Основные этапы создания юридического лица

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,79 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные этапы создания юридического лица















Курсовая работа

Основные этапы создания юридического лица

Содержание

Введение

. Понятие, способы и правовое регулирование создания юридических лиц

.1 Понятие и способы создания юридического лица

.2 Нормативно-правовая база государственного регулирования создания юридических лиц

. Основные этапы создания юридического лица

.1 Подготовка и создание организации. Учредительные документы юридического лица

.2 Государственная регистрация юридического лица

.3 Лицензирование деятельности юридических лиц

Заключение

Список используемой литературы

лицензирование государственная регистрация юридическое лицо

Введение

Независимо от того, чем субъект гражданского права планирует заниматься, - продажей пирожков либо добычей и реализацией нефти в промышленных масштабах, его деятельность должна быть узаконена в соответствии с законодательством той страны, в которой он будет ее организовывать, регистрировать и осуществлять. В России, как и в любой другой цивилизованной и правовой стране, процесс создания юридического лица регулируется на законодательном уровне. За незаконное предпринимательство в нашей стране виновные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Если же сравнить объем законодательной базы, регулирующей статус юридических лиц (совокупность норм, регулирующих создание и функционирование всех видов и типов юридических лиц) и статус физических лиц в современном гражданском праве, становится очевидной и сложность этого правового института.

В сегодняшней России не приходится говорить о недостатке разнообразия и численности юридических лиц. Разросшийся государственный аппарат, наоборот, требует сокращения и упорядочивания. Очевидно изобилие разнообразных общественных, религиозных и политических организаций. Несмотря на определенное по сравнению с первой половиной девяностых годов прошлого века сокращение количества коммерческих организаций, число их огромно.

Но ведь каждое юридическое лицо в той или иной мере влияет или на социальные аспекты общественной жизни, или на идеологические, или на экономические. С каждым юридическим лицом связаны общественные отношения, условия жизни, а иногда и судьбы граждан нашей страны.

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания.

Актуальность темы курсовой работы Создание юридического лица обусловлена тем, что юридические лица, как участники гражданских правоотношений образуют один из важнейших институтов гражданского права, который влияет все сферы социально-экономической жизни государства, а это налагает на государство обязанность регулировать отношения, связанные с созданием юридических лиц.

Цель курсовой работы - изучить основные положения создания юридического лица.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

. Дать понятие и рассмотреть способы создания юридического лица

. Определить нормативно-правовую базу государственного регулирования создания юридических лиц

. Рассмотреть порядок подготовки и создания организации юридического лица

. Охарактеризовать последовательность государственной регистрации юридического лица

. Рассмотреть порядок лицензирования деятельности юридических лиц

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной (и иной юридической) практики и специальной литературы.

1. Понятие, способы и правовое регулирование создания юридических лиц

1.1 Понятие и способы создания юридического лица

Процесс образования юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия первой или второй группы субъектов в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц.

Установленные в отдельных правопорядках способы создания юридических лиц различаются в зависимости от роли государства в процессе возникновения нового субъекта права. Выделившись в особую силу как продукт развития общественных отношений, государство становится необходимым условием их существования и воспроизводства. Без санкции верховной власти нельзя быть субъектом права. Мера поведения, закрепленная за человеком или общественным образованием, является субъективным правом или обязанностью постольку, поскольку она санкционирована законодателем.

При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Явочный порядок создания юридических лиц дает учредителям максимальную свободу в образовании юридических лиц, ибо для возникновения юридического лица достаточно факта волеизъявления учредителей, а государственной регистрации не требуется. Такой порядок является скорее исключением, нежели общим правилом. Явочный порядок используется за рубежом при создании юридических лиц отдельных видов.

На территории Российской Федерации создание юридических лиц в явочном порядке не допускается, хотя возможность существования некоего "фактического образования" имеется. Согласно ст. 3 Федерального закона "Об общественных объединениях" граждане вправе создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

М.В. Жабреев выделяет особый, признаковый способ создания юридических лиц, который означает, что статус конкретной организации определяется исключительно исходя из наличия у нее признаков, характерных для юридического лица. Этот способ есть разновидность явочного порядка создания юридических лиц, недостатки и непригодность для практического применения которого общеизвестны.

Регистрационный порядок. При установлении регистрационного (явочно-нормативного, нормативно-явочного, заявительного, уведомительного) способа юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации уполномоченным государственным органом. Регистрационный порядок создания коммерческих, а иногда и некоммерческих юридических лиц предусмотрен практически во всех зарубежных странах

На территории Российской Федерации в регистрационном порядке создается большинство видов юридических лиц (ст. 51, п. 1 ст. 52 ГК РФ; Закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" допускается уведомительный порядок создания профессиональных союзов, который фактически является разновидностью регистрационного.

Используемый в настоящее время в Российской Федерации явочно-нормативный (или нормативно-явочный, заявительный, регистрационный) порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: непредставление в регистрирующий орган всех предусмотренных этим Законом документов или представление их в ненадлежащий орган. Иные основания отказа в государственной регистрации юридического лица предусмотрены законами, определяющими правовое положение отдельных видов юридических лиц.

Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации - внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

По общему правилу государственная регистрация юридических лиц в настоящий момент осуществляется органами Федеральной налоговой службы России. Они принимают решения о государственной регистрации, ведут Единый государственный реестр юридических лиц, вносят в него записи о создании, прекращении юридических лиц, предоставляют в установленном законом порядке информацию о сведениях, включенных в Реестр, осуществляют иные связанные с этим полномочия.

Однако в ряде случаев государственная регистрация осуществляется по решению иных уполномоченных на это органов. Например, на основании ст. 15 Закона о банках решение о государственной регистрации банков и иных кредитных организаций принимает ЦБР, который в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется по решению Министерства юстиции Российской Федерации или его территориальных органов.

Отказ в государственной регистрации юридического лица может быть обжалован в судебном порядке.

Договорно-правовой порядок, иногда выделяемый как самостоятельный способ создания юридических лиц, является разновидностью регистрационного (явочно-нормативного, нормативно-явочного, заявительного, уведомительного) порядка.

Создание юридических лиц в разрешительном порядке предусматривает обязательное получение предварительного согласия или разрешения уполномоченного государственного органа на создание конкретного юридического лица.

Для образования юридического лица в таких случаях учредителям необходимо до государственной регистрации юридического лица получить согласие (решение, разрешение) от органа, уполномоченного на это соответствующим нормативным актом. Разрешительный порядок устанавливается в целях защиты публичных интересов. К примеру, для банков такой порядок установлен, прежде всего, для защиты прав широкого круга лиц, которые будут доверять этим организациям свои денежные средства (ст. 12 Закона о банках). При создании коммерческих организаций, которые могут занять доминирующее положение на рынке определенного товара (услуги), необходимость согласия антимонопольного органа установлена в целях поддержания и защиты конкуренции на этом рынке (ст. 17 Закона "О защите конкуренции").

Разрешительный способ создания юридических лиц не имеет самостоятельного значения, ибо разрешение на создание юридического лица не является основанием для возникновения у организации статуса юридического лица, а служит обязательным предварительным условием. В дальнейшем процедура создания может осуществляться одним из трех указанных выше способов.

Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется. Этот порядок преобладал в период господства в СССР плановой экономики, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов.

Таким образом, создание юридических лиц - это процесс, направленный на достижение главной цели: обеспечение функционирования этого юридического лица. Сам процесс состоит из трех основных этапов: проектирование юридического лица, разработка учредительных документов, его государственная регистрация и лицензирование (в случае необходимости).

1.2 Нормативно-правовая база государственного регулирования создания юридических лиц

В настоящее время нормативная база государственного регулирования создания юридических лиц весьма обширна.

Если в 1990 году она ограничивалась в основном Законом СССР "О государственных предприятиях", Законом СССР "О кооперации", Постановлением Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий", то сейчас в качестве основных нормативных актов можно перечислить следующие.

. Гражданский кодекс Российской Федерации.

. Федеральный закон "Об акционерных обществах" № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года.

. Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" № 211-ФЗ от 17 декабря 1999 года.

. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" № 7-ФЗ от 12 января 1996 года.

. Федеральный закон "О производственных кооперативах" № 41-ФЗ от 8 мая 1996 года.

. Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" № 63-ФЗ от 31.05.2002.

. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.1995 № 135-ФЗ.

. Письмо Сбербанка РФ от 29.08.1994 № 01-2-2623 "О порядке открытия временного расчетного счета юридическим лицам".

. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

. Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах".

. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".

. Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ "О кредитной кооперации".

. Распоряжение Госкомимущества РФ от 05.04.1994 № 723-р "О порядке создания лесопромышленных холдинговых компаний".

. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации".

. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях".

. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (вместе с Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, Правилами взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации).

. Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".

. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

. Приказ Минэкономики РФ от 07.02.1996 № 2 "О порядке регистрации акционерных обществ с иностранными инвестициями".

. Постановление ФКЦБ РФ от 02.10.1997 № 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг".

. Постановление ФКЦБ РФ от 18.06.2003 № 03-30/пс "О стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.08.2003 № 5032).

. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

Следует отметить, что нормативные акты регулируют следующие основные элементы процесса создания юридических лиц:

. Основные положения о юридических лицах.

. Классификация юридических лиц и их организационно-правовые формы.

. Характеристики отдельных видов юридических лиц и их типов (правовой статус, взаимоотношения учредителей, степень ответственности...).

. Порядок учреждения юридического лица.

. Порядок государственной регистрации юридических лиц.

. Порядок регистрации юридических лиц как плательщиков налогов и сборов.

. Порядок государственной регистрации атрибутов юридических лиц (печатей, штампов, товарных знаков, ценных бумаг, лицензирование).

Эти правовые акты в подавляющем большинстве своем относятся к гражданской отрасли права. Но государственная регистрация как самих юридических лиц, так и их атрибутов носит характер административных отношений. Поэтому помимо отношений, возникающих между равноправными субъектами, необходимо понять и то, как государство диктует правила поведения этих субъектов при регистрации юридических лиц.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, является Закон, который был принят на основании и во исполнение ст. 51 ГК РФ. Гражданский кодекс устанавливает общее правило, согласно которому юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Важно отметить, что в случаях расхождения Закона или актов, принятых в его развитие, с ГК приоритет, безусловно, следует отдавать Кодексу. Нормы, предусматривающие государственную регистрацию, содержатся также в федеральных законах, регулирующих отношения по поводу организации и деятельности различных организационно-правовых форм юридических лиц. Это Федеральные законы, так же как и Закон, принятые на основании и во исполнение Гражданского кодекса: "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 № 208-ФЗ, "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 № 14-ФЗ, "О производственных кооперативах" от 08.05.1996 № 41-ФЗ, Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 № 7-ФЗ и некоторые другие.

Отношения по поводу государственной регистрации юридических лиц наряду с законодательными актами могут регулироваться нормативными указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и иными федеральными законами. Федеральное правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные государственной регистрации юридических лиц, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации. Конечно же, постановления Правительства Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Следует отметить, что нормативные акты регулируют следующие основные элементы процесса создания юридических лиц: основные положения о юридических лицах; классификация юридических лиц и их организационно-правовые формы; характеристики отдельных видов юридических лиц и их типов (правовой статус, взаимоотношения учредителей, степень ответственности); порядок учреждения юридического лица; порядок государственной регистрации юридических лиц; порядок регистрации юридических лиц.

2. Основные этапы создания юридического лица

2.1 Подготовка и создание организации. Учредительные документы юридического лица

Решение проблемы создания предпринимательской организации созвучно решению любой проблемы и поэтому в обобщенном виде представляет собой процесс: осмысления потребности, определения цели, постановки задач, выработки вариантов решения задач, принятия решения (т.е. выбор оптимального сочетания вариантов решения), обеспечения исполнения задач и оценки результатов.

Соответственно складываются и основные этапы создания юридического лица: оценка ресурсов и вариантов; принятие решения; обеспечения создания организации; создание организации.

Общее осмысление идеи предложения рынку товаров (услуг, работ). Осмысление должно основываться на оценке имеющихся ресурсов. Если даже полностью отсутствуют материальные, технологические, финансовые и кадровые ресурсы, то это не означает краха задуманного предприятия (в смысле начинания). Наличие у желающего организаторских ресурсов, предпринимательского таланта может возместить отсутствие иных резервов.

Разработка вариантов бизнес-плана будущего производства товаров (услуг, работ). Бизнес-план в условиях рынка, как известно, начинается не с того, что организатор можете дать, а с того, что хочет взять потребитель, с рыночного спроса. Проектирование организационно-правовой формы предпринимательской структуры.

Исходя из бизнес-плана, т.е. из проекта содержания будущей предпринимательской деятельности, организатор может проектировать организационно-правовую форму предпринимательской структуры.

Процесс проектирования организационно-правовой формы предпринимательской структуры заключается в следующем.

Оценка ресурсов и вариантов. Следует оценить наличие и необходимость квалифицированных кадров, а также требуемую степень их привлечения (партнерство, сотрудничество).

Нужно выяснить и сопоставить финансовые затраты на создание организации-предприятия и на организацию индивидуальной предпринимательской деятельности, а также определить источники финансирования.

Немаловажно определить, согласны ли будущие контрагенты работать с индивидуальным предпринимателем или предпочтут организацию.

Уточнить, какие структуры производства и управления им предусмотрены бизнес-планом.

Осмыслить свое чувство лидерства, определить свое место в управлении организацией.

Проанализировать необходимость создания собственной организации или оформления относительно автономного филиала, отделения уже функционирующего юридического лица.

Выявить возможность использования для вашей предпринимательской деятельности одной из форм некоммерческих организаций.

Принятие решения. Определить, коммерческая или некоммерческая организация создается. Выбрать для нее организационно-правовую форму. Выработать схему системы управления организацией. Установить место (город, регион) государственной регистрации.

Обеспечение создания организации.

. Подготовить следующие данные (техническое задание) для разработчика учредительных документов: наименование и организационно-правовая форма; место расположения органа управления (юрадрес); величина уставного капитала; распределение уставного капитала между учредителями; порядок формирования уставного капитала (кто, чем, когда); схема управления организацией, компетенция органов управления; данные учредителей (паспорт, свидетельство о регистрации юридического лица).

. Выбрать юридическую фирму для оформления государственной регистрации и сделать ей заказ. (Не следует доверять фирме, "штампующей" типовые учредительные документы.)

. Выбрать банк для открытия расчетного счета, после регистрации и постановки на учет в налоговой инспекции открыть расчетный счет.

. Определить схемы финансово-хозяйственных операций и разработать (поручить разработку специалисту) формы основных договоров и контрактов, в том числе и трудовых.

Создание организации:

проведение общего собрания инициативной группы, т.е. будущих учредителей;

заключение учредительного договора или договора о создании акционерного общества;

утверждение устава (на основе разработанного проекта);

оформление протокола общего собрания учредителей;

оплата госпошлины за регистрацию организации;

оплата (формирование) не менее 50% уставного капитала (фонда);

передача всех необходимых документов в регистрирующий орган (местная налоговая инспекция, подразделение Министерства юстиции);

получение свидетельства о государственной регистрации из регистрирующего органа;

нотариальное заверение необходимого количества копий учредительных документов;

постановка организации на учет в фондах, Госкомстате и в налоговой инспекции;

заверение в нотариате (или в банке) подписей руководителей организации на банковских карточках;

открытие в банке расчетного счета.

Одними из наиболее трудоемких и ответственных являются составление учредительных документов и государственная регистрация. Порядок их проведения регламентирован статьями 51, 52, 53 и 54 ГК РФ.

В статье 52 ГК РФ установлено, что:

"1. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное, в соответствии с ГК РФ, одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и некоторых других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором также определяются условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений".

Статья 52 ГК РФ в качестве учредительных документов называет либо устав, либо учредительный договор и устав, либо только договор. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем. Это означает недопустимость требования иных документов (например, решения учредителя), что, к сожалению, нередко практикуется. Регистрирующие органы не вправе своей волей устанавливать перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица, и, ориентируясь на него, задерживать регистрацию.

Договоры о создании юридического лица являются правопорождающими, правоизменяющими и правопрекращающими юридическими фактами, так как содержат условия, связанные с возникновением, развитием (модификацией) и прекращением соответствующего учредительного обязательства сторон (учредителей).

На признаки учредителя обращают свое внимание и суды. Так, ВАС РФ в своем Определении от 2 июля 2009 г. № ВАС-5365/09 указал, что участником общества с ограниченной ответственностью может быть лицо, изъявившее желание на вступление в общество. Обратное обстоятельство влечет ничтожность соответствующего учредительного договора, устава общества, а также решения общего собрания участников, что имело место в указанном деле.

Таким образом, суд отметил то, что принципиально важным и основополагающим будет наличие волеизъявления (воплощенного в действия желания) лица на вступление в общество, нежели формальное наличие подписи от имени этого же лица в учредительных документах.

В п. 2 ст. 52 ГК РФ сказано, какие сведения должны содержаться в учредительных документах. Игнорирование их может привести как к бесспорному отказу в регистрации юридического лица, так и к определенным осложнениям в процессе его деятельности. Одновременно с п. 2 ст. 52 ГК РФ следует руководствоваться законами о юридических лицах соответствующего вида.

Учредительный договор должен заключаться обдуманно, поскольку применительно к различного вида юридическим лицам законодатель определяет условия учредительного договора в ряде случаев диспозитивно. В меньшей мере это касается и уставов. Поэтому нежелательно механическое копирование чужих документов, которое весьма распространено.

Согласно п. 3 ст. 52 ГК РФ, изменения учредительных документов приобретают силу с момента их государственной регистрации (или с момента уведомления регистрирующего органа), они распространяются на отношения с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений даже при отсутствии их регистрации: в этих случаях юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации.

Положение п. 3 ст. 52 ГК РФ о том, что изменения учредительных документов приобретают силу с указанного выше момента для третьих лиц. Оно позволяет сделать вывод об обязательности изменений для самого юридического лица и его учредителей (участников) и до их регистрации.

Статья 53 ГК РФ регламентирует состав и порядок деятельности органов юридического лица, которые обязательно отражаются в учредительных документах.

. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Таким образом, в ГК РФ нет специальной нормы относительно дееспособности юридического лица, однако в ст. 53 законодатель определяет порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав - это может быть осуществлено через его органы, а в предусмотренных законом случаях - через участников (такой порядок приобретения прав предусмотрен, например, в отношении товариществ).

В п. 3 статьи содержатся требования относительно поведения лица, действующего от имени юридического лица: его действия должны быть добросовестны и разумны. Такой критерий страдает известной степенью неопределенности, но зато ориентирует на проявление максимальной меры внимания и заботы к интересам представляемого во избежание ответственности в виде возмещения убытков, причиненных юридическому лицу. Не менее важны вопросы, касающиеся наименования и местонахождения юридического лица, они регламентируются статьей 54 ГК РФ:

. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом, в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами, в соответствии с настоящим Кодексом.

В п. 1 статьи подчеркнуто, что юридическое лицо в своем наименовании содержит указание на его организационно-правовую форму, а унитарные предприятия, в предусмотренных законом случаях, другие коммерческие организации и некоммерческие организации - указание на характер деятельности. Последнее ориентирует на специальную правоспособность данных юридических лиц и как бы предупреждает участников гражданского оборота о недопустимости правовых связей с ними, выходящих за ее пределы. Здесь мы можем предполагать, что контрагент юридического лица, учитывая такое наименование, заведомо должен знать о незаконности совершаемого действия.

Как сказано в п. 4 статьи, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. По смыслу этого пункта такое наименование в обязательном порядке обособленно не регистрируется, но оно может быть зарегистрировано, и тогда юридическое лицо становится носителем исключительного права на его использование, то есть третьи лица могут пользоваться им только с согласия правообладателя - в противном случае они обязаны по требованию обладателя права на фирменное наименование прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Характерно, что фирменное наименование (по Гражданскому кодексу) относится к средствам индивидуализации юридического лица и его продукции, входящим в состав интеллектуальной собственности организации (ст. 138 ГК РФ). В случаях и в порядке, которые установлены ГК и другими законами, признается исключительным право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. На основе учредительных документов осуществляется государственная регистрация организации, процедура которой определяется статьей 51 ГК РФ:

. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции или в налоговой инспекции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций, фирменное наименование включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Эта статья определяет порядок регистрации юридического лица - в органах юстиции, с включением данных о государственной регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Таким образом, отказ в регистрации допустим лишь при нарушении установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. Отказ по иным основаниям либо уклонение от регистрации - противоправны и могут быть обжалованы в суд. Таким образом, должны быть устранены злоупотребления со стороны должностных лиц, производящих регистрацию, поскольку здесь не исключается также возможность требований о возмещении вреда, причиненного неправомерными действиями соответствующего органа.

2.2 Государственная регистрация юридического лица

Государственная регистрация - это заключительный этап создания юридического лица.

Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц (далее - Государственный реестр).

Государственная регистрация юридических лиц (далее - государственная регистрация) - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в Государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации предусмотрел государственную регистрацию юридического лица (ст. 51). При этом Кодекс и Закон о его введении (ст. 8) указывают на то, что порядок такой регистрации должен определяться специальным Федеральным законом.

Реализуя положения ГК, Закон предусматривает правообразующее значение государственной регистрации, т.е. с момента регистрации организация считается созданной в качестве юридического лица, с момента регистрации юридически завершаются (оформляются) процедуры реорганизации и ликвидации коммерческой или некоммерческой организации. Закон предусматривает и регистрацию иных действий в отношении юридического лица. Обязательная государственная регистрация факта создания юридического лица преследует следующие цели:

Во-первых, защита интересов всех участников имущественного оборота путем констатации факта создания юридического лица.

Во-вторых, осуществление государственного контроля за деятельностью юридических лиц, выполнением ими требований законодательства об охране окружающей среды, безопасности товаров и услуг, защите прав потребителей и т.п.

В-третьих, фискальные цели, связанные с налогообложением, уплатой иных сборов; борьба с незаконным предпринимательством.

В-четвертых, получение статистических сведений, необходимых для управления в сфере экономики.

В-пятых, предоставление всем участникам правоотношений достоверных сведений о юридических лицах.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Определение места государственной регистрации являлось одной из задач Закона. Необходимость такого определения обусловлена п. 2 ст. 54 ГК РФ, связывающего определение места нахождения юридического лица с местом его государственной регистрации.

В ст. 54 ГК РФ место государственной регистрации определяется местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа - местом нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Исходя из положений п. 2 ст. 54 ГК РФ, юрисдикция регистрирующих органов определяется по территориальному принципу. Юридическое лицо приобретает правоспособность только после государственной регистрации. Соответственно, учредительные документы создаваемого юридического лица для третьих лиц имеют значение только после государственной регистрации юридического лица. В то же время действие учредительных документов для учредителей начинается с момента их утверждения или заключения (например, формирование уставного капитала хозяйственного общества начинается с момента принятия решения о создании юридического лица и заключения учредительного договора, но до государственной регистрации, формирование органов управления происходит перед государственной регистрацией, в соответствии с утвержденным учредителями уставом).

Нормы ст. 12 Закона определяют виды документов, предоставляемых при регистрации создаваемого юридического лица:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности). В случае, если документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины.

В момент представления документов для государственной регистрации непосредственно в регистрирующий орган последним выдается заявителю расписка в получении документов.

Расписка содержит перечень и наименование документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, дату получения документов, фамилию, инициалы и должность работника регистрирующего органа, его подпись.

Традиционно подобные документы заполняются в двух экземплярах, один из которых остается в регистрационном деле юридического лица, второй выдается (направляется по почте) заявителю. Указанная расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом и носит доказательственное значение.

Значение расписки, о которой идет речь, состоит не только в том, что она подтверждает принятие документов от заявителя. С указанной в ней даты начинается проведение регистрационных действий. Кроме того, с указанной даты начинается исчисление установленного в ст. 8 Закона пятидневного срока, в течение которого должна быть произведена государственная регистрация.

При получении документов для регистрации работник регистрирующего органа вносил в журнал (книгу) учета документов, представленных для регистрации, запись о получении документов с указанием наименования создаваемого юридического лица, лица, представившего документы, и сведений об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация вновь создаваемых юридических лиц производится в течение пяти дней (п. 3 ст. 13 Закона), юридических лиц, образованных в результате реорганизации, осуществляется также в пятидневный срок (п. 4 ст. 15 Закона).

Особо следует отметить, что рассматриваемый срок исчисляется не календарными, а рабочими днями, т.е. течение срока приостанавливается на выходные и праздничные дни. Срок для проведения государственной регистрации исчисляется с момента представления документов в регистрирующий орган. При этом первым днем срока считается день, следующий за днем представления документов в регистрирующий орган. Под словом "документы" в данном контексте следует понимать документы, необходимые для государственной регистрации, с учетом общих требований к порядку их представления и оформления, установленных ст. 9 Закона, и специальных требований для отдельных регистрационных действий.

Согласно ст. 23 Закона отказ в государственной регистрации допускается только в двух случаях: непредставления определенных Законом необходимых для регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. При отсутствии указанных оснований для отказа в регистрации должностное лицо регистрирующего органа в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации. Данное решение является основанием для внесения соответствующей записи в Государственный реестр, который ведется на бумажных и электронных носителях.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Государственный реестр. Именно с моментом государственной регистрации законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Таким образом, государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое значение. Права участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности, принимать участие в распределении прибыли возникают на основании юридического состава, включающего два юридических факта: соглашение и акт регистрации.

Значение момента государственной регистрации в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы хозяйственного общества, приобретают силу для третьих лиц. С моментом государственной регистрации связано не только возникновение прав, но и возникновение обязанностей. Например, согласно п. 1 ст. 16 Закона об обществах с ограниченной ответственностью каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать один год с момента государственной регистрации общества. С моментом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Не позднее одного рабочего дня с момента внесения в установленном порядке в Государственный реестр соответствующих записей о государственной регистрации юридического лица, внесении изменений в учредительные документы либо о реорганизации регистрирующим органом выдается либо направляется по почте заявителю документ, подтверждающий государственную регистрацию. Таковым документом является соответствующее свидетельство, форма и требования к содержанию которого установлены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439.

В свидетельствах указаны: наименование регистрирующего органа, выдавшего документ, наименование юридического лица, дата выдачи. Обязательными реквизитами являются дата и государственный регистрационный номер, а также указание на должностное лицо, его подпись и печать регистрирующего органа.

Пунктом 4 ст. 11 Закона установлена обязанность регистрирующего органа в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При регистрации юридического лица его представителю выдается свидетельство не только о государственной регистрации, но и о постановке на налоговый учет.

Регистрирующий орган регистрирует юридических лиц во внебюджетных фондах, самостоятельно направляя туда соответствующую информацию. Это касается органов медицинского, пенсионного и социального страхования. Налоговые органы присваивают коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Вновь создаваемые компании самостоятельно определяют сферу своей деятельности, указав соответствующий код в документах, подаваемых в регистрирующий орган.

К тому же юридические лица не избавлены от обязанности обращения в органы статистики для присвоения кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

2.3 Лицензирование деятельности юридических лиц

Процесс создания юридического лица не всегда заканчивается государственной регистрацией. Для того чтобы быть полноправным (правомочным) субъектом организации (в зависимости от вида предполагаемой деятельности), приходится проходить и лицензирование.

Лицензирование представляет собой сложное многоаспектное социально-правовое явление, которое призвано обеспечить безопасность личности, общества и государства.

Лицензирование представляет собой мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

При осуществлении предпринимательской деятельности юридическое лицо обязано выполнять требования законодательства РФ о получении специального разрешения (лицензии, патента) на занятие определенными видами деятельности.

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Согласно Закону № 99-ФЗ, лицензия определяется как "специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа".

В соответствии со ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежат 49 видов деятельности

Лицензирование отдельных видов деятельности юридических лиц осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Для получения лицензии в общем порядке соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором помимо сведений о соискателе лицензии (например, для юридического лица - наименование, организационно-правовая форма, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика и др.) указываются также лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, и адреса мест его осуществления.

Отказать в выдаче лицензии могут по следующим основаниям:

) наличие в представленных соискателем заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензионным требованиям;

3) если в отношении соискателя имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ, баз данных и фонограмм (п. 3 ч. 7 ст. 14 Закона № 99-ФЗ).

Решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или его бездействие может быть обжаловано соискателем (ч. 8 ст. 14 Закона № 99-ФЗ).

Согласно ст. 9 Закона Закон № 99-ФЗ юридическое лицо, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

Днем принятия решения о предоставлении лицензии является день одновременно осуществляемых следующих действий: внесение записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, присвоение лицензии регистрационного номера и регистрация приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии или отказе в ее выдаче в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 99-ФЗ решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.

В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением).

Подробный порядок принятия решения лицензирующего органа прописан в ст. 14 "Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии".

Лицензия вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации ее лицензирующим органом.

Если в предоставлении лицензии отказано, лицензирующий орган вручает соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением уведомление об отказе с мотивированным обоснованием причин и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя (ч. 6 ст. 14 Закона № 99-ФЗ). Сделать это лицензирующий орган обязан в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

Если в заявлении указывается на необходимость предоставления лицензии в электронной форме, лицензирующий орган направляет в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, лицензиату или соискателю уведомление об отказе.

Действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности, либо со дня внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Заключение

Таким образом, создание юридических лиц - это процесс, направленный на достижение главной цели: обеспечение функционирования этого юридического лица. Сам процесс состоит из трех основных этапов: проектирование юридического лица, разработка учредительных документов, его государственная регистрация и лицензирование (в случае необходимости).

Юридическое лицо, как искусственное образование, возникает в результате наступления совокупности юридических фактов, являющихся элементами сложного фактического состава.

Во-первых, организационными предпосылками формирования правосубъектности юридического лица являются либо совершенные учредителями (гражданами, юридическими лицами) гражданско-правовые сделки: договор о совместной деятельности (простого товарищества) по созданию юридического лица либо учредительный договор, а также решение учредителя (учредителей) о создании юридического лица, либо ненормативный (индивидуальный) правовой акт уполномоченного государственного органа (органа местного самоуправления), оформляющий решение публично-правового образования, которое выступает учредителем юридического лица.

Во-вторых, конститутивное значение для возникновения юридического лица имеет акт государственной регистрации, правовым результатом которого является возникновение у общественного образования гражданской правосубъектности, дающей ему право совершать любые сделки и иные юридически значимые действия в рамках установленной законом правоспособности. По своей природе акт государственной регистрации является административным актом уполномоченного государственного органа, актом государственного контроля. После государственной регистрации юридическое лицо становится самостоятельным, правоспособным и дееспособным субъектом права, обладающим собственной волей, не сводимой к воле отдельных его учредителей (участников), лиц, осуществляющих функции его органов, его работников и иных лиц.

В целях создания самостоятельной нормативной базы для договора о создании юридических лиц предлагаем следующую систему норм, содержащих: понятие договора, направленного на создание юридического лица; существенные условия договора (указаны в ст. 52 ГК РФ и в специальном законодательстве); форма договора (предлагается простая письменная с распространением на него правил об обязательной государственной регистрации, в случаях, предусмотренных ст. 164 ГК РФ); стороны договора (учредители (участники)); порядок заключения, изменения и расторжения договора; особенности признания недействительным договора или его части и применения последствий недействительности такого договора; особенности отдельных видов договоров, направленных на создание юридических лиц.

Специальные законы должны выполнить задачу максимальной детализации содержащихся в них правовых норм, соотносимых с общими нормами ГК РФ, отразить специфику договоров об учреждении того или иного юридического лица, создаваемого по договорному типу.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые и иные акты

. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета.- 1993. - 25 дек.

. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. (изм. и доп. от 06.12.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 2011. - № 50. - Ст. 7347.

. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ред. от 18.07.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2716.

. Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.) "О кредитной кооперации" // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 29. - Ст. 3627; 2011. - № 48. - Ст. 6728.

. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) "О защите конкуренции" // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434; 2011. - № 50. - Ст. 7343

. Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ (ред. от 23.07.2008 г.) "О жилищных накопительных кооперативах" // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1. - Ст. 41; 2008. - № 30. - Ст. 3616.

. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 48. - Ст. 4746; 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7040.

. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 21.11.2011 г.) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 23. - Ст. 2102; 2011. - № 48. - Ст. 6727.

. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (с изм. от 07.12.2011 г.) "О приватизации государственного и муниципального имущества" // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 4. - Ст. 251; 2011. - № 50. - Ст. 7343

. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 03.12.2011 г.) "Об инвестиционных фондах" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4562; 2011. - № 49. - Ст. 7061.

. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 03.12.2011 г.) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33. - Ст. 3431; 2011. - № 49 (ч. 5). - Ст. 7061.

. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 08.12.2011 г.) "О политических партиях" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950; 2011. - № 50. - Ст. 7363.

. Федеральный закон от 17.12.1999 № 211-ФЗ (ред. от 08.12.2003 г.) "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 51. - Ст. 6286; 2003. - № 50. - Ст. 4855.

. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. от 06.12.2011 г.) // Собрание законодательства. - 1998. - № 7. - Ст. 785; 2011. - № 50. - Ст. 7347.

. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011 г.) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465; 2011. - № 27. - Ст. 3880.

. Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.) "О производственных кооперативах" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 20. - Ст. 2321; 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7040.

. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011 г.) "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 47. - Ст. 6607; 1996. - № 3. - Ст. 145.

. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 03.12.2011 г.) "О негосударственных пенсионных фондах" // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 19. - Ст. 2071.

. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010 г.) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 148; 2011. - № 1. - Ст. 16.

. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.) "Об акционерных обществах" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 1; 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7024.

. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 23.12.2010 г.) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3340; 2010. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6998.

. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 01.07.2011 г.) "Об общественных объединениях" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930; 2011. - № 27. - Ст. 3880.

. Закон РФ от 07.07.1993 № 5340-1 (ред. от 23.07.2008 г.) "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1309; Собрание законодательства. - 2008. - № 30. - Ст. 3616.

. Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1 (ред. от 21.03.2002 г.) "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 30. - Ст. 1788; Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 12. - Ст. 1093.

. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 11.07.2011 г.) "О средствах массовой информации" // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 7. - Ст. 300; 2011. - № 29. - Ст. 4291.

. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 06.12.2011 г.) "О банках и банковской деятельности" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 6. - Ст. 492; 2011. - № 50. - Ст. 7351.

. Закон СССР от 26.05.1988 № 8998-XI (с изм. от 15.04.1998 г.) "О кооперации в СССР" // Ведомости ВС СССР. - 1988. - № 22. - Ст. 355.

. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 (ред. от 22.12.2011 г.) "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 10. - Ст. 864; 2012. - № 1. - Ст. 136.

. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 (ред. от 09.03.2010 г.) "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 256. - Ст. 2586; 2010. - № 11. - Ст. 1224.

. ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ред. от 01.02.2002 г.) // СПС «КонсультантПлюс»

. Распоряжение Госкомимущества РФ от 05.04.1994 № 723-р «О порядке создания лесопромышленных холдинговых компаний» // Панорама приватизации. - 1994. - № 10

Материалы судебной практики

. Определение ВАС РФ от 2 июля 2009 г. № ВАС-5365/09 по делу № А40-47797/08-83-552 «В передаче дела по иску о признании недействительными учредительного договора и устава общества с ограниченной ответственностью, а также решения общего собрания участников общества для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как отсутствуют доказательства наличия волеизъявления истца на участие в обществе» // СПС "КонсультантПлюс".

Специальная литература

. Бараненков В.В. Соотношение понятий "правовое положение", "правовой статус" и "правосубъектность" юридического лица / В.В. Бараненков // Юридический мир. - 2006. - № 2. - С. 29-33

. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности (постатейный). / А.Н. Борисов. - М.: Юстицинформ, 2011. - 208 с.

. Бурлуцкая Т.П. Бизнес в законе: от регистрации до ликвидации. / Т.П. Бурлуцкая. - М.: Деловой двор, 2011. - 536 с.

. Васильев М. Новый Закон о лицензировании деятельности / М. Васильев // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. - 2011. - № 7. - С. 66 - 74.

. Гражданское право. Часть I / Под ред. С. П. Гришаева. - М.: Юристъ, 2011. - 570 с.

. Гражданское право России. Т. 1 / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Юристъ, 2010. - 608 с.

. Гражданское право. Учебник. Часть I. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М.: Проспект, 2011. - 728 с.

. Гражданское право: В 2 т. Том I. Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. - М.: БЕК, 2009. - 616 с.

. Гущин А.В. Лицензирование как институт административного права / А.В. Гущин // Административное право и процесс. - 2006. - № 1. - С. 51-55

. Жабреев М.В. Публичные образования и их органы: гражданско-правовой статус и участие в гражданских правоотношениях // Цивилист. записки: Межвуз. сб. науч. трудов. - М.: Статут, 2009. - 328 с.

. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица / Н.В. Козлова. - М.: Статут, 2005. - 476 с.

. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Н. Садикова - М.: Инфра-М., 2010. - 1102 с.

. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина - М.: Юрайт-Издат, 2011. - 1462 с.

. Сикачев М.Н. Договоры о создании юридических лиц в российском гражданском законодательстве // Нотариус. - 2010. - № 2. - С. 14 - 18

. Скудутис М.В. Новый порядок лицензирования / М.В. Скудутис. - М.: Налоговый вестник, 2011. - 288 с.

. Шевчук Д.А. Основные этапы создания юридического лица / Д.А. Шевчук // Право и экономика. - 2008. - № 1. - С. 25-30.

. Шевчук Д.А. Создание собственной фирмы: Профессиональный подход. / Д.А. Шевчук. - М.: ГроссМедиа, 2007. - 144 с.

. Чаусская О.А. Гражданское право. / О.А. Чаусская. - М.: Дашков и К, 2007. - 480 с.

Похожие работы на - Основные этапы создания юридического лица

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!