Организационно-экономические механизмы финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий Гомельской области
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет переподготовки
Кафедра управления региональными системами АПК
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
Организационно-экономические
механизмы финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных
предприятий Гомельской области
Автор
работы
главный
специалист
комитета
по сельскому хозяйству
и
продовольствию Гомельского
областного
исполнительного комитета
С.Г.
Переход
Руководитель:
к.э.н.,
доцент
А.Э.
Шибеко
Минск
2010г.
Аннотация
Диплом состоит из введения, 3-х глав,
заключения, списка литературы, 3-х приложений.
Во введении автор обосновывает актуальность темы
применительно к неплатежеспособным сельскохозяйственным предприятиям, указывает
цель, объект и предмет исследования.
В первой главе раскрыты теоретические основы
реорганизации неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий
агропредприятий, изложены ее сущность, формы и способы.
Вторая глава является аналитической и посвящена
анализу финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных
сельскохозяйственных предприятий до реформирования и после.
В третьей главе, которая является
конструктивной, на основе проведенного анализа определены
организационно-экономические меры повышения эффективности производственно-финансовой
деятельности неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, пути
совершенствования форм и механизмов их присоединения и продажи.
В заключении подводятся итоги выполненного
исследования, делаются выводы и предложения.
Список использованной литературы состоит из 21
источника.
ВВЕДЕНИЕ
Современное сельскохозяйственное предприятие -
это сложный хозяйственный механизм, со множеством внешних и внутренних связей,
использующий разные ресурсы, в том числе такое уникальное средство производства,
как земля. Уровнем организации взаимодействия всех составляющих этого механизма
во многом определяется экономическая эффективность сельскохозяйственной
деятельности.
Сельскохозяйственные предприятия в экономике
Гомельской области и страны в целом играют важную роль - они снабжают население
продуктами питания. В настоящее время в агропромышленном комплексе
функционируют различные виды сельскохозяйственных предприятий.
Переход к рыночной экономике обусловил
необходимость коренных изменений в организации и ведении агропромышленного
производства. Существенную трансформацию претерпевают организационная структура
агропромышленного комплекса, система управления, отношения собственности,
принципы построения макро- и микроэкономического регулирования деятельности
предприятий. Актуально необходимым на современном этапе стал поиск методов и
механизмов привлечения инвестиций, реорганизации убыточных сельскохозяйственных
предприятий, создание надежных основ дальнейшего устойчивого развития
агропромышленного производства.
Понятие механизм функционирования предприятий
носит собирательный характер и включает совокупность способов, методов, приемов
совершенствования имущественных, земельных, трудовых, финансово-кредитных и
других отношений. Они представляют собой процесс перехода от инертных,
затратных и консервативных форм хозяйствования к гибким и эффективным
производственным структурам, способным обеспечить благосостояние работников,
увеличить производство и сбыт качественной сельскохозяйственной продукции,
обеспечив ей смежные отрасли народного хозяйства, повысив конкурентоспособность
продукции на внутреннем и внешнем рынках. Для достижения результатов в основу
построения новой системы хозяйствования должны быть положены привлечение
инвестиций, инициатива, самостоятельность и предпринимательство.
Целью исследования является разработка форм и
механизмов реорганизации и финансового оздоровления неплатежеспособных
сельскохозяйственных предприятий Гомельской области.
В соответствии с поставленной целью, в
исследовании были решены следующие задачи:
изучены теоретические основы реорганизации
неплатежеспособных агропредприятий;
проанализирована эффективность проведенного
реформирования неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий Гомельской
области;
разработаны предложения по совершенствованию
форм и механизмов реорганизации неплатежеспособных сельскохозяйственных
предприятий.
Объектом исследования является
финансово-хозяйственная деятельность сельскохозяйственных предприятий
Гомельской области.
Предметом исследования определена эффективность
реформирования неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий Гомельской
области.
ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НЕПЛАТЕЖЕ-СПОСОБНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Сущность, формы
и способы реорганизации неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий
Реформирование сельскохозяйственных предприятий
является общим понятием для всех форм реорганизации, т.е. изменение
имущественных, земельных, трудовых, финансово-кредитных и других отношений,
направленных на повышение эффективности производства.
Реорганизация - это прекращение деятельности
предприятия, сопровождающееся общим и частным правопреемством. В результате
реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся
обязанным по отношениям, в которых участвовало прекратившее существования
юридическое лицо. Оно осуществляется по решению собственника имущества,
учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа
(согласно учредительным документам) и по решению суда. Она может служить в
некоторых случаях способом избежания ликвидации предприятия, в том числе
банкротству. Во всех формах нужно иметь в виду одно обстоятельство, что всякая
ликвидация предприятия несет зачатки монополизации. Реорганизация представляет
собой специфический способ прекращения действующих и образования новых
юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и
выделения), влекущий переход прав и обязанностей к вновь возникшим юридическим
лицам .[12, с. 13]
Поскольку реорганизация всегда связана с
имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении
существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к
правопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных
организаций могут переходить:
а) в полном объеме только к одному
правопреемнику (при слиянии, присоединении, преобразовании, продаже, аренде
предприятия как имущественного комплекса в целом);
б) в полном объеме, но к нескольким
правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);
в) частично к одному, так и к нескольким
правопреемникам (при выделении, аренде части предприятия и наличии
разделительного баланса).
В отличие от ликвидации реорганизация не
означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность.
Все права и обязанности переходят к его правопреемникам. Правопреемство при
реорганизации носит универсальный (общий) характер. Предполагается, что,
во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь
комплекс. И, во-вторых, организация-правопреемник не вправе отказаться от
принятия каких-либо обязательств реорганизуемого юридического лица.
В процессе реорганизации необходимо решить все
вопросы, связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные
права и обязанности. Наиболее актуальна эта проблема для реорганизации в формах
разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании
возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех
реорганизованных лиц.
При реорганизации составляется разделительный
баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях
слияния, преобразования, присоединения, продаже или аренде предприятия как
имущественного комплекса).
Разделительный баланс должен содержать однозначный
ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое
конкретное обязательство. И передаточный акт, и разделительный баланс должны
включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника.
Решение о реорганизации может быть принято учредителями (участниками) либо
соответствующим органом юридического лица. Здесь все зависит от его
организационно-правовой формы.
При проведении реорганизации необходимо
руководствоваться рядом общих положений, которые выражают принципы реорганизации:
. Экономическая целесообразность в
долгосрочном периоде.
. Понимание необходимости и цели, знание
того, что дает реформирование каждому работнику и предприятию в целом.
. Сохранение крупного товарного
производства.
. Социальная справедливость и социальная
защищенность работников и населения реформируемого хозяйства.
. Комплексность реформирования.
Реорганизация сельскохозяйственных предприятий в
эффективные рыночные структуры должна осуществляться в следующей
последовательности: реорганизация юридического лица; реорганизация предприятия
как имущественного комплекса; реструктуризация; реконструкция.
Логика процесса реорганизации должна
складываться из решения следующих блоков проблем:
-й блок. Реорганизация юридического лица.
Изменение организационно-правовой формы организации (в форме преобразования,
присоединения, выделения, разделения, слияния), выбор эффективной формы
предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций.
-й блок. Реорганизация предприятия как
имущественного комплекса (механизм трансформации). Осуществляется путем
передачи предприятия как имущественного комплекса потенциальному инвестору по
договору купли-продажи, концессии либо аренды с последующим правом выкупа,
безвозмездной передачи, доверительного управления.
-й блок. Реструктуризация - это изменение
структуры предприятия, а также элементов, формирующих его бизнес, под влиянием
факторов либо внешней, либо внутренней среды. Основной причиной стремления к
реструктуризации является низкая эффективность деятельности, которая выражается
в неудовлетворительных финансовых показателях, в нехватке оборотных средств, в
высоком уровне дебиторской и кредиторской задолженности.
Применительно к конкретным условиям это означает
комплекс мероприятий по совершенствованию структуры управления, трудовых
отношений, а также финансовой и технико-технологической деятельности
предприятий, направленных на повышение эффективности производства и
конкурентоспособности продукции. Реструктуризация - это одна из сложнейших
управленческих задач. Она не является единовременным изменением в структуре
капитала или в производстве. Это процесс, который должен учитывать множество
ограничений и специфику той компании, в которой он проводится. Следовательно,
проводить его необходимо, имея четкие цели, концепцию реструктуризации,
понимания каждого из ее этапов и методов, с помощью которых необходимо
действовать.
Последовательность этапов реструктуризации, не
говоря уже о выборе инструментария, может существенно различаться в зависимости
от состояния предприятия, его потенциала, позиций на рынке, поведения
конкурентов, характеристик производимых им товаров и услуг и многих других
факторов.
Можно выделить несколько этапов реализации
механизма реструктуризации.
Первый этап - определение целей
реструктуризации. Собственники и менеджмент должны определить, что именно их не
устраивает в текущей деятельности, и чего они хотят добиться в результате
структурных изменений. От того, насколько грамотно они определят цели и круг
задач, зависит дальнейшее развитие предприятия и соответственно судьба
реструктуризационной программы.
Второй этап - диагностика финансового состояния
предприятия. Ее проводят для того, чтобы выявить его слабые и сильные стороны,
понять перспективы развития и рентабельность дальнейшего инвестирования в эту
производственную деятельность. При проведении диагностики, как правило,
осуществляется правовой анализ, анализ операционной деятельности, рынка и
инвестиционной привлекательности предприятия. Также изучается его финансовое
состояние, стратегия и деятельность руководства.
Третий этап - разработка стратегии и программы
реструктуризации. На этом этапе по данным, полученным в результате диагностики,
составляется несколько альтернативных вариантов развития предприятия. Для
каждого варианта определяются методы реструктуризации, рассчитываются
прогнозные показатели, оцениваются возможные риски, объемы задействованных
ресурсов. На основе различных критериев менеджментом предприятия проводится
оценка эффективности той или иной альтернативы и осуществляется выбор, в
соответствии с которым разрабатывается программа реструктуризации. При этом
формализуются и уточняются стратегические цели предприятия, детализируются
качественные и количественные целевые параметры, которые должна достичь система
с учетом ресурсных ограничений.
Четвертый этап - осуществление реструктуризации
в соответствии с разработанной программой. Формируется команда специалистов,
задействованных в работе, прорабатываются и последовательно реализуются все
этапы программы. В ходе проведения четвертого этапа реструктуризации уточняются
целевые показатели и, если происходит их отклонение от запланированных
значений, осуществляют корректировку программы.
Пятый этап - сопровождение программы
реструктуризации и оценка ее результатов. На последнем этапе команда,
ответственная за реализацию программы, осуществляет контроль за исполнением
целевых показателей, анализирует полученные результаты и подготавливает
итоговый отчет о проделанной работе.
В более обобщенном виде следует выделить два
направления реструктуризации - частичная и комплексная. Первое направление
(частичная реструктуризация) - это в основном краткосрочная программа, которая
реализуется новыми юридическими лицами на этапе реорганизации. Она затрагивает
один или несколько элементов бизнес-системы. Главным образом частичная
реструктуризация фокусируется на мобилизации внутренних резервов предприятия,
контроле за денежными потоками. Поэтому частичная реструктуризация приводит
лишь к локальным результатам и может быть неэффективна в рамках всей организации.
Второе направление - полная (или комплексная)
реструктуризация. Она затрагивает все элементы производственной системы. В ходе
такой реструктуризации используются различные механизмы. При этом в зависимости
от влияния точечных преобразований на отдельные направления деятельности
предприятия происходит корректировка общей программы реструктуризации и
продолжается дальнейшая работа, которая включает в себя:
организационную реструктуризацию, предполагающую
совершенствование организационной структуры в соответствии с целями и задачами
предприятия;
реструктуризацию управления, предусматривающую
формирование новых функций управления предприятием и его структурными
подразделениями;
производственную реструктуризацию, направленную
на коренное преобразование технологий производства, использование достижений
науки и техники в целях повышения эффективности производства;
финансовую реструктуризацию, включающую в себя
реструктуризацию долгов, платежей в бюджет, облегчающих привлечение инвестиций.
-й блок. Реконструкция производственной системы.
Это обоснованная программа инвестиций в основной капитал, направленная на
повышение технологической эффективности основных видов деятельности
предприятия.
В ходе реализации механизма реорганизации и
реструктуризации никто не застрахован от отрицательных результатов. Существует
несколько наиболее важных рисков, которые могут негативно повлиять на
проведение данных программ:
. Риск неправильного выбора метода реорганизации
и реструктуризации. Выбор методов проведения изменений определяется в
зависимости от стратегии, целей и состояния предприятия.
. Риск преждевременной оценки результатов
реорганизации и реструктуризации. На практике определить, где начинаются
реальные результаты структурных изменений очень сложно. Часто негативные
краткосрочные последствия реорганизации и реструктуризации менеджмент
предприятия принимает за ее итоги. В этом случае вся программа может быть
свернута, а стратегические цели так и не достигнуты. Для минимизации этого
риска необходимо грамотное составление программы изменений с подробным
описанием всех краткосрочных результатов и целевых показателей, а также с
четким определением долгосрочных целей.
. Риск недостаточной квалификации представителей
органов управления предприятием. Этот риск можно минимизировать двумя
способами:
путем увольнения менеджмента предприятия и
привлечения новой команды управленцев, повышение их мотивации в связи с
конечными результатами;
за счет проведения специализированных семинаров
и тренингов для разъяснения руководству целей и основных направлений
реорганизации и реструктуризации.
. Риск неправильной оценки необходимых для
реорганизации и реструктуризации ресурсов. Традиционно предприятия
недооценивают сложность реорганизации и реструктуризации. Поэтому для ее
реализации даются ограниченные временные сроки, оказывается задействовано
незначительное число специалистов, выделяется скудное финансирование.
. Риск низкой мотивации лиц, участвующих в
процессе реорганизации и реструктуризации. Этот риск подразумевает не только
различную степень заинтересованности работников предприятия в организационных и
структурных изменениях. Он включает и конфликт интересов, который может
возникнуть между менеджментом и собственниками и отрицательно повлиять на их
мотивацию в течение проекта. Для управления этим риском крайне важна
исключительная энергия собственников предприятия. Их стремление к достижению
целей реструктуризации должно передаваться как команде топ-менеджеров, так и
управленцем среднего звена, исполнителям низового уровня.
. Риск появления негативных социальных
последствий. Возникновение негативных социальных последствий в ходе проведения
реструктуризации - нормальная практика, которая действует в странах с рыночной
экономикой. Она проявляется в оптимизации численности управленческого персонала,
работников, передачи объектов социальной инфраструктуры в коммунальную
собственность. Данный риск следует минимизировать в рамках существующих
возможностей, но необходимость смягчить социальные последствия реорганизации не
должна подвергнуть риску сам процесс и результативность изменений.
. Риск некачественного юридического
сопровождения. В ходе реорганизации и реструктуризации неизбежно осуществляются
юридические преобразования, то есть ошибки юридического сопровождения могут
свести к нулю проводимые в предприятии преобразования.
Реорганизацию, реструктуризацию, реконструкцию
следует рассматривать не как обособленные пути трансформации неплатежеспособных
(убыточных) предприятий, а как этапы единого процесса преобразований.
Схема реформирования неплатежеспособных
предприятий должна состоять из следующих основных этапов:
. Анализ производственной и финансовой
деятельности;
. Разработка проекта трансформации с
учетом экономического положения хозяйства (реорганизация в форме присоединения,
слияния и т.д., либо продажа имущественного комплекса, передача в концессию,
аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление организациям
инвесторам, индивидуальным предпринимателям);
. Оптимизация производственной структуры
и маркетинга, обеспечения рентабельности, формирование трудового коллектива,
внедрение внутрихозяйственных экономических отношений и системы мотивации;
. Контроль за осуществлением проекта
преобразований и сопровождающее консультирование.
На современном этапе следует выделить следующие
основные организационные меры решения проблемы убыточных предприятий.
. Глубокое, сквозное и комплексное
реструктурирование предприятий, которые не могут обеспечить эффективное ведение
производства в традиционных формах, а также выполнения своих обязательств перед
бюджетом и кредиторами. В результате должна произойти трансформация
традиционного хозяйства в новые (одно или несколько), смена форм собственности
и хозяйствования.
. Введение института внешнего управления.
Инвестору (коммерческой организации, индивидуальному предпринимателю),
доказавшему преимущество своей программы оздоровления экономики, представляется
возможность внедрения эффективного менеджмента и инвестиционного капитала на
основе доверительного управления имущественным комплексом.
. Передача ресурсов убыточного предприятия в
собственность инвесторам путем присоединения либо прямой продажи предприятий
как имущественных комплексов.
. Передача ресурсов убыточного предприятия в
пользование инвесторам на основе концессии, аренды имущественного комплекса в
целом.
. Организация конкурсов и аукционов на
привлечение инвестиций и капитала всех возможных потенциальных инвесторов для
целевого развития предприятий, его отраслей и производств под нормативные
проценты и дивиденды, под гарантии спонсоров и государства.
. Диверсификация промышленного капитала с целью
привлечения дополнительных инвестиций, материально-технических ресурсов,
современных технологий производства.
. Развитие особой формы предпринимательской
деятельности путем передачи имущественного комплекса в доверительное управление
руководителю предприятия, если на основе контракта с собственником имущества
или уполномоченным им лицом (органом) наделен правами и обязанностями и несет
ответственность, установленную для предпринимателя.
. Проведение процедуры санации и ликвидации
предприятия
1.2 Необходимость
реформирования агропредприятий Гомельской области
Реформирование агропромышленного комплекса
Гомельской области обусловлено необходимостью повышения эффективности
производства, которая определяется не только и не столько ее уровнем в
отдельной отрасли, сколько совершенствованием экономических и технологических
связей между специализированными предприятиями и отраслями.
В развитии процесса агропромышленной интеграции
можно выделить следующие этапы:
-й этап - 70-80-е годы, бурное развитие
агропромышленной интеграции в виде специализированных агропромышленных
предприятий, объединений, комплексов, комбинатов;
-й этап - 80-е - начало 90-х годов,
создание территориально-отраслевых агропромышленных формирований на основе
административных органов (РАПО, Госагропромов);
-й этап - 90-е годы - настоящее время,
которое характеризуется распадом агропромышленных систем в связи с
приватизацией перерабатывающих, торговых предприятий, формированием рыночных
агропромышленных систем.
По состоянию на 1 января 2004 года в Гомельской
области насчитывалось 486 предприятий агропромышленного комплекса, в том числе:
- 87 обслуживающих сельское хозяйство, из них: 55
акционерных обществ и 32 государственных предприятия;
- 25 предприятий мясомолочной отросли;
- 374 сельскохозяйственных
предприятий, из них 23 республиканской формы собственности.
Структура агропромышленного комплекса Гомельской
области по состоянию на 1 января 2004 года представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Структура
агропромышленного комплекса Гомельской области по состоянию на 1 января 2004
года (до реформирования)
В целях совершенствования структуры
и управления организациями обслуживающих сельское хозяйство был принят Указ
Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 40 «О совершенствовании
управления организациями агропромышленного комплекса» и принято решение
Гомельского областного исполнительного комитета от 14 марта 2003г. № 157 «Об
упорядочении структуры управления организациями, обслуживающими
агропромышленный комплекс Гомельской области», согласно которому в каждом
районе созданы районные «Агросервисы», а для координации хозяйственной
деятельности организаций, обслуживающих агропромышленный комплекс в области
создано ОАО «Гомельоблагросервис».
С 1999 по 2003 годы проведена работа
по преобразованию совхозов в коммунальные сельскохозяйственные унитарные
предприятия и республиканские сельскохозяйственные унитарные предприятия,
колхозов в сельскохозяйственные производственные кооперативы.
За 2003 - 2005 годы проведена работа
по совершенствованию структуры и управления организаций, обслуживающих сельское
хозяйство и мясомолочной отрасли. В результате проведённой работы число
обслуживающих организаций сократилось с 87 до 22, организаций мясомолочной
отросли с 25 до 7. В целях осуществления руководства и координации деятельности
предприятиями мясомолочной отрасли создано ГО «Гомельмясомолпром».
В результате реорганизации
молокоперерабатывающих организаций, на образовавшихся предприятиях увеличилось
использование производственных мощностей с 17 - 30% до 60 - 70%, расширен
ассортимент продукции.
В течение 2004 - 2009 годов в
Гомельской области реформировано более 200 сельскохозяйственных организаций их
численность на 1 января 2010 года составила 173. В среднем на хозяйство
приходится 6 тыс. га сельскохозяйственных угодий, а в таких районах как
Речицкий в среднем на хозяйство приходится 9 тыс. га, в Буда-Кошелёвском - 8
тыс. га, в Петриковском - 7,7 тыс. га.
Структура агропромышленного
комплекса Гомельской области по состоянию на 1 января 2010 года представлена на
рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Структура
агропромышленного комплекса Гомельской области по состоянию на 1 января 2010
года (после реформирования)
Специфика реорганизации убыточных
сельскохозяйственных организаций как в республике, так и в Гомельской области
состоит в следующем:
реорганизация хозяйств происходит в
двух формах - в форме присоединения или продажи, причем подавляющее большинство
убыточных сельскохозяйственных организаций образуется в форме присоединения,
что обусловлено недостаточностью средств организаций-инвесторов для
приобретения убыточных предприятий как имущественных комплексов. Например, в
Гомельской области таким путем реформировано 86% хозяйств;
реформирование хозяйств происходит
по принципу присоединения «слабый к сильному», что влечет передачу всех долгов
ликвидируемого хозяйства интегратору, что, в свою очередь, ведет к временному
снижению эффективности и платежеспособности организаций-инвесторов;
Бесспорными преимуществами
реформирования субъектов хозяйствования различных подкомплексов на региональном
уровне являются:
сохранение крупного товарного
производства от разорения (в первую очередь сельскохозяйственные предприятия),
сохранение рабочих мест и обеспечение социальной стабильности;
открытие возможности притока
инвестиций в аграрную сферу для технического и технологического перевооружения
сельскохозяйственного производства, для своевременной и соразмерной выплаты
заработной платы;
Проведенные мероприятия по
реформированию агропромышленного комплекса Гомельской области представлены в
приложении А.
Сегодня, несмотря на положительные
тенденции в развитии АПК, имеется ряд факторов, снижающих эффективность сельскохозяйственного
производства (межотраслевой диспаритет цен, взаимные неплатежи субъектов и
пр.).
Преодоление сложившейся ситуации в
агропромышленном комплексе возможно путём объединения интересов предприятий
производителей сельскохозяйственной продукции, ее переработки и сбыта, с целью
более полной реализации производственного потенциала, выхода перерабатывающих
предприятий на работу с полной загрузкой имеющихся проектных мощностей и
получения высоких конечных результатов, то есть создание кооперативно интегрированных
структур.
С целью более полной реализации
производственного потенциала, выхода перерабатывающих предприятий на работу с
полной загрузкой имеющихся проектных мощностей и получения высоких конечных
результатов в области проводится работа по созданию интегрированных структур.
За 2008 - 2009 годы в области на базе перерабатывающих предприятий и крупных
свинокомплексов созданы и работают 8 интегрированных структур и завершаются
работы по созданию 2-х.
В настоящее время вопросам
агропромышленной интеграции уделяется особое внимание. По мнению белорусских
ученых, к числу важнейших принципов развития агропромышленной интеграции, а
также разноуровневых кооперативно-интеграционных структур в Гомельской области
можно отнести: повышение роли промышленности и специализированных служб
агросервиса в развитии сельскохозяйственного производства; расширение объемов и
глубины переработки сельскохозяйственной продукции на перерабатывающих
предприятиях; развитие переработки сельскохозяйственного сырья в местах его производства
непосредственно товаропроизводителями; самоокупаемость, самофинансирование,
самостоятельность в выборе приоритетов производства, переработки и реализации
продукции; взаимная выгодность совместной деятельности на основе объединения.
Работа по созданию интегрированных
структур в области, начатая в 2003 году, на первоначальном этапе не дала
желаемых результатов. Так, в 2004 году была создана Жлобинская аграрная
финансовая промышленная группа (далее - АФПГ) с Центральной компанией.
Результаты работы Жлобинской АФПГ показали, что вследствие недостаточной
проработанности законодательной базы не удалось достичь поставленных целей по
улучшению использования производственно-экономического потенциала и
стабилизации финансового состояния участников. Поэтому было принято решение
создавать интегрированные структуры без Центральной компании. В 2005 году
Жлобинская АФПГ была преобразована в ОАО «АФПК «Жлобинский мясокомбинат». Это
позволило вывести вошедшие организации на безубыточную деятельность.
Опыт работы по созданию
интегрированных структур с центральной компанией, на примере ОАО «АФПК
«Жлобинский мясокомбинат» представлен в приложении Б.
В целях увеличения объемов
производства сельскохозяйственной продукции, привлечения инвестиций в
сельскохозяйственное производство проведена работа по созданию ОАО «Туровщина»,
с участием трех сельскохозяйственных организаций Житковичского района (КСУПов:
«Запесочье», «Вересница», «Агро-Припять»), ОАО «Белагропромбанк» и ОАО
«Гомельоблагросервис».
Проводимые мероприятия по созданию
интегрированных структур в Житковичском районе представлены в приложении В.
Проводимые мероприятия в первую очередь должны
обеспечить: привлечение инвестиций на строительство и техническое переоснащение
производства; создание в одной структуре всего цикла от производства
сельскохозяйственной продукции до её реализации конечному потребителю;
оптимизацию использования площадей сельхозугодий; увеличение объемов
производства сельскохозяйственной продукции. Так же планируется реализация
комплекса мер по формированию на данной территории инфраструктуры для аграрного
и экологического туризма, развитию охотничьего хозяйства. Это будет
способствовать решению проблемы занятости сельского населения, наращиванию
объёма оказываемых туристических услуг.
кооператив акционерный реорганизация неплатежеспособный
2
АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫХ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Оценка
результатов и эффективности реформирования неплатежеспособных сельскохозяйственных
предприятий
В сложившихся условиях потребовались решительные
меры со стороны государства, направленные на финансовое оздоровление
предприятий и изменение условий их дальнейшего функционирования и развития.
Проведение процедуры банкротства одномоментного масштабного банкротства
предприятий из-за сложности практического механизма его реализации
применительно к сельскому хозяйству было нецелесообразным. Увеличение бюджетной
помощи убыточным предприятиям без их реструктуризации привело бы к
нерациональному использованию государственных средств. В этой связи в
соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 19 марта 2004 г. № 138
«О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций
и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство» и от 14 июня 2004
г. № 280 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как
имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций» было
принято решение о привлечении к процессу финансового оздоровления инвесторов,
способных наряду с технологической и технической модернизацией производства
обеспечить не только эффективный менеджмент, но и рост экономической
эффективности производства.
Основная сущность принятых решений состоит в
том, что сельскохозяйственным предприятиям, имеющим задолженность по состоянию
на 1 января 2004 года по уплате налогов и других обязательных платежей в
республиканские и местные бюджеты за потребленный газ, электроэнергию, тепловую
энергию, предоставлена отсрочка погашения задолженности до 1 января 2009 года с
последующим погашением в течение пяти лет равными долями ежемесячно.
Кроме этого, инвесторам, приобретшим
имущественные комплексы убыточных предприятий в собственность дополнительно
предоставлена отсрочка на пять лет исполнения обязательств убыточных
предприятий:
по возврату в государственный материальный
резерв дизельного топлива и автомобильного бензина;
отсрочка на три года исполнения обязательств по
возврату кредитов банка;
по выполненным работам, оказанным услугам.
Серьезные изменения произошли в реструктуризации
финансового лизинга сельскохозяйственной техники. Организациям, в том числе
инвесторам, приобретшим сельскохозяйственную технику в период с 1 января 1996
года по 31 декабря 2004 года на условиях лизинга, цена техники при передаче
арендатору и постановке на учет уменьшена на 50 %. При этом арендаторам
предоставлена до 1 января 2012 года отсрочка уплаты цены без начисления и
уплаты процентов и с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года рассрочка уплаты
этой цены ежемесячно равными долями.
Наряду с этим предусмотрено, что
организации-инвесторы в течение трех лет, начиная с 2005 года, могут ежегодно
приобретать технику, оборудование и запасные части к ним на сумму 150 тысяч
евро с уменьшением общего размера сборов в Республиканский фонд поддержки
производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.
Инвесторам представлен льготный механизм приобретения в собственность
имущественных комплексов убыточных организаций по договорам купли-продажи. В
частности, цена прямой продажи установлена в размере 20 % стоимости чистых
активов с рассрочкой платежей в течение трех лет без индексации. При стоимости
активов, равной нулю или имеющей отрицательное значение, цена продажи
устанавливалась в размере одной базовой величины. Обязательным условием продажи
предприятия являются:
погашение задолженности по окончании срока
отсрочки в течении пяти лет равными долями;
сохранение рабочих мест на период отсрочки;
обеспечение деятельности по производству
сельскохозяйственной продукции.
Комплекс организационно-экономических мер по
улучшению финансового состояния убыточных предприятий и привлечению инвестиций,
проведенных в ходе практической реализации Указов Президента Республики
Беларусь от 19 марта 2004 г. № 138 и от 14 июня 2004 г. № 280 позволили за
2004-2005 годы в области реорганизовать 74 убыточных сельскохозяйственных
предприятий, или 30 % от общей численности убыточных.
Организациям-инвесторам, приобретшим права и
обязанности убыточных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с
вышеназванными Указами, была предоставлена отсрочки задолженностей на общую
сумму 33,65 млрд. рублей.
Согласно разработанным мероприятиям и полученным
государственным преференциям 176 убыточных сельскохозяйственных предприятий
самостоятельно вышли на безубыточное производство.
Из общей численности реорганизованных убыточных
сельскохозяйственных предприятий 10 (15 %) организаций проданы юридическим
лицам-инвесторам как имущественные комплексы и 64 (85 %) присоединены.
Справка. В 2004 году реорганизовано 43
сельхозпредприятия, из них: присоединено к экономически устойчивым субъектам
хозяйствования - 39, продано как имущественные комплексы - 4. В 2005 году
реорганизовано 31, из них: присоединено - 25, продано - 6.
Из 74 реформированных убыточных
сельскохозяйственных предприятий 40 реорганизовано путём присоединения, продажи
к промышленным организациям и 34 к сельскохозяйственным предприятиям.
За период с 1 января 2004 года по 1 января 2010
года организациями-инвесторами по различным направлениям инвестировано в
сельскохозяйственное производство 894,8 млрд. рублей, в том числе: собственных
средств - 368,2 млрд. рублей, бюджетных средств (надбавки, целевые
республиканские программы и т.д.) - 153,4 млрд. рублей, кредитов банков - 336,5
млрд. рублей, прочих - 36,7 млрд. рублей (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Средства,
инвестированные в сельскохозяйственное производство реорганизованных убыточных
агропредприятий, млрд. рублей
Данные инвестиции были направлены
на:
закупку удобрений, семян, ГСМ,
запчасти и другие материалы - 199,3 млрд. рублей (что составляет 22 % от всей
суммы инвестиций);
закупку техники и оборудования -
194,2 млрд. рублей (22 %);
реконструкцию и строительство ферм -
297,3 млрд. рублей (33 %);
строительство жилья и объектов
социально-культурного и бытового назначения - 59,9 млрд. рублей (7 %);
выплату заработной платы - 64,3
млрд. рублей (7 %);
прочие затраты - 79,8 млрд. рублей
(9 %).
Размер инвестиций в расчете на 100
га сельскохозяйственных угодий в среднем по области составил 348,4 млн. рублей.
В среднем на одно реорганизованное убыточное сельскохозяйственное предприятие
инвестировано 16,6 млрд. рублей.
Оказанная финансовая и материальная
помощь в сочетании с другими организационно-экономическими мерами позволили
обеспечить прирост производства валовой продукции по состоянию на 1 января 2010
года на 163 % по отношению к уровню 2003 года. За 2009 год в
сельскохозяйственных структурных подразделениях организаций-инвесторов (в сопоставимых
ценах 2003 года) производство валовой продукции сельского хозяйства составила
252 млрд. рублей, при 95,9 млрд. рублей за 2003 год.
По итогам работы за 2009 год в
реорганизованных хозяйствах получено прибыли в общей сумме 78,2 млрд. рублей
(за 2003 год убыток составил 6,6 млрд. рублей). Уровень рентабельности составил
18,2 %, при -7,5 в 2003 году.
Количество занятых в
сельскохозяйственном производстве по состоянию на 1 января 2010 года
увеличилось на 165 человек по отношению к уровню 2003 года и составило 12178
человек. За период с 1 января 2004 года по 1 января 2010 года среднемесячная
заработная плата, в рассматриваемой категории хозяйств, увеличилась на 546,1
тыс. рублей и составила 658,3 тыс. рублей.
Численность крупного рогатого скота
увеличилась на 35,7 тыс. голов и составила 120,3 тыс. голов. Незначительно
увеличено поголовье коров с 32,3 тыс. голов до 36,4 тыс. голов. Производство
молока составило 154,4 тыс. тонн, или 230 % к уровню 2003 года. Поголовье
свиней увеличено на 4,73 тыс. голов и составляет 67,24 тыс. голов. Выращивание
скота и птицы в живом весе за 2007 год увеличилось на 133 % по отношению к 2003
году и составило 72,6 тыс. тонн.
Итоги работы организаций-инвесторов
в животноводческой сфере показаны на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Итоги работы
организаций-инвесторов в животноводстве
Посевные площади зерновых
увеличились на 52 % (с 49,4 тыс. га в 2003 году до 75,3 тыс. га в 2009 году),
картофеля на 54 % (с 1211 га до 1870 га)
В 2009 году производство зерна (в
амбарном весе) составило 248,5 тыс. тонны (при 91,5 тыс. тонне в 2003 году, или
272 %), картофеля - 36,4 тыс. тонны (при 15,4 тыс. тонны в 2003 году, или 236
%). Урожайность зерна составляет 32,5 ц/га (при 20,8 ц/га в 2003 году, или 156
%), картофеля 171,1 ц/га (при 114,2 ц/га в 2003 году, или 150 %).
Выход кормовых единиц с 1 га
сельхозугодий составил 31,2 ц (при 19,7 ц в 2003 году, или 158 %), с 1 га пашни
- 50,1 ц (при 26,6 ц в 2003 году, или 188 %).
По итогам работа за 2009 год сбор
продукции с сельскохозяйственных угодий в переводе на кормовые единицы
увеличился на 87 % к уровню 2003 года и составил 731,9 тыс. тонн, с пашни на
102,5 % и составил 584,2 тыс. тонн.
По состоянию на 1 января 2010 года
площадь сельскохозяйственных угодий, переданная в пользование реформированных
предприятий, составила 256,8 тыс. га, или 21 % от общей площади сельхозугодий
Гомельской области, пашни - 142,3 тыс. га, что составляет 20,5 % общей площади.
Результаты работы реформированных
убыточных сельскохозяйственных предприятий Гомельской области в сфере
растениеводства представлены на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 - Итоги работы
организаций-инвесторов в растениеводстве
Наряду с положительными тенденциями
развития реформированных сельскохозяйственных предприятий имеются и
отрицательные. Так, кредиторская задолженность возросла почти в 3,5 раза (с
57,9 млрд. рублей в 2003 году до 199,5 млрд. рублей в 2009 году), дебиторская в
5,2 раза (с 7,3 млрд. рублей до 37,6 млрд. рублей). Почти в 5 раз увеличилась
полная себестоимость реализуемой продукции (с 87,7 млрд. рублей до 430,7 млрд.
рублей).
Следует отметить, что в области
обеспечиваются равные условия хозяйствования для всех субъектов хозяйствования,
в том числе организаций-инвесторов приобретших убыточные сельскохозяйственные
предприятия в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 19 марта
2004 г. № 138 и от 14 июня 2004 г. № 280.
2.2
Эффективность ведения агропромышленного производства в неплатежеспособных
сельскохозяйственных предприятиях
В последнее время много говорят
и пишут об успехах и достижениях сельского хозяйства, о том, что
агропромышленный комплекс страны якобы уже преодолел все проблемы и приобрел
необходимые черты устойчивости и стабилизации. Конечно, с научной точки зрения
было бы несправедливо не видеть и объективно не оценивать заметные позитивные
сдвиги. В самом деле, страна пережила масштабный спад сельскохозяйственного
производства в 90-х гг. XX
века. За последние годы она смогла обеспечить обоснованные наукой параметры
продовольственной безопасности по ряду основных продуктов, практически
ликвидировала глубокую и массовую убыточность агропромышленных предприятий,
начала крупное техническое и технологическое переоснащение целых отраслей и
групп предприятий, модернизирует не только производство, но и воссоздает
современную социальную инфраструктуру сельских территорий и деревень,
обеспечила устойчивый рост доходов и качества жизни сельского населения. Всего
этого нельзя не видеть, поскольку оно стало уже обычной нормой жизни общества.
Однако в то же время нельзя не замечать и другое - экономика сельского
хозяйства, а вернее большинства агропромышленных предприятий, еще не
обеспечивает нормальных основ самоокупаемости и самофинансирования.
Продолжается рост долгов и неплатежей хозяйств, которые в сумме превысили уже
трехкратный размер годовой государственной бюджетной и централизованной
поддержки сельского хозяйства. Некоторые ведущие отрасли, в первую очередь
скотоводство, остаются убыточными уже ряд лет, растет себестоимость
производства, не обеспечиваются необходимые показатели конкурентности,
недостаточными темпами наращиваются объемы сбыта сельскохозяйственной продукции
и не только на внешнем рынке, но и внутри страны.
Все это вместе вынудило на
государственном уровне пересмотреть критерии оценки сельскохозяйственного
производства и с количественных параметров перейти на качественные. То есть,
принято решение положить в основу оценки результатов деятельности предприятий и
отраслей не объемные показатели производства продукции, тем более любой ценой,
которые теперь не могут иметь необходимых критериев конкурентности и в принципе
становятся никому не нужными, а критерии экономической эффективности
производства, которые, как известно, определяются и формируются на рынке и
рыночным сбытом с учетом показателей потребительской ценности, а также баланса
спроса и предложения.
Если исходить из приоритета
экономических показателей, то, надо прямо сказать - сельское хозяйство как
республики, так и Гомельской области имеет еще далеко недостаточные результаты
и вступило лишь на начальный этап стабилизации. Оно еще подвержено большим
рискам, находится в сильной зависимости от конъюнктуры рынка и текущих условий
макро- и микроэкономики и не способно самостоятельно противостоять нарастающему
натиску зарубежных производителей и поставщиков без массированной и
многообразной государственной поддержки и прямого административного
регулирования. Поэтому все позитивные успехи отечественного сельского хозяйства
в области роста объемов производства, технической переоснащенности и
доминирования отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке следует
признать лишь как исходную основу или необходимый базис для обязательного
дальнейшего экономического развития всего аграрного комплекса и его конкретных
отраслей и предприятий на принципах рыночной экономики. Однако существующего
развития еще совершенно недостаточно для поддержания конкурентоспособности
национального АПК и его перехода на принципы самофинансирования. Это всего лишь
элементы или фрагменты того, что в целом должно представлять собой в
перспективе белорусское сельское хозяйство [12, с. 139-140].
Вышеизложенное можно
продемонстрировать на конкретных примерах. В этой связи выполнены
соответствующие расчеты и выведены укрупненные нормативы для ведения сельского
хозяйства на принципах самоокупаемости и самофинансирования. Для сравнения
установлено также фактическое состояние взятых для изучения показателей
(таблица 2.4). Вся совокупность показателей разбита на две группы - основные и
вспомогательные.
Таблица 2.4 Сравнительная эффективность ведения
сельскохозяйственного производства в Гомельской области
Показатель
|
Норматив
для обеспечения самоокупаемости и самофинансирования
|
В
среднем по Гомельской области
|
|
|
2007
г.
|
2008
г.
|
2009
г.
|
Основные
|
Выручка
от реализации продукции, работ и услуг по сельскохозяйственным предприятиям
(без налогов) в расчете на 1 балло-гектар сельхозугодий, тыс. руб.
|
70,0
|
28,4
|
40,3
|
45,5
|
Валовой
доход в расчете на 1 балло-гектар сельхозугодий, тыс. руб.
|
30,0
|
26,3
|
34,9
|
51,2
|
Показатель
|
Норматив
для обеспечения самоокупаемости и самофинансирования
|
|
|
2007
г.
|
2008
г.
|
2009
г.
|
Прибыль
от хозяйственной деятельности в расчете на 1 балло-гектар сельхозугодий (с
учетом всех видов господдержки), тыс. руб.
|
20,0
|
3,9
|
7,4
|
6,3
|
Прибыль
от хозяйственной деятельности в расчете на 1 балло-гектар сельхозугодий (без
господдержки), тыс. руб.
|
20,0
|
-0,33
|
1,9
|
0,4
|
Уровень
рентабельности ведения хозяйственной деятельности (с учетом всех видов
господдержки), %
|
40,0
|
13,6
|
18,6
|
13,4
|
Уровень
рентабельности ведения хозяйственной деятельности (без господдержки),%
|
40,0
|
-1,1
|
4,9
|
0,9
|
Вспомогательные
|
Производство
зерна в расчете на 1 балло-гектар сельхозугодий
|
40,0
|
25,1
|
33,9
|
34,5
|
Производство
кормовых единиц в расчете на 1 балло-гектар сельхозугодий, кг
|
150,0
|
95,0
|
116,0
|
126,0
|
Производство
молока на 1 балло-гектар сельхозугодий, кг
|
25,0
|
18,5
|
20,1
|
22,5
|
Производство
мяса (КРС + свиньи) на 1 балло-гектар сельхозугодий, кг
|
5,0
|
3,2
|
3,5
|
3,9
|
Расход
кормов на 1 т продукции, т.к.ед.: молоко прирост КРС прирост свиней
|
1,00
8,50 4,50
|
1,42
13,53 4,82
|
1,35
13,3 4,57
|
1,3
13,2 4,48
|
Среднегодовая
численность работни-ков, занятых на с.-х. производстве, в расчете на 1000 га
сельхозугодий
|
10,0
|
41,3
|
39,4
|
39,9
|
Производительность
труда (товарная продукция на 1 среднегодового работника), млн. руб.
|
200,0
|
22,9
|
32,1
|
45,0
|
Показатель
|
Норматив
для обеспечения самоокупаемости и самофинансирования
|
В
среднем по Гомельской области
|
|
|
2007
г.
|
2008
г.
|
2009
г.
|
Трудоэффективность
или трудоокупаемость (размер прибыли в расчете на 1 среднегодового
работника), млн. руб.
|
10,0
|
2,3
|
5,2
|
4,4
|
0,40
|
0,16
|
0,19
|
0,22
|
Соотношение
основных и оборотных фондов (оборотные производственные фонды : 1 рубль
основных фондов)
|
1,00:0,50
|
1,00:
0,36
|
1,00:
0,23
|
1,00:
0,23
|
Фондоокупаемость
(размер прибыли к стоимости основных и оборотных средств), руб.
|
0,10
|
0,027
|
0,026
|
0,019
|
Окупаемость
инвестиций в основной капитал (размер прибыли к среднегодовой стоимости
основных фондов), руб.
|
0,01
|
0,036
|
0,032
|
0,023
|
Норма
прибыли (размер прибыли к стоимости оборотных фондов), руб.
|
0,35
|
0,1
|
0,14
|
0,1
|
Уровень
энергооснащенности (общая сумма энергетических мощностей на 1 балло-гектар
сельхозугодий), л. с.
|
0,2
|
0,08
|
0,08
|
0,08
|
Инвестиции
в основной капитал (сумма средств по всем источникам, направляемая на
капитальные вложения) на 1 балло-гектар сельхозугодий, тыс. руб.
|
25,0
|
19,7
|
26,8
|
33,2
|
Наличие
суммарной задолженности (долги всех видов - просроченные, пролонгированные,
непросроченные) на 1 балло-гектар сельхозугодий, тыс. руб.
|
0
|
42,7
|
65,8
|
94,1
|
Коэффициент
специализации (сумма валовой продукции животноводства в общей сумме валовой
продукции по с.-х. производству)
|
0,60
|
0,56
|
0,52
|
0,54
|
Таким образом, как показывает
изучение таблицы, не смотря на положительную динамику ряда основных и
вспомогательных показателей, подавляющим большинством взятых для изучения
экономического критерия среди обширного их перечня в сельском хозяйстве области
еще не достигнуты требуемые или научно обоснованные нормативы, обеспечивающие
самоокупаемость (выручка от реализации продукции, работ и услуг по
сельскохозяйственным предприятиям (без налогов) в расчете на 1 балло-гектар
сельхозугодий; прибыль от хозяйственной деятельности в расчете на 1
балло-гектар сельхозугодий (с учетом всех видов господдержки); уровень
рентабельности ведения хозяйственной деятельности (с учетом всех видов
господдержки); уровень рентабельности ведения хозяйственной деятельности (без
господдержки); производительность труда; фондоотдача; соотношение основных и
оборотных фондов и др.). Это говорит о том, что сельское хозяйство еще
находится в переходном состоянии от прежней системы с приоритетами достижения
необходимых объемов производства любой ценой к новой системе целесообразного и
эффективного производства на основе экономичного использования ресурсов и
максимизации финансовых результатов.
Коренное изменение системы
приоритетов в организации сельского хозяйства, которое принято в качестве целей
и задач на будущее, требует неотложного совершенствования ряда экономических
механизмов его регулирования, обеспечения и стимулирования.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМ И МЕХАНИЗМОВ
РЕОРГАНИЗАЦИИ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ РАБОТЫ
3.1
Организационно-экономические меры повышения эффективности
производственно-финансовой деятельности неплатежеспособных сельскохозяйственных
предприятий
Организационно-экономические
меры являются первопричиной производственно-финансовой деятельности любого
сельскохозяйственного предприятия. В этой связи к числу важнейших
организационных мер, направленных на стабилизацию финансового состояния
предприятий агропромышленного комплекса, необходимо отнести следующие:
предоставление сельским
товаропроизводителям необходимой экономической свободы и самостоятельности в
организации и ведении производства, включая выбор форм хозяйственной
деятельности, направлений и структуры ведения производства, каналов сбыта
продукции. Централизованное регулирование сельскохозяйственного производства
следует осуществлять исключительно экономическими методами и только на основе
стимулирующего развития агропромышленного производства;
переход сельских
товаропроизводителей на свободное ценообразование после выполнения доведенного
объема государственного заказа по основным видам товарной продукции;
пролонгация долгов для
реформированных сельскохозяйственных предприятий по решению Правительства
сроком на 5 лет;
распределение «чистых активов»
на паи между работниками предприятий с учетом трудового вклада с
предоставлением возможности добровольного распоряжения имущественными долями.
При этом весьма важно создать реальные условия для внутрихозяйственного
движения имущественных долей и их концентрации в руках наиболее
квалифицированной и подготовленной к работе в рыночных условиях категории
сельских предпринимателей;
создание условий для
формирования и функционирования многообразных форм собственности и
хозяйствования - по размеру земли, формам собственности, хозяйствования,
структурам управления. Все формы хозяйствования и типы сельскохозяйственных
предприятий должны иметь равные условия хозяйствования, а результативность
должна зависеть от их предпринимательского интереса;
включение в рыночный оборот
всех форм капитала, в том числе земельных ресурсов - основного средства
производства в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственное производство должно
развиваться и на основе ипотечного кредитования, как это практикуется во всех
странах с развитой рыночной экономикой;
вывод из активного
хозяйственного оборота низкоплодородных земель и проведение переспециализации
хозяйств. В условиях дороговизны материальных и дефицита финансовых ресурсов
экономически нецелесообразно и разорительно обрабатывать низкоплодородные
земли, не получая при этом высокой их окупаемости. Основное производство
следует размещать на землях, позволяющих получать высокую и стабильную
урожайность сельскохозяйственных культур и высокую окупаемость вкладываемых
ресурсов;
переход на преимущественное
использование интенсивных методов хозяйствования, позволяющих достигать
нормативных уровней продуктивности и окупаемости затрат, наращивать объемы
производства конкурентоспособной продукции на основе роста производительности
труда;
внедрение в каждом
сельскохозяйственном предприятии противозатратного механизма хозяйствования на
основе хозяйственного и коммерческого расчета;
приведение оптимизации
численности работников, занятых в сельскохозяйственном производстве. Для того
чтобы эффективно работать в условиях конкуренции, сельскохозяйственные
предприятия должны иметь не более 10 - 12 трудоспособных работников на 1000 га
обрабатываемой земли;
дальнейшее развитие продуктовой
кооперации, предполагающей объединение всех видов ресурсов по всей технологической
цепи «производство-переработка-реализация»;
усиление мотивации труда
работников на основе стимулирования предпринимательского интереса. Агробизнес и
предпринимательство следует рассматривать как критерии целесообразности
рыночного хозяйствования на земле;
ставка на деловых и
предприимчивых работников, собственников имущества, способных организовать
эффективное ведение агропромышленного производства, в рыночной экономической
среде. Нельзя опираться на малозаинтересованных и инертных исполнителей,
приспособившихся иждивенческому существованию и не стремящихся к накоплению
собственности. Агропромышленный бизнес должны вести заинтересованные
собственники.
Поиск путей финансового
оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций выявляет ряд
проблемных вопросов, требующих решения на государственном уровне управления,
которые сводятся к следующему.
. Практика подтверждает, что
зачастую организациям-инвесторам приходится сталкиваться с рядом проблемных
вопросов по взаимодействию с органами государственного управления в сфере АПК:
не со всеми кредиторами
оформлены договоры по отсрочке кредиторской задолженности;
не отработан механизм
приобретения (покупки) предприятия как имущественного комплексов в целом в
процессе реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций.
Безвозмездная передача
имущества убыточного предприятия не решает проблемы реструктуризации долгов так
называемым третьим лицам.
. Регулирование процесса
реорганизации убыточных сельскохозяйственных предприятий заключается в том, что
при продаже имущественных комплексов земельные участки должны передаваться
инвестору в долгосрочную аренду.
. До настоящего времени
не определен порядок
учета имущества, приобретенного по договорам купли-продажи.
Так как организации-инвесторы
ставят на учет имущество по балансовой стоимости продавца, а не по цене
приобретения, стоимость инвентарных объектов должна определяться на основании
цены приобретения и удельного веса объекта в имуществе продаваемого
сельхозпредприятия. Это позволяет снизить затраты на производство в части
реальной рыночной стоимости основного и оборотного капитала.
. Нуждается в
совершенствовании порядок уплаты налогов для организаций, присоединивших
убыточные сельскохозяйственные предприятия. В связи с этим они не могут реально
довести долю выручки от производства сельскохозяйственной продукции до 70 % от
общего объема полученной выручки в целом по агросервисному подразделению, как
это требуется по законодательству.
В этой связи целесообразно
снизить для них установленный размер удельного веса сельскохозяйственной
продукции в общем объеме реализации с 70 до 35 %.
6. Исследованиями установлено, что при
оценке стоимости имущественных комплексов сельскохозяйственных предприятий в
условиях
передачи предприятия в аренду ни один из существующих подходов (затратный,
доходный, сравнительный) не может быть использован в качестве базового,
поскольку они могут давать противоречивые, порой несопоставимые, результаты
оценок.
Наиболее упрощенным вариантом
оценки стоимости предприятия как имущественного комплекса является оценка по
показателю скорректированной стоимости чистых активов.
Корректировку стоимости чистых
активов целесообразно осуществлять на основе комплексного подхода с учетом
следующих предложений:
· списание
объектов, которые не будут функционировать в едином комплексе, производить по
остаточной стоимости;
· исключение
объектов социальной инфраструктуры путем передачи их в коммунальную
собственность, а в последующем - арендодателю в безвозмездное пользование;
· установление
оценочной стоимости зданий и сооружений в размере до 10 % восстановительной
стоимости, если их амортизация превышает 50 % (на основании обследования
фактического физического и морального износа). Если же амортизация составляет
90 %, то оценочная стоимость основных средств должна устанавливаться с учетом
остаточной стоимости. Стоимость полностью амортизированных основных фондов,
принимающих участие в технологическом процессе, при отчуждении следует
определять (по решению комиссии) в размере до 10 % от первоначальной стоимости.
В этом, полагаю, состоит
основной комплекс организационно-экономических мер по финансовому оздоровлению
неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций.
Важнейшим базовым условием
обеспечения стабильного уровня платежеспособности и дальнейшего развития
организаций АПК является практическая реализация параметров и основополагающих
принципов Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010
годы.
3.2 Совершенствование
механизма и форм присоединения
Согласно пункта 4 статьи 53 ГК,
при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого
юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в
Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического
лица, то есть присоединяемое юридическое лицо, как прекращающее самостоятельную
деятельность, подлежит исключению из Единого государственного регистра
юридических лиц. В учредительные документы организации, к которой происходит
присоединение, вносятся необходимые изменения. Целесообразно заранее
пересмотреть, в какой форме будет функционировать присоединяемая организация
(филиал, обособленное структурное подразделение на самостоятельном балансе,
дочернее или др.), и одновременно отразить это при внесении изменений в
учредительные документы (рисунки 3.1, 3.2).
+ =
Рисунок 3.1 - Реорганизация
методом присоединения с единым балансом
+ =
Рисунок 3.2 - Реорганизация
методом присоединения с выделением обособленного структурного подразделения
Для исключения присоединяемой
организации из Единого государственного регистра и внесения изменений в
учредительные документы организации, к которой происходит присоединение, в
обязательном порядке наряду с учредительными документами необходимо представить
передаточный акт. В соответствии с положением «О государственной регистрации и
ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», утвержденного
Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11, в редакции
Декрета Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 8, в
учредительных документах организации, к которой происходит присоединение,
необходимо отразить положения о правопреемстве по обязательствам присоединяемой
организации.
Правопреемство прав и
обязанностей. Согласно пункта 2 статьи 54 ГК при присоединении юридического
лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности
присоединенного юридического лица, в соответствии с передаточным актом, в
котором должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам
реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и
должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
При присоединении юридического
лица, в соответствии со статьями 353-363 ГК, с дебиторами и кредиторами
целесообразно оформить договоры перевода долга и уступки требования на
юридическое лицо, к которому происходит присоединение. При этом предварительно
необходимо сделать акты сверки дебиторской и кредиторской задолженности,
которые должны быть подписаны руководителями и главными бухгалтерами
присоединяемой организации, организации-дебитора (кредитора) и организации, к
которой происходит присоединение.
Процедура присоединения.
Процедура присоединения сельскохозяйственных организаций и иных коммерческих
организаций для целей финансового оздоровления и привлечения инвестиций в
сельскохозяйственное производство регламентируется постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 25 июня 2004 г. № 157 «Об утверждении
методических рекомендаций о порядке объединения сельскохозяйственных и иных
коммерческих организаций различных форм собственности». В частности, речь идет
о следующих моделях объединения:
присоединение РУП к КУП, КУП к
РУП, слияние РУП и КУП;
присоединение РУП, КУП к АО,
ООО, ОДО, СПК, слияние РУП, КУП и АО, ООО, ОДО, СПК;
присоединение АО, ООО, ОДО, СПК
к РУП, КУП;
присоединение СПК к АО, ООО,
ОДО, слияние СПК с АО, ООО, ОДО.
Исследования показывают, что
при присоединении сельскохозяйственной организации к другой коммерческой
организации необходимо следующие:
а) собственникам
организаций принять решение о присоединении организации;
б) присоединяемой
организации:
предупредить работников
предприятия о предстоящей организации за 2 месяца до присоединения;
письменно уведомить своих
кредиторов о предстоящей реорганизации;
провести инвентаризацию своего
имущества и обязательств. При проведении инвентаризации основных средств
нематериальных активов необходимо определить, какие из них не будут
использоваться после присоединения организации, а также использование каких основных
средств, инвентаря, предметов нецелесообразно ввиду их морального и физического
износа. Следует также определить, какие из этих основных средств могут быть
реализованы, а какие подлежат списанию. Необходимо также обратить внимание, что
права на лицензии в порядке правопреемства передаче не подлежат, поэтому
лицензии у присоединяемой организации подлежат списанию;
составить баланс и передаточный
акт;
в) обеим организациям
утвердить передаточный акт и баланс;
г) присоединяемой
организации представить сведения в регистрирующие органы на исключение из
Единого государственного регистра юридических лиц;
д) внести изменения в
учредительные документы юридического лица, к которому произошло присоединение;
е) организации, к которой
произошло присоединение, в случае необходимости получить дополнительные
лицензии на осуществление лицензируемых видов деятельности.
Договор о присоединении. В
соответствии со статьи 398 ГК, договором присоединения признается договор,
условия которого определены одной из сторон и могли быть приняты другой
стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
Применительно к рассматриваемой модели трансформации сельскохозяйственных
организаций договор присоединении должен содержать: порядок и сроки
осуществления данного процесса, в том числе права и обязанности сторон, стадии
и процедуры присоединения, порядок обмена (конвертации) паев на акции, сведения
о правопреемстве, ответственность сторон и другие положения. Договор
представляет особую важность точки зрения урегулирования взаимоотношений между
присоединяемой организацией, а также необходимости его предоставления в комитет
по ценным бумагам и регистрационный комитет в числе прочих документов для
регистрации дополнительно выпускаемых акций, размещаемых среди акционеров
присоединяемого общества.
Наибольшую сложность
представляет процедура выбора критерия для конвертации (обмена) паев
присоединяемого СПК на акции поглощающего ОАО. Методика определения такого
критерия законодательно не установлена, поэтому его выбор осуществляется
учредителями организаций, принявших решение о реорганизации в форме
присоединения. Коэффициент обмена (конвертации) может быть установлен в
зависимости от какого-либо показателя (например, как соотношение уставных
капиталов или чистых активов и др.).
Бухгалтерская отчетность
присоединяемой организации. В постановлении Министерства финансов Республики
Беларусь от 17 февраля 2004 г. № 16 «О бухгалтерской отчетности организаций» не
содержится указаний, каким образом должна составляться бухгалтерская отчетность
при реорганизации предприятий. Порядок заполнения форм годовой бухгалтерской
отчетности, утвержденный Приказом Министерства финансов Республики Беларусь от
20 января 2000 г. № 23, который действовал до вступления в силу вышеназванного
постановления, предусматривал, что организация, подлежащая ликвидации или
реорганизации, изменяющая государственную форму собственности на иную в
отчетном году, должна была представлять отчет по типовым формам годовой
бухгалтерской отчетности за период с начала года до момента ликвидации
(реорганизации) (подпункты 1-4). Статьей 39 Налогового кодекса Республики
Беларусь от 19 декабря 2002 № 166-3 предусмотрено, что налоговое обязательство
реорганизованной организации исполняется и причитающиеся к уплате ею пени уплачиваются
правопреемником (правопреемниками) этой организации. При реорганизации в форме
присоединения налоговое обязательство реорганизованной организации исполняется,
и причитающиеся к уплате ею пени уплачиваются правопреемником
(правопреемниками) не позднее одного месяца со дня внесения в Единый
государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
записи о прекращении деятельности присоединенной организации.
Согласно пунктов 3, 5 - 7
Инструкции о порядке отражения в бухгал-терском учете операций по приобретению
предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных
организаций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики
Беларусь от 10 ноября 2004 г. № 162, при передаче имущественных комплексов убыточных
сельскохозяйственных организаций проводится инвентаризация имущества и
обязательств, формируется промежуточный баланс, а на дату составления
передаточного акта составляется заключительный бухгалтерский баланс с учетом
изменения по счетам учета отдельных видов имущества, затрат, расчетов и
обязательств, произошедших за период от составления промежуточного баланса до
составления передаточного акта. Финансовые результаты деятельности и источники
собственных средств убыточных сельскохозяйственных организаций закрываются за
счет средств добавочного фонда (счет 83 «Добавочный фонд») и прочих фондов и
резервов, созданных в соответствии с законодательством и уставом. При
реорганизации в форме присоединения в организации, к которой происходит
присоединение имущественного комплекса, бухгалтерская отчетность формируется на
основе данных бухгалтерского баланса и передаточного акта путем построчного
сложения аналогичных статей баланса (за исключением сумм взаимных обязательств,
которые исключаются в равных суммах; сумм безвозмездной помощи, оказанной
организацией-инвестором за счет собственных средств). При присоединении иных
организаций можно порекомендовать такой же подход к составлению бухгалтерской
отчетности присоединяемой организации, то есть организация, исключаемая из
Единого государственного регистра, должна представить промежуточную
бухгалтерскую отчетность на дату принятия решения (подписания договора) о
присоединении, а также бухгалтерскую отчетность на день, предшествующий
внесению в Реестр записи о прекращении ее деятельности. В то же время следует
произвести закрытие счета, учета прибылей (убытков) и распределить чистую
прибыль присоединяющейся организации на цели, которые должны быть указаны в
договоре на присоединение. На эту же дату должен быть подписан передаточный
акт. До даты внесения в Единый государственный регистр записи о прекращении
деятельности присоединяемой организации все операции, связанные с ее текущей
деятельностью, а также расходы в связи с реорганизацией, произведенные в период
до даты утверждения передаточного акта, следует отражать в бухгалтерском учете
и отчетности присоединяемой организации. Возникающие в этот период изменения в
стоимости передаваемого имущества и обязательств следует раскрывать в
пояснительной записке к промежуточной и (или) годовой бухгалтерской отчетности,
заключительной бухгалтерской отчетности либо в уточнениях к передаточному акту
или бухгалтерскому балансу.
Особенности объединения
сельскохозяйственных производственных кооперативов и закрытых акционерных обществ.
На основании статьи 66 Закона Республики Беларусь от 10 января 2006 г. № 100-3
«О хозяйственных обществах», число участников закрытого акционерного общества
не должно превышать пятидесяти. В противном случае оно полежит реорганизации в
течение одного года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном
порядке.
Реорганизация таких акционерных
обществ осуществляется на основании статьи 20 Закона в форме преобразования в
открытое акционерное общество, в производственный кооператив, а также в
унитарное предприятие в случае, если в составе преобразуемого ЗАО остался один
участник.
При преобразовании закрытого
акционерного общества в открытое акционерное общество или иную форму
коммерческой организации (в данном случае производственный кооператив) акции ЗАО
аннулируются в соответствии с законодательством о ценных бумагах. Акции,
выпускаемые при преобразовании акционерного общества одного вида в акционерное
общество другого вида, распределяются среди участников преобразованного
юридического лица (Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от
12 сентября 2006 г. № 112).
Процесс преобразования ЗАО в
ОАО состоит во внесении изменений и дополнений в учредительные документы,
определении стоимости уставного фонда и размещении акций среди акционеров (рисунок
3.3).
В случае изменения численности
акционеров ЗАО в связи со смертью участника, его доля (акции) подлежат
переоформлению на наследников, унаследовавших их в установленном порядке, а в
случае отсутствия таковых переходят в собственность юридического лица.
В случае изменения численности
акционеров в связи с прекращением трудовых обязательств в обществе, выбором на
выборные должности и т. д. допускается дарение таких долей (акций) близким
родственникам (родителям, сестрам, братьям и др.) на основании Декрета
Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 9 «О внесении изменения и
дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О
разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике
Беларусь».
Внесение изменений и дополнений в
учредительные документы
Аннулирование акций ЗАО
Оп Определение
размера уставного фонда ОАО
I.