сервис, 2009. - 544 с.