Моделирование информационной системы библиотеки с использованием методологии IDEF0 и средства ERwin

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    782,78 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Моделирование информационной системы библиотеки с использованием методологии IDEF0 и средства ERwin

Содержание

Задание

. Декомпозиция библиотечной системы

.1 Контекстная диаграмма

. Диаграммы декомпозиций

.1 Ведение каталога

.1.1 Ведение каталога книг

.1.2 Ведение каталога читателей

.2 Поисковая система

.3 Система формирования заказов

. Диаграммы дерева узлов

. Модель базы данных

Задание


Библиотека. Разработать информационную систему для ведения каталога книг/читателей, поисковой системы, системы предварительных заказов на приобретение книг, а так же системы предварительной записи на использование дефицитной литературы и просмотра очереди.

1. Для проектируемой ИС построить модель AS-IS (как есть), в нотации IDEF0, состоящую из:

1 контекстной диаграммы;

2 диаграммы декомпозиции (не менее 2-х уровней);

3 диаграммы дерева узлов;

1. Полученные диаграммы необходимо согласовать с руководителем дипломного проекта.

2. Построить модель данных для базы данных с использованием средства ERwin.

1. Декомпозиция библиотечной системы

.1 Контекстная диаграмма

Исследуемым объектом является информационная система библиотеки, взаимодействие с внешней средой указано на рис.1.

Рис.1 Контекстная диаграмма информационной системы

На вход информационной системы поступают:

·    Книги;

·        Люди;

·        Запросы.

На выходе информационной системы получаются:

·    Книги;

·        Отказы клиентов;

·        Читатель/покупатель.

Процессами управления являются:

·    Нормативные акты;

·        Особенности СУБД.

Для полноценной работы системы необходим:

·    Персонал.

В систему обращаются люди для получения необходимой информации о наличии, приобретении, возврата книг, делают они это лично (люди), либо получают информацию по телефону (запрос).

В систему поступают новые закупленные книги, журналы (книги), а так же поступают книги от читателей, которые спешат вернуть прочитанные книги в библиотеку, чтобы взять новые.

В библиотечной системе есть свои правила (нормативные акты), установленные как законодательством, так и уставом библиотеки, которые регламентируют порядок выдачи, продажи, учёта книг, составление отчётов и документов, поведение персонала в различных ситуациях.

За обеспечением работы всей системы следят люди (персонал). Обязанности работников регламентируются (нормативные акты).

2. Диаграммы декомпозиций

Вся библиотечная система состоит из трёх основных частей, а именно:

·    Ведение каталога;

·        Поисковой системы;

·        Системы формирования заказов.

Взаимодействие этих блоков (подсистем) показано на рис.2.

Организация каталогов, занесение информации в базу данных, учёт книг, читателей всё это происходит в подсистеме «Ведение каталогов». Через неё проходят все книги, все читатели, это самый основной компонент информационной системы библиотеки, в нем осуществляется вся основная деятельность библиотеки.

Рис.2 Взаимодействие основных компонентов системы

Поисковая подсистема занимается непосредственной обработкой запросов от системы или запросов из вне, а так же предоставлением информации по этим запросам.

Система формирования заказов, занимается продажей книг клиентам, не является основной для разрабатываемой библиотечной системы, обеспечивает коммерческую деятельность данного учреждения.

2.1 Ведение каталога

Подсистема ведения каталогов состоит из двух основных элементов:

·    Ведение каталога книг;

·        Ведение каталога читателей.

На входы этих элементов системы идут книги и люди соответственно. Управляющими воздействиями являются нормативные акты и полученные данные на ранее заданные запросы (выполненные запросы). Работу этих элементов обеспечивает персонал. Выполнение этих процессов дают системе информацию, которая будет записываться в Базу Данных, тем самым получается информационная привязка книг и людей к этой библиотечной системе рис.3.

Рис.3 Подсистема ведения каталогов

2.1.1 Ведение каталога книг

Как и любой другой каталог, каталог ведения книг имеет такие основные компоненты:

·    Формирование сведений о книге;

·        Пополнение БД;

·        Определение книг на склад.

Взаимодействие которых даёт на выходе информацию о книге, которая будет записана в базу данных. Информацию о её местонахождение, где её можно будет по необходимости быстро отыскать. Персонал обеспечивает транспортировку книг в указанное место.

Корректировка формирования информации о книги и её месторасположении осуществляется путём мелких запросов к базе данных, о наличии записей о похожих книгах рис.4.

Рис.4 Ведение каталога книг

Каждый компонент модуля ведения каталога книг рис.4., распадается на составные части, которые наглядно показаны на рис.5, рис.6, рис7.

На этапе формирования сведений о книге рис.5, выявляются данные по книжке, которые необходимо будет занести в библиотечную систему, название книги, её автор, тематика этой книги. Там же формируется цена на эту книгу, на основании нормативных актов, которыми обеспечивает руководство системы. На этапе формирования данных происходит уточнение, проверка уже наличия каких-то данных в системе по этим книгам.

Рис. 5 Формирование сведений о книге

После уточнения и сформирования данных о книгах, следует записать эти данные в соответствующие таблицы базы данных информационной библиотечной системы рис.6. Тем самым получаем уже учтённые в системе книги и пополненную информацию в БД.

Этап определение книг на склад рис.7, работает с двумя типами данных, это книги, которые транспортируются персоналом на определённые полки и информация о этих книгах, которая уточняется тем, что к ней дописывается место расположение книги, где её можно будет отыскать задействовав информационную систему.

Рис.6 Пополнение БД

Рис.7 Определение книг на склад

2.1.2 Ведение каталога читателей

Устройство этого элемента системы очень схоже с «ведением каталога книг» рис.4, за одним исключением у него отсутствует блок «определения книг на склад», он здесь и не нужен. Так же блок «Пополнения БД читателей» видоизменён, если сравнивать его с «Пополнением БД» рис.10. Элемент «Сбор сведений» представлен на рис.9. Основные блоки «модуля ведения каталога читателей» представлены на рис.8.

Рис. 8 Ведение каталога читателей

Люди обращаются в библиотечную систему, что бы взять книгу. В этом блоке система собирает информацию о человеке рис.9, является ли он читателем этой библиотеки. Если он приходит в первый раз, то на него быстро формируется соответствующая учётная запись в базе данных рис.10, и с ним работают как с читателем, предоставляя ему возможность взять на чтение книгу. Информация о взятой читателем книги заносится в базу данных.

Рис.9 Формирование сведений о читателе

Сбор сведений о человеке сводится к работе персонала, об уточнении данных о лице методом ведения диалога, установленным нормативными актами.

Проверка сведений сводится к запросам к базе данных о наличии записей о человеке, и на их основе система уже проверяет, числится ли такой человек за читателями и имеются ли на нём какие ни будь задолженности.

Уточнение сведений, это процесс согласования данных в базе данный и читателем, с целью их последующего уточнения.

Пополнение БД читателей рис.10, названа так относительно условно, в этом модуле помимо создания записей и занесение информации в БД есть такие компоненты, в который персонал активно отвечает на запросы читателя используя всю мощь информационной системы (работа с клиентом) рис.11. В этом же модуле, осуществляется выдача необходимых книг читателю.

Рис.10 Пополнение БД читателей

Рис.11 Работа с клиентом

Работа с клиентом происходит в три этапа рис.11: принятие запроса на книгу, поиск это книги используя ИС и занесение информации о взятой книги в учётную запись читателя. Этот момент является одним из основных в разрабатываемой системе, он должен быть наиболее быстрым и удобным.

2.2 Поисковая система

информационный библиотека каталог книга

Одни из важных компонентов любой информационной системы является поисковая система, без которой использование информационных систем не является целесообразным. По большей части, поисковой системой является сама СУБД, и включает в себя три основных компонента рис.12:

·    Принятие запроса рис.13;

·        Использование СУБД (по обработке запроса) рис.14;

·        Формирование удобного вида отчёта рис.15.

Рис.12 Компоненты поисковой системы

Управляющими воздействиями здесь являются особенности функционирования определённой СУБД, её типы данных, используемые в нёй триггеры и т.д. Нормативные акты влияют на вид отчётов которые формирует СУБД.

Рис.13 Принятие запроса

Рис.14 Использование СУБД (по обработке запроса)

Подробно останавливаться на процессах происходящих в СУБД не имеет смысла, т.к. это происходит латентно от пользователя и программиста, и ложится целиком и полностью на СУБД.

Рис.15 Формирование удобного вида отчёта

Необходимые виды отчётов формируются на этапе создания ИС (формирование шаблонов документа).

2.3 Система формирования заказов

Человек приходит в библиотеку не только взять почитать книжку, но и приобрести её, автоматизация процесса продажи книг, является не основным для библиотеки, но её наличие может дать достаточно большой оборот книг, что может достаточно хорошо поправить материальное положение библиотеки.

Сам процесс формирования заказа имеет в себе такие важные компоненты:

·  Регистрация заказа рис.17;

·        Формирование заказа рис.18;

·        Оформление заказа рис.19;

·        Выдача товара рис.20.

Рис. 16 Декомпозиция системы формирования заказов

Клиент обращается к работнику библиотеки с просьбой (показать, продать, найти и т.д.), работник библиотеки уточняет, что необходимо читателю, если читатель не может точно сформулировать какая книга ему необходима (какая именно книга, в каком издании, какого автора и т.д.). Выявляется возможность удовлетворения просьбы клиента и оформление заказа. По большей части здесь происходит активная работа персонала с клиентом, в виде диалога.

Формирование заказа рис.18, это уже работа персонала в тесной связке с информационной системы, по предоставлению информации и необходимой книги, её месторасположение, количество. Подготовка документа на приобретение книг (счёт-фактура).

Рис.17 Регистрация заказа

Рис.18 Формирование заказа

Рис.19 Оформление заказа

Оформление заказа рис.19, трёх этапный процесс, подразумевающий в себе получение документа к оплате клиентом, уплата по этому документу с последующим занесением этих данных с базу данных. На рис.19. существует опечатка, на выходе из «Занесение информации в БД» идет «Пополненная БД», а не «Unnamed Arrow48» как показано на рисунке.

Процесс выдачи товара, достаточно прост и схематически рассмотрен на рис.20, оставим его без комментариев.

На выходе системы формирования заказа может быть довольный читатель с книгами, либо отказ читателя на приобретение книг.

Рис. 20 Выдача товара

. Диаграммы дерева узлов

Иерархическое представление процессов происходящих в разрабатываемой системе можно посмотреть на рис.21. Подробное описание ключевых узлов рассмотрено выше.

Рис.21 Диаграмма дерева узлов библиотечной ИС глубины 4

. Модель базы данных

Разработанная логическая модель базы данных представлена на рис.22, в ней описаны основные объекты БД и отношения.

Рис. 22 Логическая модель базы данных

Похожие работы на - Моделирование информационной системы библиотеки с использованием методологии IDEF0 и средства ERwin

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!