Четкий голос в пакетах
Четкий голос в пакетах
Штефан Мучлер
Передача
голоса в пакетах IP стала, без сомнений, настоящим прорывом в области
телекоммуникаций.
Производители
прямо-таки наводнили рынок своими предложениями; от Internet-телефонии через
услуги IP Centrex до высококачественных телекоммуникационных систем. Однако не
все золото, что блестит, — новая технология привносит и серьезные проблемы в
отношении безопасности. А в области телекоммуникационных решений на базе IP
совместимость компонентов от различных производителей также оставляет желать
лучшего.
Последовательность букв
«VoIP»
употребляется столь часто, что уже набила оскомину, причем понятия, которые
имеются в виду, различаются весьма значительно. У технической возможности
передачи голоса в пакетах IP — что, собственно, эти буквы и означают в
буквальном смысле — очень много граней. Чаще всего это сокращение употребляется
в связи с IР-телефонисй. Предприятия очень активно пользуются IP-телефонией
через свои соединения по глобальным сетям (ими могут быть сети MPLS,
операторский Ethernet и т. д.), а в квартирах и небольших офисах она
реализуется преимущественно при помощи DSL по общедоступному Internet — идет ли
речь о специализированном провайдере и собственном абонентском IР-номере или о
принципе однорангового соединения: после загрузки и инсталляции клиента
пользователь регистрирует у оператора произвольно выбранное им имя, и можно
приступать к контактам.
Конечным
устройством является либо персональный компьютер с гарнитурой (хорошие наушники
можно купить меньше чем за 20 евро), либо IP-телефон (см. Рисунок 1) или
специализированное устройство, к которому можно подключить традиционный
телефон, к примеру в последнее время многие производители предлагают
маршрутизатор DSL со встроенной АТС (См. Рисунок 2). Наряду с подключением по
Ethernet конечных устройств IP в большинстве случаев имеется и гнездо, к
которому пользователь может подключить старый добрый аналоговый телефон. На
CeBIT компания Sipgate представила очень хороший обзор новинок
Internet-телефонии. На стендах провайдера такие производители, как AVM, DcTcWe,
Funkwerk Enterprise Communications, GN Netcom, Netgcar и Siemens, разместили
свои беспроводные маршрутизаторы VoIP, телефонные станции
VoIP, многофункциональные телефоны VoIP и гарнитуры
VoIP.
Даже
в случае простейшей IP-телефонии без какой-либо гарантии услуг качество голоса
часто оказывается на удивление хорошим — даже лучше, чем при сотовой связи. Еще
пять лет назад многие эксперты считали это недостижимой иллюзией. Клиенты
одного и того же провайдера разговаривают друг с другом бесплатно, тарифы же на
разговоры со стационарной и мобильной сетями крайне низки. У Sipgate, к
примеру, уже около юо тыс. клиентов пользуются VoIP. К ним следует добавить
клиентов FreeNet и Webde, сети которых объединены с сетью Sipgate. На
международной арене среди наиболее популярных провайдеров VoIP для частных
пользователей называют Skype, в области транснациональных корпоративных услуг
на базе VoIP лидирует Equant.
Даже
Deutsche Telekom с недавнего времени покусилась на свой оборот от телефонии.
Впрочем, специально для этого созданному дочернему предприятию T-Online родительская
компания не дает развернуться: цены на предложение VoIP едва ли ниже
стандартного тарифа на разговоры в стационарной сети у Deutsche Telekom и
заметно выше того, что готов заплатить привередливый любитель экономии.
Самым
большим преимуществом собственного телефонного 1Р-номера является мобильность.
В каком бы месте мира ни находился его владелец, при наличии доступа в Internet
он может не только совершать звонки за обычную плату (плюс, возможно, плата за
доступ, если поблизости не оказалось ни одной бесплатной точки беспроводного
доступа), но и принимать звонки по тому же номеру. Ноутбук с соответствующим
клиентом становится телефонным коммутатором мобильного офиса. Эйфорию в
отношении Internet-телефонии в Германии тормозит тот факт, что здесь соединение
DSL невозможно получить без телефонного подключения. Ведомство по регулированию
почты и телекоммуникаций пока не дало разрешение на давно уже требуемое всеми
альтернативными операторами разделение телефона и DSL. Таким образом,
пользователь неопределенное время должен будет вносить абонентскую плату за
телефон. Тем временем Deutsche Telekom пытается в форме дополнительного единого
предложения (к примеру, скидки на звонки в выходные) внести в основную цену как
можно больше платежей и сборов. Очевидно, компания надеется за счет цен на
соединение выиграть как можно больше пространства для маневра, чтобы иметь
возможность соответствующим образом реагировать на предложения провайдеров
VoIP. В итоге переход на VoIP пока оказывается невыгодным.
На
данный момент спасение от Deutsche Telekom возможно, лишь когда Internet
попадает в квартиры или офисы не по телефонному кабелю. Это становится
реальностью там, где операторы широкополосной или альтернативной сети
предлагают быстрый доступ в Internet по своим линиям. В результате телефонное
подключение с базовой платой становится излишним. По оценке Sipgate, тем самым
можно будет экономить до 70% на плате за соединение и дополнительно до 40%, т.
е. до 32 евро от стоимости услуг традиционных провайдеров, таких, как Deutsche
Telekom.
Большинство
предложений по Internet-телефонии рассчитано на квартиры и небольшие или
домашние офисы. В середине апреля Colt одним из первых среди операторов
сформировал пакет специально в расчете на предприятия. В случае Colt IP Voice
речь идет о внутриевропейском телефонном трафике с комплексной ежемесячной
оплатой в 24,50 евро на каждого пользователя. Сюда включены все телефонные
звонки на стационарные телефоны в Германии и во всех странах, где представлена
Colt, среди которых Англия, Франция, Ирландия, Италия и Испания. Служба
реализована в виде решения Ccntrex, т. е. предприятию больше не нужна УАТС. При
помощи технологии Siemens компания перенесла телекоммуникационные функции в
сеть — предприятию понадобится лишь соответствующее широкополосное соединение с
магистралью Colt. В зависимости от количества пользователей (сегодня их число
начинается с 50 - решение для квартир и небольших офисов должно появиться в
ближайшем будущем) используются соединения SDSL, IP VPN или
волоконно-оптическое. Следует ожидать, что скоро и другие провайдеры представят
схожие решения.
Наблюдения за рынком VOIP
Мимо
VoIP не пройти — это отражается и в прогнозах рыночных аналитиков. Артур Д.
Литтл, к примеру, видит в VoIP один из важнейших стимулов развития Широкополосного
рынка. К 2010 г. передача голоса по IP в Германии должна стать одним из
наиболее часто используемых приложений Internet (пока ее доля составляет 30%).
Литтл относит VoIP к ключевым областям широкополосного бизнеса. В розовых тонах
видят будущее VoIP и аналитики компании IDC: согласно проведенному ими
исследованию, объем немецкого рынка решений VoIP к 2007 г. увеличится до 528
млн долларов, средний годовой прирост должен составить 69%.
Еще
одним свидетельством ширящегося признания VoIP может служить центральная
система коммутации Internet-телефонии во франкфуртском оперативном центре
обработки данных, где в марте общая длительность разговоров впервые превысила 1
млн мин. Через узел оператора Toplink поставщики телекоммуникационных услуг и
провайдеры Internet могут предлагать своим клиентам доступ к службам
Internet-телефонии без построения необходимой для этого инфраструктуры. Так, на
CeBIT Philips Business Communications объявила о начале сотрудничества в
области VoIP с компанией Toplink с тем, чтобы предложить корпоративным клиентам
услуги Internet-телефонии с нужным им качеством.
Приблизительно
30% разговорного трафика на узлах VoIP приходится на телекоммуникационные
компании и провайдеров услуг Internet, выступающих в роли перепродавцов
телефонии VoIP. Большую же часть времени занимают корпоративные клиенты,
переходящие на Internet-телефонию с целью экономии и достижения более тесной
интеграции телефонных и прочих служб Internet. 97% подключенных к центральным
узлам VoIP предприятий Германии делают ставку на мягкую миграцию, т. е. на
параллельную эксплуатацию традиционной и Internet-телефонии. Лишь 3% полностью
отключились от телефонной сети.
SIP обыгрывает Н.323
Развитие
VoIP началось с «заимствованного протокола» из области видеоконференц-связи.
Впервые представленный почти десять лет назад одной израильской компанией
Internet-телефон базировался на стандарте Н.323, который Intel разработала на
основе имеющихся стандартов ISDN. Сегодня принятый ITU и получивший дальнейшее
развитие стандарт Н.323 существует уже в пятой версии. «Благодаря накопленному
богатому опыту стандарт стабилен, точен и полон», — уверена Дагмар Геер,
руководительница компании Innovaxphone. Однако из-за его сложности внедрение
требует хороших знаний и ноу-хау как в области профессиональной телефонии, так
и IP. Зато решения Н.323 очень богаты по функционалу при полном соответствии
стандартам и хорошо подходят для современных телефонных станций, отличающихся
высокими требованиями.
Появившийся
немного позже соперник, протокол инициирования сеанса (Session Initiation
Protocol, SIP), напротив, внедрить намного проще. Стандарт разработан в виде
нескольких RFC проблемной группой проектирования Internet (Internet Engineering
Task Force, IETF), причем разработка до сих пор не завершена (см. статью X.
Штредике «Internet-телефония как двигатель прогресса» в этом номере). Протокол
построен на текстовых сообщениях, подобно HTTP в Web. При помощи этой
сигнализации такие сложные функции корпоративной АТС, как очереди ожидания,
партнерские функции, группы вызова и объявления, могут быть реализованы лишь с
определенными трудностями. «Однако для предоставления телефонных услуг
провайдером функциональности протокола вполне достаточно, и для указанных задач
он идеален благодаря простоте внедрения», — полагает Геер. Она указывает на
решения, работающие с обоими протоколами и в случае необходимости их интегрирующие,
где II.323 применяется для обеспечения функциональности телефонной станции, a
SIP — для подключения к соответствующему провайдеру.
Однако
о быстром переходе на SIP мечтают не все производители АТС. Даже в эпоху VoIP
при реализации сложных функций многие предпочитают собственные решения. Самый
известный пример — Cisco со своим протоколом Skinny (правда, его и в Cisco не
считают эталоном). В результате IР-УАТС различных производителей часто работают
друг с другом некорректно. С распространением SIP, как боятся критики, ситуация
может обостриться, поскольку при реализации некоторых функций протокол
оставляет слишком много степеней свободы, и совместимость обеспечивается не
всегда. «Это активно поддерживаемое заблуждение, — утверждает Джюстина Кросс,
менеджер по развитию бизнеса компании Zultys Europe. — Своими решениями мы
доказали, что при помощи STP можно реализовать любую функцию в полном
соответствии со стандартами». На CeBIT пока еще малоизвестная в Германии
американская компания представила новое аппаратное и программное обеспечение
своей телефонной IP-системы МХ250 — масштабируемое решение для абонентов числом
от пяти до 8000 (См. Рисунок 3). В компактном устройстве SIP интегрированы
IP-УАТС и шлюз Internet. Схожий подход использует компания Snom в новом
VoIP-устройством в расчете «на маленькую компанию» (до 50 пользователей).
Аспекты безопасности VOIP
Голосовая
служба IP порождает ряд новых опасностей и уязвимостей для корпоративных
информационных сетей — вопрос, которому до сих пор при обсуждении VoIP
уделяется мало внимания. Атакам может подвергнуться все, что связано с VoIP: от
серверов обработки вызовов и их операционных систем до телефонов с программным
обеспечением. Даже телефонные звонки потенциально уязвимы.
Центральным
и важнейшим компонентом противодействия и защиты в сети является брандмауэр.
Однако при работе с VoIP брандмауэры, а также трансляция сетевых адресов
(Network Address Translation, NAT) порождают очень серьезные проблемы. При
помощи методов и технологий, к примеру динамического открытия портов,
производители решений безопасности все же нашли пути для обеспечения широкой
совместимости с инфраструктурами VoIP. С растущей сложностью сетевых угроз
изменилась и роль брандмауэра: он должен не только адекватно встраиваться в
окружение VoIP, но и взять на себя полное активирование и защиту всей
инфраструктуры.
Окружение
VoIP — от телефонов на базе IP, программных телефонов и беспроводных
коммуникационных устройств до шлюзов Н.323 и proxy-серверов SIP — подвержено
значительному риску. Возможны как простые атаки по типу «отказ в обслуживании»
(Denial of Service, DoS), из-за которых снижается готовность голосовых
инфраструктур IP, так и нацеленные — на уровне приложений, непосредственно
против самого протокола VoIP. Подобные угрозы представляют реальную, постоянно
растущую опасность. Лишь немногие производители отреагировали на эту ситуацию.
Среди первых, конечно, Cisco, которая с осени прошлого года оснащает свои
маршрутизаторы, коммутаторы и все компоненты VoIP механизмами самозащиты,
отвечающими в том числе и за безопасность VoIP. Однако есть и
специализированные производители, к примеру Sonicwall.
Унифицированный обмен сообщениями и ENUM
Мир
IP, возможно, и «родственен» классической телефонии, однако их технические
основания различны. Проложить же мост между ними призван ENUM: каким-то образом
необходимо реализовать корректное преобразование IP-адресов в телефонные номера
и наоборот. Именно в этом и заключается тема дискуссии инициативной группы ENUM
в IETF. Ее название происходит от «Telephone Number Mapping», т. е. отображения
телефонных номеров, и обозначает протокол (RFC 3716)? при помощи которого можно
объединить ресурсы из телекоммуникационной области и Internet. ENUM определяет
правило, согласно которому телефонный номер однозначно преобразуется в домен.
Последний, в свою очередь, может служить для идентификации различных
коммуникационных услуг: факса, мобильной связи, голосовой почты, адресов
электронной почты, адресов IР-телефонии, сайтов Web, координат GPS,
переадресации вызовов или интегрированной системы обработки сообщений (Unified
Messaging). Для этого ENUM использует традиционную службу имен доменов (Domain
Name System, DNS). Доступ служб ENUM к DNS происходит через специально
зарезервированный субдомен.
Однако
ENUM способен не только связывать телефонные номера и ресурсы Internet. Так,
возможна, например, ситуация, когда ENUM не только ищет желаемый IP телефон в
Internet для абонента телефонной сети, но и дает ему справку об альтернативных
способах связи, если IP-телефон недоступен. Кроме того, ENUM предлагает службу
присутствия: она предоставляет варианты контактов в зависимости от текущего
местонахождения собеседника.
К
производителям, уже выпускающим продукты с поддержкой ENUM, относятся, к
примеру, Innovaphone и Snom. В области программного обеспечения с открытыми
исходными кодами доступны программные телефонные станции Astersk и SIP Express
Router (SER) с поддержкой ENUM. Среди немецких провайдеров внедрение ENUM
планируют QSC, Broadnet Mediascape, Kabel BW и Vype.
Однако
при помощи систем на базе IP различные коммуникационные каналы можно связывать
и без ENUM. Решения Unified Messaging уже сегодня координируют и назначают
приоритеты контактам корпоративных пользователей — неважно, но телефону,
электронной почте, факсу, голосовой почте, Internet, для совместного
перемещения по Internet (Co-browsing) или SMS — все они отправляются
собеседнику. Предлагаемые, к примеру, компанией Wicom решения для контактных
центров на базе ее Communications Server Suite (CSS) комбинируют голосовой трафик
и трафик данных, системы ИТ и несколько конечных устройств в одном
централизованно управляемом решении. В зависимости от потребностей пользователи
могут менять телефонные службы и конечные устройства. В частности, мобильные
телефоны становятся интегральной составной частью общекорпоративной ИТ- и
телефонной инфраструктуры. Сотрудники службы поддержки клиентов и прочие
пользователи телефона получают доступ ко всем коммуникационным сервисам и
инструментам с любого конечного устройства — через браузер Web со своего
рабочего места, со смартфона Symbian, традиционного или сотового телефона.
VoIP
открывает еще одно поле деятельности для поставщиков приложений и услуг.
Широкое одобрение со стороны частных пользователей, сотрудников небольших и
домашних офисов действует как катализатор для развития рынка: технологическое
развитие будет продвигаться быстрее, чем при спросе лишь со стороны
корпоративных клиентов. Между тем более зрелые продукты и неуклонно снижающиеся
цены принесут выгоду и предприятиям. LAN
Список литературы
Журнал
LAN №8 2005