Анализ подходов к образованию как системе, процессу, результату

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,78 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ подходов к образованию как системе, процессу, результату

Основные данные о работе


Версия шаблона

2.1

Филиал


Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Педагогическая психология

Тема

Анализ подходов к образованию как системе, процессу, результату.

Фамилия студента


Имя студента


Отчество студента


№ контракта



Содержание


Введение

1. Аанализ подходов к образованию как системе, процессу, результату

1.1 Концептуальные основы цивилизационной парадигмы образования в современном мире

1.2 Актуальные задачи современной системы образования

. Повышение качества образования в условиях новых организационных форм учебной деятельности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы исследования.

Анализ современной социально-экономической и политической ситуации нашего общества, который мы провели по наиболее часто посещаемым интернет-сайтам, газетным и журнальным публикациям, радио- и телепередачам, дает право утверждать, что кризис и общая нестабильность жизни людей наблюдается сегодня во всех сферах деятельности, как в нашем государстве, так и в мировом сообществе.

За последние годы общий культурный уровень людей снизился катастрофически. Это - результат утери принципиальных мировоззренческих ориентиров. Автор многих научных работ по исследованию системных отношений в области социологии и психологии Виталий Андреевич Поляков пишет в своей книге: "Мы вплотную подошли к последней черте. За ней - необратимый процесс распада страны как свободного культурного объекта истории, за ней забвение своего прошлого и неопределенное представление о будущем, материальное и нравственное обнищание". Он также считает, что в современном обществе кризисные ситуации возникают с одной стороны, как результат неправильных экономических стратегий, а с другой - потому, что к концу ХХ - началу XXI века в различных областях науки (философии, социологии, естествознании, психологии, педагогике и др.) возникло огромное множество различных по своей сущности и содержанию теорий и концепций.

Таким образом, актуальнейшей проблемой современности, на наш взгляд, является интеграция всех областей науки, в том числе и системы образования с целью определения: 1) единой программы развития и обновления всех сфер общественной жизни и 2) критериев оценки результатов деятельности всех социальных институтов на современном этапе.

Согласно данным многочисленных социологических исследований, человечество вступило в научно-технократический этап своего развития, который характеризуется все возрастающими потребностями человека как в сфере материально-технической, так и в сфере информационного обеспечения. Поиск наибольших возможностей по удовлетворению этих потребностей приводит к значительным потерям экономического, социального и экологического характера.

В.А.Панов, кандидат педагогических наук, доцент МГПУ утверждает: "Опыт новейшей истории доказал, что следование парадигме конца XX - начала XXI века с ее основной концепцией удовлетворения все возрастающих потребностей, основанной на получении преимуществ за счет других стран, не привело ни одну из стран к успеху в решении своих многочисленных нарастающих проблем. Государства стяжают только для себя. Не устанавливают цели своего развития, которые были бы согласованы с целями развития Человечества, планетного организма - как единой сферы Разума. Таким образом, когда в государственных доктринах (в том числе и образовательных) начнется полноценная интеграция всех народов планетного сообщества, тогда же станет возможным реализация принципа национальной самобытности и культуры…".

Исходя из вышесказанного, можно четко определить роль образования и просвещения в процессе развития мирового сообщества в формировании нового мировоззрения и образа жизни, преодоление эгоцентризма и создание условий оптимизации потребностей каждого человека.

Также следует отметить, что система человеческих коммуникаций имеет сегодня тенденцию к коллективному творчеству - это, по мнению автора исследования, стимулирует тем самым развитие в этом направлении и системы образования.

Анализ актуальных тенденций и концепций системы образования и особенностей организации процесса обучения образовательных структур, позволяют избрать наиболее эффективные пути развития многоуровневых, сложных отношений в человеческом обществе".

В этом смысле разработка темы нашего исследования, связанной с такими социально значимыми проблемами как система образования в целом, представляется правомерным и своевременным актом.

Отсюда, объектом нашего исследования будет изучение концептуальных основ и подходов к современному образованию, как системе. А предметом - изучение путей, способов организации и результатов процесса успешного образования.

Задачи исследования:

1) проанализировать подходы к образованию, как системе, процессу, результату;

2) изучить труды философов, педагогов и психологов по проблемам современного образования;

3) определить актуальные задачи, стоящие перед современной системой образования;

4) рассмотреть проблему целеполагания и ценностных ориентиров человека в психологии, педагогике, философии, социологии как актуальный вопрос процесса современного образования;

5) рассмотреть и теоретически обосновать систему повышения качества образования, использования новых организационных форм, обеспечивающих модернизацию систему образования в России.

1.      Анализ подходов к образованию как системе, процессу, результату

.1 Концептуальные основы цивилизационной парадигмы образования в современном мире

"Мы переживаем не кризис, а величайший

перелом научной мысли человечества,

совершающийся лишь раз в тысячелетие"

В.И.Вернадский, 1930

Для того, чтобы представить развернутый анализ подходов к образованию как системе необходимо определить прежде основные тенденции и концепции, на которые опирается образование, его цивилизационные парадигмы в современном мире. В свою очередь, концептуальные основы позволяет выявить актуальные проблемы этой важнейшей сферы общественной жизни и обнаружить тенденции их разрешения.

Профессор, д.п.н., Иванкина Любовь Ивановна в своем диссертационном материале отмечает: "Фундаментальную основу исследования цивилизационного контекста образования, его места и роли в развитии человечества составляет понимание цивилизации как стратегии жизни, определяющей выбор форм и содержания использования, развития, воспроизводства человеческого потенциала, социальных условий, природной среды. Природа исторического процесса в той степени, в которой человек изменяет окружающий его внешний мир и самого себя, рассматривается как образовательный процесс, а образование как один из способов становления человека. В этой связи проблема образования рассматривается во взаимосвязи с ноосферой как мета-целостностью более высокого уровня. С одной стороны, образование является условием, а с другой - следствием развития ноосферы".

В сборнике материалов Минской международной научно-практической конференции "Экософия и экология сознания мы читаем: "Проблемы современного образования являются отражением глобальных проблем человечества. Существующие концепции и принципы развития, методы и способы решения, составляющие парадигму ХХ века, не соответствуют масштабу этих проблем. В переходную эпоху, которую переживает мир в наше время, возникла необходимость создания новой парадигмы развития человечества. Рождение новых способов решения глобальных проблем осуществляется через обновление всех сфер жизнедеятельности общественного организма, в том числе и через обновление образования".

В методическом пособии "Интенциональные целевые приоритеты" из серии "Педагогическая практика" эта мысль получила свое развитие: "В ХХ веке наука совершила ряд важнейших открытий, начался процесс пересмотра ценностей, создания новой модели Вселенной. Огромную роль в этом процессе сыграли ученые и большая группа русских философов. В работах В.И.Вернадского, Н.А.Бердяева, Тейяр де Шардена, К.Э.Циолковского, Н.Бора, П.А.Флоренского, А.А.Чижевского и других формировался целостный подход к явлениям природы и человеческого общества. Ученые обратили внимание на забытые мысли древних мудрецов о тесном взаимодействии человека, планеты, космоса, о фундаментальном единстве микро- и макрокосмоса. Эти мысли находили подтверждение в научных открытиях".

Владимир Иванович Вернадский, великий русский ученый, ввел в научный обиход такое понятие как "ноосфера". Он пишет: "Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой, и перед ним, пред его мыслью и трудом, встает вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера".

Понятие ноосфера в современной науке (от латинского ноо - ум, разум + сфера) рассматривается как эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

Таким образом, можно сказать, что на современном этапе развития человеческой цивилизации биосфера постепенно переходит в ноосферу. Значит, мы можем утверждать, что их взаимосвязь и взаимозависимость является реально существующим фактом и предположить, что изменения ноосферы закономерно могут повлечь за собой изменения в биосфере, которая, по словам легенды отечественной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили, "больна". В своей книге "Размышления о гуманной педагогике" он пишет: "Биосфера наша больна. Дисбаланс в биосфере Земли доведен до критической точки. Человечество осваивает космос. Движение разных наук расширяет границы познания. Техника ускоряет темп жизни. Государства полны недоверия друг к другу и накапливают оружие, способное в считанные минуты разнести планету в клочья. Нарушается равновесие природных сил".

Сегодня перед человечеством встают такие актуальные вопросы, как необходимость "лечения больной биосферы" и содействие природе в создании ноосферы; выведение общества из состояния кризиса и упадка. Над этим размышляют сегодня многие педагоги и психологи, деятели науки и культуры, считая при этом важным определить роль системы образования в социально-политических процессах развития общества. Многие прогрессивные ученые считают, что образование, которое связывает судьбу отдельно взятого индивида с судьбой культуры и цивилизации в целом должно стать своеобразным символом и атрибутом современной эпохи.

"Еще в середине ХХ века наука успешно справлялась с большими национальными проектами, например, созданием атомных электростанций и выводом в околоземное пространство спутников и человека. Наука опиралась на высокий уровень национального целевого образования развитых стран".

Общепризнанно, что образование - это всеобщая социальная форма развития человека. В процессе образования осуществляется передача от поколения к поколению достижений человеческой культуры, будь то производственные технологии или отношения людей, мировосприятие, традиции или произведения искусств.

В методическом пособии для педагогов "Интенциональные целевые приоритеты" пишется: "Система образования - система открытая, способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию. Эта система "дышит" теми изменениями, которые непрерывно происходят во внешней среде и среде внутренней. Она не только формируется и детерминируется внешними обстоятельствами политического, социально-экономического и социо-культурного происхождения, но и сама определяет эти обстоятельства. Последнее особенно важно осознавать, поскольку именно в этом положении - доказательства приоритетной значимости развития образования для человеческой цивилизации, отдельного государства, общества, каждого человека".

Нужно отметить, что система всеобщего образования, которая охватила подавляющее большинство стран планеты, создана была не так давно - ко второй половине прошлого столетия. Но сегодня, находясь в ситуации мирового социально-экономического кризиса, мы должны признать, что, при должном подходе, система образования может сыграть важнейшую роль в процессах сохранения и развития человечества и планеты в целом.

Автор концепции "Педагогика эволюции", академик Талгат Фоатович Акбашев, синтезируя труды В.И.Вернадского в своей статье "Ноосферное образование - новая модель образования" отмечает: "В основе идеи ноосферы лежит управление развитием жизни на Земле, другими словами - направленная эволюция. Система массового образования планеты, сложившаяся в последнее столетие, становится все более мощным инструментом трансформации сознания, культуры из одного поколения в другое".

Это дает нам основание полагать, что в область образования сегодня естественно проникает такое понятие, как "ноосфера". В другой работе он же утверждает: "К сожалению, в настоящее время классическая система образования является одним из планетарных механизмов наследования экономической цивилизации; оно позволяет тем самым гарантированно передавать из одного поколения в другое потребительство и конкуренцию как основные способы жизни, а власть, богатство как незыблемые вечные источники развития человека и человеческого общества. В результате, в обществе сохраняется ущербное сознание, разрушающее природу, рождающее конфликтность, агрессию в отношениях людей и народов, деградацию самого человека как суверенного духовного существа".

Поэтому можно утверждать, что переход к направленной эволюции по созданию ноосферы означает не что иное, как изменение механизма наследования культуры цивилизации. В чем суть такого изменения? По мнению Акбашева: "Прежде всего в изменении того понимания Человека, которое передается из поколения в поколение".

Отсюда мы можем обозначить актуальные вопросы педагогики, которые, с одной стороны могут быть названы, как вечно новые, а с другой стороны - извечно старые: кого учить? чему учить? как учить? сколько учить? Нам видится, что ответы на эти вопросы мы можем получить сегодня лишь, ответив на вопросы: какое будущее мы хотим получить? какой человек нужен для этого будущего? "То ли это будет простой потребитель жевательной резинки, сникерсов, модных сигарет, суперавтомобилей, супертехники, то есть искусственной окружающей среды, то ли это будет творец новых отношений сотрудничества? Это будет супермен-одиночка или Человек с большой буквы, понимающий свою миссию на Планете?

Сможет ли этот будущий человек не только знать имена Циолковского, Чижевского, Вернадского и других великих мыслителей человечества, но и проникнуть на уровень их ноосферного мышления, их чувств, их мыслей о единстве с нашей Планетой, Солнцем, звездами, галактиками?"

В приложении А приводится психолого-педагогическая методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Данный тест поможет определить психологу ценностные ориентиры учащихся.

Линева Л.Н., сотрудник научно-исследовательского центра "Интегральная экология", в своем докладе на Международной конференции, посвященной проблемам экософии и экологии сознания сообщает: "Из анализа современного состояния системы образования следует, что цели образования искажены и не согласуются с эволюционными целями человечества и планеты. Причина этого - в отсутствии четко сформулированных высоких целей самого общества. Поэтому одной из задач концепции образования является формулирование для общества эволюционных целей развития, согласованных с целями формирования единого человечества как части общепланетного организма.

Цель образования, согласующаяся с целями человечества и планеты, заключается в создании условий для проявления новых качеств людей, следующих по пути эволюции и несущих импульсы группового созидающего творчества и планетного единения".

Является очевидным фактом, что сегодня существуют определенные противоречия между требованием времени к выходу человека, общества на новые уровни своего развития, сознания и неспособностью современной системы образования этот переход обеспечить, потому, что в самой системе образования тоже существуют противоречия между постоянным обновлением содержания образования (на всех уровнях: от школы до вуза) и сохранением системы его организации; между интенсивным развитием технологий современного производства и преобладанием в школе традиционных способов и методов обучения и воспитания. Можно также выделить еще ряд противоречий в существующей системе образования.

. Противоречие между направленностью образования только на подготовку работника и потребностью человека в широком и полноценном развитии. "К концу ХХ века образование в большинстве стран мира стало всеобщим, однако, оно не стало непрерывным, а осталось эпизодическим, частичным. Человек обычно получает дошкольное образование, затем - школьное. Часть людей получает высшее образование. Иногда в течение активного трудового периода человек проходит профессиональную подготовку. Весь остальной период своей жизни человек в плане образования предоставлен самому себе. А сам цикл активной жизни ограничивается пенсионным возрастом, когда человек, даже как профессионал, уже не нужен обществу.

Таким образом, цель существующей системы образования - подготовка работника - профессионала. Однако сумма профессионалов - это еще не целостное общество".

. Противоречие между ростом объема информации в мире и ограниченными возможностями современной системы образования в передаче этой информации учащимся. "В образовании наблюдается тенденция в направлении освоения удваивающегося каждые 7 месяцев объема информации о мире, в направлении отбора значимых, актуальных знаний, модернизация старых и разработки новых методов обучения. Однако, в основном, в мире идет модернизация количественной стороны образования".

Интересный факт приводятся в одном социологических исследовании, приведенном в телевизионном репортаже: "Установлено, что после окончания школы у выпускников из всей программы обучения остаются усвоенными только 10% знаний". "В обучении, ориентированном только на приобретение знаний и закреплении навыков, никогда не формируется ни познавательная мотивация, ни умение ориентироваться в предмете. Поэтому получаемая сумма знаний лежит в голове ученика "мертвым грузом". Такое обучение не становится развивающим, не ведет за собой психического развития и не формирует потребности в обучении. Занятия в школе переживаются как скучная необходимость", - пишет в брошюре "Психология сегодня" кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии МГУ В.А.Иванников.

. Противоречие между фактическими результатами образования и его целями.

"Гармоничное развитие личности (гр. - созвучное) - ведущая цель системы отечественного образования и воспитания, направляющая ее на создание условий для всестороннего целостного непротиворечивого развития личности учащегося. Гармоничное развитие личности - это согласованное, взаимно обусловленное развитие духовных, душевных и физических сил и способностей, это воспитание человека, способного жить в ладу самим с собой, с природой, с обществом. Гармонизация личности включает в себя вопрос о единстве ее образа жизни и психологического стиля жизнедеятельности". Однако, очевидно, что фактически система образования нацелена сегодня больше на знаниевую парадигму. Это можно также определить по итоговым срезам: выпускника школы сегодня оценивают на усвоение готовых знаний, при этом экзаменов на определение гармоничности личности в принципе не существует.

. Противоречие между декларированием коллективных организационных форм и реальным процессом "индивидуального обучения ребенка с доской". "Переход в школу сопровождается попаданием ребенка в жестко нормированную классно-урочную и по сути неизменяемую в течение одиннадцати лет систему отношений, ибо управляемая взрослыми жизнь детей протекает преимущественно в индивидуальных формах, ограничивающих коммуникативный опыт ("быть вместе" для ребенка в школе вовсе не превращается в "жить и учиться совместно").

Коллектив академика М.К.Тутушкиной в своей книге "Практическая психология для преподавателей" также отмечает, что в основе педагогической технологии современной системы образования, которую они называют репродуктивно-педагогической цивилизацией, лежит "монолог учителя (ответы на вопросы, которые ученики не задают). Принято, что знания прибавляются только на стороне объекта педагогического процесса. Как следствие - неравенство в системе "ученик-учитель" и вообще между взрослым и ребенком".

.2 Актуальные задачи современной системы образования

Для преодоления вышеназванных противоречий М.К.Тутушкина с коллегами предлагают формировать новую систему образования, которую они определяют как креативно-педагогическую цивилизацию. Для этого необходимо по их мнению: "Пересмотреть модели образования по критериям человечности (гуманности), стремление к щадящим формам взаимодействия с Природой и Космосом, к ненасильственным взаимодействиям в социуме и разрешениям конфликтов в системе "человек - человек". Этой же точки зрения придерживаются такие педагоги и психологи, как Ш.А.Амонашвили, Т.Ф.Акбашев, В.К.Дьяченко, Е.И.Ильин, В.А.Караковский, В.И.Слободчиков, А.Н.Тубельский, В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин, И.С.Якиманская, и многие др.

Все вышесказанное дает нам основание считать, что современная система образования развивается, вмещая в себя такие понятия, как экология и экософия образования. Согласно концептуальным положениям этих научных направлений в образовании определяются следующие задачи, решение которых, на наш взгляд, позволит в целом обеспечить условия для успешного обучения учащихся.

Первая задача: формирование ноосферной системы образования, обеспечивающей преодоление глобальных кризисов, нависших над человеком, обществом и планетой в целом. Для этого необходима реализация программы интенсивной перестройки, расширения сознания человека на основе новых гуманистических педагогических парадигм и ценностных жизненных ориентаций в обучении и воспитании, отражающих цель интегрального эволюционного развития человека:

·        это осознание своей принадлежности к большим системам жизни - человечеству Планеты, к народу страны, к коллективу, к семье;

·        это познание Всеобщих Законов Развития через их связь с философией, культурой, наукой;

·        это преодоление эгоцентризма и осознанное преобразование окружающего мира на основе существующих Законов;

·        это ответственность за себя, за других людей, за свой коллектив, за свой народ, за Человечество, за Планету;

это оптимизация потребностей каждого человека.

Вторая задача: осуществление смены культур - переход от конфронтации к сотрудничеству, от борьбы к созиданию, от разрушения, конкуренции, агрессии к согласию, единению, взаимодополняемости и притяжению - обеспечивающей эволюцию человечества.

Третья задача: Образование должно стать интегральным, целостным и непрерывным, пронизывающим все уровни и слои общества на протяжении всей жизни человека, от подготовки к зачатию до подготовки к "уходу в иной мир".

Четвертая педагогическая задача современной эпохи: осуществление в процессе образования перехода к новой организационной структуре и новым педагогическим технологиям, ориентированным на коммуникативную составляющую, позволяющим оптимизировать педагогический процесс и повышать его эффективность. По мнению В.К.Дьяченко, И.П.Иванова, Х.Й.Лийметс, В.А.Полякова такими организационными технологиями являются коллективные и групповые, которые "будучи осознанными на всех планах организации социально-экономических отношений в обществе создадут более энергоемкие связи, оптимизируя тем самым ранее неэффективное развитие". "Целостное интегральное образование должно стать основным средством преобразования условий для появления нового человека, обладающего врожденными способностями коллективного созидательного творчества".

2.      Повышение качества образования в условиях новых организационных форм учебной деятельности


Современная государственная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на модернизацию российского образования. Одной из главных задач модернизации системы образования является повышение качества образования. По качеством образования понимается: во-первых, интегральная характеристика, комплексный показатель, синтезирующий все этапы обучения, воспитания, развития и становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса; во-вторых, критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, где основными являются качественно подготовленные выпускники. "Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет". Будущее России зависит от образования ее граждан, от их стремления всесторонне использовать свои способности, знания, умения на благо процветания нашей родины. "В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все, заинтересованные в качественном образовании".

В современном социуме, где знания и уровень интеллектуального развития человека становится ключевым стратегическим ресурсом, определяющим развитие экономики и становления новых общественных отношений, значительно повышается статус образования, формируются новые требования к его уровню и качеству.

В соответствии с национальной доктриной образования Российской Федерации (2000 - 2025 г.г.) и "Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года" одной из самых актуальных вопросов модернизации образовательной системы Российской Федерации является вопрос повышения качества образования.

"Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства".

Понятие "качество образования" сформировалось и получило международный статус в 1998 году на Парижской Всемирной конференции по высшему образованию. На конференции вопросы качества образования были определены, как одни из приоритетных мест в системе социально-экономического и политического развития стран. "Качество образования - характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям". Обеспечение качества образования означает формирование соответствующих условий, учебно-воспитательной среды, материальной базы, финансового и информационного обслуживания. Наличие всех этих факторов и определяет потенциал образовательного учреждения, его возможности в области образовательной деятельности в целом. Следовательно, отмечается в материалах конференции, в образовательном учреждении должна быть создана современная система обеспечения качества образования, которая будет представлять собой совокупность средств и технологий и методик, гарантирующих достижение таких образовательных результатов, которые отвечают заданным критериям, нормативам, стандартам и запросам общества.

Закон "Об образовании" ранее устанавливал, что инвариантная часть содержания образования формировалась на федеральном уровне и получала отражение в минимуме содержания обучения, а вариативная была прерогативой органов управления образованием субъектов Федерации и образовательных учреждений. В конце 2007 года Госдума приняла изменения и дополнения к Закону "Об образовании". В результате было упразднено не только разделение содержания образования на федеральный, национально-региональный и школьный компоненты, но и прежние стандарты в виде минимума содержания и требований к уровню подготовки выпускника. А вместе с этим была отвергнута и прежняя идеология построения стандарта - от установленного минимума содержания к требованиям к уровню подготовки выпускника как требованиям по освоению этого содержания.

На смену этому пришла и другая идеология. Как отмечает Кузнецов А.А., "ключевой составляющей стандарта стали планируемые образовательные результаты (в новой редакции закона они названы "Требования к освоению основных образовательных программ"). При этом надо учесть, что изменилось и само представление об образовательных результатах. Если раньше в стандартах речь шла только о предметных результатах, то теперь стандарт ориентируется и на метапредметные, и на личностные результаты. А эти результаты уже могут быть достигнуты (особенно в гуманитарных предметах) при освоении достаточно разного, вариативного содержания".

Под образовательными результатами понимается личностные достижения учащегося в процессе освоения содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста. Различают обязательные и возможные образовательные результаты: применение знаний и умений, полученных в процессе образования, в повседневной практической жизни, понимание, освоение на уровне представлений, готовность использовать в процессе дальнейшего обучения, готовность использовать вне рамок учебного предмета. К новым образовательным результатам относятся: овладение ключевыми компетенциями, освоение новых умений и навыков, развитие познавательных интересов, развитие информационной культуры, развитие ключевых компетенций (интерактивное использование цифрового учебного оборудования и программных инструментов, работа в группе), освоение умений творчески применять знания в практических ситуациях, сдвиг от поглощения информации к производству знаний и прочее.

При характеристике качества полученного выпускником образования на первый план начинают выходить показатели, которые дают интегрированные оценки образовательных результатов (а не просто определенный объем знаний) такие, как способность выбора методов и средств и их соединения для решения определенных задач, мобильность (способность использования в различных ситуациях). Критерием качества образования становится не объем освоенных знаний и умений, а готовность овладения методами получения знаний и использовать их в различных профессиональных и жизненных ситуациях, творческий подход в решении возникающих задач. Такой подход к формированию образования и оценке его качества называют компетентностным.

И в связи с этим возникает вопрос, как достичь новых образовательных результатов?

Разрешение этого противоречия можно искать только на пути внедрения принципиально новых технологий, методов, форм и средств обучения, предполагающих построение качественно иного образовательного процесса. образование цивилизационный модернизация учебный

В российском образовании самой распространенной моделью обучения является модель "конвейера". В этой модели развитие образования связывается с постоянным увеличением объема учебного материла, ростом количества учебных программ. "С развитием научного знания, опыта и культуры увеличивается объем и сложность содержания образования. Таким образом, образование по своей организации становится некоей "калькой с системы наук и искусств, в которой совокупность отчужденного знания упаковывается в учебные программы и предметы и транслируется по конвейеру новым поколениям".

"Конвейерная" модель обучения, по-прежнему доминирующая во всех школах и вузах страны и ориентированная на передачу и репродукцию прочных и глубоких знаний классических образцов из наук, уже не может удовлетворять запросы современного общества.

Это ставит и перед высшим образованием задачу поиска и внедрения методов стимулирования познавательной деятельности и познавательной самостоятельности студента, воспитания у него привычки к каждодневному упорному учебному труду и совершенствованию своих знаний.

Задача обоснования новой идеологии содержания системы образования, построения образовательного процесса требует для своего решения принципиально новых подходов. Главные из которых, - это новые организационные формы учебной деятельности, взаимодействие преподавателя и обучаемых, новая образовательная среда, ориентированная на востребованные современным обществом образовательные результаты.

С позиции дидактики сегодня рассматриваются попытки дать определение организационной формы обучения. Авторам данного исследования интересным представляется подход к определению организационных форм обучения Ивана Михееича Чередова, к.п.н., заслуженного учителя России. Исходя из философского понимания формы как внутренней организации содержания, охватывающей систему устойчивых связей предмета, он определяет организационную форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Такая конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым является процесс взаимодействия учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом. Следовательно, формы обучения нужно понимать как конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности.

Именно использование новых организационных форм учебной деятельности и использование новых средств обучения собственно и определяет важнейшие факторы повышения эффективности образовательной деятельности. На это обращают внимание также такие исследователи, как А.А.Кузнецов, И.В.Роберт, В.В.Рубцов. С.В.Зенкина, Т.А.Сергеева, А.Н.Тихонов и др.

Из вышесказанного можно сделать вывод: все изменения в системе образования, в итоге должны привести к повышению качества образования, который будет отражаться через планируемые образовательные результаты, адекватные современным и прогнозируемым потребностям личности, общества и государства. В свою очередь, образовательные результаты невозможно достичь без использования новых организационных форм.

Таким образом, в России, как и во всем мире, растет понимание, что в настоящее время можно будет сделать принципиально новый шаг в развитии образования только при повышении его качества. При этом необходимо ориентироваться на достижение новых образовательных результатов, на применение новых организационных форм, соответствующих требованиям современного общества.

"С этих позиций реформа образования в России, как и во многих других странах, в значительной мере обусловлена тем, что традиционные цели образования (и общего, и профессионального) и традиционное понимание сущности образовательных результатов стали все в меньшей степени соответствовать новым социальным требованиям".

Таким образом, мы получаем взаимосвязанные между собой процессы:


"Качество образования определяется достигнутыми образовательными результатами. Новое понимание обществом целей и ценностей образования, смысла образовательных результатов и определяет направления модернизации образования. Коль скоро во главу угла ставятся новые образовательные результаты, то надо четко понимать, что достичь их можно только в процессе новой по содержанию и по организационным формам учебной деятельности".

Заключение


Актуальность выбранной темы определяется, с одной стороны, экономическими, политическими и социальными изменениями, происходящими в России, а с другой стороны, кризисом современной системы образования, который отмечается многими российскими учеными и педагогами и психологами - практиками. Общей тенденцией развития общества в настоящее время становится поворот к человеку как к главной ценности индивидуального и общественного бытия.

Появившееся в начале XX века понятие "ноосфера" (В.И.Вернадский, 1923), сегодня в определенной мере отражается в тех проектах перестройки образования, которые предлагаются такими педагогами, как Т.Ф.Акбашев, Ш.А.Амонашвили, В.А.Караковский, А.А.Окунев, А.Н. Тубельский, М.П.Щетинин и др., психологами: Н.Ф.Вишнякова, А.В.Петровский, В.И.Слобочиков, Э.Фромм, И.С.Якиманская и др.

В педагогике и психологии школа - это период наиболее благоприятный для развития основ гуманных отношений в ребенке, что обеспечивает становление в нем человека как ЧЕЛОВЕКА. Школьный период - это: во-первых, период в жизни человека, в котором закладываются основы его личности; во-вторых, период интенсивного сенситивного развития, отражающийся на всей его последующей жизни; в третьих, это период вступления в систему осознанных социальных взаимодействий, что, по мнению психологов и педагогов, дает полное основание для интенсивного внедрения в образовательный процесс коллективных и групповых форм его организации в истинном смысле этих понятий.

Таким образом, перечисленные выше ориентиры можно обозначить как актуальные образовательные парадигмы, которые, по сути, и определяют необходимые условия для построения педагогического процесса, в котором наряду с успешным обучением, социальная актуализация будут гарантированными результатами образования.

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года определяет ориентиры для позитивных преобразований в системе образования. Эти изменения должны привести к повышению качества образования, что, несомненно, найдет свое отражение и в планируемых образовательных результатах, адекватных современным и прогнозируемым потребностям личности, общества и государства. В свою очередь, образовательные результаты невозможно достичь без использования новых организационных форм. Это отмечают в своих работах прогрессивные деятели образования, науки и культуры: А.А.Кузнецов, И.В.Роберт, В.В.Рубцов. С.В.Зенкина, Т.А.Сергеева, А.Н.Тихонов. И.М. Чередов и многие другие.

Таким образом, Россия сегодня готова к принципиально новому этапу в развитии системы образования, ориентированному только на повышении качества образования, на компетентностный подход ко всем субъектам этой системы.

Наряду с этим именно новое понимание обществом целей и ценностей образования, смысла образовательных результатов и определяет направления модернизации образования. А именно: формирование в новых организационных формах и структурах ноосферной, целостной, непрерывной системы образования (пронизывающей все уровни и слои общества на протяжении всей жизни человека), ориентированной на осуществление смены культур (от конфронтации к сотрудничеству).

Общая характеристика новых направлений может быть сформулирована следующим образом: ориентация на личность как центр, цель и смысл человеческого существования, на формирование в человеке культурно-нравственных гуманистических идеалов и на формирование человека, осознающего себя и окружающий мир в единой взаимосвязи, на создание в процессе образования условий для полноценного проявления заложенных в человеке природных и духовных способностей.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Гуманизм

обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи

2.

Дидактика

(от греч. "didaktikos" - поучающий и "didasko" - изучающий) - часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования. Основные вопросы дидактики: "чему учить?", "как учить?".

3.

Интенциона́льность

(от лат. intentio - намерение) - понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет.

4.

Компетентностный подход

получил распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

5.

Личность

понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под "личностью" понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности ("лицо" - в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

6.

Модернизация

общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся прогрессивными, индустриально развитыми. В классической социологии этот термин осмыслялся Дюркгеймом как процесс социальной дифференциации, посредством которого осуществлялось общественное разделение труда; М. Вебером - как процесс рационализации, в ходе которого хозяйствующие субъекты стремились максимально повысить собственную экономическую отдачу; Марксом - как процесс товаризации, в ходе которого товары и услуги все более и более производились для рынка.

7.

Ноосфера

Ноосфера - это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития. В первый раз В.И. Вернадский употребил этот термин в письме Б. Личкову в 1936 г.: "Я принимаю идею Леруа о ноосфере. Он развил глубже мою биосферу. Ноосфера создалась в эру, когда человеческая мысль охватила биосферу и меняет все процессы по-новому, а в итоге активная энергия биосферы увеличивается".

Парадигма

(от др.-греч. παράδειγμα, "пример, модель, образец" < παραδείκνυμι - "сравниваю") в философии науки - означает совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки, а также универсальный метод принятия эволюционных решений, гносеологическая модель эволюционной деятельности. С конца 60-х годов XX-го века этот термин стал преимущественно использоваться в философии науки и социологии науки для обозначения системы идей, взглядов и понятий, исходной концептуальной схемы, модели постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определённого исторического периода в научном сообществе.

9.

Субъектно-субъектные отношения

Этот психологический термин означает, что, вступая в отношения с другими людьми, каждый человек должен считать субъектом, т.е. самостоятельной, свободной, активной личностью не только себя, но и своего партнера по общению или отношениям. Субъект-субъектные отношения - это взаимоотношения равных, в отличие от отношений субъект-объектных, т.е. таких, когда один человек считает субъектом (т.е. личностью свободной и самостоятельной) только себя, а других - объектами, т.е. существами, которых можно использовать без учета их интересов и потребностей как неодушевленные предметы для достижения своих и только своих целей.

10.

Экософия

Центр управления духовной жизнью человека, его индивидуальный ценностный, нравственный кодекс, оказывающий определяющее воздействие на характер и формы проявления социалиных и телесных потребностей, на поведение личности, на ее отношение к себе, другим людям, к природе.

 

Список использованных источников


. Акбашев Т.Ф. Педагогика жизни: организационное развитие. - Ростов-на-Дону, 1994. - 73с.

. Акбашев Т.Ф. Педагогика жизни: школа начального общечеловеческого развития. - Ростов-на-Дону, 1993. - 75с.

. Акбашев Т.Ф. Игра как развивающаяся кооперация. //Прорблемы оптимизации учебного взаимодействия в педагогическом вузе и школе: Сборник научно-метод. трудов. - Стерлитамак, 1991. - С. 3-19.

. Акбашев Т.Ф. Станислав Шацкий и эволюция // Народное образование. - № 9-10. - 1994. - С. 136-141.

. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, - 1996. - 496с.

. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 264 с.

. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Ленингр. Ун-т, 1968. - 339 с.

. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.

. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. - Минск, 1996. - Т.4. - 264 с.

. Болотов, В.А. Становление общероссийской системы оценки качества образования / В.А. Болотов // Справочник заместителя директора школы. - М.: Информационный центр "Ресурсы образования", 2007. - С. 18-23.

. Дьяченко В.К. Переход от группового к коллективному способу обучения и устранения всеобщего школьного кризиса. //Начальная школа. - № 10. - 1998. - С. 78

. Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты. Дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. - М., 2007. - 292 с.

. Иванников В.А. Психология сегодня (вопросы практической психологии). - М.: Знание, 1981. - 96с.

. ИНТЕКО. Интенциональные целевые приоритеты. Методическое пособие. Серия "Педагогическая практика". - Одесса: "Экософия". - 2000. - 80с.

. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: НМО "Творческая педагогика", 1993. - 80 с.

. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. - М., 2012.

. Кузнецов А.А "Степень свободы школы не должна быть критической". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/kuznezov.html.

. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431с.

. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И.В.Блауберга, И.К.Пантина. - 3-е изд., доработ. и доп. - М.: Политиздат, 1979. - 413с.

.  Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Знание, 1995. - 63с.

Образование - путь здоровья человека и цивилизации: Материалы I Всерос. Научно-практ. конф. 1-5 июня 1996 года. - Магнитогорск, 1997. - 76 с.

. Научная электронная библиотека, Иванкина Л.И., диссертация на тему "Современная цивилизационная парадигма транзитивной потенциальности образования", ТПУ, 2006 г., с.297.

. Окунев А.А. Как учить не уча. - СПб: Питер пресс, 1996. - 448с. - (Серия "Новое образование").

. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996. - 432 с.

. Поляков В.А. Гносеологический релятивизм как метод научного познания. - М.: Новый центр, 1998. - 64 с.

. Поляков В.А. Психология развития личности в системных отношениях. - М.,1999. - 182 с.

. Практическая психология для преподавателей. - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1997. - 328с.

. Путин В.В. "О стратегии развития России до 2020 года". Выступление на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml.

. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учебное пособие для системы дополнительного педагогического образования. - М.: Академический Проект, 2004.

. Смирнов С.А. Практикуемые модели социально-гуманитарного образования//Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России: состояние, проблемы, перспективы. - М.: Логос, 2001.

. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992. - 430 с.

. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. - М., 1987.

. Экософия и экология сознания / сборник материалов междунар. научно-практ. конференции. - Минск: "ВЭВЭР", 1999. - 108с.

Похожие работы на - Анализ подходов к образованию как системе, процессу, результату

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!