Преодоление барьеров развития креативности
Введение
Реализация творческого потенциала личности является одновременно и необходимым условием формирования специальных актерских способностей. Представляется полезным ознакомить будущих педагогов творческих дисциплин с возможностями современных психотехник (тренингов), которые широко используются в групповой психотерапии и психологии. Так, например театральная педагогика, отвечая запросам современного театра, находится сейчас в поиске новых средств, позволяющих за четыре года профессионального обучения развить психотехнику динамичного, универсального актера, раскрыть его творческий потенциал.
За последние полвека на Западе созданы специальные методы групповой психотерапии, а на их основе и упражнения, помогающие человеку адаптироваться во все более усложняющейся действительности, вписаться в окружающий его социум и полностью реализовать свои способности. Только в этом случае, как считают психологи, можно стать успешной, продуктивной и уверенной в себе личностью. В самом общем виде тренинги учат конструктивному, т.е. творческому поведению и общению. Происходит это исподволь, при погружении участника группы в особую, специально создаваемую в групповой работе атмосферу, при непосредственном воздействии на его подсознание.
В работе предполагается, в первую очередь, обратить внимание на важность обретения профессиональных навыков и умений в единстве с проявлением творческих способностей.
1. Характеристика психологических барьеров креативности
барьер креативность творческий терапия
Мышление как процесс интеллектуальной деятельности имеет сложное строение, зависящее от множества факторов, учитывая которые, необходимо развивать творческую составляющую интеллектуальных способностей.
Индивидуальные достижения, в том числе и творческие, определяются уровнем общего интеллекта, т.е. высокий интеллект является необходимым условием для творческих достижений, но не достаточным, достижение творческого предела будет зависеть от ряда других качеств личности (мотивации, компетентности, работоспособности).
Для развития творческого мышления необходимо, но не достаточно высокое интеллектуальное развитие, определённый объём знаний, уровень интеллектуальных способностей, наследственные и врождённые задатки.
Исследование творческого мышления - достаточно сложная проблема, предполагающая решение важнейших методологических вопросов природы творчества, источников развития творческого мышления, соотношения в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного и т.п. Сложность проблемы заключается в том, что внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию. Поэтому, несмотря на многовековую историю изучения, творческое мышление остаётся недостаточно исследованным. Творческое мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Это мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе её формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить проблему: эта потребность и обеспечивает высокую активность решающего проблему субъекта. Осознание самой потребности говорит о создании у человека проблемной ситуации.
Существуют, как правило, внутренние психологические ограничения творческого мышления - их называют барьерами креативности. Это может быть недостаток времени, страх критики, сниженная самооценка, страх неудачи.
Психологи рассматривают повышение креативности как один из элементов повышения силы мозга, психологического и интеллектуального развития личности. Как же развить или усилить свою креативность? Какие факторы влияют на повышение силы мозга? В первую очередь - это максимальное использование имеющихся интеллектуальных и психических возможностей, снятие самоограничивающих убеждений типа:
·я не из тех, кто способен учиться, я плохо успевал в школе;
·я слишком стар, чтобы учиться;
·я не творческая личность;
·у меня плохая память;
а также - преодоление имеющихся объективных преград:
·улучшение памяти;
·ускоренное обучение с использованием разработанных стратегий нейро-лингвистического моделирования.
За последние годы произошли столь серьезные изменения в социокультурной ситуации и в психологическом климате нашей страны, что они начали явственно сказываться на психическом здоровье студенчества, в том числе и студентов театрального вуза. За последние пять-десять лет у людей 19-24 лет наблюдается более высокий уровень невротизации, чем у предыдущих поколений. Налицо большее число внутренних конфликтов и проблем в области личной и творческой жизни. Состояние тревоги, неудовлетворенности обучением, отсутствие планов на будущее - все это мешает реализации творческого потенциала личности, развитию творческих способностей.
Это состояние внутреннего напряжения влечет за собой мышечные зажимы, которые, в свою очередь, блокируют творческое подсознание. Следовательно, тормозятся ассоциативные функции, творческое воображение и весь комплекс неосознанных процессов психики, которые детерминируют творческий поиск. В театральный вуз ныне приходят абитуриенты с неразвитым, разбалансированным вниманием, эмоционально бедные, с катастрофически низким культурным уровнем, отсутствием неожиданных и разнообразных ассоциативных связей.
Все методические разработки практической психологии так или иначе ставят своей задачей обретение человеком внутренней свободы, развивают его способности к саморегуляции и внутреннему росту, т.е. тем или иным способом раскрывают его творческий потенциал. Не случайно в настоящее время во всем мире наблюдается тенденция перемещать фокус внимания врачей, психологов и пациентов с проблем чисто психиатрических на проблемы духовного роста и творческой реализации личности. Можно даже утверждать, что творчество стали рассматривать как универсальное лекарство от невроза.
Важная тенденция в разработке различного рода тренингов и психотехник связана с влиянием на западную культуру восточной философии и восточного образа жизни. В основе многих тренингов лежат представления восточной культуры о духовном росте человека как о смысле его жизни, а отсюда и своеобразные подходы к пониманию личности, и соответствующие им психотехники, открывающие пути к самосовершенствованию. Достаточно вспомнить философию и упражнения йоги, значительно обогатившие современные методики творческого раскрепощения. Особенности восточной традиции состоят в том, что она, во-первых, обращается к этической стороне бытия, во-вторых, специально обучает человека концентрации внимания на собственном внутреннем мире, а в-третьих, в основу тренинга кладет раскрепощение мышц или релаксацию как условие освобождения подсознания. Релаксация может иметь целью последующую медитацию, как это практикуется на Востоке, а может стать необходимым условием самореализации и снятия излишнего самоконтроля. Такие цели как раз и преследует практическая психология на Западе. С Востока пришла в западную психологию и идея о важнейшей роли психической энергии в бытии человека, в его физическом и психическом функционировании и, следовательно, в его творческом росте.
Одновременно с влиянием восточной традиции западная психология находится под воздействием представлений о космической, трансцендентной миссии человека в русле идей В.И. Вернадского, Пьера Тейяра де Шардена, Николая и Елены Рерих.
2. Процесс развития творческих способностей при преодолении барьеров креативности
В системе современных наук о человеке значительно влияние гуманистической психологии в лице ее представителей Абрахама Маслоу, Карла Роджерса и одного из крупнейших мыслителей XX века Эрика Фромма. Тренинги, основанные на идеях гуманистической психологии, объединены под общим названием «человеко-центрированная психология и педагогика». Гуманистические принципы такого рода тренингов изложены в книге Натали Роджерс «Путь к целостности», где одна из глав не случайно имеет название «Творческая связь». Вот эти принципы:
.Все люди обладают природной склонностью к творчеству.
.Творческий процесс исцеляет.
.Личностный рост и высшие состояния сознания достигаются посредством осознания себя и своего места в мире, в процессе самопознания и инсайта.
.Переживания горя, гнева, боли, страха, радости и вдохновения являются тем «тоннелем», по которому мы должны пройти, чтобы попасть на другую сторону - к самопознанию, пониманию и целостности.
.Наши переживания и эмоции являются источником энергии. Эта энергия может быть направлена, высвобождена и преобразована посредством экспрессии и экспрессивных искусств: движения, художественных ремесел, вокала, музыки, медитации и воображения.
.Экспрессия - это проявление бессознательного. Она позволяет высветить неизвестные аспекты нашей личности, обнаружить новую информацию о нас самих и достичь нового, высшего уровня осознания нашего бытия. Для этой цели предлагается целая система специальных упражнений.
.Виды искусства взаимосвязаны. Одна из его форм стимулирует другую, приближая нас к сущности - к высвобождению нашей жизненной энергии.
.Существует тесная связь между нашим внешним и внутренним миром. По сути, наш мир един, и, путешествуя внутрь себя, мы обнаруживаем это единство внутреннего и внешнего. Поэтому личностный рост возможен в безопасном, поддерживающем личность окружении. Оно создается родителями, учителями, терапевтами, руководителями групп, коллегами. Отношения должны быть естественными, теплыми, сопереживающими, открытыми, а люди, нас окружающие, - понимающими нас и заботливыми.
.Огромную роль в этом процессе познания себя и установления своего единства с миром играют источники энергии. Поэтому в гуманистической психологии и вообще в психотехниках Запада уделяется такое внимание энергетическим тренингам, цель которых - высвобождение закрепощенной или ложно направленной энергии. Основная задача такого рода тренинга - концентрация энергии на творческих задачах. Только соприкосновение с универсальными источниками энергии позволяет человеку устанавливать продуктивные отношения с сообществом людей и с миром в целом.
.В тренинге участник проводит как бы внутреннее исследование своих ресурсов, целью чего является пробуждение креативности. Творческая реализация личности - это прежде всего развитие способности к сотрудничеству и сотворчеству, достижение высшей цели и реализация всех своих потенциальных сил и возможностей. В сочетании с сочувствием и состраданием способность к творчеству объединяет нас с миром - с другими культурами и природой. Итак, человек согласно представлениям гуманистической психологии в принципе расположен к щедрости, благородству, великодушию, любви, творческому взаимодействию с другими людьми.
В настоящее время появилось множество работ, переводных и отечественных, авторы которых предлагают различные тренинги, рекомендации и рецепты самореализации, советы по поводу того, как стать успешной, продуктивно общающейся, самодостаточной личностью. Есть, однако, существенное различие в понимании смысла творчества в зарубежной и отечественной психологии.
Обращаем внимание читателя на то, что часто слово «релаксация» переводят как «расслабление». В общем-то, это справедливо, но в контексте представлений, лежащих в основе аутогенной тренировки, недостаточно корректно. На самом деле речь идет об активном состоянии сознания (воли), в частности о произвольном внимании, которое управляет подсознанием. Поэтому точнее было бы говорить о внутреннем раскрепощении, о снятии высоких барьеров самоконтроля. Человек, находящийся в состоянии аутогенного погружения, внутренне активен и в любую минуту, как сжатая пружина, способен к активному действию. (Не случайно в настоящее время различные модификации метода Шульца широко используются при подготовке спортсменов, в войсках особого назначения, в подразделениях МЧС и т.п.)
Метод, предложенный Вильгельмом Райхом, в прошлом последователем 3. Фрейда, а затем резко разошедшимся со своим учителем, в известной мере противоположен аутотренингу. Телесная терапия В. Райха призвана снимать так называемую «мышечную броню», возникающую как следствие стереотипов поведения, заложенных еще в детстве. Эта практика исходит из представления о том, что тело имеет свою собственную мудрость, поэтому акцент в этом методе делается на знакомстве с собственным телом, на исследовании того, как потребности, желания и чувства закрепляются, кодируются в различных позах и душевных состояниях. С этим связаны и известные напряжения, создающие «броню характера».
По представлениям В. Райха, жизненная энергия, подавляемая механизмами психологической защиты, может быть освобождена с помощью особой техники дыхания и прямого манипулирования с напряженными мышцами. В. Райх и его последователи разработали специальные упражнения для уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц. В результате раскрепощения мышц происходит энергетическая разрядка и высвобождение подавленных прежде эмоций. А это делает человека, согласно В. Райху, более свободным и счастливым.
А. Лоуэн, американский психиатр, в свою очередь, утверждал, что высвобождение энергии у невротиков облегчает самовыражение и возвращает человека в его естественное состояние. Этот результат достигается с помощью специальных двигательных упражнений. Большое значение в этой технике придается дыханию. Существуют специальные диагностические позы, позволяющие определить причины стесненного дыхания.
Внутреннее раскрепощение, как считал А. Лоуэн, сопровождается чувством удовольствия. В этом виде тренинга используются упражнения, позволяющие достичь полного и глубокого дыхания. Очень валены при этом энергетически заряженные, заземленные и уравновешенные позы (что, выражаясь метафорически, означает «почувствовать почву под ногами»). Подобные двигательные упражнения осуществляются в группе, участники которой помогают друг другу выплеснуть свои отрицательные эмоции (отреагировать), испытать ощущение мышечной свободы и, как следствие, пережить радость раскрепощения.
Перечислим некоторые другие техники телесной терапии, связанные с раскрепощением. Одной из них является так называемый ролъфинг, метод, названный по имени автора - Иды Рольф. С помощью специального массажа ступней и лодыжек достигается расслабление мышц спины, затем освобождение шеи и реорганизация движений суставов. Особое внимание уделяется массажу грудной клетки, после чего переходят к раскрепощению туловища, таза, плеч.
Метод Моше Фелъденкрейса, в прошлом чемпиона по дзюдо, формирует телесные привычки, восстанавливающие естественную грацию и свободу движений. С помощью специальных упражнений участник группы осознает имеющиеся у него мышечные напряжения и старается от них освободиться. В результате его «образ Я» изменяется в лучшую сторону, расширяется самосознание и происходит развитие творческих способностей.
В методе Александера, актера по профессии, особое место отводится изучению поз и осанки. Автор исходит из принципа единства тела и психики. Сам Матиас Александер в 1930-е годы потерял голос и, пытаясь помочь самому себе и товарищам по несчастью, разработал систему движений, основанную на уравновешенном взаимодействии головы и позвоночника. В своей книге «Дышащий человек» М. Александер рассказывает, как в результате разработанного им тренинга он восстановил голос и вернулся на сцену. В данной технике тренер помогает человеку найти такое положение головы и тела, при котором возникает ощущение «кинестетической легкости». При этом происходит и коррекция психических установок.
К телесной терапии относится и так называемая первичная (холистическая) терапия Артура Янова. Автор считает, что, обратившись к раннему детству пациента и преодолевая бессознательное сопротивление последнего, можно активизировать чувственную область психики в ее единстве с познавательной, воспринимающей и интуитивно-творческой сферами. Тем самым расширяется уникальный опыт личности, чувства человека делаются более интенсивными, и при этом высвобождается заблокированная творческая энергия.
Еще в 1920-е годы немецкая танцовщица, а в прошлом гимнастка Эльза Гиндлер заложила основы телесного подхода в психотерапии, впоследствии названного терапией концентрированного движения. Существенное отличие этого подхода от всех остальных психотехник состоит во включении в комплекс упражнений свободного, осмысленного, ассоциативного движения. Важную роль в терапевтическом эффекте напряжения и расслабления играло дыхание. Уже в 1920-е годы формирование метода связывалось больше с педагогической и художественной практикой, чем с лечебной. Так были заложены основы арт-терапии. В настоящее время усилиями учеников Эльзы Гиндлер метод широко внедрен в психотерапевтическую практику в Германии.
Дальнейшее развитие данного метода связано с методом телесно ориентированной терапии. Его принцип состоит в свободной ассоциации телесного выражения как непосредственного проявления подсознания и интерпретации того, что выражено другими участниками группы.
Определенный интерес для нашей темы представляет и танцевальная терапия, у истоков которой стояла Айседора Дункан. В современном виде эту технику разрабатывает Мариан Чейс. Цели этого вида тренинга заключаются в более полном осознании возможностей собственного тела, развитии его положительного образа, приобретении определенных социальных умений, исследовании чувств участника тренинга и создании опыта взаимодействия в группе. Автор методики разработала серию структурированных упражнений на расслабление, организацию дыхания, размещение тела в пространстве.
Из отечественных методических разработок представляет значительный интерес психогимнастика М.Н. Чистяковой, основанная на синтезе методик, предложенных еще в 1976 году чехословацким психологом Г. Юновой, и своеобразной модификации известного метода психодрамы Дж. Морено. Методика первоначально предназначалась для подростков. Каждое занятие включало ритмику, пантомиму, коллективные игры и танцы. Оно состояло из трех фаз:
·снятие напряжения (разные варианта бега и ходьбы, выбор партнера, что тоже имеет диагностическое значение);
·пантомима, импровизационное поведение в различных заданных ситуациях и навыки раскрепощения мышц;
·заключительная фаза, когда закреплялось чувство общности в совместной деятельности группы в различных коллективных играх и танцах.
В ходе такого тренинга подросток учится читать эмоциональное состояние партнера, свободно выражать свои чувства и уметь ими управлять. Представляется перспективным использование этого метода и его модификаций в профессиональном тренинге будущего актера.
В 2000-е годы Патриция Релш (Канада) исследовала в тренинге возможности некоторых принципов, постулированных Вильгельмом Райхом и Александром Лоуэном. Эти принципы основывались на следующих теоретических положениях:
.Существуют реципрокные связи между психическим и физическим уровнями экспрессивных систем человека.
.Эффективное функционирование тела зависит от правильности работы всей энергетической системы человека. Поэтому при тренинге психотехники важна вся биоэнергетическая система человека.
3. Арт-терапия как средство преодоления барьеров кретивности и творческих способностей
барьер креативность творческий терапия
Найти подход к другому человеку, донести до него этические и эстетические нормы и ценности, развить его способности к самостоятельному творчеству и самореализации легче всего с помощью искусства. Вот почему психология и психотерапия все активнее обращаются к театру, музыке, вокалу, танцам, объединяя такого рода тренинги понятием «арт-терапия».
Отметим три важнейших момента, связанных с воздействием искусства на душу человека и способствующих его «излечению» в самом широком смысле этого слова. Во-первых, в арт-терапии особо важное место занимает воображение, позволяющее жить как бы второй жизнью. Эта жизнь определяется двойственностью сознания и связанной с этим возможностью существовать параллельно в двух планах - воображаемом и реальном. Жизнь в воображаемом плане позволяет субъекту взглянуть на себя и свои проблемы со стороны, управлять сложившейся ситуацией, прожить тысячу жизней в другие времена, в других странах, наконец, просто начать жизнь заново.
Соучастие и сопереживание лежат в основе театрального искусства и свидетельствуют о его игровой природе. Сценическая игра, сохраняя функцию самовыражения, свойственную детской игре, становится во взрослом возрасте «игрой для других», вовлекая зрителя в соучастие и сопереживание происходящему на сцене. Театральность свойственна природе человека и уходит корнями в глубокую древность.
И. Хейзинга (1938), а следом за ним Р. Лэнди (2001) предполагают, что принцип перевоплощения лежит в основе драматического события, будь то ритуальное действо, игра, импровизация или профессиональный театр. Лэнди определяет перевоплощение как способность человека примерить на себя
маску или роль. По его мнению, это парадоксальный процесс, включающий в себя контакт и разъединение, надевание на себя маски и снятие ее, одновременное существование в сфере «Я» и «не-Я».
Другой особенностью арт-терапии является то, что создание произведений искусства определяется бессознательными - спонтанными, эмоциональными, интуитивными - процессами.
Для определения сущности психодрамы необходимо рассмотреть два аспекта проблемы, которые можно обозначить как «театр и игра» и «театр и религия». В понимании природы этого явления одним из ключевых понятий является катарсис и его психотерапевтический эффект. В книге «Психодрама и групповая психотерапия», изданной в 1946 году, Дж. Морено так определяет это понятие: «Психодрама - наука, исследующая «истину» драматическими методами», главным из которых является действие. Морено объясняет природу метода тем, что сцепа дает особую свободу для выражения содержания внутренней жизни действующего на ней человека и помогает ему приобрести особый опыт. Средствами искусства и особенно театра можно достичь катарсиса. Так, «Терапевтический театр», созданный Морено, призван помочь пациенту освободиться от невыносимого напряжения, которое до конца им не осознается.
Средством достижения относительного равновесия, очищения, разрешения эмоциональных конфликтов и является катарсис. Сущность психодрамы состоит, таким образом, в том, что драматическая игра помогает перевести содержание из вербального в действенное. Эта своеобразная игра включает несколько стадий: вначале следует делать вид, что исполняешь роль, затем наступает очередь проигрывания той же сцены как бы в прошлом, затем следует переживание содержания сцены в настоящем и, наконец, проба себя в будущем. При этом принципиально участие в действии других членов группы, что помогает взглянуть на себя и свою ситуацию новыми глазами.
Психодрама использует пять основных инструментов. Это: сцена, субъект или протагонист (пациент), режиссер, штат «терапевтических помощников» (вспомогательные ego), публика.
Сцена представляет собой максимально гибкое жизненное пространство. По форме она круглая, и это принципиально важно. Пространство сцены шире жизненного, бытового, это как бы расширение жизни. Реальность и фантазии не находятся в конфликтных отношениях, и если предлагаемые обстоятельства, т.е. иллюзии и галлюцинации больного человека становятся реальностью, они воспринимаются им с помощью чувств. При этом очень важны, конечно, вдохновение и спонтанность действия.
Чем аморфнее продукция, выдаваемая клиентом, тем сценическое выражение менее адекватно глубинному содержанию подсознания. Подсознание реализуется в образах и символах. Ценным, стимулирующим подсознание материалом здесь являются народные игры, сказки, ритуалы, посвященные сбору урожая, любовные игры, все комедии, различные проявления остроумия. (Кстати, по мнению Морено, в трагедии подсознание проявляется труднее, чем в комедии, по причине депрессии.) Все перечисленные приемы помогают протагонисту (пациенту) не превратиться в актера, но стать на сцене тем, чем он является в действительности. «Другие» играют людей из его жизни. Вторым «Я» клиента является режиссер. Режиссер одновременно и постановщик, и терапевт, и аналитик. Каждый намек приводится им в действие. Объединить постановку с жизненной линией пациента и не допустить при этом потери публики - вот одна из его первоочередных задач. Как терапевт режиссер может нападать на пациента, шокировать его, смеяться, шутить, а иногда и самоустраняться, «умирая в актере». Как аналитик он дополняет сыгранное пациентом собственной интерпретацией, организует реакцию публики.
Публика, в свою очередь, помогает протагонисту, или же протагонист помогает публике, и тогда зрители сами становятся пациентами. Во всех случаях публика выполняет очень важную функцию - она выражает общественное мнение. Последнее положение лежит в основе целого ряда театральных экспериментов.
Психодрама получила широкое распространение в Америке в 30-40-е годы как один из эффективных методов групповой психотерапии. Так, Франко изучал возможности психодрамы в преодолении социальных и расовых предубеждений. Калгасар с помощью психодрамы занимался подготовкой психотерапевтов. Лофт впервые применил методы психодрамы с пациентами-детьми, a Полански и Харкинс использовали психодраму как элемент госпитальной терапии. Эффективно ее проведение в психотерапевтической среде в госпитале или дневном стационаре. В литературе описан опыт работы с умственно отсталыми, с больными афазией. Доказана эффективность лечения с помощью психодрамы эпилептиков, хронических больных и т.д.
Таким образом, психодрама доказала свою эффективность как один из методов групповой терапии, основанной на самых важных принципах театрального зрелища. Но в качестве лечебного средства она теряет при этом эстетические качества. В случае же, если мы имеем дело с театральным спектаклем, критерии выразительности, художественного обобщения, зрелищности являются обязательными.
Каковы же возможности психодрамы в деле развития креативности личности? Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим ее основные приемы.
Авторы книги «Об основах психодрамы: история, теория и практика» Адам и Эли Блантнер описали принципы психодраматической техники. Они считают, что психодрама в ее широчайшем применении имеет целью именно освобождение индивидуальных, групповых и организационных творческих возможностей
Основными принципами техники психодрамы являются следующие:
·В большей степени необходимо использовать физические действия, а не повествование, показ ситуации, а не рассказ о ней.
·Использование прямого адреса, т.е. рассказ о людях, которые вовлекаются в процесс и играют дополнительные роли. Они раскрывают подробности, т.е. активно участвуют в психодраме.
·Активное поведение других людей, которые участвуют в сценах, вызывает более спонтанное и более прямое поведение у самого участника.
·Создание абстрактной ситуации менее желательно, чем конкретная работа со специфическими сценами. Следует создавать подлинные столкновения всюду, где это возможно.
·Необходимо поощрять участников к утвердительным заключениям относительно своих желаний, страхов, намерений, использовать предложения, начинающиеся с «я».
·Работать с ситуацией в прошлом или будущем, как если бы она случилась в настоящем, здесь и теперь. Обратить внимание на ценность потенциальных возможностей для споров, для того чтобы договориться, и поэтому использовать такого рода опыт.
·Обращать особое внимание на невербальные компоненты, т.е. на тон голоса, модуляцию, интонацию, интенсивность, походку, а также на позу, жесты, экспрессию в коммуникации.
·Упражняться с участниками непосредственно в эмпатии. Работать над повышением уровня самораскрытия и честности, особенно в отношении чувств.
·Уважать и прислушиваться к межличностным предпочтениям в динамической группе.
·Постоянно оценивать и давать обратную связь группе в отношении коллективных предпочтений, с тем, чтобы помочь участникам работать над их собственными проблемами. Учитывать взаимосвязи и рассматривать конфликтные решения, т.е. использовать социометрию.
·По возможности использовать игровой стиль в решение ситуации.
·Менять (варьировать) идентичность участников, т.е. людей, играющих символические роли, или ситуацию, чтобы ограничить сверхвключенность одних и, с другой стороны, стимулировать чувство альтернативных возможностей у других.
·Использовать символы и метафоры, персонифицировать их и делать более жизнеспособными.
·Включать другие артистические символы и средства, такие как движение, костюм, поэзию, искусство, музыку (звук) или световые эффекты.
·Обострять или усложнять поведение участников, чтобы исследовать широкие возможности разных решений ситуации.
·Признавать и использовать природу и ценность процесса «разогрева», т.е. предварительного раскачивания, как предвестника творческого поведения.
·Использовать средства драматической техники и реального расширения контекста драмы, для того чтобы исследовать и выражать опыт воображаемой ситуации, так же как и реальной, сделать их по возможности конкретными.
·Приветствовать и всячески поощрять моменты подъема, возбуждения, энтузиазма и творческого раскрепощения.
·Активно использовать и культивировать сублимацию - канал творческой энергии - и переходить, таким образом, к альтернативам невротического поведения, переводя его в динамическое развитие характера.
·Использовать лечебные факторы групповой терапии. Основной смысл и цель этих принципов состоит в том, чтобы спровоцировать спонтанность, которая отражается в импульсивности, восприимчивости и эффективно способствует творческой интуиции и инсайту.
Таким образом, психодрама может быть использована как средство развития личности среди других психотерапевтических подходов: бихевиористских, направленной фантазии, гештальттерапии, биоэнергетического анализа и других творческих арт- или рекреационных терапий.
Техника психодрамы может быть классифицирована в четырех основных категориях: основная (базовая), различные сцены, разрешение конфликтов и упомянутый выше «разогрев». Краткий список различных специфических приемов, которые можно использовать как средство развития креативности, приводится ниже. Подробное описание основных приемов молено найти в ряде специальных руководств.
Для развития креативности особенно ценно достижение спонтанности, поэтому в психодраме используются элементы искусства: коллажи, театральные игры и «сенсорное пробуждение», а также направленная фантазия, поэзия, движение, танец, музыка и ритм.
Эти техники, разработанные Морено и другими специалистами по психодраме за последние пятьдесят лет, могут быть использованы не только в классическом варианте, но также в модифицированной свободной форме.
Заключение
Учитывая то, что носителем творчества является человек, а креативность - его неотъемлемым атрибутом, можно определить креативность как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.
Креативность проявляет себя многообразно. Это - быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы. Существенным условием актуализации этой способности является самообладание и уверенность в себе.
Конструктивное отношение к фрустрации предполагает признание за ней роли закономерного этапа креативного процесса, который служит сигналом для реорганизации деятельности. В этот момент целесообразно осознать, какой барьер или барьеры препятствуют проявлению креативности, в рамках какого стереотипа мы находимся, в какой области нам недостаточно информации и где ее можно получить и т.д.
Важнейшим условием творческой реализации является прежде всего наличие творческой энергии и умение этой энергией управлять, т.е. высокий уровень саморегуляции личности. Очень часто энергия не функционирует нормально по причине высокого самоконтроля, блокирующего подсознание. На основе мышечной релаксации, достигаемой в разных вариантах аутогенной тренировки, возможны и техники произвольного самовнушения, и развитие высших творческих функций (психических процессов): произвольного внимания, ярких наглядно-чувственных представлений (видений), воображения, эмоционального переключения и др.
Наиболее распространённым способом преодоления барьеров креативности является арт-терапия (в работе рассмотрен один из её вариантов - психодрама).
Список использованной литературы
1.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2003. - 576 с.
2.Вертгеймер М., Продуктивное мышление. - М., 2007 - 400 с.
.Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб, 2004 - 378 с.
.Дружинин В.Н. Диагностика общих способностей. - М., 2006 - 279 с.
.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 2007 -280 с.
.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 2000. -192 с.
.Морено Дж. Театр спонтанности. Красноярск, 2003. -344 с.
.Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., 2006 - 352 с.
.Хрящева Н.Ю., Макшанов С.И. Психогимнастика в тренинге. Тренинг креативности. - СПб., 2006. - 225 с.