Роль Российской Федерации в развитии и разрешении конфликтов на территории СНГ
Курсовая работа
Роль Российской Федерации в развитии и разрешении конфликтов на территории СНГ
Оглавление
Введение
Глава 1. Военные конфликты между странами СНГ и влияние на их урегулирование Российской Федерации
1.1Межгосударственный конфликт между Арменией и Азербайджаном. Позиция Российской Федерации
1.2 Защита России Южной Осетии в конфликте с Грузией
Глава 2. Приднестровский конфликт. Позиция России
Глава 3. Защита Россией границ Таджикистана
Заключение
Список использованной литературы
Введение
После распада СССР было создано некоторыми входящими в него государствами Содружество Независимых Государств (СНГ), которое основано на принципах суверенного равенства его участников. В настоящее время в СНГ входят такие государства как Российская Федерация, Армения, Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан. Отметим, что Туркмения и Украина, ранее подписавшие соглашение о вступлении в СГ, его не ратифицировали, а Грузия в 2009 г. покинула Содружество.
Разрешение конфликтов, обеспечение безопасности разных стран, в том числе и членов СНГ, является ключевой проблемой международных отношений. Появление все новых и новых видов вооружения, распространение оружия массового уничтожения, терроризм и преступность ставят под угрозу безопасное существование людей во всем мире. Современные исследователи выделяют «жесткие» и «мягкие» аспекты проблемы безопасности. Как указывает Е.С. Мелкумян, «к первым относятся те, которые могут быть достигнуты военным путем или другими методами силового давления. Список вторых постоянно расширяется: это проблемы экономики, окружающей среды, развития интеллектуальных возможностей личности и т.д.».
Проблема безопасности страны является главной составляющей стабильности государства. Немалую угрозу для безопасности России представляют конфликты на территории СНГ. Это осложняется тем, что в результате распада СССР появилась проблема бесконтрольного распространения ядерного оружия, поскольку ядерные материалы и физики-ядерщики оказались разбросанными по всей территории постсоветского пространства, и их очень трудно контролировать. Также, как справедливо указывает тот же автор, «увеличилась опасность того, что ядерное оружие и другие виды оружия массового поражения могут оказаться в руках политических или преступных группировок, способных прибегнуть к его использованию для достижения собственных, грозящих глобальными катастрофами целей».
Все это делает тему курсовой работы «Роль Российской Федерации в развитии и разрешении конфликтов на территории СНГ» актуальной.
В качестве источника в курсовой работе использовано заявление генерала А.И. Лебедя, который был командующим 14-й общевойсковой гвардейской российской армией, прекратившей конфликт в Приднестровье.
Эта тема хорошо освещена в литературе, посвященной конфликтам на территории СНГ.
Конфликту между Грузией и Южной Осетией посвящена статьях О. Алленовой, А.И. Владимирова, В. Гусейнова и С. Демиденко.
Конфликт в Нагорном Карабахе рассматривается в статьях С.М. Иванова, С. Корнелла.
Об охране таджикско-афганской границе российскими войсками говорится в статье Р. Саакова.
Цель работы - показать, какую роль играет Российская Федерация в развитии и разрешении конфликтов на территории СНГ.
Глава 1. Военные конфликты между странами СНГ и влияние на их урегулирование Российской Федерации
1.1Межгосударственный конфликт между Арменией и Азербайджаном. Позиция Российской Федерации
Нагорно-Карабахская Республика (сокращенно НКР) возникла в результате движения за самоопределение проживающих в ней армян. Как указывает С. Новиков, «НКР возникла в 1991 г. из Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), Шаумянского района и Геташенского подрайона Ханларского района Азербайджанской ССР».
В Нагорно-Карабахский конфликт оказались вовлечены два независимых государства - Азербайджан и Армения.
Корни этого этно-территориального конфликта уходят на несколько столетий назад. Вопрос о происхождении населения Нагорного Карабаха является предметом давних споров армян и азербайджанцев. Так, «по данным азербайджанских источников, Карабах - одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина «Карабах» относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI в. входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством». По данным армянских источников, «Арцах входил в состав Армянского Царства уже в 6 веке до н.э., когда династия Ервандуни (Ервандидов) утвердила свою власть над Армянским Нагорьем после распада государства Урарту».
Эти земли были захвачены Российской империей в период 1801 и 1828 гг. В конце XIX в. в связи с ростом добычи нефти в Баку произошла концентрации здесь армянского населения, которое заняло ведущие позиции в нефтепромышленности и вообще в предпринимательстве. Между ними и азербайджанцами не раз возникали трения, которые в период революции 1905 г. даже переросли в открытые столкновения. После Февральской и Октябрьской революций 1917 г. на этих территориях в течение недолгого времени существовала Закавказская Федерация. Как указывает С. Корнелл, «ведущие политические группировки (грузинские меньшевики, азербайджанская партия мусаватистов и армянские дашнаки) договорились образовать в Закавказье, которое стало сначала фактически независимым от России, а 22 апреля 1918 года и формально провозгласило свою независимость, федеративное государство». Однако отношения между тремя народами оказались сложными, и вскоре Закавказская Федерация прекратила существование. Как указывает тот же автор, «армяне были заинтересованы в установлении российского или британского протектората, грузины тяготели к Германии, азербайджанцы - к Турции». Массовые взрывы насилия в форме межнациональной резни продолжались здесь во время гражданской войны в России в 1918 г.
Затем в Закавказье возникли три республики - Армения, Азербайджан и Грузия. Сначала (в декабре 1920 г.) предполагалось, что Нагорный Карабах перейдет под контроль Армении. Однако вскоре все изменилось. «В июле 1921 года решением Кавказского бюро ЦК РКП(б) Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии». Была образована Нагорно-Карабахская Автономная области (НКАО).
Напряжённые отношения между армянами и азербайджанцами, проживающими на территории Нагорного Карабаха, сохранялась в течение всего советского периода. Как указывает И.И. Санжаревский, «свыше 70% Карабаха составляли армяне. В годы советской власти, особенно в годы застоя, по мнению армянской стороны, ее права нередко попирались. Развитие автономии было затруднено, не было трансляции телепередач из Армении, армянских школ было мало, финансирование Нагорного Карабаха осуществлялось по остаточному принципу». Периодически этот конфликт выходил наружу. В годы Советской власти армяне предпринимали неоднократные попытки убедить Советское правительство передать НКАО Армянской ССР, но эти усилия правительством СССР поддержаны не были.
В период перестройки в октябре 1987 г. армяне Нагорного Карабаха, и самой Армении на многотысячных митингах с националистической окраской потребовали воссоединить НКАО с Арменией. Азербайджанцы, проживавшие в Армении, вынуждены были бежать. В феврале 1988 г. из-за погромов армян в азербайджанском городе Сумгаите в Нагорный Карабах перебрались тысячи армянских беженцев. 20 февраля 1988 г. областной Совет НКАО обратился в Верховный Совет СССР и Верховный Совет Азербайджанской ССР с требованием передать НКАО Армении.
В июне 1988 г. Верховный Совет Армении согласился на то, чтобы Нагорный Карабах вошел в состав Армянской ССР. Однако Верховный совет Азербайджана принял противоположенное решение о сохранении НКАО в составе Азербайджанской ССР с последующей ликвидацией автономии. 12 июля 1988 г. областной совет Нагорного Карабаха принял решение о выходе из состава Азербайджана.
Однако последнее решение не было поддержано 18 июля 1988 г. Президиумом Верховного Совета СССР.
сентября 1991 г. в Степанакерте прошла совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов, на которой были принята Декларация о провозглашении независимой Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР. «10 декабря 1991 г., за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения 99,89% - высказалось за полную независимость от Азербайджана».
Власти Азербайджана признали это незаконным и приняли решение об упразднении автономии Карабаха. Все это привело к том, что в сентябре между армянами и азербайджанцами начался затяжной вооруженный конфликт, приведший к большим человеческим жертвам. Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские вооруженные отряды при поддержке властями Армении и армянскими диаспорами из других стран отстаивали независимость края. военный конфликт осетия россия
В начале 1992 г. произошел распад Советского Союза, войска которого были последним фактором, относительно сдерживающим конфликт в Нагорном Карабахе. С уходом советских войск здесь началась активные военные действия. «После передачи Россией конфликтующим сторонам достаточно большого количества БТ и вооружений очаговые стыки между армянами и азербайджанцами в НК и на границе двух республик вылились в крупномасштабную войну с массовым применением авиации, тяжелой артиллерии и бронетехники».
«В начале февраля азербайджанские населённые пункты Малибейли, Карадаглы и Агдабан были захвачены армянами, а их население изгнано, что привело к гибели по меньшей мере 99 гражданских лиц, а 140 человек получили ранения. 27 февраля, после двух дней артиллерийской подготовки, армянские войска, поддержанные, согласно сообщениям многих посторонних наблюдателей, 366-м мотопехотным полком СНГ (бывшим полком Советской Армии), заняли небольшой, но стратегически важный пункт - город Ходжалы, расположенный между Агдамом и Степанакертом». Захват этих населенных пунктов сопровождался жестокостями. Большая часть гражданского населения в Ходжалы, где до нападения проживало 7 тысяч человек, была изувечена и убита, Оставшиеся люди, чтобы спасти свою жизнь, бежали в горы. Это было направлено на запугивание азербайджанцев, проживавших в соседних селениях и на то, чтобы заставить их уехать.
В последующих боевых действиях карабахских армян иногда поддерживали части регулярной армии Армении. В мае 1992 г. вооруженные формирования Нагорного Карабаха захватили Шушу, а позднее - Лачин. Так был создан коридор, который соединял Армению с Карабахом, до этого разделенных азербайджанскими вооружёнными силами.
Однако летом 1992 г. азербайджанцы предприняли успешное контрнаступление, во время которого повторно взяли Агдере (Мардакерта) и заняли Геранбойский (Шаумяновский) район к северу от Карабаха. Но этот успех был кратковременным.
В феврале 1993 г. армянские и нагорно-карабахские вооруженные формирования провели широкомасштабное наступление, в результате чего взяли большую часть Агдеринского (Мардакертского) района и часть Кельбаджарского района на западе от Нагорного Карабаха. В это же время шли сражения в Физулинском и Агдамском районах. Азербайджан вновь потерял Агдере (Мардакерта), что было связано с проблемами во внутриполитической ситуации республики.
«В июне наступление, которое снова вернуло район под контроль Азербайджана, осуществлялось силами нескольких нерегулярных частей, подчинявшихся (в большей или меньшей степени) лишь своим командирам. Сюда входили формирования Сурета Гусейнова, Искендера Гамидова, лидера бозкуртовцев (пантюркистских националистов), а также Якуба Мамедова, возглавлявшего отряд соколов-защитников. Гусейнов сыграл значительную роль в летнем наступлении и был назначен полковником».
Гусейнов перестал подчиняться верховному командованию Азербайджана, поэтому в феврале 1993 г. его отправили в отставку. Он оставил фронт и увел свои войска домой в Гянджу, превратив их фактически в свою личную армию. После этого хаос в азербайджанских военных частях резко усугубился, в них сильно упал моральный дух, широко распространилось дезертирство.
В марте и апреле 1993 года армяне Нагорного Карабаха предприняли новое наступление, которое поддержали вооружённые силы Армении. «В первые дни апреля Кельбаджар, населённый в основном азербайджанцами и курдским меньшинством, прекратил свое сопротивление. Неделями позже Физули - ещё одна территория с азербайджанским населением на юго-востоке от Карабаха - в течение нескольких дней был взят и очищен от жителей». После этого армяне 16 апреля 1993 года объявили о прекращении огня. Количество азербайджанцев, который оказались насильственно изгнаны из своих домов, приблизилось к миллиону.
Россия, Совет Безопасности ООН попытались урегулировать карабахскую проблему, однако их усилия были фактически игнорированы как армянами Нагорного Карабаха, так и властями Армении.
Армяне Нагорного Карабаха воспользовались событиями в Баку. Для Азербайджана этот период был очень сложным во внутриполитической сфере, поскольку там происходила смена власти, в чем принимал активное участие С. Гусейнов, пытавшийся совершить переворот. Однако победил Г. Алиев, лидер Азербайджана советского периода.
К концу 1993 г. Г. Алиев, восстановивший некоторый порядок в азербайджанской армии, дал приказ к контрнаступлению. Азербайджанским войскам удалось вернуть некоторые территории, в частности, на севере Кельбаджарского района. Однако к февралю 1994 года они были остановлены армянскими вооруженными силами.
февраля 1994 г. вступило в силу принятое при посредничестве России соглашение о прекращении огня. Однако это было недолго. Как указывает С. Корнелл, «в апреле основное сражение развернулось на территории Агдеринского (Мардакертского) и Агдамского районов. […] Новое армянское наступление провалилось, но в итоге появилось еще 50 000 азербайджанских беженцев».
В июне 1994 г. министры обороны Армении и Азербайджана вместе с командующим вооружёнными силами карабахских армян подписали документ о перемирии, которое действует до сих пор, несмотря на периодические перестрелки и вялотекущие столкновения. Война в Карабахе привела к победе армян. Азербайджан потерял контроль над этой областью.
Результаты карабахского конфликта были тяжелыми. «По консолидированным данным, потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили убитыми от 15 до 25 тысяч человек, более 25 тысяч раненых, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания».
ОБСЕ неоднократно пыталось урегулировать ситуацию. В сентябре 1997 г. ОБСЕ выдвинуло мирное предложение, в соответствии с которым карабахские армяне должны были вывести войска из оккупированных территорий, где должны быть развернуты миротворческие силы, а также возвращены азербайджанские беженцы. Далее предполагалось решить вопрос о статусе Нагорного Карабаха. Эти предложения, поддержанные Азербайджаном, были отвергнуты армянами Карабаха. Однако их поддержали власти Армении, прежде всего ее президент Тер-Петросян, чему способствовал экономический кризис в Армении, которая была не в состоянии преодолеть азербайджано-турецкую блокаду. Но президенту противостояла оппозиция, поддерживающая карабахских армян. В итоге Тер-Петросян покинул свой пост, а новым президентом Армении стал выходец из Нагорного Карабаха Р. Кочарян. В ноябре 1998 г. ОБСЕ вновь выступило с мирной инициативой, в которой рассматривалась идея формирования Нагорным Карабахом и Азербайджаном некоего «общего государства». Армения согласилась с данным планом, однако ее отверг Азербайджан. После этого случаи нарушения перемирия участились. Весной 1999 г. ОБСЕ и США предприняли новые усилия по выходу из тупика. Администрация США организовала в Вашингтоне встречу между президентами Алиевым и Кочаряном с глазу на глаз, которая ни к каким результатам не привела. Благодаря усилиям США 16 июля Алиев и Кочарян вновь встретились без посредников в Женеве. Как указывает С. Корнелл, «оба выразили удовлетворение встречей, и вообще в заявлениях двух лидеров были новые оптимистические нотки, хотя они отказались сообщить, о чём конкретно переговаривались и к каким результатам пришли. 22 августа произошла ещё одна встреча в Садараке, на границе Армении и Нахичевани». Эти встречи имели некоторый положительный импульс, однако оба лидера после них подверглись в своих странах резкой критике.
В настоящее время, как указывает С.М. Иванов, «этот конфликт, несмотря на то, что формально приобрел, так называемый, «замороженный» характер, остается наиболее сложным и взрывоопасным на постсоветском пространстве». Непредсказуемости развития конфликта в настоящее время способствует отсутствие международных миротворческих войск, а также постоянных наблюдателей в зоне конфликта. Полностью прекращение огня до сих пор не произошло. Разрешение проблемы со статусом Нагорного Карабаха отложено на неопределенное время.
Таким образом, война в Карабахе привела к военной победе армян. Плохо оснащённая армия Азербайджана, а также внутриполитические неурядицы привели к тому, что карабахские армяне, поддержанным Арменией, нанесли поражение значительно превосходящим по численности азербайджанцам. Соглашение о прекращении огня было достигнуто благодаря усилиям России.
1.2 Защита России Южной Осетии в конфликте с Грузией
Несмотря на то, что сейчас Южная Осетия не входит в состав Российской Федерации, с Россией ее сближают сложившиеся исторические связи. «В 1801 г. Южная Осетия вместе с Грузией, согласно Георгиевскому трактату 1783 г., добровольно присоединилась к Российской империи». Положение Южной Осетии изменилось после Октябрьской революции 1917 г. Осетия оказалась разделенной надвое. «Северная Осетия вошла в состав Горской республики и с ее ликвидацией в 1924 году стала Северо-Осетинской автономной областью; Южная Осетия оказалась в составе Грузии, а после установления там советской власти 20 апреля 1922 года получила статус автономной области». В Южной Осетии, помимо осетин, проживало много грузин, и их отношения можно было назвать добрососедскими. Объединяло их и христианское вероисповедование - еще в XVIII в. большая часть осетин приняла православие. Отметим, что исторически южные осетины никогда не выражали стремления относиться к Грузии. Еще в годы гражданской войны «грузины успели учинить жестокую резню осетинского народа, они сжигали дома осетин и изгоняли их с мест проживания. Погибли тысячи осетин».
В настоящее время Северная Осетия входит в состав Российской Федерации, однако с Южной Осетией этого не произошло.
10 ноября 1989 г. на Cовет народных депутатов Южно-Осетинской автономной области принял решение о преобразовании Южной Осетии в автономную республику в составе Грузинской ССР. Но президиум Верховного совета Грузии 16 ноября 1989 г. отверг это обращение. «Сторонники юго-осетинской независимости восприняли это как первый шаг к ликвидации автономии. 23 ноября 1989 года грузинские националистические движения попытались провести митинг в столице АО городе Цхинвали, из разных районов Грузии сюда прибыли до 50 тыс. человек. Однако колонна была остановлена у въезда в Цхинвали и после двух суток противостояния повернула обратно. В области начались столкновения осетинских и грузинских вооруженных формирований, в которые пытались вмешаться внутренние войска МВД СССР».
сентября 1990 г. Юго-Осетинский областной совет провозгласил автономную область Юго-Осетинской Советской Демократической Республикой. 9 декабря прошли выборы в ее Верховный совет.
В ответ 11 декабря 1990 г. парламент Грузии единогласно признал это незаконным и постановил упразднить Юго-Осетинскую автономную область. «Президиум Верховного совета Грузинской ССР ввел на территории Цхинвали и Джавского района Юго-Осетинской АО чрезвычайное положение. По приказу спикера парламента Грузии Звиада Гамсахурдиа 6 января 1991 года в Южную Осетию были переброшены грузинские отряды, боевые действия резко активизировались, началась блокада автономии. Более 10 тыс. человек бежали из Южной Осетии в Северную (еще около 30 тыс. осетин покинули внутренние районы Грузии)».
января 1992 г. в Южной Осетии состоялся референдум о государственной независимости, воссоединении с Северной Осетией и присоединении к Российской Федерации. Большинство населения проголосовало за эти идеи. В ответ грузинские власти ввели в Южную Осетию части Республиканской гвардии Грузии с тяжелой техникой. «Они долго и безуспешно осаждали Цхинвали и ряд других населенных пунктов области. Всего в ходе боевых действий безвозвратные потери (убитые и пропавшие без вести) осетинской стороны составили 1000 человек, ранено - свыше 2500». В разгар боевых действий 29 мая 1992 года Южная Осетия принят Акт о государственной независимости. Она вышла из состава Грузии.
Вооруженный конфликт был остановлен вмешательством Российской Федерации 24 июля 1992 года президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным и председателем Государственного совета Грузии Э. Шеварднадзе Дагомысского было подписано соглашение об урегулирования грузино-осетинского конфликта. «В рамках его реализации 14 июля 1992 года в Южной Осетии был прекращен огонь, разведены враждующие стороны и начали действовать совместные миротворческие силы в составе российского, грузинского и юго-осетинского батальонов (23 января 2004 года приказом министра обороны Грузии грузинский батальон расформирован)».
С этого времени продолжается противостояние между Грузией и Южной Осетией. В августе 2008 г. оно особенно накалилась, и произошла так называемая Пятидневная война между Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией, Абхазией и Россией, с другой.
До сих пор Южная Осетия не признана международным сообществом. Правительство Грузии рассматривает ее как административную единицу своей страны - Цхинвальский регион. Эта позиция грузинских властей была основной причиной вооруженного конфликта 2008 г.
В том, что произошла Пятидневная война, огромную роль сыграл политические круги США. Главным инициатором вторжения Грузии был вице-президент США Дик Чейни, лидер неоконсерваторов (неоконов) - радикальной политической группировки республиканской партии США. В период, когда первый раз избирался президентом Б. Обама, неоконы, стремясь сохранить власть над американской внешней политикой, перешли в штаб его противника Джона Маккейна. Но Д. Маккейн в тот момент проигрывал Б. Обаме. Судя по данным социологов, по большинству позиций на тот момент большая часть населения США считала Обаму лучшим кандидатом, чем Маккейна в сфере экономики, здравоохранения, образования, проблем миграции и т.д. Маккейн опережал Обаму только по одному вопросу - кто будет лучшим главнокомандующим вооруженных сил США (55% против 24%), что было связано с тем, что он был бывшим офицером, героем войны во Вьетнаме. Как указывает С. Марков, «поэтому перед стратегами избирательной кампании Маккейна встала задача взломать ход избирательной кампании, резко изменить в его пользу. […] Для этого нужна война». В связи с этим становится ясными причины конфликта в Южной Осетии.
Грузия на тот момент имела сильную армию, которую подготовили американские советники. Однако ее президент Саакашвили боялся военного конфликта в Россией. Однако американцы приказали ему начать войну. «Как указывает тот же автор, «цель неоконсерваторов, отдавших приказ Саакашвили начать осетинскую войну, - спровоцировать Россию на военные действия. Потом через это развернуть антироссийскую истерию, выйти на имитацию новой "холодной войны" между Западом и Россией и на этой волне избрать Маккейна президентом. Поэтому понятно, почему война началась в августе 2008 года - это месяц, когда стартует полномасштабная президентская кампания в США».
Толчком к конфликту послужили и события, связанные с Косово. 17 февраля 2008 г. о своей независимости в качестве республики Косово объявил автономный край Сербии Косово и Метохия. Это было признано рядом стран, в том числе и США, что вызвало негативную реакцию у руководства России, которое считало, что это обострит положение с признанием независимости на внешнеполитической арене у других непризнанных государственных образований. Признание независимости Косово и Метохии всколыхнуло и боявшуюся потерять относящиеся к ней политически территории Грузию, и стремящуюся к независимости Южную Осетию. Это послужило еще одной причиной конфликта.
Обострение отношений между Грузией и Южной Осетией началось весной 2008 г. «Миротворцы сообщали о нескольких десятках случаев нарушения Грузией соглашений о прекращении огня. 3 июля был подорван и обстрелян автомобиль Дмитрия Санакоева. 4 июля Цхинвали и ряд других населенных пунктов обстреляны с грузинских позиций. 7 июля в селе Окона сотрудниками правоохранительных органов Южной Осетии задержаны четверо грузинских военных». С конца июля 2008 г. начались перестрелки между войсками Грузии и Южной Осетии.
Активные боевые действия начались в ночь на 8 августа. Грузинский вооруженные формирования сначала обстреляли Цхинвал из реактивных установок «Град», а затем начали штурм города с помощью танков. Основной удар приняли на себя осетинские ополченцы, из которых в основном и состоит армия Южной Осетии. Грузинские войска напали и на части российских миротворцев, в результате чего было убито более десяти и ранено несколько десятков российских военнослужащих. Грузинские войска консультировали американские советники. «Американская тактическая схема уменьшения собственных потерь, при которой любое сопротивление подавляется огнем артиллерии и авиации, привела к ударам по жилым кварталам Цхинвали. Вызывая артиллерийскую поддержку для подавления одиночного стрелка и получая ее, грузинские войска тем самым били по мирному населению». Цхинвали был превращен в руины. «По данным южноосетинских властей, в результате боевых действий погибло несколько тысяч человек».
В том, почему М. Саакашвили выбрал в качестве дня начала военной операции 8 августа, большинство экспертов единодушны. Один из них, указывает, что «грузинский президент подгадал начало операции под открытие Олимпийских игр в Пекине. Расчет грузинского лидера в данном случае был прост - внимание мировых СМИ будет отвлечено спортивным праздником, и новый осетино-грузинский кризис не вызовет, таким образом, должного международного резонанса».
Наступающая группировка грузинский войск «состояла из двух пехотных бригад (по некоторым данным, 2-я и часть 1-й пехотной бригады грузинской армии, усиленные резервистами), которые насчитывали примерно 7,5-8 тыс. человек при 100 единицах бронетехники. Пехоту поддерживали огнем артиллерийские подразделения пехотных бригад и два дивизиона артиллерийской бригады грузинской армии, имевших около 100 стволов артиллерии и 20-25 реактивных систем залпового огня типа «Град»». Очевидно, что ополченцы Южной Осетии противостоять этому не могли.
Поэтому российские вооруженные силы начали бомбардировку военных объектов в Грузии - военную базу в Гори, аэродромы Вазиани и Марнеули, а также РЛС около Тбилиси. Российские военные формирования вошли на территорию Южной Осетии через автодорожный тоннель на Рокском перевале под горой Сохс между Северной и Южной Осетией. «МИД Грузии обратился к мировому сообществу с просьбой защитить ее от России. Министр иностранных дел Грузии Эка Ткешелашвили призвала зарубежные страны оказать давление на Москву, дабы прекратить "прямую военную агрессию" на грузинской территории».
августа произошел бой на Черном море. Российские корабли (2 больших десантных корабля и 2 корабля охранения) встретились с 5 грузинскими катерами, которые, несмотря на предупредительные выстрелы, продолжали идти к российским кораблям. В результате российские корабли потопили один корабль, один повредили, а три заставили выйти из боя.
11 августа российские войска, перейдя границы Абхазии и Южной Осетии, вторглись на территорию Грузии и без боя заняли западногрузинский город Зугдиди. Грузинские войска оставили город Гори (основная военная база грузинский войск) и село Хурча. Был сбит грузинский самолет Су-25, который атаковал 58 армию. Российские войска подошли к городу Сенаки и отступили после того, как ликвидировали возможность обстрелов с военной базы.
августа президент Д. Медведев заявил о том, что безопасность миротворческих сил и гражданского населения восстановлена. Посредником в установлении мира выступила Франция, президент которой Н. Саркази прилетел в Москву. «Принципы урегулирования конфликта таковы: 1) Не прибегать к использованию силы 2) Окончательно прекратить все военные действия 3) Свободный доступ к гуманитарной помощи 4) Вооруженные силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации 5) Вооруженные силы РФ выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий 6) Начало международного обсуждения о вопросах будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности». После этого президент Н. Саркози посетил встретился в Тбилиси с президентом Грузии М. Саакашвили.
13 августа колонна российской военной техники вышла из грузинского города Гори и направилась в сторону Тбилиси. Грузия приняла план урегулирования конфликта, но с оговорками. Так, по просьбе М. Саакашвили убрали пункт об обсуждении статуса Южной Осетии и Абхазии. 14 августа на служащих ООН в Гори напали неизвестные. Российские войска передали контроль над Гори грузинским полицейским, вместе с которыми в Гори въехало несколько групп журналистов. У некоторых из них забрали автомобили (журналисты обвинили в этом осетинских ополченцев). В окрестностях Гори был обнаружен грузинский спецназ. Ситуация в городе и его окрестностях вновь обострилась. Продолжались обстрелы и грабежи. 15 августа грузинская полиция, которой российские части накануне передали контроль над Гори, по распоряжению российского командования была снова оттуда выведена. 16 августа военные действия завершились подписанием президентом России Д. А. Медведевым, президентом Грузии М. Саакашвили, а также руководители непризнанных государств Южная Осетия и Абхазия плана мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта. Это обозначило завершение военных действий.
Как указывает M. Dzhindzhikhashvili, боевые действия, которые разрушили столицу Цхинвали, угрожали поджечь широкомасштабную войну между Грузией и Россией, а также создать напряженность между Москвой и Вашингтоном. Грузия заявила, что была вынуждена начать штурм из-за нападения повстанцев; сепаратистов […]. Президент Грузии Михаил Саакашвили обвинил Россию в агрессии против его страны. Россия заявила, что необходимо действовать, чтобы защитить своих миротворцев и мирных жителей Южной Осетии, где большинство жителей имели российские паспорта.
В итоге этих событий Республика Южная Осетия стала частично признанным государством - ее признали Россия, Никарагуа, Венесуэла и Тувалу. Но окончательного разрешения этот конфликт не получил до сих пор.
Таким образом, военные действия в конфликте между Южной Осетией и Грузией начала Грузия. Ее вторжение было остановлено вводом российских войск. В результате конфликта Южная Осетия стала частично признанным государством.
Глава 2. Приднестровский конфликт. Позиция России
Приднестровский конфликт - это конфликт между Молдавией и Приднестровской Молдавской Республикой <#"center">Глава 3. Защита Россией границ Таджикистана
В 1992-2005 годах группа российских пограничных войск осуществляла в Таджикистане охрану южных границ.
С 1986 года охрана границы СССР в Таджикистане находилась под контролем Оперативной группы Краснознаменного Средне-Азиатского Пограничного Округа КСАПО) КГБ, возглавлявшей Пянджский, Московский, Хорогский и Ишкашимский пограничный отряды. Также здесь нес службу Мургабский пограничный отряд, входивший в состав Краснознаменного Восточного пограничного округа.
После распада Советского Союза в 1991 г. единая советская пограничная служба распалась, и оказалась ослабленной охрана государственных границ новых суверенных государств, возникших на постсоветском пространстве. Внутренние границы между ними фактически стали прозрачными.
Фактически Оперативная группа Средне-Азиатского Пограничного Округа в 1991-1992 гг. продолжала нести службу на границе с Афганистаном «на одном энтузиазме». Таджикистан раздирали внутренние противоречия, перераставшие порой в вооруженные столкновения. Обеспечить надежную охрану своих южных границ, которые также являлись и южными границами СНГ, он не был в состоянии. С началом в 1992 году гражданской войны в этой стране, служба пограничников сильно осложнилась, поскольку им пришлось бороться и с незаконными вооруженными формированиями националистического толка. В подразделениях пограничников недостаток личного состава доходил до 60%.
Летом 1992 года офицерские собрания пограничников приняли обращение к президенту России Б. Н. Ельцину с просьбой принять пограничные отряды таджикско-афганской границы под юрисдикцию Российской Федерации, а в августе пограничные войска получили российский статус. 19 октября 1992 года на базе этих войск была создана Краснознаменная Пограничная группа Российской Федерации в Республике Таджикистан.
В начале 1993 года обстановка на таджикско-афганской границе резко обострилась. В марте в части границы у афганской провинции Саманган <#"center">Заключение
Содружество Независимых Государств (СНГ), которое основано на принципах суверенного равенства его участников. Разрешение конфликтов, обеспечение безопасности разных стран, в том числе и членов СНГ, является ключевой проблемой отношений между этими странами.
Проблема безопасности страны является главной составляющей стабильности государства. Немалую угрозу для безопасности России представляют конфликты на территории СНГ.
Российская Федерация играет важную роль в развитии и разрешении конфликтов на территории СНГ, прежде всего, в стремлении разрешить эти конфликты мирным путем.
Одним из таких конфликтов была война в Нагорном Карабахе, которая привела к военной победе армянской стороны. Внутриполитические неурядицы в Азербайджане, которые имели следствием плохо оснащенную армию, привели победе карабахских армян, поддержанных Арменией. Российская Федерация сыграла важную роль в принятии при ее посредничестве в 1994 г. соглашение о прекращении огня между армянской и азербайджанской сторонами в Нагорном Карабахе.
Россия выступила в защиту Южной Осетии против вторгнувшейся в нее Грузии при подстрекательстве политических кругов США. Боевые действия российских подразделений, вынудившие отступить грузинские части, способствовали установлению мира в этом регионе. В итоге этих событий Южная Осетия стала частично признанным государством. Но окончательного разрешения этот конфликт не получил до сих пор.
Конфликт в Приднестровье, спровоцированный непродуманной национальной политикой руководства Молдавии, был прекращен благодаря вмешательству вооруженных сил России. Безопасность в этом регионе обеспечивают миротворческие силы России, Молдавии, Приднестровской Молдавской Республики. Однако путем переговоров при посредничестве России, Украины и ОБСЕ до сих пор достигнуть соглашения по поводу статуса Приднестровья не удалось.
Также в 1992-2005 годах группа российских пограничных войск осуществляла в Таджикистане охрану южных границ этой страны, которые также являлись южными границами СНГ. Российские пограничники не допустили на пространство Таджикистана и СНГ боевиков из Афганистана, сдерживали контрабанду наркотиков. После того, как в Таджикистане прекратилась гражданская война, российские пограничники постепенно передали охрану границ этой страны национальным вооруженным силам.
Список использованной литературы
Источники
.Лебедь А.И. Заявление командующего 14-й общевойсковой гвардейской российской армией. 4 июля 1992 г. г. Тирасполь //Лебедь А.И. За державу обидно. М., 1995
Исследования
.Алленова О. Первая миротворческая война. Россия и Грузия сражаются за Южную Осетию // Коммерсант. 2008. 9 августа
3.Владимиров А.И. Стратегический этюд: война «Все включено»: выводы из эпизодов войны против России руками «собственных мерзавцев» США // Вооруженный конфликт в Южной Осетии и его последствия. М., 2009. С.28-38.
.Гусейнов В., Демиденко С. Югоосетинский разлом: размышления о причинах и последствиях // Вооруженный конфликт в Южной Осетии и его последствия. М., 2009. С.62-65.
.Иванов С.М. Перспективы разрешения Нагорно-Карабахского конфликта // Мир и политика. 2012. 10 декабря
.История вопроса. Корни осетино-грузинского конфликта // Коммерсант. 2008. 9 августа
.Карабахский конфликт: Состояние и пути урегулирования // Независимая газета, 05.02.1993
.Корнелл С. Конфликт в Нагорном Карабахе: динамика и перспективы решения. [Электронный документ] Режим доступа: http://web.archive.org
.Краткий курс истории Южной Осетии // Коммерсант. 2004. 1 июня
.Марков С. Cаакашвили пишем, Маккейн - в уме // Известия. 2008. 13 августа.
.Мелкумян Е.С. Новые подходы к проблеме обеспечения глобальной и региональной безопасности // Проблемы безопасности в Азии. М. 2001. С.5-18.
.Мирзаян Г., Агарков М., Силаев Н., Власова О. Непропорционально убедительная победа // Эксперт. 2008. 18 августа. №32. С.16-18.
.Новиков С. Нагорный Карабах [Электронный документ] // Вольная энциклопедия. Режим доступа: http://ve.free-travels.ru
.Сааков Р. Российские ветераны войны в Таджикистане - без статуса. Сайт «Русская служба Би-Би-Си». Режим доступа: http://www.bbc.co.uk
.Санжаревский И.И. Политическая наука. Словарь-справочник. М., 2010
.Хальбдвидл М. К грузино-южноосетинскому конфликту [Электронный ресурс] // РИА Новости. Режим доступа: http://ria.ru
.Dzhindzhikhashvili M. Georgia fighting continues over South Ossetia // Die Welt. 09.08.08
.Polkhov S. Settlement of the Transnistrian Conflict Came to a Deadlock // Turkish weekly. 23 December 2008
Ресурсы удаленного доступа
.Грузия попросила мировое сообщество защитить ее от России [Электронный ресурс] // Lenta.ru. Режим доступа: http://lenta.ru/news/2008/08/08/appeal/
2.История Нагорного Карабаха [Электронный документ] // Монастырь Армянской Апостольской церкви. Нагорно-Карабахская Республика. Режим доступа: http://www.gandzasar.ru
.Молдавия. Универсальная научно-популярная он-лайн энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/MOLDAVIYA.html?page=0,9
.Республика Южная Осетия. Республик Хуссар Ирыстон [Электронный документ]. Режим доступа: http://geo.1september.ru/2004/28/4.htm
5.РИА Новости [Электронный документ]. Режим доступа: http://ria.ru
.РФ готова оказать помощь Таджикистану в охране границы с Афганистаном Сайт «РИА Новости». Режим доступа: http://ria.ru
.Россия и Франция согласовали принципы урегулирования конфликта в Грузии [Электронный ресурс] // Lenta.ru. Режим доступа: http://lenta.ru/news/2008/08/12/principles/