Проблемы регламентации договорных отношений в сфере рекламной деятельности на современном этапе
Содержание
Введение
. Теоретико-правовые основы рекламной деятельности в Российской Федерации
.1 Становление и развитие правового регулирования рекламной деятельности в России
.2 Определение понятия «реклама», ее правовая природа и виды в современном российском праве
.3 Система источников правового регулирования рекламной деятельности в современном российском праве
. Проблемы регламентации договорных отношений в сфере рекламной деятельности на современном этапе
.1 Определение основных видов договорных обязательств, заключаемых в сфере рекламной деятельности в России
.2 Роль интеллектуальных прав в «рекламных» договорах и их защита
.3 Порядок заключения, изменения и расторжения «рекламного» договора по российскому праву
.4 Вопросы ответственности сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение «рекламного» договора
. Государственное регулирование рекламной деятельности. Нарушение законодательства о рекламе. Ответственность за ненадлежащую рекламу
.1 Требования к содержанию и способам распространения рекламы
.2 Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Особенности недостоверной рекламы
.3 Ответственность за ненадлежащую рекламу
Заключение
Список используемых источников и литературы
Введение
обязательство договорное реклама распространение
Реклама - это множество терминов и определений, которые не всегда легко понять, множество нюансов, которые необходимо учитывать; а поскольку реклама - это еще и искусство, которое, как известно, требует жертв, то, если мы не хотим стать жертвой рекламы, необходимо уметь разбираться в её качестве и правомерности.
Актуальность работы обусловлена и тем, что понятие «рекламное законодательство» используется в наиболее общем значении и включает в себя комплексный нормативный массив, охватывающий как ряд основополагающих актов и норм, непосредственно регулирующих отношения, складывающиеся между субъектами рекламной деятельности, так и норм иных законодательных актов и других документов, лишь в той или иной мере регламентирующих отдельные аспекты рекламных отношений.
Поэтому считаем необходимым, изучить особенности правового регулирования рекламной деятельности в нашей стране и выявить его недостатки.
Целью исследования является изучение общеправовой характеристики рекламной деятельности, договорных отношений в рекламной деятельности, выявление особенностей правового регулирования рекламной деятельности в РФ, а также изучение вопроса ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
На основе цели можно поставить следующие задачи исследования:
- изучить исторические аспекты развития рекламной деятельности в РФ;
- выявить правовую природу и ознакомиться с основными видами рекламы по действующему законодательству;
- рассмотреть систему источников правового регулирования рекламной деятельности в России;
- ознакомиться с основными видами рекламных договоров;
- изучить вопросы защиты интеллектуальной деятельности в рекламных договорах;
- рассмотреть порядок заключения, изменения и расторжения рекламного договора;
- изучить ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение рекламного договора;
- рассмотреть требования к содержанию и способам распространения рекламы;
- ознакомиться с понятием и видами ненадлежащей рекламы, особенностями недобросовестной и недостоверной рекламы;
- изучить вопросы юридической ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при осуществлении рекламной деятельности.
Предметом исследования является правовое регулирование рекламной деятельности в РФ.
Теоретическую базу исследования составляют: нормативно-правовые акты РФ, научные труды Брагинского М.И., Вольдмана Ю.А., Журавлева Г.К., Пятницкого И.Н; Головлева Е.Л; Гольмана И.А; периодическая литература, материалы судебной практики, относящиеся к теме исследования.
Методологическую основу исследования составили следующие методы научного познания: формально-юридический, логический, исторический, социологический, сравнительно-правовой и др.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературных источников.
В первой главе данной дипломной работы приводится общая правовая характеристика рекламной деятельности по законодательству РФ.
Вторая глава работы посвящена изучению договорных отношений в сфере рекламной деятельности.
В третьей главе рассматриваются вопросы государственного регулирования рекламной деятельности и ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
В заключении приводятся основные выводы по теме исследования.
1. Теоретико-правовые основы рекламной деятельности в Российской Федерации
1.1 Становление и развитие правового регулирования рекламной деятельности в России
Реклама как способ распространения информации о товаре, работе или услуге появилась достаточно давно: первые сведения о рекламе встречаются еще в Древней Греции и Древнем Риме. Появление и развитие рекламного дела в России относится к X-XI вв. Авторы первой устной рекламы -отечественные ремесленники и торговцы. К разнообразным рекламным приемам прибегали и русские купцы: обычно они приглашали за определённую плату зазывалу, который находился у входа в лавку и громогласно вещал о достоинствах её товара.
Вплоть до реформ 60-х гг. XIX в. почти все периодические издания ограничивались объявлениями из сферы культуры, лишь изредка помещая на своих страницах коммерческую, биржевую или промышленную рекламу, поскольку право на её публикацию было особой привилегией официальных правительственных изданий. В XVII - XVIII вв. в России стали появляться афиши, рекламирующие те или иные мероприятия, причем, в их создании участвовали профессиональные живописцы.
В 1783-1883 гг. монополией на производство афиш обладало государство. Афиши печатались по заказам театров и театральных трупп в типографии департамента уделов при казённой администрации. В целом, реклама в XVIII веке носила характер деловой информации, типичный для жанра объявления. Наравне с печатной рекламой активно стала развиваться и витринная реклама. Витрина использовалась для показа как можно большего количества товаров. Чем больше товаров выставлялось в витрине, тем богаче считалась лавка.
В конце XIX в. Россия достигла больших успехов в рекламном деле. Успешному развитию способствовал, в частности, быстрый рост городов с присущей им высокой концентрацией населения. Широкое распространение получила реклама патентованных медицинских препаратов. Так, накануне первой мировой войны каждое втрое рекламное объявление было посвящено патентованным лекарствам. Об уровне российской рекламы того времени говорят хотя бы то, что в 1898 году серия рекламных плакатов торговой марки «Торговый дом Ивана Алексеевича Смирнова» получила приз «Бронзовый Лев» на Международном фестивале «Каннские Львы ».
После революции 1917 года рекламный бизнес в России постепенно сокращается, поскольку одним из первых декретов Советской власти реклама была монополизирована государством, и частные предприниматели лишились возможности активно рекламировать свои товары и услуги. Публикация рекламы была объявлена исключительным правом Советского Правительства и местных Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В 1918 г. Совет Народных Комисаров своим декретом учредил при всех почтово-телеграфных отделениях централизованный приём рекламных объявлений от всех лиц и учреждений с целью размещения их в советских печатных изданиях, но начавшаяся гражданская война и последовавшая за нею разруха фактически свели торговую рекламу к нулю.
В период проведения новой экономической политики, многие предприятия ещё не были национализированы, рекламное дело ненадолго возродилось. В последующие годы реклама продолжала существовать, лишь в минимальных объёмах. Только в ходе реформ второй половины 80-х гг. была законодательно провозглашена необходимость развития рекламной деятельности. Но отечественные производители не были готовы к самостоятельному ведению рекламной деятельности. К моменту принятия упомянутого Закона Советского Союза уже свыше двадцати лет являлся участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.
Этой Конвенцией был установлен ряд правил международного регулирования отношений по патентам, товарным знакам, наименованиям мест происхождения товара и т. п. Ряд основополагающих принципов того, что дозволено и не дозволено в рекламе, был известен в СССР и до начала возврата к рыночным отношениям. Однако положения Конвенции находили применение лишь во внешнеэкономических отношениях, поскольку проблемы недобросовестной конкуренции в стране, где конкуренция была заменена социалистическим соревнованием, просто не возникало.
Только с переходом к рыночным отношениям в экономике нормы, направленные на пресечение недобросовестной конкуренции, оказались востребованными и были включены в Постановление Совета Министров СССР от 16 августа 1990 г. «О мерах по демонополизации народного хозяйства». Чуть позже,10 сентября 1990 г., Совет Министров РСФСР издал Постановление «Вопросы Государственно комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур». В числе главных задач Комитета предусматривалось создание наиболее благоприятных условий для развития предпринимательства в области рекламы.22 марта 1991 г. был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Девяностые годы XX в. отмечены невероятным по масштабам и скорости развитием рекламной деятельности в России. Провозгласив своим ориентиром рыночную экономику, страна превратилась в аренду конкурентной борьбы, среди разнообразных способов ведения которой, коммерческая реклама играет далеко не последнюю роль. В наши дни российский рекламный бизнес продолжает бурно развиваться, обретая все новые формы.
1.2 Определение понятия «реклама», ее правовая природа и виды в современном российском праве
Реклама является одним из наиболее значимых социально-экономических явлений современного российского общества и в то же время результатом взаимообусловленных действий участников гражданского оборота. Деятельность по производству и (или) распространению рекламы совершается в соответствии с принятыми на себя субъектами определенных обязательств, которые представляют собой конкретный вид экономической деятельности, именуемый услугами в области рекламы.
Генетически особенность рекламы кроется в самом термине. Реклама - слово французское, означающее "выкрикивать". И реклама строится так, что она уже внешне в любых своих проявлениях выделяется из иной информации яркостью красок, необычными формой, звуком, способами распространения, с тем, чтобы максимально привлечь к себе внимание тех, на восприятие кого рассчитана.
Реклама используется во всех сферах общества, а наиболее тесно соприкасается с предпринимательством. Значение здесь рекламы состоит в том, что, неся в себе информацию о физических и юридических лицах - хозяйствующих субъектах, о предлагаемых ими товарах, работах, услугах, она служит одним из эффективных средств конкурентной борьбы. Для общества, государства, граждан, для нормального функционирования рынка важно, чтобы рекламная информация не вводила в заблуждение, была достоверной, давала верное представление о конкретных предпринимателях и результатах их деятельности. Постепенно и сама реклама превратилась в самостоятельный сектор рынка и поле острой конкурентной борьбы.
Реклама - это один из видов информации, поэтому не случайно действующий Закон о рекламе. Термины "реклама" и "рекламная информация" использует как синонимы. Вместе с тем, рекламу от других видов информации отличает ряд признаков, которые должны присутствовать в совокупности.
Исходя из данного легального определения, реклама может распространяться в устной или письменной форме, с помощью рисунков, графиков и т.п. В качестве средств распространения рекламной информации применяются средства массового распространения, транспортные средства, средства стационарного территориального размещения (стенды, световые табло) и др.
Целями распространения рекламы являются формирование и поддержание интереса к ней, что ведет к возникновению повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям и способствует их реализации.
Классификация видов рекламы может быть проведена по различным основаниям:
В зависимости от вида рекламируемого товара выделяют рекламу алкогольных напитков, табака и табачных изделий, лекарственных средств и предметов медицинского назначения и иных товаров.
В зависимости от вида рекламируемых услуг выделяют рекламу страховых и инвестиционных услуг, услуг банков, организаций, участников рынка ценных бумаг и других субъектов, оказывающих финансовые услуги;
В зависимости от способа распространения рекламы можно говорить о рекламе в радио - и телепрограммах, периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, на транспортных средствах, почтовых отправлениях. К данной группе можно отнести и наружную рекламу, распространяемую в городских и сельских поселениях, на других территориях с помощью плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств;
В зависимости от целей, на достижение которых направлена реклама, выделяют:
политическую рекламу - информацию, распространяемую участниками избирательного процесса о кандидатах на должность Президента РФ, в депутаты и т.п. с целью формирования общественного мнения и достижения желаемого результата голосования;
социальную рекламу - рекламу общественных и государственных интересов в благотворительных целях;
коммерческую рекламу, цели, распространения которой указаны в понятии рекламы, приведенном в Законе о рекламе;
В зависимости от субъектов, к которым обращена рекламная информация, особо можно говорить о рекламе, адресованной несовершеннолетним.
В законодательстве о рекламе содержатся специальные требования, предъявляемые к рекламе различных видов, и нормы, направленные на защиту интересов субъектов (например, несовершеннолетних).
Общими требованиями к рекламе являются следующие:
Реклама должна быть распознаваема потребителем, не обладающим специальными знаниями, т.е. потребителю должно быть, очевидно, что предлагаемая ему информация является рекламой.
Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей.
В случае, если рекламируемый товар подлежит обязательной сертификации, то рекламная информация должна сопровождаться соответствующей пометкой.
Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории РФ.
Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних. Специальные нормы, направленные на защиту несовершеннолетних, содержатся в ст.20 Закона о рекламе.
Как видим, помимо общих позитивных требований, в Законе о рекламе содержатся нормы-запреты, обращенные ко всем субъектам рекламной деятельности. В частности, в соответствии с нормами данного Закона не допускается ненадлежащая реклама.
К числу наиболее характерных видов ненадлежащей рекламы Закон о рекламе отнес недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую рекламу.
Специальные требования могут касаться различных аспектов изготовления и распространения рекламы, относиться непосредственно к ее содержанию.
В силу особенностей правового регулирования правоотношения в сфере рекламной деятельности имеют определенную специфику. Анализ литературы позволят отнести к ним следующие юридические обстоятельства:
а) наличие в российском законодательстве большого количества нормативных актов, в которых содержатся требования к производству и распространению рекламы;
б) выделение законодателем из круга участников гражданского оборота специальных субъектов: рекламодателей, рекламо-производителей, рекламо-распространителей и потребителей рекламы;
в) наделение субъектов рекламных правоотношений дополнительными правами и обязанностями, возникающими исключительно при исполнении ими обязательств услуг по производству и (или) распространению рекламы в силу закона;
г) осуществление государственного контроля за процессами производства и распространения рекламы;
д) возложение, кроме гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности на лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства.
Правоотношения в сфере рекламной деятельности включают в себя определенные элементы, к которым можно отнести:
-субъекты (лица), которые распространяют рекламу;
-реклама, как результат, представляющая собой определенную услугу;
-способы приобретения (отчуждения) блага, сущность которых составляет содержание действий субъектов по получению и обнародованию определенного результата (рекламы);
-гражданско-правовая ответственность за нарушение рекламного законодательства.
Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что реклама представляет собой многоаспектное и многогранное явление.Реклама затрагивает как частные, так в определенной степени и общественные интересы. Отчасти поэтому так сложно дать однозначную трактовку понятию рекламы как правового явления.
Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3).
На первый взгляд складывается мнение, что данное определение является оптимальным, поскольку в нем присутствуют все необходимые условия. Однако опыт действия Закона о рекламе позволил выявить его недостатки.
Во-первых, довольно часто возникают споры по поводу т.н. адресной рекламы, когда информация о товаре, работе (услуге) рассылается по конкретным адресам и, таким образом, нарушается требование «неопределенного круга лиц». В самом начале действия рекламного законодательства такая формулировка вызвала определенные нарекания, суть которых сводилась к тому, что понятие «неопределенный круг лиц» отождествлялось с понятием «все».
Сторонники такого подхода в качестве аргумента указывали, что нельзя рекламировать в расчете на всех. Представляется, что рекламная информация направляется (адресуется) не просто неопределенному кругу лиц, а потенциальному потребителю. Во-вторых, условие «информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему» имеет своей конечной целью продвижение объекта рекламирования на рынке. Отсюда вполне логично признать «привлечение внимания, формирование или поддержание интереса» к объекту рекламирования промежуточными этапами движения товара на рынке, которые, по сути, не имеют правового значения и лишь запутывают ситуацию.
Скажем, рекламораспространитель разработал и применил новые элементы воздействия на потенциального потребителя, которые не вписываются в закрытый перечень (привлечение внимания, формирование или поддержание интереса), установленный в определении рекламы. Поэтому в определении целесообразно сохранить лишь конечную цель - продвижение товара на рынке.
В-третьих, в официальном определении рекламы отсутствует указание на то, что это не просто информация, а творчески смоделированный информационный макет, в котором соединены многие факторы, не только касающиеся особенностей объекта рекламирования, но и учитывающие интересы и психологию потенциальных потребителей.
В-четвертых, если принять во внимание сферу применения Закона о рекламе, в частности пп. 6 ч. 2 ст. 2, который устанавливает перечень информации, не подпадающей под действие указанного ФЗ, «объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности», то ответ, что называется, лежит на поверхности: с учетом изложенного есть основания рассматривать рекламирование как вид предпринимательской деятельности.
Таким образом, понятием «реклама» охватывается:
собственно информация (сведения), которую, по мнению рекламодателя, необходимо довести до потенциальных потребителей в целях продвижения объекта рекламирования на рынке;
рекламный макет - созданная творческим трудом в соответствии с техническими и иными требованиями рекламораспространителей и действующего законодательства Российской Федерации и/или государства, на территории которого будет осуществляться размещение, воплощенная в материальном носителе, предназначенном для опубликования определенным средством или способом, и составляющая с ним единое целое информация о товаре (работе, услуге), в том числе его свойствах и характеристиках, условиях производства, изготовителе или продавце, иных обстоятельствах, способных побудить потенциального потребителя приобрести объект рекламирования;
рекламирование - вид предпринимательской деятельности по доведению рекламного макета до потенциального потребителя в целях продвижения объекта рекламирования на рынке.
Можно сделать вывод, что понятие «реклама» следует понимать в двух смыслах:
а) узком - распространенная информация об объекте рекламирования в целях его продвижения на рынке;
б) широком - во-первых, это перечень сведений, который необходимо сообщить потенциальному потребителю в целях продвижения объекта рекламирования на рынке; во-вторых, творческая деятельность по созданию рекламного макета; в-третьих, вид предпринимательской деятельности по доведению рекламного макета до потенциального потребителя в целях продвижения объекта рекламирования на рынке - рекламирование.
Признаки рекламы наиболее полно отражают ее характерные свойства и могут быть приняты во внимание законодателем в процессе совершенствования ныне действующего ФЗ.
1.3 Система источников правового регулирования рекламной деятельности в современном российском праве
Самым важным правовым источником формирования нормативной правовой основы рекламной деятельности является ст. 29 Конституции РФ закрепила право каждого свободно искать, получать, продавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантировала свободу массовой информации и запретила цензуру.
Аспекты рекламной деятельности нашли закрепление не только в Конституции РФ, но и во многих законодательных актах органов государственной власти Российской Федерации.
Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере рекламной деятельности, является Федеральный закон от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ "О рекламе". Данный закон носит общий характер, им регулируются отношения, связанные с предоставлением информации для рекламы, с производством рекламной продукции и с ее распространением. Нормы закона не распространяются на политическую рекламу, на объявления граждан и юридических лиц, не связанные с предпринимательской деятельностью, а также на ряд иных общественных отношений, возникающих в случаях, прямо указанных в ст.2 данного Закона.
Общие отличительные черты ФЗ о рекламе 2006 г. следующие. Во-первых, уточнен прежний и значительно пополнен используемый в нем понятийный аппарат, который более адекватно отражает реалии рекламного рынка. С изучения этого аппарата и целесообразно начинать освоение нормативно-правовой основы рекламной деятельности.
Ключевым понятием, пронизывающим весь понятийный аппарат и отсутствовавшим в Федеральном законе о рекламе 1995 г., является объект на привлечение внимание, к которому направлена реклама. При этом положения Федерального закона о рекламе 2006 г., относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.
Таким образом, через посредство объекта рекламирования рекламные отношения тесно переплетаются с отношениями гражданско-правовыми. В качестве объектов рекламирования выступают субъекты гражданского права, они же субъекты предпринимательства, объекты гражданских прав, действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав.
Качественно изменена трактовка понятия рекламы. Узаконены три ее юридических признака. Это информация, которая распространяется любым способом, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Первые два признака присущи любой рекламе как общему явлению, а третий указывает на особенности отдельных ее видов. В качестве последних выделены: спонсорская и социальная реклама. Термин "спонсорство" имелся и в Федеральном законе о рекламе 1995 г., но ничего не говорилось о том, что есть спонсорская реклама и кто есть спонсор. Федеральный закон о рекламе 2006 г. четко идентифицировал спонсорскую рекламу как распространяемую на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
В Федеральном законе о рекламе 1995 г. также речь шла о социальной рекламе, но не показывалась ее специфика, что допускало смешение социальной рекламы с другими видами рекламной информации. Федеральный закон о рекламе 2006 г. выделил две яркие особенности социальной рекламы. Первая - ее направленность на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей.
Вторая особенность социальной рекламы - направленность на обеспечение интересов государства. Примерами социальной рекламы может быть распространение информации о провозглашенных Президентом РФ национальных программах - здравоохранения, образования и других и о ходе их реализации, о приглашении на контрактную службу в российскую армию и т.п.
Политическая реклама. Установлено, что Федеральный закон о рекламе 2006 г. на нее не распространяется. Политические отношения - качественно иные в сопоставлении с рыночными, предпринимательскими отношениями. Регулирование и тех, и других одним нормативным правовым актом недопустимо с точки зрения не только правовой, но и этической.
Более того, вполне уместно поставить вопрос о целесообразности именовать информацию, используемую в политических отношениях, рекламой.
Сведения о политических деятелях - руководителях государства, общественных объединений, кандидатах в органы законодательной, исполнительной и судебной власти и другая политическая информация служат целям укрепления российской политической системы вообще и государственности в частности. Оперирование ими нуждается в своем специфическом понятийном аппарате, не допускающем не только смешения, но и возникновения ассоциаций с рыночной терминологией, "обазаривающей" политические отношения.
Конкретизированы понятия участников рекламных отношений. Изначально в рекламных отношениях участвуют три субъекта: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламараспространитель.
Рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель являются творцами рекламы, и далее в настоящей теме они объединены словосочетанием субъекты рекламной деятельности.
Субъекты рекламной деятельности образуют как бы одну сторону рекламных отношений. Вторая сторона, куда нацелены их объединенные усилия, - потребители рекламы: лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама. Именно оказание ожидаемого влияния на потребителей составляет конечную цель субъектов рекламной деятельности.
В понятийном аппарате обращают на себя внимание и некоторые неудачно сформулированные положения, а именно даны легальные определения понятий "антимонопольный орган" и "товар". Между тем в Федеральном законе о защите конкуренции 2006 г. приводятся более адекватная характеристика антимонопольного органа и иная, более сжатая дефиниция товара.
Очевидно, что для недопущения подобных коллизий целесообразно в любом новом законе определять лишь понятия, специфичные для него, а в отношении понятий, уже истолкованных в ранее принятых законах, ограничиваться замечанием, что они используются в том же смысле, в каком это имеет место в соответствующих актах. В данном случае расхождения в раскрытии одинаковых понятий особенно недопустимы. Ведь оба названных закона регулируют одни и те же конкурентные рыночные отношения и рассчитаны на одних и тех же правоприменителей.
Во-вторых, осовременены цели Федерального закона о рекламе 2006 г., а значит, и нормативно-правового регулирования всех рекламных отношений.
В-третьих, яснее очерчена сфера применения названного Федерального закона путем выделения объектов, на которые он не распространяется.
В-четвертых, упорядочено, стало более цивилизованным нормативно-правовое регулирование рекламных отношений. Здесь имеются три важные проблемы. Первая касается рекламного законодательства. Установлено, что российское законодательство о рекламе состоит из Федерального закона о рекламе 2006 г. Иные федеральные законы могут регулировать рекламные отношения только в соответствии с названным Федеральным законом.
Законодатель постоянно отслеживает положение дел на рынке рекламы, принимает меры к недопущению и (или) минимизации ее негативного влияния на общественные отношения. С этой целью вносятся изменения и дополнения в действующее законодательство о рекламе, принимаются новые законы. При формулировании в законодательстве конкретных норм права о рынке рекламы необходимо исходить из того, что он, по сути, представляет собой объективную данность.
Рынок рекламы объективен в том смысле, что отражает отношения, возникающие между участниками товарных и иных рынков. Эти же рынки, как было показано в первых темах учебника, в ходе их функционирования и развития складываются объективно, и рекламная информация не должна вносить хаос, дисгармонию в рыночные отношения.
Вторая проблема касается подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих рекламные отношения. Их могут принимать, опять же только в соответствии с Федеральным законом о рекламе 2006 г., Президент РФ и Правительство РФ.
Федеральные органы исполнительной власти, имевшие такое право по Федеральному закону о рекламе 1995 г., этого права лишены.
Третья проблема касается возможности рекламного нормотворчества субъектов РФ. Она остро встала еще в первые дни действия Федерального закона о рекламе 1995 г., ст.3 которого не включила субъекты Федерации в число субъектов рекламного законотворчества.
Между тем отдельные субъекты Федерации издали свои нормативные акты в виде законов и в иных формах, которые были направлены на регулирование рекламных отношений, что встретило возражение федерального центра.
Вопрос рассматривался в Конституционном Суде РФ, принявшем по делу постановление от 4 марта 1997 г. Оно касается соотношения федерального и регионального законодательства в регулировании как рекламных, так и рыночных отношений в целом, а потому не утратило своего значения для изучения предпринимательского права.
Конституционный Суд РФ, в частности, посчитал необходимым исходить из того, что рекламная деятельность, будучи одной из разновидностей предпринимательства, есть объект комплексного нормативного правового регулирования. В этом регулировании в зависимости от того, какие конкретно общественные отношения выступают его предметом, участвуют различные отрасли законодательства.
Соответственно, различными могут быть и субъекты рекламного правотворчества - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. № 4-П "По делу о проверке конституционности ст.3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. "О рекламе" подтверждается, что законодательство о рекламе относится к ведению федеральных органов государственной власти.
Существует множество нормативных актов, содержащих отдельные положения, регулирующие рекламную деятельность в определенных сферах предпринимательской деятельности. В качестве примера можно назвать:
-Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
-Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Большое значение для пресечения правонарушений в сфере рекламы имеют Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г., который предусматривает ответственность за нарушения законодательства о рекламе (ст.14.3, а также "Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" (утверждены постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508).
Этим нормативным актом установлены процедура и сроки рассмотрения дел о нарушениях законодательства РФ о рекламе, которыми в настоящее время руководствуются Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления, выполняющие функции государственного регулирования и контроля в сфере рекламных правоотношений.
Среди нормативных актов, имеющих общий характер, следует назвать Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы". Как видно из названия Указа, его основной целью являлось правовое обеспечение защиты потребителей. В Указе предусмотрены меры ответственности, которые можно применять к недобросовестным рекламодателям.
Нормативные акты регулируют также способы размещения рекламной продукции. Такое регулирование предусмотрено, в частности, постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1420 «Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования», постановлением Правительства Москвы от 22 января 2002 г. № 41-ПП «О перспективах развития и правилах размещения средств наружной рекламы, информации и оформления города», которым утверждена новая редакция «Правил размещения средств наружной рекламы и информации».
Следует отметить, что нормативными правовыми актами субъектов РФ в основном регулируются вопросы наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах.
Таким образом, рекламное законодательство - это различные нормативные акты, именуемые источниками права и содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере рекламы. К рекламному законодательству относятся не только законы, но и подзаконные нормативные акты. В соответствии с Конституцией РФ, статьей 4 Закона о рекламе, законодательство о рекламе относится к федеральному ведению и не может включать нормативные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Единственным исключением являются нормативные акты, регулирующие региональные и местные вопросы рекламной деятельности.
2. Проблемы регламентации договорных отношений в сфере рекламной деятельности на современном этапе
.1 Определение основных видов договорных обязательств, заключаемых в сфере рекламной деятельности в России
В настоящее время в сфере правоотношений, возникающих в связи с изготовлением и размещением рекламы, сложились определенные формы и виды договоров. Но по большей части данные правоотношения основываются на договорах оказания рекламных услуг.
Обязательства по оказанию рекламных услуг могут возникнуть из различных договоров, в зависимости от содержания самого обязательства. ГК РФ не содержит отдельных норм о договоре на оказание рекламных услуг. Выход из такого положения на практике находится путем применения к обязательствам по оказанию рекламных услуг норм гражданского законодательства, регулирующих аналогичные отношения с учетом специфики исследуемых обязательств.
Критерием, по которому можно отграничить одни обязательства по оказанию рекламных услуг от других, является предмет, передаваемый в результате исполнения того или иного обязательства. Если в силу обязательства по оказанию рекламной услуги совершаются действия услугодателя по приведению информации к готовой для распространения форме, то к отношениям по данным обязательствам применимы нормы, содержащиеся в § 1 главы 37 ГК РФ, поскольку в результате их исполнения подлежит передаче определенный в условиях договора овеществленный результат в виде рекламного произведения (рекламный аудио-, видеоролик, произведение дизайна, с изображением товарного знака услугополучателя и указанием его наименования и т.д.).
Основанием возникновения обязательства услуги по производству рекламы является только договор. Обязательственные отношения по производству рекламы аналогичны отношениям подряда. К таким отношениям применяются нормы, содержащиеся в главе 37 ГК РФ, и нормы федерального законодательства о рекламе.
В силу обязательств услугодателя по оказанию рекламных услуг могут совершаться и другие действия. Например, действия по размещению или распространению рекламной информации. Несмотря на то, что действия по размещению и действия по распространению рекламной информации имеют своей целью доведение названной информации до сведения неопределенного круга лиц, по своей природе эти действия разные. При размещении рекламной информации используется имущество, а при ее распространении совершаются действия, не связанные с использованием имущества. И в том, и в другом случае будет распространяться рекламная информация.
Если в силу обязательств по оказанию рекламных услуг совершаются действия по распространению рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества для размещения рекламной информации, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами, такие действия следует квалифицировать услугой по распространению рекламы, поскольку в результате их совершения на рекламных щитах будут наклеены рекламные плакаты, в популярной радиопередаче произведут рекламное объявление, а на телевизионном канале во время трансляции телесериала будет воспроизведен рекламный видео-ролик и рекламная информация будет доведена до сведения потребителей.
В отличие от обязательства услуги по производству рекламы, в силу которого подлежит передаче некий овеществленный результат в виде рекламного произведения, обязательство услуги по распространению рекламы исполняется путем совершения действий, связанных или не связанных с использованием имущества услугодателя, пригодного для этих целей (тираж газеты или журнала, часть здания, автомобиль, почтовое отправление и т.п.).
Примером услуги по распространению рекламы, не связанной с использованием имущества под размещение рекламной информации, являются действия различных зазывал на рынках, призывающих покупателей к покупке того или иного товара.
Традиционно не принято рассматривать возможность заключения в сфере рекламной деятельности договоров купли-продажи. Это связано с тем, что рекламная деятельность ассоциируется с оказанием услуг. Однако такой подход неверен.
Если обратить внимание на работу зарубежных рекламных компаний, то их деятельность по привлечению клиентов носит активный характер и часто это выражается в том, что рекламная компания готовит рекламный проект товара без согласования его с компанией производителем. И уже после подготовки предлагает готовый проект приобрести рекламодателю.
Российское законодательство позволяет такую деятельность и если она ещё не применяется рекламными компаниями, то лишь по причине неразвитости отечественного рынка рекламы. Тем более, что по отношению к туристической деятельности законодатель уже установил возможность заключения договора купли-продажи.
Мы считаем, что критика подобного положения законодательства со стороны видных юристов вполне обоснована, но по отношению к рекламе договор купли-продажи вполне приемлем. Это обосновывается тем, что реклама представляет собой продукт - рекламное произведение, право на использование коего можно продать.
В данном случае договор купли-продажи может быть заключен как на имеющееся в наличии рекламное произведение, так и на не имеющееся, а лишь предполагающееся к изготовлению.
Для определения видов договоров в сфере рекламной деятельности необходимо выделить:
правоотношения между рекламодателем и рекламопроизводителем;
правоотношения между рекламодателем и рекламораспространителем.
Первая группа правоотношений возникает по поводу создания рекламы в виде рекламного произведения - рекламной продукции являющейся товаром. При этом товаром особым защищенным законодательством об авторских правах. В данном случае предметом договора является не только выполнение работы как таковой, но и её результат, который должен быть выражен в виде создания рекламного произведения отвечающего следующим требованиям:
-новизна;
-облечение в определённую объективную форму: письменную (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее), устную (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее), звуко - или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и так далее), изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео - или фотокадр и т.д.), объемно-пространственную (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее), а также в иных формах;
-содержать информацию товарах (работах, услугах);
-способность оказать психологическое воздействие на личность, вызывая у неё убеждение в необходимости приобретения рекламируемого товара (работы, услуги);
-соответствовать общим и специальным требованиям, предъявляемым к рекламе законодательством.
Следовательно, на производство рекламы должен заключаться не договор оказания услуг, а самостоятельный непоименованный договор, предметом которого будет являться создание нового уникального рекламного произведения. Подобной конструкции договора отечественное законодательство не содержит, что влечёт за собой серьёзные проблемы в правоприменительной практике.
Поэтому считаем необходимым разработку и включение в законодательство специальной конструкции договора на производство рекламной продукции.
Кроме того, производство рекламной продукции в виде рекламного произведения - товара, может осуществляться и без договора между рекламопроизводителем и рекламодателем. Рекламопроизводитель, имея необходимую ему информацию (полученную из открытых источников) для производства рекламной продукции, в целях добросовестной конкуренции может создать рекламное произведение самостоятельно без заключения договора с рекламодателем. После чего может предложить рекламодателю приобрести готовое рекламное произведение.
В данном случае возможно заключение договора купли-продажи. Предметом данного договора будет являться готовое рекламное произведение, отвечающее указанным выше требованиям. Поскольку в данном случае отсутствуют правоотношения по созданию произведения между рекламодателем и рекламопроизводителем, то правовое регулирование должно осуществляться на основе норм законодательства о купле-продаже с учётом норм об авторских правах.
При этом соблюдение рекламопроизводителем общих и специальных требований законодательства к рекламе должно охватываться нормами законодательства, устанавливающими требования к качеству товара.
Разумеется, что ответственность за несоблюдение требований законодательства о рекламе в подобных случаях должен нести рекламопроизводитель, как перед государством, так и перед рекламодателем. В последнем случае в виде возмещения убытков (реального ущерба, упущенной выгоды, утери доброго имени).
Вторая группа правоотношений - между рекламодателем и рекламораспространителем возникает по поводу доведения рекламной продукции до потребителя. То есть рекламораспространитель доступным ему образом размещает рекламное произведение для всеобщего к нему доступа. Поскольку правами на обнародование рекламного произведения обладает только рекламодатель, без его на то согласия размещение рекламного произведения для всеобщего доступа невозможно.
По данной причине подобные правоотношения могут возникать лишь на основе договора оказания услуг. Предметом подобного договора будет являться оказание услуг по размещению рекламного произведения определённым способом, образом, в определённых средствах массовой информации, в определённом месте, с соблюдением требований предъявляемых законодательством к размещению рекламы.
Такие договоры являются, как правило, двусторонними, при этом имеется в виду не столько количественный состав участников, от волеизъявления которых зависит заключение договора (ст. ст. 420 и 154 ГК РФ), сколько распределение обязанностей между его сторонами. Если в возмездных договорах обязанности распределяются как "оказать услугу/оплатить услугу", то в безвозмездных обязанности оказать услугу может или вовсе ничего не противостоять, или такие обязанности могут заключаться лишь в возмещении расходов (издержек), произведенных при исполнении услуги, в обеспечении услугодателя необходимыми для этого средствами, в принятии от него, исполненного по договору (ст. ст.974, 1023 ГК РФ).
Таким образом, деление договоров на односторонние и двусторонние определенным образом связано с наличием встречного исполнения обязательства (ст.328 ГК РФ).
Нормы закона о договорных обязательствах, способных иметь своим предметом оказание рекламных услуг, свидетельствуют, что часть из них всегда является возмездными: «По агентскому договору агент обязуется за вознаграждение» (п.1 ст.1005 ГК РФ); «По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги» (п.1 ст.77 9 ГК РФ); другие же предполагаются (если договором не предусмотрено иное) возмездными только в том случае, если хотя бы одной из его сторон является предприниматель (в договоре поручения - п.1 ст.972 ГК РФ), а также, если поверенным является коммерческий представитель (п.2 ст.184 ГК РФ); третьи не предполагаются возмездными - в договоре поручения у доверителя возникает обязанность «уплатить поверенному вознаграждение, если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором» (п.1 ст.972 ГК РФ), а в договоре доверительного управления имуществом, размер и форма вознаграждения управляющему должны составлять существенные условия договора, «если выплата вознаграждения предусмотрена договором» (п.1 ст.1016 ГК РФ).
Если возмездным договором размер оплаты (а также порядок уплаты) за услуги не определен, то закон отсылает к общим нормам об обязательствах, относящихся к цене договора (п.3 ст.424 ГК РФ), из которых следует, что в таких случаях цена должна определяться следующим способом: исходя из условий договора, а если это невозможно, то исходя из сравнимых обстоятельств оплаты, взимаемых за аналогичные услуги.
Конечно же, о возникающих в предпринимательских отношениях обязательствах стоит говорить, как о преимущественно возмездных, предполагающих «получение каждой из сторон от ее контрагента определенной компенсации, ради которой заключается договор», что относится и к обязательствам по оказанию рекламных услуг. Иными словами, предполагается наличие встречных обязательств сторон, что делает договор рекламной услуги двусторонним.
Таким образом, под договором по оказанию рекламных услуг нужно понимать соглашение сторон, которое служит правовым средством юридического закрепления отношений рекламодателем и рекламопроизводителем / рекламораспространителем, предметом которого является оказание услуг в области изготовления и распространения рекламы, где услугодателем выступает профессиональный субъект, наделенный, в соответствии с установленным порядком, правом на осуществление деятельности по оказанию услуг.
Выделенные выше особенности таких договоров делают, в ряде случаев, необходимым совершенствование действующего законодательства в части договорного регулирования деятельности по оказанию рекламных услуг.
Как и всякий договор, вообще, договор по оказанию рекламных услуг это конструкция, служащая установлению юридического факта сделки, и содержащая ее замысел, исполнение которого можно оценить лишь post factum (по его прекращении или по факту исполнения отдельных обязанностей) путем характеристики объема и качества исполнения сторонами принятых на себя обязанностей. В случае же ненадлежащего исполнения/неисполнения этих обязанностей, вступают в силу следующие гражданско-правовые гарантии - ответственность и защита нарушенного или оспариваемого права.
2.2 Роль интеллектуальных прав в «рекламных» договорах и их защита
В рекламной деятельности подлежат учету требования ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и других специальных законов. Эти правовые акты регулируют публичные отношения в сфере рекламы.
Так, целями Закона о рекламе являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы.
Объектом рекламы могут быть предлагаемый товар либо лицо, осуществляющее производство или продажу товара. Реклама товара имеет целью стимулирование его продаж, побуждение потребителя к приобретению соответствующего товара, а также оказание помощи в выборе товаров. При рекламировании организации - изготовителя или продавца товара преследуется цель побудить потребителя обратиться именно к данной фирме и этим расширить круг покупателей и увеличить объемы продаж. При рекламировании изготовителя или продавца товара покупателям сообщается информация, призванная сформировать или поддержать интерес к этой фирме, ее идеям и начинаниям и способствовать их реализации.
Различают следующие основные виды рекламы:
печатная реклама, которая распространяется в виде листовок, проспектов, каталогов, буклетов, плакатов и т.п.;
реклама, публикуемая в газетах, журналах, в книгах, в телефонных и иных специализированных справочниках;
наружная реклама в виде щитов, вывесок, растяжек, световых экранов и т.п.;
радио - и телереклама в виде кино - и видеороликов, радиоклипов и т.п.;
реклама на транспорте в виде рисунков и надписей на бортах транспортных средств, подъем рекламных материалов в воздух с помощью технических средств;
сувенирная реклама в полиграфическом или промышленном исполнении в виде блокнотов, календарей, полиэтиленовых пакетов, канцелярских принадлежностей и т.п.;
реклама на месте продажи в виде рекламной упаковки, оформления витрин магазинов и торговых помещений и т.п.
Международная рекламная ассоциация предложила классификацию готовой рекламы, включающую 12 видов, часть которых названа выше. Фактически видов рекламы не 12, а больше. Можно назвать рекламу в сети Интернет, которая сама насчитывает до 10 видов, проведение презентаций, выставок и др. Содержание договоров будет значительно различаться в зависимости от вида производимой или используемой рекламы.
В рекламных отношениях следует, прежде всего, выделять договоры между заказчиками (рекламодателями) и рекламопроизводителями по поводу создания конкретного рекламного продукта. Содержание такого договора будет определяться общими положениями о подряде на выполнение работ с соответствующими особенностями, связанными со спецификой создаваемой продукции.
Для изготовления рекламы, требующей творческой деятельности, широко используется авторский договор заказа. Он применяется при создании рекламы на телевидении, на радио, плакатной рекламы. Даже наружная или сувенирная реклама зачастую не сводится к написанию текста, а требует художественного решения. Создание такой рекламы определяется общим режимом договора авторского заказа. Здесь необходимы предварительное составление задания, подготовка сценария (эскиза, макета и др.) и его утверждение заказчиком.
В договоре должна предусматриваться обязанность рекламопроизводителя изготовить именно рекламный продукт. Многие отечественные рекламные фирмы в целях ослабления своей ответственности указывают в договорах, что они изготавливают не рекламу, а рекламную информацию, т.е. некий полуфабрикат, порядок использования которого определяет сам заказчик. Это одно из негативных следствий отсутствия законодательного регулирования данных отношений.
Заказчик обязан принять изготовленный по договору рекламный продукт и оплатить его стоимость.
Ответственность сторон определяется по общим правилам для договоров подряда и авторского заказа. Вместе с тем в договоре специально должна предусматриваться обязанность рекламопроизводителя возместить потерпевшим лицам убытки, если реклама нарушает авторские и смежные права третьих лиц. Данное условие касается ответственности за несанкционированное использование в рекламе чужих художественных и музыкальных произведений или иных объектов интеллектуальной собственности. При отсутствии в договоре такого условия ответственность за нарушение авторских и смежных прав возлагается на заказчика рекламы.
От договоров на создание рекламной продукции существенно отличаются договоры на распространение рекламы, относящиеся к типу договоров на оказание услуг. Гражданский закон также не регулирует эти отношения.
Можно предложить следующее определение договора. По договору на распространение рекламы исполнитель (рекламораспространитель) обязуется совершить в определенной сторонами форме и порядке действия по распространению соответствующих сведений о рекламируемом объекте или лице в целях привлечения интереса к этому объекту (лицу), а заказчик (рекламодатель) обязуется оплатить стоимость оказанных услуг.
В России рекламораспространители обычно действуют как агенты по модели договора комиссии - от своего имени, но в интересах и за счет рекламодателя. За рубежом крупные рекламные фирмы работают от своего имени и за свой счет, хотя и в интересах заказчика; затраты рекламораспространителя возмещаются ему в составе уплачиваемого вознаграждения.
Содержанием договора является совершение исполнителем действий по распространению соответствующих сведений рекламного характера. Предмет такого договора определяется тремя составляющими: наименование услуги, способ ее выполнения и объем услуг. Трудности в конкретизации предмета и других условий договора создаются множественностью видов рекламы и сложностью их описания.
В зависимости от вида рекламы условия договора будут выглядеть весьма различно. Так, при распространении рекламы в прессе важно урегулировать: а) в каких печатных изданиях будет размещено объявление; б) с какой периодичностью должно публиковаться рекламное объявление; в) на какой конкретно странице журнала или газеты должно быть размещено объявление, в какой части страницы, каким кеглем оно будет набрано. В договорах на распространение телерекламы следует определять:
а) на каких каналах будут размещаться рекламные ролики - общероссийских или региональных;
б) в каких передачах должен быть показан ролик. Для заказчика в данном случае важна актуальность передачи, интерес к ней зрителей;
в) сколько раз в течение суток будет показан ролик, в какое время дня и др.
В отношении статичных видов рекламы (щитовой, стендовой, на растяжках и т.п.) процесс распространения сводится к размещению изделий с рекламной информацией в выбранных местах и их закреплению. При этом должно производиться согласование установления рекламы с соответствующими органами и соблюдение установленных требований к размещению такой рекламы.
В договорах на распространение рекламы следует указывать круг потребителей рекламной информации, вид рекламы, точную характеристику средств и способов ее распространения, частоту и продолжительность рекламных действий, предусматривать совместный анализ результатов рекламных действий, размеры необходимых затрат и вознаграждения исполнителя.
При заключении и исполнении договоров на рекламу надлежит учитывать положения Федерального закона "О рекламе", который предусматривает важные требования как к самой рекламе, так и к деятельности по ее размещению и распространению. Он определяет особенности организации рекламы в местах продажи, устанавливает ограничения для размещения рекламы, перечень документов и согласований, необходимых для наружной рекламы, размеры платы за размещение наружной рекламы, требования, предъявляемые к рекламе отдельных групп товаров (алкогольных напитков, табачных изделий, медикаментов и др.), меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
Названный закон вводит понятия недобросовестной, недостоверной, заведомо ложной, неэтичной рекламы и определяет их содержание. Недобросовестной рекламой, в частности, признается такая, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемым товаром, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других лиц.
Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении определенных характеристик товара или самого рекламодателя. Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
Одним из основных недостатков работы наших рекламораспространителей является безадресность действий, неразработанность приемов доведения информации до "активных пользователей", т.е. лиц, являющихся потенциальными покупателями соответствующего товара.
Между тем целенаправленный, прицельный характер рекламных действий многократно повышает эффективность рекламы, позволяет избегать излишних затрат. С учетом этого перед рекламными фирмами должно выдвигаться требование об обеспечении целенаправленного, адресного распространения рекламы. Это достаточно сложная и трудоемкая работа, требующая проведения прикладных исследований, накопления баз данных о потенциальных потребителях.
От единоразовых услуг по распространению рекламы следует отличать проведение рекламных кампаний. Для заключения договора на проведение рекламной кампании требуется предварительное составление задания на проведение работ и программы выполнения работ с выделением в ней отдельных видов работ, их основных характеристик и сроков выполнения.
Результативность организуемых рекламных акций в значительной степени зависит от квалифицированного, продуманного определения условий договоров на их проведение.
2.3 Порядок заключения, изменения и расторжения «рекламного» договора по российскому праву
Для того чтобы установить правовое отношение по оказанию рекламных услуг, соглашение сторон должно быть направлено на оказание другому лицу услуг, непосредственно связанных с производством и (или) распространением рекламы. Волеизъявление сторон в сделке должно быть направлено на достижение именно тех юридических последствий, которые стороны имели в виду в момент ее совершения и желали их наступления.
Заключая договоры в целях рекламы, стороны должны представлять основные последствия взаимного согласования их волеизъявлений, осознавать, что один окажет другому конкретную услугу, совершив при этом действия или деятельность по приведению рекламной информации к готовой для распространения форме или размещению рекламной информации путем предоставления имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, каналов связи или иным способом, а другой согласен принять эту услугу.
Перечень договоров в гражданском праве не является исчерпывающим, поэтому гражданские права и обязанности могут возникать из сделок, хотя и не предусмотренных законом, но и не противоречащих ему (ст.421 ГК РФ). Обязательства по оказанию рекламных услуг могут возникать не только из договоров, в которых оказание названных услуг - единственная цель.
Основанием возникновения таких обязательств может служить и договор, где оказание услуг по производству и (или) распространению рекламы выступает как дополнительная обязанность, сопутствующая главному содержанию договора (например, при договоре комиссии, агентском договоре и т.п.).
Основным содержанием таких договоров будет оказание иной услуги, а не рекламной, но в процессе исполнения обязанностей по оказанию главной услуги должны осуществляться действия по производству и (или) распространению рекламы в качестве вспомогательных обязанностей, составляющих вспомогательный элемент основного обязательства. Это способствует надлежащему исполнению услугодателем обязанности, составляющей содержание оказываемой услуги, является необходимым, вызываемым самим характером предоставляемого вида услуг.
О возникновении таких отношений говорит пункт 3 ст. 421 ГК РФ, согласно которому стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). При этом указанная норма устанавливает, что к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Заключение договора предполагает наличие правоспособности и дееспособности у сторон. Отсутствие правосубъектности у одной из сторон в договоре или нарушение формы договора воспрепятствует возникновению обязательств по оказанию рекламных услуг и приведет к последствиям недействительности ничтожной сделки, нарушив тем самым нормальные условия гражданского оборота. Когда на стороне услугодателя выступают юридические лица, то такие отношения возникают в том случае, если соглашение сторон соответствует специальной правоспособности, предусмотренной в их учредительных документах (статья 49 ГК РФ).
При вступлении в договор граждан отношения по оказанию рекламных услуг возникают в случае, если услугодатель по закону имел право (с учетом объема его правоспособности и дееспособности) вступать в такое соглашение.
В предусмотренных законом случаях для возникновения обязательства необходимо волеизъявление сторон закрепить каким-то образом, выразить соглашение в определенной форме, устной или письменной.
Все перечисленные обстоятельства, связанные с основаниями возникновения обязательств по оказанию рекламных услуг являются условиями действительности таких сделок. При заключении рассматриваемых договоров стороны вправе рассчитывать на возникновение именно тех юридических последствий, на которые были направлены их юридические действия.
Содержание обязательства, как и всякого другого гражданского правоотношения, может быть определено как социальное и юридическое. Как известно, социальное содержание гражданско-правового обязательства составляет то общественное отношение, которое регулируется нормами обязательственного права и в результате этого приобретает правовую форму, а юридическое содержание - это субъективные права и юридические обязанности его сторон.
Социальное содержание обязательств по оказанию рекламных услуг составляют общественные отношения, возникающие в процессе производства и распространения рекламы. Особое социальное значение обязательственных отношений в рекламе заключается в том, что в результате их развития подвергаются воздействию другие общественные отношения, в связи с изменением которых могут быть затронуты общественные интересы (духовные и нравственные ценности общества, традиции культуры, быта, национальные традиции и т.д.).
2.4 Вопросы ответственности сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение «рекламного» договора
Рассмотрение вопроса о гражданско-правовой ответственности в области рекламы во многом определена особенностями самого объекта, как определенного жизненного блага, обличенного в определенную объективную форму.
Ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя как субъектов рекламной индустрии предусмотрена и дифференцирована статьей 30 Закона о рекламе.
Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.
Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы.
Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.
Касаясь содержания рекламы, ответственность за которое несет рекламодатель, следует отметить, что указание в рекламе номера лицензии и органа, выдавшего ее, а также пометка "подлежит обязательной сертификации" входят в содержание рекламы, так как содержание представляет собой совокупность всех элементов определенного объекта, в частности рекламы. Ее элементами в случаях, предусмотренных Законом "О рекламе", являются указанные выше пометки. Поэтому за отсутствие этой информации в рекламе ответственность несет рекламодатель.
Арбитражный суд, в ряде случаев, возлагает ответственность за отсутствие в рекламе отметок о номере лицензии и наименовании органа, выдавшего лицензию, на рекламораспространителей. На наш взгляд это неправильно.
Согласно ст.22 Закона о рекламе, на рекламораспространителя можно возложить ответственность только за невыполнение его обязанности требовать от рекламодателя предъявления лицензии, в результате чего была, например, распространена реклама при отсутствии лицензии на рекламируемый товар, производство которого требовало лицензии.
Так, при использовании непонятных для пользователей обозначение возможно привлечь к ответственности рекламодателя на основании ст.9 Закона о рекламе как за заведомо ложную рекламу, так как она должна быть распознаваема без специальных знаний и на русском языке.
Слова "на русском языке" в ст.5 Закона о рекламе следует понимать не только в смысле рекламы, написанной русскими буквами, но и рекламы, имеющей смысл на русском языке. За рекламу с таким содержанием рекламодателей следует привлекать к ответственности за нарушение п.1 и 2 ст.5 Закона о рекламе.
Однако нарушают Закон о рекламе не только рекламодатели, но и рекламораспространители. В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ВАС от 25 декабря 1998 г. № 37 приводится пример из арбитражной практики. Антимонопольный орган направил рекламораспространителю - газете, не специализирующейся на сообщениях рекламного характера, предписание прекратить использование в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (п.1 ст.5 Закона о рекламе).
Редакция газеты, не оспаривая факта ненадлежащей по содержанию рекламы, считала, что ответственным за это является автор публикации, т.е. журналист.
Между тем статья 19 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. ответственность за невыполнение требований, предъявляемых законодательством к деятельности газеты, возлагается на главного редактора. Именно он не должен был допускать публикацию статьи, содержащей скрытую рекламу. Возглавляемая им газета, которая является рекламораспространителем, свои обязанности не выполнила. «Согласно ст.30 Закона, ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части ее содержания несет рекламодатель, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя», - указано в информационном письме ВАС. Поскольку в данном случае нарушение произошло по вине рекламораспространителя, суд обоснованно отверг доводы о том, что за подобное нарушение антимонопольному органу следовало привлечь к ответственности журналиста - автора статьи.
В соответствии со статьей 31 Закона о рекламе юридические и физические лица (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства РФ несут гражданско-правовую ответственность. При этом виновный в нарушении законодательства РФ о рекламе, результатом чего является ненадлежащая реклама, обязанный понести соответствующие предусмотренные санкцией правовой нормы отрицательные последствия, с одной стороны, и потерпевший от подобной ненадлежащей рекламы, имеющий право требовать применение к первому мер гражданско-правовой ответственности, с другой, и будут являться сторонами возникшего обязательства.
Например, лицо, которому причинен моральный вред в связи с распространением неэтичной рекламы, порочащей его честь, достоинство, деловую репутацию в соответствии со ст. 151 ГК РФ приобретает в рамках возникшего обязательства право требования возмещения ему такого вреда правонарушителем, которым в данной ситуации, скорее всего, будет являться рекламодатель, как источник рекламной информации.
В случае распространения недостоверной, либо заведомо ложной рекламы, содержание которой отвечает признакам публичной оферты, рекламодатель в соответствии со ст. 445 ГК РФ, содержащей норму об обязательности заключения договора, будет нести ответственность за уклонение от заключения договора на условиях, обозначенных в рекламном объявлении - публичной оферте, перед лицом, выразившим желание заключить такой договор.
Если же в результате воздействия недостоверной, либо заведомо ложной рекламы лицо выражает намерение и в конечном итоге заключает соответствующий договор, который существенно ущемляет его права и интересы, то в соответствии со ст. 178 ГК РФ, содержащей норму о недействительности сделки, совершенной под влиянием заблуждения, указанное лицо приобретает право требования в судебном порядке признания недействительным такого договора, заключенного под влиянием заблуждения, а также о применении судом к нарушителю последствий недействительности сделки и возмещении причиненного в связи с этим ущерба.
Приведенные примеры позволяют увидеть связь, которая существует между ненадлежащей рекламой как юридическим фактом и возникающим на его основе охранительным обязательством, а также определить субъектный состав данного охранительного обязательства.
Охранительное правоотношение, в рамках которого осуществляется реализация санкции правовой нормы, также является необходимым элементом, характеризующим механизм гражданско-правовой ответственности. Применительно к наступлению гражданско-правовой ответственности за ненадлежащую рекламу в рамках охранительного правоотношения, следует рассмотреть два случая.
В первом случае, гражданско-правовая ответственность возникает в рамках охранительного правоотношения, сторонами которого являются конкретный правонарушитель и конкретный потерпевший. Это типичный случай возникновения охранительного правоотношения, в рамках которого наступает юридическая ответственность вообще.
Потерпевший, который является конкретным лицом, в этом случае обращается в соответствующие судебные органы за защитой своего нарушенного права и привлечением правонарушителя к гражданско-правовой ответственности. Из данного примера, очевидно, следует относительная природа такого охранительного правоотношения.
Однако в ряде случаев возникает и другая ситуация, когда имеется ненадлежащая реклама, имеется правонарушитель, допустивший нарушение действующего законодательства о рекламе, но при этом отсутствует конкретный пострадавший, который бы был не только участником охранительного обязательства, но и конкретной стороной охранительного правоотношения.
Как уже отмечалось, существенным признаком рекламы является ее направленность на неопределенный круг лиц. Поэтому, в силу данного признака, само существование ненадлежащей рекламы обусловливает наличие потерпевших от ее воздействия в рамках указанного круга лиц.
Следует отметить, что потерпевшим не всегда является лицо, совершившее в результате воздействия на него ненадлежащей рекламы определенные действия. Например, существует отличие между конкретным потерпевшим от ненадлежащей рекламы - публичной оферты, заключившим на ее основании определенный гражданско-правовой договор, и потерпевшим от воздействия неэтичной рекламы. Если первый претерпевает неблагоприятные последствия воздействия на него ненадлежащей рекламы после совершения определенных самостоятельных действий, основанных на реализации его воли вовне, то второй претерпевает такие неблагоприятные последствия независимо от своей воли, а уже в силу самого факта существования такой рекламы. Однако и в том, и в другом случае нельзя отрицать возникновение и существование охранительного обязательства.
Другое дело, что будут ли реализованы права и обязанности сторон, составляющие содержание такого охранительного обязательства, в рамках конкретного охранительного правоотношения.
Таким образом, мы можем констатировать, что отсутствие конкретного пострадавшего в нашем случае, не тождественно отсутствию пострадавшего вообще.
Если же из неопределенного круга потерпевших от ненадлежащей рекламы лиц никто не реализовал свое право на судебную защиту, то здесь действует иной механизм применения к нарушителю мер гражданско-правовой ответственности в силу отсутствия охранительного правоотношения.
В соответствии с законом федеральному антимонопольному органу и его территориальным подразделениям предоставлено право предъявлять иски в суды, арбитражные суды в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой, в том числе и в интересах неопределенного круга потребителей рекламы (п.2 ст.26 Закона о рекламе).
Данная правовая норма служит яркой иллюстрацией проявления публичного контроля в сфере рекламной деятельности.
Таким образом, выделяя неопределенный круг лиц, каждое из которых может быть потенциальным потерпевшим от воздействия ненадлежащей рекламы или уже им является, на защиту которого и направлены действия соответствующего компетентного государственного органа, мы, тем самым, можем говорить о защите публично-значимых социальных интересов. Защита же указанных интересов является областью публичного права.
Признание судом недействительной сделки, совершенной под влиянием ненадлежащей рекламы, путем подачи компетентным государственным органом для защиты неопределенного круга лиц от последствий воздействия такой рекламы иска в суд, будет означать ее ничтожность и отсутствие юридических последствий. Однако последствия признания сделки, вызванной ненадлежащей рекламой, недействительной не могут рассматриваться как меры гражданско-правовой ответственности, примененные к нарушителю.
В данном случае речь будет идти о восстановлении первоначального положения, существовавшего до заключения признанной впоследствии недействительной сделки. Неблагоприятные последствия, которые в этом случае возможно понесет нарушитель, будут непосредственно связаны с его собственными виновными противоправными действиями, а не с применением к нему гражданско-правовых санкций.
Таким образом, защита публичных интересов путем обращения компетентного государственного органа с иском в суд не может в конечном итоге выражаться в применении к нарушителю мер гражданско-правовой ответственности. В этом случае не будет возможности непосредственного удовлетворения имущественных требований неопределенного круга лиц к нарушителю, а, следовательно, не будет наличия характерного признака гражданско-правовой ответственности. Удовлетворение судом иска государственного органа будет являться лишь основанием для взыскания конкретными потерпевшими от воздействия ненадлежащей рекламы ущерба с нарушителя рекламного законодательства и только в рамках охранительного правоотношения, в котором будет осуществляться реализация санкции правовой нормы и которое необходимо будет характеризоваться определенными действиями потерпевшего лица.
Таким образом, применение мер гражданско-правовой ответственности к нарушителю невозможно без наличия конкретного потерпевшего и вне рамок охранительного правоотношения. Обращение компетентного государственного органа с иском в суд в целях защиты неопределенного круга лиц от воздействия ненадлежащей рекламы не удовлетворяет названным условиям.
Закон предусматривает основания освобождения изготовителей, продавцов, исполнителей от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Общим основанием является непреодолимая сила, то есть чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие (п.1 ст. 202, п.3 ст.401 ГК РФ). При этом бремя доказывания того, что неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих обязательств произошло вследствие непреодолимой силы, лежит на изготовителе, продавце, исполнителе.
3. Государственное регулирование рекламной деятельности. Нарушение заколнодательства о рекламе. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе
3.1 Требования к содержанию и способам распространения рекламы
Отношения в сфере рекламы должны строиться на принципах добросовестной конкуренции и достоверности сообщаемых сведений о товарах и услугах. Закон <consultantplus://offline/ref=34805C07F71ADB556D11452101D660B3A39C43C8158A61091305D07E6Ch5bDN> о рекламе соотносит добросовестное поведение с таким, в результате которого распространяемая реклама не причиняет вред ни потребителям рекламной информации, ни конкурентам рекламодателя, и исходит из того, что достоверная информация о товарах и услугах позволяет потребителю сделать правильный выбор.
Данные принципы закреплены в статье 5 Закона о рекламе: реклама должна быть добросовестной и достоверной, недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Целью конкуренции всегда является достижение преимуществ на рынке по сравнению с другими его участниками. Реклама является одним из важнейших инструментов по продвижению и сбыту товара на рынке. Поэтому в Законе <consultantplus://offline/ref=34805C07F71ADB556D11452101D660B3A39C43C8158A61091305D07E6Ch5bDN> о рекламе определены общие и специальные требования к информации, обслуживающей оборот товаров на рынке.
К общим требованиям, предъявляемым к рекламе, относятся: распознаваемость рекламы, распространение на русском языке, наличие у рекламодателя лицензии, если его деятельность подлежит лицензированию, наличие пометки «подлежит обязательной сертификации» при рекламе товаров, в отношении которых установлено требование их обязательной сертификации, а также добросовестность, достоверность, этичность рекламы.
Распознаваемость рекламы означает, что та или иная информация воспринимается именно как реклама независимо от формы, способа ее распространения, без применения технических средств и независимо от наличия или отсутствия специальных знаний у потребителей.
Наличие у рекламодателя лицензии, если его деятельность подлежит лицензированию. Это требование означает не только необходимость наличия у рекламодателя лицензии, но и указания в рекламной информации номера лицензии и наименования органа, выдавшего лицензию.
Наличие пометки «подлежит обязательной сертификации» при рекламе товаров, в отношении которых установлено требование их обязательной сертификации. В отношении ряда товаров предусмотрена обязательная сертификация. Так, например, Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=2D40AB1375EFE0A93A5D80FD4A876306E6D8D328EA043E8E7EFC0A50E64057666462DB571E07687BA4O1O> от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» устанавливает, что перечень подлежащих обязательной сертификации средств связи включает в себя средства связи, выполняющие функции систем коммутации, цифровых транспортных систем, систем управления и мониторинга, а также оборудование, используемое для учета объема оказанных услуг связи в сетях связи общего пользования, и др. В Постановлении <consultantplus://offline/ref=C0912E9CDC4422C033DA4D8DF7C35C516F613B6C04E08650D460CE9CE9DA57ED16DEm9T8O> Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» указаны товары, подлежащие обязательной сертификации, например мясо, чай, кофе, пряности, сахар и т.д.
Добросовестность рекламы. Общим требованием к рекламной информации является ее добросовестность. Закон <consultantplus://offline/ref=9A3A32DC6C55FE64478F6AB24C1E990C5B8A7D4EAEC215B590F2A8496AD870B58F005363032054fCR8O> о рекламе запрещает распространение недобросовестной рекламной продукции.
Как установлено Законом <consultantplus://offline/ref=9A3A32DC6C55FE64478F6AB24C1E990C5B8A7D4EAEC215B590F2A8496AD870B58F005363032054fCRCO>, недобросовестной является такая реклама, которая, в частности, дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, содержит высказывания, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента, вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний.
Достоверность рекламы. Любая реклама должна быть достоверной. Не допускается недостоверная реклама
Этичность рекламы является также общим требованием, предъявляемым к рекламной продукции. Запрещается распространение неэтичной рекламы.
Законом о рекламе (ст. 8) <consultantplus://offline/ref=9A3A32DC6C55FE64478F6AB24C1E990C5B8A7D4EAEC215B590F2A8496AD870B58F005363032057fCRFO> устанавливается, что неэтичной является такая реклама, которая:
содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц;
порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;
порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту РФ или иного государства, религиозные символы;
порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.
В качестве примера неэтичной рекламы можно привести размещение ООО «Аква-Вита Трейд» на интернет-сайте образа православного монаха, держащего кружку с пивом и воблу (дело рассматривалось в 2002 г. до установления специальных требований к рекламе пива). Арбитражным судом данная реклама была признана нарушающей общепринятые нормы морали путем использования оскорбительного для верующих и священнослужителей Русской православной церкви образа православного монаха, пьянствующего с мирянами в общественном месте, и квалифицирована как неэтичная.
Специальные требования к рекламе установлены в отношении отдельных видов рекламы и не распространяются на всю рекламную продукцию. Законодательством установлен ряд ограничений, относящихся к содержанию рекламы, месту, времени, способу ее размещения.
Так, рекламная информация может доводиться до потребителей через периодическую печать, путем размещения в радио- и телепрограммах, в кино- и видеообслуживании, справочном обслуживании. Реклама может размещаться на стендах, световых табло и тому подобных технических средствах - так называемая наружная реклама. Возможно распространение рекламы на транспортных средствах и на почтовых отправлениях. В отношении каждого способа размещения рекламы предусмотрено специальное правовое регулирование.
Закон <consultantplus://offline/ref=F003FB9C6DC8DCC887F285B7C2F0535DABD538FA2B5A394D1497E9CEK1gEO> устанавливает требования относительно времени распространения рекламы, места ее расположения, объема рекламной информации, необходимости получения разрешения от соответствующего органа управления, собственника или иного титульного владельца имущества или территории, на которой располагается реклама.
Требования, относящиеся к месту расположения рекламы, зависят от территории, на которой размещается реклама, а также от вида рекламируемых товаров, в частности, запрещено размещение рекламы алкоголя и табака в детских, учебных, спортивных организациях. Законодательством установлены особенности по размещению наружной рекламы.
Правовое регулирование устанавливается как Законом (ст. 14 <consultantplus://offline/ref=F003FB9C6DC8DCC887F285B7C2F0535DABD538FA2B5A394D1497E9CE1EC8C56C429C84EA2D5819KDg6O> Закона о рекламе), так и подзаконными актами. В соответствии с требованиями законодательства размещение наружной рекламы необходимо согласовывать с уполномоченными органами. Для получения разрешения на размещение рекламы необходимо соблюсти требования, предъявляемые к внешнему виду рекламной продукции.
Требования законодателя относятся и к месту размещения рекламы. Так, размещение рекламы в придорожной зоне автомобильных дорог не должно снижать безопасность движения. Решение о том, повлечет размещение рекламы в придорожной зоне снижение безопасности движения или нет, принимает уполномоченный орган управления автомобильных дорог. За выдачу разрешений взимается плата.
Свои особенности имеет и размещение рекламы на транспортных средствах.