управленческие расходы и др.
Эти расходы отражаются в бухгалтерском учёте в денежном выражении.
В бухгалтерском учёте организация может признать тот или иной расход, если одновременно выполнены следующие условия: расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
сумма расхода может быть изменена;
имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдёт уменьшение экономических выгод организации. Такая уверенность имеется в случае, если организация передала актив либо отсутствует неопределённость в отношении передачи актива. Если не исполнено хотя бы одно из приведённых условий, в бухгалтерском учёте отражается дебиторская задолжность.
Следует учесть, что в соответствии со стандартами амортизация основных средств и нематериальных активов признаётся в качестве расхода в размере величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых в организации способов начисления амортизации.
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
материалы,
оплата труда,
отчисления на страхование,
износ средств,
прочие затраты.
В соответствии с задачами управления и контроля учёт затрат на производство осуществляется по нескольким направлениям.
По месту возникновения затрат: по центрам ответственности (производствам, цехам, участкам и т.д.) и по характеру производства (основные, вспомогательное производство).
В целях контроля затрат и месту их совершения необходимо знать не только то, что затрачено в процессе производства, но и на какие цели эти затраты произведены, т.е. учитывать затраты по направлениям, по отношению к технологическому процессу. С учётом признаков затраты группируются по видам производств.
Основное производство - производство, в котором осуществляется непосредственно процесс производства продукции, предназначенные для реализации.
Вспомогательное производство - производство, не связанное непосредственно с производством продукции, обслуживающее основное производство своей продукцией.
По экономическим элементам затраты подразделяются на элементные и комплексные. Элементные затраты содержат в себе один вид расхода (заработная плата всех работников, стоимость израсходованных материальных запасов, начисленная амортизация по объектам основных средств, нематериальных активов). Такая детализация дает возможность планировать процесс заготовления запасов, анализировать штатное расписание, корректировать тарифные ставки и оклады и т.д.
Комплексные затраты состоят из группы элементных расходов (общепроизводственные, общехозяйственные, расходы будущих период и др.) Контроль и анализ за их объёмом и содержанием обеспечиваются сметами и нормативами.
Прямые затраты - расходы, относимые на затраты определенного вида продукции (материалы, заработная плата рабочих и др.)
Косвенные затраты одновременно относятся ко всем видам продукции (освещение, отопление, работа машин, оборудования и пр.) Эти затраты включают в затраты отдельных видов продукции после определения общей суммы путём пропорционального распределения, предусмотренного учётной политикой.
Указанный учёт затрат даёт возможность для анализа себестоимости по составным частям и видам продукции. В составе себестоимости продукции прямые затраты, как правило, подразделяются по элементам, а косвенные затраты образую комплексные статьи затрат.
По отношению к технологическому процессу затраты на производство можно подразделить на основные и накладные (обслуживание производства, управление организацией). В накладных расходах учитываются расходы на управление цехами (общепроизводственные расходы) и на управление организацией в целом (общехозяйственные расходы).
По связи с технико-экономическими факторами, и в основном с объектом производства, эти затраты можно рассматривать как условно-переменные и условно-постоянные.
Условно-переменные затраты нормируются на единицу продукции. Величина условно-переменных затрат увеличивается или уменьшается в относительно пропорциональном соответствии с изменением объёма выпуска продукции, например затраты на основные материалы, заработную плату производственных рабочих и др.
К условно-постоянным затратам относятся затраты, абсолютная величина которых лимитируются по подразделению или организации в целом и не находятся в прямой зависимости от объёма выполнения производственной программы (например расходы на освещение и отопление помещений или заработная плата управленческого персонала).
В целях планирования и учёта расходы, связанные с производством и реализацией продукции группируются по статьям калькуляции, что позволяет формировать производственную и полную себестоимость продукции и рассчитывать цену продажи единицы продукции.
Затраты по статьям калькуляции по своему составу превышают элементные затраты, так как учитывают характер и структуру производства, создавая базу для определения цены изготавливаемой продукции и экономического анализа производства и реализации.
Для правильного исчисления себестоимости существенное значение имеет распределение затрат на текущие (относящиеся к данному месяцу) и единовременные (относящиеся к ряду последующих месяцев).
Для учёта всех затрат в пределах представленной классификации, распределения их между хозяйственными процессами, производствами, видами продукции создана система счетов бухгалтерского учёта. Каждая организация, исходя из специфики своей финансово-хозяйственной деятельности, должна выбрать ту или иную совокупность счетов для учёта затрат.
III. Методы учёта затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
Методы учёта затрат на производство имеют следующую классификацию:
По отношению к технологическому процессу - позаказный, попередельный;
По объекту калькуляции - деталь, узел, изделие, группа однородных изделий, процесс, передел, производство, заказ;
По способу сбора информации, обеспечивающему контроль за затратами, - нормативный метод (с предварительным контролем) и текущий учёт затрат (с последующим контролем).
Позаказный метод учёта используется в производствах с механической сборкой деталей, узлов и изделий в целом; технологический процесс между цехами тесно взаимосвязан; готовую продукцию выпускает только один, последний в технологической цепочке, цех. Производственные затраты обобщаются в первую очередь по цехам, затем суммируются по организации в целом. Далее производится расчёт себестоимости единицы продукции по сумме затрат всех цехов организации.
При позаказном методе объектов учёта и калькулирования является отдельный производственный заказ, создаваемый на заранее определённое количество продукции. В аналитическом учёте производственные затраты группируются по заказу в разрезе установленных статей калькуляции.
Основным документом для выполнения работ является договор между заказчиком (плательщиком) и производителем (поставщиком) на производство (поставку) продукции. В договоре определяются объект договора (заказа), его качественные характеристики, объём продукции, сроки поставки, договорная цена, особые условия, форма расчётов, условия поставки и пр.
Позаказный метод учёта и калькулирования организации применяют в индивидуальных и мелкосерийных производствах.
На производство единицы продукции в индивидуальном производстве оформляется заказ. То есть при позаказном методе объектом учёта и калькуляции является заказ, которому присваивается соответствующий номер. Заказ оформляется на основании договора с заказчиком. Существуют также внутренние заказы, при оформлении которых одно подразделение изготавливает продукцию или выполняет работы для другого подразделения организации. Такие заказы бывают разовые и годовые. На некоторых предприятиях с крупносерийным и массовым производством применяются заказы для учёта по видам изделий и деталей.
В заказе указываются наименование продукции, подлежащей изготовлению, количество, цех, срок изготовления. Заказ оформляется на специальных бланках, выписываемых по числу цехов, участвующих в выполнении заказа, которые направляются в бухгалтерию организации. Заказу дается порядковый номер, проставляемый на всех документах по прямым затратам производства. Группировка затрат по заказам осуществляется в таблицах распределения расхода материалов, заработной платы в карточках учёта производства. Себестоимость одного вида продукции определяется отношением суммы затрат по заказу на количество изготовленных единиц продукции. В итоге получается постатейная сумма на единицу продукции. При сравнении полученной суммы с плановыми затратами определяется сумма экономии или перерасхода на производство продукции.
Попередельный метод учёта затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции применяется в отраслях промышленности, в которых обрабатываемое сырью последовательно проходит несколько отдельных, самостоятельных этапов обработки - переделов. Каждый передел, за исключением последнего, представляет собой завершенную фазу обработки сырья, в результате которой организация получает не конечный продукт обработки, а полуфабрикат собственного производства. Полуфабрикаты собственного производства используются не только в следующих переделах производства, но и могут быть проданы сторонним организациям в качестве комплектующих изделий и полуфабрикатов.
Попередельный метод учёта затрат характерен для предприятий металлургии, текстильной, деревообрабатывающей и др.
Затраты на изготовление продукции учитываются по видам однородных изделий, статьям калькуляции и переделам.
Например, переделами в черной металлургии являются: выплавка чугуна (доменный цех), выплавка стали (сталеплавильный цех), металлопрокат (прокатный цех) - конечный продукт.
В некоторых организациях прямые затраты в бухгалтерском учёте отражаются по каждому переделу в отдельности, а стоимость исходного сырья включается в себестоимость продукции только первого передела. Себестоимость конечного продукта будет составлять сумму затрат всех переделов.
Оперативный контроль движения полуфабрикатов внутри цехов и между ними осуществляется бухгалтерией в натуральном выражении. Этот вариант попередельного метода учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции называется бесполуфабрикатным. В процессе производства используется и полуфабрикатный вариант попередельного метода учёта производства и калькулирования себестоимости продукции. Себестоимость определяется не только наконечный продукт, но и на продукцию каждого передела в отдельности. В этом случае полуфабрикаты каждого передела, кроме последнего, сдаются цехам на склад и отпускаются следующему переделу со склада. Второй способ: затраты одного производства передаются следующему по дебиту счёта основного производства одного цеха и кредиту счёта основного производства другого цеха в аналитических показателях.
В организациях, применяющих полуфабрикатный вариант учёта, себестоимость готовой продукции складывается из себестоимости полуфабрикатов предшествующих стадий обработки и затрат последнего передела. Другими словами, одни и те же затраты повторяются в себестоимости полуфабрикатов несколько раз, подлежащие исключению при суммировании затрат по организации в целом.
Преимущество метода в том, что он позволяет определить себестоимость отдельных фаз обработки продукции по цехам, выявить место возникновения и причины отклонений фактической себестоимости продукции от плановой или нормативной себестоимости.
Организации, реализующие продукцию каждого отдельного передела сторонним организациям, применяют полуфабрикатный вариант учёта затрат, остальные - бесполуфабрикатный вариант учёта затрат.
Технологический процесс и объекты калькулирования в каждой организации устанавливаются технологической документацией и сметой. Особое значение при организации учёта производства имеет выбор метода сбора информации о затратах на производство. Достижение таких целей, как снижение трудоёмкости изделий, сокращение потерь рабочего времени, внедрение современной техники и технологии, совершенствование нормирования, применение прогрессивных форм научной организации труда и т.д., способствует ведению нормативного метода учёта производственных затрат.
Нормативный метод учёта затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Целью нормативного метода учёта затрат является предупреждение нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, содействие выявлению имеющихся в производстве резервов. Нормативный метод в основе своей содержит технически обоснованные расчётные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на единицу продукции, работ, услуг. Нормы производственных затрат - существенный фактор в управлении производством. Нормы отражают технический и организационный уровень развития производства, влияют на конечный результат деятельности организации. Нормы применяются в зависимости от длительности их действия и времени расчёта: текущие и плановые нормы.
Составление сменных планов работ, отпуск материалов на рабочие места, оплата труда рабочих за выполненные работы производятся на основе текущих или действующих в данное время норм, ежемесячно составляются нормативные калькуляции по деталям, узлам, изделиям.
Путём сопоставления фактически производственных затрат с утвержденными текущими нормативами осуществляется анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, выявляются внутрипроизводственные резервы, разрабатываются новые нормативы затрат на следующий отчётный период. Соответственно, возникает необходимость в организации учёта изменения текущих норм затрат на единицу продукции. Эти нормы могут изменяться при внедрении новой технологии, реализации рационализаторских предложений, организационно-технических мероприятий, при повышении качества конструкций, деталей, узлов и изделий, а также при сокращении технологических операций, повышении производительности труда, замене дорогостоящих материалов, замене их более дорогими.
себестоимость инвентаризация затраты калькулирование
Глава II. Особенности учёта готовой продукции на производственных предприятиях. ГУ ГЛПР «Семей орманы»
I. Учёт поступления и выбытия готовой продукции
Бегеневский филиал государственного лесного природного резервата «Семей орманы» Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства республики Казахстан расположен в северо-западной части Восточно-Казахстанской области, на территории одного административного района - Бескарагайского.
Контора филиала находится в посёлке Кордон Бегень, расположенном в 53км от районного центра - с.Бескарагай и в 122км от г.Семей.
Полевые лесоустроительные работы выполняются на основании договора от 06.02.07г.№7, заключённого между комитетом лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и республиканским государственным казенным предприятием «Казахское лесоустроительное предприятие».
Полевые лесоустроительные работы выполняются в соответствии с «Лесным кодексом РК», «Рабочими правилами по проведению лесоустроительных работ в равнинных лесах и лесах Казахского мелкосопочника РК», «Инструкцией по проведению лесоустройства в едином государственном лесном фонде…». Основу технологии работ составляет натуральная таксация лесов.
Органами управления ГЛПР»Семей орманы» является: Высший орган Директор; Исполнительный орган - Замдиректор. Бухгалтерский учёт ведётся в бухгалтерии со стандартами бухгалтерского учёта, типовым планом, рабочим планом счетов и т.д. Бухгалтерская документация производится на основании первичных документов. Ответственность за инвентаризацию несёт Замдиректор.
Учёт основных средств который осуществляется в соответствии с СБУ. Учёт нематериальных активов контролируется организацией. Так как они могут принести экономические выгоды в будущем.
За ведение учёт денежных средств в кассе является ответственным кассир и его обязанности.
В ГЛПР «Семей орманы» используется повременная форма оплаты труда сотрудников в соответствии с их квалификацией на основе договоров.
Учёт материальных ценностей осуществляется в соответствии с СБУ. Ответственность за взыскание дебиторской задолжности несут главный бухгалтер и Замдиректор.
В ГЛПР «Семей орманы» бывают текущие обязательства и долгосрочные . Текущие включают в себя долги, погашение которых ожидается в течении года или хозяйственного цикла, какой бы продолжительности он не был. Налоговый платёж за отчётный период определяется на основе учёта налогового эффекта методом обязательств.
Выпуск готовой продукции находиться под постоянным контролем бухгалтерии организации. Ритмичность выпуска готовой продукции обеспечивает выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции покупателям, своевременность реализации всех расчётов и выплат. Ежедневно документы на выпуск готовой продукции поступают в бухгалтерию, которая ведёт натуральный количественный учёт выпуска по видам изделий. По окончании месяца общее количество выпущенной продукции оценивается по плановым, продажным ценам и по фактической себестоимости.
Выпуск готовой продукции определяет результат деятельности организации в процессе производства. Выпуск оценивается и по отпускным ценам, что даёт возможность определить предполагаемые выручку и прибыль после реализации выпущенной продукции. Учёт готовой продукции на складе организуется по оперативно-бухгалтерскому методу, т.е. на каждый номенклатурный номер изделий открывается карточка учёта товарно-материальных запасов. По мере поступления и отпуска готовых изделий кладовщик на основе документов записывает в карточках количество запасов и рассчитывает остаток после каждой записи.
Бухгалтер должен ежедневно принимать на складе документы за истекшие сутки. Правильность ведения складского учёта подтверждается подписью бухгалтера в карточках складского учёта.
На основе карточек складского учёта материально ответственное лицо ежемесячно заполняет ведомость учёта остатков готовой продукции в разрезе номенклатуры готовых изделий, единиц измерения, количества и передаёт её в бухгалтерию. В бухгалтерии производится сверка показателей складского и бухгалтерского учёта в суммовом выражении.
Продукция, прошедшая все стадии технологической обработки и соответствующая установленным стандартам или техническим условиям и сдана на склад, называется готовой продукцией.
Приёмка-сдача готовой продукции из производства на склад оформляется накладными, выписываемыми в цехах в двух экземплярах. Один экземпляр передаётся кладовщику, другой, с распиской в приёмке продукции, остаётся в цеху.
В бухгалтерии на основе сдаточных накладных ведутся накопительные ведомости выпуска готовой продукции за месяц.
По завершении месяца в ведомости подсчитываются количество выпущенной продукции по видам, и оценивается по плановой себестоимости.
Отгрузка продукции в порядке реализации производится в соответствии с заключенными договорами или путём свободной продажи как товаров через розничную торговлю.
В договорах на поставку готовых изделий указывают наименование, количество, ассортимент и качество поставленной продукции ( по маркам, видам, профилям и т.д.),цены, скидки, накидки, порядок расчётов, платёжные и почтовые реквизиты поставщика и покупателя, а при необходимости и другие условия. Договоры заключаются с предприятиями-потребителями или посредническими организациями , как правило, на продолжительное время.
Если в текущем учёте оценка товаров отгруженных осуществляется по учётным ценам, расчёт фактической себестоимости и выявление отклонений учётной оценки товаров отгруженных от их фактической себестоимости производятся также и по готовой продукции. Здесь возможны два варианта расчёта. В одном из них при исчислении средневзвешенного коэффициента отношения фактической производственной себестоимости продукции к её стоимости по учётным ценам не принимаются во внимание остатки отгруженной продукции на начало месяца и учитываются лишь данные об отгрузке в отчётном месяце. В этом случае один и тот же процент, рассчитанный по данным о движении готовой продукции на складе, используется и для расчёта фактической себестоимости товаров отгруженных и не расчёта фактической себестоимости товаров отгруженных и не оплаченных покупателями к концу месяца.
Оценка отгруженной и реализационной продукции по общей средневзвешенной себестоимости её выпуска не гарантирует достоверности отчётных данных о себестоимости реализованной продукции и результатах реализации. При использовании ЭВМ остатки готовых изделий на складах, неоплаченную часть отгруженных товаров и реализованную продукции целесообразно оценивать по средневзвешенной себестоимости каждого вида продукции, фактически сложившейся в отчётном месяце с учетом переходящих остатков. Это дает более точные результаты.
При использовании специального счета Выпуска продукции, выявленные на нем отклонения фактической себестоимости от плановой или нормативной могут относиться сразу на счёт Реализации продукции, минуя промежуточные этапы учёта движения продукции. В этом случае организациям разрешено отражать в балансе остатки продукции по плановой либо нормативной себестоимости. Такой порядок учёта избавляет бухгалтеров от составления усредненных расчётов, что повышает достоверность данных о финансовых результатах от реализации готовой продукции.
Счет Выпуска продукции может использоваться и при оценке готовых изделий по прямым затратам. В этой же оценке они отражаются в балансе. Если организация отражает реализацию продукции по иерее оплаты покупателем расчётных документов, отгруженные изделия показывают в балансе по полной фактической или нормативной себестоимости.
Иногда покупатель обоснованно отказывается от оплаты отгруженной в его адрес продукции (груз послан не ошибочно, не в срок, неудовлетворительного качества и т.п.). В этом случае бухгалтерия на сумму возврата делает обратную запись, т.е. кредитует счет Товаров отгруженных и дебетует счёт Готовой продукции, а сумму транспортных расходов относит на себестоимость через общехозяйственные расходы.
При использовании ЭВМ для бухгалтеров составляют сводные ведомости отгрузки продукции по слагаемым платежей и в разрезе покупателей. В них указываются коды изделий и видов работ, номер платёжного документа, код плательщика, дата отгрузки, количество мест или изделий, сумма счёта по плановой себестоимости, договорным ценам, торговые скидки, стоимость тары, величина надбавки к цене, НДС и т.п. Ведомости отгрузки по слагаемым платежей используют для контроля за своевременностью и полнотой оплаты, а также в качестве учётного регистра для бухгалтерских записей и отражения оборотов в Главной книге.
В ведомости учёта отгрузки продукции в разрезе покупателей отражают коды покупателей, складов сбыта, номера счетов, единицы измерения, номенклатурный номер и обозначение каждого изделия, цену, количество отгрузки и сумму. По данным этой ведомости осуществляются общий контроль за выполнением договорных обязательств перед покупателями.
Изготовленную продукцию организация должна отправить потребителю в точном соответствии с количеством, сроками и другими условиями, предусмотренными в договорах поставки..
II. Учёт и распределение израсходованных в производстве материальных, трудовых, и финансовых ресурсов
Основная задача бухгалтерии в этой сфере отводится расчёту фактически израсходованных ресурсов, включение их стоимости в себестоимость продукции. В определённых случаях возникают сложности в расчётах сумм затрат на списание при производстве какого-нибудь вида продукции или заказа. В связи с этим бухгалтерии рекомендуется ведение специальных учётных регистров, в которых необходимо осуществлять сбор информации по статьям расходов для последующего распределения их между видами продукции.
Материалы отпускаются в производство на основе надлежаще оформленных документов по весу, объёму, площади или счёту, в строгом соответствии с нормами и требованиями технологического процесса. Процесс распределения израсходованных материалов осуществляется на основе первичных документов, которые группируются:
По видам материально-производственных затрат;
По заказам (видам продукции);
По статьям расходов.
При обработке материалов в процессе производства образуются отходы. К ним относятся остатки материалов, которые образовались в результате технологической обработки и утратили полностью или частично качества, свойственные данному виду материалов.
Отходы, которые могут быть использованы для изготовления продукции, называют возвратными.
Отходы не представляющие никакой потребительской ценности (не используются внутри организации, не подлежат реализации на сторону, а также невидимые отходы, усушка, угары и пр.), называются безвозвратными.
На основе документов по сдаче на склад отходов составляются группировочные ведомости списания стоимости отходов с соответствующих заказов, работ, услуг.
Расходы будущих периодов образуются в связи с освоением новых видов продукции, предварительной подпиской на специальную литературу, страхованием имущества, выполнением ремонтных работ и пр.
В зависимости от содержания расходов применяются два способа их списания. Первый способ применяют при освоении производства нового вида продукции, которое влечёт за собой определённые затраты, планируемые и учитываемые по установленной номенклатуре статей. По мере передачи указанной продукции в серийное производство затраты на освоение подлежат ежемесячному включению в себестоимость данного вида продукции частями. Сумма к списанию зависит от количества выпущенной продукции данного вида и установленной нормы расхода сырья и материалов на их производство.
В процессе производства могут возникать непроизводственные расходы, увеличивающие себестоимость продукции. В первую очередь к таким расходам относятся потери от брака продукции. По месту обнаружения различают внутренний и внешний брак. Внутренний брак выявляется в организации до отправки продукции покупателям, внешний брак устанавливается покупателем. В зависимости от вида брака его подразделяют на исправимый и окончательный (неисправимый) брак.
Исправимый брак требует дополнительных затрат для доведения продукции до требуемого качества.
Организация может частично возместить затраты на брак путём удержания с виновных лиц брака и стоимость оприходованных запасов.
Разница между затратами на брак и возмещёнными работниками или поставщиками суммами представляет собой потери от брака.
Оформляется брак извещениями или актами, документами о выработке, в которых фиксируется количество годных деталей, изделий и забракованных деталей или изделий.
Потери от неисправимого внутреннего брака. Этот вид брака характеризуется тем, что забракованные изделия или детали изымаются из производства. Рассчитывают себестоимость забракованных изделий по статьям затрат следующим образом:
исчисляется стоимость сырья и материалов по нормам с расценкой по договорным ценам, прибавляется сумма транспортно-заготовительных расходов и исключается стоимость возвратных отходов:
определяются заработная плата по нормам, социальный налог, включая последнюю операцию, перед которой обнаружен брак;
исчисляются общепроизводственные расходы по нормам, предусмотренным в нормативной или плановой калькуляции.
Общехозяйственные расходы, стоимость инструментов и приспособлений целевого назначения, прочие специальные расходы в расчёт себестоимости забракованных изделий не включаются
Потери от неисправимого брака. Брак, обнаруженные покупателем, обычно отражают в документах не за тот месяц, в котором были изготовлены забракованные изделия, а позднее, так как стоимость изделия уже списана. Поэтому внешний забракованный брак оценивается по производственной себестоимости. Кроме того, к потерям от брака относятся транспортные расходы, которые были включены в счёт покупателю, и транспортные расходы по возврату бракованной продукции.
К непроизводственным расходам, включаемым в себестоимость продукции, относятся также потери от простоев. Простои могут быть связаны с неподачей энергии, отсутствием материалов, но за период рабочим начисляются заработная плата и отчисления на неё, которое составят сумму потерь от простоев. Простой оформляется актами с указанием времени простоя и причин возникновения обязательств, приведших к простою.
Естественная убыль товара, сырья, материалов представляет собой их естественные потери в весе и объёме от усушки, утечки, утруски, распыления, выдувания и т.п. Эти потери образуются при хранении, погрузки и отгрузке, перевалки, розливе.
На естественную убыль установлены нормативы, по которым определяются количество и стоимость безвозвратно утраченных товарно-материальных запасов.
В зависимости от физико-химических свойств товарно-материальных запасов установлены нормы естественной убыли, зависящие не только от способа хранения или транспортировки, Нои от климатических условий. Имеет существенное значение и способ транспортировки.
К естественной убыли не относятся технологические потери и потери брака, потери товарно-материальных запасов при их хранении и транспортировке, которые вызваны нарушением требований и стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации оборудования и повреждением тары.
Необходимо различать технологические потери и естественную убыль. При технологических потерях физико-химические свойства запасов не меняются. При естественной убыли эти свойства переходят из одного состояния в другое.
Разработка норм технологических потерь основывается на особенностях технологического процесса. Нормативы фиксируются в технологической карте, и они должны быть установлены и обоснованы технологами. Нормы технологических потерь утверждаются приказом руководителя организации.
Чтобы установить нормативы образования технологических потерь, можно воспользоваться отраслевыми нормативными актами, расчётами и результатами исследований технологических служб предприятия либо иными лимитами, регламентирующими ход технологического процесса. Целесообразно применять различные унифицированные справочные материалы по удельным показателям образования основных видов отходов производства и потребления, изданные отраслевыми ведомостями.
При установлении нормативов технологических потерь необходимо пользоваться отраслевыми нормативными актами, расчётами и результатами исследований технологических служб предприятия. Рекомендуется применять справочные материалы по удельным показателям основных видов отходов производства, изданные отраслевыми ведомостями.
Превышение фактических технологических потерь над установленными нормами может свидетельствовать о нарушении технологии или об использовании некачественного сырья.
Утрата товарно-материальных запасов вследствие потерь сверх норм естественной убыли должна рассматриваться как недостача, со всеми соответствующими действиями администрации предприятия или транспортной организации. Недостача сверх нормы естественной убыли должна возмещаться организацией-перевозчиком, страховой компанией или другими организациями и лицами в зависимости от условий поставки и хранения товарно-материальных запасов.
III. Учёт коммерческих расходов по реализации готовой продукции
Коммерческие расходы представляют собой затраты по отгрузке и реализации продукции и поэтому учитываются в составе её полной себестоимости. Они, в частности, включают:
стоимость тары, приобретаемой на стороне, при затаривании на складах, оплату упаковки изделий сторонними организациями, расходы по ремонту и содержанию тары - если её стоимость входит в договорную цену продукции и оплате покупателям не подлежит;
расходы на доставку продукции до пункта, обусловленного договором, погрузку ей в транспортные средства, оплату услуг специализированных транспортно-экспидиционных контор и др;
оплату услуг в соответствии с заключенными договорами торгово- комисссионных и других аналогичных операций;
комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым организациям в соответствии с договорами;
затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати, по телевидению, буклеты и проспекты, каталоги, пресс-релизы и т.п.;
прочие расходы по сбыту (связанные с анализом качества готовой продукции, маркетинговой деятельности и т.п.).
Не относятся к коммерческим расходам стоимость тары и затраты на упаковку изделий, если она осуществляется в цехах, изготавливающих продукцию, и является составной частью процесса производства.
Учёт коммерческих расходов ведется на одноименном собирательно-распределительном счёте по статьям затрат: расходы на тару и упаковку, расходы на транспортировку продукции, комиссионные сборы, расходы на рекламу и прочие расходы по сбыту. Учтенные на счете Коммерческих расходов суммы распределяют по видам реализованной продукции и включают в её полную себестоимость. На продукцию, отпущенную своему капитальному строительству, не промышленным производствам и хозяйствам, коммерческие расходы не относятся.
Если учёт реализации продукции ведётся без использования счёта Товаров отгруженных, вся сумма учтённых на соответствующем счёте коммерческих расходов относится на дебет счёта Реализации продукции.
Распределение коммерческих расходов по видам изделий, отпущенных сторонним организациям, зависит от характера продукции и отраслевых особенностей производства. Затраты по таре и упаковке, специфичной для отдельных видов продукции, относят на её себестоимость по прямому признаку на основе соответствующих первичных документов. При невозможности такого списания они могут распределяться между отдельными видами реализованной готовой продукции исходя из её веса, объёма, производственной себестоимости или других показателей, предусмотренных в отраслевых инструкциях по вопросам планирования, учёта и калькулирования. В таком же порядке распределяются расходы по транспортировке. Остальные коммерческие расходы распределяются между видами продукции пропорционально их весу, объёму или производственной себестоимости реализованной продукции.
В ряде отраслей промышленности общую сумму коммерческих расходов распределяют пропорционально плановой или фактической производственной себестоимости реализованной продукции , а в легкой, пищевой промышленности - пропорционально объёму реализованной продукции по продажным ценам.
Коммерческие расходы на себестоимость выполненных работ и оказанных услуг, как правило, не относятся.
IV. Инвентаризация готовой продукции
Основная задача инвентаризации готовой продукции - проверить соответствие фактического наличия готовых изделий на складе и в отгрузке учётным данным. Одновременно выявляют изделия, не оформленные сдаточными накладными, факты пересортицы, порчи, излишки и недостачи готовой продукции, проверяют документальную обоснованность остатка средств, по счёту Товаров отгруженных, выявляют неполную или просроченную оплату выставленных счетов.
Порядок проведения инвентаризации готовой продукции такой же, как и по другим материальным ценностям, входящим в состав оборотных средств. Некоторое отличие заключается в том, что готовые изделия в ряде случаев хранятся не только на складах самой организации, Нои в других структурных подразделениях и в других организациях на ответственном хранении. В бухгалтерском учёте и в инвентаризационных описях они отражаются отдельно, но как единое целое. Поскольку движение готовых изделий происходит, как правило, интенсивнее, чем сырья и материалов, инвентаризацию продукции следует проводить в сжатые сроки. При этом проверяют не только наличие готовых изделий путём их обсчёта, взвешивания, обмера, но и их комплектность, сортность и другие качественные характеристики. В инвентаризационных описях кроме кода, наименования и количества готовой продукции указывают их номенклатурный номер, марку, сорт и другие отличительные признаки, предусмотренные в стандартах и технических условиях на готовую продукцию.
На залежалую и неполноценную продукцию составляют отдельные описи. Изделия, пришедшие в негодность, в описи не включают. На них составляют специальный акт, в котором указывают причины и виновников порчи готовой продукции, сумму потерь от порчи.
Изделия, поступившие во время инвентаризации, принимают в присутствии инвентаризационной комиссии и включают в отдельную опись. Отдельно записывают и товары, числящиеся в отгрузке или оплаченные, но не вывезенные покупателями. Тара для упаковки и хранения инвентаризуется вместе с готовой продукцией по видам, целевому назначению и категориям.
Инвентаризационные описи на отгруженные товары и поставки, не оплаченные в срок покупателями, составляются по каждой отгрузке в отдельности. В них указываются наименование товара и покупателя, дата отгрузки, дата выписки расчётных документов, их номера и суммы в них. Готовая продукция, хранящаяся на складах других организаций, включается в описи на основании документов, сорт, учётную стоимость продукции, дату принятия её на хранение, место нахождения, номера и даты оправдательных документов. Сохранные расписки на продукцию. Оставленную на ответственное хранение, должны быть переоформлены на дату, близкую к началу инвентаризации.
V. Синтетический и аналитический учёт готовой продукции
Для учёта выпуска готовых изделий из производства вручную или с помощью средств вычислительной техники бухгалтерия составляет ведомость выпуска готовой продукции, сданной на склады предприятия, в натуральном и стоимостном выражении. Данные этой ведомости используют для контроля за выполнением задания по объёму производства и для бухгалтерских записей на счетах синтетического учёта.
Синтетический учёт выпуска продукции из производства можно вести вариантах: с использованием специального счёта Выпуска продукции и без применения этого счёта. Первый вариант целесообразен при использовании нормативной себестоимости. С помощью счёта Выпуска продукции легко выявить и учесть отклонения фактической производственной себестоимости выпущенной продукции от её нормативной себестоимости.
По дебиту счёта Выпуска продукции отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции, сданных работ и оказанных услуг или показываются прямые фактические расходы на их производство. При этом кредитует счёт Основное производство. По кредиту счёта Выпуска продукции учитывается нормативная себестоимость произведенной продукции или величина прямых затрат на её изготовление в корреспонденции со счетом Готовой продукции, а стоимость выполненных работ и оказанных услуг корреспондирует со счетом Реализации продукции. Стоимость выполненных работ и услуг списывается со счетов учёта затрат на производство непосредственно на счёт Реализации продукции и на счёте Готовой продукции не отражается.
Разница между дебетовым и кредитовым оборотами счёта Выпуска продукции может быть выявлена на первое число каждого месяца. Она представляет собой отклонение фактических затрат на изготовление продукции от заданных по плану или нормативу. Экономия, означающая превышение нормативной себестоимости над фактической или прямых затрат по нормативу над их фактической величиной, сторнируется по кредиту счёта Выпуска продукции и дебету счёта Реализации продукции. Перерасход списывается со счёта Выпуска продукции дополнительной записью. По итогу на месяц, квартал, год счёт Выпуска продукции сальдо не имеет, и потому записи по нему в балансе не отражаются.
Если счёт Выпуска продукции не используется, синтетический учёт оприходования готовых изделий ведётся на активном инвентарном счёте Готовой продукции по фактической производственной себестоимости. По дебету этот счет корреспондируется с кредитом счёта Основного производства, а по кредиту - со счетом Товаров отгруженных или счетом Реализации продукции в зависимости от выбранного момента реализации. Сальдо по счету Готовой продукции на конец месяца в Главной книге и балансе должно быть тождественно итогу движения по той себестоимости, по которой они показывают в бухгалтерском балансе.
Если фактическая производственная себестоимость продукции окажется ниже её учётной стоимости, вместо обычной делается сторнировочная запись.
Как было отмечено выше, фактическая себестоимость выполненных работ и оказанных услуг перечисляется со счетов основного производства и вспомогательных производств непосредственно в дебет счёта Реализации продукции или счёта Товаров отгруженных.
При оценке выпуска готовых изделий по совокупной величине прямых затрат корректировка стоимости выпущенной из производства продукции и её остатков на складах до фактической себестоимости изготовления не производится. В балансе и отчётности она отражается в этой оценке.
Готовые изделия, приобретённые предприятием для перепродажи или для комплектации, а на счёте Товаров. Также не могут приходоваться на счёте Готовой продукции, а на счете Товаров. Также не могут приходоваться на счёте Готовой продукции изделия, полностью потребляемые на самом предприятии. Их следует учитывать на счёте Материалов, Малоценных и быстроизнашивающихся предметов, Полуфабрикатов собственного производства и других аналогичных счетах - в зависимости от назначения этой продукции.
Отгруженная или сданная на месте изготовления продукция, расчётные документы за которую предъявлены покупателям в момент приобретения, списывается в порядке реализации со счёта Готовой продукции в дебет счёта Реализации продукции.
Если договором поставки предусмотрен разрыв во времени перехода владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией и риска её случайной гибели при передаче её от изготовителя к покупателю, для учёта стоимости этой продукции с момента её отгрузки до оплаты используется бухгалтерский счёт Товаров отгруженных. При отгрузке товаров они отражаются по дебету счёта Товаров отгруженных и кредиту счёта Готовой продукции, а по мере оплаты на фактическую производственную или нормативную себестоимость реализованных изделий - по дебету счёта Реализации продукции и кредиту счёта Товаров отгруженных. Такое положение имеет место, например, при отгрузке товаров на экспорт, продаже на комиссионных началах и т.п.
Если предприятие отражает реализацию продукции по мере оплаты покупателем расчётных документов, то счёт Товаров отгруженных используется для обобщения информации о наличии и движении всей массы отгруженной продукции. При этом принятые на учёт по счету Товаров отгруженных суммы списывают в дебет счёта Реализации продукции при оплате расчётных документов покупателем или заказчиком.
Аналитический учёт по счёту Товаров отгруженных ведется так, чтобы можно было отдельно выявить стоимость отгруженной продукции и выполненных работ по расчётным документам, своевременно переданных в банк на инкассо, по документам, оплаченным в срок и с задержкой в оплате или неоплаченным, по документам, не представленным в обеспечение ссуды, и по товарам, принятым на ответственное хранение покупателями.
Главa III. Мероприятия по совершенствованию учёта готовой продукции на производственных предприятиях
I. Совершенствование учёта готовой продукции. МСФО
МСФО - Международные стандарты финансовой отчётности - Это стандарты и Толкования, принятые Советом по международным стандартам финансовой отчётности.
Среди большого количества вопросов и сложностей переходного периода реформ в 2006-2009 гг. можно выделить, на наш взгляд, наиболее существенные, которые будут тормозить процесс перехода и освоения МСФО, а именно:
·отсутствие комплекта переведённых на официальный язык РК МСФО и ПКИ в установленном ст. 16 Закона РК от 28.02.07г. №234 порядке;
·сложность восприятия словесных выражений и терминов МСФО при использовании переводов первоисточников на государственный и официальный языки РК и значительное количество новых терминов, без изучения которых невозможно продолжать освоение системы МСФО;
·дефицит квалифицированных кадров, адекватно воспринимающих требования МСФО и умеющих находить достаточно обоснованные компромиссные решения при формировании учётной политики, а также свободно владеющих принципами профессионального суждения;
·неудовлетворённое состояние бухгалтерского учёта у большинства компаний (отсутствие рабочей политики по КСБУ, отсутствие в учёте и отчётности отдельных существенных статей, которые необходимо будет восстанавливать, неверное признание и оценка некоторых статей не только по правилам МСФО, но и даже по КСБУ и т.п.);
·недостаточное количество квалифицированных консультантов аудиторских компаний, способных грамотно и в то же время в доступной форме донести до основной массы пользователей правила конверсии и осуществить трансформацию в конкретных условиях, а в дальнейшем обеспечить сопровождение постановки учёта.
Нормативная база системы МСФО в РК включается в Национальную систему бухгалтерского учёта в виде:
·концепций по подготовке и составлению МСФО;
·международных стандартов бухгалтерского учёта МСБУ (IAS);
·международных стандартов финансовой отчётности МСФО(IFRS);
·интерпретаций ПКИ(SIC) и (IFRIC).
Необходимо заметить, что наиболее распространённым переводом, в специальной литературе, является перевод наименования «International Accounting Standards - IAS» как: «Международные стандарты финансовой отчётности» - МСФО, в то время как более точным и отвечающим содержанию должен быть перевод: «Международные стандарты бухгалтерского учёта» МСБУ, т.к. «финансовая отчётность» переводится как «financial statements», в то время как «accounting standards» «бухгалтерский учёт».
Поэтому в настоящее время стандарты действую как в формате МСБУ, так и в формате МСФО.
Система стандартов МСФО изначально разрабатывалась для подготовки отчётности только в крупных компаниях Европы, с целью единообразной оценки финансового состояния и допуска их ценных бумаг в листинг фондовых бирж.
Стандарты систематически изменяются и корректируются в интересах субъектов финансового капитала, которым нужна только финансовая отчётность и не интересен управленческий учёт, соответственно МСБУ последовательно превращаются в МСФО.
Новый формат МСФО - IFRS ещё более приспособлен к деятельности субъектов финансового сектора, однако, несмотря на это, СМСФО в 2005г. создал Комиссию по разработке упрощенного варианта МСФО для малого бизнеса, что предполагает наличие целей глобального распространения МСФО.
Начиная с 1.01.2004г. для государств и их компаний, переходящих на новую систему отчетности по МСФО, был введён новый стандарт МСФО (IFRS)№1 «Принятие международных стандартов финансовой отчётности впервые», который определяет условия перехода и заменяет ПКИ-8 «Первое применение МСФО в качестве главной основы учёта». Он обязателен к применению всеми организациями, которые готовят финансовую отчётность по МСФО за период, начинающийся с 1.01.2004г. или после этой даты.
Начиная с 1.01.2004г. для компаний, переходящих на новую систему отчётности, веден стандарт МСФО №1 «Принятие международных стандартов финансовой отчётности впервые» В формате IFRS, который определяет условия перехода. Он обязателен к применению всеми компаниями, которые впервые готовят финансовую отчётность по МСФО за период, начинающийся с 1.01.2004г. лил после этой даты.
Основное отличие этого стандарта от ПКИ-8 то, МСФО№1 содержит несколько исключений из общих правил остальных стандартов, что облегчает процедуру перехода в отдельных случаях, уменьшая затраты субъектов, превышающие ожидаемые выгоды от использования стандартов в части их ретроспективного применения.
Стандарт разработан с целью обеспечения пользователей информацией, которая:
·соответствует требованиям МСФО последних версий;
·была бы полезной заинтересованному пользователю и понятна;
·сопоставима за все периоды, за которые она представлена;
·представлена бы базовую точку отсчёта для учёта по МСФО;
·могла бы быть представлена по фактической или справедливой стоимости в методике МСФО.
Основной вопрос применения МСФО - обеспечение соответствия подготовленной финансовой отчётности всем положениям стандартов, что достигается неукоснительным соблюдением принципов и правил, установленных МСФО.
Соответствие МСФО означает, что представленная отчётность удовлетворяет всем требованиям стандартов как в части учёта так и в части раскрытия информации, каждого применяемого стандарта.
В связи с чем необходимо усвоить следующие правила пользования МСФО:
·все МСФО можно условно разделить на основные и дополняющие;
·применяются стандарты с даты, указанной в них;
·нормы МСФО не имеют обратной силы, если только в них прямо не указано об этом. В этом случае стандарт имеет раздел «переходные положения», определяющий порядок пересчёта показателей за прошлые периоды;
·стандарты предназначены только для использования в отношении существенных статей отчётности;
·стандарты устанавливают и излагают главные требования и не содержат детальных правил, что предполагает широкое использование профессионального суждения при рассмотрении большинства операций и оформления учётной политики;
·главные требования выделены в текстах перевода стандартов жирным шрифтом (курсивом), а светлым шрифтом выделены дополнительные характеристики поясняющего характера;
·как правило, МСФО применяются ретроспективно, за исключением отдельных показателей, определённых IFRS№1 или если в применяемом стандарте указано такое, либо если величина корректировки, относящейся к прошлым периодам, не может быть надежно оценена;
·МСФО требуют, чтобы при первом применении все количественные показатели отчетности имели сравнительные данные за прошлый период (минимум - год).
II. Совершенствование учёта готовой продукции. НСФО
Новый Закон РК от28.02 07г. №234-III, который вступил в силу с марта 2007г., установил следующие категории субъектов и законодательные основы для формирования финансовой отчетности.
Индивидуальные предприниматели, принимающие в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальный налоговый режим на основе разового талона или патента, вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчётности.
Субъекты малого предпринимательства, включая и применяющие специальные налоговые режимы, некоммерческие организации, филиалы и представительства иностранных лиц, зарегистрированные на территории Республики Казахстан, а также субъекты среднего предпринимательства и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления, осуществляют составление финансовой отчётности в соответствии с национальными стандартами.
Субъекты крупного предпринимательства и организации публичного интереса обязаны составлять финансовую отчётность в соответствии с международными стандартами.
До утверждения национальных стандартов (НСФО), указанные организации составляют финансовую отчётность и ведёт учёт согласно нормам отмененного закона и КСБУ, которые подлежат отмене, с даты вступления в силу НСФО.В настоящее время НСФО, разработанные МФ РК на базе МСФО, прошли регистрацию процедуры и вступили в силу с 1.01.2008г.
НСФО№1 регламентирует составление финансовой отчётности субъектами малого предпринимательства, применяющих согласно налоговому законодательству РК специальные налоговые режимы для крестьянских хозяйств, юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, а также на основе упрощенной декларации. По этому стандарту применение Учётной политики не предусмотрено.
НСФО№2 регламентирует составление финансовой отчётности субъектам малого и среднего предпринимательства (кроме тех, кто составляет финотчетность согласно НСФО№1), некоммерческими организациями, филиалами и представительствами иностранных юридических лиц, зарегистрированных на территории РК, государственными предприятиями, основанными на праве оперативного управления (казённые предприятия). По этому стандарту применение учётной политики обязательно.
Порядок исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчётности:
1.Общеустановленный порядок, который предусматривает ведение бухгалтерского учёта по НСФО№2 или международным стандартам. В этом случае Учётная политика необходима.
2.Специальный налоговый режим на основе патента, который предусматривает расчёт с бюджетом по налогам заранее из ходя их заявленной суммы дохода в месяц. В этом случае бухгалтерский учёт вести не обязательно (то есть учётная политика не нужна).
.Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, который предусматривает ежеквартальный отчёт перед Налоговым комитетом за сумму полученного дохода, а также ведение расчётов с клиентами и покупателями с применением кассового аппарата с фискальной памятью При регистрации кассового аппарата в Налоговом комитете регистрируется и кассовая книга, в которой ведется учёт полученных вами доходов. Кроме того, вы обязаны вести бухгалтерский учёт в соответствии с НСФО№1.
III. Совершенствование учёта готовой продукции.1СБухгалтерия8
Подсистема управления затратами предназначена для учёта фактических затрат предприятия и расчёта себестоимости продукции. Учёт фактических затрат ведётся в необходимых разрезах (подразделение, заказ, номенклатурная группа, статья затрат, номенклатура, характеристика, серия) в стоимостном и натуральном измерении.
В течение отчётного периода, когда себестоимость продукции с учётом накладных расходов ещё не известна, расчёт себестоимости выпуска может вестись по прямым затратам или по плановой себестоимости. Примером может служить возрастание в течение месяца на изготовленную продукцию. Эту ситуацию можно отследить, если учёт себестоимости выпуска в течение месяца ведётся по прямым затратам. На основании этих данных руководство может принять решение о повышении цен реализации.
Кроме учёта затрат «котловым методом» предприятие могут вести позаказный учёт затрат. Такая ситуация возможна на предприятиях, где продукция изготавливается на заказ или имеет некий набор параметров, характерных для определённой партии выпуска. В случаях, когда предприятия внешние заказы распределяются на внутренние заказы с разбивкой по цехам, используется механизм заказов на производство.
С точки зрения подсистемы управления затратами, незавершенным производством считается объём материалов и полуфабрикатов, на которые оформлены документы передачи их со склада в цеха для использования в технологическом процессе, но на которые явно не указан факт их потребления. К завершенному производству, например, можно отнести материалы, которые выданы мастеру из цеховой кладовой, но за факт потребления которых мастер ещё не отчитался.
Потребление некоторых материалов и выпуск продукции, изготовленной из этих материалов, можно указывать в разные моменты времени. Это удобно, когда цикл изготовления изделия довольно продолжительный, а расход материалов важно учитывать оперативно.
Для контроля отпуска материалов в производство согласно установленным лимитам в УПП для Казахстана присутствует возможность использовать механизм лимитно-заборных карт. С его помощью ведется контроль за тем, чтобы кладовщик не отпустил материалов больше, чем предусмотрено лимитом, а рабочий лил мастер цеха, соответственно, не мог получить больше установленного лимита выполняется в момент списания материалов в производство.
Помимо материальных производственных затрат с изготовлением продукции могут быть связаны и нематериальные затраты. Например, на себестоимость конкретного вида продукции могут быть отнесены затраты по рекламе этого продукта.
В случае ведения на предприятии оперативного учёта выпуска продукции и необходимости учёта производства продукции с долгосрочным циклом производства может применяться функционал наработки и доработки продукции. Выпуск и наработка продукции отличаются степенью готовности изделий. Выпуск продукции - объем изделий, обработка которых полностью завершена в некоторых подразделении, такие изделия готовы для передачи на склад или в другие подразделения для дальнейшей обработки. Наработка - объём продукции, изготовление которой начато в некоторых подразделении, но на момент составления отчёта производство ещё не закончено. То есть затраты, связанные с изготовлением продукции, понесены, возможно использованы материалы для её изготовления, но в текущем состоянии продукция не может быть передана в другие подразделения или на склад, её доработку планируется завершить в этом же подразделении. В конфигурации поддерживается несколько стадий наработки. То есть одну и ту же позицию продукции можно делать (дорабатывать) в течение несколько смен.
Наработка, так же как и выпуск продукции, может оставаться в незавершенном производстве на конец отчетного периода. А раздельный учёт прямых затрат по наработке и выпуску позволяет оценить объём понесённых затрат ещё до момента сдачи продукции на склад.
Часто на производственных предприятиях возникает задача проанализировать, из чего складывается себестоимость продукции. В прикладном решении УПП для Казахстана для построения такого анализа себестоимость продукции можно представить в виде списка статей затрат со стоимостной оценкой затрат по каждой статье. В разрезе статей можно проанализировать себестоимость как выпущенной за месяц продукции, так и остатки по затратам в незавершенном производстве.
Ещё одной функциональной возможностью прикладного решения УПП для Казахстана является поддержка работы с давальческим сырьём. Конфигурация предусматривает ведение учёта затрат на переработку давальческого сырья и формирование себестоимости услуг всех стадий - от передачи материалов до получения переработанных материалов и акта выполненных работ.
Пожалуй, в любом виде производства позволяет вести их учёт, а также учёт затрат, связанных с исправлением брака. Есть возможность отражать и брак материалов в производстве, с последующим их возвратом из производства.
В конце отчётного периода возникает задача разделения всех производственных затрат на затраты, которые могут быть отнесены на выпущенную продукцию, и затраты, которые должны остаться в НЗП.
Для материальных затрат могут применяться два основных подхода:
·инвентаризация, проводимая по итогам отчётного периода;
·учёт движения продукции и связанных с её изготовлением материальных затрат непосредственно в процессе производства.
В течение и в конце месяца может выполняться операция распределения прямых затрат. Операция позволяет указать, какие затраты, списанные в НЗП в течение месяца, на какую продукцию пошли. Это дает возможность вручную зафиксировать распределение затрат.
Накладные расходы отражаются в течение месяца. При расчёте себестоимости каждый вид затрат имеет свои особенности распределения.
В системе есть два варианта анализа затрат, требующих распределения на выпуск продукции:
·исходя их объёма выпуска продукции за месяц;
·исходя их объёма затрат, находящихся в незавершенном производстве;
В качестве баз распределения можно использовать следующие:
·по объёму выпуска в натуральных единицах измерения;
·по сумме прямых материальных затрат;
·по плановой себестоимости выпуска.
В процессе закрытия отчётного периода производится расчёт фактической себестоимости выпуска за период основной и побочной продукции, в том числе расчёт себестоимости выпуска у переработчиков.
Отчётность подсистемы предоставляет возможность отслеживать как формирование затрат, выпуск продукции, так и распределение затрат на выпущенную продукцию. Кроме того в её функции входит:
·предоставление данных о порядке формирования себестоимости;
·предоставление данных о структуре себестоимости выпуска для оценки отклонений от заданных нормативов;
·предоставление данных для выявления несоответствия между аналитикой производственных затрат, которая была указана при распределении затрат на выпуск продукции, и аналитикой, которая была указана при отражении производственных затрат в НЗП.
Хочется отметить, что предприятие, ведущее помимо учёта фактических затрат и выпуска ещё и планирование производственно программы при помощи прикладного решения УПП для Казахстана, получит детальную информацию для план-фактного анализа деятельности.
. Зарубежный опыт учёта готовой продукции
Учёт и бухгалтерское дело в Великобритании имеют несколько отличительных особенностей, которых в странах Европейского сообщества. Среди них:
·значительное влияние профессиональных организаций на развитие учёта и учётной профессии;
·детальное формулирование бухгалтерских методов и традиция всестороннего юридического обоснования, предъявляемых к учёту требований;
·тесные контакты с американскими коллегами и международными бухгалтерскими фирмами, чему способствует единый язык.
В настоящее время в Великобритании опубликовано 19 положений по стандартной учётной практике.
В практике учёта Великобритании, наряду с приложениями различают:
учётные концепции, т.е. допущения и принципы, на которых базируется бухгалтерский учёт. К ним относятся:
а). концепция действующего предприятия;
б). концепция преемственности;
в). концепция реальности;
г). концепция начисления;
учётная база - это совокупность методов, применяемых в целях решения задач учётной концепции;
учётная политика - конкретные приёмы учёта, используемые руководством компании для производственной деятельности. Согласно положению о стандартной учётной практике раскрытие учётной политики предусмотрено в финансовой отчетности.
Политика в области бухгалтерского учёт как в Великобритании полностью определяется неправительственными профессиональными бухгалтерскими организациями.
Консультативная группа представляет собой широкий круг лиц, чьи интересы связаны с учётом, так и с внешней отчётностью. Разработанные процедуры формирования стандартов включают себя исследование, проектирование, внутреннее выявление ошибок, публикацию общих комментариев, оценку комментариев и заключительную формулировку Положения о стандартной учётной практике.
Система стандартов Великобритании отличается преемственностью. Председатель Совета по финансовым отчётам назначается совместным решением министерства по торговле и промышленности и главной банка Англии. Совет состоит как из представителей бухгалтерской профессии, так и представителей других профессий. В него входят наблюдатели от правительства Великобритании и Ирландии, Члены совета обычно собираются три-четыре раза в год.
Контроль за соблюдением учётных стандартов осуществляется аудиторами. Они дают заключения о состоянии финансовой отчётности и её соответствии той учётной практике, которую выбирает компания. В случае расхождения между учётной практикой и учётными стандартами аудиторы обязаны указать это в своём заключении. Однако они не вправе применить какие-либо меры для приведения в соответствие с учётной практики компаний и стандартов Более подробно это изложено в работах ДЖ.Блейка и О. Омата и других авторов.
Список использованной литературы
1. Закон РК от 28.02.2007г.№234-111 «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности»
. Национальные стандарты финансовой отчётности №1
. Национальные стандарты финансовой отчётности №2
. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности: Закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года с последними изменениями и дополнениями от 5 мая 2006 года
. Об утверждении форм первичных учетных документов: Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 21 июня 2007 года N 216.
. Кеулимжаев К.К. Финансовый учет на предприятии / Под ред. Р.М. Рахимбековой. - Алматы: Экономика, 2005..
. Мырзалиев Б.С., Абдушукуров Р.С. Бухгалтерский учет на предприятиях и организациях: Практикум. - Алматы: Юридическая литература, 2005.
. Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях . - Алматы: Экономика, 2005.
. Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях. - Алматы: Издательство «LEM», 2006.
. Рабочий план счетов по МСФО: Инструкция (основа) по разработке рабочего плана счетов бухгалтерского учета для организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с МСФО. - Алматы: Центральный дом бухгалтера, 2006.
. Радостовец В.К., Радостовец В.В., Шмидт О.И. Бухгалтерский учет на предприятии. - Алматы: Центраудит-Казахстан, 2002.
. Салина А.П. Принципы бухгалтерского учета. - Алматы: Экономика, 2003.
13. Самоучитель по бухучету и налогообложению: расчеты с подотчетными лицами, заработная плата. - Алматы: БИКО, 2006.
. Сейдахметова Ф., Сейдахметова З., Сейдахметов Г. Международные стандарты финансовой отчетности: Общий обзор и разъяснения. - Алматы: Издательство «LEM», 2003.
. Скала В.И., Скала Н.В. Первый шаг к МСФО. - Алматы: ТОО Издательство «LEM», 2006.
. Султанова Б.Б., Кагазбаева Г.М. Принципы бухгалтерского учета: Практикум. - Алматы: Юридическая литература, 2006.
. Айрих Н. Сопоставительная таблица МСФО и КСБУ // Бюллетень бухгалтера. - 2007. - №43
. Дурановская Г. Заработная плата // Бухгалтерский и налоговый учет в Казахстане. - 2007. - №3.
Приложение
Тема: «Учёт готовой продукции на производственных предприятиях»
По предмету: «Бухгалтерский учёт»
№Содержание операцииДебитКредит1.Поступили сырьё и материалы от поставщика131033102.Оприходованы полуфабрикаты от поставщика131133103.Принят к зачёту НДС142033104.Оплата поставщику331010405.Поступили в магазин колбасные изделия от мясокомбината133033106.Списаны транспортные средства на реализацию продукции711013307.Начислена заработная плата производственным рабочим801233508.Списано сырьё на производство9.Перечислены деньги с расчётного счёта в кассу1010104010.Сдана выручка в банк на расчётный счёт1040101011.Начислены расходы на оплату труда работников, занятых выпуском продукции8010 8020335012.Сумма соц.налога, начисленного на заработную плату работников, занятых выпуском продукции8010 8020315013.Списание накладных расходов8010804014.Отпуск продукции основному производству1320801015.Потери от брака продукции8040801016.Оприходования готовой продукции вспомогательных производств1340803017.Списаны потери товаров в пределах норм естественной убыли товара1330385018.Отнесены командировочные расходы по реализации7110125019.Подотчётным лицом приобретены материалы1310125020.Оплата расходов по реализации7110104021.На числена заработная плата персоналу занятым сбытом продукции7110335022.На числена заработная плата персоналу занятым вспомогательном производстве8035335023.Выдана заработная плата из кассы3350101024.Предъявлены претензии за брак и простой возникшей по вине подрядчиков в суммах признанных плательщиком1280841025.Реализация продукции заказчикам на договорную стоимость1210601026.Поступление платежей от покупателей и заказчиков за реализованную продукцию1010 10401210