Признак
|
Трудовой
договор
|
Договор
гражданско-правового характера
|
Прием
на работу
|
На
должность по штатному расписанию
|
На
выполнение конкретного задания (итого конкретный результат)
|
Оформление
приема на работу
|
Приказ
(ф. Т-1), личная карточка (ф. Т-2),трудовой договор
|
Гражданско-правовой
договор
|
Трудовые
книжки
|
Оформляются
|
Не
оформляются
|
Первичные
документы
|
Унифицированной
формы
|
Акт,
утвержденный в УП
|
Смета
|
Необязательно
|
Необязательно,
кроме строительства
|
Дисциплина
труда
|
Подчиняется
правилам внутреннего распорядка
|
Самостоятельно
решает вопрос
|
Риск
случайной гибели
|
Несёт
работодатель
|
Несёт
работник
|
Ответственность
|
Полная
или ограниченная
|
Договорная
|
Льготы
по ТК (выходное пособие, компенсация за неиспользованный отпуск)
|
Распространяются
|
Не
распространяются
|
Вычет
стандартный
|
Есть
|
Нет
|
ЕСН
|
Работодатель
|
Уплачивает
работодатель без страхового взноса в ФСС
|
Страхование
от несчастных случаев
|
Уплачивает
работодатель
|
Уплачивает
работодатель (прописать в договоре)
|
При проверке необходимо обратить внимание
применяются ли на предприятии унифицированные формы первичной учётной
документации по учёту труда и его оплаты, утверждённые постановлением
Госкомстата РФ от 5 января 2004г. №1.
По учёту кадров:
• ф. Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме
работника на работу»;
• ф. Т-1а «Приказ (распоряжение) о приеме
работников на работу»;
• ф. Т-2 «Личная карточка работника»;
• ф. Т-2ГС (МС) «Личная карточка
государственного (муниципального) служащего»;
• ф. Т-3 «Штатное расписание»;
• ф. Т-4 «Учётная карточка научного,
научно-педагогического работника»;
• ф. Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе
работника на другую работу»;
• ф. Т-5а «Приказ (распоряжение) о переводе
работников на другую работу»;
• ф. Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении
отпуска работнику»;
• ф. Т-6а «Приказ (распоряжение) о
предоставлении отпуска работникам»;
• ф. Т-7 «График отпусков»;
• ф. Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении
(расторжении) трудового договора с работником (увольнении)»;
• ф. Т-8а «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении)
трудового договора с работниками (увольнении)»;
• ф. Т-9 «Приказ (распоряжение) о направлении
работника в командировку»;
• ф. Т-9а «Приказ (распоряжение) о направлении
работников в командировку»;
• ф. Т-10 «Командировочное удостоверение»;
• ф. Т-10а «Служебное задание для направления в
командировку и отчёт о его выполнении»;
• ф. Т-11 «Приказ (распоряжение) о поощрении
работника»;
• ф. Т-11а «Приказ (распоряжение) о поощрении
работников».
По учёту рабочего времени и расчётов с
персоналом по оплате труда:
• ф. Т-12 «Табель учёта рабочего времени и
расчёта оплаты труда»;
• ф. Т-13 «Табель учёта рабочего времени»;
• ф. Т-49 «Расчётно-платёжная ведомость»;
• ф. Т-51 «Расчётная ведомость»;
• ф. Т-53 «Платёжная ведомость»;
• ф. Т-53а «Журнал регистрации платёжных
ведомостей»;
• ф. Т-54 «Лицевой счёт», ф. Т-54а «Лицевой счёт
(свт)»;
• ф. Т-60 «Записка расчёт о предоставлении
отпуска работнику»;
• ф. Т-61 «Записка-расчёт при прекращении
(расторжении) трудового договора с работником (увольнении)»;
• ф. Т-73 «Акт о приеме работ, выполненных по
срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определённой
работы».
В ходе аудиторской проверки аудитор должен
тщательно проверить, оформляются ли в организации все необходимые первичные
документы по учёту труда и его оплаты, а также проверить, заполняются ли все
обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Проверка своевременности начисления заработной
платы
Согласно ст.136 Трудового кодекса РФ заработная
плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный
правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором,
трудовым договором.
Данная норма императивна (обязательна) для
исполнения. В трудовом договоре может быть оговорено условие по сроку выплаты
заработной платы с меньшими интервалами (три раза в месяц, каждую неделю).
Соглашения с работниками (в трудовых или коллективных договорах) о более редкой
выплате заработной платы будут считаться ничтожными, так как они направлены на
ухудшение условий труда.
В случае невыполнения требований Трудового
кодекса РФ о выплате заработной платы два раза в месяц работодатель несёт
административную и материальную ответственность. Причем эти виды
ответственности могут наступать одновременно.
Согласно ст.236 Трудового кодекса РФ при
нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты
отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику,
работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в
размере не ниже одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый
день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по
день фактического расчёта включительно.
Административная ответственность наступает в
соответствии со ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях и
влечёт:
• наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
• на лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч
рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
• на юридических лиц - от 30 до 50 тыс. руб. или
административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нарушение законодательства о труде и об охране
труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за
аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от
одного года до трёх лет.
Проверка достоверности состояния расчётов по
оплате труда
Аудитору необходимо проверить соответствие
данных синтетического и аналитического учета. При этом выборочно на одну и ту
же дату следует:
• проверить сальдо по счету 70 «Расчеты с
персоналом по оплате труда» в главной книге по соответствующим статьям баланса;
• сравнить данные форм № Т-49, №Т-51, №Т-53 и
данные главной книги по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
• установить соответствие данных журналов-ордеров
по счетам учета затрат и данных расчетно-платежной ведомости;
• сверить суммы заработной платы, выданные
работникам организации из кассы, путем сопоставления данных журнала-ордера по
счету 50 «Касса» и дебетовых оборотов главной книги по счету 70 «Расчеты с
персоналом по оплате труда» за каждый месяц;
• установить соответствие данных счета 76
«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» данным книги учета депонированной
заработной платы.
Проверка правильности начисления сумм заработной
платы
Далее проверяется правильность начисления сумм,
отраженных по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» по
нескольким работникам. Предварительно необходимо установить, какие формы оплаты
труда приняты в данной организации.
Аудитором изучаются наличие и достоверность
первичных документов, правильность заполнения, соответствие требованиям
первичных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов
оплаты труда.
Проверке подвергаются табели учета рабочего
времени, приказы, наряды на сдельную работу, листки учета выработки, путевые
листы, расчеты и расчетно-платежные ведомости, расчеты отпускных и других видов
доплат и др. Обращается внимание на:
• полноту и правильность заполнения всех
обязательных реквизитов;
• наличие подписей должностных лиц,
ответственных за учет рабочего времени и выполнение работ;
• нет ли в документах неоговоренных исправлений
и подчисток.
Необходимо выяснить, имелись ли случаи включения
в табель учета рабочего времени вымышленных (подставных) лиц, приписок
невыполненных работ.
Расчетно-платежные и платежные ведомости
целесообразно подвергнуть счетной проверке, что позволит выявить возможное
завышение итоговых сумм в ведомостях при правильном подсчете итогов по отдельно
взятым фамилиям сотрудников.
Процедуры проверки по существу расчетов по
оплате труда могут быть проведены сплошным (при небольшом штате работников) или
выборочным способом.
Аудитору необходимо выбрать личные дела и
лицевые счета конкретных работников и проверить соответствие информации о дате
найма и переводах, условиях оплаты труда (ставка, оклад) и дополнительных
выплатах. При этом аудитор проверяет соблюдение штатной дисциплины и
установленных должностных окладов или условий контракта, обоснованность оплаты
труда по трудовым соглашениям и по совместительству.
Необходимо установить идентичность данных о
количестве и отработанного времени путем сверки данных табеля учета
использования рабочего времени, расчетной ведомости и лицевого счета. При не
полном рабочем месяце следует проверить правильность арифметического подсчета
начисленной заработной платы. При сдельной оплате труда проверяется
соответствие выполнения количественных и качественных показателей работы, а
также правильность применения норм и расценок. Следует проверить, нет ли случаев
повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам.
Проверка расчёта среднего заработка
Для всех случаев определения размера средней
заработной платы ст.139 ТК РФ устанавливается единый порядок её исчисления.
Для расчёта средней заработной платы учитываются
все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у
соответствующего работодателя, независимо от того, из каких источников они
производятся. Порядок расчёта среднего заработка одинаков для всех работников
предприятия, в том числе работающих на условиях совместительства (п.19
Положения №922 от 24 декабря 2007г. «Об особенностях порядка исчисления среднее
заработной платы»).
Пунктом 18 Положения №922 установлено, что во
всех случаях средний месячный заработок работника, отработавшего полностью в
расчётный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые
обязанности), не может быть менее определенного федеральным законом
минимального размера оплаты труда.
При любом режиме работы расчёт средней
заработной платы работника осуществляется исходя из фактически начисленной ему
заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных
месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется
средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го
по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е
(29-е) число включительно).
В расчёт среднего заработка включаются:
• заработная плата, начисленная работнику по
тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время;
• заработная плата, начисленная работнику за
выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения
работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;
• заработная плата, выданная в неденежной форме;
• выплаты, связанные с условиями труда, в том
числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде
коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата
труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми
условиями труда, оплата работы в ночное время, в выходные и нерабочие
праздничные дни, сверхурочной работы;
• премии и вознаграждения, предусмотренные
системой оплаты труда;
• другие виды выплат по заработной плате, применяемые
у соответствующего работодателя.
Согласно п.15 Положения №922 при определении
среднего заработка премии и вознаграждения учитываются в следующем порядке:
• ежемесячные премии и вознаграждения -
фактически начисленные в расчётном периоде, но не более одной выплаты за каждый
показатель за каждый месяц расчётного периода;
• премии и вознаграждения за период работы,
превышающий один месяц, - фактически начисленные в расчётном периоде за каждый
показатель, если продолжительность периода, за который они начислены, не
превышает продолжительности расчётного периода, и в размере месячной части за
каждый месяц расчётного периода, если продолжительность периода, за который они
начислены, превышает продолжительность расчётного периода;
• вознаграждение по итогам работы за год,
единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения
по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год,
независимо от времени начисления вознаграждения.
Если время, приходящееся на расчётный период,
отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с п.5
Положения №922, премии и вознаграждения учитываются при определении среднего
заработка пропорционально времени, отработанному в расчётном периоде, за
исключением премий, начисленных за фактически отработанное время в расчётном
периоде (ежемесячные, ежеквартальные и др.).
Если работник проработал неполный рабочий
период, за который начисляются премии и вознаграждения, и они были начислены
пропорционально отработанному времени, они учитываются при определении среднего
заработка исходя из фактически начисленных сумм в порядке, установленном
настоящим пунктом.
В письме Минздравсоцразвития России от 26 июня
2008г. №2337-17 чиновник уточнили, какие премии можно учесть целиком при
расчёте отпускных и как правильно распределить их пропорционально отработанному
времени.
Проверка обоснованности и правильности
дополнительных выплат
Дополнительные выплаты - выплаты за фактически
не отработанное время, которое подлежит оплате по законодательству (отпускные,
больничные, различные компенсации, пособия) или по инициативе руководства
организации (материальная помощь, премии).
Премии, выплачиваемые работникам, делятся на две
группы:
1) премии, обусловленные действующей в
организации системой оплаты труда, которые выплачиваются за достижение высоких
количественных и качественных результатов и носят регулярный характер (премии
за выполнение особо важных заданий и выплаты по итогам года относятся на
себестоимость выпускаемой продукции);
2) премии, носящие единовременный характер
(выплачиваются за счёт чистой прибыли организации, фонда потребления или за
счёт специальных источников).
Проверяя правильность и обоснованность
начисления премий, аудитор сопоставляет информацию Положений о премировании,
приказов, расчетных ведомостей и лицевых счетов. Начисление премий должно быть
санкционировано приказом руководителя, решением совета директоров и т.п.
При проверке оплаты за время отпуска обращается
внимание на дату начала отпуска по приказу и табелю, правильность определения
расчетного периода, соответствие сумм заработной платы и количества фактически
отработанных дней по месяцам расчетного периода в расчете отпускных и лицевом
счете. Для получения аудиторами доказательств могут быть составлены альтернативные
расчеты отпускных по ряду сотрудников.
Правильность начислений доплат в связи с
отклонениями от нормальных условий работы (за работу в ночное время,
сверхурочную работу, работу в праздничные дни, в тяжелых и вредных условиях)
устанавливается проверкой соответствия данных расчета и табеля учета
использования рабочего времени и установленных законодательством размеров
доплат.
Проверка удержаний из заработной платы
Аудитор проверяет правильность корреспонденции
счета 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» со следующими счетами:
• 28 «Брак в производстве» - за допущенный брак;
• 68 «Расчёт по итогам и сборам» - налог на
доходы физических лиц;
• 69 «Расчёты по социальному страхованию и
обеспечению» - взносы в ПФР;
• 71 «Расчёты с подотчётными лицами» -
своевременно не возвращенные суммы, полученные под отчёт;
• 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям»
- за причинённый организации материальный ущерб, погашение ссуд;
• 76 «Расчёты с разными дебиторами и
кредиторами» - по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу
юридических и физических лиц; по товарам, проданным в кредит.
Аудитору также необходимо установить
документальную обоснованность удержаний из заработной платы работников,
законность и их санкционирование.
Проверка начисления ЕСН
Необходимо проверить, соответствует ли фонд
оплаты труда по данным Главной книги (Кредит счёта 70) фонду оплаты труда по
данным «Расчётов по авансовым платежам» и декларации по ЕСН:
• соответствует ли фонд оплаты труда по данным
Главной книги (Кредит счёта 70) фонду оплаты труда по данным «Расчётов по
авансовым платежам по страховым взносам в ПФР» и декларации по страховым
взносам в ПФР;
• соответствуют ли данные Главной книги о суммах
начисленного единого социального налога (Кредит счёта 69), декларации и
расчётам по авансовым платежам по ЕСН.
Кроме того, аудитор проверяет:
• своевременно ли производятся перечисления
авансовых платежей по ЕСН (п.3 ст.243 НК РФ);
• правильно ли применяются ставки налога при
начислении ЕСН (ст.241 НК РФ). При определении налоговой базы учитываются любые
выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст.238) вне
зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности
полная и частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав),
предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных
услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по
договорам добровольного страхования и др.;
• какие выплаты работникам производятся за счёт
прибыли, облагаются ли ЕСН выплаты, не указанные в ст.270 НК РФ (п.3 ст.236 НК
РФ);
• выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
организацией (налогоплательщиками) в пользу физических лиц по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ,
оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным
предпринимателям), а также по авторским договорам;
• облагаются ли ЕСН оплата найма жилого
помещения во время командировки сверх норм без документов, подтверждающих оплату
расходов (п.2 ст.238; п.3 ст.236 НК РФ).
Проверка налога на доходы физических лиц (НДФЛ)
Аудитору следует проверить, какие доходы помимо
заработной платы получают работники:
• по выданным сотрудникам займам (подп.1 п.1
ст.212 НК РФ);
• по реализованному имуществу физическим лицам,
являющимся взаимозависимыми по отношению к налоговому агенту (подп.2 п.1 ст.212
НК РФ);
• дивиденды, полученные от организации (п.2
ст.214 НК РФ);
• проценты, полученные от организации (подп.1
п.1 ст.208 НК РФ);
• страховые выплаты при наступлении страхового
случая, полученные от организации (подп.2 п.1 ст.208, ст.213 НК РФ);
• доходы в виде сумм страховых (пенсионных)
взносов, если эти суммы вносятся за физических лиц из средств организаций (за
исключением случаев, установленных п.5 ст.213 НК РФ);
• доходы, полученные от сдачи имущества в аренду
(подп.4 п.1 ст.208 НК РФ);
• доходы, полученные от использования в
Российской Федерации авторских или иных смежных прав (подп.3 п.1 ст.217 НК РФ);
• доходы в натуральной форме (кроме случаев,
указанных в ст.217 НК РФ) и другие доходы.
Далее аудитор должен собрать надлежащие
аудиторские доказательства в отношении следующих вопросов.
1. Включаются ли в доход работников
оплата за обучение, кроме случаев, установленных в п.3 ст.217 НК РФ?
2. Облагаются ли налогом доходы,
превышающие 4 тыс. руб., по основаниям, установленным п.28 ст.217 НК РФ?
. Облагаются ли налогом выплаты
единовременной материальной помощи, основания которых не соответствуют п.8
ст.217 НК РФ?
. Обоснованно ли предоставляются
стандартные налоговые вычеты работникам (ст.218 НК РФ)?
. Ведётся ли ф. 1-НДФЛ, в том числе на
физических лиц, получающих вознаграждения по договорам ГПХ и частных
предпринимателей, не предъявивших свидетельства о постановке на учёт в ИФНС и
МРП (п.1 ст.230 НК РФ)?
. Правильно ли применяется ставка НДФЛ
для разных видов доходов и работников (ст.224 НК РФ)?
. Своевременно ли производятся удержание
и перечисление налога (ст.225, ст.226 НК РФ)?
. Соответствуют ли обороты сч.68/НДФЛ за
налоговый период данным отчётности по ф. 2-НДФЛ (ст.126 НК РФ)?
Заключительный этап. На этом этапе аудитор
анализирует полученные доказательства в целях выражения мнения по поводу
правильности отражения в учёте и отчётности операций по расчётам по оплате с
персоналом.
2.
ПрАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЁТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА НА ПРИМЕРЕ
ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МАСТЕР»
.1
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
Общество с ограниченной ответственностью ООО
«Мастер» было образовано 26 апреля 2005 года в соответствии с Федеральным
законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" №14-ФЗ от
08.02.1998 года.
Особенность такой формы собственности как
общество с ограниченной ответственностью в том, что участники общества отвечают
по его обязательствам в пределах внесённых ими вкладов.
Общество является юридическим лицом и строит
свою деятельность на основании Устава предприятия и действующего
законодательства Российской Федерации.
Полное фирменное наименование организации на
русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Мастер», сокращённое
наименование ООО «Мастер».
Место нахождения Общества: Россия, город
Серпухов.
Общество является собственником принадлежащего
ему имущества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным
имуществом.
Общество является коммерческой организацией, то
есть оно было создано для получения прибыли.
Предметом деятельности являются:
оптовая и розничная торговля промышленными
(строительными) товарами;
строительные, строительно-монтажные и
ремонтно-строительные работы;
наладка, монтаж промышленной техники и
аппаратуры в соответствии с методическими, нормативными и другими руководящими
материалами по организации пусконаладочных работ, обеспечение своевременного
ввода в эксплуатацию;
и другая деятельность, не запрещённая и не
противоречащая действующему законодательству РФ.
Уставный капитал Общества составляет 800000
рублей. Уставной капитал создан за счёт вкладов учредителей. Филиалов и
представительств Общество не имеет.
Органами управления Общества являются:
общее собрание участников Общества;
Генеральный директор.
К исключительной компетенции Общего собрания
участников Общества относятся:
·
определение
основных направлений деятельности организации;
·
изменение
Устава Общества;
·
избрание
Генерального директора;
·
принятие
решений о распределении чистой прибыли;
·
и
другие.
Руководство текущей деятельностью Общества
осуществляется Генеральным директором, являющимся единоличным исполнительным
органом Общества, избираемым общим собранием участников Общества. Срок полномочий
Генерального директора составляет 5 лет. К компетенции Генерального директора
Общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Общества, за
исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания участников.
Генеральный директор организует выполнение
решений общего собрания участников Общества, а также без доверенности действует
от имени Общества.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности
Общества осуществляется по итогам работы за год, а также во всякое время по
инициативе участников Общества или решению общего собрания участников.
ООО «Мастер» ведет бухгалтерский учет и
предоставляет финансовую отчетность в порядке, установленном Федеральным
законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации. Достоверность
данных, содержащихся в годовом отчете Общества и годовой бухгалтерской
отчетности, подтверждается ревизионной комиссией Общества.
.2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РАСЧЁТОВ
ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
Произведем оценку эффективности и надежности
системы внутреннего контроля в ООО «Мастер», касающуюся учёта оплаты труда.
Большую помощь при этом оказывают беседы с
руководителем и специалистами ООО «Мастер», проведение экспресс-аудита путем
устного тестирования.
При определении эффективности систем внутреннего
контроля приобретают многие факторы:
· круг работников, участвующих в
формировании информации на предприятии, и наличие у них ответственности за
порученное дело;
· наличие упорядоченных
взаимоотношений между ними по ведению дел и формированию информации;
· наличие технических средств
контроля;
· наличие технологии контроля;
· контролируемые параметры.
Из беседы с работниками бухгалтерской службы
установлено, что:
· рабочие места бухгалтерии полностью
автоматизированы. Начисление заработной платы производится в программе «1С:
Зарплата, кадры» на основании нарядов и табелей;
· сформированные бухгалтерские
проводки попадают в общую сетевую бухгалтерскую программу, где формируются
различного рода группировочные ведомости.
Из беседы с главным бухгалтером установлено, что:
· учёт оплаты труда осуществляет
группа бухгалтеров расчётной группы при непосредственном контроле главного
бухгалтера.
Сформированная система учёта исключает
возможность ошибки, в частности арифметической, при начислениях, в сводах и
группировках. При этом должностные оклады работников контролируются по штатному
расписанию. У рабочих-сдельщиков расценки также контролируются в программе и в
нарядах.
Как видно из данного описания, возможность
ошибки при начислении заработной платы в ООО «Мастер» минимальна.
Для составления программы проверки и выбора
процедур сбора аудиторских доказательств целесообразно составить вопросник
аудитора по всем комплексам задач аудиторской проверки расчётов по оплате труда
(табл. 2.1).
Таблица 2.1. Вопросник для обследования учёта
расчётов по оплате труда
№
п/п
|
Вопрос
|
Документ,
который следует запросить
|
Назначенная
аудиторская процедура
|
Варианты
ответов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Применяются
ли на предприятии унифицированные формы по учёту кадров и учёту рабочего
времени, расчётов с работниками?
|
Приказы
о приеме работника, о предоставлении отпуска, о прекращении трудового
договора, личные карточки, штатное расписание, табели учёта рабочего времени,
расчётно-платежные ведомости
|
Инспектирование
|
Да
|
2
|
Ведутся
ли на рабочих трудовые книжки?
|
Штатное
расписание, трудовые книжки
|
Инспектирование
|
Да
|
3
|
Ведутся
ли в отделах табели учета рабочего времени?
|
Табели
учёта рабочего времени
|
Инспектирование
|
Да
|
4
|
Все
ли работники предприятия получают зарплату через кассу?
|
-
|
-
|
Нет
|
5
|
Проверяется
ли свод по начислению и удержанию оплаты труда Главным бухгалтером?
|
-
|
-
|
Нет
|
6
|
-
|
-
|
Да
|
7
|
Разработаны
ли должностные обязанности работников, осуществляющих начисление оплаты
труда?
|
Должностные
инструкции
|
Инспектирование
|
Да
|
8
|
Подаются
ли списки уволенных работников в бухгалтерию?
|
Списки
уволенных работников, приказы об увольнении
|
Инспектирование
|
Да
|
9
|
Сопоставляются
ли периодически ведомости на выплату заработной платы со сведениями личных
дел работников?
|
-
|
-
|
Нет
|
10
|
Составляют
ли ведомости на выплату заработной платы лица, не занимающиеся её
начислением?
|
-
|
-
|
Да
|
11
|
Ведется
ли на предприятии книга учета депонированной заработной плате?
|
Книга
учёта депонированной заработной платы
|
Инспектирование
|
Да
|
12
|
Сверяет
ли бухгалтер список депонентов с графой «Депонированная оплата труда» в своде
по начислению и удержанию оплаты труда?
|
-
|
-
|
Да
|
13
|
Производится
ли отнесение депонированных сумм на «Прочие доходы и расходы» по истечении
срока исковой давности?
|
Книга
учета депонированной заработной платы, депонентские карточки, расходные
кассовые ордера
|
Инспектирование
|
Да
|
14
|
Подаются
ли кадрами в бухгалтерию списки вновь нанятых работников?
|
Списки
вновь нанятых работников, приказы о приеме на работу
|
Инспектирование
|
Да
|
15
|
Нумеруются
ли расчётно-платёжные ведомости?
|
Расчетно-платежные
ведомости
|
Инспектирование
|
Да
|
16
|
Все
ли ставки и оклады по оплате труда соответствуют штатному расписанию?
|
Штатное
расписание, расчётно-платежные ведомости
|
Пересчёт
|
Да
|
17
|
Сохраняются
ли распоряжения об удержании с оплаты труда?
|
Письменные
распоряжения
|
Инспектирование
|
Да
|
|
18
|
Подписывают
ли ведомости лица, составившие их?
|
Расчетно-платежные
ведомости, образцы подписей
|
Инспектирование
|
Да
|
|
19
|
Проверяют
ли периодически начисления по оплате труда внутренние контролеры?
|
-
|
-
|
Нет
|
|
20
|
Сопоставляются
ли данные хронометража, объема выполненных работ с данными учёта затрат
времени и начисленной оплатой труда?
|
-
|
-
|
Нет
|
|
21
|
Разработаны
ли инструкции по учёту затрат и удержаний с оплаты труда?
|
-
|
-
|
Нет
|
|
22
|
Правильно
ли отражаются на счетах бухгалтерского учёта операции по оплате труда?
|
Расчётно-платежные
ведомости, журналы по счёту 70, журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости
|
Инспектирование
|
Да
|
|
23
|
Имеются
ли оправдательные документы для премий, материальной помощи?
|
Трудовой
договор, приказ (распоряжение) руководителя о выдаче премии, материальной
помощи
|
Инспектирование
|
Да
|
|
24
|
Применяются
ли нормы трудового законодательства на выплаты в праздничные, выходные дни,
работу в ночную время?
|
Трудовой
договор, лицевой счёт, расчётно-платежные ведомости
|
Инспектирование
Пересчёт
|
Да
|
|
25
|
Обоснованно
ли применяются налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц?
|
Заявление
работников, справки о составе семьи, копии свидетельства о рождении детей,
лицевые счета
|
Инспектирование
Пересчёт
|
Да
|
|
26
|
Сопоставляются
ли начисления на оплату труда с данными отчетов по социальному, медицинскому
страхованию и пенсионному фонду?
|
Расчётно-платежная
ведомость, журналы-ордера, Главная книга
|
Пересчёт
|
Да
|
|
27
|
Организовано
ли архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими?
|
Расчетно-платежные
ведомости, лицевые счета
|
Инспектирование
|
Да
|
|
28
|
Имеются
ли на предприятии задержки с расчётами и выплатами по оплате труда?
|
Трудовой
договор, расчётно-платежные ведомости, платежные ведомости, расходно-кассовые
ордера
|
Инспектирование
|
Нет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По данным заполненного теста можно
охарактеризовать организацию системы внутреннего контроля в ООО «Мастер» на
хорошем уровне. Для учета операций по оплате труда применяются ПК, что значительно
повышает возможность сопоставления данных. Также по данным теста можно сказать,
что организация системы бухгалтерского учета операций по оплате труда отвечает
требованиям оперативности и достоверности, но полностью рассчитывать на систему
внутреннего контроля нельзя.
.3 ОЦЕНКА АУДИТОРСКОГО РИСКА
Любая коммерческая деятельность неизбежно
связана с риском. Аудиторская деятельность не является исключением.
Аудиторский риск - это риск выражения аудитором
ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской)
отчётности содержаться существенные искажения.
Приемлемый аудиторский риск - это субъективно
установленный уровень риска, который готов взять на себя аудитор. Если аудитор
определит для себя меньший уровень аудиторского риска, то это будет означать,
что он стремится к большей уверенности в том, что финансовая отчетность не
содержит существенных ошибок.
Величина приемлемого аудиторского риска
определяется до начала аудиторской проверки и может быть выражена следующим
соотношением:
< ПАР < 1. (1)
Нулевой риск означает полную уверенность
аудитора в том, что финансовая отчетность не содержит существенных ошибок.
Необходимо отметить, что аудитор не может гарантировать полного отсутствия
существенных ошибок.
Принято считать, что аудиторский риск включает в
себя три составные части:
• неотъемлемый риск (внутрихозяйственный риск,
чистый риск);
• риск средств контроля (контрольный риск);
• риск необнаружения (процедурный риск).
Для расчёта аудиторского риска используется
формула:
АР = НР · РСК · РН, (2)
гдe НР - неотъемлемый риск;
РСК - риск средств контроля;
РН - риск необнаружения.
Неотъемлемый риск - это риск, который неизбежно
присущ любому экономическому субъекту. Для расчета этого показателя будут
использованы данные таблицы 2.2.
Таблица 2.2 Оценка ведения учёта
Показатель
|
Оценка
(0-10)
|
1.
Предварительная оценка образования, опыта и квалификации персонала
бухгалтерии
|
8
|
2.
Повышение квалификации, своевременность реагирования на изменения в
законодательстве
|
7
|
3.
Отсутствие чрезмерной загруженности персонала бухгалтерии
|
6
|
4.
Отсутствие текучести персонала бухгалтерии
|
8
|
5.
Выявление и анализ причин отклонений от плановых показателей
|
6
|
6.
Принятие мер по сохранности документов
|
8
|
7.
Оценка надежности программного обеспечения
|
7
|
ИТОГО
|
50
|
Каждому показателю таблицы может быть присвоено
значение от 0 до 10. Так, предварительная оценка образования, опыта и
квалификации персонала бухгалтерии (стр.1) дается на основании информации о
наличии дипломов и стажа работы по специальности. Для заполнения стр.2
необходимо выяснить, насколько часто бухгалтеры посещают курсы повышения
квалификации, семинары, выписываются ли периодические издания по бухгалтерскому
учету, имеется ли информационно-правовая система и т.д.
Следует отметить, что стр.1-6 таблицы 2.2
связаны с оценкой влияния человеческого фактора на возможность присутствия
ошибки в учете и отчетности аудируемой организации. Поэтому заполнение этих
строк в значительной степени основано на профессиональном суждении аудиторов.
Для оценки степени надежности программного
обеспечения (стр.7) нужно заполнить дополнительную таблицу 2.3.
Таблица 2.3 заполняется следующим образом: при
положительном ответе показателю присваивается значение 1, при отрицательном -
0. Затем полученные оценки суммируются, и итоговая сумма заносится в стр.7
таблицы 2.2.
Таблица 2.3 Оценка надежности программного
обеспечения
Показатель
|
Оценка
(0-1)
|
1.
Наличие прав на используемое программное обеспечение
|
1
|
2.
Комплексность программного обеспечения (единое для всех участков учета)
|
1
|
3.
Автоматическое составление отчетности
|
1
|
4.
Уровень компьютерной грамотности пользователей
|
1
|
5.
Наличие программиста (системного администратора)
|
0
|
6.
Наличие контроля доступа к учетной информации
|
0
|
7.
Наличие паролей, защиты доступа к информации
|
1
|
8.
Своевременность проверок на наличие вирусов
|
1
|
9.
Своевременность обновления антивирусных программ
|
0
|
10.
Своевременность сохранения информации
|
1
|
ИТОГО
|
7
|
Степень доверия системе учета может быть
определена как отношение полученной суммы баллов согласно тесту к итоговой
сумме баллов. Исходя из этого, вероятность внутрихозяйственного риска
рассчитываем по формуле:
НР = 1 - Ов / Овmax, (3)
гдe НР - неотъемлемый риск;
Ов - фактическое количество баллов по
результатам теста системы учёта;
Овmax - максимальное количество баллов теста
системы учёта (70 баллов).
НР = 1 - 50 / 70 = 0,2857.
Для оценки риска средств контроля заполним
таблицу 2.4.
Таблица 2.4 Оценка средств внутреннего контроля
Показатель
|
Оценка
(0-10)
|
1.
Наличие службы внутреннего контроля
|
0
|
2.
Наличие полномочий и возможностей для выполнения контрольных обязанностей
|
9
|
3.
Независимость должностных лиц, ответственных за проведение внутреннего
контроля
|
5
|
4.
Достаточность количества должностных лиц, ответственных за проведение
внутреннего контроля, предварительная оценка их профессионального уровня
|
7
|
5.
Осуществление постоянного контроля за отражением в учете нетипичных операций
|
10
|
6.
Наличие документального оформления планирования и выполнения контрольных
процедур
|
0
|
7.
Регулярность и детальность составления отчетов по выявленным нарушениям
|
7
|
8.
Оценка действий руководства по исправлению обнаруженных недостатков
|
10
|
9.
Оценка взаимодействия с внешними аудиторами
|
10
|
ИТОГО
|
58
|
Для оценки соответствия системы внутреннего
контроля необходимым требованиям аудитор должен выяснить: есть ли в организации
специальная служба или контрольные обязанности закреплены за отдельными
должностными лицами; достаточно ли у работников, фактически выполняющих
контрольные функции, полномочий и возможностей для выполнения контроля;
целесообразно также определить их независимость и профессиональный уровень.
Необходимо проверить также наличие документального оформления планирования и
выполнения контрольных процедур, регулярность и детальность составления отчетов
по выявленным нарушениям, оценить действия руководства по исправлению
обнаруженных недостатков. Каждый из исследуемых показателей оценивается по
десятибалльной шкале, затем полученные данные суммируются. Для определения
степени доверия внутреннему контролю находится их удельный вес в общей сумме
максимально возможных оценок.
Вероятность риска средств контроля определяем по
формуле:
РСК = 1 - Ок / Окmax, (4)
гдe РСК - риск средств контроля;
Ок - фактическое количество баллов по результатам
теста системы внутреннего контроля;
Окmax - максимальное количество баллов теста
системы внутренненго контроля (90 баллов).
РСК = 1 - 58 / 90 = 0,3556.
Риск необнаружения - основной риск аудитора. Он
представляет собой риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволят
выявить некоторые, возможно, существенные искажения в ходе аудиторской
проверки, что в свою очередь может привести к выражению ошибочного мнения по
итогам аудиторской проверки с вытекающими последствиями.
Риск необнаружения является показателем
эффективности и качества работы аудитора и зависит от:
• порядка проведения конкретной проверки;
• квалификации аудиторов;
• степени их предыдущего знакомства с
деятельностью проверяемого экономического субъекта.
Для оценки риска необнаружения заполним таблицу
2.5.
Таблица 2.5 Оценка риска необнаружения
Показатель
|
Оценка
(0-10)
|
1.
Наличие системы контроля в ходе проверки за работой рядовых сотрудников и
руководителя проверки
|
0
|
2.
Квалификация специалистов
|
8
|
3.
Наличие у специалистов, ответственных за объект учёта, технических
исполнителей
|
0
|
4.
Объем выборки
|
5
|
5.
Наличие опыта работы по одной и той же фирме в течение ряда проверок
|
5
|
6.
Обеспеченность проверяющих нормативной базой
|
10
|
7.
Наличие непосредственного контакта с бухгалтерской службой
|
8
|
8.
Опыт работы специалистов на фирмах аналогичного профиля
|
5
|
ИТОГО
|
41
|
Вероятность риска необнаружения:
РН = 1 - Он / Онmax, (5)
гдe РН - риск необнаружения;
Он - фактическое количество баллов по
результатам теста оценки риска необнаружения;
Овmax - максимальное количество баллов теста
оценки риска необнаружения (80 баллов).
РН = 1 - 41 / 80 = 0,4875.
Таким образом, величина аудиторского риска
составит:
АР = (0,2857 · 0,3556 · 0,4875) · 100% = 5%.
Так как принято считать, что общий аудиторский
риск не должен превышать 5%, то аудитор может считать план приемлемым.
2.4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СУЩЕСТВЕННОСТИ
Планируя аудиторскую проверку необходимо
установить существенность - максимально допустимый размер ошибочной суммы,
которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться
как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение.
Определим уровень существенности на основании
данных 2010 года ООО «Мастер» (табл. 2.6).
Таблица 2.6 Определение уровня существенности
Наименование
базового показателя
|
Значение
базового показателя бухгалтерской отчетности, тыс. руб.
|
Доля,
%
|
Значение,
применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. руб.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Балансовая
прибыль
|
2500
|
5
|
125
|
Валовый
объем реализации без НДС
|
12400
|
2
|
248
|
Валюта
баланса
|
16200
|
2
|
324
|
Собственный
капитал (итог раздела III баланса)
|
5600
|
10
|
560
|
Общие
затраты предприятия
|
10000
|
2
|
200
|
В столбце 2 записываем показатели, взятые из
бухгалтерской отчетности ООО «Мастер» (Приложения Б и В). Показатели в столбце
3 определены внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяются на
постоянной основе. Столбец 4 получаем умножением данных из столбца 2 на
показатель из столбца 3, разделенный на 100%. Среднее арифметическое
показателей в столбце 4 составляет:
(125 + 248 + 324 + 560 + 200) / 5 = 291 тыс.
руб.
Наименьшее значение отличается от среднего на
(291 - 125) / 291 · 100% = 57%.
Наибольшее значение отличается от среднего на
(560 - 291) / 291 · 100% = 92%.
Поскольку значения 125 тыс. руб. и 560 тыс. руб.
отличаются от среднего значительно, принимаем решение отбросить при дальнейших
расчётах наименьшее и наибольшее значения. Новое среднее арифметическое
составит
(248 + 324 + 200) / 3 = 257 тыс. руб.
Полученную величину округляем до 260 тыс. руб. и
используем данный количественный показатель в качестве значения уровня
существенности. Различие между значением уровня существенности до и после
округления составляет
(260 - 257) / 257 · 100% = 1%, что находится в
пределах 20%.
Распределим рассчитанный уровень существенности
между значимыми статьями баланса в соответствии с их удельным весом в общем
итоге (таблица 2.7).
Таблица 2.7 Распределение уровня существенности
между значимыми статьями баланса
Наименование
базового показателя
|
Строки
баланса
|
Значение
базового показателя бухгалтерской отчетности, тыс. руб.
|
Доля
статьи в валюте баланса, %
|
Значение
уровня существенности, тыс. руб.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
I Актив
|
Основные
средства
|
120
|
2900
|
18
|
522
|
Запасы
|
210
|
4400
|
27
|
1188
|
Налог
на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
|
220
|
500
|
3
|
15
|
Дебиторская
задолженность
|
240
|
3500
|
22
|
770
|
Краткосрочные
финансовые вложения
|
250
|
500
|
3
|
15
|
Денежные
средства
|
260
|
4400
|
27
|
1188
|
Валюта
баланса
|
300
|
16200
|
|
|
II Пассив
|
Уставный
капитал
|
410
|
800
|
5
|
40
|
Добавочный
капитал
|
420
|
1700
|
11
|
Нераспределенная
прибыль
|
470
|
3100
|
19
|
589
|
Займы
и кредиты
|
610
|
7000
|
43
|
3010
|
Кредиторская
задолженность
|
620
|
3600
|
22
|
792
|
Валюта
баланса
|
700
|
16200
|
|
|
.5 ОБЩИЙ ПЛАН АУДИТА
Теперь имея всю необходимую информацию, составим
общий план аудита расчетов с персоналом по оплате труда в ООО «Мастер» (таблица
2.8).
Таблица 2.8 Общий план аудита операций по оплате
труда в ООО «Мастер»
Проверяемая
организация
|
ООО
«Мастер»
|
Период
аудита
|
с
01.01.2010 по 31.12.2010
|
Сроки
проведения аудита
|
с
14.03.2011
по
23.03.2011
|
Количество
человека - часов
|
128
|
Руководитель
аудиторской группы
|
Петрова
Н.Н.
|
Состав
аудиторской группы
|
Петрова
Н.Н., Самарина В.И.
|
Планируемый
аудиторский риск
|
5%
|
Планируемый
уровень существенности
|
260
тыс. руб.
|
Планируемые
виды работ
|
Период
проведения
|
Исполнитель
|
1
|
2
|
3
|
1.
Ознакомительный этап
|
1.1
Получение общей информации о клиенте
|
14.03.2011
|
Петрова
Н.Н.
|
1.2
Анализ документов
|
14.03.2011
|
Петрова
Н.Н.
|
1.3
Составление программы аудиторской проверки
|
14.03.2011
|
Петрова
Н.Н.
|
1.4
Определение состава рабочей группы, распределение обязанностей, инструктаж
членов группы
|
14.03.2011
|
Петрова
Н.Н.
|
2.
Проведение аудита
|
2.1
Аудит оформления первичных документов
|
15.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
2.2
Аудит системы начислений заработной платы
|
16.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
2.3
Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы
|
17.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
2.4
Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров
бухгалтерского учета
|
18.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
2.5
Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды
|
21.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
3.
Заключительный этап
|
3.1
Подготовка аудиторского заключения
|
22.03.2011
|
Петрова
Н.Н.
|
3.2
Контроль за выполнением плана и качеством работы аудиторов, за ведением ими
рабочей документации и надлежащего оформления результатов аудита
|
23.03.2011
|
Петрова
Н.Н.
|
3.3
Предоставление аудиторского заключения руководителю заказчика
|
23.03.2011
|
Петрова
Н.Н.
|
|
|
|
|
Руководитель аудиторской группы _____________
Петрова Н.Н.
2.6 ПРОГРАММА АУДИТА
Программа аудита является развитием общего плана
аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур,
необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит
подробной инструкцией и является средством контроля качества работы (таблица
2.9).
Таблица 2.9 Программа аудита расчетов по оплате
труда в ООО «Мастер»
Проверяемая
организация
|
ООО «Мастер»
|
Период
аудита
|
с
01.01.2010 по 31.12.2010
|
Сроки
проведения аудита
|
с
14.03.2011
по
23.03.2011
|
Количество
человека - часов
|
128
|
Руководитель
аудиторской группы
|
Петрова
Н.Н.
|
Состав
аудиторской группы
|
Петрова
Н.Н., Самарина В.И.
|
Планируемый
аудиторский риск
|
5%
|
Планируемый
уровень существенности
|
260
тыс. руб.
|
№
п/п
|
Перечень
аудиторских процедур
|
Период
проведения
|
Исполнитель
|
Рабочие
документы аудитора
|
1.
Аудит оформления первичных документов
|
1.1
|
Определение
степени унификации первичных документов по учету персонала и рабочего времени
|
15.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
Приказы
о приеме на работу, увольнении, перемещении, табели учета использования
рабочего времени, личные карточки, штатное расписание
|
1.2
|
Проверка
правильности учета рабочего времени
|
15.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
Табели
учета использования рабочего времени, график-календарь
|
1.3
|
Проверка
правильности оформления расчетно-платежных документов
|
15.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
Расчетно-платежные
ведомости, расчетные ведомости, платежные ведомости, расходные кассовые
ордера
|
1.4
|
Проверка
правильности учета депонированной заработной платы
|
15.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
Книга
учета депонированной заработной платы, депонентские карточки, расходные
кассовые ордера
|
2.
Аудит системы начислений заработной платы
|
2.1
|
Проверка
обоснованности начислений за особые условия труда: а) сверхурочные работы и
работы в ночное время; б) работа в выходные и праздничные дни; в) выполнение
работ с тяжелыми и вредными условиями труда; г) работа в районах с
неблагоприятными климатическими условиями
|
16.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
Перечень
работ (постановление Минтруда России от 27.05.94г. №41), приказы
руководителя, табели учета использования рабочего времени, расчетно-платежные
ведомости, лицевые счета (а, б), личные карточки (в, г)
|
2.2
|
Проверка
правильности документирования и оплаты простоев
|
16.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
Табель
учета рабочего времени, листки о простое, расчетно-платежные ведомости, акты
с приложением списка работников
|
2.3
|
Проверка
правильности документирования и оплаты работы в случае брака
|
16.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
Акты
о браке, приказы руководителя, расчетно-платежные ведомости, личные карточки
|
2.4
|
Проверка
правильности расчета среднего заработка для различных целей
|
16.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
Приказы
руководителя, заявления работников, расчетно-платежные ведомости, личные
карточки
|
2.5
|
Проверка
правильности расчета пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС РФ
|
16.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
Заявление
работников на выплату пособий, листки нетрудоспособности, путевки на
санаторно-курортное лечение, счета организаций, оказывающих услуги,
расчетно-платежные ведомости, личные карточки
|
2.6
|
Проверка
правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения
физических лиц
|
16.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
Личные
карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах
работников, подаваемые в налоговую инспекцию
|
3.
Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы
|
3.1
|
Проверка
правомерности применения вычетов и льгот для исчисления подоходного налога
|
17.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
Личные
карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах,
подаваемые в налоговую инспекцию
|
3.2
|
Определение
соответствия применяемых ставок подоходного налога действующему законодательству
|
17.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
Личные
карточки, расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости, сведения о
полученных доходах, подаваемые в налоговую инспекцию
|
3.3
|
Проверка
обоснованности удержаний из заработной платы работников
|
17.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
Личные
карточки, расчетно-платежные ведомости, регистры аналитического учёта
|
4.
Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров
бухгалтерского учета
|
4.1
|
Проверка
правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с
аналогичными показателями регистров синтетического учета
|
18.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
Главная
книга, журналы-ордера №10, 10/1, 10а, ведомости №12, 13, 13а, 15, 18
|
4.2
|
Проверка
правомерности отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) выплат,
начисленных персоналу организации
|
18.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
Главная
книга, журналы-ордера №10, 10/1, 10а, ведомости №12, 13, 13а, 15, 18, приказы
|
4.3
|
Проверка
правильности отнесения страховых взносов во внебюджетные фонды на
себестоимость продукции (работ, услуг)
|
18.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
Журналы-ордера
№9, 10, 10/1, 10а, Главная книга
|
4.4
|
Проверка
обоснованности расходов организации по подготовке и переподготовке кадров,
правильности отнесения таких выплат на себестоимость продукции (работ, услуг)
|
18.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
Журналы-ордера
№10, 10/1, 10а, ведомости №12, 13, 13а, 15, 18, Главная книга, приказы,
первичные документы (договоры на обучение, акты о выполненных работах)
|
5.
Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды
|
5.1
|
Проверка
правильности исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды и
своевременность их перечисления по назначению
|
21.03.2011
|
Петрова
Н.Н. Самарина В.И.
|
Журналы-ордера
№10, ведомости 12, 15, 18, Главная книга
|
6.
Подготовка заключения по результатам проверки
|
6.1
|
Подготовка
аудиторского заключения
|
22.03.2011
- 23.03.2011
|
Петрова
Н.Н.
|
Акты
аудиторской проверки
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель аудиторской группы
____________________ Петрова Н.Н.
После того, как составлен Общий план аудита и
Программа аудита, можно приступать к аудиторской проверке расчётов по оплате.
2.7
УСТАНОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДОСТОВЕРНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ
Выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения
можно свести в таблицу (таблица 2.10).
Таблица 2.10 Нарушения по итогам аудиторской
проверки
2.8 ПИСЬМЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ АУДИТОРА
РУКОВОДСТВУ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА
Аудиторская фирма
ООО «Аудит плюс»
ООО «Мастер»
Генеральный директор Тимофеев Н.Д.
Исходящий N2855/11
от 24.03.2011г.
ПИСЬМЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ АУДИТОРА РУКОВОДСТВУ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА
Глубокоуважаемый Николай Дмитриевич!
В соответствии с заключенным договором №2850/11
от 11.03.2011г. нами был проведен аудит Вашей организации за период с
01.01.2010г. по 31.12.2010г.
В проведении аудита непосредственно принимали
участие следующие специалисты:
. Петрова Наталья Николаевна,
. Самарина Валентина Игоревна.
Проверяемый экономический субъект: ООО «Мастер».
Руководитель организации: Генеральный директор
Тимофеев Николай Дмитриевич.
Лицо, ответственное за подготовку бухгалтерской
отчетности: Главный бухгалтер Куликова Анна Васильевна.
Общая информация:
. Нами проведен аудит оплаты труда ООО «Мастер»
за 2010 год. Данные в бухгалтерской отчетности подготовлены бухгалтерией ООО
«Мастер», исходя из Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ,
утверждённого Приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. №34н.
. Ответственность за подготовку данных
бухгалтерской отчетности по оплате труда несет бухгалтерия ООО «Мастер». Наша
обязанность заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех
существенных аспектах данной отчетности в части оплаты труда на основе
проведенного аудита.
. Мы проводили аудит в соответствии с Положением
о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Аудит планировался и проводился таким
образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность
в части оплаты труда не содержит существенных искажений. Аудит включал в себя
проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений,
содержащихся в бухгалтерской отчетности по оплате труда. Мы полагаем, что
проведенный аудит дает достаточно оснований для того, чтобы выразить мнение о
достоверности бухгалтерской отчетности в части оплаты труда.
Результаты аудиторской проверки
В результате аудиторской проверки были
обнаружены случаи незначительного расхождения записей в расчетно-платежных
ведомостях, небольшие погрешности в ведении и оформлении первичных документов,
нарушение сроков перечисления взносов в Пенсионный Фонд РФ, Государственный
фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования,
подоходного и иных налогов. Кроме того, имеется ряд исправлений в Главной Книге
(подписанных).
Выводы и рекомендации
По нашему мнению, если считать указанные
отклонения не влияющими на достоверность отчетности, то проверенная
бухгалтерская отчетность в части оплаты труда достоверна, то есть подготовлена
таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение оплаты
труда в ООО «Мастер» по состоянию на 1 января 2011 года.
Руководитель группы аудиторов: Петрова Н.Н.
Аудитор: Самарина В.И.
Аудиторский отчет получил: Тимофеев Н.Д.
заключение
Исходя из поставленной в начале работы цели и
сформулированных задач, первая глава курсовой работы посвящена изучению
теоретических основ аудита расчетов с персоналом по оплате труда. При этом были
изучены цель и задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда, а также
информационное обеспечение аудита.
Цель аудита расчетов с персоналом по оплате
труда заключается в проверке соблюдения действующего законодательства о труде,
правильности начисления заработной платы и удержаний из нее, документального
оформления и отражения в учете всех видов расчетов между предприятием и его
работниками.
Основным нормативным документом, регулирующим
учет расчетов с персоналом по оплате труда, является Трудовой кодекс Российской
Федерации. Он определяет отношения по организации труда, трудоустройству,
профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации,
социальному партнерству, материальной ответственности работодателей и
работников, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, а
также разрешению трудовых споров.
Далее были рассмотрены этапы проведения аудита
расчетов с персоналом по оплате труда. На первом этапе аудитор осуществляет
контроль трудовой дисциплины и учета отработанного времени на основании ведения
табельного учета. На втором этапе аудитор проверяет правильность начисления
заработной платы по расчетно-платежной ведомости, расчетным листкам, лицевым
счетам. При этом помимо подтверждения основного заработка, аудитор должен
подтвердить обоснованность выплат работнику и проверить наличие оправдательных
документов, подтверждающих прочие выплаты работникам.
На следующем этапе аудита проводится контроль за
правильностью начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных
работникам. Аудит осуществляется выборочным способом.
Далее в процессе аудита расчетов по оплате труда
осуществляется проверка удержаний из заработной платы. Аудитор устанавливает
обоснованность применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц,
а так же является ли работник штатным работником или работает по
совместительству, определяются наличие других удержаний.
На заключительном этапе проверяется правильность
расчета суммы заработной платы, подлежащей выплате работнику после удержаний.
Для этого в расчетно-платежной ведомости выборочным путем аудитор рассчитывает
суммы к выдаче путем вычитания из начисленного заработка общей суммы удержаний.
Далее осуществляется проверка организации бухгалтерского учета расчетов с
персоналом по оплате труда по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,
реальности сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в
бухгалтерском учете, Главной книге и бухгалтерском балансе.
Во второй главе курсовой работы на конкретном
примере был рассмотрен порядок проведения аудита расчетов с персоналом по
оплате труда.
Таким образом, поставленная в начале цель
курсовой работы достигнута, а задачи решены.
Список использованной
литературы
1. Российская Федерация. Закон. Об
обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию: федеральный закон:
подписанный Президентом России 29 декабря 2006 г.- № 255-ФЗ.- Режим доступа: http://
www.consultant.ru
2. Российская Федерация. Закон.
Об аудиторской деятельности: федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ. - Режим
доступа: http:// www.consultant.ru
3. Российская Федерация. Закон.
Об обществах с ограниченной ответственностью (об ООО): федеральный закон от
08.02.1998 №14-ФЗ. - Режим доступа: http://
www.consultant.ru
4. Налоговый кодекс Российской
Федерации: части первая и вторая (по сост. на 25 января 2007 г.). - М.:
Юрайт-Издат, 2006. - 584 с.
5. Трудовой кодекс Российской
Федерации от 30 декабря 2001 г. с посл. изм. и доп.-162 с. - Режим доступа: http://
www.consultant.ru
6. Положение «Об особенностях
порядка исчисления средней заработной платы», утвержденное Постановлением
Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922. - Режим доступа: http://
www.consultant.ru
7. Положение «Об особенностях
порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и
родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию»,
утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375. - Режим
доступа: http:// www.consultant.ru
. Положение о назначении и
выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденное
постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г.№ 865. - Режим доступа: http://
www.consultant.ru.
. План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден приказом
Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.- Режим доступа: http://
www.consultant.ru.
. Арабян, К.К. Организация и
проведение аудиторской проверки - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - с. 552
11. Парушина, Н.В. Аудит: основы
аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок: учебное пособие
/ Н.В. Парушина, Е.А. Кыштымова. - М.: ФОРУМ, 2009. - с. 160
14. Подольский, В.И. Аудит: Учебник
для вузов / под ред. проф. В.И. Подольского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004. - 583 с.
. Филина, Ф.Н. Трудовой кодекс для
бухгалтера / под ред. Ф.Н. Филиной.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ГроссМедиа:
РОСБУХ, 2007. - 400 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Бухгалтерский баланс
на
|
31
декабря
|
20
|
10
|
г.
|
Коды
|
|
Форма
№ 1 по ОКУД
|
0710001
|
|
Дата
(год, месяц, число)
|
2010
|
12
|
31
|
|
Организация
|
Общество
с ограниченной ответственностью «Мастер»
|
по
ОКПО
|
|
|
Идентификационный
номер налогоплательщика ИНН
|
5033075654
|
|
Вид
деятельности
|
|
по
ОКВЭД
|
|
|
Организационно-правовая
форма/форма собственности
|
|
|
|
|
|
Общество
с ограниченной ответственностью
|
по
ОКОПФ/ОКФС
|
|
|
|
Единица
измерения: тыс. руб. по ОКЕИ
|
384/385
|
|
Местонахождение
(адрес)
|
|
|
|
|
142290,
Россия, Московская область, г. Серпухов
|
|
|
|
Дата
утверждения
|
10.02.2011
|
|
Дата
отправки (принятия)
|
25.02.2011
|
|
Актив
|
Код
по-казателя
|
На
начало отчетного года
|
На
конец отчет-ного периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
I.
ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
|
|
|
|
Основные
средства
|
120
|
3300
|
2900
|
Незавершенное
строительство
|
130
|
-
|
-
|
Итого
по разделу I
|
190
|
3300
|
2900
|
II.
ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы
|
210
|
2200
|
4400
|
в
том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности
|
211
|
1200
|
2100
|
затраты
в незавершенном производстве
|
213
|
-
|
1500
|
готовая
продукция и товары для перепродажи
|
214
|
1000
|
800
|
расходы
будущих периодов
|
216
|
-
|
-
|
прочие
запасы и затраты
|
217
|
-
|
-
|
Налог
на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
|
220
|
400
|
500
|
Дебиторская
задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после
отчетной даты)
|
500
|
3500
|
в
том числе покупатели и заказчики
|
241
|
500
|
3500
|
Краткосрочные
финансовые вложения
|
250
|
500
|
500
|
Денежные
средства
|
260
|
800
|
4400
|
Прочие
оборотные активы
|
270
|
-
|
-
|
Итого
по разделу II
|
290
|
4400
|
13300
|
БАЛАНС
|
300
|
7700
|
16200
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма 0710001 с. 2
Пассив
|
Код
по-казателя
|
На
начало отчетного периода
|
На
конец отчет-ного периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
III.
КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал
|
410
|
800
|
800
|
Добавочный
капитал
|
420
|
-
|
1700
|
Нераспределенная
прибыль (непокрытый убыток)
|
470
|
1100
|
3100
|
Итого
по разделу III
|
490
|
1900
|
5600
|
IV.
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
|
|
|
|
Итого
по разделу IV
|
590
|
-
|
-
|
V.
КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
|
|
|
|
Займы
и кредиты
|
610
|
3000
|
7000
|
Кредиторская
задолженность
|
620
|
2800
|
3600
|
в
том числе: поставщики и подрядчики
|
621
|
1000
|
600
|
задолженность
перед персоналом организации
|
622
|
700
|
700
|
задолженность
перед государственными внебюджетными фондами
|
623
|
200
|
200
|
задолженность
по налогам и сборам
|
624
|
300
|
900
|
прочие
кредиторы
|
625
|
600
|
1200
|
Резервы
предстоящих расходов
|
650
|
-
|
-
|
Итого
по разделу V
|
690
|
5800
|
10600
|
БАЛАНС
|
700
|
7700
|
16200
|
Руководитель
|
|
|
|
Главный
|
|
|
|
|
(подпись)
|
|
(расшифровка
подписи)
|
бухгалтер
|
(подпись)
|
|
(расшифровка
подписи)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение Б
Отчет о прибылях и убытках
за
|
период
с 1 января по 31 декабря
|
20
|
10
|
г.
|
Коды
|
|
Форма
№ 2 по ОКУД
|
0710002
|
|
Дата
(год, месяц, число)
|
2010
|
12
|
31
|
|
Организация
|
Общество
с ограниченной ответственностью «Мастер»
|
по
ОКПО
|
|
|
Идентификационный
номер налогоплательщика ИНН
|
5033075654
|
|
Вид
деятельности
|
|
по
ОКВЭД
|
|
|
Организационно-правовая
форма/форма собственности
|
|
|
|
|
|
Общество
с ограниченной ответственностью
|
по
ОКОПФ/ОКФС
|
|
|
|
Единица
измерения: тыс. руб. по ОКЕИ
|
384/385
|
|
|
Показатель
|
За
отчетныйпериод
|
За
аналогичный период преды-дущего года
|
|
наименование
|
код
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Доходы
и расходы по обычным видамдеятельности Выручка (нетто) от продажи товаров,
продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов
и аналогичных обязательных платежей)
|
010
|
12400
|
-
|
|
Себестоимость
проданных товаров, продукции, работ, услуг
|
020
|
(10000)
|
(
- )
|
|
Валовая
прибыль
|
029
|
2400
|
-
|
|
Коммерческие
расходы
|
030
|
(
- )
|
(
- )
|
|
Управленческие
расходы
|
040
|
(
- )
|
(
- )
|
|
Прибыль
(убыток) от продаж
|
050
|
2400
|
-
|
|
Прочие
доходы и расходы Проценты к получению
|
060
|
-
|
-
|
|
Проценты
к уплате
|
070
|
(
- )
|
(
- )
|
|
Прочие
операционные доходы
|
090
|
600
|
-
|
|
Прочие
операционные расходы
|
100
|
(500)
|
(
- )
|
|
Внереализационные
доходы
|
120
|
-
|
-
|
|
Внереализационные
расходы
|
130
|
(
- )
|
(
- )
|
|
Прибыль
(убыток) до налогообложения
|
140
|
2500
|
-
|
|
Текущий
налог на прибыль
|
150
|
(500)
|
(
- )
|
|
Чистая
прибыль (убыток) отчетногопериода
|
190
|
2000
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма 0710002 с. 2
Расшифровка отдельных прибылей и убытков
Показатель
|
За
отчетный период
|
За
аналогичный период предыдущего года
|
наименование
|
код
|
прибыль
|
убыток
|
прибыль
|
убыток
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Штрафы,
пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда
(арбитражного суда) об их взыскании
|
210
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Прибыль
(убыток) прошлых лет
|
220
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Возмещение
убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств
|
230
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Курсовые
разницы по операциямв иностранной валюте
|
240
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Списание
дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой
давности
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель
|
|
|
|
Главный
|
|
|
|
|
|
(подпись)
|
|
(расшифровка
подписи)
|
бухгалтер
|
(подпись)
|
|
(расшифровка
подписи)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|