Педагогический опыт преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе
Введение
педагог
профессиональный немецкий язык
Современные требования к
качеству образования актуализируют задачу становления качественно иной
профессиональной компетентности педагогических кадров, работающих в
общеобразовательных учреждениях. Педагог нового типа и стиля профессиональной
деятельности должен обладать сегодня такими умениями, как самоорганизация,
самоуправление и саморазвитие. Он должен системно воспринимать педагогическую
реальность и системно действовать в ней, свободно владеть не только современными
технологиями воспитания и развития школьников, использовать уже описанный
педагогический опыт, но и уметь строить собственную педагогическую систему,
разрабатывать и накапливать свой оригинальный педагогический опыт, уметь
анализировать его эффективность, корректировать содержание.
Именно педагогический опыт
является, с одной стороны, отражением,результатом практики, с другой -
источником творческих поисков,проверкой предлагаемых наукой новых теорий,
методик, технологий. Причина порой неудачного применения отдельных технологий,
методов,приёмов, на наш взгляд, кроется зачастую в неумении педагогов
общеобразовательного учреждения изменять существующую практику, исходя из новых
целей и задач образования, т. е. создавать передовой педагогический опыт.
В существующей научной и
методической литературе, по нашему мнению, недостаточно внимания уделяется
изучению и обобщению передового педагогического опыта учителей-практиков.
Как уже отмечалось выше, новые
требования к социализации и профессионализации педагога, к формированию
специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, диктуют настоятельную
потребность в изменении взгляда на проблему профессионализма в целом. Этому и
призвано служить повышение педагогической квалификации учителей, направленное
на формирование и развитие профессиональной психолого-педагогической
компетентности педагогических кадров, а также на их ориентацию на новое
профессионально-педагогическое мышление.
Таким образом, тема данной
выпускной квалификационной работы: «Роль изучения педагогического опыта в
профессиональном становлении личности будущего учителя иностранного языка»,
представляется нам достаточно актуальной.
Цель: теоретически обосновать и
практически подтвердить важность и необходимость изучения педагогического опыта
в профессиональном становлении личности будущего учителя иностранного языка.
Объект: процесс
профессионального становления личности учителя иностранного языка.
Предмет: роль изучение
педагогического опыта как способ профессионального становления личности будущего
учителя иностранного языка.
Гипотеза: изучение
педагогического опыта играет важную роль в профессиональном становлении
личности будущего учителя при условии, если в процессе изучения присутствует
стремление к саморазвитию и осознанному повышению навыков профессионального
мастерства.
Задачи: 1) изучить
психологическую, педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) рассмотреть процесс
профессионального становленияличности будущего учителя иностранного языка;
3) теоретически обосновать важность
и необходимость изучения педагогического опыта как одного из путей становления
личности будущего учителя иностранного языка;
) экспериментально проверить
эффективность применения на практике выявленных при изучении методической
литературы приемов работы на уроках учителей иностранного языка различных школ;
) обобщить опыт практической
работы учителя немецкого языка школы № 2 города Суража Коржуковой Ларисы
Федоровны.
Для решения поставленных задач
нами использовался ряд методов: анализ, синтез, абстрагирование и конкретизация
изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение и самонаблюдение,
изучение литературы, изучение документации, опрос, беседа, методы
математической обработки материала.
Данная выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы из источников и приложений.
Глава I.
Сущность и особенности педагогической профессии
.1 Сущность
профессионально-педагогической культуры
В последнее время в педагогике
появилась тенденция культурологического анализа педагогической реальности,
появилось два основных направления исследования культуры. Первое направление
-культура общества. Представители этого направления В.Е. Давидович, М.С. Каган,
Э.С. Маркарян основное внимание уделяют адаптационной функции культуры, которая
заключается в самосохранении и развитии общества и образовательных процессов
внутри него. Второе направление - культура личности. Представители данного
направления: B.C.
Библер, В.М. Минсуев, Н.А. Ильева заостряют внимание на человеке как субъекте
деятельности и общения, т.к. «культура личности и культура социума - объекты,
совместно развивающиеся, творящие, обогащающие друг друга» [22, 118].
По мнению B.C.
Библера, «уровень культуры личности зависит от культуры социума, который, в свою
очередь, определяется культурой человеческих индивидов, составляющих его, в
противном случае социум рискует превратиться в серую аморфную массу, лишённую
каких-либо источников и стимулов развития. Культура социума порождает и менее
общественные черты и качества, интересы и ценности, присущие всем
индивидуальностям, входящим в него» [23, 117]. Но всё это приобретает смысл в
том случае, когда они выступают средством развития личности.
Трудно не согласиться с точкой
зрения B.C.
Библера, в соответствии с которой культура - это мера «человеческого в
человеке». Усвоение культуры представляет собой процесс создания особого
микромира, в котором каждый новый элемент дополняет и преобразует предыдущий
[25, 16].
Как известно, профессия имеет
сложную структуру и включает предмет, средства и результат профессиональной
деятельности; цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. Она
изменяется в ходе исторического развития, требуя обновления и соответствия
современным требованиям [14, 332].
Некоторые авторы рассматривают
профессиональную культуру как средство, сдерживающее узкий профессионализм, мы
же разделяем взгляды B.C.
Библера и рассматриваем её как определённую степень овладения приёмами и
способами решения специальных профессиональных задач.
Проблемами, посвященными
теоретическому изучению понятия «педагогическая культура», занимались О.С.
Анисимов, З.Ф. Есарева, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, В.Г. Максимов, А.И. Мищенко,
П.И. Решетнёв, Г.Б. Скок, В.А. Сластёнин, Г.И. Хозяинов, Е.Н. Шиянов, Н.Е.
Щуркова и др. Большой вклад внесли также труды А.В. Барабанщикова и С.С.
Муцынова, которые исследовали педагогическую культуру преподавателей высших
военных школ.
В связи с этим в философии,
социологии, педагогике и психологии были проведены исследования, посвященные
различным сторонам культуры личности учителя, в том числе и учителя
иностранного языка. В этих исследованиях педагогическая культура
рассматривается как важная часть общей культуры учителя.
По мнению В.Г. Максимова,
профессионально-педагогическая культура учителя - это часть педагогической
культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются
люди, которые занимаются воспитательной практикой не только профессионально.
Носителями профессионально-педагогической культуры являются люди, которые
призваны осуществлять труд, составными частями которого являются педагогическая
деятельность, педагогическое общение и личность, как субъект деятельности и
общения.
В 1970-е гг. А.В. Барабанщиков
обозначил проблему педагогической культуры учителя. Он выделил слагаемые
педагогической культуры: педагогическая направленность личности,
психолого-педагогическая эрудиция и интеллектуальность, нравственная чистота,
гармония рационального и эмоционального, педагогическое мастерство, умение
сочетать педагогическую и научную деятельность, систему
профессионально-педагогических качеств, педагогическое общение,
требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию. Долгое время
исследования А.В. Барабанщикова оставались единственными в отечественной педагогике.
Впоследствии они послужили основой для разработки теории и практики
педагогической культуры преподавателей разных типов учебных заведений [3, 89].
Элементами модели
профессионально-педагогической культуры являются: аксиологический,
технологический и личностно-творческий [14,127].
Аксиологический компонент
профессионально-педагогической культуры - это совокупность педагогических
ценностей, включённых в целостный педагогический процесс на современном этапе
развития школы, в этом процессе преподаватели овладевают определёнными идеями и
концепциями, приобретают знания и умения. Знания, идеи, концепции выступают в
качестве педагогических ценностей. Педагог становится мастером своего дела,
профессионалом, по мере того как он осваивает и развивает педагогическую
деятельность, овладевает педагогическим капиталом.
Технологический компонент
профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приёмы
педагогической деятельности преподавателя. Ценности и достижения педагогической
культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности.
Педагогическая деятельность по своей природе в некоторой мере технологична.
Поэтому требуется её операционный анализ.
Личностно-творческий компонент
раскрывает механизм овладения профессионально-педагогической культурой. В
педагогической деятельности обнаруживаются и разрешаются следующие
противоречия: между накопленным обществом педагогическим опытом в области
образования и конкретными формами его индивидуально-творческого присвоения и
развития; между уровнем развития сил и способностей личности и самоотрицанием,
преодолением предела этого развития. Педагогическое творчество, с одной
стороны, выступает одним из проявлений педагогической культуры в качестве
процесса создания новых педагогических ценностей, с другой, педагогическое
творчество - это вид жизнедеятельности человека, универсальной характеристикой
которого является педагогическая культура. Педагогическая культура - это сфера
творческого приложения и проявления педагогических способностей личности [11,
39].
Выделенные структурные
компоненты преломляются в такихфункциональных компонентах
профессионально-педагогической культуры,как гносеологический, гуманистический,
коммуникативный, образовательный, воспитательный, нормативный и информационный.
Гносеологический компонент
обуславливает методологическую,исследовательскую, интеллектуальную,
историко-педагогическую, этнопедагогическую, психологическую культуру педагога;
гуманистический компонент
нравственную, духовную;
коммуникативный
культуру общения, культуру
речевую, рефлексивную, эмпатическую; образовательный
дидактическую, технологическую,
методическую; воспитательный
эстетическую, политическую,
экономическую, физическую, экологическую; нормативный
правовую, управленческую;
информационный
диагностическую, инновационную,
компьютерную культуру преподавателя.
Анализ философской и
психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что
профессионально-педагогическая культура - это мера и способ творческой
самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической
деятельности и общения, направленной на освоение, передачу и создание
педагогических ценностей и технологий [7, 207]. Профессионально-педагогическая
культура - это обобщающая характеристика разнообразных видов педагогической
деятельности и педагогического общения, отражающая закономерности развития
потребностей, интересов, ценностных ориентации, способностей человека,
избравшего профессию учителя.
.2 Направленность личности
педагога
В личностной направленности
педагога С.Н. Батракова выделяет 3 составляющие: социально-нравственную,
профессионально-педагогическую и познавательную [4, 214].
Социально-нравственную
направленность педагога определяютсоциальные потребности, чувство общественного
долга, моральные иценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная
убеждённость, профессиональная позиция, социальная активность, надёжность.
Потребность в общении, в любви, в дружбе и т.д. относятся к социальным
потребностям. Основным компонентом в педагогической деятельности является
общение, именно поэтому деятельность учителя характеризует умение общаться. В
основе социальной активности педагога лежит идейная убеждённость, которая
является одной из важнейших характеристик личности педагога.
Педагогическую профессию отличает
высокая профессиональная ответственность. Педагог-гражданин является патриотом,
предан своему делу, его жизнь тесно связана с обществом, в котором он живёт.
Ценностные ориентации
определяют отношение педагога к окружающему миру и себе. Педагог должен иметь
такие качества, как любовь, ответственность, вера, добро, отзывчивость,
бескорыстие, эстетичность и т.д.
На разных стадиях
профессионального становления компоненты направленности личности педагога имеют
различное содержание, обусловленное уровнем его профессиональной подготовки.
Профессионально-педагогическая
направленность включает в себя социально-профессиональные ориентации,
профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности,
педагогический долг и ответственность, педагогическую справедливость и
педагогическое призвание. Эти составляющие характеризуют отношение к
профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности личности,
желание совершенствовать свою подготовку. Основу профессиональной
направленности составляет интерес к профессии, который выражается в
положительном отношении педагога к учащимся, их родителям, к педагогической
деятельности, к её видам. Что касается педагогического призвания, то О.С.
Анисимов понимает под ним склонность к педагогической профессии. Оно появляется
у будущего педагога в процессе накопления теоретических знаний и практического
опыта. Главное качество педагога - это гуманизм. От личных качеств педагога
зависит педагогический такт. Педагогический такт рассматривается им как мера педагогически
целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать
продуктивный стиль общения [26, 52].
Такими важными качествами
педагога являются профессиональная позиция, т.е. отношение к педагогической
профессии; педагогический долг и ответственность; самоотверженность; любовь к
преподаваемому предмету.
Наиболее общей характеристикой
познавательной направленности личности педагога выступает культура
научно-педагогического исследования. Необходимым условием профессионального
становления является непрерывное педагогическое самообразование. У педагога
должна постоянно присутствовать потребность в знаниях. Это неотъемлемый
компонент педагогического труда.
Выводы по I
главе
В последнее время в педагогике
появилась тенденция культурологического анализа педагогической реальности,
появилось два основных направления исследования культуры: культура общества и
культура личности.
Уровень культуры личности
зависит от культуры социума, который, в свою очередь, определяется культурой
человеческих индивидов, составляющих его, в противном случае социум рискует
превратиться в серую аморфную массу, лишённую каких-либо источников и стимулов
развития. Культура социума порождает и менее общественные черты и качества,
интересы и ценности, присущие всем индивидуальностям, входящим в него.
Овладевая общей и педагогической культурой, учитель способен не только к
воспроизводству культуры, но и к её созданию и трансляции.
Профессионально-педагогическая
культура - это мера и способ творческой самореализации личности учителя в
разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленной на
освоение з передачу и создание педагогических ценностей и
технологий.
Профессионально-педагогическая
культура учителя - это часть педагогической культуры как общественного явления.
Носителями педагогической культуры являются люди, которые занимаются
воспитательной практикой не только профессионально. Носителями
профессионально-педагогической культуры являются люди, которые призваны
осуществлять труд, составными частями которого являются педагогическая
деятельность, педагогическое общение и личность, как субъект деятельности и
общения.
Элементами модели
профессионально-педагогической культуры являются: аксиологический,
технологический и личностно-творческий.
Функциональными компонентами
профессионально-педагогической культуры, являются: гносеологический,
гуманистический, коммуникативный, образовательный, воспитательный, нормативный
и информационный.
В личностной направленности
педагога А.И. Мищенко выделяет 3 составляющие: социально-нравственную,
профессионально-педагогическую и познавательную.
Профессионально-педагогическая
направленность включает в себя социально-профессиональные ориентации,
профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности,
педагогический долг и ответственность, педагогическую справедливость и
педагогическое призвание. Эти составляющие характеризуют отношение к
профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности личности,
желание совершенствовать свою подготовку.
Глава II.
Процесс профессионального становления личности будущего учителя
.1 Профессиональная
компетентность личности педагога
Важнейшим компонентом личности
педагога является профессиональная компетентность, под которой принято понимать
интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста,
отражающую уровень знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для
осуществления профессиональной деятельности, связанной с принятием решений [23,
131].
Профессиональная компетентность
педагога, по мнению Белозёрцева Е.П. [7, 184], оценивается уровнем
сформированности профессионально-педагогических умений. Среди операционных
функций учителя школывыделяется несколько основных групп
профессионально-педагогическихумений: гностические, идеологические, дидактические,
организационно-методические, коммуникативно-режиссёрские, прогностические,
рефлективные, общепрофессиональные, конструктивные, технологические
испециальные [5, 17].
Важное место в
профессионально-педагогическойдеятельности, по мнению учёных, занимают
дидактические умения,заключающиеся в определении конкретных целей обучения:
выборадекватных форм, методов и средств обучения; объяснение
учебно-производственного материала; демонстрация технических объектов иприёмов
работы.
На наш взгляд, очень важным для
педагога являетсяналичие у него прогностических умений - анализ педагогических
ситуаций;построение альтернативных моделей педагогической деятельности,
уменияпрогнозировать успешность учебно-воспитательного процесса; контроль
надпроцессом и результатом. Немаловажную роль для него играют ирефлективные
умения, заключающиеся в способности к самопознанию, самооценке профессиональной
деятельности и профессионального поведения [12, 78].
2.2 Пути повышения
профессионализма
В настоящее время
профессионализм педагога учёные рассматривают как систему, состоящую из двух
взаимосвязанных подсистем - профессионализма личности (личностный аспект) и
профессионализма деятельности (функциональный аспект) [18, 60].
Функциональный аспект
профессионализма отражает сложность социальных функций и их социальную
значимость. По мнению А.А. Деркача, профессионализм деятельности - это
качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную
квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных умений
и навыков (в том числе и основанных на творческих решениях), владение
алгоритмами и способами решения профессиональных задач с высокой и стабильной
продуктивностью [18, 48].
Функциональный, или
деятельностный, аспект профессионализма педагога, по его мнению, раскрывает
степень продуктивности его деятельности и создает ориентацию на повышение
должностного или профессионального уровня в ходе его переподготовки в системе
дополнительного профессионального образования.
Социально-педагогические
условия обуславливают мотивацию и стимулы профессионального развития. В
качестве стимулов могут выступать блага и преимущества, предоставляемые при
занятии более высокогодолжностного уровня (повышение заработной платы,
конкурентоспособность, социальная защита). К психологическим стимулам Гонеев
А.Д. относит побуждения, связанные с осуществлением деятельности (это может
быть внутренняя потребность работать с молодёжью, основанная на осознании своих
способностей, характера, призвания) [22, 31]. Функционально-ролевые стимулы, по
его мнению, включают: содержание труда, профессиональный уровень коллег,
уровень интеллектуального развития учащихся, динамику собственных результатов
труда, оценку результатов труда коллегами, учащимися и родителями [2, 93].
Как известно, профессионализм
характеризуется высокой продуктивностью или эффективностью деятельности.
Высокопродуктивной Гонеев А.Д. и другие считают деятельность, отличающуюся
высокой степенью качества по основным показателям (производительности,
оптимальной интенсивности и напряжённости, точности и надёжности,
организованности, стабильности и опосредованности), сохраняющая здоровье
специалиста, развивающая его как личность и преследующая положительные,
социально-значимые цели [14, 67].
Малопродуктивной, по мнению
Пашкова А.Г., считается деятельность, если она не отличается высокими
показателями качества и производительности и если в ней не выражено стремление
к достижению положительных, социально-значимых целей. Непродуктивной является
деятельность, которая характеризуется низкими показателями качества и
производительности и не преследует положительных и социально-значимых целей
[20, 164].
Нам представляется, что в
содержательном отношении профессионализм деятельности близок к понятию
педагогического мастерства, так как предусматривает развитые профессиональные
умения и навыки. Категория мастерства является составной частью категории
профессионализма. Педагогическое мастерство формируется на основе
практического опыта, через
педагогическую деятельность, осмысленную и проанализированную. Овладение
педагогическим мастерством, следовательно, доступно каждому педагогу, но лишь
при условии целенаправленной работы над собой.
Эффективность работы по
самообразованию, как считают учёные, во многом зависит от степени овладения
умениями и навыками самостоятельной работы, приобретёнными в учебном заведении.
Большое значение имеет владение рациональными приёмами и методами самостоятельной
работы по поиску нужной информации и последующему дидактическому её
преобразованию.
Личностно-профессиональное
развитие, по мнению В.А. Сластёнина, -это процесс формирования личности,
ориентированный на высокие профессиональные достижения, овладение
профессионализмом и осуществляемый в саморазвитии личности, профессиональной
деятельности и профессиональных взаимодействиях [1, 268].
Профессионализм, таким образом,
представляет собой оптимальную производительность труда и непременное наличие
личностных компонентов, таких как отношение человека к труду и состояние его
психических качеств.
Специфика профессиональной
деятельности педагога, по нашему мнению, обуславливает повышенную значимость
его профессионального роста.
Повышение квалификации является
важным звеном непрерывного профессионального образования специалистов,
стимулирующим их профессиональный рост. Оно создаёт условия для актуализации
профессионально-психологического потенциала личности, обеспечивает социальную
защиту специалиста, повышая его конкурентоспособность на рынке труда.
Деркачём А.А. и рядом других
учёных был выдвинут ряд задач, в процессе решения которых, происходит рост
профессионализма:
·
мотивирование
саморазвития, самообразования, профессиональногороста, карьеры;
·
повышение
компетентности: социальной, экономической правовой,специальной, экологической и
др.;
·
развитие
психологических свойств, профессионально важных качеств,коррекции
профессиональных форм поведения;
·
развитие
аутокомпетентности (персональной компетентности) икорректировка
профессионально-психологического профиля специалиста;
·
формирование
социальной, профессиональной и персональнойкомпетенции;
·
обеспечение
условий саморазвития, самообразования исамоосуществления личности.
Этими же учёными был предложен
ряд функций повышения квалификации [23, 28]:
·
диагностическая
- предусматривает определение склонностей испособностей, выявление уровня
подготовленности и индивидуально-психологических особенностей с целью
обеспечения эффективностиповышения квалификации;
·
компенсаторская
- связана с ликвидацией пробелов образования,обусловленных недополучением
знаний в процессе обучения, с устареванием ранее приобретённых знаний, с
необходимостью более глубокого овладения предметно-профессиональными и
педагогическими знаниями и умениями-,
·
адаптационная
- развитие информационной культуры, обучениесамообразованию, основам
педагогического менеджмента и умениямпроектирования универсальных
педагогических технологий и систем с цельюориентации в деятельности при смене
статуса учебного заведения, профиляподготовки, должности, места работы;
• познавательная - обеспечивает
удовлетворение информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей
личности.
Система повышения квалификации,
по их мнению, функционирует в двух направлениях:
1)
повышение
квалификации работников и профессиональная переподготовка;
2)
досуговые
формы образования (повышение культурного уровня,расширение научных знаний и
общего кругозора). В зависимости от вида образовательных программ
предусматривают специальное предметно-профессиональное и педагогическое
повышение квалификации [25, 361].
Специальное повышение
квалификации может быть проведено по интегрированному учебному плану,
разработанному в соответствии с потребностями учебных заведений или индивидуально-личностными
запросами слушателей.
Предметно-профессиональное
повышение квалификации связано с углублением, совершенствованием и обновлением
знаний и умений по предмету. Оно необходимо для всех специалистов, а особенно
важно для специалистов в области новых информационных технологий обучения, для
преподавателей гуманитарного и культурологического циклов, для преподавателей
общетехнических и специальных предметов. Для мастеров производственного
обучения необходима стажировка.
Результатом повышения квалификации
является ростпрофессионализма, уменьшение сопротивления инновациям,
актуализацияпрофессионально-психологического потенциала, формирование
профессиональной рефлексии, профессиональное воспитание специалистов. Важная
функция повышения квалификации - профессиональное самосохранение специалиста,
так как профессионализм обеспечивает социальную защищённость и повышает
конкурентоспособность.
Повышение квалификации является
составной частью системы дополнительного профессионального образования,
обладает относительной
самостоятельностью и как любая
педагогическая система включает присущие ей элементы: цель, содержание, методы
обучения, преподавателей, обучающихся, средств обучения.
3) С точки зрения структуры
система повышения квалификации значительно уже, чем система дополнительного
образования, и представляет собой группу следующих взаимосвязанных элементов:
·
образовательные
учреждения дополнительного профессиональногообразования (академии, институты,
учебные центры), учебно-методическиекабинеты, методические комиссии и другие
звенья, организующиеповышение квалификации педагогических работников;
·
учреждения
и организации, реализующие досуговые формыобразования (лектории, народные
университеты и т.д.) [25, 320].
Особенности социальных функций
и профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения
обуславливают особую сложность и повышенную значимость их профессионального
развития. В связи с этим проблема профессионального роста является особенно
актуальной.
Формы и характер профессионального
развития представляют собой различные виды организованного и самостоятельного
повышения квалификации и развития личности. К ним относятся: курсовая
подготовка в учебных заведениях повышения квалификации; участие в работе
методических комиссий, в семинарах, педагогических чтениях, проводимых
методическими службами; стажировка; соискательство; чтение педагогической и
специальной литературы; преподавательская работа; подготовка публикаций и т.д.
Результаты профессионального
развития выражаются в повышении профессионального потенциала, что, в свою
очередь, отражается на улучшении качества труда.
2.3 Изучение педагогического
опыта в профессиональном становлении личности будущего учителя иностранного
языка основной общеобразовательной школы
Как уже отмечалось выше,
овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу, но лишь при
одном условии, если учитель целенаправленно постоянно работает над собой.
Причём эффективность такой работы во многом будет зависеть от степени
сформированности у педагога навыков самостоятельной работы, формирование и
развитие которых начинается с самого раннего возраста.
Изучение педагогического опыта
может проходить как через участие в различных семинарах, на курсах повышения
квалификации, но в этом случае речь идёт уже об учителях-профессионалах,
работающих в образовательных учреждениях.
Если же вести речь о
профессиональном становлении личности будущего учителя иностранного языка, то
он может изучать педагогический опыт, на наш взгляд, следующими способами:
осуществлять наблюдение за деятельностью учителя на показательных уроках,
посещаемых студентами в процессе изучения теории и методики обучения
иностранному языку, а также наблюдая за пробными уроками и внеклассными
мероприятиями, которые проводят сами студенты во время прохождения
соответствующих видов практик. Ещё один эффективный способ изучения
педагогического опыта - анализ публикаций учителей-практиков в соответствующих
методических журналах (для учителей иностранного языка - это журнал «Иностранные
языки в школе», «Deutsch
kreativ» («Немецкий язык
творчески»), приложение «Deutsch»
к газете « 1 сентября» и др.). Кроме того, изучение педагогического опыта
будущим учителем иностранного языка может осуществляться и непосредственно во
время учебных занятий в учебном заведении, когда преподаватели проводят свои
занятия по практическому курсу изучаемого иностранного языка.
Нельзя не остановиться более подробно на
возможности использования будущим учителем в процессе своего профессионально
становления ресурсов сети Интернет. Ведь с одной стороны, современные средства
обработки информации позволяют существенно повысить эффективность подготовки
специалистов, с другой стороны, система образования является кузницей, в
которой формируются члены общества, живущего в условиях повсеместной
информатизации [22, 4].
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения
способность имеющихся в сети Интернет информационных ресурсов существенно
повысить эффективность обучения истории, литературе, обществознанию, экономике
и другим гуманитарным дисциплинам. Достаточно назвать такие предоставляемые ими
возможности, как повышение наглядности обучения, его сопровождение аудио- и
видеоинформацией, содействие формированию у школьников мотивации к изучению
гуманитарных дисциплин. Благодаря этому использование ресурсов сети Интернет
оказывается востребованным, а необходимость знакомства учителей с видами таких
ресурсов и основными подходами к их использованию становится очевидной.
Решение проблем информатизации образования
определено в качестве одной из важнейших целей реализации Федеральной целевой
программы развития образования на 2006-2010 годы (ФЦПРО, #"652826.files/image001.gif">
VI.
Физкультминутка: песенка с движениями (выполняю, дети повторяют и поют вместе)
2. Seine
große lange Flinte 3.
Liebes Füchslein, laß dir raten,
schießt auf dich
das Schrot; sei doch nur kein Dieb;dich
färbt die rote Tinte, nimm,
statt mit dem Gänsebraten,dann bist du tot.
mit der Maus vorlieb.
VII. Немецкие поговорки.
Систематизация.
- Wisst ihr die Sprichwörter.
Ratet, was sie bedeuten. Aber wählt
zuerst
richtige Endungen. Vogel / lobt sein Nestsind nicht alle Esel / die
Säcke tragenTierchen hat / sein PläsierchenHund ist Löwe / in
seinem Haus
Das Kalb / folgt der KuhHund hat /
eine gute Nase
Das Schwein träumt / von Eicheln.
Развитие
навыка диалогической речи по теме.
Учитель: Jetzt findet ihr euch den
Partner (поясняю задание)
Somnterferien auf
dem Lande
·Guten Tag! Ich habe
gehört, dass du auf dem Lande die Ferien verbracht hast
·Ja, hier wohnt meine
Oma.
·Was hast du dort
gemacht?
·Oh, im Dorf gibt es
viel Arbeit. Ich habe den Bauern geholfen.
·Wirklich?
·Ich habe Gurken und
Tomaten gesammelt. Ich musste auch das Gemüse jäten.
·Hat es dort dir
gefallen?
·Natürlich! Es war
Klasse!
Инсценируйте по
образцу свой диалог, заменяя, подчеркнутые словосочетания и предложения
следующими:
Traktoren
(Maschinen) sehen, fahren;
das reife Obst
pflücken;
das Vieh füttern;
gießen;
für Kühe,
Pferde sorgen
Frühlingsferien
auf dem Lande
- Guten Tag! Ich
habe gehört, dass du auf dem Lande die Ferien
verbringen
wirst.
·Was wirst du dort
machen?
·Oh, im Dorf gibt es
viel Arbeit. Ich werde der Tante helfen.
·Wirklich?
·Ich werde
das Vieh füttern.
·Klasse!
·Natürlich! Es wird
Klasse!
Инсценируйте по
образцу свой диалог, заменяя словосочетания и предложения следующими:
Traktoren
(Maschinen) sehen;
melken;
für Kühe,
Pferde sorgen;
Geflügel
füttern
Учитель: Also, wir prüfen
(проверяем в форме диалога).
IX.
Самостоятельная работа со словарем
·Und
jetzt haben wir eine selbstständige Arbeit. Ich gebe euch die Blätter
Рapier mit Vögelnamen. Ihr sollt diese Namen
im Wörterbuch finden.
Die Eule, der Uhu, der Kranich, der
Star, die Elster, die Nachtigal, die Schwalbe, der Rabe, der Sperling (der
Spatz), der Storch.. Самооценка. Итоги урока.
Учитель: Also, unsere Stunde kommt
zu Ende. Seht an die Tafel, hier ist die Skala. Wie
könnt ihr eure Arbeit in der Stunde schätzen?
Wählt ein passendes
Wort und sagt.habt heute gut gearbeitet. Ich kann euch folgende Note geben
….Stunde ist aus, auf Wiedersehen!
Приложение 6
Тест «Учитель
глазами учеников» (Е.И. Рогов) [29, 171].
Отвечайте на
вопросы «Да» (+) или «Нет» (-), не раздумывая слишком долго
1.
Учитель умеет заранее определить
успехи своих учеников?
2.
Мне трудно ладить с учителем?
3.
Учитель - справедливый человек?
4.
Учитель умело готовит меня к
контрольным и экзаменам?
5.
Учителю явно не хватает чуткости в
отношениях с людьми?
6.
Слово учителя для меня закон?
7.
Учитель тщательно планирует работу
со мной?
8.
Я вполне доволен учителем?
9. Учитель
недостаточно требователен ко мне?
. Учитель всегда
может дать разумный совет?
. Я полностью доверяю
учителю?
. Оценка учителя
очень важна для меня?
.Учитель в основном
работает по шаблону?
. Работать с
учителем - одно удовольствие?
.Учитель уделяет
мне мало внимания?
. Учитель, как
правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей?
. Учитель плохо
чувствует мое настроение?
.Учитель всегда
выслушивает мое мнение?
. У меня нет
сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет
учитель?
. Я не стану
делиться с учителем своими мыслями?
. Учитель
наказывает меня за малейший проступок?
22.Учитель
хорошо знает мои слабые и сильные стороны?
23.Я
хотел бы стать похожим на учителя?
24.У
нас с учителем чисто деловые отношения?
Ключ к тесту
«Учитель глазами учащихся»
Каждый вопрос,
совпадающий с ключом, оценивается в один балл. Гностический компонент включает
вопросы:
ответ «Да» - 1,4,
7, 10, 19, 22;
ответ «Нет» - 13,
16;
Эмоциональный
компонент включает вопросы:
ответ «Да» 8, 11,
14, 23;
ответ «Нет» - 2, 5,
17, 20,
Поведенческий
компонент включает вопросы:
ответ «Да» - 3, 6,
12, 18;
ответ «Нет» - 9,
15, 21, 24;