Влияние дисперсных добавок диборида титана на структуру и свойства HVAF - покрытий системы (NI-CR-SI-B) - TIB2
ВЛИЯНИЕ ДИСПЕРСНЫХ ДОБАВОК ДИБОРИДА
ТИТАНА НА СТРУКТУРУ И СВОЙСТВА HVAF - ПОКРЫТИЙ СИСТЕМЫ (Ni-Cr-Si-B) - TiB2
А.П. УМАНСКИЙ, А.Е. ТЕРЕНТЬЕВ, М.С. СТОРОЖЕНКО, В.М. КИСЕЛЬ,
Ю.И. ЕВДОКИМЕНКО, В.Т. ВАРЧЕНКО
Рассмотрены вопросы повышения износостойкости покрытий,
полученных методом высокоскоростного воздушно-топливного напыления, из
самофлюсующихся сплавов на никелевой основе путём введения в состав исходных
порошков добавок
диборида титана. Методами порошковой металлургии получали композиционные
порошки НХТБ на основе серийно выпускаемого порошка ПР-НХ16СР3 с добавками 10,20 и 40 мас. % TiB2. Исследовано влияние
этих добавок на структуру и свойства полученных покрытий. Установлено, что при
напылении таких порошков методом HVAF формируются покрытия с гетерофазной
структурой - в матрице на основе никелевого сплава равномерно распределены
зерна диборида титана и боридов хрома. Покрытия отличаются высокой плотностью и
низким содержанием оксидных включений. Представлены результаты триботехнических
испытаний полученных покрытий в условиях трения скольжения без смазки.
Ключевые слова: самофлюсующийся сплав,
покрытие, высокоскоростное воздушно-топливное напыление, диборид титана,
структура, микротвердость, износостойкость
Введение
Разработка и создание новых современных двигателей в
настоящее время практически невозможно без применения в них различного вида
защитных покрытий, которые позволяют повысить рабочие температуры отдельных
деталей, защитить их от высокотемпературной коррозии, увеличить износостойкость
узлов и ресурс двигателя в целом. Газотермические технологии нанесения покрытий
широко применяются ведущими мировыми производителями в двигателестроении [1,2].
Перспективными являются технологии высокоскоростного воздушно-топливного
напыления с использованием смеси воздуха и жидкого топлива или газа (HVAF -
High Velocity Air-Fuel spraying process) [3,4]. Особенно эффективно применение
этой технологии для нанесения покрытий из композиционных материалов на основе
тугоплавких соединений. Высокие скорости потока уменьшают время пребывания
находящихся в нём частиц карбидов и боридов и, соответственно, их окисление.
Приобретённая частицами высокая кинетическая энергия, при их ударе о подложку
превращается в тепловую и частицы остаются более пластичными в процессе
формирования покрытия, обеспечивая высокую адгезионную и когезионную связь и
плотность покрытия.
Одним из перспективных направлений создания новых материалов
для газотермических покрытий является получение композиционных порошков
различных типов [5-7]. В качестве исходных материалов для композиционных
порошков широкое применение нашли высоколегированные самофлюсующиеся сплавы
системы NiCrSiB и дисперсные добавки в виде тугоплавких соединений (WC, TiC, Cr3C2, TiB2, CrB, CrB2 и т.п.) [6, 8-11].
Добавки карбидов и боридов позволяют существенно повысить износостойкость
покрытий из самофлюсующихся сплавов. Однако практически все приведенные
материалы являются механическими смесями и у них есть существенный недостаток.
В процессе их напыления в потоке происходит сегрегация компонентов обладающих
различной плотностью, формой и размером. Это приводит к неоднородности состава
покрытия и снижению служебных свойств. Избежать подобных недостатков позволяют
технологии конгломерирования [12]. Высококачественные композиционные порошковые
материалы получают методом спекания в вакууме с последующим измельчением до
нужных фракций. Кроме исключения сегрегации в процессе напыления этот метод
позволяет защитить мелкодисперсные добавки от воздействия кислорода окружающей
среды и очистить исходные материалы от оксидов, образовавшихся на их
поверхности при производстве.
В качестве упрочняющей фазы для покрытий системы NiCrSiB
перспективным является диборид титана, который обладает высокой твердостью и
износостойкостью [13] и для его производства на Украине имеются достаточные
запасы сырья.
Целью настоящей работы является разработка технологии
получения композиционных порошков на основе самофлюсующегося сплава NiCrSiB с
дисперсными добавками диборида титана для высокоскоростного воздушно-топливного
напыления и исследование закономерности влияния этих добавок на
структурообразование, фазовый состав и свойства получаемых покрытий.
порошковая металлургия износостойкость напыление
1.
Методика и материалы
В качестве материалов для высокоскоростного напыления
покрытий использовали промышленный порошок марки ПР-НХ16СР3 (ОАО
"Полема", Россия) состава (мас. %): Cr-16, B-2.7, Si-3.2, C-0.75,
Fe<5, Ni - ост. и разработанные композиционные порошки НХТБ10, НХТБ20 и
НХТБ40 на основе сплава ПР-НХ16СР3 с добавками 10,20 и 40 мас. % TiB2 соответственно. Для
напыления использовалась фракция порошков ПР-НХ16СР3 и НХТБ (-63 + 40) мкм.
В качестве исходных материалов для получения композиционных
порошков НХТБ использовали промышленный порошок марки ПР-НХ16СР3 с фракцией
(-63+30) мкм и порошок диборида титана (ТУ 6-09-03-7-75). Порошок TiB2 измельчали на протяжении
7 минут в лабораторной планетарной мельнице в среде спирта, используя
размольные тела из твердого сплава, соотношение массы смеси и шаров - 1: 3.
После размола средний размер частиц TiB2 составлял 2.5-2.7 мкм.
Композиционные конгломерированные порошки НХТБ получали путем
смешивания исходных компонентов с последующим спеканием в вакууме, измельчением
и классификацией по технологии описанной в работе [14].
Нанесение покрытий производилось методом высокоскоростного
воздушно-топливного напыления горелкой ГВО-2РВ на топливной паре воздух -
керосин при стехиометрическом соотношении компонентов. Давление в камере
сгорания составляло 1,0 МПа, расход порошка - 4,5 ± 0,5 г/с. Покрытие
наносилось за четыре прохода пятна напыления со скоростью перемещения 70 мм/с.
Фазовый состав, структуру порошков и покрытий исследовали с
помощью растрового электронного микроскопа РЭМ 106. Химический анализ элементов
в покрытии проводили при помощи анализатора JEOL JAMP 9500.
Микротвердость полученных покрытий определяли вдавливанием
алмазной пирамиды Виккерса при нагрузке 0,05Н на приборе ПМТ-3.
Испытания на адгезионную прочность покрытий проводили на
разрывной машине 1231У-10.
Количественный анализ пористости покрытий проводили с помощью
специализированного материаловедческого комплекса SIAMS.
Триботехнические испытания проводили в условиях трения
скольжения без смазки по схеме вал - частичный вкладыш на машине трения М-22м,
разработки ИПМ им. И.Н. Францевича НАН Украины. В качестве контртела (вал)
использовали диск из закалённой стали 65 Г.
. Результаты
исследований и их обсуждение
Морфология, химический и фазовый состав, а также свойства
порошков НХТБ подробно описаны в работе [14]. Каждая частичка порошка
представляет собой композит, состоящий из металлической матрицы из сплава на
основе никеля с равномерно распределёнными в ней зёрнами упрочняющих фаз
боридов хрома и диборида титана (рисунок 1).
Рис.1. Композиционный порошок НХТБ.
Полученные покрытия имеют однородную поверхность с
шероховатостью в пределах Rz40 - Rz80. Толщина покрытий составила 160 - 250
мкм. Из напыленных образцов были изготовлены поперечные шлифы для металлографических
исследований.
Структура и фазовый состав полученных покрытий представлен на
рисунках 2 - 5 и в таблице 1. Из рисунков видно, что покрытия образованы
твердыми частицами, претерпевшими в момент высокоскоростного соударения
пластическую деформацию и имеющими вследствие этого характерную куполообразную
форму. Микроструктура покрытий отличается высокой однородностью и
бездефектностью, границы между образующими их частицами почти не различимы.
Покрытия плотно прилегают к подложке с минимальным количеством дефектов на
границе.
Пористость покрытия составляет менее 1%, на некоторых полях
измеренная пористость оказывается меньше погрешности ее определения.
Измеренные штифтовым методом значения адгезионной прочности
покрытий составили 100 - 110 МПа.
Из рисунков видно, что покрытие из сплава ПР-НХ16СР3
фактически однофазное. Небольшое различие в цвете отдельных участков покрытия
связано с незначительной неоднородностью химического состава исходного
материала. Микротвёрдость на разных участках примерно одинаковая и находится в
пределах 6,2 ± 0,1 ГПа. Покрытия из порошков НХТБ 10 - 40 имеют гетерофазную,
мелкозернистую структуру. Металлическая матрица представляет собой сплав на
основе никеля (таблица 1., спектры 3,6,9) и имеет микротвёрдость в пределах 5,9
- 9,3 ГПа. Разброс в значениях микротвёрдости связан с неравномерным
распределением в сплаве матрицы хрома, железа и кремния, а также за счёт
легирования её титаном (спектр 9) из-за частичного растворения в матрице
диборида титана при получении порошкового материала.
а б
Рис.2. Структура (а) и фазовый состав (б) покрытия из
материала ПР-НХ16СР3
а б
Рис.3. Структура (а) и фазовый состав (б) покрытия. из
материала НХТБ-10.
Таблица 1.
Химический состав покрытий ПР-НХ16СР3, НХТБ
Материал
|
Спектры
|
Концентрация
элементов, масс. %
|
|
|
В
|
С
|
Ti
|
Ni
|
Cr
|
Fe
|
Si
|
ПР-НХ16СР3
|
№ 1
|
2,5
|
0,7
|
-
|
73,3
|
15,5
|
3,9
|
4,1
|
|
№ 2
|
2,2
|
0,5
|
-
|
74,8
|
15,7
|
3,0
|
3,8
|
НХТБ10
|
№ 3
|
0,5
|
0,5
|
0,9
|
82,0
|
2,3
|
5,3
|
8,5
|
13,6
|
0,5
|
0,6
|
2,1
|
81,6
|
1,6
|
0,0
|
|
№ 5
|
25,3
|
0,5
|
70,8
|
1,5
|
0,7
|
1,2
|
0,0
|
НХТБ20
|
№ 6
|
0,5
|
0,5
|
0,6
|
84,2
|
0,9
|
2,7
|
10,6
|
|
№ 7
|
14,8
|
0,6
|
1,5
|
2,8
|
79,0
|
1,3
|
0,0
|
|
№ 8
|
28,0
|
0,9
|
69,6
|
0,6
|
0,6
|
0,3
|
0,0
|
НХТБ40
|
№ 9
|
0,6
|
0,3
|
7,3
|
74,7
|
7,5
|
6,9
|
2,7
|
|
№ 10
|
14,2
|
0,3
|
1,4
|
2,2
|
80,1
|
1,8
|
0,0
|
|
№ 11
|
26,5
|
0,5
|
70,5
|
1,4
|
0,7
|
0,4
|
0,0
|
Снижение микротвёрдости матрицы до значений 5,9 ГПа связано с
обеднением её хромом (спектры 3 и 6). Уменьшение количества хрома в сплаве
связано с образованием новой фазы светло-серого цвета, отсутствующей в покрытии
из исходного материала. Эта фаза присутствует во всех покрытиях НХТБ имеет
микротвёрдость 12-15 ГПа и может быть идентифицирована как борид хрома (таблица
1, спектры 4,7,10) [15].
Таким образом, в покрытии увеличилось количество упрочняющих
фаз не только за счёт вводимой упрочняющей добавки, но и за счёт синтеза новых
фаз сложного состава повышенной микротвёрдости. Из рисунков 3-5 также видно,
что количество и средний размер образовавшихся фаз меняется в за-висимости от
процентного содержания TiB2 в пок-рытии. В материале НХТБ-10 их размер
находится в пределах 5 - 10 мкм., а объёмное количество, измеренное методом
секущих (метод Розиваля) - 16%, НХТБ-20 - 1 - 8 мкм. и 19%, НХТБ-40 - 6 - 10
мкм. и 10% соответственно. Видно, что с увеличением в составе количества TiB2 от 10 до 20%
увеличивается и объёмное количество новых фаз.
При дальнейшем увеличении TiB2 до 40% в композиции
уменьшается количество металлической составляющей и начинает сказываться
нехватка хрома - основного фазообразующего элемента и объём новых фаз
уменьшается. -
а б
Рис.5. Структура (а) и фазовый состав (б) из. материала
покрытия НХТБ-40.
Изменение размеров зерен не столь значительно, как в случае
напыления этих материалов плазменным способом [14]. Очевидно это связано с тем,
что при плазменном напылении использовались порошки фракционного состава - 100
+ 63 мкм. При таких размерах частиц существует возможность роста в них зерна до
размеров 40-60 мкм.
Мелкодисперсная упрочняющая фаза TiB2 представлена в покрытиях
в виде включений тёмно-серого цвета (таблица 1, спектры 5,8,11). Размер
включений меньше 2,5 мкм, поэтому микротвёрдость этой фазы измерить не удалось.
Необходимо отметить, что распределение частиц диборида титана в покрытии НХТБ -
40 неравномерно. Мелкие зёрна TiB2 сконцентрированы вокруг более крупных
металлических участков, что не наблюдается в материалах НХТБ-10 и НХТБ-20. Этот
эффект, возможно, объясняется тем, что материал НХТБ-40 спекается при более
высоких температурах и при этом процесс растворения мелких частиц TiB2 происходит более
интенсивно. Это подтверждается повышением концентрации титана до 7,3% в сплаве
матрицы (рисунок 5, таблица 1, спектр 9).
Триботехнические исследования проводили в условиях трения
скольжения без смазки. Исследовались зависимости линейного износа пары от длины
пути (3 км) при скоростях скольжения V = 0,5; 1; 3; 6 м/с и постоянной нагрузке 1 МПа, а также
зависимость коэффициента трения от пути и от скорости. Результаты исследований показали, что добавление в
самофлюсующийся сплав диборида титана приводит к существенному повышению
износостойкости. Все покрытия из композиционных порошков НХТБ при разных скоростях
скольжения имеют линейный износ в 3-5 раз меньше, чем покрытия из сплава
ПР-НХ16СР3 (Рис.6). Наименьший износ у покрытия состава НХТБ-20 практически при
всех скоростях скольжения, в связи с этим добавку диборида титана в количестве
20% мас., можно считать оптимальной, с точки зрения триботехнических
характеристик покрытия. Износостойкость покрытий составов НХТБ10 и НХТБ40
близка по значениям при скоростях 0,5 и 6 м/с. и незначительно отличается при
других скоростях скольжения. Для всех составов покрытий НХТБ оптимальной
оказалась скорость 3 м/с. при этом износ составил 12-15 мкм/км. При дальнейшем
увеличении ско-рости до 6 м/с у всех покрытий кроме НХТБ-20 износ увеличивается
до 35-40 мкм/км. Износ покрытия НХТБ-20 составил 12 мкм/км, что позволяет
говорить о его хорошей работоспособности в широком диапазоне скоростей. Более
высокий износ покрытия НХТБ-10, возможно, объясняется недостаточностью
упрочняющих фаз, а также схватыванием материала матрицы с контртелом.
а
б
в
г
Рис.6. Зависимость линейного износа пары "Покрытие -
сталь ШХ15" от пути: а - V= 0,5 м/с; б - V= 1 м/с; в - V= 3 м/с; г - V= 6 м/с;
В материале НХТБ-40 наоборот наблюдается избыток упрочняющей
фазы и недостаток металла матрицы. Покрытие более хрупкое и при сухом трении в
условиях повышенных контактных температур происходит выкрашивание микрочастиц
упрочняющей фазы с одновременным снижением стойкости к износу.
Более точные выводы о причинах снижения износостойкости можно
будет сделать после проведения микроструктурного анализа дорожек трения, что
является предметом дальнейших исследований авторского коллектива.
Зависимости коэффициента трения покрытий от пути и скорости
скольжения представлены на ри-сунках 8 и 9. Из рисунков видно, что коэффициенты
трения композиционных материалов НХТБ находятся в пределах 0,2 - 0,42, что ниже
чем у исходного сплава ПР-НХ16СР3 - 0,5-0,6. Такие коэффициенты трения
характерны для пар, работающих в условиях трения скольжения без смазки. При
увеличении скорости скольжения коэффициент трения у композиционных материалов
НХТБ снижается, тог-да как у сплава ПР-НХ16СР3 после 3 м/с он начинает
увеличиваться.
Рис. 8. Зависимость коэффициента трения покрытий ПР-НХ16СР3 и
НХТБ от пути (V
= 6 м/с.).
Рис.9. Зависимость коэффициента трения покрытий ПР-НХ16СР3 и
НХТБ от скорости (L = 3 км.).
Выводы
В результате выполнения данной работы установлено, что в
разработанных композиционных порошковых материалах НХТБ10-40 и нанесенных из
них методом высокоскоростного воздушно-топлив-ного напыления гетерофазных
покрытиях кроме вводимой упрочняющей фазы TiB2 в матрице обнаружены
образовавшиеся новые твёрдые фазы боридов хрома (Нµ = 12-15 ГПа),
которые отсутствуют в покрытиях из исходного материала ПР-НХ16СР3. Их появление
связано с взаимодействием хрома и бора, входящих в состав сплава матрицы, и
бора образовавшегося в результате частичного растворения в сплаве диборида
титана при высокотемпературном спекании композитов в вакууме в процессе
получения порошков.
Установлено, что варьируя количеством вводимой добавки TiB2
можно управлять структурно-фазофым составом покрытий меняя количество и размер
образующихся новых фаз боридов хрома.
Определено оптимальное, с точки зрения повышения
износостойкости покрытий, количество вводимой упрочняющей добавки TiB2.
Для покрытий, полученных методом высокоскоростного воздушно-топливного
напыления оно равно 20%.
Установлено, что в условиях трения скольжения без смазки при
нагрузке 1 МПа оптимальной для материалов НХТБ10 и 40 является скорость
скольжения V= 3 м/с, а для НХТБ20 - V= 1 - 6 м/с.
Коэффициент трения покрытий из композиционных материалов НХТБ
в условиях сухого трения скольжения в паре со сталью 65Г находится в пределах
0,2 - 0,42, что является приемлемым для подобного рода условий работы покрытий.
Литература
1.
Коробов, Ю.С. Международная конференция-выставка по термическому напылению ITSC
2010: обзор и анализ [Teкст] / Ю.С. Коробов // Термическое напыление
современное состояние: Материалы междунар. научно-практич. семинара,
Екатеринбург, 28-29 сентября 2010 г. - С.4-26.
2. Fauchais, P. Thermal Sprayed Coatings Used Against Corrosion
and Corrosive Wear [Text] / P. Fauchais, A. Vardelle // SPCTS, UMR 7315,
University of Limoges, France. - 2012.
3.
Кисель, В.М. Современное состояние и развитие технологии высокоскоростного
воздушно-топливного напыления [Teкст] / В.М. Кисель, Ю.И. Евдокименко // Вісник
українського матеріалознавчого товариства. - 2010. - Вып.3. - С.65-79.
4.
Verstak, A. Activated
Combustion HVAF Coatings for Protection against Wear and High Temperature
Corrosion [Text] / A. Verstak, V. Baranovski // Thermal Spray 2003: Advancing
the Science and Applying the Technology. Proc. of the ITSC. ASM Publication. - 2003. - Vol.1.
.
Косторнов, А.Г. Композиционные керамические материалы и покрытия
трибологического назначения [Teкст] / А.Г. Косторнов, А.Д. Костенко // Порошковая
металлургия. - 2003. - № 5-6. - С.37-46.
.
Газотермические покрытия из порошковых материалов [Teкст]: справочник / Ю.С.
Борисов, Ю.А. Харламов, С.Л. Сидоренко, Е.Н. Ардатовская. - Киев. "Наукова
думка", 1983. - 568 с.
.
Борисов, Ю.С. Плазменные порошковые покрытия [Teкст] / Ю.С. Борисов, А.Л.
Борисова. - К.: Техніка, 1986. - 233 с.
.
Методика горячего напрессовывания износостойких композиционных покрытий из Cr3C2
и сплава на основе никеля [Teкст] / Н.П. Бродниковский, А.А. Михайлов, К.С.
Чирик и [др.] // Электронная микроскопия и прочность материалов: Сб. научн. тр.
- К.: ИПМ НАН Украины, 2009. - Вып.16. - С.49-53
.
Юпшская-Руденская, H. A. Особенности ком-позиционных покрытий на основе
Nі-Cr-B-Sі сплавов. Исследование износостойкости покрытий [Teкст] / H. A.
Юпшская-Руденская, В.А. Копысов, C. B. Коцот // Физика и химия обработки
материалов. 1994. - № 6. С.52-57.
.
Клинская-Руденская, H. A. О влиянии тугоплавких добавок на структуру и свойства
покрытий из самофлюсующихся сплавов ПГ-10K-01 и ПГСР-З [Teкст] / H. A.
Клинская-Руденская, Б.П. Ку-зьмин / Физика и химия обработки материалов. 1996.
- №1. С.55-61.
11. A. с. I2I5364 (СССР), МКИ7C23C4/10. Порошковый материал для газотермических
покрытий [Текст] / H. A. Клинская, В.А. Копысов, A. A. Гостенин (СССР). - №
4892805/10;
заявл.10.09.90; опубл.15.02.93, Бюл. № 6.
.
Газотермическое напыление композиционных порошков [Teкст] / А.Я. Кулик, Ю.С.
Борисов, А.С. Мнухин, М.Д. Никитин. - Л.: Машиностроение. - 1985. - 199 с.
.
Самсонов, Г.В. Тугоплавкие соединения [Teкст]: справочник / Г.В. Самсонов, И.М.
Винницкий - М.: Металлургия, 1976. - 557 с.
.
Влияние добавок TiB2 на структуру и свойства плазменных покрытий на
основе NiCrSiB [Teкст] /А.П. Уманский, А.Е. Терентьев, М.С. Стороженко, А.А.
Бондаренко // Авiацiйно-космiчна тех-нiка i технологiя: зб. наук. пр. / М-во
освіти і науки України, Нац. аерокосм. ун-т ім.М. Є. Жуковського
"ХАІ". - Х., 2012. - №10 (97). - С. - 50-54.
.
Иванько, А.А. Твердость [Teкст]: моногра-фия /А.А. Иванько. - К.: Наукова
думка, 1968. - 128 с.
Анотація
Рецензент: д. т. н., Г.А. Фролов, Институт проблем
материаловедения им. И.Н. Францевича НАН Украины, Киев.
ВПЛИВ ДИСПЕРСНИХ ДОМІШОК ДИБОРИДУ ТИТАНУ НА СТРУКТУРУ І
ВЛАСТИВОСТІ HVAF - ПОКРИТТІВ СИСТЕМИ (Ni-Cr-Si-B) - TiB2
О.П. Уманський, О. Є. Терентьєв,
М.С. Стороженко, В.М. Кисіль, Ю.І. Євдокіменко, В.Т. Варченко
Розглянуто питання
збільшення зносостійкості покриттів, отриманих методом високошвидкісного
повітряно-паливного напилення з самофлюсівних сплавів на нікелевої основі
шляхом введення до складу вихідних порошків добавок дибориду титану. Методами
порошкової металургії отримували композиційні порошки НХТБ на основі порошку
ПР-НХ16СР3, що серійно випускається, з добавками 10,20 і 40 мас. % TiB2.
Досліджено вплив цих добавок на структуру і властивості отриманих покриттів.
Встановлено, що при напиленні таких порошків методом HVAF формуються покриття з
гетерофазною структурою - в матриці на основі нікелевого сплаву рівномірно
розподілені зерна дибориду титану і боридів хрому. Покриття відрізняються
високою щільністю і низьким вмістом оксидних включень. Представлені результати
триботехнічних випробувань отриманих покриттів в умовах тертя ковзання без
мастила.
Ключові слова: самофлюсівний
сплав, покриття, високошвидкісне повітряно-паливне напилення, диборид титану,
структура, мікротвердість, зносостійкість
EFFECT OF TITANIUM
DIBORIDE ADDITIVES ON THE STRUCTURE AND PROPERTIES OF HVAF-COATINGS OF
(Ni-Cr-Si-B) - TiB2 SYSTEM
O. P. Umanskyi, O. A.
Terentjev, M. S. Storozhenko, V. M. Kysil, Y.I. Yevdokimenko, V. T. Varchenko
The effect of adding
titanium diboride particles on wear-resistance of (Ni-Cr-Si-B) - based
coatings, sprayed by HVAF technique, was studied. Three grades of composite
powders were prepared by mixing of commercially available powder of Ni-Cr-Si-B
self-fluxing alloy with 10,20 і 40 wt. % of TiB2 particles. The
influence of titanium diboride additives on the structure and properties of
coatings has been investigated. It is found that heterogeneous structure of
HVAF-sprayed coatings of (Ni-Cr-Si-B) - TiB2 system consists of
titanium diboride and chromium boride grains evenly distributed in nickel alloy
based matrix. The coatings of (Ni-Cr-Si-B) - TiB2 system have high
density and low content of oxide phases. Wear behavior of developed coatings
was studied under dry sliding conditions.
Key words: self-fluxing
alloy, coating, high velocity air-fuel spraying, titanium diboride, structure,
microhardness.