Договор комплексной предпринимательской лицензии - франчайзинг
Содержание
Введение
. Понятие и сущность франчайзинга
. Понятие, виды и признаки договора франчайзинга
.1 Понятие и виды договора франчайзинга
.2 Признаки договора франчайзинга
.3 Права и обязанности сторон
. Особенности изменения и расторжения договора франчайзинга. Ответственность сторон
.1 Ответственность сторон по договору франчайзинга
.2 Изменение и расторжение договора франчайзинга
.3 Договор комплексной предпринимательской сублицензии
Заключение
Список использованных источников
Введение
Конец ХХ - начало ХХI века характеризуется значительными изменениями в политической, экономической и социальной жизни страны, появились новые социальные и политические структуры, изменились экономические отношения и механизмы, появились новые перспективные формы ведения бизнеса [1].
В современном мире бизнеса ничто не стоит на месте - любое промедление может привести к поражению в конкурентной борьбе. Крупные компании стремятся стать еще крупнее, мелкие - занять достойное место на рынке и дорасти до размера крупных. Одним из самых эффективных средств достижения этих целей является франчайзинг. Логика франчайзинга проста: если кому-то удалось воплотить в жизнь хорошую идею и заработать на ней деньги, то почему бы не предоставить эту идею в аренду другим предприимчивым людям и не заработать на ней еще больше. К радости и тех, и других франчайзинг развивается стабильно и приносит высокие прибыли.
До недавнего времени так было везде, только не в Беларуси. В нашем государстве лишь отмечалось наличие высокого потенциала для развития франчайзинговых сетей, однако законодательная основа для этого отсутствовала (до 26 февраля 2005 года франчайзинг в Беларуси регулировался только одной статьей ГК, имеющей отсылку к законодательству, которого не было). Поэтому большой франчайзинг обходил Беларусь стороной: либо работая здесь в других формах (к примеру, "McDonald's" - это 100-процентное иностранное предприятие, а "Coca-Cola" - совместное), либо ожидая законодательного разрешения на открытие именно франчайзинговой сети [12].
Все эти изменения не могли не отразиться на развитии права, т.к. право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой деятельности.
1. Понятие и сущность франчайзинга
Поскольку франчайзинг явление относительно новое первые попытки применения франчайзинга в России относятся к 1993 г., а в Беларуси франчайзинг пока развит недостаточно. Крупные иностранные компании обходят стороной наше экономическое пространство, на котором мог бы действовать и процветать их бизнес. В частности, "McDonald's" - это дочернее предприятие со 100-процентным иностранным капиталом. "Adidas" работает как иностранное предприятие. То же можно сказать и о других общеизвестных торговых марках и фирмах "Buskin Robbins", "Вenetton", "Nike", "Соса-Cola".
Тем не менее, законодательство, регулирующее франчайзинговые отношения, принято. В Гражданский кодекс Республики Беларусь Законом №316/3 от 27 февраля 2005 г. были внесены изменения, благодаря которым 53-я глава пополнилась еще 10 статьями по вопросам регистрации недвижимого имущества, состава участников ассоциаций и союзов, комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), правового режима имущества крестьянского (фермерского) хозяйства. Это, несомненно, создает условия для развития данного направления в бизнесе. Закон расширил сферу применения договора франчайзинга, определил его предмет, стороны, требования к форме и регистрации договора, основные обязанности правообладателя и пользователя, случаи ограничения их прав, положения об изменении и прекращении договора.
В русском языке не существует общепринятой терминологии для описания данной деятельности. Сам же термин «франчайзинг» происходит от французского слова franchise [франшиз] (льгота, привилегия, а также освобождение от налогов, взноса), термина, определяющего право на свободное ведение какой-либо деятельности: на проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, строительство дорог и т.д. [14 с. 140].
Уже в нашем столетии были образованы производные слова для обозначения понятий, связанных с новым явлением предпринимательской деятельности: франчайзинг, франчайзер, франчайзи.
Гражданском кодексе Российской Федерации франчайзинг фигурирует под именем коммерческой концессии (часть II, гл. 54, ст. 1027-1040.) [2], что большинством экспертов в данной области признается не совсем корректным. В Республике Беларусь такое явление получило название комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)
Во множестве источников термин франчайзинг трактуется по-разному, но большинство сходится в том, что франчайзинг представляет собой форму продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и условиях, определенных договором.
Франчайзинг так же представляет собой процесс создания, поддержания и развития франшизной системы посредством владельцев независимых предприятий [14 с. 18].
Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуги потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий.
Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям в обмен на получение от них платежей (во франчайзинге - роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.
Британская франчайзинговая ассоциация (British Franchise Association) дает собственное определение франшизы:
Франшиза - это контрольная лицензия, выданная одним лицом (франчайзером), другому лицу (франчайзи), которая:
. Дает право франчайзеру осуществлять контроль в течение всего периода франшизы за качеством ведения бизнеса, являющегося предметом франчайзингового договора;
. Обязывает франчайзера предоставлять франчайзи помощь при ведении бизнеса. Как правило, помощь франчайзи предоставляется по следующим направлениям:
стратегия маркетинга с акцентом на рекламу;
первоначальное обучение работников и подготовка в области управления;
дизайн магазина и закупка оборудования;
унифицированная политика и процедуры;
централизованные закупки по пониженным ценам;
постоянное консультирование по вопросам управления;
выбор места и рекомендации по размещению предприятия;
предоставление аренды;
финансирование.
. Обязывает франчайзи регулярно в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзеру определенные денежные суммы в оплату франшизы или товаров, услуг, предоставляемых франчайзером;
. Не является обычной сделкой между холдинговой и ее дочерней компаниями, или между дочерними компаниями одной холдинговой компании, или между частным лицом и компанией, контролируемой им. Исходя из определений, можно говорить, что франчайзинг представляет собой особого рода систему взаимовыгодных партнерских отношений независимых субъектов рынка, сочетающую в себе стимулы к владению малым предприятием с управленческим мастерством и технологическим потенциалом крупного (или среднего) бизнеса. Сущность франчайзинга проявляется в определение его значимости для экономической системы, обусловленной взаимоувязыванием уровней экономических процессов.
Это связано с тем фактом, что сами франшизные предприятия представляют собой обычно субъектов микроэкономического пространства, в то время как франчайзер функционирует как минимум на мезо (а чаще на макро) уровне. Отсюда вытекает значимость франчайзинга в упорядочивании экономических связей за счет согласования механизмов хозяйствования, повышения финансовой и управленческой гибкости, а следовательно стабилизации экономических отношений субъектов экономики в рамках всех институтов, функционирующих в экономике.
При этом важно выделить следующую закономерность: в странах с развитыми и упорядоченными экономическими отношениями появление франчайзинга - следствие стабильности, в странах с неразвитыми и нестабильными экономическими отношениями - франчайзинг выступает как фактор упорядочивания.
Понятие "франчайзинг" появилось в белорусском праве лишь с принятием в 1998 г. нового Гражданского кодекса. Включение этого договора в ГК стало признанием его особого места и самостоятельного значения в гражданском обороте.
Однако белорусский законодатель ограничился лишь тем, что в ст. 910 ГК дал определение договору франчайзинга, установив, что отношения по франчайзингу "регулируются законодательством", одновременно указав, что договор франчайзинга может быть заключен только в случаях, предусмотренных законодательством.
А поскольку такое законодательство так и не было принято, заключение договора франчайзинга для белорусских субъектов хозяйствования оставалось невозможным. Более того, согласно части 3 ст. 1146 ГК РБ действие любых договоров франчайзинга в РБ прекращалось, если в течение 1 года после вступления в силу Гражданского кодекса не будет принято специальное законодательство о франчайзинге. Таким образом, договоры франчайзинга в нашей стране оказались вне правового регулирования с 1 июля 2000 года, то есть до принятия новой редакции главы 53 Гражданского кодекса, которая закрепила, наконец, реальную возможность для коммерческих структур и предпринимателей заключать договоры франчайзинга, а также предусмотрела более детальное правовое регулирование данной деятельности [5].
2. Понятие, виды и признаки договора франчайзинга
2.1 Понятие и виды договора франчайзинга
Под договором франчайзинга в соответствии с п. 1 ст. 910 ГК [1] понимается договор, в котором одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т.п.) предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя.
Гражданский кодекс РФ [2] дает более сжатое определение, а именно согласно ст. 696 ГК РФ по договору коммерческой концессии (франшизы, франшизинга или франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю, концессионеру) за вознаграждение, на срок или бессрочно право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю.
Из определения, приведенного в ГК Республики Беларусь, видно, что в качестве основы договора франчайзинга законодатель указывает на его предмет, а именно на так называемый лицензионный комплекс, т.е. определенный перечень лицензий, которые правообладатель должен передать пользователю в рамках указанного договора. Данный комплекс включает прежде всего:
лицензию на фирменное наименование правообладателя, которая передается пользователю;
право использования секретов производства (ноу-хау);
иные объекты интеллектуальной собственности, в частности лицензии на товарный знак или знак обслуживания.
Однако указанное определение франчайзинга не отражает все основные элементы правовой природы данных отношений применительно к производственному и сервисному франчайзингу: в основе указанных типов франчайзинга лежит то, что правообладатель передает пользователю деловой комплекс, основное предназначение которого заключается в том, что благодаря ему предпринимательская деятельность пользователя становится идентичной деятельности правообладателя.
Как мы уже выяснили, франчайзинг представляет собой одну из новых форм предпринимательской деятельности, согласно которому крупная и известная фирма (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи), обычно малому предприятию, развивающему свой бизнес, лицензионный комплекс и берет на себя обязательства по поставке оборудования, сырья, передаче новой технологии, оказанию услуг и др.
В зависимости от этого и различают:
) товарный франчайзинг. Суть его состоит в том, что у известной фирмы приобретается право ее партнером на продажу товаров с ее торговой маркой;
) производственный франчайзинг. Представляет собой передачу технологического процесса производства продукции, т.е. выдается лицензия другим компаниям иди предприятиям на использование своего товарного знака или торговой марки при изготовлении запатентованной продукции или производимой с помощью патентованного процесса, или «ноу-хау»;
) деловой франчайзинг. При деловом франчайзинге осуществляется продажа лицензии пользователю на товарный знак и способ ведения розничной торговли товарами и (или) услугами [10, с. 479].
Выделяется также:
дочерний франчайзинг. Предполагает организацию и поддержку независимого бизнеса под покровительством крупной ведущей фирмы;
конверсионный франчайзинг. Смысл его в том, чтобы постепенно происходила конверсия (превращение) системы сбыта товаров широкому кругу оптовых и розничных торговцев в такую систему, когда сбыт продукции производится только оптовым или розничным предприятиям, работающим по системе франчайзера.
В зависимости от того, сколько видов бизнеса предоставляется, различают франчайзинг:
индивидуальный. Его суть в том, что лицензия продается только на один вид бизнеса;
региональный. Предполагает создание двух- или трехуровневых франчайзинговых структур, которые функционируют в определенном регионе и имеют единое головное предприятие.
Региональный франчайзинг подразделяется:
на франчайзинг с владениями многими предприятиями. В этом случае ведущая фирма и ее партнер заключают договор на региональное развитие бизнеса, в соответствии с которым партнер имеет право открывать свои предприятия в определенном районе;
Из изложенного следует, что выгоду от заключения таких договоров имеют обе стороны. Для франчайзера это расширение бизнеса без больших финансовых затрат, получение дохода и дополнительной прибыли за счет предоставления комплекса исключительных прав. Для другой стороны такая система отношений выгодна тем, что она имеет возможность вести свой бизнес под торговой маркой (товарным Знаком, знаком обслуживания и т.п.), имеющей хорошую репутацию на рынке, снижать затраты на рекламу и т.д.
2.2 Признаки договора франчайзинга
Договору франчайзинга присущи следующие признаки. В силу того, что правообладатель обязуется передать пользователю за вознаграждение комплекс исключительных прав, этот договор двусторонний, консенсуальный, возмездный.
Цель договора - содействовать продвижению на рынке достаточно хорошо зарекомендовавших себя товаров, в частности высокотехнологического оборудования, которое, как правило, является средством производства других товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Сторонами по договору комплексной предпринимательской лицензии являются правообладатель и пользователь. Ими могут быть коммерческие организации, граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Правообладатель - это лицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых он разрешает пользователю за вознаграждение, т.е. он использует свои исключительные права в процессе коммерческой деятельности. Следовательно, правообладателем должно быть лицо, официально зарегистрированное в качестве предпринимателя.
В роли пользователя выступает лицо, получающее возможность использовать исключительные права, но так как эти права ему нужны для продвижения товаров на рынке, следовательно, пользователь также должен быть предпринимателем в момент заключения договора франчайзинга.
Предмет договора - исключительные права, принадлежащие правообладателю. К ним относятся право на фирменное наименование, нераскрытую информацию, в том числе секретов производства (ноу-хау), товарный знак, знак обслуживания и другие исключительные права.
Не может быть передано в рамках договора франчайзинга непосредственно само право на фирменное наименование, так как данное право непосредственно связано с субъектом без указанного субъекта отчуждение не подлежит, кроме случаев реорганизации юридического лица или отчуждения предприятия в целом (п. 1 ст. 1016 ГК) [1].
В рамках договора франчайзинга могут быть переданы права, вытекающие из способов индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ, услуг, в частности права на товарный знак.
При этом в отношении товарного знака в рамках договора франчайзинга передаче, как правило, подлежат не права на данный знак, а лишь права на его использование на основе предоставленной лицензии (ст. 1023 ГК) [1].
Однако в рамках франчайзинга вместо уступки патента будет осуществлена передача прав на использование, например, изобретения или полезной модели в силу исключительной или неисключительной лицензии. То есть в рамках договора франчайзинга передается лишь лицензия на право использования, например, изобретения или полезной модели.
В рамках договора франчайзинга возможна передача имущественных прав, связанных с объектами авторского права (речь идет об имущественных правах, вытекающих из авторского права).
Наряду с охраноспособными правами предметом договора франчайзинга могут быть и неохраноспособные объекты интеллектуальной собственности, например коммерческая тайна (торговый секрет, ноу-хау), а также информация (коммерческий опыт) и т.д.
Что же касается деловой репутации, которой обладает правообладатель, то, несмотря на то, что использование торгового наименования» правообладателя предполагает и «эксплуатацию» деловой репутации правообладателя, сама деловая репутация не может быть объектом франчайзинга, поскольку по своей природе она является неотчуждаемым личным неимущественным правом правообладателя (ст. 151 ГК) [1].
Передача пользователю лицензионного комплекса предусматривает не только пользование им объектами интеллектуальной собственности, но и его обязанности по сохранению интеллектуальной собственности правообладателя и защите данной собственности от нарушений со стороны третьих лиц [12].
Эти исключительные права могут быть использованы в определенном объеме (с установлением минимального и (или) максимального объема использования) с указанием или без указания территории их использования применительно к определенным видам предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 910 ГК).
Поскольку предметом договора является комплекс исключительных прав, т.е. подчеркиваются его отличительные особенности, то он (предмет договора) относится к числу существенных условий.
Цена (вознаграждение) является существенным условием договора франчайзинга. Это объясняется тем, что объекты исключительных прав по своей природе уникальные, относящиеся к интеллектуальной деятельности. Поэтому цена определяется исходя из включения в договор тех исключительных прав, которые предоставляются. Эти платежи могут быть фиксированные, разовые и периодические, отчисления от выручки и др.
Форма договора франчайзинга определена в законе (п. 4 ст. 9101 ГК). Он должен быть заключен в письменной форме.
Договор франчайзинга должен быть зарегистрирован. Государственная регистрация производится в том же органе, где зарегистрирован владелец исключительных прав. В том случае, если правообладатель исключительных прав зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя за границей, то регистрация договора франчайзинга производится в Республике Беларусь в органе, где зарегистрирован другой участник - пользователь. При передаче по указанному договору исключительных прав, охраняемых патентом, он подлежит регистрации в патентном органе в порядке, установленном действующим законодательством. Несоблюдение указанной формы влечет его недействительность [10, с. 481].
Срок действия договора франчайзинга и условия его расторжения или продления оговариваются сторонами и должны быть отражены в договоре.
Законодатель срок действия этого договора не относит к числу существенных условий. Такой вывод следует из п. 1 ст. 910 ГК, где сказано, что комплекс исключительных прав предоставляется правообладателем пользователю на определенный в договоре срок или без указания срока.
В договоре франчайзинга должно быть также указано, какие конкретно исключительные права будут использоваться, а соответственно какие в этой связи у сторон возникают права и обязанности, что по существу составляет и его содержание.
договор франчайзинг ответственность предпринимательский
2.3 Права и обязанности сторон
В общем права и обязанности правообладателя, так как и пользователя следуют из определения договора франчайзинга. При этом, если одна сторона несет обязанности, то соответственно другая имеет права.
В ст. 910.3 ГК приведены основные обязанности правообладателя: передать пользователю техническую и коммерческую документацию, иную информацию, необходимую пользователю для осуществления предоставленных ему исключительных прав, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав.
Франчайзер обязан выдать пользователю предусмотренные договором лицензии на право использования объектов интеллектуальной собственности, обеспечив их надлежащее оформление. Если договором не предусмотрено иное, правообладатель обязан оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, в том числе в обучении и повышении квалификации работников, а также контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора франчайзинга [3, с. 32].
Обязанности пользователя во многом определяются характером и особенностями деятельности - производство товара, оказание услуг или реализация на определенной территории товара под торговой маркой правообладателя. В любом случае пользователь обязан обеспечить соответствие качества товаров (работ или услуг) качеству, присущему товарам (работам, услугам) правообладателя. Соблюдение инструкций и выполнение указаний правообладателя, направленных на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется франчайзером, - также обязанность франчайзи. Правообладатель должен оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая товар, заказывая выполнение работ или оказание услуг непосредственно у правообладателя.
Пользователь обязан выплачивать правообладателю вознаграждение, которое в силу ст. 910 ГК может устанавливаться в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки или в иной форме.
Гражданский кодекс предусматривает возможность ограничения конкуренции между правообладателем и пользователем, что полностью соответствует правовой природе договора франчайзинга, за исключением тех случаев, когда эти ограничения противоречат антимонопольному законодательству. Договор может предусматривать: обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории; отказ пользователя от получения по договорам франчайзинга аналогичных исключительных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя; обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору франчайзинга исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление [16, с. 15].
В силу изложенного мы предложили бы следующее определение договора франчайзинга (относящееся, правда, лишь к производственному или сервисному франчайзингу): под договором франчайзинга понимаются отношения, в силу которых одно лицо (правообладатель, в правовых системах иных государств называемый «франчайзер») обязуется предоставить второму лицу (пользователю - «франчайзи») для осуществления им предпринимательской'деятельности, аналогичной деятельности правообладателя, «деловой комплекс» (лицензионный комплекс) состоящий из:
а) охраноспособных имущественных прав (лицензий на: фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.);
б) неохраноспособных имущественных прав (деловой опыт и др.);
в) других объектов гражданского права (коммерческая информация и др).
3. Особенности изменения и расторжения договора франчайзинка. Ответственность сторон
3.1 Ответственность сторон по договору франчайзинга
За невыполнение сторонами своих договорных обязанностей наступает ответственность. Так, если правообладатель отвечает за качество передаваемых объектов исключительных прав, то пользователь за качество производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Как уже было отмечено, договор франчайзинга направлен на то, чтобы передаваемые исключительные права или часть их использовались для расширения сбыта товаров, выполнения работ или оказания услуг. Все производимые пользователем товары, выполняемые работы, оказанные услуги должны отвечать тем качественным характеристикам и предъявляемым требованиям, какими они являются и у правообладателя. Чтобы качество этих товаров (работ, услуг) было не ниже чем у самого правообладателя, он должен осуществлять контроль за их производством. На это правообладателя ориентирует и законодатель, установив за ненадлежащее качество произведенных товаров, выполненных работ, оказанных услуг перед третьими лицами его персональную ответственность. Согласно ст. 9106 ГК такая ответственность может быть как субсидиарной, так и солидарной.
Так, правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору франчайзинга, качеству аналогичных товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) непосредственно правообладателем. По требованиям же, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем. Эти требования устанавливаются в договорах, заключаемых пользователями с субпользователями. Таким образом, из изложенного, следует, что у сторон ответственность по договору франчайзинга наступает по существу независимо от их вины.
3.2 Изменение и расторжение договора франчайзинга
Договор франчайзинга может быть изменен по правилам гл. 29 ГК. Изменение договора франчайзинга подлежит регистрации в установленном порядке. В отношениях с третьими лицами стороны договора франчайзинга вправе ссылаться на изменение договора, произошедшие с момента регистрации этого изменения.
Наряду с положениями, предусмотренными гл. 29 ГК, договор франчайзинга подлежит также изменению и в случаях, установленных гл. 53 ГК, т.е. главой, регламентирующей франчайзинг:
при изменении фирменного наименования правообладателя, если пользователь не потребует расторжения договора и возмещения убытков (ст. 9109 ГК) [1];
если в период действия договора истек срок действия исключительного права, входящего в лицензионный комплекс, либо такое право прекратилось по иному основанию (в этом случае договор франчайзинга сохраняет свою силу, за исключением обязательств, относящихся к прекратившемуся праву, а пользователь, если иное не предусмотрено договором, вправе потребовать соразмерного уменьшения платежа) (ст. 91010 ГК) [1].
Отчуждение правообладателем всех (или части) объектов интеллектуальной собственности, являющихся предметом договора франчайзинга, не приводит к изменению обязательств по договору франчайзинга, так как стороной договора «полностью» или в соответствующей части становится новый правообладатель. Договор франчайзинга прекращается прежде всего в силу общих оснований прекращения обязательств, предусмотренных гл. 26 ГК, и оснований расторжения договора, предусмотренных гл. 29 ГК [1].
Договор франчайзинга прекращается в силу прекращения обязательств, основой возникновения которых являлся данный договор: в связи с надлежащим исполнением сторонами принятых на себя обязательств, отступным, зачетом однородных требований, совпадением кредитора и должника в одном лице, прекращением обязательства новацией, прощением долга, прекращением обязательств на основании акта государственного органа либо в связи со смертью гражданина или ликвидацией юридического лица.
При надлежащем исполнении сторонами договора франчайзинга обязательства по договору, как правило, прекращаются по истечении срока, на который он заключен. При этом обычно срок договора франчайзинга (с учетом срока действия прав на объекты промышленной собственности, являющиеся предметом договора) устанавливается достаточно большим для того, чтобы дать возможность пользователю окупить инвестиции, связанные с приобретением недвижимости, обучением персонала, первоначальным продвижением товара на рынке и т.д.
В договоре франчайзинга также может быть предусмотрено преимущественное право пользователя на заключение нового договора по окончании срока действия первоначального договора, вследствие чего правообладатель при отсутствии нарушений условий договора франчайзинга со стороны пользователя в случае сохранения франчайзинговой сети на территории пользователя обязан будет перезаключить договор на новый срок. Данное положение, как правило, является «выгодным» как для правообладателя, так и для пользователя, поскольку при прекращении обязательств по договору у обеих сторон возникают многочисленные проблемы.
Еще одним основанием прекращения договора франчайзинга служит смерть правообладателя -индивидуального предпринимателя и переход прав, составляющих предмет договора франчайзинга, к наследнику, который в течение шести месяцев со дня открытия наследства не приобрел статус индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 9108 ГК) [1].
Свойственным лишь договору франчайзинга основанием прекращения обязательств по данному договору является прекращение права на фирменное наименование правообладателя без замены его новым фирменным наименованием (п. 2 ст. 91010 ГК) [1].
Договор франчайзинга на любой стадии его исполнения может быть расторгнут по соглашению сторон, если иное не предусмотрено в самом договоре франчайзинга или акта законодательства (п. 1 ст. 420 ГК) [1].
Договор франчайзинга может быть также расторгнут по требованию одной из сторон данного договора на основании решения суда в случаях существенного нарушения договора другой стороной или в случаях, предусмотренных в самом договоре или в законодательстве (п. 2 ст. 420 ГК) [1].
Законодательство Республики Беларусь (п. 3 ст. 420 ГК) [1] допускает возможность одностороннего отказа от исполнения договора, в том числе и договора франчайзинга, полностью, когда такой отказ предусмотрен соглашением сторон или законодательством без обращения в суд. В этом случае договор франчайзинга будет считаться расторгнутым.
Однако законодатель допускает возможность отказа от исполнения договора франчайзинга и без объективных оснований, а именно в соответствии с п. 2 ст. 910" ГК каждая из сторон договора франчайзинга, заключенного без указания срока, вправе в любое время полностью отказаться от исполнения договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок [14, с. 83].
Законодатель предоставляет возможность расторгнуть в одностороннем порядке по данному основанию лишь бессрочный договор франчайзинга и не предоставляет это право в рамках срочного договора франчайзинга. Пункт 1 ст. 421 ГК допускает возможность расторжения договора и в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Согласно п. 2 ст. 422 ГК одна из сторон может обратиться в суд с требованием о принудительном расторжении договора франчайзинга только после получения отказа второй стороны на расторжение договора либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении, либо установленный законодательством, либо договором, либо при отсутствии указанных сроков -в 30-дневный срок.
В обязательном порядке предусмотрено первоначально достижение соглашения о расторжении договора сторонами и лишь, если они не смогут между собой договориться, то в случаях, указанных выше, они могут обратиться в суд и расторгнуть договор в судебном порядке.
В качестве последствий расторжения договора п. 4. ст. 423 ГК указывает, что стороны не вправе требовать возвращения того, что было ими исполнено по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законодательством или соглашением сторон.
Пункт 5 ст. 423 ГК предусматривает возможность взыскать со стороны, виновной в существенном нарушении договора, а в силу этого в его расторжении по данному основанию, возмещение убытков, причиненных другой стороне договора указанным расторжением. Для договора франчайзинга это является особенно актуальным в силу того, что затраты каждой из сторон на различных этапах его исполнения неравноценны, а поэтому расторжение договора в процессе исполнения может влечь большие убытки для одной стороны по отношению к другой; и кроме того, сторона всегда должна отвечать за причиненные другой стороне убытки.
Согласно п. 3 ст. 9103 ГК требуется обязательная регистрация и самого факта расторжения договора франчайзинга в порядке, установленном для договора франчайзинга. Однако остается непонятным, что произойдет в случае, если расторжение договора франчайзинга не будет зарегистрировано: будет ли это означать, что договор продолжает действие или нет. И если ответить на данный вопрос утвердительно, то каковы правовые последствия продолжения действия договора франчайзинга. По нашему мнению, все-таки отсутствие факта регистрации расторжения договора франчайзинга никак не влияет на прекращение прав и обязанностей сторон в связи с прекращением правового основания, в силу которого они возникли.
При расторжении договора франчайзинга в договоре должны быть точно определены последствия, связанные, например, с возложением на каждую из сторон договора необходимых расходов и иных обязанностей в связи с прекращением договора. ГК (п. 3 ст. 421) [1] указывает на то, что если расторжение договора произошло вследствие существенно изменившихся обстоятельств, то суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.
Кроме того, необходимо учитывать, что применительно к договору франчайзинга в случае его прекращения на любой из стадий исполнения до момента истечения срока договора или достижения сторонами указанной в договоре цели, либо даже в связи с истечением срока действия договора, необходимо также будет решать вопросы, связанные с той информацией (в частности, с деловым опытом), которую правообладатель передал пользователю при исполнении договора.
То же относится и к объектам интеллектуальной собственности правообладателя, за исключением тех прав, которые не могут быть возвращены либо о которых есть особая договоренность.
Таким образом, для того, чтобы сохранить в неприкосновенности интересы правообладателя, передавшего пользователю соответствующую информацию, даже в случае прекращения договора франчайзинга, в указанном договоре необходимо предусмотреть, что обязательства, связанные с такой информацией, или иные аналогичные им обязательства сохраняют свою силу в течение срока, указанного в договоре вне зависимости от прекращения договора франчайзинга, а точнее иных его условий.
Как правило, пользователь не имеет права на компенсацию в случае прекращения договора, даже при условии, если благодаря его усилиям престиж торговой марки правообладателя значительно увеличился. Хотя договором может быть предусмотрено обратное, в связи с тем, что для пользователя прекращение договора франчайзинга, даже в связи с окончанием срока договора, может быть сопряжено со значительными имущественными издержками .
3.3 Договор комплексной предпринимательской сублицензии
В случаях, предусмотренных договором франчайзинга, пользователь может заключать с другими лицами договоры комплексной предпринимательской сублицензии, которые разрешают использование предоставленного пользователю лицензионного комплекса или его части на условиях, согласованных с правообладателем или определенных в договоре франчайзинга. Договор франчайзинга может предусматривать обязанность пользователя в течение установленного срока заключить определенное количество договоров комплексной предпринимательской сублицензии.
Сторонами договора комплексной предпринимательской сублицензии являются пользователь и вторичный пользователь; к их отношениям применяются правила об отношениях правообладателя и пользователя в рамках договора франчайзинга с учетом особенностей, установленных законодательством [13, с. 168].
Таким образом, подводя итог главе в целом, можно сказать, что к ответственности сторон по договору применяются общие правила об ответственности за нарушение обязательства. Поскольку договор франчайзинга заключается для осуществления предпринимательской деятельности, его стороны несут ответственность независимо от вины. Изменение договора франчайзинга возможно по общим основаниям, предусмотренным ст. 420 и 421 ГК. Особенностью является то, что изменения договора подлежат регистрации в патентном органе, при этом в отношениях с третьими лицами стороны договора франчайзинга могут ссылаться на изменения договора только с момента регистрации этого изменения.
Заключение
В заключение курсовой работы хотелось бы кратко изложить вытекающие из нее основные положения, свидетельствующие в пользу высокой эффективности этого метода ведения бизнеса и необходимости детальной регламентации договора франчайзинга в законодательстве Республики Беларусь. В ходе работы определено понятие договора франчайзинга, проанализированы основные права и обязанности франчайзи и франчайзера, а так же ответственность сторон договора и условия изменения и прекращение договора. Итак, франчайзинг позволяет франчайзеру увеличивать число торговых точек, распространяющих товар или услугу, предлагаемых его организацией, при минимальных капитальных вложениях, так как деньги в бизнес в основном вкладывает франчайзи. Кроме того, зависимость франчайзи от исключительных прав франчайзера и принятые им на себя обязательства придерживаться в своей деятельности стандартов и качества не ниже, чем у франчайзера, позволяют последнему контролировать франчайзинговую сеть до такой степени, как если бы это была его собственная, фирменная дистрибьюторская сеть. Налицо и результат: франчайзи, ежечасно рискующий собственным капиталом, как правило, действует гораздо эффективнее, чем служащий фирмы. В этом кроется объяснение стремительного распространения системы франчайзинга.
От франчайзинга объективно выигрывает и третья заинтересованная сторона: во-первых, общество в целом, получающее в лице франчайзи широкую прослойку мелких предпринимателей - собственников (взамен наемных трудящихся); и, во-вторых, рядовой потребитель, заказчик, клиент, которому товары и услуги предлагаются не на единообразных условиях фирменной торговли и сервиса, а на индивидуальных условиях множества независимых франчайзинговых "точек" и "единиц", среди которых всегда можно найти товар подешевле, а услугу - доступнее при гарантированно высоком качестве. Как видим, эффективность франчайзинга налицо, поэтому данная система, получившая столь широкое распространение во всем мире, должна найти свое применение и в Беларуси. Для этого имеются и весомые предпосылки. С одной стороны - реформирование и модернизация экономики, рост предпринимательской активности, с другой стороны - наличие основополагающей законодательной базы и усиливающиеся процессы законотворческой деятельности. Уже сегодня наиболее дальновидные иностранные корпорации активно осваивают белорусский рынок, который сейчас достаточно насыщен товарами и услугами зарубежного производства. Конечно, хотелось бы видеть на нашем рынке больше отечественных торговых марок, товаров, услуг, однако, реально ли сейчас белорусскому предприятию достигнуть такого уровня качества и объема производства, чтобы стать заинтересованным в установлении договорных отношений франчайзинга. Очевидно, что и в Республике Беларусь франчайзинг так же окажется эффективным способом реализации различных идей и проектов и будет иметь большое значение для становления нового класса предпринимателей. При наличии удачного продукта даже небольшие белорусские предприятия смогут стать франчайзерами, а некоторые впоследствии - международными франчайзерами, что не только поднимет престиж нашего государства на международной арене, но и принесет стране валюту, полученную от продажи изделий за рубежом.
Как видим, перспективы развития договорных отношений франчайзинга в Республике Беларусь огромны. Однако знают об этом в нашей стране пока очень немногие, даже в предпринимательской среде. Поэтому первым шагом на пути к широкому применению франчайзинга в Республике Беларусь должна стать его популяризация. Особое внимание, на мой взгляд, должно быть уделено законодательному урегулированию франчайзинговых отношений.
И тогда, вне всяких сомнений, появление широкой сети франчайзинга в Беларуси - вопрос только времени, причем ближайшего.
Список использованных источников
1.Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998г. (С измен. и дополн. от 14 июля 2000г.; 3 мая 2001г.; 4 января 2002г.; 25 мая 2002г.; 24 июня 2002г.; 17 июля 2002г.; 4 января 2003г.; 26 июня 2003г; 8 января 2004г; 18 августа 2004; 4 мая 2005 г.; 19 июля 2005 г.; 22 декабря 2005 г.; 5 января 2006 г.; 16 мая 2006 г.; 29 июня 2006 г.; 19 июля 2006 г; 20 июля 2006 г.; 20 июля 2006 г.; 29 декабря 2006 г.; 7 мая 2007 г; 18 мая 2007 г.; 14 августа 2007 г.; 26 декабря 2007 г.; 26 декабря 2007 года.) //Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. №7-9. Ст.101; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №69. 2/190; 2001. №46. 2/750; 2002. №7. 2/828; №62. 2/853; №75. 2/862; №84. 2/877; №128. 2/897;2003. №8. 2/932; №74. 2/961; 2004. №4. 2/1016; 2004 № 137, 2/1065; 2005 № 73, 2/1106; 2005. № 122, 2/1141; 2006 № 6, 2/1173; 2006 № 18, 2/1196, 2006. № 78, 2/1212; 2006 № 106, 2/1234; 2006. № 107, 2/1235; 2006. № 114, 2/1247; 2006 г. № 122, 211257; 2006г. № 122, 2/1259; 2007. № 4, 2/1290; 2007. № 118, 2/1309; 2007. № 132, 2/1330; 2007. № 199, 2/1375; 2007. № 305, 2/1397, 2007 г., № 305, 2/1397; 2007г., № 305, 2/1398.
.Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301, от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410 и от 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552.
3.Алейников С.М. Договор франчайзинга: учеб. пособив/ Мн., 1998.
.Андрошук Г., Денисюк В. Франчайзинг: особенности, типовые структуры, задачи развития // Предпринимательство, хозяйство и управление. 1996. № 11.
.Беляева, Т.А. Договор франчайзинга: проблемы и коллизии в законодательстве // Консультант Плюс Беларусь[Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», - Минск, 2010
.Вациовский M.Ю. Международный франчайзинг: оформление договорных отношений // Право и экономика. 1997. № 2.
7.Витрянский В.В. Гражданский кодекс РФ, часть вторая. - М., МЦФЭР, 1996.
.Витрянский В.В., Суханов Е.А. и др. Договоры: порядок заключения, изменения и расторжения, новые типы. - М., АО "Центр деловой информации" еженедельника "Экономика и жизнь", 1996,
9.Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе РФ // Хозяйство и право. 1997. № 12.
10.Колбасин Д.А. Гражданское право республики Беларусь. Особенная часть: Практ. Пособие. - Мн.: Молодежн6ое научное общество, 2000.
.Комментарии к Гражданскому Кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный): В 3-х книгах. Кн. 2 Раздел III. Общая часть обязательственного права. Разд. IV. Отдельные виды обязательств / Отв. ред. и руководитель авторского коллектива и д-р юрид. Наук, проф., засл. Юрист БССР В.Ф. Чигирь. - Мн.: Амалфея, 2005. - 1376 с.
.Латышев, И. Белорусский франчайзинг: путь от теории к практике // Консультант Плюс Беларусь[Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», - Минск, 2010.
.Лосев С. Договор франчайзинга. - // Юрист, - № 4. - 2005. - с. 165-169
14.Сосна СЛ. Новое в гражданском праве: франчайзинг // Государство и право. 1997. № 7.
.Стэнворт Дж., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе. М.: Юнити, 1996. С. 18.
.Трахтенгерц Р. Договор коммерческой концессии // Юридический мир. 1997. №4.