преступление наркотический незаконный хранение
Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Осознания виновным того, что конкретное средство включено в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, не требуется, достаточно общего представления об отнесении средства к наркотическому, а вещества к психотропному.
Преступление считается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своего действия (или бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало, чтобы эти последствия наступили. Косвенный умысел существует, если лицо осознавало общественную опасность своего действия (или бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий, не желало наступления таких последствий, но сознательно допускало такие последствия.
Субъект преступление - это лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное в соответствии с законом понести за него уголовную ответственность.
Субъект преступления - это один из элементов состава преступления, без которого уголовная ответственность невозможна.
Субъектом преступления могут быть только люди, обладающие способностью осознавать фактический характер своих действий (бездействия) и руководить ими, то есть только вменяемые лица. Вина, как в форме умысла, так и в форме неосторожности исключается во всех случаях, когда лицо в момент совершения общественно опасного деяния в силу своего психического состояния не осознавало характера своих действий (бездействия) или не могло ими осмысленно руководить.
Способность осознавать свои действия и руководить ими возникает у психически здоровых людей не с момента рождения, а по достижении определённого возраста, оптимальной величиной которого является 16 лет. К этому возрасту у человека накапливается определенный жизненный опыт, определяются критерии восприятия окружающего мира, появляется способность осознавать характер своего поведения с точки зрения полезности для окружающих.
Действие УК РК распространяется на граждан Казахстана, лиц без гражданства, иностранных лиц. Дипломатические представители и иные лица, пользующиеся иммунитетом, в случае совершения ими преступления в Казахстане, несут ответственность в соответствие с нормами международного права. Однако иммунитет указанных лиц от уголовного преследования не означает, что в случае нарушения ими уголовно-правовых норм, они не являются субъектами преступлений. В этом случае имеет место лишь освобождение от уголовной ответственности по не реабилитирующим основаниям.
Таким образом, к основным признакам субъекта преступления относятся: физическое лицо, вменяемость и достижение определённого возраста. Эти наиболее существенные признаки всех субъектов преступлений составляют научное понятие общего субъекта преступления. Факультативными признаками субъекта преступления являются признаки специального субъекта.
Достижение определённого возраста - одно из необходимых условий привлечения лица к уголовной ответственности.
Малолетние лица, не могут быть субъектами преступления, так как в силу своего возраста не имеют возможности в достаточной мере отдавать себе отчёт в своих действиях и руководить своими поступками.
Понести уголовную ответственность за совершённое общественно опасное деяние могут лишь вменяемые лица.
Только вменяемые лица способны сознавать содеянное ими и руководить своими деяниями.
Лицо, совершившее общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, не может быть привлечено к уголовной ответственности. Таким лицам могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, не являющиеся наказанием.
Вменяемость - это такое состояние психики человека, при котором он в момент совершения общественно опасного деяния был способен осознать характер своего поведения и руководить им.
Имеется в виду не только понимание фактической значимости своих поступков, но и их социальную значимость и при этом сознательно руководить своими действиями, что свойственно только психически здоровым и умственно полноценным людям.
Под невменяемостью понимается такое психическое состояние лица во время совершения преступления, которое исключает возможность вменения ему совершенного им действия (бездействия).
Невменяемость устанавливается ретроспективно и соотносится со временем совершения общественно-опасного деяния. Последующее выздоровление лица не является основанием привлечения его к уголовной ответственности.
Субъектом указанного преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.
За нарушение установленных правил по контролю над оборотом наркотиков или психотропных средств, прекурсоров, инструментов и оборудования, используемых для их изготовления, уголовную ответственность несут как должностные, так и иные лица, которые в силу порученной им работы обязаны соблюдать соответствующие правила.
При наличии в действиях должностного лица, допустившего нарушение таких правил, признаков преступления по службе (злоупотребления, взяточничества и др.) содеянное следует дополнительно квалифицировать по соответствующей статье Кодекса, предусматривающей ответственность за преступление по службе.
Объективная сторона характеризуется как незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Закон связывает уголовную ответственность с совершением любого из упомянутых деяний.
Незаконное производство заключается в любом противоправном изготовлении, выработке, выделке, конструировании различных видов наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Это может быть соединение химических форм, переработка растительного сырья.
Место изготовления - квартира, общежитие, предприятие, химическая лаборатория, равно как и квалификация лица (работник фармацевтического предприятия, аптеки, частное лицо и др.) - значения не имеют. Момент окончания состава связан с фактом производства (изготовления) подобных средств и веществ. Поэтому преступление следует считать оконченным в любой момент технологической цепочки выработки, создания наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов.
Незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предполагает любые способы их распространения (продажу, дарение, обмен, уплату долга, дачу взаймы, введение инъекций другому лицу и т. п.). Об умысле на сбыт могут свидетельствовать наличие соответствующей договоренности с потребителем; значительный объем препаратов; приобретение их лицом, которое само их не употребляет.
Незаконная пересылка состоит в противоправном перемещении упомянутых средств, веществ, их аналогов в почтовых, багажных отправлениях либо иным способом, когда их транспортировка осуществляется без участия отправителя.
Ст.259 УК РК в системе уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, является базовой и имеет достаточно сложную конструкцию, обусловленную стремлением законодателя максимально индивидуализировать ответственность виновных лиц. Дифференциация ответственности за соответствующие действия осуществляется на законодательном уровне в зависимости от субъективных (цель) и объективных (размер веществ) элементов состава преступления.
Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Объект преступления - это то, на что посягает преступление и то, что охраняется уголовным законом. Объектом преступления являются различные общественные отношения.
Объектом преступления, предусмотренного ст.259 УК РК выступает здоровье населения в целом (здоровье нации), а не отдельного человека.[3] Объект данного преступления сложный.
Предметом данного преступления являются:) наркотические средства;
) психотропные вещества;
) сильнодействующие вещества;
) ядовитые вещества.
Основным непосредственным объектом преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ является правильное, нормальное состояние организма людей.
Объективную сторону образуют признаки, характеризующие внешние (объективные) свойства преступления (т.е. то, как преступление выражается во вне объективной действительности). К объективной стороне преступления относятся:
а) общественно опасное деяние в виде действия или бездействия;
б) общественно опасные последствия;
в) причинная связь между деянием и его последствиями;
г) время, место, способ, обстановка, орудие и средство совершения преступления.
Объективную сторону данного преступления образуют только незаконные деяния, т.е. совершенные в нарушение правил, установленных международными договорами, законом, ведомственными актами, инструкциями, регламентирующими порядок работы с наркотическими средствами и психотропными веществами. [4]
Объективная сторона данного преступления выражается в трех видах действий: незаконном приобретении, незаконной перевозке и незаконном хранении. Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РК "О применении законодательства по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных ,сильнодействующих и ядовитых веществ" от 14 мая 1998 г., под незаконным приобретением следует понимать любе действия, в результате которых лицо стало фактически обладателем наркотических средств или психотропных веществ(за исключением хищения, вымогательства и выращивания, образующих самостоятельные составы преступлении приобретению наркотиков относятся такие действия, как покупка, получение в обмен на другие товары и вещи, взаймы или в дар, в уплату долга, присвоение найденного, оплата за услуги, сбор дикорастущих растений, конопли, мака или их частей, а также остатков неохраняемых посевов наркосодержащих растений после завершения уборки.
Единственным основанием законного приобретения наркотических средств или психотропных веществ является их покупка(приобретение) в лечебном или фармацевтическом учреждении на основании правильно выписанного индивидуального рецепта конкретному больному.[5] При этом рецептурный бланк является документом строгой отчетности, на котором стоит подпись лечащего врача и печать медицинского учреждения.[6]
Приобретение наркотических средств или психотропных веществ следует считать оконченным с момента перехода этих веществ во владение виновного лица. При этом как справедливо замечает Н.Ф.Кузнецова,не имеет значения, во временное или постоянное владение субъекта переходит наркотик.[7]
Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента выполнения действий, составляющих объективную сторону состава преступления.
Под хранением следует понимать любые действия, связанные с фактическим нахождением наркотических средств или психотропных веществ во владении виновного (при себе, если это не связано с их перевозкой, в помещении, в тайнике и других местах). Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности.[8] Под изготовлением наркотических средств или психотропных веществ следует понимать действия, направленные на получение из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ одного или нескольких готовых к использованию и потреблению наркотических средств или психотропных веществ. Как изготовление следует расценивать и производство наркотических средств или психотропных веществ, т.е. действия, направленные на их серийное получение.
Переработкой наркотических средств или психотропных веществ являются действия, направленные на рафинирование (очистку от посторонних примесей) твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, либо на повышение в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества.
Незаконное изготовление и незаконную переработку наркотических средств или психотропных веществ или их аналогов надлежит расценивать как оконченное преступление с начала совершения действий, направленных на получение готовых к использованию и потреблению наркотических средств или психотропных веществ либо на рафинирование или повышение в препарате концентрации наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов.
Перевозкой являются действия по перемещению наркотических средств или психотропных веществ из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспортного средства.
Законной перевозка будет также в случаях, когда у лица имеется соответствующий документ, выдаваемый в аптеках взамен рецепта на препарат, содержащий лекарственные наркотические средства или психотропные вещества.
Если предметом преступления были наркотические средства или психотропные вещества разных видов, их размер следует определять исходя из общего количества и суммарной эффективности. При этом следует учитывать не только медицинские критерии, но и реальную социальную опасность.
Тем самым законодательно определены такие признаки преступления, как крупный и особо крупный размеры наркотических средств, которые позволяют судить о том, что объективная сторона данного вида преступления в диспозиции статьи указана. Это дает возможность четко и однозначно определять признаки общественно опасного деяния, дающие основания считать содеянное как преступление.
Особо крупный размер имел существенное различие в зависимости от вида наркотика. Постоянным комитетом по контролю наркотиков установлены следующие размеры: высушенная марихуана - свыше 500 г; невысушенная - свыше 2,5 кг; гашиш - свыше 100 г; гашишное масло - свыше 50 г; экстракционный опий - свыше 10 г; ацетилированный опий - свыше 5 г; высушенная маковая солома - свыше 250 г; невысушенная маковая солома - свыше 1 кг 25 г; морфин - свыше 1 г; героин - свыше 0,005 г; кустарные препараты эфедрина - свыше 100 мл.
Согласно примечанию 1 , внесенному изменениями: "Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
2.3 Квалифицирующие признаки преступления, предусмотренного ст.259 УКРК
Часть 3 ст. 259 предусматривает ответственность за квалифицированные виды посягательства:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в крупном размере;
в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего.
Преступления, совершаемые группой лиц по предварительному сговору, имеют значительную распространенность и представляют повышенную общественную опасность. Обязательными признаками группового посягательства являются: наличие двух или более исполнителей (соисполнителей), непосредственное участие каждого из них в выполнении хотя бы части действий, охватываемых признаками объективной стороны состава, осуществление посягательства совместными усилиями.
Крупным размером признается количество наркотического средства, психотропного вещества или их аналога, превышающее размеры средней разовой дозы потребления в десять и более раз.
Совершение преступления лицом, достигшим 18-летнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего предполагает, что виновный при совершении действий, перечисленных в ч. 1 ст. 259, точно знал, что наркотики, психотропные вещества или их аналоги предназначены для использования лицами в возрасте от 14 до 18 лет.
Часть 4 ст. 259 предусматривает совершение преступления при особо квалифицирующих обстоятельствах:
а) организованной группой;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) в отношении лица, заведомо не достигшего 14-летнего возраста;
г) в особо крупном размере.
Совершение посягательства организованной группой предполагает, что оно выполнено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или более преступлений. В данном составе признак устойчивости реализуется в длительной преступной деятельности объединения. На практике типично распространены группы, занимающиеся наркотическими средствами и психотропными веществами длительное время. Фактически это сфера криминального бизнеса, рассчитанного на постоянную работу для извлечения доходов и сверхприбылей. В рамках таких групп нередко наблюдается криминальная специализация (поставщики, сбытчики, курьеры и др.). Организованность может характеризоваться наличием лидера в группе, четким распределением обязанностей и т. п.
Выполнение преступления лицом с использованием своего служебного положения означает, что оно по характеру выполняемой работы, должностным функциям имеет доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам или их аналогам либо его должностные обязанности связаны с их сбытом или пересылкой. Это могут быть должностные лица фармацевтических предприятий, аптечных баз, аптек, лечебных и ветеринарных учреждений, почты и т.п. Что касается квалифицирующего признака совершения преступления в отношении лица, заведомо не достигшего 14-летнего возраста, то посягательство в отношении этой категории потерпевших создает особую угрозу для их здоровья, поскольку в этом возрасте подростки легче втягиваются в потребление наркотиков и пополняют ряды наркоманов. Совершение преступления в особо крупном размере связано с превышением размера средней разовой дозы потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в 50 и более раз. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.
Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов изъятие указанных средств, веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.[9]Крупным размером в настоящей статьей признается количество наркотического средства, психотропного вещества или их аналога, превышающее размеры средней разовой доли потребления в десять и более раз, а особо крупным размером - в пятьдесят и более раз.
Аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в РК вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РК, в соответствии с законодательством РК, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят. Для определения вида средств или веществ (наркотическое, психотропное, сильнодействующее или ядовитое), их названий и происхождения, способа изготовления или переработки, а также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические средства, требуется специальные познания, а поэтому суд должен располагать заключением экспертов.
Так как, совеpшение пpеступления с наpкотическими сpедствами или психотpопными веществами в особо кpупном pазмеpе является новым пpизнаком для уголовного законодательства, который должен тpактоваться судебно-следственными оpганами как оценочное понятие в соответствии с конкpетными обстоятельствами дела в зависимости от количества соответствующих пpедметов и степени воздействия на оpганизм человека. Выводы о размере наркотических средств или психотропных веществ должны быть мотивированы в приговоре.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
.1 Практика квалификации незаконного оборота наркотических средств
Необходимым и решающим условием правильной квалификации преступлений можно назвать точный социально - правовой анализ признаков совершенного деяния. Установление же тождества фактических обстоятельств преступления и признаков соответствующей уголовно - правовой нормы является одним из основных условий соблюдения законности при отправлении правосудия по уголовным делам. Проблема квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, является расследования и судебного разбирательства.
Достаточно широкое распространение немедицинского потребления не только одной из наиболее сложных в уголовном праве, но и наиболее значимой для практики наркотических средств, ставит под угрозу не только здоровье отдельных граждан, наций, но и генофонд человечества в целом. Рост числа потребителей наркотиков создал огромные рынки сбыта, где возросший спрос удовлетворяется, прежде всего, за счет нелегального производства и контрабанды наркотических средств. Существенным сдерживающим фактором незаконного оборота наркотиков в данном случае может стать наличие эффективных уголовно - правовых норм, направленных на борьбу с этим социальным злом.
Логическое и структурное совершенство уголовно - правовых норм - важная предпосылка для правильной квалификации деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. В УК РК в главе 10 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности" содержатся основные составы преступлений, предусматривающие уголовную ответственность за деяния в сфере незаконного оборота наркотических средств (ст. ст. 259 - 266 УК РК).
Кроме того, УК РК предусматривает ответственность и за иные преступления, которые так или иначе могут быть связаны с этими средствами: ст. 193 УК РК - легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем; Диспозиции статей 259 - 266 УК РК являются бланкетными, что вынуждает правоприменителя при квалификации преступлений обращаться к иным законам, постановлениям, правилам и инструкциям.
Один из "традиционных" составов преступлений предусматривает ст. 259 УК РК. Деяния, предусмотренные рассматриваемой статьей, непосредственно посягают на законный порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ, установленный для охраны здоровья населения. По признакам ч. 1 ст. 259 УК РК квалифицируется незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ (далее - НСПВ) является одной из актуальных проблем современного общества, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку, а также безопасности государства. Сохраняется высокий уровень незаконного распространения наркотиков среди населения страны, особенно в детской и молодежной среде. В этих условиях требуется усилить реализацию адекватных и эффективных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Безусловно, от того, как будет складываться судебная практика рассмотрения дел данной категории, во многом зависит эффективность борьбы с этими преступлениями.
Учитывая, что для определения вида средств и веществ (наркотическое, психотропное или их аналоги, сильнодействующее или ядовитое), их размеров, названий и свойств, происхождения, способа изготовления, производства или переработки, а также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические вещества, требуются специальные знания.
На сегодня список аналогов НСПВ, незаконный оборот которых преследуется в уголовном порядке, законодательно не закреплен. Необходимость утверждения перечня аналогов наркотических средств и психотропных веществ представляется оправданной для обеспечения единообразия правоприменения при уголовном преследовании за их незаконный оборот. В противном случае определение экспертным путем сходства химической структуры и психоактивных свойств аналогов по отношению к наркотическим средствам и психотропным веществам в каждом конкретном случае может представлять определенную сложность и породить субъективизм.
Наркотики - это растения, вещества или препараты, классифицированные как наркотические или психотропные вещества, представляющие потенциальную опасность для здоровья населения в связи с последствиями, которые может вызвать злоупотребление ими, включенные в Список наркотических средств, психотропных веществ и прекурсов, подлежащих контролю в Республике Казахстан.[10] В таблицах I, II и III названия средств, веществ соответствуют международным незарегистрированным названиям, рекомендованным Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), названиям и описаниям, указанным в Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, Конвенции о психотропных веществах 1971 года, а также другим незарегистрированным названиям. Ниже приводится их описание или химическое название.
В таблицу I включены наркотические средства и психотропные вещества, использование которых в медицинских целях запрещено (список IV и часть списка I Конвенции 1961 года и список I Конвенции 1971 года).
В таблицу II включены наркотические средства и психотропные вещества, используемые в медицинских целях и находящиеся под строгим контролем (часть списка I, список II Конвенции 1961 года и список II Конвенции 1971 года).
В таблицу III включены наркотические средства и психотропные вещества, используемые в медицинских целях и находящиеся под контролем (список III Конвенции 1961 года и списки III и IV Конвенции 1971 года).
В таблицу IV включены прекурсоры (химические вещества и растения, которые часто используются при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, - таблицы I и II Конвенции 1988 года), находящиеся под контролем.
В список Лекарственных средств, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, подлежащие контролю в Республике Казахстан и разрешенные к применению в ветеринарии, включены лекарственные препараты, которые могут быть использованы как диагностические, лечебные и профилактические средства при наличии соответствующей лицензии.
К наркотическим средствам или психотропным веществам относятся также их препараты, наименования (синонимы) которых в Список не включены.
Ответственность по ч. 1 ст. 259 Уголовного кодекса РК за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов наступает в тех случаях, когда такие действия совершены лицом без цели сбыта, а количество каждого вида такого средства или вещества без их сложения составило крупный размер; по ч. 2 той же статьи - при совершении аналогичных действий без цели сбыта в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в особо крупном размере.
В случаях, когда лицо незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает, перерабатывает без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, размеры которых в отдельности не превышают указанный в списках крупный размер таких средств или веществ, содеянное при наличии к тому оснований может влечь административную ответственность.
Отсутствие ранее четкого указания на наказуемость приобретения наркотиков в форме дарения свидетельствовало о пробеле в правовом регулировании данного вопроса. На практике такие сомнения должны были толковаться в пользу обвиняемого, исключая уголовную ответственность за оборот НСПВ в форме дарения. Под незаконным хранением без цели сбыта НСПВ или их аналогов следует понимать действия лица, связанные с незаконным владением этими средствами или веществами, в том числе для личного потребления (содержание при себе, в помещении, тайнике и других местах). При этом не имеет значения, в течение какого времени лицо незаконно их хранило.
Для осуждения лица за переработку в приговоре суда указывается ее способ, в противном случае уголовная ответственность за переработку наркотического средства исключается.
Чтобы правильно решить вопрос о наличии или отсутствии в действиях лица такого признака преступления, как изготовление либо переработка наркотического средства, психотропного вещества или их аналогов, суды в необходимых случаях должны располагать заключением эксперта о виде полученного средства или вещества, его названии, способе изготовления или переработки либо иными доказательствами.
Таким образом, ответственность за незаконное изготовление или незаконную переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта (ч. 1 ст. 259 УК РК) как за оконченное преступление наступает с момента получения в крупном размере готовых к использованию и употреблению этих средств или веществ либо в случае повышения их концентрации в препарате путем рафинирования или смешивания.
Следует отметить, что объективные стороны изготовления и переработки весьма схожи. Различие же между данными составами усматривается в исходном материале (сырье). Так, при изготовлении создается новое химическое вещество, являющееся НСПВ, при этом исходный материал не относится к наркотическим средствам или психотропным веществам. Напротив, в результате переработки не происходит создания нового вещества. В данном случае сырье - это наркотическое вещество, в процессе переработки которого происходит улучшение его наркотических свойств путем рафинирования либо повышения в смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества, а также смешивания с другими фармакологическими активными веществами.
В настоящее время такие деяния, как приобретение, хранение, перевозка, изготовление, направленные на сбыт наркотиков, самостоятельными преступными деяниями не признаются. Данные действия, как было рассмотрено выше, влекут уголовную ответственность, если они совершены без цели сбыта. В связи с чем суды испытывают трудности в квалификации действий лиц, которые незаконно приобретали, хранили, перевозили, изготавливали НСПВ или их аналоги именно в целях сбыта. В данном случае вряд ли можно утверждать, что произошла дифференциация ответственности в отношении лиц, сбывающих наркотические средства, если их действия пресечены на стадии приобретения, хранения, перевозки наркотиков. Можно констатировать, что произошло смягчение уголовной ответственности этих лиц. Поэтому отказ законодателя от составов, предусматривающих ответственность за преступления, связанные с незаконным приобретением, хранением, перевозкой наркотиков в целях сбыта вряд ли можно признать оправданным.
Дискуссионным в судебно-следственной практике является вопрос о добровольной сдаче наркотических средств и психотропных веществ. Под добровольной сдачей указанных средств и веществ понимается выдача их лицом представителям власти при реальной возможности распорядиться ими иным способом. Признаками добровольной сдачи являются собственное желание лица передать наркотические средства или психотропные вещества представителям власти и наличие у него возможности (альтернативы) распорядиться этими средствами или веществами по своему усмотрению (употребить, спрятать, сбыть и т.д.).
Отсутствие хотя бы одного из этих признаков не позволяет говорить о добровольной сдаче и ставить вопрос об освобождении от уголовной ответственности (примечание 1 к ст. 259 УК РК).
Поэтому сдачу наркотических средств или психотропных веществ лицом, в отношении которого применяются принудительные меры воздействия (оперативно-розыскные или процессуальные), нельзя рассматривать как добровольную, поскольку в этих обстоятельствах лицо вынуждено передать наркотические средства или психотропные вещества представителям власти (иначе они изымут их в принудительном порядке) и у него нет реальной альтернативы распорядиться ими каким-либо другим образом. В этой связи выдача лицом наркотических средств или психотропных веществ по предложению следователя перед началом производства в помещении выемки или обыска не должна исключать уголовной ответственности, но может быть рассмотрена судом как смягчающее обстоятельство при назначении наказания.
Статья 259 содержит примечание 1, которое предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности лица за совершенное преступление, предусмотренное данной статьей. Условием освобождения является позитивное поведение лица: добровольная сдача наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, активное способствование раскрытию и пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом таких средств и веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем.
Условиями освобождения, таким образом, являются: добровольная сдача наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и активное способствование раскрытию и пресечению преступлений, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем.
Добровольная сдача указанных средств или веществ означает выдачу лицом этих средств представителям власти, несмотря на реальную возможность распорядиться ими иным образом.
Активное способствование раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может проявиться в любых добровольных действиях субъекта, направленных на содействие правоохранительным органам по раскрытию или пресечению преступлений. Это может быть изобличение организаторов и соучастников, предоставление сведений о наркотических средствах, об имуществе, добытом преступным путем, незаконных доходах от распространения наркотиков, путях транспортировки, хранения и доведения до потребителей и т. п. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов изъятие указанных средств, веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
По закону добровольная сдача подобных средств и веществ, а также активное способствование раскрытию или пресечению преступлений должны быть установлены одновременно.
В этом плане спорной следует признать рекомендацию о том, что освобождение от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 259 возможно при наличии хотя бы одного из указанных в нем оснований. Нет, например, основания для освобождения от уголовной ответственности лица, добровольно сдавшего наркотики, но по соображениям личной безопасности отказывающегося от содействия по раскрытию или пресечению преступной деятельности соучастников. Либо, напротив, содействующего раскрытию преступления, но отказавшегося сдать наркотики, сославшись на то, что они у него отсутствуют.
3.2 Пути совершенствования законодательства об ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ
Географическое расположение, интенсивное развитие транспортной инфраструктуры, "прозрачность" границ с большинством сопредельных государств и стабильное социально-экономическое положение внутри нашего государства способствовали тому, что Казахстан стал выгодным "транспортным коридором" для транзита наркотических средств и психотропных веществ из стран Юго-Западной Азии и Афганистана в Россию, далее в Европу и страны других континентов.
Объем незаконного оборота наркотиков и масштабы злоупотребления ими в Казахстане продолжают расти, ставя под угрозу не только здоровье населения, но и дестабилизируя экономическое, политическое и социальное положение, процесс проводимых государством экономических реформ.
Стремительный рост и международная экспансия наркобизнеса, опутывающего своими сетями все новые и новые страны, явились важнейшим, но не определяющим фактором эволюции наркоситуации в современном мире. Все большее значение приобретает активное противодействие этому злу на международном и национальном уровнях, осуществляемом на основе многочисленных программ.
Принимаемые в Казахстане меры против наркотиков осуществляются с целью устранения влияния определенных опасных тенденций.
В течение последних 2-3 лет, в условиях продолжающегося постоянного осложнения наркоситуации, Казахстану удалось значительно форсировать свою деятельность в сфере борьбы с наркотиками.
Казахстан включился в международную систему борьбы с незаконным оборотом наркотиков, ратифицировав все основные конвенции ООН в этой области: Единую Конвенцию о наркотических средствах 1961 года, Конвенцию о психотропных веществах 1971 года, Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Глава государства и Правительство Казахстана предприняли в течение последних нескольких лет ряд последовательных шагов в направлении организации эффективной борьбы с наркотиками. В этом плане, помимо принятия в 1998 году Закона о наркотиках и Списка наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан, следует отметить утверждение Указом Главы государства от 16 мая 2000 года Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2001-2005 годы. В этом документе концептуального характера нашла конкретное воплощение государственная политика страны в сфере установления эффективного государственного контроля за оборотом наркотиков, противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими.
Созданы основные опорные элементы антинаркотической системы, прямо отраженные в Стратегии:
.Республиканский центр медико-социальных проблем наркомании в г. Павлодаре, со специализированной кафедрой и клиникой на ее базе;
.Кинологические центры в Агентстве таможенного контроля и Министерстве внутренних дел Республики Казахстан;
.Учебный центр по подготовке специалистов антинаркотических подразделений правоохранительных органов при Академии МВД РК.
.Функционирует Национальный информационно-аналитический центр по наркотикам при Генеральной прокуратуре, в котором концентрируется вся статистическая информация, касающаяся наркотиков.
В интересах объединения усилий всех государственных органов в реализации антинаркотической политики в Казахстане в соответствии с решением национального Совета Безопасности был создан специальный орган. Сегодня это - Комитет по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков Министерства внутренних дел, на который возложено решение широкого круга задач в указанной сфере. Это - орган, формирующий национальную политику в области наркотиков.
ноября 2005 года Указом Главы государства утверждена Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006-2014 годы.
Нам удалось значительно продвинуться в дальнейшем развитии международного сотрудничества в антинаркотической области. Заключены ряд межправительственных и межведомственных (между странами) соглашений и договоров.
Казахстан был дважды избран членом Комиссии ООН по наркотическим средствам (на 2000-2003 и 2006-2008 гг.).
Как сторона конвенций ООН, мы активно сотрудничает с Международным Комитетом ООН по контролю над наркотиками. В 2002 году, впервые в ряду стран Центральной Азии, Казахстан посетила официальная миссия Международного Комитета, изучившая опыт антинаркотической работы Правительства и давшая ей высокую оценку.
С участием Казахстана заключено 34 международных договоров, в том числе 7 многосторонних, со странами СНГ, Европы, Балтии, США, Индией и рядом других стран.
Правительством предприняты дополнительные меры. Образована Правительственная Комиссия по вопросам организации противодействия наркомании и наркобизнесу, основной целью которой является улучшение межведомственной координации, совершенствование нормативной базы, активизация международного сотрудничества в данной сфере.
Предложения по совершенствованию борьбы с наркоманией и наркобизнесом:
В сфере наркотиков вся мощь государства должна быть сконцентрирована, прежде всего, против проявлений наркобизнеса. При этом основными инструментами государственного воздействия должны стать строгий, и даже, если надо, жесткий уголовный закон и бескомпромиссная деятельность компетентных государственных органов против организаторов и активных исполнителей наркобизнеса. Соответствующая работа в этом плане проводится. В настоящее время готовятся предложения по внесению необходимых изменений в действующий Уголовный кодекс.
1.Ставится вопрос об изменении оценки деятельности правоохранительных и специальных органов, призванных бороться с незаконным оборотом наркотиков, связывая ее с реальным влиянием на пресечение и предупреждение незаконной торговли и иного сбыта наркотиков. Требует усиления деятельность пограничных и таможенных органов, сквозь рубежи которых наиболее опасные виды наркотиков практически беспрепятственно продолжают проникать в страну. Правительство будет оказывать помощь им через реализацию мероприятий Государственной программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом. УНП ООН предложен совместный с Россией проект по укреплению казахстанско-российской границы против контрабандного проникновения азиатских наркотиков на Запад и надеемся на поддержку.
2.Все еще слабой является область лечения и практически неразвитой остается реабилитация наркозависимых лиц. Ставится вопрос об осуществлении предусмотренных национальной программой мер по созданию в стране эффективной системы профилактики, лечения и реабилитации.
.Приоритетное внимание уделяется разработке и реализации программ сокращения спроса на наркотики. Правительством недавно принят специальный пятилетний План приоритетных мероприятий борьбы с наркоманией, в реализацию которого предполагается подключить всю социальную инфраструктуру страны и, прежде всего местные власти.
.Как показывает анализ, исход противостояния общества наркомании и наркобизнесу, в итоге, будет решаться на местах, а не в центре. Поэтому многое сегодня зависит от усилий местной власти. В соответствии с национальной Стратегией при структурах местных властей созданы соответствующие комиссии по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, местными представительными органами утверждены соответствующие региональные программы.
Учитывая общность процессов, происходящих на евроазиатском пространстве, связанных, прежде всего, с незаконным производством и транспортировкой опиатов из Афганистана, опиатов и наркотиков гашишной группы из стран Центральной Азии на традиционные рынки сбыта в Европе, сотрудничество объективно требует достижения большей интенсивности, перевода его на качественно новый уровень.
В этой связи Казахстан выступает за укрепление действующих и создание новых антинаркотических "поясов безопасности". Мы поддерживаем реализацию программ Управления ООН по наркотикам и преступности в регионе СНГ и Центральной Азии, в частности план действий по контролю над незаконным распространением наркотиков в государствах, граничащих с Афганистаном, развитие субрегионального сотрудничества. Казахстан также поддерживает развитие многостороннего процесса в рамках Парижского пакта о пресечении маршрутов наркотрафика из Центральной Азии в Европу. Указанные меры позволят в значительной степени сократить объемы контрабанды наркотического зелья. Привлечение средств международных доноров, ООН и организаций, занятых борьбой с наркобизнесом, также будет способствовать снижению потока наркотиков из Афганистана.
В январе 2005 года Казахстан подписал пять проектных документов Управления ООН по наркотикам и преступности, направленных на укрепление материально-технической базы правоохранительных органов страны, на совершенствование потенциала компетентных органов по разработке, координации, мониторингу и оценке политики в области сокращения спроса на наркотики, а также на активизацию усилий государственных учреждений, СМИ и гражданского общества для принятия последовательных мер борьбы с наркоманией и профилактики ВИЧ/СПИДа.
Заключение
Подводя итоги по проделанной работе, необходимо отметить, что незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ представляет серьезную социальную проблему. Этому злу сопутствует преступность, антиобщественное поведение, социальное разрушение личности, серьезный вред здоровью людей, распространение ВИЧ - инфекции и др. По этой причине законодатель в ст. 259-266 детально регламентирует формы совершения преступлений с вышеперечисленными веществами.
Закон и другие акты жестко регламентируют номенклатуру и квоты наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ, включение которых в оборот оценивается как состав преступления.
Физическое и моральное здоровье людей является залогом существования казахстанского общества и нормального функционирования его систем. Именно поэтому в Конституции РК провозглашается важнейшие принципы по охране здоровья, благоприятной окружающей среды, исторического и культурного наследия, нравственности.
Соблюдение указанных принципов - дело, прежде всего, добровольное. Однако многие лица нарушают их, причиняя вред соответствующим общественным отношениям.
Для предупреждения посягательств против указанных деяний в борьбе с ними введена в УК РК гл.10, нормы которой предусматривают ответственность за преступления, связанные с незаконными действиями с наркотическими средствами и психотропными веществами.
Таким образом, противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов продолжает оставаться важной проблемой национальной безопасности. Сохраняется высокий уровень незаконного распространения наркотиков среди населения страны, особенно в детской и молодежной среде. Увеличивается доля высококонцентрированных и синтетических наркотических средств и психотропных веществ в их незаконном обороте. В сбыт наркотиков вовлекаются несовершеннолетние, женщины, безработные.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Республики Казахстан. Учебно-практическое пособие. - Алматы: ТОО "Издательство "Норма-К", - 2010, 44с
. Калишева Ж.Г. Уголовное право Республики Казахстан. Особення часть. Альбом схем Учебное пособие. Алматы изд. дом КазГЮУ С. 225
. Александров А.И. и др.Наркотики в России: преступления и расследование.-СПб.,1999,с.59.
. Гасанов Э.Г. Наркотизм: тенденции и меры преодоления. - М., 1997. - С.
. Уголовное право Республики Казахстан.Особенная часть:Курс лекций.Кн.2/Под общ.ред.И.Ш.Борчашвили. - Алматы,Жеті жарғы,2006. - 704 с.
. Абдиров.Н.М.,Мами .К.А.,СарсековБ.С. Уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями,связанными с наркотиками.Алматы,1998.С.19.
. Кузнецова Н.Ф.,КуриновБ.А.Преступления против общественной безопасности,общественного порядка и здоровья населения// Советское уголовное право.Часть Особенная.М.,1971.С.402.
. Сбирунов П.Н., Шабанов Г.Х. Пресечение незаконного оборота наркотиков и обеспечение контроля за их оборотом. // Следователь. - 1998. - №3. - С. 4Уголовный кодекс Республики Казахстан: Учебно-практическоепособие. - Алматы: "Издательство "Норма-К", 2010. - 176 с
9. Ваксян, А.З. Освобождение гражданина от уголовной ответственности и наказания. - М.: Спартак, 2000. - С. 14.
10. Закон РК " О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими",ст.1.
. #"justify">. Постановление Верховного Суда от 14.05.1998 N 3 "О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ И ЯДОВИТЫХ ВЕЩЕСТВ"
. Маслов В.С. Уголовно правовая характеристика незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. - Автореф…дис. канд. юрид. наук. - Рн/Д., 2003. - 27 с.
. Борчашвили И. Ш., Интыкбаев М. К. - Алматы : Жеті жарғы, 2007. - 96 с.
. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Казахстан: в 2 кн. / под ред. И.И. Рогова, С.М. Разметова. - Алматы : Норма-К, 2003 - .Кн. 2 : Статьи 175-393 - 504 с