Молодежная субкультура и ее роль в современном обществе

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,87 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Молодежная субкультура и ее роль в современном обществе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ «РИТМ»

Секция обществознания









Реферат

«Молодежная субкультура и ее роль в современном обществе»



Выполнила: ученица 11-А класса

Пакуленко Анастасия Юрьевна

Руководитель: учитель истории и обществознания

Курякина Наталья Леонидовна




Хабаровск 2012

План

1. Введение

. История термина, смыслы понятия

. Основные характеристики молодежной субкультуры

. Фэндом и возникновение молодежных субкультур

. Примеры субкультур (музыкальные субкультуры)

.1 Хиппи

.2 Растаманы

.3 Металлисты

.4 Панки

.5 Готическая мода

.6 Эмо

. Японские субкультуры

.1 Акихабара-кэй и аниме-культура

.2 Косплей

.3 Visual kei

.4 Гяру

.5 Fruits (стиль Харадзюку)

. Заключение

. Литература и источники

1. Введение

Современное общество не однородно. Каждый человек - это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами. Но при этом у многих из нас похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть цели. Таков социальный механизм образования субкультур - объединений людей по интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. И молодежные субкультуры (которые часто основываются на увлечениях различными жанрами музыки, спортом, литературой и др.) - не исключение.

Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии современного подростка. Впервые к этой проблематике обратились социологи в 60-е годы XX века. В России с конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам стало более заметным. В последние годы молодежной субкультуре уделяется гораздо больше внимания.

Цель моей работы: рассмотреть основные характеристики и аспекты молодежных субкультур, выделить их особенности, показать их взаимосвязь и влияние на формирование моды, вкусов и мировоззрение молодого поколения. Работая над темой, я столкнулась с многообразием позиций, точек зрения авторов.

Очень интересно было работать с источниками Интернета, трудами отечественных и зарубежных социологов и психологов. Целую главу в своей работе я посвятила японским музыкальным субкультурам, поскольку они очень своеобразны и необычны.

В своей работе я преимущественно использовала статьи журнала «Теория моды» (№10, 2008-2009 г.г.) авторов Дика Хебдиджа, Дмитрия Громова, Джо Терна, Энна Пирсона-Смита. Также интересной мне показалась лекция профессора социологии Дугина. Для подготовки презентации по данной теме я использовала ресурсы Интернета.

2. История термина, смыслы понятия

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж <#"justify">·От уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов.

·От возраста. Пик активности - 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает.

·От места жительства. Движение неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.

Проблема в том, что ценности и ориентации молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательно - рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий.

В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыки и др. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализующее и дегуманизирующее воздействие.

Рост самодеятельных молодежных групп связан с особенностями психического развития личности в подростковом и юношеском возрасте, когда активное стремление молодых людей к признанию их роли в обществе проявляется при недостаточно сформировавшейся социальной позиции, что находит отражение в тяге к стихийно-групповому общению.

Речь идет о стремлении к самоорганизации, к утверждению своей самостоятельности, характерном для социального созревания на подростковом и юношеском этапах. Эта тенденция проявляется в моде на одежду, музыку, и т.д. Причем нередко эти второстепенные моменты приобретают особую значимость, подкрепляя, с одной стороны, чувство мнимой самостоятельности подростка, с другой - желание протеста, порой даже неосознаваемого.

3. Основные характеристики молодежной субкультуры

У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей. Одним из способов бегства от действительности, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.

Социологи сегодня бьют тревогу: на первом месте среди авторитетных источников информации у молодых людей - компьютер, на втором - телевизор. И лишь затем - школа, причем, как среда обитания, а не мест общения. В конце списка - семья.

Культуру молодежи отличает и наличие молодежного языка - сленга, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.

Одним из проявлений молодежной культуры являются неформальные молодежные объединения, своеобразная форма общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто говорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей.

Для многих подростков объединение в неформальные группы и асоциальный образ жизни являются одной из форм протеста против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших. Подростковая группа представляет собой новый специфический вид эмоциональных контактов, невозможных в семье.

Неформальные группы в большинстве своем немногочисленны, объединяют подростков различного возраста, пола и социальной принадлежности и функционируют, как правило, вне контроля взрослых. Структура их зависит от многих факторов, но главным образом, от устойчивости (стабильности), функциональной направленности и взаимоотношений между членами.

С возрастом подростковая конформность снижается, авторитарное влияние группы уменьшается, и тогда уже выбор жизненного пути зависит от личностных качеств юноши и социальной среды за пределами группы.

Отношения в субкультуре строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого его членами в системе. Следует подчеркнуть, что потребность в положительной оценке окружающими людьми, является ведущей потребностью в подростковом возрасте. Именно поэтому подросток испытывает острую нужду в положительной оценке своей личности. Этим объясняется острота потребности в признании достойного положения подростка в группе сверстников. В этой связи становятся понятными факты девиантного, а то и противоправного поведения внешне вполне благополучных подростков из «хороших» семей.

4. Фэндом и возникновение молодежных субкультур

Фэндом (англ. fandom - фанатство) - сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. По некоторым признакам фанатство и различные увлечения <#"justify">·что человек должен быть свободным;

·что достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;

·что поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;

·что красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого - чисто духовная проблема;

·что все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;

·что духовная община - идеальная форма общежития;

·что все, думающие иначе, заблуждаются.

Символика хиппи

Культура «хиппи» имеет свою символику, признаки принадлежности и атрибуты. Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетеных из бисера или ниток, браслетов («фенечек») и прочее, а также использование текстиля окрашенного в технике «тай-дай» (или иначе - «шибори <#"justify">·«Make love, not war» («Занимайтесь любовью, а не войной»)

·«Off The Pig!» («Выключи свинью!») (игра слов - «свиньёй» назывался пулемет M60, немаловажный атрибут и символ Вьетнамской войны)

·«Give Peace A Chance» («Дайте миру шанс») (название песни Джона Леннона)

·«Hell No, We Wont Go!» («Ни черта мы не уйдём!»)

·«All You Need Is Love!» («Всё, что тебе нужно - это любовь!») (название песни The Beatles)[5]

5.2 Растаманы

Растаманами в мире традиционно называют последователей растафарианства.

В начале 1990-х годов на постсоветском пространстве образовалась особая молодёжная субкультура, представители которой также называют себя растаманами. При этом они зачастую не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства, а причисляют себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша.

Как бы то ни было, в русскоязычной среде слово «растаман» прочно связалось с этой группой (но не полностью тождественно ей). Слово по похожему принципу может использоваться и в других языках для обозначения просто любителей марихуаны без религиозной подоплёки. Так, в испаноязычных странах словом «растас» могут называть дреды [5].

5.3 Металлисты

Металлисты - это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в 1970 годы.

Субкультура широко распространена в Северной Европе, достаточно широко - в России, Украине, Беларуси, в Северной Америке, есть значительное количество ее представителей в Южной Америке, Южной Европе и Японии. На Ближнем Востоке, за исключением Турции и Израиля, металлисты (как и многие другие «неформалы») малочисленны и подвергаются преследованию.

Слово «металлист» - русское, производная от слова «металл» с добавлением заимствованного латинского суффикса «-ист». Изначально оно означало «жестянщиков», работников металлургии. Металлист в значении «поклонник тяжёлого металла» вошло в обиход в конце 1980-х.

В английском языке аналогом русского «металлист» является metalhead - «металлоголовый», «помешанный на металле». Металлистов также называют жаргонными словами headbanger - «головотряс» и mosher - «толкающийся», в соответствии с поведением фанатов на концертах.

Стиль одежды

·Типичную моду среди металлистов можно описать так<#"justify">Мировоззрение

В отличие от некоторых других субкультур, субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена только вокруг музыки. Тем не менее, есть некоторые особенности мировоззрения, которые можно назвать типичными для значительной части металлистов.

Тексты металл-групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности». Для многих металлистов субкультура служит средством эскапизма, отчуждения от «серой реальности», формой молодёжного протеста.

В прессе появлялись исследования, утверждающие, что интеллектуальный уровень металлистов зачастую довольно высок, на основании чего делается вывод, что увлечение металлом может быть признаком интеллектуальности. По результатам опроса 1000 одарённых подростков, проведённого в 2007 году, многие из них ответили, что слушают металл и другую рок-музыку тяжелых направлений для снятия стресса.

Некоторые исследователи утверждают, что у слушателей тяжёлого рока и металла выше тяга к агрессии и депрессии. Однако психологи сходятся на том, что это не следствие, а причина увлечения тяжёлой музыкой. Более того: респонденты, показывавшие негативные тенденции, чувствовали себя лучше и увереннее после прослушивания любимой музыки. По их словам, тяжёлая агрессивная музыка помогает им выплескивать негативные эмоции, не копить их в себе. Таким образом, некоторые металлисты осознанно или неосознанно используют металл как средство психотерапии.

5.4 Панки

Панки (англ. punk - перен. разг. плохой, дрянной) - молодёжная субкультура, возникшая в конце 60-х - начале 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии.

Истоки и влияния

Панк берёт своё начало в 60-х годах <#"justify">·Узкая, обтягивающая футболка.

·Узкие джинсы чёрного или пепельного-синего цвета, возможно, с дырками или заплатками.

·Чёрный или розовый ремень с заклёпками, провисающими цепями и большой бляхой с символикой.

·Кеды с яркими или чёрными шнурками, зашнурованными особым способом.

·Клетчатая косынка-арафатка на шее.

·Присутствуют ободочки с бантиком. Полосатые гетры на руках. Реже встречается одежда унисекс.

Атрибутика

Для эмо характерны следующие атрибуты:

·Почтовая сумка через плечо, покрытая заплатками и значками.

·Значки, прицеплённые к одежде и, иногда, к обуви.

·Биг-Очки яркой или чёрной расцветки.

·Яркие разноцветные (обычно силиконовые) браслеты на руках, особенно популярны снэпы или панк-атрибутика (напульсники с шипами).

·Крупные бусы ярких цветов на шее.

·Мягкие игрушки в виде мишек, которым эмо-киды вспарывают животы и зашивают толстыми нитками. Такие игрушки играют роль своеобразных талисманов. Их берут с собой на прогулки, на занятия, с ними остаются дома и спят.

·Напульсники на руках.

Характерные жесты

·Наклонить голову, чтобы свисала чёлка, и приставить к виску два пальца на манер пистолета.

·Сложить руки вместе в виде сердца.

·Скривить ноги ступнями внутрь и чуть присогнуть колени.

·Фотографировать своё отражение в зеркале [10].

6. Японские субкультуры

Японские молодёжные субкультуры - ряд субкультур среди японской молодёжи, выделяющихся собственной философией, стилем одежды и музыкальными предпочтениями. Неотрывно связаны с уличной модой, поэтому с субкультурами также часто связывают термин «японская уличная мода», иногда эти термины замещают друг друга. Большинство субкультур появилось как протест против традиционных японских идеалов красоты и социальных устоев.

Центром японских молодёжных субкультур является квартал Харадзюку в районе Сибуя, где появились стиль «лолиты» и смешанный стиль «фрутс». Также Сибуя - родина «гяру», а квартал Акихабара в районе Тиёда - мекка поклонников японской анимации (аниме) и комиксов (манги). На данный момент выделяют несколько основных направлений типично японских субкультур.

.1 Акихабара-кэй и аниме-культура

«Отаку» в Японии называют человека, который увлекается чем-либо, но за пределами страны, в том числе и в России, это понятие обычно употребляется по отношению к фанатам аниме и манги. В Японии для отаку, увлекающихся аниме и мангой, используется сленговый термин «акихабара-кэй», обозначающий молодых людей, всё своё время проводящих в районе Акихабара и увлекающихся миром аниме и его элементов. Район Акихабара является важным центром японской современной культуры. В 2000-х он стал прочно связан с японской игровой индустрией и крупнейшими издательствами аниме и манги.

Одним из центральных элементов культуры отаку является понятие моэ означающее фетишизацию или влечение к вымышленным персонажам.

6.2 Косплей

Косплей (сокр. от англ. costume play - «костюмированная игра») - форма воплощения действия, совершаемого на экране. Возник современный косплей в Японии в среде японских фанатов аниме и манги, поэтому обычно основным прототипом действия является манга, аниме, видеоигры или исторический фильм про самураев. Другими прототипами могут являться j-rock/j-pop-группы, представители Visual Kei и тому подобные [11].

Участники косплея отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют аналогичные речевые обороты. Часто во время косплея разыгрывается ролевая игра. Костюмы обычно шьются самостоятельно, но могут и заказываться в ателье или покупаться готовыми (в Японии, например, бизнес производства костюмов и аксессуаров для косплея поставлен довольно широко) (приложение 2).

6.3 Visual kei

Музыкальный жанр Visual kei возник на базе японского рока в результате смешения его с глэм-роком, металом и панк-роком в 1980-х годах. «Visual kei» буквально означает «визуальный стиль». Он характеризуется использованием макияжа, сложных причёсок, ярких костюмов, его последователи зачастую прибегают к андрогинной эстетике.

Благодаря поклонникам, visual kei, как субкультура, смогла обрести и фэшн составляющую, параллельно впитав в себя элементы стилей «лолит», фрутс, а также более традиционных японских представлений о мужской красоте. Среди поклонников visual kei можно также встретить металлистов.

Во внешнем облике музыкантов групп visual kei, появились черты «готических лолит» (приложение 2). В свою очередь, вторая волна visual kei, с такими представителями как Malice Mizer, обогатила субкультуру Gothic & Lolita, повлияв на её развитие и своим внешним видом популяризировав эту моду среди поклонников visual kei. Привычным для облика музыкантов visual kei стало использование и одеяний «Лолит». О своём интересе к этому направлению в моде говорили многие музыканты visual kei.

Мода «Лолита» - субкультура, основанная на стилистике времён викторианской эпохи, а также на костюмах эпохи рококо<#"justify">1.fsselecrton.forumbook.ru/t44-topic

.komarenko.org/

.Лекция №11 Постобщество (Структурная социология) проф. Дугин. konservatizm.org/konservatizm/sociology/

4.molodeznyi-extrimizm-rossii.com/2011/05/molodezhnye-subkultury/

5.«Теория моды». №10, зима 2008-2009. Дик Хебдидж. Главы из книги «Субкультура: значение стиля».

.«Теория моды». №10, зима 2008-2009. Дмитрий Громов. Любера: как становились пацанами.

.«Теория моды». №10, зима 2008-2009. Джо Терни. Взгляд сквозь камеру слежения: антисоциальный трикотаж и «эти жуткие типы в капюшонах».

.«Теория моды». №10, зима 2008-2009. Энн Пирсон-Смит. «Готы», «Лолиты», «Дарты вейдеры» и коробка с маскарадными костюмами: исследование феномена косплея в Юго-Восточной Азии.

Похожие работы на - Молодежная субкультура и ее роль в современном обществе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!