Государственный контроль и его виды

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,53 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный контроль и его виды

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

имени П.А.СТОЛЫПИНА»

Филиал в г. Ульяновске

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Административное право»

на тему: «Государственный контроль и его виды»


Выполнил:

студент 3 курса, ГМУвз- 330 группы,

заочной формы обучения,

специальности 080504.65,

Липатов Николай Викторович




Ульяновск 2013

Содержание

1.Введение

.Государственный контроль

2.1Понятие законности и способы её обеспечения

2.2Понятие государственного контроля

2.3Содержание и виды государственного контроля

.Виды государственного контроля в системе разделения властей

3.1Президентский контроль

3.2Контроль органов исполнительной власти

3.3Контроль органов законодательной власти

3.4Судебный контроль

.Заключение

.Список литературы

1. Введение

Проводимые в Российском государстве с начала 90-х годов прошлого века социально - экономические преобразования сопровождались противоречиями. Желание, как можно быстрее преодолеть их привело к тому, что государство, учитывая возрастающий спрос на государственные институты в экономике, в последнее время стало усиливать свое организующее воздействие. Усиление государственного влияния выразилось, прежде всего, в увеличении штатной численности контрольных государственных органов. Контрольная функция государственных органов является одной из основных функций в механизме реализации исполнительной власти. Государственный контроль отражает происходящее в жизни общества, государства, в праве, экономике и политической системе и изменяется в соответствии с механизмом управления. Хочется отметить, что за последние годы отношение к государственному контролю трансформировалось: от негативного, до позитивного.

В данной работе рассмотрены основные принципы одной из важнейших форм осуществления государственной власти - государственного контроля. Необходимо обозначить (как общую тему) теоретическое понятие государственного контроля вообще, а также исследовать деятельность отдельных субъектов, осуществляющих эту функцию.

Следует отметить, что контрольно-надзорная деятельность государства приобретает все более важный характер. В демократически развитых государствах она выделяется в новую ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной. [16,551] Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предполагает образования единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля. Можно сказать, что вопрос государственного контроля остается «вечно» актуальным, так как без него невозможно реализовать функцию государственного управления - неотъемлемую составляющую государственной власти. Применительно к постсоветским, развивающимся государствам актуальным является процесс видоизменения, трансформации сущности, функций и средств государственного контроля. В частности, в процессе преобразования авторитарных государственных систем в демократические уделяется больше внимания таким объектам государственного контроля как права человека.

При проведении исследования темы Государственный контроль и его виды были использованы следующие методы исследования:

üанализ существующей базы источников по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).

üобобщение и синтез точек зрения, представленных в базе источников (метод научного синтеза и обобщения).

Предметом исследования в данной работе выступают такие понятия как законность, атрибут существования демократически организованного общества, и способы её обеспечения которые включают в себя и частные вопросы Государственного контроля.

Цель работы - изучение темы Государственного контроля и его видов в системе разделения властей, которые были приняты согласно конституции Российской Федерации.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

. Рассмотреть теоретические подходы к определению понятия законность и способы её обеспечения;

. Обозначить понятие Государственный контроль, его содержание и виды, рассмотреть какие основные элементы отвечают требованиям законности и дисциплины;

. Рассмотреть классификацию Государственного контроля в зависимости от органов государственной власти, которые её осуществляют.

2. Государственный контроль

2.1 Понятие законности и способы её обеспечения

В соответствие с Конституцией Российской Федерации ст. 15 часть 2 органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы, а в соответствии с ч. 1 той же статьи законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции страны. [1, 5] Соблюдение Конституции и законов и соответствие всех других издаваемых нормативно-правовых актов действующему законодательству составляют сущность законности. Законность - атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, осуществления демократии, образования и функционирования гражданского общества, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата. Она обязательна для всех элементов государственного механизма, гражданского общества и для всех граждан. [10, 600] Наряду с законностью эффективности управления служат дисциплина целесообразности, присущие управленческой деятельности.

Законность в государственном управлении характеризуется рядом черт.

Во-первых, это общеобязательность законов для всех лиц, находящихся на территории России. В этом проявляется верховенство и всеобщность предписаний законов, их высшая юридическая сила. В целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов 10 августа 2000г. издан Указ Президента «О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации».

Во-вторых, единство законности, обеспечивающее единообразное понимание и применения законов на всей территории РФ.

В-третьих, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, издания каких-либо правовых актов и действий по их реализации вопреки закону под предлогом целесообразности. Сам закон есть высшая степень проявления целесообразности. Целесообразность означает соответствие деятельности органов исполнительной власти, должностных лиц тем целям, которые поставлены перед ними законами и подзаконными актами. Поскольку закон регулирует сложные и многообразные отношения в обществе, законодатель дает исполнителю правовой нормы определенный простор, обычно предлагая на основе так называемого административного усмотрения несколько вариантов конкретного решения. Главное состоит в том, чтобы любой вариант решения при применении закона обязательно осуществлялся в границах закона и на основе норм права.

В-четвертых, неразрывная связь законности и правовой культуры населения. С одной стороны, внедрение законности означает повышение культурного уровня населения, а с другой - само наличие определенного уровня культуры составляет необходимую предпосылку соблюдения законности.

В-пятых, при любом управленческом решении законность должна быть рядом со справедливостью.

В-шестых, законность в государственном управлении торжествует лишь в том случае, если её нарушение влечет неизбежность ответственности или другой реакции государства на противоправное поведение.

Обеспечение законности в России служит система определенных гарантий (экономические, политические, организационные, юридические и общественные), которая возлагается на различные органы как в качестве их основной деятельности, так и в качестве дополнительной функции.

В обществе действует особая система государственных органов, на которую возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти. Применяемые ими различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы обобщенно называются способами обеспечения законности. Это - контроль, надзор и обжалование.

законность государственный контроль исполнительный

2.2 Понятие государственного контроля

В словаре русского языка С.И. Ожегова контроль определяется следующим образом:

1)проверка, а также наблюдение с целью проверки;

2)учреждение, ведающее такой проверкой;

)лица, занимающиеся этим делом, контроллёры. [17,285]

Обобщенно контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Контроль является довольно широкой и объемной правовой категорией и рассматривается как функция государственного управления, как определенный этап в управленческом цикле.

В системах социального управления контроль - важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. [10,608]

Контроль - это система наблюдения, проверки процесса функционирования органов исполнительной власти и их должностных лиц с целью получения достоверной информации о состоянии законности, дисциплины, эффективности и целесообразности деятельности, своевременного предупреждения, выявления, пресечения нарушений, способствующих им причин и условий, привлечения виновных к ответственности. [5,140]

Контроль призван обеспечить строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами тайны.

Контроль как организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины и деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению за деятельностью субъектов управленческих отношений с целью проверки соответствия их решений и действий, отвечающих требованиям законности и государственной дисциплины, включает в себя следующие элементы:

проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями;

проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности;

принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечения к различным видам правовой ответственности). [12,242]

Таким образом, государственный контроль можно определить как форму или функцию государственной власти, обеспечивающую проверку выполнения законов и иных нормативных актов органами государства с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и правил.

Следует отметить, что в официальных документах также дается определение государственного контроля. Например, в письме Минэкономразвития РФ от 20 ноября 2008 г. №Д05-5158 указано, что «государственный контроль (надзор) - одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других нормативно-правовых актов, издаваемых органами государства в пределах их компетенции».

Согласно ст. 3 Конституции РФ единственным источником власти в РФ является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. [1,4] Эффективность осуществления народом своей власти через названные органы решающим образом зависит от уровня государственного контроля. При этом данный контроль в соответствии с Конституцией в любом случае остается государственным, поскольку и органы государственной власти, и органы местного самоуправления выступают формой единой государственной власти.


Содержание контроля состоит из:

.наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении им правил и поручений, их состоянии. Формы сбора информации - изучение данных учета, отчетов, проверки документов, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.;

.анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки прогнозов;

.принятие мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов, и в том числе пресечения противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий, новых нарушений;

.учета конкретных нарушений, определения их причин и условий;

.выявления виновных, привлечения их к ответственности. В отдельных случаях контролирующие органы вправе сами решить вопрос о дисциплинарной, материальной, уголовной ответственности виновных, в других - обязаны ставить вопросы об этом перед компетентными органами, должностными лицами.

Следует также отметить, что контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками:

.между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом, как правило, существуют отношения подчиненности или подведомственности.

.объектом контроля является законность и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого.

.контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.

.контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения.

Основные требования, предъявляемые к контролю за законностью и дисциплиной в государственном управлении:

универсальность - охват контролем всех органов исполнительной власти и направлений их деятельности, оценка не только с точки зрения состояния законности и дисциплины, но также целесообразности, эффективности, оперативности;

постоянство - систематичность, повседневность, плановость контроля;

объективность - проведение контроля незаинтересованными лицами и организациями, получение достоверной информации;

действенность - направленность на улучшение работы подконтрольных объектов, устранение недостатков в их деятельности.

Государственный контроль как организационно-правовой способ обеспечения законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности классифицируется по различным основаниям. В зависимости от объема: общий, охватывающий всю деятельность (комплексная инспекторская проверка); специальный, осуществляемый по какому-либо конкретному вопросу (проверка исполнения данного указания, распоряжения). По времени его осуществления различают: предварительный (до совершения действий), текущий (в процессе совершения действий) и последующий контроль (после совершения действий). По методам осуществления контрольных проверок выделяют контроль по документам, отчетам, по отдельным жалобам и запросам, а также непосредственный контроль в виде плановых и внеплановых сплошных или целевых (по определенным вопросам) контрольных проверок. При этом понятие "вид контроля" следует отличать от понятия "форма контроля". Наиболее распространенные формы контроля, присущие всем или, по крайней мере, многим его видам: рассмотрение отчетов по результатам деятельности подконтрольных объектов за определенный период или по определенному вопросу; целевые контрольные проверки по отдельным жалобам, сообщениям средств массовой информации, обращениям различных судебно-следственных и иных правоохранительных органов; ревизии финансово-хозяйственной деятельности; всестороннее целевое инспектирование деятельности подконтрольных организаций по всем видам и направлениям их деятельности за определенный период.

Виды государственного контроля можно классифицировать в зависимости от органов, его осуществляющих.

Внутриведомственный контроль проводится исключительно силами и средствами аппарата государственного управления, вышестоящими органами исполнительной власти своей системы. Масштабы этого вида контроля ограничены исключительно соответствующей отраслью или сферой государственного управления. Внутриведомственный контроль - одна из важнейших функций руководства вышестоящих органов исполнительной власти нижестоящими подчиненными организациями своей системы, зачастую он имеет форму проверки исполнения актов и директив своего ведомственного руководства.

Наряду с внутриведомственным контролем и независимо от него действует несколько видов надведомственного государственного контроля, осуществляемого органами представительной, исполнительной и судебной государственной власти.

Государственный контроль органов представительной (законодательной) власти на федеральном уровне осуществляется депутатами Федерального Собрания и формируемыми им органами, прежде всего Счетной палатой РФ и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Для контроля за исполнением федерального бюджета Федеральное Собрание образует Счетную палату, которая является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, проводящим контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую и иные виды деятельности, связанные с контролем за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в банках и иных финансово-кредитных учреждениях России.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный по правам человека вправе проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

.Государственный контроль в системе разделения властей

Исходя из установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на самостоятельные ветви различают следующие виды государственного контроля: 1) президентский контроль; 2) контроль органов исполнительной власти; 3) контроль органов законодательной власти; 4) судебный контроль. Основные цели контроля - соблюдение органами исполнительной власти и их должностных лиц законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования.

.1Президентский контроль

Контрольные полномочия Президента Российской Федерации за деятельностью органов исполнительной власти наиболее полно выражаются в том, что согласно ч. 3 ст. 80 Конституции он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение которой в жизнь возлагается на соответствующие органы исполнительной власти. [1, 14]

Президентский контроль в государственном управлении состоит в том, что в соответствии с полномочиями, он осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, Совета Безопасности Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации. Также она осуществляется и при назначении и освобождении высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации, назначении и отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации осуществляет функции контроля в процессе обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти, а также руководства рядом федеральных органов исполнительной власти.

Президент Российской Федерации непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает положения о них и назначает их руководителей. Осуществляет полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и Председателя Совета Безопасности Российской Федерации.

Контроль за деятельностью государственной администрации Президент России осуществляет частично непосредственно, но главным образом через свою Администрацию. Он реализует контрольные полномочия при подготовке вопросов об отставке Правительства, освобождении от должности отдельных федеральных министров, руководителей иных центральных федеральных органов исполнительной власти, назначенных им военачальников, дипломатических представителей в иностранных государствах и других должностных лиц. На Администрацию Президента возложено обеспечение контроля Президента за деятельностью государственной администрации.

На другое структурное подразделение Администрации - Управление Президента по работе с обращениями граждан возложено осуществление контроля за своевременным и полным рассмотрением обращений граждан. В его обязанности входит анализ и обобщение вопросов, которые ставят граждане и на основе этого оперативное и периодическое информирование Президента о количестве и характере такого обращения. На основе этого готовятся предложения по устранению причин, которые порождают жалобы.

Главное контрольное управление Президента является структурным подразделением Администрации Президента и подчинено Президенту. Контрольное управление действует как система, которая обеспечивает реализацию полномочий и осуществляет контроль над исполнением Конституции, Законов и Указов. В соответствии с возложенными обязанностями Управление выполняет следующие функции:

контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;

контроль за реализацией общенациональных проектов;

контроль и проверка исполнения поручений Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;

контроль за реализацией ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, бюджетных посланий Президента Российской Федерации и иных программных документов Президента Российской Федерации;

информирование Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

Контрольные полномочия в сфере обеспечения безопасности Президент Российской Федерации осуществляет через Совет безопасности Российской Федерации. В соответствии с п. "ж" ст. 83 Конституции Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О безопасности" Указом Президента Российской Федерации утверждено Положение о Совете безопасности Российской Федерации.

Совет безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Важную роль в реализации контрольных полномочий Президента Российской Федерации играют полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах. Они обязаны содействовать исполнению правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, контролировать выполнение этих актов. Также они обеспечивают реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Полномочные представители обязаны представлять Президенту аналитическую и иную информацию об экономических, социальных и политических процессах на территории и вносить соответствующие предложения.

Подводя итог выше сказанного можно заключить, что контрольные полномочия Президента РФ осуществляются в следующих формах:

− непосредственный контроль;

− через соответствующие президентские структуры: Администрацию Президента РФ, Главное контрольное управление;

− через институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

А основными особенностями президентского контроля можно выделить:

.он охватывает все сферы деятельности федеральной, а также некоторые - региональной власти;

.он состоит в проверке выполнения положений Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента и Правительства России;

.в основном он осуществляется структурными подразделениями и должностными лицами, находящимися в системе Администрации Президента;

.его результаты могут быть использованными Президентом России для принятия мер воздействия, предусмотренных Конституцией, привлечения виновных к дисциплинарной ответственности, поощрения отличившихся;

.субъекты, осуществляющие контроль, вправе доложить Президенту об обнаруженных недостатках, а сами могут вносить представления, делать предписания. Они обеспечивают Президента необходимой информацией, а он решает, какие следует принять меры.

.2 Контроль органов исполнительной власти

Данный вид государственного контроля осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Так, Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" осуществляет систематический контроль за исполнением Конституции РФ и федеральных законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, находящихся в его ведении, и контролирует их деятельность. Эти федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций. Контроль органов исполнительной власти можно разделить на:

а) общий,

б) ведомственный,

в) надведомственный.

Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик (советы министров, кабинеты министров и др.), высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Оно вправе отменять акты этих органов или приостанавливать их действие.

В пределах своей компетенции Правительство РФ осуществляет контроль за исполнением законов, иных нормативных актов не только федеральными органами исполнительной власти, но и органами исполнительной власти субъектов РФ. Контролю со стороны Правительства РФ подлежит также деятельность по согласованию решений об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти в крае, области и назначении соответствующих должностных лиц и др.

Контрольные полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ можно свести в основном к следующим: контроль за состоянием учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта РФ; за использованием и охраной земель, вод, лесов, недр; за соблюдением утвержденных проектов строительства; за состоянием транспортного обслуживания населения.

Указанные органы контролируют также санитарно-эпидемиологическое, радиационное состояние подведомственной территории, соблюдение на ней законодательства РФ, устава, законов и иных нормативных актов субъекта РФ; обеспечивает контроль за соблюдением правил охраны труда, техники безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта РФ.

Ведомственный контроль осуществляется органами отраслевой и некоторыми органами межотраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке этими органами в пределах своей компетенции соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов, а также своих решений нижестоящими подведомственными им органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями. Например, Министерство путей сообщения РФ осуществляет контроль за правильным применением действующего законодательства и иных нормативных актов на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта, за профессиональным уровнем руководящих работников этих организаций.

Оно осуществляет контроль за выполнением требований Устава железных дорог, состоянием безопасности движения поездов, сохранностью перевозимых грузов, использованием грузовых вагонов и контейнеров и др. Министерство РФ по атомной энергии осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к федеральной собственности имущества предприятий и организаций ядерного комплекса.

В субъектах РФ ведомственный контроль осуществляется соответствующими министерствами, ведомствами, управлениями и другими органами отраслевой и межотраслевой компетенции.

Надведомственный контроль осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера. В пределах своей компетенции они контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций по определенным (специальным) вопросам. Между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность. Так, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации предприятиями, учреждениями, независимо от ведомственной принадлежности.

Государственный комитет РФ по статистике осуществляет контроль за выполнением всеми юридическими субъектами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства РФ в области государственной статистики. Надведомственный контроль по вопросам своей компетенции осуществляют Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов РФ, Министерство труда и социального развития РФ и др.

.3 Контроль органов законодательной власти

Этот вид контроля регламентирован Конституцией РФ (ст. 102, 103). Федеральное Собрание РФ вправе контролировать федеральные исполнительные органы, а законодательные органы субъектов Федерации - исполнительные органы соответствующих республик, краев, областей, городов. Существует механизм построения контроля со стороны Федерального Собрания за соответствием указов Президента Конституции и законам РФ. Так, Совет Федерации осуществляет контроль при утверждении указов Президента о введении военного положения, чрезвычайного положения, а также за решением Президентом вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ (ст. 102 Конституции). [1, 17]

Контрольные полномочия Федерального Собрания выражаются и в том, что назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях осуществляются Президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания (п. «м» ст. 83 Конституции). Формой контроля за деятельностью органов исполнительной власти является также запрос депутата или группы депутатов Совета Федерации, Государственной Думы Правительству страны, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в их компетенцию.

В основном Государственная Дума может влиять на исполнительную власть с помощью бюджета. Она дает оценку проекту федерального бюджета, выносимому на ее рассмотрение Правительством, и утверждать его. Правительство обязано ежегодно представлять Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший год.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определен в Федеральном законе. Она должна выполнять такие задачи: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти; анализ отклонений от показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса в целом; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке России и иных финансово-кредитных учреждениях; регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются не только на государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, но и на органы местного самоуправления и вообще на все организации и объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют какие-либо официально предоставленные льготы и преимущества.

Счетная палата проводит ревизии, проверки и иные контрольные мероприятия. Проверяемые организации обязаны обеспечивать условия для этого и представлять все необходимые документы и информацию под угрозой юридической ответственности. По результатам проверок Счетная палата направляет проверяемым организациям представления, которые должны быть рассмотрены в определенные сроки с уведомлением Счетной палаты о принятых мерах. В случае выявления признаков преступлений материалы проверок передаются в правоохранительные органы. Счетная палата уполномочена также давать предписания, предусмотрен механизм их обязательного исполнения и обжалования в судебном порядке.

Согласно ст. 77 Конституции, субъекты Федерации сами образуют соответствующие органы государственной власти. Эти органы наделены и соответствующими контрольными полномочиями по отношению к органам исполнительной власти. Они особенно значительны в республиках, входящих в состав Федерации. Конституции республик устанавливают, что представительные органы являются не только высшими законодательными, но и контрольными органами.

.4 Судебный контроль

Среди способов обеспечения законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю, который осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Судебный контроль представляет собой осуществление контрольной функции государства при применении судебной власти в рамках особой судебно-процессуальной формы. Основная функция всей системы судебных органов - реализация задач правосудия, в результате чего обеспечивается охрана прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных интересов.

Вместе с тем судебную власть как одну из ветвей государственной власти нельзя сводить только к рассмотрению конкретных судебных дел. Судебная власть - неотъемлемый элемент правового государства. Будучи сильной и независимой, она является гарантом прав каждого и должна быть в состоянии защитить эти права, кто бы на них ни покушался. Но что не менее значимо, судебная власть - это еще и гарантия нормальной деятельности исполнительной власти. Судебную власть характеризует не только правосудие, но и возможность оказать активное влияние на решения и действия исполнительной власти. Наличие властных полномочий судебной власти дает возможность говорить о судебном контроле за исполнительной властью.

Закон от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.) предоставляет гражданам возможность беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав. Суду подконтрольны любые действия (решения) любых структур и должностных лиц, если возникает опасность ущемления ими законных интересов личности.

Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти и порядок их осуществления определены Конституцией и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации». Деятельность этого органа призвана служить укреплению основ конституционного строя РФ, защите основных прав и свобод человека и гражданина, утверждению начал законности в правотворчестве и право применении, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории страны.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда провозглашены независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Независимость Конституционного Суда обеспечивается тем, что судьи несменяемы, неприкосновенны, подчиняются только Конституции и федеральному закону, лишь в соответствии с которым могут быть прекращены их полномочия. Судьи не являются представителями, каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий, движений и организаций, должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Важно, что судьи разрешают дела и дают заключения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти предусмотрены ст. 125 Конституции. Реализует эти полномочия, суд разрешает дела о соответствии Конституции нормативных актов Президента, Правительства и органов исполнительной власти субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, разрешает споры о компетенции, включая споры между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами. Возможно разрешение и других дел, связанных с конституционным судебным контролем за актами органов исполнительной власти и ее должностных лиц. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу Конституционный Суд, выявив конкретные нарушения Конституции или/и законодательства, действующего на территории России, своим представлением может обратить на это внимание органа исполнительной власти и должностных лиц. Представление должно быть рассмотрено субъектом, которому оно адресовано, не позднее чем в месячный срок со дня его получения; Конституционный Суд незамедлительно уведомляется о результате рассмотрения представления и мерах по его реализации. Решение Конституционного Суда по спору о компетенции между органами исполнительной власти является основанием для отмены или изменения нормативных актов, определяющих компетенцию этих органов. Толкование Конституции, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц граждан и их объединений. Согласно действующей Конституции РФ, Конституционный Суд действует лишь по запросам и жалобам, он лишен права начинать дела по собственной инициативе. Поводом к рассмотрению и разрешению дел в Конституционном Суде является обращение (запрос, ходатайство) к нему Президента, каждой из палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Жалобы граждан рассматриваются в случаях нарушения их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле.

Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти имеют свои особенности. Основной задачей судов общей юрисдикции является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется ими не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел.

При рассмотрении уголовных дел, особенно о должностных преступлениях, суд исследует не только действия подсудимого как должностного лица органа исполнительной власти, но и условия, способствовавшие возникновению дела. За совершенное преступление виновный привлекается к ответственности, о чем выносится приговор. Формой же реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнительной власти, которые способствовали тем или иным нарушениям и преступлению должностного лица, может быть частное определение. В нем обращается внимание соответствующего органа исполнительной власти, должностного лица на факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления и требующие предупредительных мер. Субъект, которому адресовано частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах. При рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел также осуществляется контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Круг дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, весьма обширный. Сюда относятся дела искового производства, производство по делам, возникающим из административных правоотношений, и особое производство. Это, например, дела о восстановлении на работе, о нарушении авторских прав, об отказе в разрешении на обмен жилой площади, о неправильности записи в книге актов гражданского состояния и др. При рассмотрении этих и других дел суд, кроме решения вопроса по существу, изучает с позиций закона правомерность действий соответствующих органов исполнительной власти и издаваемых ими правовых актов, тем самым осуществляя контроль за их деятельностью. При необходимости в выносимых судами решениях, определениях или постановлениях указывается, что суд признает акты управления незаконными. Обнаружив нарушение законности либо существенные недостатки в работе органа исполнительной власти, суд выносит частное определение.

По административным делам (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.) суд проверяет законность действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной ответственности и применяет одну из возможных мер воздействия. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения (например, прекращает производство по делу о мелком хулиганстве, поступившему из органа внутренних дел). В условиях рыночной экономики особая роль отводится системой арбитражных судов. Этот вид правосудия позволяет установить жестокую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства защитить интересы предпринимателей. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти арбитражные суды осуществляют в специфической форме на основе Федерального конституционного закона от 26 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК), принятого 5 мая 1995 г.

Арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из административных правоотношений: о признании не действительными (полностью или частично) ненормативных актов, принятых государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, которые не соответствуют законам и иным нормативным правовым актам и нарушают права и законные интересы организаций и граждан; об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом; о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания; о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного акта, и др.

Порядок рассмотрения этих дел определен АПК. Содержанием контроля, осуществляемого арбитражными судами, является проверка при разрешении перечисленных дел соответствия актов и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц требованиям законности и принятие мер по устранению выявленных правонарушений. Суд принимает решение на основании действующего законодательства после всестороннего изучения всех доказательств по делу. Если в результате разрешения спора будут выявлены нарушения закона или иных нормативных правовых актов со стороны органа исполнительной власти и их должностных лиц, арбитражный суд вправе вынести частное определение в адрес соответствующих органов, должностных лиц. Судебные акты, вступившие в законную силу, исполняются всеми государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории страны. Принудительное исполнение решения, вступившего в законную силу, осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого соответствующим арбитражным судом. Немедленному исполнению подлежат решения о незаконности актов государственных органов.

Таким образом, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды в пределах своей компетенции решают задачи по обеспечению законности в сфере исполнительной власти.

4. Заключение

Чтобы избежать узкого понимания государственного контроля как проверки, являющейся основной, но не единственной формой его осуществления, необходимо помнить следующее: Государственной контроль представляет собой систему действий по наблюдению, проверке протекающих в коллективах людей, в обществе, в государстве процессов по выявлению фактического положения дел, сравнению полученных результатов с предварительно определенными целями, установленными нормами, стандартами и так далее, устранению выявленных недостатков и оценке эффективности управляющего воздействия. Из выше сказанного следует, Государственный контроль можно определить как форму или функцию государственной власти, обеспечивающую проверку выполнения законов и иных нормативных актов органами государства с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и правил.

Вместе с тем контрольная деятельность как таковая присуща в той или иной степени почти всякому государственному органу, но она не является для него основной. В отличие от «побочного» и «частичного» контроля у любого государства есть универсальная контрольная функция, вытекающая из существа публичной, государственной власти. Эта функция и реализуется особой ветвью власти - контрольной. В подтверждение этому определяются два основных критерия выделения контроля в самостоятельную власть: универсальность контрольной функции государственной власти и наличие органов, для которых контрольная функция является основной, главенствующей. Но следует отметить что Конституция Российской Федерации предусматривает разделение государственной власти только на законодательную, исполнительную и судебную. Понятие контроля хоть и является самостоятельным, но все же представляется недостаточно широким для формирования отдельной ветви власти. Независимость контрольной власти от других ветвей вряд ли возможна даже в организационном смысле: органы, осуществляющие государственный контроль, является органами одной из ветвей власти (так, Центральный банк представляет собой орган исполнительной власти, Государственная Дума (как орган, в частности, парламентского контроля) - орган представительной власти, суды, являясь органами судебной власти, осуществляют судебный контроль), и в этом смысле не могут быть независимыми.

В зависимости от статуса органов, осуществляющих государственный контроль, выделяют следующие его виды:

президентский контроль;

контроль законодательной власти;

контроль исполнительной власти;

судебный контроль.

Конечно, принцип разделения властей не подразумевает их полной независимости, но согласно Конституции РФ органы ветвей власти самостоятельны. При этом органы, осуществляющие государственный контроль даже в качестве основной, главенствующей функции, качеством самостоятельности не обладают. В связи с этим можно считать, что государственный контроль представляет собой хоть и самостоятельную, но узкую, специфическую функцию, и эта функция реализуется через органы, принадлежащие основным ветвям власти, которые обладают широким функционалом, в том числе контрольным.

5. Список литературы

1.Конституция Российской Федерации. - М.: Ответ. 2010 - 32 с.

.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. От 05.04.2005) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) // "Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1.

.Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.2008) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997) // "Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, N 9, ст. 1011.

.Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007) "О Правительстве Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712.

.Административное право: краткий курс / В. М. Безденежных. - М.: Издательство Экзамен, 2006 - 160с.

.Административное право России: учебник / Н.М. Конин. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2009. - 448с.

.Административное право: учеб-метод. комплекс / Томск. Гос. ун-т [и др.]. - Томск: ТГУ, 2005. - 280с.

.Алехин А.П. Административное право России: учеб. Для вузов и фак. / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий; Моск. Гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Юрид. Фак.; отв. Ред. А.П. Алехин. - Зеркало-М, 2005. - 712с.

.Бахрах Д.Н. Административное право России/ Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. - М., Эксмо, 2006. - 528с.

.Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФА-М), 2002г. - 640с.

.Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. Пособие 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010.

.Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. Саратов, 2003. - 496с.

.Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. /2-е изд., испр. и доп. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Сарат. гос. академия права», 2003. - 496 с.

.Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М.: Норма, Инфра-М, 1996. - 240c.

.Попов Н.М., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - М.: Проспект, 2010 - 560с.

.Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. - Харьков: Консум; Университет внутренних дел, 2000. - 691с.

.Словарь русского языка. Под ред. Ожегова С.И. 4-е изд. - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1960

.Тарасов А.М. Президентский контроль: понятие и система. Учебное пособие. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2004. - 644c.

.Хапаев А.О. Административное право в вопросах и ответах: учеб. пособие / А.О. Хапаев, Е.С. Мирошниченко; Рос. акад. образования, Моск. Психолого-социальный ин-т. М.: Флинта: МПСИ, 2007

.Хаманева Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 1999. - 110c.

.Четвериков В.С. Административное право: учеб. пособие. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 263с.

Похожие работы на - Государственный контроль и его виды

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!