Акцизы по отдельным видам товаров
Содержание
Введение
. Основные положения законодательства об акцизах
. Порядок исчисления акциза
. Ставки акцизов по отдельным видам товаров
Заключение
Библиографический список
Введение
Акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны.
Кроме того, акцизы являются средством ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных) и регулирования спроса и предложения товаров. Все это свидетельствует о том, что в настоящее время проблема акцизного налогообложения в Российской Федерации является достаточно актуальной.
Цель данной работы - исследовать порядок исчисления и уплаты акцизов по отдельным видам товаров.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные положения законодательства об акцизах;
исследовать порядок исчисления акциза;
рассмотреть ставки акцизов по отдельным видам товаров.
1.Основные положения законодательства об акцизах
Акциз - налог, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
Акциз можно классифицировать данный налог по следующим признакам: по принадлежности к уровню власти и управления, принадлежности к субъектам уплаты, по характеру использования, по способу изъятия, по способу обложения, по полноте прав пользования налоговыми поступлениями.
По принадлежности к уровню власти и управления: акциз относится к федеральным налогам.
По принадлежности к субъектам уплаты акцизы относятся к платежам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
По характеру использования акцизы - это платежи (нецелевого) общего назначения, т. е. денежные средства, полученные от их взимания, используются без привязки к конкретным мероприятиям.
По способу изъятия акцизы также как и НДС относятся к косвенным налогам.
По способу обложения акциз относится к неокладным налогам: обязанность по исчислению и уплате налога возложена на налогоплательщика.
По полноте прав пользования налоговыми поступлениями: акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление, как в федеральный, так и в региональные бюджеты.
Механизм исчисления и уплаты акциза предполагает определение суммы налога при совершении операций с подакцизной продукцией и включение сумм налога в цену товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения. Таким образом, налог регулирует потребление подакцизной продукции.
Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, являющиеся плательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Поскольку ст.179 Налогового кодекса устанавливает возникновение обязанности по уплате акцизов с момента совершения операций, признаваемых объектом налогообложения, к налогоплательщикам относятся все лица, совершающие данные операции, в том числе и иностранные экономические субъекты. Плательщиками акцизов по факту совершения операций с подакцизными товарами являются также обособленные подразделения организаций.
При совершении операций с отдельными видами подакцизных товаров установлены особенности возникновения обязанности налогоплательщика. К примеру, при налогообложении операций с прямогонным бензином налогоплательщиками признаются лишь непосредственные производители прямогонного бензина. Аналогичный подход установлен в отношении производства продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина.
Особенности возникновения статуса налогоплательщика установлены также для организаций, осуществляющих деятельность в рамках договора простого товарищества. Налоговым кодексом предусмотрена солидарная ответственность исполнения обязанности по уплате акциза в рамках договора простого товарищества. Однако возможно исполнение обязанности по исчислению и уплате акцизов как совместно всеми товарищами, так и отдельным лицом, на которого данные обязанности возложены иными участниками. Данный субъект обязан в срок не позднее дня осуществления первой операции известить налоговый орган об исполнении им обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества и повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества, независимо от факта постановки на учет как налогоплательщика, ведущего собственную деятельность. При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, исполняющим обязанности по уплате акциза в рамках простого товарищества, обязанность по уплате акциза остальными участниками договора простого товарищества считается выполненной.
Акцизы наиболее распространенная форма косвенных налогов на потребление. Акцизы обычно падают на предметы личного потребления (алкоголь, спички, сахар и т. п.), но могут облагать также и предметы производительного потребления. По общему правилу, Акцизы, как и другие виды косвенных налогов, легко перелагаются производителями продуктов на потребителей, - так смотрит на них даже законодательство буржуазных государств.
. Порядок исчисления акциза
При исчислении акцизов применяется следующий порядок: если подакцизный товар производится из другого подакцизного товара, используемого в качестве сырья, по которому на территории РФ уже был уплачен акциз (в том числе акциз, уплаченный таможенным органам при ввозе подакцизного товара на территорию РФ), сумма подлежащего уплате в бюджет акциза по готовому подакцизному товару уменьшается на сумму акциза, уплаченного по сырью.
При исчислении акцизов по винам и напиткам виноградным и плодовым применяется особый порядок зачета акциза, уплаченного по спирту, используемому в качестве сырья.
Если при производстве товаров, не облагаемых акцизами, используется сырье, по которому был уплачен акциз, то сумма такого акциза относится на себестоимость этих товаров.
Сумма акциза, уплаченная по подакцизными товарам, которые используются при производстве других подакцизных товаров, но не являются основным сырьем для таких товаров, относится на себестоимость готовых подакцизных товаров. Если предприятие производит подакцизный товар, не реализуемый на сторону и используемый для дальнейшего производства необлагаемого акцизом товара, то сумма акциза списывается на себестоимость не подакцизной продукции.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые или адвалорные ставки, определяется по формуле:
А=НБ*Cm,(1)
где А - сумма акциза;
НБ - налоговая база (в рублях либо в натуральном выражении);- ставка налога (в процентах или в рублях за единицу продукции).
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется по формуле:
А=НБ*Cm + R*Рмах,(2)
где А - сумма акциза;
НБ - налоговая база в натуральном выражении;- ставка налога в рублях за единицу продукции;- доля в процентах;
Рмax. - максимальная розничная цена подакцизных товаров.
Особый порядок исчисления и уплаты акциза применяется в отношении товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации (кроме товаров, вывезенных в государства-участники СНГ). В момент отгрузки таких товаров налогоплательщики начисляют сумму акциза по установленным ставкам. Начисленная по экспортируемым товарам сумма акциза уплачивается налогоплательщиками в установленные сроки. Однако если до наступления срока уплаты акциза факт экспорта был подтвержден соответствующими документами (набор документов для подтверждения факта реального экспорта аналогичен тому, который требуется при тех же обстоятельствах для освобождения товаров от налога на добавленную стоимость), то сумма акциза, начисленная в момент отгрузки таких товаров, вычитается из начисленной суммы в том отчетном периоде, когда были представлены документы.
Сумма акциза, уплаченная по подакцизным товарам, вывезенным за пределы РФ, после представления в течение 90 дней с момента отгрузки товаров документов, подтверждающих экспорт, засчитывается налогоплательщикам в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов. Если при производстве подакцизных товаров, экспортируемых за пределы Российской Федерации, были использованы в качестве сырья подакцизные товары, по которым был уплачен акциз, то его сумма не относится на себестоимость, а возмещается из бюджета (засчитывается в счет предстоящих платежей) после представления в налоговые органы документов, подтверждающих факт реального экспорта. До подтверждения реального экспорта на сумму уплаченного по сырью акциза уменьшается сумма акциза, начисленная при отгрузке подакцизного товара.
Плательщиками акцизов на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, являются предприятия и организации, добывающие и реализующие нефть и стабилизированный газовый конденсат покупателям или перепродавцам. Объектом налогообложения являются объемы реализованной нефти в тоннах (в том числе направленной на собственно переработку, передаваемой на промышленную переработку на давальческой основе или безвозмездно, а также обмененной на другие товары в результате бартерных сделок), а также объемы нефти, экспортируемой за пределы РФ.
Уплачиваются акцизы на нефть, включая газовый конденсат, в общеустановленные сроки.
В большинстве случаев в качестве облагаемого оборота принимается стоимость подакцизных товаров, исчисленная из отпускных цен. В некоторых случаях исходят из максимальных отпускных цен.
Согласно законодательству, налоговая база определяется отдельно для каждого вида товара или сырья. Налоговая база при реализации подоходного товара определяется как:
объем реализованных (переданных) товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые ставки;
как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, если на товар установлены адвалорные (процентные) ставки.
Также в отношении акцизов применяются и комбинированные ставки (адвалорные и специфические (в рублях))
Налогоплательщик вправе уменьшить сумму акцизов на суммы налоговых вычетов, в частности вычетам подлежат суммы акцизов, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, либо при их ввозе на таможенную территорию РФ.
Налоговый вычет осуществляется на основании счетов-фактур. Налоговым периодом признается календарный месяц. Суммы акцизов в регистрах бухгалтерского учета выделяются отдельной строкой.
Общая величина акцизов представляет собой сумму, полученную путем сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида товаров, облагаемых по разным ставкам. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета по товарам, облагаемым по разным ставкам, то применяется максимальная.
Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров. Авансовый платеж акциза уплачивается не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объёма спирта этилового и (или) спирта коньячного, закупка (передача) которых производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции будет осуществляться в налоговом периоде, следующем за текущим налоговым периодом.
. Ставки акцизов по отдельным видам товаров
акциз ставка уплата товар
В ноябре 2012 года был принят закон, вносящий поправки в Налоговый Кодекс РФ, а именно в 22 главу НК РФ «Акцизы». Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, то есть уже с нового года нас ждут изменения в ценах на подакцизные товары. Чтобы лучше разобраться в данной ситуации и сравнить ситуацию сегодняшнего дня с перспективой, рассмотрим три основные группы подакцизных товаров, которых коснулись изменения.
Табачные изделия
Прежде всего стоит обозначить действующие на 2012 год положения в части акцизов. Предыдущие изменения в главу 22 НК РФ были внесены в 2011 году, когда был принят ряд федеральных законов, вносящих поправки в Налоговый Кодекс РФ, касающихся ставок на 2012 - 2014 годы, а также порядка налогообложения акцизами с целью повышения его эффективности. Основным из принятых документов стал Федеральный закон от 28.11.2011 № 338-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», важнейшим аспектом которого стала ежегодная индексация ставок акцизов на все подакцизные товары. Ставки устанавливаются с учетом роста среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом уровня инфляции.
Что касается непосредственно табачных изделий, то до 2013 года сигареты, например, облагалась по следующим ставкам:
Таблица 1 - Действующие и планируемые ставки акциза на сигареты и папиросы на 2012-2014 гг.. (п.1 ст.193 НК РФ)
Ставка акциза01.01.2012 - 30.06.201201.07.2012 - 31.12.201201.01.2013 - 31.12.201301.01.2014 - 31.12.2014Специфическая (руб. за 1000 шт.)360390550800Адвалорная (% минимальной розничной цены)7,57,588,5Минимальная специфическая (руб. за 1000 шт.)4605107301000
Во время подготовки изменений ставок на 2013 года Минздрав России выступал с инициативой увеличить акцизы на табачные изделия в 11 раз. Такой шаг, по оценкам производителей, увеличил бы среднюю цену пачки сигарет в 5 раз. Также Минздрав рассчитывает на то, что повышение цен, которое неизбежно последует за акцизами, снизит потребление табака на 27%. В то же время ожидались и доходы от акцизных сборов: 356 млрд. рублей - в 2013 году, 615 млрд. рублей - в 2014 году и 1,08 трлн. рублей - в 2015 году. Эти деньги планируется потратить на борьбу с курением.
Как оказалось, меры по борьбе с курением приняты не столь радикальные, и на 2013 и 2014 годы ставки акцизов сохранены в размерах, установленных ФЗ от 28 ноября 2011 г. № 338-ФЗ. Для сравнения приведем ставки акцизов для сигарет.
Таблица 2 - Планируемые ставки акцизов на сигареты и папиросы на 2013 - 2015 гг.
Ставка акциза01.01.2013 - 31.12.201301.01.2014 - 31.12.201401.01.2015 - 31.12.2015Специфическая (руб. за 1000 шт.)550800960Адвалорная (% минимальной розничной цены)888Минимальная специфическая (руб. за 1000 шт.)73010401250
Ясно, что налоговая политика должна согласовываться с государственной программой в отношении снижения доступности алкогольной и табачной продукции для населения путем увеличения акцизов. Очевидно, что налоговая нагрузка косвенным образом перешла на покупателей, поскольку повышение ставок акцизов привело к повышению стоимости сигарет. В 2011 году средняя стоимость пачки сигарет составила 30 руб., в 2012 году - 35 руб., и, как планируется, к 2015 году стоимость составит 65 руб.
Величина акцизов на алкогольную продукцию на 2013 и 2014 сохранена в размерах, установленных ФЗ от 28.11.2011 № 338-ФЗ. То есть в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, акциз на сам спирт повысится с 44 до 59 руб. за литр. Акцизы на продукцию слабее 9 % вырастут на 18-19 %, а крепче 9 % на 33,3 %, в результате чего бутылка самой дешевой водки в магазине будет стоить не дешевле 170 руб. На 16 % увеличивается акциз на вино. В крепком пиве (свыше 8,6 %) акцизная составляющая вырастает с 21 до 26 руб. за литр, в светлом пиве (от 0,5 до 8,6 %) с 12 до 15 руб. за литр.
ФЗ от 29 ноября 2012 г. N 203-ФЗ «О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» устанавливает ставку акциза в 2015 г.:
на алкоголь крепостью до 9% - 500 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре;
свыше 9% - 600 руб.
Говоря об общей тенденции, акцизы с 2008 года уже увеличились в 5 раз, но при этом он остается главным инструментом регулирования ценообразования на рынке алкогольных напитков и формирует ту или иную степень доступности алкоголя. Опасно то, что при неравномерном повышении акциза на пиво и на крепкий алкоголь возникает перераспределение спроса в сторону крепкого алкоголя, в том числе контрафактного.
По отношению к 2014 году величина акцизов в 2015 на большинство видов подакцизных товаров возрастет в среднем на 20 процентов. При этом увеличение акцизов на спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно, а также на этиловый спирт, ввозимый на территорию Российской Федерации или реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза, планируется на 25 процентов.
Повышение ставок акцизов на вина и пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процентов и до 8,6 процента включительно по сравнению с 2014 годом предусматривается на 10 процентов.
Безусловно, решение об увеличении акцизов на алкоголь и табак, в первую очередь, носит фискальный характер. Однако многие страны считают это мерой, направленной на борьбу с потреблением алкоголя и табакокурением. На сегодняшний день алкогольный рынок выведен за пределы единого рынка, он регулируется национальными правительствами.
Россия - член Таможенного союза и из года в год повышает акцизы на алкоголь. Однако в Белоруссии и Казахстане акцизы намного меньше. Поэтому необходимо сгладить сложившуюся ситуацию, дабы избежать незаконного перемещения товара и продажи его по более низким ценам.
Нефтепродукты
Ставки акцизов на нефтепродукты - это единственный вид акцизов, которых коснулись изменения на 2013 и 2014 года.
В соответствии с ФЗ от 29.11.2012 № 203-ФЗ на 2013 - 2014 годы ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го классов предлагается проиндексировать во втором полугодии 2013 года в среднем на 6 процентов.
Кроме того, ФЗ от 29.11.2012 № 203-ФЗ вводит новый вид подакцизного товара - топливо печное бытовое, которое на практике нередко используется в качестве замены низкокачественного дизельного топлива.
Основная проблема, побудившая признать данный вид топлива подакцизным, заключается в следующем: оно является аналогом низкокачественного дизтоплива, но в отличие от последнего не облагается акцизом и поэтому дешевле. В результате для продажи печного топлива под видом дизеля его смешивают с обычным дизтопливом, или же, наоборот, производя дизельное топливо и маркируя его как печное, организация уклоняется от уплаты акциза.
Акциз на топливо печное бытовое будет рассчитываться следующим образом:
860 рублей за тонну (с 01.07.2013 по 31.12.2013);
446 рублей за тонну (в 2014 году);
735 рублей за тонну (в 2015 году).
Исходя из показателей производства (по данным Минэнерго) за прошлый год, возможные поступления от будущего акциза можно оценить в 8 млрд. руб. в 2013 году, 17,6 млрд руб. - в 2014 году и 21,1 млрд руб. - в 2015 году. Предполагается, что поступления от нового акциза в некоторой степени решат вопрос наполнения дорожных фондов. В то же время, муниципальные дорожные фонды получат 10% от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей, производимых на территории России - такое решение приняла Государственная Дума РФ, внеся поправки в 244 Федеральный закон. Однако поправка вступит в силу лишь с 2014 года. По расчетам разработчиков поправки, сумма доходов от акцизов на нефтепродукты составит не менее 40 млрд. рублей. Эти средства должны направляться в муниципальные дорожные фонды, формирование которых становится обязательным. До 2014 года предстоит провести инвентаризацию автомобильных дорог, ускорить перевод дорог из региональной в муниципальную собственность, так как от этого будет зависеть размер муниципального дорожного фонда.
Заключение
Подводя итог данной работы, можно сделать следующие выводы.
В Российской Федерации, несмотря на значительную фискальную значимость, регулирующая функция косвенных налогов, в частности акцизов на товары потребления, практически не реализована. Данная ситуация обусловлена рядом негативных факторов административного характера (как правило, сферы производства и оборота подакцизной продукции связаны с высокой степенью криминализации), а также непродуманной налоговой политикой в сфере акцизов, нацеленной на быстрое получение денежных средств подчас в ущерб экономическим интересам государства.
Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы - тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.
Законодательная база в сфере акцизов еще недостаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия.
Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.
Библиографический список
Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2009. - № 7. - 21 января.
2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. ФЗ N 20-ФЗ от 01.09.2013 г.) // Российской газета. - 2010. - 12 марта.
3.Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О налоговых органах Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013 г.) // СПС «Консультант-плюс»
.Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 01.09.2013) // Собрание законодательства РФ. - 15.12.2003. - N 50. - ст. 4859.
.Федеральный закон РФ от 22.11.1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - ст. 4553.
Учебная литература
6.Базилевич О. Налоги и налогообложение: акцизы. Практикум / О. Базилевич, А. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, 2011. - 288 с.
.Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование / Л.И. Гончаренко - М.: КНОРУС, 2011. - 448 с.
.Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение / Е.Н. Евстигнеев. - СПб.: Питер, 2012. - 304 с.
9.Комментарии к Налоговому Кодексу РФ. Часть первая. Постатейный // под ред. А. Н. Козырина. - М.: Наука, 2012. - 237 с.
.Маренков Н.Л. Налоговое администрирование: учеб. пособие / Н.Л. Маренков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 324 с.
.Налоги и налогообложение // под ред. Милякова Н. В. - М.: Инфра-М, 2011. - 315 с.
.Пупко Г.М. Налоговое администрирование: учеб. пособие / Г.М. Пупко. - М.: Книжный дом, 2011. - 322 с.
13.Пансков В.Г. Налоги налоговая система Российской Федерации: Учебник/ В.Г. Пансков. - М.: Финансы и статистика. 2012. - 464 с.
14.Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: учебник / Д.Г. Черник. - М.: Инфра-М, 2012. - 324 с.
15.Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение / Т.Ф. Юткина. - М.: Инфра-М, 2012. - 317 с.
Статьи
16.Караваева И.В. О тенденциях изменений в налоговой сфере / И.В. Караваева // Финансы. - 2012. - № 5. - С.35-38.
.Пансков В.Г. Некоторые проблемы исчисления акцизов в России / В.Г. Пансков // Финансы. - 2012. - №12. - С.24-27.
18.Пасько О.Ф. Налоговый контроль в системе эффективного налогообложения / О.Ф. Пасько // Налоговый вестник. - 2012. - № 6. - С. 8-10.
19.Соколов М. Налоговая нагрузка и ее регулирование / М. Соколов // Экономист. - 2013. - № 3. - С.23-28
.Шаталов С.Д. Развитие российской налоговой системы: акцизы / С.Д. Шаталов // Финансы. - 2013. - № 2. - С.39-43.
.Шишко А.В. Акцизы в налоговой системе России / А.В. Шишко // ЭКО. - 2013. - №2. - С.63-69.