Реформа ЖКХ
Содержание
Введение . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . 3
Сущность, состав и
структура жилищной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Жилищная проблема и пути
ее решения в современных условиях . . . 13
Содержание и ход
реализации жилищно-коммунальной реформы. . . .19
Заключение. . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. 27
Список литературы. . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Введение
Среди важнейших
направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется
реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для
жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются
жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают
воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение
жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. В России уровень
развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям: возложенные
на неё задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени
влияет на снижении качества жизни населения. В связи с этим жилищная проблема
остается одной из самых острых социальных проблем в стране.
Жилищная сфера испытывает
значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабой
материально-технической базой, недостаточной квалификацией кадров, отсутствием
продуманной жилищной политики и недостаточной проработанностью нормативно-правовых
аспектов деятельности организаций в части их взаимоотношений с органами власти
и потребителями.
Отсутствие необходимого
экономико-правового обеспечения препятствует развитию жилищного строительства,
что крайне затрудняет решение жилищной проблемы. Жилищное хозяйство, наряду с
другими коммунальными службами, остается дотационным, содержание его ложится
тяжелым бременем на городской бюджет. Ведомственный монополизм, низкое качество
предоставляемых услуг и неэффективное управление к тому же и определяет
необходимость реформирования жилищной сферы путем ее демонополизации, перевода
в режим безубыточности и ориентации на повышение качества работы и
предоставляемых услуг потребителям.
Первостепенное значение
имеет проведение жилищной реформы в городах, так как в них сосредоточен
огромный жилищный фонд, проживает большая часть населения страны и находятся
основные мощности строительных и жилищных организаций. Именно здесь наиболее
ярко проявились уже упомянутые негативные черты жилищной сферы: ведомственный
монополизм; недостаточная квалификация кадров; техническая и технологическая
отсталость и как результат неудовлетворительный уровень работы; игнорирование
интересов населения и низкое качество выполняемых работ и предоставляемых услуг
потребителям. В первую очередь это касается жилищного хозяйства, которое
непосредственно связано с населением и является по сути ведущим в
технологической цепочке жилищно-коммунального обслуживания населения. Поэтому
первоочередный этап реформы направлен на повышение эффективности
реструктуризацию жилищной системы. Не менее важной является задача создания
необходимых экономико-правовых основ для стимулирования жилищного
строительства, которое служит важнейшим рычагом решения жилищной проблемы и
может стать ключевым звено для вывода экономики страны из кризиса.
Обострение жилищной
проблемы и неудовлетворительное положение дел в жилищной сфере большинства
крупных городов страны определяют необходимость коренного реформирования и
глубоких преобразований жилищной системы. Достижение этих целей требует
тщательной проработки основных направлений и мероприятий реформы, обоснование
экономико-организационного и нормативно-правового механизмов ее практической
реализации.
Имеющаяся
нормативно-правовая основа проведения жилищной политике в условиях переходного
периода на федеральном уровне и, прежде всего Закон «Об основах федеральной
жилищной политики», основные направления нового этапа реализации
Государственной целевой программы «Жилище», а также соответствующие указы
Президента и постановления правительства Российской Федерации определяют
стратегический замысел реформирования жилищной сферы. Но проведение жилищной
реформы на уровне конкретного города требует более детальных проработок с
учетом особенностей и специфики социально-экономической ситуации на данной
территории, уровня развития жилищного хозяйства и состояние жилищного фонда и
коммунальных систем.
Актуальность рассмотрения
важнейших экономических вопросов функционирования и развития жилищной сферы
объясняется недостатком учебных научно-методических работ по данной
проблематике, имеющих комплексный характер. Более того, комплексный анализ
жилищной проблемы в научной и учебной литературе в последнее десятилетие вообще
не поднимается.
Сущность,
состав и структура жилищной сферы
Одним из важнейших
направлений социально-экономических преобразований в стране является
реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для
проживания и жизнедеятельности человека. В соответствии с Законом РФ «Об
основах федеральной жилищной политики» жилищная сфера – отрасль народного
хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и
элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом,
его содержание и ремонт.
Основу жилищной сферы города
составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития,
маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные
помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Жилищный фонд
подразделяется на следующие виды:
§
частный – фонд,
находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые
дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;
§
государственный –
фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный
фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий
или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к
соответствующему виду собственности;
§
муниципальный –
фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также
ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий
или оперативном управлении муниципальных учреждений;
§
общественный –
фонд, являющийся собственностью общественных объединений;
§
коллективный –
фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных
субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности
общественных объединений.
В течение длительного
времени жилищная сфера городов находилась в составе государственного сектора
экономики, получив в советский период значительное развитие. В то же время
качество жилых строений и уровень их эксплуатации оставались низкими.
Большинство граждан получало новое жилье бесплатно, в порядке очереди, а плата
за него и коммунальные услуги не соответствовали затратам на его содержание.
Бурный процесс развития
городов и жилищного сектора на рубеже ХIХ – ХХ вв. был резко прерван в период революции и
разразившийся вслед за ней гражданской войны. Более того, многие города,
особенно крупные, пришли в упадок. Практически все системы городского хозяйства
оказались разрушенными, а население бежало за границу, на юг или влачило жалкое
существование и просто вымирало. Именно в это время происходило массовое
заселение бедноты в квартиры обеспеченных граждан, в результате чего
преобладающем стало коммунальное заселение. Квартплата была отменена, так как
деньги полностью обесценились, а никаких услуг жителям городов не
предоставлялось. Жилой фонд фактически был брошен на произвол судьбы.
В начале 20-х годов в
советском государстве был осуществлен переход к новой экономической политике
(нэпу), суть которого заключалась в частичном возврате к рыночным механизмам,
допущении различных хозяйственных укладов в городе и на селе, а также в
проведении успешной финансовой реформы и восстановлении твердой российской
валюты (червонца).
Определенное
экономическое оживление и некоторое упорядочение общественной жизни создали условия
для возрождения крупных городов и восстановления жилищного фонда, коммунальных
систем. Для решения хозяйственных вопросов в составе НКВД, пришедшего на смену
ВЧК, было создано управление коммунального хозяйства, которое и взяло на себя
функции координатора восстановления жилья и коммунальных объектов в городах.
Допускались различные формы собственности на жилье и коммунальные объекты,
восстановлена квартплата за пользование жилищно-коммунальными услугами.
В 1926 – 1928 гг. были
приняты важные решения по введению обоснованной системы оплаты, а жилье и
коммунальные услуги, которая являлась сравнительно прогрессивной для того
времени, так как учитывала не только количество жилья и потребляемых услуг, но
и качественный параметры жилых помещений, а также уровень дохода жителей.
Развивались децентрализованные системы коммунального управления и жилищные
товарищества, что было вполне целесообразным в рамках существующего
государственного строя. Но уже в конце 20-х годов началось административное
сворачивание новой экономической политики по всем направлениям, включая и
жилищную сферу.
На данном этапе наиболее
характерным было становление жесткой командно-административной системы, в
рамках которой не допускались альтернативные формы собственности и
хозяйственные уклады. Формальное существование колхозно-кооперативной формы
собственности на селе ничего не решало, так как служило лишь пропагандистским
прикрытием тоталитарной сути государства. Административные методы управления
стали преобладать и в жилищной сфере.
Система управления в
жилищном хозяйстве строилась на принципе двойного подчинения: центральным
органам власти и местным Советам в лице соответствующих исполкомов городов и
районов. Важнейшие ресурсы и реальные рычаги власти находились у государства,
которое распоряжалось ими через систему ведомств под контролем и руководством
Коммунистической партии. Схема управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ)
города областного подчинения приведена на рис.1. В данной схеме четко
прослеживается строгая подчиненность предприятий и организаций ЖКХ вышестоящим управленческим
звеньям с выделением их ведомственного звена.
Союзные и республиканские ведомства
|
|
Совет Министров
республики
|
Министерство ЖКХ
республики
|
Управление ЖКХ города
|
Управление ЖКХ
ведомства (союзного, республиканского)
|
Ведомственные предприятия
ЖКХ
|
Исполком области (края)
|
Предприятия ЖКХ местных
советов
|
Управление ЖКХ региона (области, края)
|
Рис. 1. Схема управления
ЖКХ в советский период
Дееспособность данной
системы основывалась на праве директивного централизованного распределения
ресурсов и неэкономического принуждения. Все сколько-нибудь значимые вопросы
развития и содержания систем жилищной сферы решались в Москве или столицах
союзных республик. Это касалось как вопросов выделения средств на строительство
зданий или системы очистных вооружений, так и вопросов проведения капитального
ремонта жилого дома или асфальтирования участка городской улицы. Тарифы на
оплату жилищно-коммунальных услуг имели чисто символическое значение и не
отражали сути экономических процессов в данной сфере. Финансирование
организаций жилищного хозяйства осуществлялось преимущественно в виде бюджетных
дотаций.
В то же время советская
система остро нуждалась в крупных промышленных центрах городского типа, и
потому уже в 30-е годы города получают определенное развитие и тенденция
урбанизации, ослабевшая в послереволюционный период, опять стала набирать силу.
К 1940 г. удельный вес городского населения составил уже 33% от общей
численности населения страны. Получило определенное развитие и
жилищно-коммунальное хозяйство, но это развитие касалось прежде всего крупных
столичных городов.
Период 40-х годов
характеризовался громадными разрушениями во время Отечественной войны 1941-1945
гг. и восстановлением разрушенного хозяйства, в том числе жилищного фонда и
коммунальных объектов, в 1946-1950 гг. Уровень жилищно-коммунального и бытового
обслуживания населения оставался низким, а обеспеченность жильем составила в
1950 г. всего лишь 7 кв.м. общей площади на душу населения, что соответствовало
уровню жилищной обеспеченности в 1917г. и явно не отвечало потребностям
горожан.
В 50-е годы начался самый
длительный и достаточно последовательный этап развития жилищной сферы и
коммунальных систем в советское время, который по неумолимой логике истории оказался
завершающим этапом функционирования советского государства.
Наиболее характерной
чертой в данной области была тенденция урбанизации, которая с некоторыми
естественными колебаниями сохранилась вплоть до начала 90-х годов, когда бурные
процессы перестройки затормозили урбанистические процессы. Так, если в 1859 г.
удельный вес численности городского населения в общей численности страны
составил 5,7%, в 1897 г. – 13, в 1940 г. – 33, то в 1990 г. – 66%, т.е. две
трети населения страны стало проживать в городах, а городской образ жизни стал
преобладающим. Уже в первой половине 50-х годов было начато строительство
добротных зданий, которые возводились в первую очередь в Москве, Ленинграде и
столищах союзных республик. Но в целом по стране объемы вводимого жилья были
незначительны и не решали жилищную проблему, которая заметно обострилась в
середине 50-х годов, когда жители сельской местности, получив право выбирать
себе место жительства, ринулись в крупные города.
После принятия в 1957 г.
известного Постановления ЦК КПСС о переходе к типовому проектированию и
строительству в стране начался строительный бум. Возникали новые города,
расширялись действующие, активно сооружались объекты городского хозяйства.
Именно на этом этапе возникла новая технология индустриального домостроения,
предусматривающая производство строительных деталей и конструкций в заводских
условиях и достаточно быстрый монтаж зданий на строительной площадке. Указанная
технология и громадный объем привлеченных ресурсов позволили существенно
нарастить объемы строительного производства и довести среднюю обеспеченность
жильем в городах страны до 10 кв.м. в 1966г. и до 15,5 кв.м. в 1980 г.
Постоянный дефицит
ресурсов и их крайне неэффективное использование, отсутствие реальных экономических
взаимоотношений между системой управления, производителями и потребителями в
жилищной сфере, низкая квалификация кадров, крайне неэффективное управление,
бесхозяйственность, неоправданные потери ресурсов и другие аспекты
свидетельствовали о неблагополучном положении в жилищной сфере. Осознавая такую
ситуацию, руководство страны предпринимало попытки улучшить положение дел в
строительстве и эксплуатации жилья и коммунальных систем. Но все они оказались
неудачными, так как затрагивали лишь отдельные элементы хозяйственного
механизма в данной сфере, не меняя его по существу.
В самом начале 90-х годов
наступил переходный период в развитии жилищной сферы. Его характерные черты:
§
разрушение
государственной системы распределения жилья, которая существовала в СССР в
течение многих десятилетий;
§
существенное
повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для предприятий, организаций и
населения;
§
частичная
приватизация государственного (муниципального) жилищного фонда и появления
рынка жилья;
§
усиление ведомственного
монополизма и ослабление функций государственного (городского) контроля в
данной сфере;
§
изменение
организационно-правовых норм предприятий и организаций жилищно-коммунальной
сферы.
Но проводимые
преобразования носили в основном внешний характер и практически не затронули существа
хозяйственных отношений и не устранили административный характер действующего
хозяйственного механизма. В результате жилищные условия значительной части
населения и уровень содержания жилищного фонда стали заметно ухудшаться.
Таким образом, положение
к концу ХХ в. в жилищной сфере можно оценить как неудовлетворительное, с явными
негативными тенденциями к ухудшению. Сократились объемы жилищного
строительства. Существенно возросла стоимость жилищно-коммунальных услуг, а
доля оплаты населения в затратах предприятий жилищно-коммунальной сферы
оставалось недостаточной. На поддержание жилищно-коммунальной сферы государство
расходовало 4% ВВП, т.е. больше, чем на социальную сферу и многие другие сферы
жизнедеятельности, но этих средств все равно не хватает по причине их
неэффективного использования.
Даже неполный перечень
рассмотренных проблем свидетельствует о наличии глубинных причин
неудовлетворительного положения в жилищной сфере, а также о необходимости
поиска путей решения жилищной проблемы. Не вдаваясь глубоко в анализ их
появления и обострения в последние годы, отметим, что целесообразно все причины
разбить на две группы: объективные и субъективные. К первой группе можно
отнести остаточное ресурсообеспечение и недостаточное развитие жилищной сферы в
советский период от командно-административной системы к рыночному хозяйству. Из
числа субъективных причин отметим сохранившийся административный механизм
хозяйствования в муниципальном секторе городов страны, отсутствие реальных
механизмов инвестирования в жилищное строительство и реальной реформы жилищной
сферы.
Жилищная
проблема и пути ее решения в современных условиях
С внедрением рыночных
отношений произошли существенный изменения. Так, начал функционировать рынок
жилья, изменилась структура жилого фонда по формам собственности. Однако
жилищная проблема осталась по-прежнему актуальной. Суть жилищной проблемы
заключается в острой нехватке жилья, соответствующего нормативным и
потребительским требованиям, для значительной части населения.
Жилищная проблема имеет
несколько важных аспектов:
§
дефицит жилья –
количественный аспект;
§
несоответствие
структуры жилищного фонда демографической структуре семей – структурный аспект;
§
несоответствие
имеющегося жилищного фонда требованиям к потребительским качествам жилья –
качественный аспект;
§
несоответствие
требований к техническому содержанию жилищного фонда – эксплуатационный аспект.
Средняя жилищная
обеспеченность в городах страны составляет не более 18 кв.м. общей (полезной)
площади жилья на одного жителя, многие семьи имеют менее 9 кв.м. на душу
населения, зачастую, в коммунальных квартирах. Опыт развитых стран показывает,
что для успешного решения жилищной проблемы необходимо повысить средний уровень
жилищной обеспеченности в 2-3 раза.
Состав квартирного фонда
во многих городах страны не соответствует демографической структуре населения,
что существенно ухудшает жилищные условия горожан. О недостаточных темпах
решения жилищной проблемы свидетельствует невыполнение государственных программ
в сфере обеспечения жильем определенных категорий населения (военнослужащие,
вынужденные переселенцы и т.д.). Многие семьи проживают в коммунальных
квартирах и общежитиях.
Отсутствие современных
видов благоустройства и конструктивные недостатки жилых зданий приводят к
завышенному потреблению энергоресурсов и воды. Так, с точки зрения
энергоиспользования жилищный фонд является весьма неэффективным. Это во многом
объясняется тем, что в существующем жилищном фонде Росси значительную долю (в
некоторых регионах до 80%) составляют дома из сборного железобетона, имеющие
значительные теплопотери, которые к тому же на 20-30% выше проектных из-за
низкого качества строительства и эксплуатации. Наиболее значительные теплопотери
в зданиях происходят через наружные стеновые ограждения (42% для 5-этажных и
49% для 9- этажных зданий) и окна (32 и 35% соответственно). В результате
показатели удельного теплопотребления в таких зданиях в 2-4 раза превышают
аналогичные показатели в странах Европы и Америки с близкими климатическими
условиями.
Наконец, невыполнение
требований по содержанию и современному ремонту жилищного фонда приводит к
ухудшению технического состояния жилья и нарастанию его «недоремонта».
Например, четверть жилого фонда Санкт-Петербурга находится в
неудовлетворительном техническом состоянии, а 6,8% - в ветхом, что представляет
собой потенциальную угрозу жизни и здоровью жителей. Имеют место случаи
обрушения конструктивных элементов и элементов декора фасадов зданий.
Следует также отметить,
что качество жилой среды во многом зависит от уровня содержания и технического
обслуживания жилых домов и придомовых территорий. В этой сфере также имеется
целый ряд нерешенных вопросов: несвоевременное проведение капитальных и текущих
ремонтов, низкий уровень обслуживания инженерного и санитарно-технического
оборудования жилых зданий, неудовлетворительное санитарное содержание
лестничных клеток и придомовых территорий и т.д.
Применяемый в течение
длительного времени административный механизм управления жилищной сферой,
отсутствие экономической заинтересованности строительных,
ремонтно-эксплуатационных организаций в результатах своей деятельности и
отчуждение жителей от собственности привели к серьезным негативным последствиям
и деформациям в жилищной сфере. Произошло снижение качества жилищного фонда и
ухудшение условий его эксплуатации. Население же было поставлено в крайне
пассивную позицию, так как жители не имели реальных рычагов воздействия на
строительные, ремонтные и эксплуатационные организации.
Основными причинами
обострения жилищной проблемы является отсутствие реального собственника и
эффективного управления жилищным фондом в современных условиях, а также
бесхозяйственное отношение к жилью.
Таким образом, жилищная
проблема является весьма многогранной, требующей значительных усилий по ее
решению. Основные пути решения жилищной проблемы:
поиск и привлечение
централизованных и децентрализованных источников финансирования строительства, капитального
ремонта и реконструкции жилья (разработка и реализация государственных и
муниципальных жилищных программ и проектов, формирование городских фондов
строительства, реконструкции и ремонта жилищного фонда, привлечение средств
инвесторов, предприятий и организаций, населения путем сооружения элитного и
массового коммерческого жилья, строительство жилых домов на паевых основах,
концентрации средств в конкретных фондах и проектах);
повышение доступности
жилья для широких слоев населения (создание благоприятных условий для развития
рынка жилья и жилищных услуг по эксплуатации жилищного фонда, оказание реальной
помощи населению в приобретении жилья на первичном и вторичном рынках в разных
формах, стимулирование развития систем жилищного кредитования, в том числе
ипотеки, использование муниципальных жилищных займов);
совершенствование системы
обеспечения жильем социально незащищенных категорий населения (разработка
эффективных систем целевой поддержки социально незащищенных групп населения,
усиление принципа адресности государственной и муниципальной помощи,
предоставление бесплатного или дешевого муниципального жилья и т.д.);
совершенствование
градостроительных, архитектурно-планировочных и экологических подходов к
формированию благоприятной жилой среды (развитие качественной малоэтажной и
смешанной застройки, переход от типовых проектов к индивидуальным и образцовым,
развитие комплексной застройки, включающей благоустройство территории);
повышение качества
эксплуатации жилищного фонда (существенное улучшение содержания и ремонта
жилищного фонда, экономия энергетических ресурсов, стимулирование снижения
издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, развитие систем
самоорганизации граждан).
Как показывает богатый
зарубежный опыт, наиболее перспективным и массовым направлением решения жилищной
проблемы является кредитование граждан и, в первую очередь, ипотечное
кредитование, которое подразумевает выдачу кредита на длительный срок под залог
недвижимости.
Исходя из опыта развитых стран,
в которых жилищная проблема практически решена, можно определить следующие характерные
черты функционирования жилищной сферы:
§
большая часть
жилищного фонда города находится в частной или коллективной собственности, а
городской жилищный фонд составляет лишь незначительную часть (10-15%);
§
заметная доля горожан
является собственниками жилья, в котором они проживают, а остальные нанимают
квартиры в частном или муниципальном фонде;
§
собственники
жилья несут все расходы на его содержание, ремонт и восстановление и
выплачивают страховые взносы и налоги на недвижимость;
§
оплата найма в
частном фонде покрывает все затраты собственника жилья и прибыль домовладельца,
а в муниципальном фонде – затраты муниципалитета (без прибыли);
§
ставки за наем
жилья всех форм собственности во многих городах страны и странах регулируются
муниципалитетом с помощью косвенных экономических рычагов;
§
субсидии на
содержание жилья выплачиваются для ограниченной части нанимателей с низкими
душевыми доходами;
§
работы по
содержанию, ремонту, реконструкции и строительству жилья определяются
собственником с учетом действующих норм и правил, принятых в данном городе
(регионе) на договорной основе; интересы собственника может представлять
компания по управлению недвижимостью;
§
приобретение
жилья в большинстве случаев осуществляется в кредит на длительный срок (10-25
лет); используются разные формы кредитования, в том числе ипотечные кредиты под
залог недвижимости;
§
уровень дохода
большинства населения позволяет полностью оплачивать наем жилья или содержать
его в качестве собственника, вносить первоначальный взнос на строительство и
выплачивать соответствующие проценты;
§
строительство и
сдача внаем жилья является прибыльной коммерческой сферой и потому
привлекательны для частного капитала.
Для практической
реализации приведенной выше системы необходимы следующие условия:
§
наличие развитого
рынка жилья и подрядных работ;
§
достаточно
высокий уровень жизни большинства населения;
§
устойчивое и
надежное действие механизма инвестирования, долгосрочного кредитования и
страхования;
§
развитая правовая
основа рыночных механизмов;
§
политическая,
социальная и экономическая стабильность.
К сожалению, эти условия
в нашей стране пока не сложились, и потому быстрый переход к рассматриваемой
системе невозможен. Но это не означает, что решение жилищной проблемы должно
быть отодвинуто на долгий срок. Развитие жилищного строительства и повышение
уровня содержания жилищного фонда возможно и в современных условиях при наличии
благоприятных условиях при наличии благоприятных тенденций изменения
макроэкономической ситуации в стране.
Содержание
и ход реализации жилищно-коммунальной реформы
Важнейшими результатами
реформы должны стать существенное улучшение жилищных условий населения,
обеспечение нормативных требований к содержанию жилищного фонда и повышение уровня
жилищно-коммунального обслуживания потребителей. Для достижения ожидаемых
результатов необходимо соблюдение определенных условий, основными из которых
являются наличие развитого рынка жилья и подрядных работ, повышение уровня
доходов граждан, наличие экономико-правового механизма инвестирования,
долгосрочного кредитования и страхования в жилищной сфере, а также политическая
и социально-экономическая стабильность. Как уже отмечалось выше, эти условия в
полной мере в большинстве городов страны на современном этапе не выполнены, но
если же вообще не принимать мер по ее преобразованию, то ситуация может
серьезно ухудшиться и миллионы людей останутся без тепла, электричества, воды,
газа и даже без крыши над головой.
В настоящее время
руководством страны и администрацией ряда городов и регионов приняты важные
документы, определившие содержание реформы ЖКХ. В ряде регионов и городов
страны разработаны программы реформирования ЖКХ.
В настоящее время имеются
два альтернативных подхода к реформированию жилищной сферы. Согласно первому из
них приоритет отдается снижению расходов бюджета в части финансирования
жилищной сферы для освобождения средств, которые могут быть направлены на
социальные нужды и на другие жизненно важные потребности населенных пунктов. Признавая
актуальность и обоснованность такого подхода, отметим, что практически он может
быть реализован путем переложения чрезмерно высоких издержек городского
хозяйства на плечи потребителей и соответствующего повышения тарифов на
жилищно-коммунальные и прочие услуги.
При втором подходе
приоритет отдается структурной перестройке хозяйственных отношений в
жилищно-коммунальном секторе города путем его демонополизации, повышения
эффективности управления, создания конкурентной среды, действенного
ресурсосбережения и т.п. Совершенствование тарифной политики и увеличение доли
платежей населения является составной частью реформ, но повышение тарифов
должно проводиться только по исчерпанию возможностей комплекса
экономико-организационных и институциональных мер, не затрагивающих непосредственно
интересов населения и создающих условия для снижения уровня затрат и повышения
эффективности функционирования предприятий городского хозяйства. Данный путь
реформирования представляется правовым и реально осуществимым.
Важнейшей стратегической
целью развития жилищной сферы является повышение качества жизни путем улучшения
жилищных условий, повышения сохранности жилищного фонда и уровня
жилищно-коммунального обслуживания граждан в соответствии с действующими
стандартами качества. Исходя из этой базовой цели, формируются целевые
ориентиры:
§
снижение
производственных издержек;
§
снижение расходов
городского бюджета на содержание жилищной сферы;
§
смягчение для
населения негативных последствий реформы;
§
повышение уровня
жилищной обеспеченности населения;
§
повышение
качества жилья;
§
повышение уровня
технического содержания жилищного фонда;
§
повышение
качества коммунальных услуг по водо-, газо-, электро- и теплоснабжению;
§
обеспечение
потребностей населения в холодной воде, горячем водоснабжением, в
теплоснабжении, в электроэнергии;
§
повышение
качества содержания придомовых территорий и др.
Как следует из этого
перечня целевых установок, особое внимание здесь уделяется качественным
подходам. Включение качественных целей позволяет перейти на принципиально иной
уровень управления данной системой, но это связано с трудностями количественной
оценки качественных параметров. Для ее решения предлагается использовать
квалиметрические методы определения качественных показателей, методы экспертных
оценок и социологические опросы потребителей.
Перечень целевых
ориентиров и показателей с их количественными значениями приведен в табл.1.
Отметим, что ряд целевых показателей измеряется в относительных величинах или в
баллах в соответствии с действующими или перспективными стандартами, нормами и
методиками:
5 баллов – полное
соответствие стандартам качества (отличное качество работ или услуг);
4 балла – соответствие
стандартам качества по основным параметрам (хорошее качество);
3 балла – выполнение
стандартов лишь по важнейшим параметрам (удовлетворительное качество);
2 балла – невыполнение
ряда важнейших параметров (не вполне удовлетворительное);
1 балл – полное
несоответствие стандарту (неудовлетворительное качество).
Оценка уровня и качества
работ и услуг в жилищной сфере должна проводиться с установленной
периодичностью и привлечением вневедомственной экспертизы, а также обязательно
сопровождаться социологическими опросами населения. Тем самым оценивается
уровень достижения целей и эффективность реализации проводимых мероприятий.
Основным вопросом
реформирования жилищной системы в настоящее время является обоснование
приоритетных направлений и первоочередных мероприятий реформы с указанием
последовательности их осуществления.
Таблица 1
Стратегические цели и
целевые показатели реформирования жилищной сферы (количественные значения
приняты условно)
Цель
|
Целевой показатель
|
Значение целевого показателя
|
Примечание
|
2000 г.
|
2003 г.
|
2008 г.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1. Повышение уровня жилищной
обеспеченности населения
|
17,8
|
19,5
|
22
|
Норма составляет 22-24 кв.м.(в
европ.городах 40-60 кв.м.)
|
2. Повышение качества жилья
|
Качество жилья, баллы
|
2,0
|
2,5
|
3,5
|
Качество жилья определяется
экспертно по принятым стандартам
|
3. Повышение качества работ и услуг
в ЖКХ
|
Качество работ и услуг, баллы
|
2,0
|
3,0
|
4,0
|
В соответствии со стандартами
|
4. Снижение производственных
издержек
|
Степень снижения издержек, %
|
-
|
20-30
|
40-60
|
По отношению к базовому периоду
|
5. Снижение рас-ходов бюджета на
содержание ЖКХ
|
Степень снижения бюджетных затрат,
%
|
-
|
30-40
|
60-80
|
По отношению к базовому периоду
|
6. Смягчение для населения
нега-тивных послед- ствий реформи- рования
|
Допустимая доля расходов граждан на
оплату услуг ЖКХ, % к доходу семей
|
16
|
20
|
25
|
В соответствии с концепцией реформы
ЖКХ в РФ
|
7. Повышение уровня техниче-ского и
санитар-ного содержания жилищного фонда города
|
Уровень техниче-ского и санитарного
содержания жилищ-ного фонда, баллы
|
3,0
|
3,5
|
4,0
|
Определяется экс-пертно по специи-альной
шкале, раз-работанной на нормативной основе
|
8. Повышение качества коммунальных
услуг
|
Качество услуг для населения:
- воды;
- газа;
- электричества;
- тепла
|
3
4
3
3
|
3,5
4,5
3,5
3,5
|
4,0
4,5
4,0
4,0
|
Определяется экс-пертами в
соот-ветствии с дейст-вующими норма-ми и стандартами
|
9. Обеспечение потребностей
населения в воде
|
Уровень обеспечен-ности населения
во-дой, л/чел. в сутки
|
300
|
220
|
180
|
Фактическое потребле-ние воды в
европ. горо-дах – 140-160 л/чел./сутки
|
10. Обеспечение потребностей населения
в электроэнергии
|
Уровень обеспечения потребностей
населе-ния в электроэнергии, кВт-час/чел./мес
|
60
|
80
|
100
|
Ресурсное обеспечение
жилищной реформы. Для реализации жилищной реформы и достижения требуемого
уровня развития жилищной сферы необходим целый комплекс обеспечивающих мер. К
их числу относятся меры по организационно-методическому, правовому, кадровому,
техническому, финансовому, информационному, маркетинговому, социально-психологическому
и другим видам обеспечения. Без их глубокой проработки эффективность
реформирования и последующего развития жилищной сферы будет крайне низка.
Поэтому кратко остановимся на некоторых обеспечивающих мероприятиях.
Организационно-методическое
обеспечение предусматривает создание стройной системы по разработке,
реализации, корректировке и доработке целой системы планово-программных и
проектных документов и методических материалов. Предусматривается необходимость
разработки комплексной Программы реформирования и развития жилищной сферы
города, включающей систему взаимосвязанных программ, схем и проектов. К их
числу можно отнести программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства
города, программу реконструкции центральных районов и модернизации типового
жилищного фонда, жилищные проекты, новую методику оплаты жилья и коммунальных
услуг и др.
Правовое обеспечение
предусматривает разработку и принятие на уровне города и выход с
законодательной инициативой на более высокий уровень управления пакета
нормативно-правовых документов и положений по обеспечению необходимых условий
для реформирования и развития жилищной системы. В их число целесообразно
включить законы и положения об энергоресурсосбережении, о минимальных
социальных стандартах и др.
Важнейшей подсистемой
является финансовая. Разработка механизма финансирования в настоящее время
является приоритетной. Это особенно важно в условиях поэтапного перехода
отраслей жилищно-коммунальной сферы на самофинансирование. В связи с этим
необходимо разработать программу перехода жилищного хозяйства на принципы
самофинансирования, выявить источники ресурсообеспечения и возможности их
привлечения.
Необходимым условием
организации эффективного управления ЖКХ является полная, достоверная и
своевременная информация о состоянии жилищного фонда и коммунальных объектов,
об уровне и качестве жилищно-коммунального обслуживания населения, о процессах,
происходящих в различных его звеньях, с позиции комплексной оценки результатов
развития ЖКХ.
Содержание программы
реформирования и развития жилищного хозяйства города. Программа имеет следующую
структуру: анализ ситуации, обоснование целей и задач, прогнозирование ситуаций
и оценка последствий принимаемых решений, принятие конкретных мер и разработка
механизма их реализации.
Основными этапами
разработки программы являются следующие.
§
Анализ
сложившихся условий и достигнутого уровня развития жилищной сферы на данной
территории, включая уровень жилищной обеспеченности и жилищного обслуживания
населения, выявление и постановка реальных проблем.
§
Формулировка
целей по улучшению жилищной обеспеченности горожан и развитию жилищного
хозяйства района, прогнозирование важнейших показателей данной сферы.
§
Обоснование
основных направлений и первоочередных мероприятий по решению жилищной проблемы
и повышению уровня жилищного обслуживания населения в районе.
§
Разработка
механизма реализации намеченных целей.
На первом этапе
целесообразно обратить внимание на содержание и важнейшие аспекты жилищной
проблемы на данной территории. Формирование данного раздела программы
целесообразно начать с характеристики состава, структуры и уровня
благоустройства жилищного фонда района. При этом определяется размер жилищного
фонда и его распределение по принадлежности, формам собственности, уровню
капитальности, срокам постройки и по техническому состоянию.
Формулируя цели
программы, необходимо обосновать важнейшие направления и методы по решению
жилищной проблемы и повышению уровня жилищно-коммунального обслуживания
населения городов и муниципальных образований как важнейшего аспекта повышения
качества жизни населения в условиях становления рыночных отношений и местного
самоуправления.
Прогнозирование развития
жилищного комплекса проводится на основе достигнутого уровня жилищной
обеспеченности в базисном периоде, действующих нормативов, принятых ориентиров
и потенциальных возможностей ресурсного обеспечения. В связи с наличием
нестабильных факторов развития прогнозы целесообразно разрабатывать в
нескольких вариантах, отличающихся возможностью привлечения бюджетных средств и
централизованного финансирования.
На следующем этапе
разработки программы обосновываются основные направления и первоочередные
мероприятия по содержанию и развитию жилищного комплекса города.
Далее рассматриваются
вопросы разработки обеспечивающих подсистем программ, т.е.
нормативно-правового, организационно-методического, информационного, кадрового
и др. видов обеспечения предлагаемых направлений по развитию
жилищно-коммунального комплекса города.
Ход реализации и
результаты реформирования жилищной сферы в городах страны. Во многих городах
сформулированы службы заказчика на работы в области содержания и ремонта
жилищного фонда. Часть жилищно-эксплуатационных организаций получила статус подрядных
государственных или муниципальных предприятий. Наряду с государственными
появились также коммерческие фирмы и организации. Проведена значительная работа
по формированию действенной системы выдачи субсидий малообеспеченным гражданам.
Одновременно проведены отдельные меры по реформированию сферы коммунального
хозяйства, но они не были столь показательными, как в жилищной сфере.
В то же время проведение
указанных мероприятий и полученные результаты свидетельствуют, что поставленные
цели реформы полностью не достигнуты: улучшение работы жилищных организаций и
повышение уровня жилищно-коммунального обслуживания горожан не произошло.
Выявились заметные недостатки в разработке и проведении реформы.
Следует отметить
недостаточную комплексность проведения реформы. Основное внимание в ней уделено
реформированию жилищного хозяйства, но крайне недостаточны меры по
реформированию коммунального сектора города. Слабо проработаны вопросы
регулирования капитального ремонта жилищного фонда. Не определены
организационно-экономические основы и возможности проведения и возможности проведения
капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда города в новых условиях
хозяйствования. В большинстве городов конкурентная среда в сфере ЖКХ фактически
не создана.
Отметим также
неготовность экономико-управленческих служб государственных жилищных
организаций к работе в новых условиях хозяйствования, проведению
самостоятельной экономической политики, формированию современной системы
менеджмента и маркетинга, изучению рынка и поиску новых источников доходов.
Значительная часть
населения города также психологически не готова к реализации реформы и
необходимости повышения ответственности за пользование и содержание жилья.
Многие люди до сих пор не понимают сути жилищно-коммунальной реформы и смысла
проводимых мероприятий.
Заключение
Более 80% семей России,
проживающих в многоквартирных домах, являются не покупателями, а лишь
потребителями жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Население лишено элементарных
«рыночных прав» - не может контролировать объем и качество предоставляемых
услуг, торговаться по цене и даже отказаться от их потребления, объем которого
остается неизвестным и, возможно, неизменным. По многим видам услуг даже
поставщики не могут следовать принципу «за сколько заплатил, столько и получи».
Нет ясности и в вопросе, кто же приобретает услугу: домохозяйство, жилищная
компания, дирекция единого заказчика, муниципалитет. Более того, непонятно, что
именно является приобретаемым продуктом: ресурсы, по которым рассчитываются
нормативы потребления (Гкал, литры, кВтч), или параметры комфорта, на основе
которых оценивается качество работы предприятий ЖКХ (температура влажность в
помещении, работа водоразборных приборов, освещенность и чистота улиц и т.п.).
То есть речь идет о рынке, где ясно, кто стоит за прилавком, но неясно, что на
прилавке лежит; понятно, кто платит, но непонятно, кто принимает решение о
покупке.
Неудачи реформирования
ЖКХ на протяжении последних 10 лет как раз тем и определяются, что на этом
рынке не был сформулирован покупатель. Вот почему ЖКХ не удалось превратить в
рыночный сектор экономики и в нем доминируют административные методы
управления. Просто не было установлено, кто же будет объектом последнего в
новых условиях и кто будет принимать решения исходя из рыночных сигналов. Все
это породило иллюзию отсутствия эластичности спроса на ЖКУ по цене и доходу.
Список
литературы
1.
Бузырев В.В.,
Чекалин В.С. Экономика жилищной сферы. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
2.
Максимов С.Н.
Основы бизнеса на рынке недвижимости. – СПб.: Деан+Адиа-М, 1997
3.
Социальная
политика: Учебник/Ю.П. Алексеев, А.И. Берестова, В.Н. Бобков и др.; Под общей
ред. Н.А. Волмна. – 2-е изд. – М.: Экзамен, 2004
4.
Смирнов Е.Б.
Воспроизводство жилищного фонда крупного города в условиях формирования
экономических отношений рыночного типа. – СПб.: СПбГИЭА, 1997
5.
Чекалин В.С.
экономика городского хозяйства. – СПб.: СПбГИЭА, 1999
6.
Чернышев Л.Н.
Жилищно-коммунальная реформа в России. Финансово-экономические особенности:
Нормативные документы. – М.: МЦФЭР, 1997
7.
Чернышев Л.Н.
Формирование рыночных отношений в ЖКХ. – М.: МЦФЭР, 1996
8.
Чернышев Л.Н.
Ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве. – М.: Книжный
мир, 1998
9.
Чернышев Л.Н.
Экономика городского хозяйства. – М.: Изд-во «Люберецкая газета», 1999
10. Жилищно-коммунальное хозяйство//
Журнал руководителя и главного бухгалтера.- 2000. - №2
11. Жилищные условия и коммунальное
обслуживание населения: Справочно-информационное пособие для специалистов ЖКХ и
населения. – М.: Госстрой России, 2000
12. Оплата услуг ЖКХ населением и
социальная защита малообеспеченных граждан в Российских регионах/ А.А.
Колесникова// Вопросы статистики. – 2004.- №2.- с.74-80
13. Совершенствование рыночного механизма
функционирования жилищно-коммунального комплекса/ В.М. Арцыбашев, Н.Е. Симионова//
Экономика строительства. – 2004. - №3.-с.64
14. Способность и готовность населения
оплачивать жилищно-коммунальные услуги/ И. Башмаков// Вопросы экономики. –
2004. - №4.-с.136-150