Эстетика в деятельности учителя
ОУ СПО Кунгурское педагогическое училище
ЭСТЕТИКА
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Реферат по педагогике
Салимова Юриса
Галиулловича
2007
ЭСТЕТИКА
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Важную цель всей системы
воспитания я видел в том, чтобы
школа научила человека жить
в мире прекрасного, чтобы он не
мог жить без красоты,
чтобы красота мира творила
красоту в нем самом.
В.А. Сухомлинский
«Эстетикос» по-гречески означает «имеющий отношение к чувственному
восприятию». Таким образом, традиционное для советской философии
формализованное определение эстетики как науки о прекрасном не совсем
раскрывает смысл этого понятия. Применительно к педагогической деятельности это
уточнение весьма существенно, ибо учитель должен думать не только о внешней
красоте урока, но и о том эмоциональном настрое, который урок может вызвать в
душе ребенка.
Термин «эстетика»
введен в научный обиход немецким философом-рационалистом Александром
Баумгартеном в 1750 году, но сама наука зародилась в глубокой древности, в
эпоху рабовладельческого общества в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. С тех пор,
как появилась эстетика, идут бесконечные споры: что же такое прекрасное, ведь
его не почувствуешь материально.
Прекрасное – это
то, что в наивысшей степени соответствует глубинным человеческим потребностям,
представлениям, целям. То есть прекрасное – функция соответствия между природой
и человеком, предметом и человеком и т.п. На древнейших рисунках мы видим
процесс труда: каждый рисовал то, чем занимался, - охотой, рыболовством,
земледелием. И трудно не согласиться с афоризмом: «Прекрасное есть жизнь».
Однако понятие о
красоте нередко субъективно. На определение прекрасного существенное влияние
оказывает целый ряд социально-психологических обстоятельств: эпоха,
национальные и расовые факторы, религиозная и классовая принадлежность, мода,
индивидуальные психологические особенности личности. Хотя есть общечеловеческие
нормы прекрасного: картины природы, классическая музыка и т.п.
Но чаще всего
красота – понятие расплывчатое. Более конкретно понятие «совершенство». Если
человек проявляет в своем деле совершенство, он достигает прекрасного.
В оптимальные
условия труда учителя входит и выполнение санитарно-гигиенических требований, и
соблюдение эстетических норм и правил безопасности труда, которые становятся,
более эффективными при соблюдении требований эстетики.
Учитель должен
уделить внимание следующим вопросам эстетики интерьера:
- цветовому и
световому климату кабинета;
- рациональному
размещению оборудования и приборов;
- оптимальному
количеству наглядных пособий в интерьере;
- экономическому и эстетическому обоснованию
расположения и конструкции рабочих мест учащихся и учителя;
- эстетике
технических средств обучения и контроля знаний учащихся;
- композиции
живых цветов.
Не меньшее
значение имеет и температурный режим помещения.
Стены
помещения,
окна которого выходят на юг, окрашиваются в «холодные» тона (голубой,
зеленовато-голубой, серовато-голубой), а «теплые» тона – желтый, оранжевый,
абрикосовый, розовый – должны использоваться в кабинетах, ориентированных на
север. Чем светлее помещение, тем интенсивнее должна быть окраска стен. Следует
знать, что эстетические качества цвета, обращенные к нашим чувствам, имеют явно
физическую окраску. Модные увлечения пластиком приводят к нежелательным
явлениям накопления статистического электричества и пыли, а если статик светлых
тонов, то появляются яркие блики света, мешающие зрительному восприятию.
Пестрота расцвечивания стен иногда откровенно раздражает и утомляет. Дети
совершенно иначе, чем взрослые, «чувствуют» цвета и реагируют на них. При этом
дети разного возраста любят разные цвета. Обследование свыше 3000 школьников в
Белоруссии, например, показало, что младшеклассники лучше чувствуют себя при
«теплых» тонах окраски, а 70 % подростков, наоборот, предпочитают голубой цвет.
Мы акцентируем на
этом внимание потому, что в наши дни в подавляющем большинстве случаев оформлением
интерьера занимаются учитель, учащиеся и их родители, имеющие, как правило,
смутное представление об эргономике.
Конструктивное
решение рабочих мест ученика и учителя должно обосновываться соображениями НОТ.
Покрытие доски лучше матовое, не дающее бликов, цвет – не контрасно-черный, а
серо-зеленый. Доска должна быть строго вертикальной или иметь легкий наклон
верхней части в сторону класса. Цилиндрические доски из-за громоздкости себя не
оправдывают. Для мела и тряпки у доски должен быть отдельный ящичек. Для мела
можно использовать футляр из-под клеящего карандаша, что обеспечивает гигиену
труда учащихся и учителя у доски.
Пособия,
используемые на уроках должны быть аккуратными и чистыми. При самодельном
изготовлении наглядных пособий воспитывайте хороший вкус и избегайте пестроты
в цветовом оформлении. Цветом выделяется только то, что является главным в
демонстрационном материале.
Само собой
разумеется, что чистота и уют в кабинете будут воспитывающими, если они
поддерживаются учениками. Раз и навсегда заведенный ритм кабинета соблюдается и
выполняется без каких-либо видимых усилий.
Следует
решительно возразить против превращения кабинета в выставочный зал. Наглядных
пособий и плакатов в кабинете выставляются столько, чтобы их можно было
заметить и запомнить. Поэтому рекомендуется экспозицию периодически менять, что
будет привлекать внимание детей.
Организация
пространства
кабинета обычно основывается на сочетании гармонии цвета, света и форм
оборудования с его функциональной полезностью. Не допускается сочетание
«теплых» и «холодных» красок в одном интерьере. В крайнем случае одна из
цветовых гамм дополняется нейтральным белым, серым или черным цветом. Яркие
красный и оранжевый цвета используются для окраски подвижных и опасных участков
и оборудования, например в кабинете труда. Кроме того, следует помнить, что
однажды найденное решение интерьера не должно оставаться надолго. О подвижности
красоты писал еще Н.Г. Чернышевский: «Прекрасное явление исчезает, исполнив
свое дело».
Технические
средства обучения облегчают труд учителя, повышают уровень наглядности в преподавании,
эстетизируют педагогический труд. Например, используя цветные шариковые ручки
при выполнении чертежей на пленке кодоскопа, мы повышаем их наглядность и
эстетизируем учебный процесс. Еще больший эффект достигается в учебном процессе
при использовании звуковых и видеозаписей, слайдов, кинофильмов. Однако
эстетике ТСО способствует лишь оптимальное количество единиц наглядности.
Установлено, что оно должно быть порядка 7 + 2, иначе и учитель, и
учащиеся теряются в выборе нужной техники демонстрации и проецирования.
С
биоэнергетической точки зрения живые цветы не должны находиться от детей
ближе, чем 0,5 метра. По этой причине они не должны расставляться на окнах: их
следует группировать в композиции впереди класса, у левого края доски. Это
будет способствовать улучшению зрения и предупреждению последствия пагубного
влияния на детский организм.
Температурный
режим классной комнаты имеет существенное влияние на качество и интенсивность
обучения. В классной комнате температура должна быть порядка 18 – 200С,
в спортивном зале – порядка 160С. Из этих соображений ни в коем
случае нельзя на зиму отклеивать форточки, как бы мы ни экономили на тепле. Для
повышения теплоотдачи батарей парового или водяного отопления их ни в коем
случае нельзя окрашивать «серебрянкой» или «бронзой»: теплоотдача таких батарей
снижается в 2 – 3 раза по сравнению с батареями, окрашенными в любой другой
цвет.
Существенное
значение имеет и относительная влажность воздуха, которая должна быть ниже 15 и
выше 60 %. Для увлажнения воздуха можно в форточки ставить лотки с водой, а для
понижения – использовать принудительное проветривание класса хотя бы простейшим
вентилятором.
Это привело к
появлению дизайна, т.е. проектной художественно-технической деятельности по
разработке промышленных изделий. Одним из объектов такого дизайна является
рабочее место учителя – письменный стол, за которым он проводит большую часть
своего рабочего времени. Основное требование к столу – функциональность и
удобства, а также эстетическое оформление. Рабочий стол педагога одновременно
выступает местом для подготовки к уроку, для работы с документами, местом
проведения консультационных бесед.
Также
неотъемлемой частью при проведении лекций, презентаций и конференций является
трибуна или кафедра.
Эти предметы
рабочего места учителя работают как неразделимо друг от друга, так и по
отдельности.
В кафедре
встроена выкатываемая полка мультимедиа – проектора, с правой стороны в нижней
части расположено место для системного блока и для различных бумаг. Рабочий
письменный стол разработан по стандартным размерам с ящиками и сплошной полкой.
Рекомендуемый
материал – ламинированно струженная плита.
При оборудовании
учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между
предметами оборудования в см:
- между рядами
двухместных столов не менее 60 см.
- между рядом
столов и наружной продольной стеной или шкафами, стоящими вдоль стены – не
менее 50-70 см.
- от первой парты
до учебной доски 2,4-2,7 м.
Ориентация окон
учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны
горизонта.
На северные
стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения и рисования.
Ориентация
кабинета информатики на север, северо-восток.
Сегодня мы
затронули важную область – организацию интерьера учебных кабинетов. Здесь сразу
становится много целей:
- воспитать
эстетический вкус;
- создать
комфорт, уют;
- повысить
эффективность обучения;
- обеспечить
здоровье обучающихся и обучающих.
Сейчас уже ясно,
что отвечать за интерьер должны двое: художник-декоратор и цветопсихолог
(звукопсихолог – мечта отдаленного будущего).
Конечно, без
эстетического воздействия, продуманного дизайна нам не обойтись. Поэтому
сегодня нужны принципиально новые идеи в нашей архитектуре, которая бы вселяла
в нас успех, одухотворение, была простой, но удобной, разнообразной, необычной
и соответствовала всем санитарно-гигиеническим нормам.