Совершенствование деятельности местных органов самоуправления по организации, содержанию и развитию муниципального предприятия теплоснабжения, на примере муниципального унитарного предприятия 'Выксатеплоэнерго'
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Нижегородский образовательный университет им. Н.И. Лобачевского
Факультет подготовки региональных кадров
Курсовая работа
по дисциплине: Система государственного и муниципального управления
на тему: «Совершенствование деятельности местных органов самоуправления по организации, содержанию и развитию муниципального предприятия теплоснабжения», на примере муниципального унитарного предприятия «Выксатеплоэнерго»
Выкса 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОМПЛЕКСА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
.1 Задачи, сущность, предмет деятельности предприятий теплоснабжения.
.2 Основные проблемы теплоснабжения
2. РОЛЬ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ, СОДЕРЖАНИИ И РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
.1 Анализ деятельности местных органов управления по содержанию и развитию муниципального предприятия теплоснабжения
.2 Законодательные акты и задачи местных органов управления по организации теплоэнергетики
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы «Совершенствование деятельности местных органов самоуправления по организации, содержанию и развитию муниципального предприятия теплоснабжения» на примере муниципального унитарного предприятия «Выксатеплоэнерго».
Предприятия теплоснабжения являются одной из наиболее важных подотраслей системы жилищно-коммунального хозяйства, их деятельность направлена на обеспечение комфортных условий проживания. От качества услуг по теплоснабжению зависит социальный климат, однако в работе по обеспечению именно качества теплоснабжения жилищного фонда и объектов соцкультбыта достаточно много проблем. Качество услуг, как правило, остается на низком уровне, однако тарифы по оплате из года в год возрастают, причем не всегда обоснованно. Выявление актуальных проблем системы теплоснабжения, совершенствование деятельности местных органов самоуправления в этом направлении должны способствовать изменению состояния дел в жилищно-коммунальном хозяйстве в целом и в теплоэнергетике, как подотрасли ЖКХ, в частности.
На сегодняшний день в теплоэнергетике существует масса серьезных проблем, среди которых такие, как износ фондов, дисбаланс позиций электро- и теплоэнергетики, кадровый вопрос, отсутствие стратегии развития отрасли, тепло- и ресурсосбережение.
Решение перечисленных проблем входит в круг задач органов местного самоуправления, которые обозначены действующим законодательством, определяющим полномочия органов местного самоуправления.
От того насколько эффективно реализуется эти полномочия зависит состояние теплоэнергетики. Важно определить пути совершенствования деятельности местных органов управления в направлении повышения уровня развития теплоэнергетики, ее эффективности.
Целью настоящей курсовой работы является выработка конкретных рекомендаций по совершенствованию деятельности местных органов управления в процессе организации, содержания и развития муниципального предприятия теплоснабжения на основе современных теоретических аспектов и анализа состояния теплоэнергетики, существующих проблем и путей их решения.
Предметом курсовой работы является экономическое отношение подотрасли ЖКХ (теплоэнергетика) в процессе оказания коммунальных услуг, состояние основных фондов, техническая и кадровая политика, планирование производственно-хозяйственной деятельности и перспектив развития теплоэнергетики, ценовая политика в сфере ЖКХ в целом и в теплоэнергетике в том числе.
В процессе курсовой работы решаются несколько задач, в том числе основные из них:
¾характеристика теплоэнергетики и ее место в системе обеспечения жизнедеятельности населения;
¾роль органов местного самоуправления в организации, содержании и развитии муниципального предприятия теплоэнергетики;
¾анализ состояния теплоэнергетики на местном уровне и возможных путей ее совершенствования на примере муниципального унитарного предприятия «Выксатеплоэнерго».
Курсовая работа состоит из трех глав, направленных на решение поставленных задач.
Первая глава отражает теоретические аспекты, касающиеся сущности теплоэнергетики, её места в системе жилищно-коммунального хозяйства, полномочий органов местного самоуправления в организации, содержании и развитии предприятий теплоэнергетики, а также нормативно-правовые законодательные акты в области теплоэнергетики.
Вторая глава посвящена анализу деятельности местных органов управления по организации, содержанию и развитию предприятий теплоснабжения, анализу технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности муниципального унитарного
предприятия «Выксатеплоэнерго».
Третья глава содержит в себе выводы и рекомендации по совершенствованию деятельности местных органов управления в решении проблем теплоэнергетики.
В работе использованы законодательные и нормативно-правовые акты, касающиеся темы курсовой работы, литературные источники.
Список используемой литературы прилагается.
1. ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОМПЛЕКСА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
.1 Задачи, сущность, предмет деятельности предприятий теплоснабжения
Жилищно-коммунальное хозяйство - это отрасль сферы услуг, от которой зависят условия жизнедеятельности человека, комфортность его жилища, благоустройства, качество услуг транспорта, связи, бытовых услуг.
Коммунальная энергетика (электро-, тепло-, газоснабжение) является неотъемлемой частью отрасли ЖКХ. Трудно себе представить многоквартирный жилой дом без системы теплоснабжения.
В настоящее время теплоэнергетика, как и другие инфраструктурные отрасли российской экономики, характеризуются большим износом мощностей, уровень которого, по оценке экспертов, достигает 60%.
Все существующие проблемы теплоэнергетики рассмотрены детально для того, чтобы в дальнейшем подчеркнуть роль органов местного самоуправления в их решении, наметить пути совершенствования деятельности органов местного самоуправления в развитии теплоэнергетики муниципального образования.
В состав системы теплоснабжения входит оборудование по выработке тепловой энергии, оборудование по транспортировке тепловой энергии, магистральные и внутридомовые тепловые сети, отопительные приборы. Всё перечисленное, включая производственные здания и сооружения, объединяет в себе предприятие теплоснабжения.
Предприятия теплоснабжения различают по форме собственности (государственное, муниципальное, частное), по видам потребляемого топлива (дрова, мазут, уголь, природный газ), по видам котельных установок (стационарные, передвижные, модульные и т.п.).
Для выработки тепловой энергии необходимы топливо, электроэнергия, вода, технологическое оборудование (котельные агрегаты), обслуживающий персонал (квалифицированные кадры), вспомогательное оборудование (насосы, электрооборудование, оборудование химводоочистки и др.). Средства индивидуальной защиты, контрольно-измерительные приборы, автоматика безопасности, средства пожарной безопасности.
Любое предприятие теплоснабжения должно иметь утвержденный и согласованный в установленном порядке Устав предприятия, в котором оговаривается (помимо всего прочего) предмет деятельности предприятия. Предметом деятельности предприятия теплоснабжения является выработка и поставка тепловой энергии на объекты жилья и соцкультбыта.
Задачи теплоснабжающего предприятия многогранны, самой главной из них является обеспечение стандартов теплосистемы для комфортных условий проживания. К другим, не менее важным, задачам относятся экономное расходование ресурсов, обеспечение сохранности технологического оборудования, обеспечение промышленной безопасности, сокращение производственных затрат на выработку и поставку тепловой энергии за счет внедрения новейших технологий и оборудования, ликвидации непроизводительных потерь, соблюдения технологической дисциплины, мотивации труда обслуживающего персонала.
Оплата услуг по теплоснабжению (включая поставку горячей воды для бытовых нужд) производится населением и прочими потребителями по тарифам, утверждаемым в установленном порядке, которые, в свою очередь, учитывают производственные затраты энергоресурсов (топливо, электроэнергия, вода). Деятельность предприятия теплоснабжения должна быть нацелена на решение задачи сбережения тепла и энергоресурсов, требующихся для его производства, поскольку нерешенность этой задачи влечет за собой негативные последствия, негативно сказывающиеся как на производителе, так и на потребителе услуг теплоснабжения. Для потребителя это рост тарифов, для предприятия - убытки от производственно-хозяйственной деятельности, что противоречит условиям Устава предприятия, которые обычно предусматривают самоокупаемость, и получение максимальной прибыли, без которой невозможно дальнейшее развитие предприятия, его конкурентоспособность.
При организации предприятия теплоснабжения местными органами управления назначается руководитель предприятия, в обязанности которого на первоначальном этапе входит регистрация предприятия в налоговых органах, разработка оптимальной организационной структуры, утверждение штатного расписания персонала, укомплектование кадрами, организация рабочих мест.
Укомплектование предприятия теплоэнергетики основными средствами, включая здания и сооружения, технологическое оборудование, производственный транспорт и механизмы, осуществляется Учредителем предприятия, каковым являются местные органы управления. Основные средства предприятию передаются, как правило, в хозяйственное ведение. Руководитель и главный бухгалтер в установленном порядке открывают банковский счет, на который первоначально (в момент становления) поступают средства Учредителя (из местного бюджета), а затем, с началом производственно-хозяйственной деятельности, платежи населения и прочих потребителей за предоставленные услуги по теплоснабжению.
С первых шагов предприятие должно организовать работу по обеспечению безопасных условий производства, пожарной безопасности, обучение персонала правилам техники безопасности, обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты.
С целью четкого распределения обязанностей работников, участвующих в производственном процессе, на предприятии разрабатываются должностные инструкции, в которых устанавливаются права, обязанности и ответственность работников. Со всеми работниками заключаются трудовые договора, в которых прописываются, согласно Трудового Кодекса Российской Федерации, предмет договора, срок договора, права и обязанности работодателя и работника, ответственность сторон, условия оплаты труда, режим рабочего времени.
Деятельность предприятия теплоснабжения, как и любого другого, должна планироваться по всем направлениям, начиная от определения ресурсов для выработки тепловой энергии и кончая подведением итогов экономической результативности работ и услуг.
Информационной базой для планирования являются договора на поставку тепловой энергии, действующие нормативы потребления энергоресурсов, тарифы по оплате за энергоресурсы, тарифы по оплате за услуги по теплоснабжению, мероприятия по развитию предприятия, мероприятия по подготовке к работе в осенне-зимний период и др.
До начала работ предприятие определяет объемы услуг по теплоснабжению по договорам с потребителями тепловой энергии. В договорах указываются требования по объему и качеству, срокам поставки услуг.
Своевременное и качественное планирование производства и поставки тепловой энергии, заключение договоров на поставку энергоресурсов для осуществления производственной программы - одна из основных задач предприятий теплоснабжения.
В своей повседневной работе предприятие руководствуется такими видами планирования как производственная программа, финансовый план, план развития и т.п. Особую роль играет финансовый план, определяющий возможности предприятия.
На крупном предприятии финансовый план обычно разрабатывается на пять лет, год или квартал. В соответствии с этим существует перспективный, текущий и оперативный финансовый план.
Перспективный финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Пятилетний план - это главная форма реализации целей и задач развития предприятия.
Текущий финансовый план включает в себя годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств: фонда оплаты труда; фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование производства (фонда накопления); фонда средств, направляемых на социальные нужды; резервных и других фондов.
Оперативный финансовый план заключается в составлении и использовании платежного календаря - подробного финансового документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия. Платежный календарь оперативного финансового плана обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности предприятия, позволяет отслеживать состояние собственных средств, а также привлекать в необходимых случаях банковский или коммерческий кредит.
Квалифицированное финансовое планирование и контроль исполнения плана - залог успешной экономической деятельности предприятия.
Организация предприятия, в том числе и теплоэнергетики, включает в себя организацию бухгалтерского учета, к основным задачам относятся:
¾учет денежных средств;
¾учет основных средств;
¾учет материалов;
¾учет финансовых вложений;
¾учет финансовых результатов;
¾учет налогообложения;
¾бухгалтерская отчетность.
Предприятия теплоэнергетики отличаются от других тем, что их деятельность имеет сезонный характер, так как выработка и поставка тепловой энергии осуществляется только в зимний период (за исключением горячего водоснабжения). Исходя из этой особенности, важное место в производственном планировании отводится разработке плана подготовки к работе в осенне-зимний период. От качества услуг подготовки зависит стабильность услуг теплоснабжения, поэтому выполнение мероприятий по подготовке к зиме технологического оборудования, инженерных сетей, жилищного фонда (как основного потребителя услуг) уделяется пристальное внимание на всех уровнях, включая органы местного самоуправления.
План подготовки к зимнему отопительному сезону включает в себя капитальный и текущий ремонт технологического оборудования, замену изношенных сетей и их испытание, пуско-наладочные работы, поверку приборов, подготовку внутридомовых инженерных сетей, ревизию и замену запорной арматуры и т.д.
.2 Основные проблемы теплоснабжения
Экспертными исследователями состояния теплоэнергетики России выявлены следующие наиболее остро обозначавшиеся проблемы:
¾износ фондов;
¾кадровый вопрос;
¾отсутствие стратегии развития отрасли;
¾тепло- и ресурсосбережение.
Износ фондов характеризуется:
¾устаревшим оборудованием для выработки и транспортировки тепловой энергии, что вызывает низкий коэффициент полезного действия при их работе и нарастающее число отказов с соответствующими отрицательными последствиями;
¾велико количество аварий и утечек, конструкция теплопроводов устарела, вследствие чего возникают высокие тепловые потери;
¾износ тепловых сетей.
Что касается последнего, то это особо острый фактор. Так, по данным экспертных исследований, опубликованных в электронном журнале «Экономические системы» (№ 8, август 2007 года) в России примерно до 200 000 километров коммунальных сетей. Из них более половины уже исчерпало свой амортизационный срок. Изношенность этих сетей достигла 60-70%, около 25-30% в аварийном состоянии. Данная проблема остается наиболее острой в теплоэнергетике до настоящего времени, поскольку замена труб почти не ведется.
По оценкам экспертов к перечню наиболее острых относятся также и проблема кадров в теплоэнергетике. Нередки случаи, когда теплоэнергетикой занимаются люди, не знающие технологию, экономику теплоэнергетики. Большие изъяны в программах подготовки кадров для предприятий теплоэнергетики. Выпускники специальных учебных заведений, как правило, не имеют навыков практической работы, обладают поверхностными знаниями. Базовая практика почти отсутствует.
Тепловая энергетика длительное время функционирует фактически без какой-либо системы долгосрочного планирования развития. Если раньше, в советское время, в рамках системы Госплана на годы вперед планировалось развитие мощностей, сетей и т.д. Госплан выделял средства на строительство, на реконструкцию. Затем, после перестройки, вся тепловая энергетика оказалась в руках муниципальной власти, которая, как правило, и без проблем теплоэнергетики, постоянно испытывает дефицит бюджетных средств для текущей деятельности, не говоря уже о перспективных планах развития. В принципе планы перспективного развития имеются повсеместно, но они не подкреплены финансовыми средствами.
Сегодня назрела жизненная необходимость решения проблемы стратегического планирования. В этой ситуации, как считают эксперты, актуально говорить о необходимости создания структуры, курирующей вопросы стратегического развития и планирования тепловой энергетики.
Нерешенность проблемы сбережения тепла и энергоресурсов, требующихся для его производства, влечет за собой негативные явления, неблагоприятно сказывающиеся как на отрасли, так и на потребителе. Одно из них - рост тарифов. Одной из существенных причин роста тарифов на тепло являются тепловые потери, возникающие главным образом, вследствие устаревшего и изношенного оборудования. Во многих зарубежных странах тарифы на тепло практически не растут (или же растут довольно медленно и незначительно), в том числе и потому, что минимизированы потери. В России же потери при транспортировке компенсируются за счет роста тарифов. Сегодня российской теплоэнергетике свойственно отсутствие стимула беречь ресурсы, внедрять энергосберегающие технологии и оборудование.
К проблемным вопросам теплоэнергетики относится также вопрос законодательного обеспечения теплоэнергетики. До последнего времени отсутствовали нормативно-правовые акты, напрямую регулирующие отношения в сфере теплоэнергетики. Все основные вопросы регулировались документами, не относящимися к тепловой энергетике - Гражданским Кодексом РФ и другими. Вследствие этого множество вопросов остались без внимания.
Пока не было Жилищного Кодекса РФ и «Правил предоставления коммунальных услуг», взаимоотношение теплоэнергетических предприятий с управляющими компаниями, прочими жилищными организациями не имели четких границ.
Следующая проблема теплоэнергетики - отсутствие благоприятных условий для привлечения частных инвестиций, дефицит инвестиционных проектов. Чтобы подготовить грамотный, отвечающий всем необходимым требованиям и стандартам инвестиционный проект, под который заинтересованный инвестор будет готов выделить деньги, соискателю инвестиций нужно провести серьезный аудит, требующий больших средств, которых, как правило, нет.
Таким образом, проблемных вопросов в отрасли теплоэнергетики предостаточно, и задача органов управления на всех уровнях проводить системную, целенаправленную работу на местах по выявлению недостатков и принятию мер по их устранению.
Важно не только создать (организовать) предприятие теплоснабжения, но и обеспечить условия для его эффективной деятельности и перспективного развития. Проблемам российских систем теплоснабжения в последнее время уделяется большее внимание со стороны государства, а также научных работников и специалистов в области теплоэнергетики.
За сто лет развития российская система теплоснабжения стала самой большой в мире: на ее долю приходится более 44 % мирового централизованного производства тепловой энергии. В то же время она отличается крайне запущенным состоянием. По данным, опубликованным в журнале «Энергосбережение» № 2/2010, система теплоснабжения России состоит из 50 тысяч локальных систем теплоснабжения, обслуживаемых 17 тысячами предприятий. Ни одна страна в мире не может сравниться с Россией по масштабам систем теплоснабжения.
На цели производства тепловой энергии в России ежегодно расходуется 190 млрд. м3 газа. Тепло вырабатывается на 500 ТЭЦ, 66 тыс. котельных,
млн. индивидуальных тепловых установок. Протяженность тепловых сетей 177 тыс. км (в двухтрубном исчислении). Централизованным теплоснабжением для нужд отопления обеспечен 81% жилищного фонда, а горячей водой - 64 % населения России.
В период с 2000 по 2010 гг. происходят процессы децентрализации теплоснабжения, доля тепловой энергии, производимой на индивидуальных установках, увеличилась на 20%.
Что касается эффективности производства и распределения тепловой энергии в целом по стране за эти годы, то она практически не изменилась.
Техническое состояние тепловых сетей многих населенных пунктов неудовлетворительное: отсутствует гидроизоляция, что приводит к увеличению потерь и повышению расхода топлива; отсутствие химводоподготовки на котельных приводит к значительной коррозии и снижению долговечности тепловых сетей. Отложение соединений железа на стенках труб приводит к уменьшению пропускной способности трубопроводов, перерасходу топлива и электроэнергии.
Результаты диагностики более чем трехсот российских систем теплоснабжения позволили сформулировать основные системные проблемы функционирования:
) российского теплоснабжения:
¾отсутствие надежных данных по фактическому состоянию систем теплоснабжения;
¾отсутствие перспективных генеральных планов, муниципальных
энергетических планов и обновленных схем теплоснабжения в подавляющем большинстве населенных пунктов;
¾высокий уровень потерь в тепловых сетях как за счет избыточной централизации, так и за счет обветшания тепловых;
¾нехватка квалифицированных кадров, особенно на объектах теплоснабжения небольших поселений.
) источников тепла:
¾высокие удельные расходы топлива на производство тепловой энергии;
¾изношенность оборудования;
¾нарушение сроков и регламентов проведения работ по наладке режимов котлов;
¾отсутствие или низкое качество водоподготовки;
¾несоблюдение температурного графика.
) тепловых сетей:
¾высокий уровень затрат на эксплуатацию тепловых сетей (около 50 % всех затрат в системах теплоснабжения);
¾высокая степень износа сетей;
¾неудовлетворительное состояние тепловых сетей, нарушение тепловой изоляции и высокие потери энергии, достигающие 30 %;
¾нарушение гидравлических режимов тепловых сетей и сопутствующие ему недотопы и перетопы отдельных зданий.
Теплоснабжение средних городов и поселков осуществляется в основном от небольших ТЭЦ и котельных, размещенных в черте населенного пункта, вредные выбросы которых наносят большой ущерб населению, т.е. налицо экологическая проблема.
Руководитель муниципального предприятия, работая по контракту с администрацией, обязан при любых обстоятельствах обеспечить качественное теплоснабжение, хотя одновременно обязан обеспечить только поставку оплаченного количества тепла. Имея контракт с администрацией, руководитель муниципального предприятия вынужден выполнять любые самые неквалифицированные распоряжения администрации. В том тоже проблема муниципального предприятия теплоэнергетики.
Несовершенство системы управления, некомпетентность руководства администрации, фактическое банкротство большинства теплоснабжающих предприятий привели к тому, что за этими предприятиями в основном осуществляется финансовый контроль. Но контроль средней заработной платы привел к росту численности и снижению квалификации; экономия на эксплуатационных расходах - к ликвидации технических подразделений, снижению уровня эксплуатации и ремонта; удешевление замены трубопроводов тепловых сетей предопределило необходимость их частой замены и огромные теплопотери.
Подавляющее большинство систем теплоснабжения работает с большим перерасходом топлива и электроэнергии. В целом удельное потребление энергоресурсов на одного человека в России превышает среднеевропейские показатели (по теплу в 2-3 раза, по воде в 1,5-2 раза).
Подавляющее большинство теплоснабжающих организаций не может предоставить качественные услуги в соответствии с действующими нормативами (температура воздуха внутри отапливаемых помещений должна быть 18-20 oС, температура воды на нужды горячего водоснабжения - 60 oС).
Перечисленные выше проблемы теплоэнергетики характерны для всей отрасли, как в крупных городах, так и в средних поселениях, в том числе и в городе Выкса. В принципе в каждом городе, казалось бы при общих проблемах, подходы могут совершенно разные, с учетом местных условий, но задача оптимизации теплоснабжения является приоритетной для всех органов местного самоуправления, поскольку теплоэнергетика является ключевым звеном реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Анализируя состояние теплоэнергетики в городе Выкса, следует отметить, что, несмотря на большую работу по реализации полномочий органов местного самоуправления в области теплоэнергетики, проблем в этих вопросах на уровне органов местного самоуправления (как и причин) достаточно много. К основным проблемам теплоэнергетики муниципального образования (Выксунский муниципальный район) относятся:
¾износ оборудования и инженерных сетей системы теплоснабжения;
¾отсутствие надлежащей теплоизоляции сетей теплоснабжения, нарушение теплоизоляции контура зданий, потребляющих теплоэнергию;
¾недостаток квалифицированных кадров вследствие низкого уровня оплаты труда;
¾отсутствие материальной заинтересованности обслуживающего персонала в экономном расходовании энергоресурсов;
¾отсутствие реальной долгосрочной программы развития теплоэнергетики на местном уровне, в том числе и программа внедрения других источников теплоснабжения;
¾ведомственная разобщенность системы теплоснабжения (муниципальные котельные, ведомственные котельные, принадлежащие акционерным обществам);
¾высокая степень изношенности внутридомовых тепловых сетей;
¾отсутствие на большинстве многоквартирных домов и объектов соцкультбыта приборов учета потребляемой тепловой энергии;
¾отсутствие надлежащего контроля органов местного самоуправления за подготовкой объектов теплопотребления к отопительному периоду;
¾нарушение тепловых режимов;
¾нерациональная загрузка источников тепла;
¾дефицит бюджетных средств, слабая инвестиционная политика на уровне органов местного самоуправления;
¾отсутствие специализированной службы по теплоэнергетике при администрации Выксунского муниципального района и, как следствие, большинство перечисленных выше проблем, решение которых зависит от эффективности деятельности органов местного самоуправления в области теплоэнергетики.
2. РОЛЬ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ, СОДЕРЖАНИИ И РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
2.1 Анализ деятельности местных органов управления по содержанию и развитию муниципального предприятия теплоснабжения
Теплоснабжение города Выкса и района осуществляется от 3-х ведомственных и 19 муниципальных отопительных котельных расположенных в жилых микрорайонах и кварталах.
Общий расход тепла ориентировочно (по данным статистической отчетности) 728,1 Гкал/час, в том числе на жилищно-коммунальный сектор 193,4 Гкал/час.
Наиболее крупными котельными в жилищно-коммунальном секторе являются:
¾котельная больничного городка с 3 котлами ДКВР-4/13 с общим расходом 7,52 Гкал/час;
¾котельная по ул. Нахимова с 2 котлами ТВГ-41 с общим расходом 59,6 Гкал/час;
¾котельная №20 с котлами ТВТ-8М - 4шт., КПА-500 - 1шт., КВ-ТС-1 - 2шт. с общим расходом 34Гкал/час;
¾котельная в микрорайоне Гоголя с 3 котлами ДКВР-6.5/13 с общим расходом 14,9 Гкал/час;
¾котельная микрорайона «Юбилейный» с 8 котлами КВ-ТС-1 с общим расходом 7,98 Гкал/час.
Остальные муниципальные котельные малой производительности с различными марками котлов и с общим расходом 21 Гкал/час.
Перечисленные котельные с общим расходом 141 Гкал/час входят в состав МУП «Выксатеплоэнерго», дефицит теплоэнергии на жилищно-коммунальный сектор в размере 52,4 Гкал/час восполняется ведомственными котельными в соответствии с договорами, заключаемыми МУП «Выксатеплоэнерго».
В состав предприятия входят все магистральные тепловые сети общей протяженностью 156 км.
Централизированным горячим водоснабжением охвачено 81,6% жилого фонда, централизированным отоплением 89,8%. Износ сетей превышает 60%, что требует дополнительных финансовых средств на их содержание и эксплуатации.
Деятельность местных органов управления по содержанию муниципального предприятия теплоснабжения регламентируется Федеральным Законом от 60.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Выксунского муниципального района, действующим законодательными актами местного уровня.
Основным источником финансирования являются платежи населения и прочих потребителей за услуги по теплоснабжению, но эти источники покрывают лишь расходы текущей деятельности. Поэтому Администрацией Выксунского Муниципального района, как Учредителем предприятия, ежегодно выделяются из районного бюджета средства для выполнения капитального ремонта и реконструкции котельных и магистральных тепловых сетей.
Размеры финансовых средств, выделяемых из бюджета, утверждается Земским собранием по предоставлению бюджетной комиссии. Задача местных органов Управления контролировать целевое использование выделяемых бюджетных средств. При дефиците финансовых средств для производственно-хозяйственной деятельности предприятия администрация района оказывает содействие в получении кредитных займов, выступая в качестве гаранта по обязательствам предприятия перед кредитными организациями.
Таким образом, финансовая деятельность местных органов управления по содержанию муниципального предприятия теплоснабжения ограничивается выделением бюджетных средств. Все остальные работы по содержанию и обслуживанию технологического оборудования и инженерных сетей, по взаиморасчетам с поставщиками ресурсов, а также содержание персонала МУП «Выксатеплоэнерго» осуществляет за счет собственных средств.
Привлечение заемных средств обусловлено тем, что платежи населения поступают ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы, а расчеты за необходимые для работы энергоресурсы должны осуществляться в полном объеме в течении отопительного сезона ежемесячно.
Исходя из полномочий органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения (ст.6 федерального Закона о теплоснабжении от 27.07.2010г. №190-ФЗ) администрация Выксунского муниципального района принимает участие в разработке и реализации мероприятий по развитию муниципального предприятия теплоснабжения. За период деятельности МУП «Выксатеплоэнерго» осуществлена замена 25% изношенных магистральных тепловых сетей, выполнена реконструкция 5-ти из 13 городских и 3-х из 6-ти сельских котельных района. Общая сумма капитальных вложений составила 249 млн. руб., т.е. в среднем ежегодно администрацией района на развитие системы теплоснабжения затрачиваются около 35 млн. рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации на органы местного самоуправления возлагаются обязанности, вытекающие из полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Работа в данном направлении в Выксунском Муниципальном районе в начальной стадии. Хотя основная часть предусмотренных законом 261-ФЗ мероприятий планировалась на 2010 год.
Упущения в деятельности органов местного управления по организации, содержанию и развитию теплоэнергетики неизбежно отражаются на финансовых результатах действующего предприятия теплоснабжения и качестве услуг теплоснабжения, о чем свидетельствуют данные анализа технико-экономических показателей деятельности муниципального унитарного предприятия «Выксатеплоэнерго»
.2 Законодательные акты и задачи местных органов управления по организации теплоэнергетики
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 14, п.4) вопрос организации теплоснабжения относится к полномочиям местного значения населения, т.е. к полномочиям администрации муниципального образования города Выкса.
Поскольку муниципальное образование город Выкса создан лишь в 2007 году, то вопросами организации теплоснабжения в рамках Федерального закона № 131-ФЗ занималась администрация Выксунского муниципального района, в состав которой город Выкса входил до 2007 года.
Реализуя на практике свои полномочия, администрация Выксунского муниципального района в 2003 году создает муниципальное унитарное предприятие «Выксатеплоэнерго», объединив в нем входящие ранее в состав различных жилищно-эксплуатационных участков городские котельные, а также котельные установки районных поселений. По состоянию на 01.06.2012 г. в составе МУП «Выксатеплоэнерго» 19 котельных, в том числе 6 сельских. Распоряжением о создании МУП «Выксатеплоэнерго» от 03.03.2003 г. №149 администрация Выксунского муниципального района передала в хозяйственное ведение данного предприятия муниципальное имущество котельных.
Учредителем МУП «Выксатеплоэнерго» является Комитет по управлению муниципальным имуществом Выксунского муниципального района, утвердивший устав предприятия. До создания МУП «Выксатеплоэнерго» котельные находились в ведении жилищно-коммунальных участков и сельских поселений.
При создании МУП «Выксатеплоэнерго» местными органами управления преследовались следующие цели:
¾выделить систему теплоснабжения из предприятий ЖКХ, оставив у них только организацию работ по наведению порядка в системах теплопотребления;
¾специализация предприятия, сосредоточение в его составе квалифицированных специалистов в области теплоэнергетики;
¾концентрация финансовых средств с целью их более рационального использования;
¾снижение производственных затрат на выработку тепловой энергии за счет сокращения численности обслуживающего персонала;
¾снижение непроизводительных потерь за счет повышения технического уровня обслуживания котельных установок и магистральных теплосетей;
¾модернизация и реконструкция котельных установок, замена изношенных тепловых сетей.
Устав созданного муниципального предприятия четко определил предмет его деятельности - это оказание качественных услуг по теплоснабжению населения города и района. Также определена задача его экономики, а именно самоокупаемость и получение максимальной прибыли, необходимой для реализации обозначенных выше целей. Уставной капитал предприятия 23 млн. рублей, годовой объем реализации 324 млн. рублей.
Численность персонала в соответствии с утвержденным штатным расписанием 342 человека, в том числе 85 единиц инженерно-технических работников (включая административно-управленческий персонал) и 257 единиц рабочего персонала.
Для каждого структурного подразделения предприятия разработано и введено в действие положение, в котором, исходя из задач предприятия в целом, определены функциональные обязанности, права и ответственность соответствующего подразделения по вопросам его компетенции.
Штатное расписание предприятия утверждается директором, но в обязательном порядке проходит согласование с администрацией Выксунского муниципального района, которая осуществляет контроль за соблюдением требований установленных нормативом соотношения численности инженерно-технических работников и рабочих. А также требований Постановления Правительства РФ № 785 от 14.10.1997 г. «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки».
Единая тарифная сетка - это шкала тарификации и поразрядной оплаты труда руководителей, инженерно-технических работников, служащих и рабочих дифференцированной оплатой по 18-ти разрядам. Единая тарифная сетка, применяемая на предприятии, утверждена Постановлением Правительства № 309 от 18.03.1999 г. «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы», которая выглядит следующим образом:
Таблица 1. Единая тарифная сетка
Разряды по оплате трудаТарифные коэффициенты11,0021,3631,5941,7351,8262,0072,2782,5492,91103,27113,58124,18134,73145,32156,00166,68177,41188,23
Тарифная ставка 1 разряда, действующая на предприятии, в настоящее время 2640 руб., соответственно должностной оклад, к примеру, экономиста
-го разряда без учета надбавок 2640*2,91=7682 руб. 40 коп. В качестве надбавки к тарифам и должностным окладам администрацией Выксунского муниципального района введен повышающий коэффициент 1,4 на основании Отраслевого тарифного соглашения по муниципальным предприятиям от 31.10.2005 г.
Материальное стимулирование работников по итогам производственно-хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с Положением о премировании, обязательными условиями которого являются выполнение производственных заданий.
Организация муниципального предприятия предусматривает действия местных органов управления по наделению предприятия энергоресурсами для осуществления производственной деятельности. В данном случае управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Выксунского муниципального района разрабатываются и утверждаются топливные режимы, лимиты на природный газ, воду, электроэнергию.
Создание муниципального предприятия невозможно без организации бухгалтерского учета, составной частью которого является учетная политика. Учетная политика согласована с администрацией и налоговым органом и определяет следующие основные задачи бухгалтерского учета:
¾учет денежных средств;
¾учет материалов;
¾учет основных средств;
¾учет финансовых результатов;
¾учет финансовых вложений;
¾учет объемов услуг;
¾учет налогообложения;
¾бухгалтерская отчетность.
Учетная политика МУП «Выксатеплоэнерго» разработана с учетом требований Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» №123-ФЗ от 21.11.1996 г. С дополнениями и изменениями, а также на основании действующих Положений по бухгалтерскому учету.
Правовое положение МУП «Выксатеплоэнерго» в момент его организации определено Гражданским Кодексом РФ, Учредительным договором и Уставом предприятия. Как уже было отмечено выше, предприятие имеет в хозяйственном ведении имущество, предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие имеет самостоятельный баланс, счета в банках, имеет свою печать, штампы, бланки.
Таким образом, местные органы управления, решая задачу организации теплоэнергетического предприятия для нужд города и района, определили:
¾предмет деятельности предприятия;
¾правовой статус;
¾организационную структуру;
¾самоокупаемость;
¾формы бухгалтерского учета;
¾порядок взаимодействия местных органов управления с муниципальным предприятием в части планирования, технической политики, разработки экономически обоснованных тарифов на услугу теплоснабжения, заключения хозяйственных договоров на поставку тепловой энергии;
¾порядок наделения предприятия лимитами на энергоресурсы необходимые для осуществления производственной деятельности предприятия;
¾порядок разработки и утверждения тарифов на поставку тепловой энергии для населения и прочих потребителей;
Основополагающими документами, регламентирующими деятельность органов местного самоуправления в организации, содержании и развитии предприятий теплоснабжения, являются Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Гражданский Кодекс РФ, Жилищный Кодекс РФ, Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» определены полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ст.8 закона):
¾разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
¾установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса;
¾информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
Муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать (в соответствии со статьей 14 закона № 261-ФЗ):
¾значение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
¾перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с оказанием ожидаемых результатов в стоимостном и натуральном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации программы, сроки проведения указанных мероприятий;
¾информацию об источниках финансирования мероприятий программы.
Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в соответствии с Федеральным Законом должен включать мероприятия по:
¾энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда;
¾энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры;
¾энергосбережению в организациях с участием муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций;
¾стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, осуществляющих передачу энергетических ресурсов;
¾увеличению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов.
Осуществляя постоянный контроль за соблюдением требований Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» Управление жилищно-коммунального хозяйства ведет учет данных о режимах теплоснабжения, техническом состоянии объектов теплоснабжения, учет обращений граждан по качеству теплоснабжения, контролирует устранение нарушений.
Как известно муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления (объекты теплоэнергетики города Выкса относятся к муниципальной собственности). Вопросы формирования эффективного управления и распоряжения муниципальной собственности являются приоритетными для муниципальных образований. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Этот правовой акт определил отнесение объектов собственности в соответствии с разграничением полномочий органов власти различных уровней, в том числе и местных органов управления. При этом к объектам муниципальной собственности отнесены:
¾жилищный и нежилой фонд социально-культурного и бытового назначения;
¾жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие социальные объекты;
¾инженерная инфраструктура городов, городской пассажирский
транспорт, объекты внешнего благоустройства;
¾муниципальные предприятия и организации, в числе которых муниципальное унитарное предприятие теплоэнергетики города Выкса
¾(МУП «Выксатеплоэнерго»), а также другие объекты, отнесенные к муниципальной собственности (транспорт, объекты здравоохранения и образования и т.д.)
Органам местного самоуправления предоставлено право передавать объекты муниципальной собственности (в т.ч. и теплоэнергетики) во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать их в аренду, отчуждать.
Пользуясь этим правом, администрация Выксунского муниципального района, как отмечено выше, при создании муниципального предприятия теплоэнергетики передала ему в хозяйственное ведение (бессрочное) муниципальное имущество в виде котельных, магистральных тепловых сетей, административных зданий, гаражей, складских помещений, земельных участков.
Задача местных органов управления при формировании своей имущественной политики, в том числе и по отношению к объектам теплоэнергетики, обеспечить:
¾использование муниципального имущества как инструмента развития территории;
¾использование имущества по целевому назначению с извлечением максимального социального эффекта;
¾поддержание имущественного комплекса в работоспособном состоянии;
¾приобретение (или создание вновь) имущества, необходимого для решения социальных задач.
В соответствии с ГК РФ унитарные предприятия (в том числе и теплоэнергетики) отвечают по своим долгам всем имуществом, в т.ч. переданным ему на праве хозяйственного ведения (т.е. муниципальной собственностью). Что касается органов местного самоуправления, как учредителя унитарного предприятия, то статьи 26 и 27 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливают обязанность учредителя муниципального образования принимать меры к предупреждению банкротства унитарного муниципального предприятия.
Таким образом, муниципальная собственность занимает важное место в составе экономической основы местного самоуправления. Одной из важнейших задач, стоящих перед муниципалитетом, является вопрос построения системы управления, наиболее приемлемой и эффективной для муниципального образования, где любое управленческое решение должно быть направлено на развитие территории. Для выполнения указанной задачи муниципальное образование должно обладать достаточными ресурсами как финансовыми, так и материальными, а также иметь достаточно развитую систему управления ими.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЮ
.1 Пути совершенствования действующей системы управления теплоэнергетики города Выкса
Исходя из существующих проблем теплоэнергетики, на местном уровне предлагаются следующие пути их решения с непосредственным участием местных органов управления в пределах полномочий, обозначенных действующим законодательством:
При строительстве новых объектов жилья соцкультбыта внедрять индивидуальные источники тепла, так называемые поквартирные системы теплоснабжения, в том числе и многоэтажных домов.
Применение такой системы теплоснабжения позволит полностью исключить потери в тепловых сетях, позволит организовать индивидуальный учет и регулирование потребления теплоты в зависимости от экологических возможностей и физиологических потребностей.
Данное предложение рекомендуется рассмотреть при проектировании строительства упомянутого выше нового микрорайона города Выкса, рассчитанного на 15-20 тысяч населения.
Объективными предпосылками внедрения автономных систем теплоснабжения в городе Выкса является:
¾отсутствие свободных мощностей на централизованных источниках;
¾уплотнение застройки объектами жилья;
¾возможность поддержания комфортных условий в квартире по своему собственному желанию;
¾появление на рынке большого количества различных модификаций отечественных и зарубежных теплогенераторов малой мощности.
Достоинствами децентрализованного (поквартирного) теплоснабжения являются:
¾отсутствие необходимости отводов земли под тепловые сети и котельные;
¾снижение потерь теплоты из-за отсутствия внешних тепловых сетей, уменьшение затрат на водоподготовку;
¾значительное снижение затрат на ремонт и обслуживание оборудование;
¾полная автоматизация режимов потребления.
Для решения проблем управленческого и экономического характера на уровне местных органов управления предлагается:
¾провести мониторинг фактического технического состояния котельного оборудования и тепловых сетей, составить прогноз выбытия мощностей, определить объемы инвестирования;
¾поскольку в хозяйственное ведение МУП «Выксатеплоэнерго» передано муниципальное имущество, то для поддержания его технического состояния, замены устаревшего оборудования и трубопроводов необходимо предусматривать выделение средств из бюджета муниципального образования. В настоящее время МУП «Выксатеплоэнерго» из-за ветхости тепловых сетей и теплоизоляции ежегодно теряет порядка 12% вырабатываемой тепловой энергии. Объем вырабатываемой тепловой энергии около 300 тыс. Гкал, т.е. потери, составляют 36 тыс. Гкал, при стоимости 1 Гкал, равной 1 107 руб., потери составляют 39 852 тыс. рублей в год.
¾создать при администрации Выксунского муниципального района службу теплоэнергетики с целью координации вопросов развития теплоэнергетики района, тарифообразования, взаимоотношений с другими естественными монополиями, обязательного ведения топливно-энергетического баланса теплоснабжения района;
¾провести мониторинг тепловых нагрузок и дальнейшее перераспределение их с целью повышения эффективности использования мощностей действующих котельных приставок, а также с целью постепенного ухода от использования ресурсов ведомственных котельных;
¾ужесточить контроль со стороны местных органов управления за исполнением требований Федерального Закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергообеспечении и о повышении энергетической эффективности». Оценка работы МУП «Выксатеплоэнерго» со стороны администрации района должна осуществляться по итогам установленного задания в сфере указанного Закона.
¾ужесточить контроль за технико-экономическими показателями деятельности муниципального предприятия теплоэнергетики, обеспечить соблюдение принципа самоокупаемости и рентабельности.
¾определить принципы объединения в одной теплоснабжающей организации магистральных и разводящих тепловых сетей. Границей эксплуатационной ответственности теплоснабжающего предприятия должны стать отопительный прибор в квартире и кран водозабора горячей воды. Это позволит повысить ответственность теплоснабжающей организации за качество поставляемых услуг;
¾обеспечить надлежащий контроль со стороны местных органов управления за ходом подготовки многоквартирных жилых домов, котельного оборудования и тепловых сетей к работе в отопительный период;
Для осуществления надлежащего исполнения вышеперечисленных задач на уровне местного органа управления соответствующим нормативным актом (распоряжение или постановление) до начала подготовительного периода должен быть создан штаб по подготовке к зиме, в состав которого должны быть включены представители органов власти, жилищной инспекции, управляющих компаний, общественности, средств массовой информации.
Отдельным пунктом выделяется предложение о принятии местным органом управления нормативно-правовых документов о порядке взаиморасчетов между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями, законодательно определить срок отключения потребителей при неоплате.
Одним из направлений в решении проблемы неплатежей должно стать введение штрафных санкций. В виде пени за несвоевременную оплату за коммунальные услуги.
Разработать нормативно-правовую базу и обеспечить переход на двухставочный тариф на тепловую энергию, поскольку одноставочный тариф:
¾не стимулирует энергоэффективность т.к. формируется по затратному принципу;
¾не стимулирует повышение качества и надежности теплоснабжения;
¾не стимулирует повышение качества теплопотребления;
¾не позволяет теплоснабжающим предприятиям и потребителям находить наиболее приемлемые условия экономического сотрудничества с учетом мощности и качества потребления, расстояния от теплового источника до потребителя.
Введение двухставочного тарифа рекомендовано Министерством регионального развития РФ (Приказ от 28.12.2009 г.). Утвержденные Приказом правила установления и изменения тепловых нагрузок предусматривают перерасчет платы за отопление и ГВС при превышении заявочной мощности.
Решение проблемы создания эффективной системы управления муниципального имущества, включая объекты теплоэнергетики, включает в себя обеспечение надлежащего содержания и эффективного использования муниципального имущества за счет мер по повышению инвестиционной привлекательности муниципальной недвижимости. Одним из направлений достижения этой цели может стать акционирование объектов теплоэнергетики. Работа в данном вопросе должна стать одним из направлений совершенствования деятельности местных органов управления.
Местным органам управления необходимо разработать поэтапную программу повышения экономичности систем централизованного теплоснабжения.
Целью реализации положений Федерального Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» на местном уровне должно явиться снижение себестоимости и смягчения для населения бремени оплаты коммунальных услуг. По мере повышения экономичности систем теплоснабжения тарифы непременно должны снижаться.
Учитывая, что значительная часть потерь тепловой энергии и связанная с этим убыточность предприятия теплоснабжения определена недолговечность проложенных ранее стальных труб, предлагается местным органам управления сосредоточить внимание на внедрении передового опыта перекладки сетей с применением новых ППУ-труб, имеющих надежную гидро- и теплоизоляцию и не требующих канальной прокладки.
Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности (в области теплоснабжения в том числе) должны стать важнейшим приоритетом местных органов управления. Федеральный Закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит норму об обязательном включении в число целевых показателей и перечня обязательных мероприятий муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности число случаев использования возобновляемых источников энергии. Местным органам управления необходимо обратить самое серьезное внимание на реализацию этой нормы, учитывая наличие в городе крупных промышленных предприятий.
Особое внимание местных органов управления необходимо обратить на отсутствие привлекательных инвестиционных проектов в теплоэнергетике. Большое количество инвесторов готово вкладывать средства, но нет проектов, как нет и правил, ограничивающих риск на долгий период времени.
В теплоснабжении должна быть создана система фирменного периодического обслуживания с привлечением высококвалифицированного персонала.
Проблема финансирования - не только проблема недостатка средств в муниципальных образованиях, но и проблема гигантских потерь тепла и финансовых ресурсов, многие из которых достаточно легко можно ликвидировать грамотным надзором и экономическим стимулированием. Задача местных органов управления - не допускать технически безграмотного и экономического непродуманного использования имеющихся средств. Технико-экономический контроль в первую очередь должен осуществляться службой теплоэнергетики при администрации района, о целесообразности создания которой упомянуто выше.
К функциям службы энергетики должны быть отнесены разработка оптимальных схем теплоснабжения с разделами:
¾перевод в резерв, консервация или ликвидация наиболее неэффективных источников;
¾перевод части котельных на работу в пиковом режиме, разработка схемы их совместной работы с базовыми источниками;
¾совершенствование схем тепловых сетей для обеспечения возможности полной загрузки эффективных теплоисточников, а также разумного сочетания надежности и минимальных тепловых потерь;
¾определение районов и отдельных зданий, теплоснабжение которых целесообразно осуществлять от децентрализованных источников;
¾мероприятия по росту энергоэффективности;
¾использование резервов уменьшения теплопотребления, включая контроль в квартирах;
¾оптимальный температурный график для каждого теплоисточника, необходимость изменения схемы теплоснабжения и метода регулирования (качественное, количественное, ступенчатое);
¾определение работ для нетарифного финансирования из бюджетов и возможных инвестиционных проектов.
Перечисленные в пп. 3.1-3.12 основные мероприятия позволят, на мой взгляд, в значительной мере повысить эффективность деятельности местных органов управления в области теплоэнергетики муниципального образования.