Функции оценки в учебном процессе
Функции оценки в учебном процессе
Применяемая
в настоящее время система контроля и оценки сложилась давно, в других условиях
функционирования образовательной системы. Эти условия изменились, что обнажило
недостатки применяемого контроля и оценки. Главными недостатками можно считать
следующие :
1.
Ежедневный устный опрос как форма контроля учебной деятельности и ее
результатов является выборочным и случайным. Это создает условия для
непостоянной работы отдельных учащихся. Педагог при таком контроле не знает ,
что фактически усвоено каждым учащимся.
2.
Многие педагоги используют оценку как средство давления на учащихся, что
создает напряженную обстановку в обучении. Оценка часто для них становится
главным итогом деятельности и в силу этого стимулом для дальнейшей работы.
Учебно-познавательные мотивы заслоняются, отодвигаются на второй план, что
деформирует мотивационную сферу учащихся и искажает весь учебный процесс.
3.
В существующей системе контроля оценка работы учащихся одновременно объявляется
администрацией и оценкой педагогической работы. Зная об этом, некоторые
учащиеся убеждены, что оценка их учебной деятельности не зависит от результата,
а обусловлена внешними конъюктурными моментами. Все это не способствует
формированию значимости личной ответственности учащихся за свою учебную
деятельность и ее результаты.
4.
Внешний контроль и оценка педагога являются главными, а зачастую и
единственными при проверке. И как следствие этого - не осуществляется
формирование у учащихся привычки и умений самоконтроля и самооценки. Значит, в
существующей системе контроля и оценки ее функции не реализуются полностью, что
приводит к снижению возможностей педагогического стимулирования учащихся.
Перечисленные
недостатки применяемой системы контроля и оценки в учебном процессе позволяют
сделать вывод о том, что ее необходимо совершенствовать и, возможно, радикально
изменить.
Такие
предложения выносятся на обсуждение, а педагоги, занятые практической
деятельностью, проверяют различные варианты в учебном процессе. Относится это
прежде всего к новаторам средней и высшей школы.
Осмысленная
учебная деятельность должна иметь три составных части: а)
ориентировочно-мотивационную; б) операционально-исполнительную; в)
рефлексивно-оценочную. Все они должны быть не только осознаны, но и реализованы
полностью. И если вторая часть учебной деятельности непременно присутствует, то
о первой и третьей части это сказать нельзя. Когда нет
ориентировочно-мотивационной части, деятельность превращается в хаотические
отдельные действия, не соединенные четко осознаваемой целью. При отсутствии
третьей части, в которой должно быть место самоконтролю и самооценке,
деятельность становится состоящей из случайных и некорректируемых действий.
Одна из задач педагога - обучить учащихся построению такой учебной
деятельности, которая охватывает все ее составляющие части.
Система
контроля и оценки в учебном процесс охватывает: 1.Внешний контроль и оценку
педагогом учебной деятельности и ее результатов. 2. Самоконтроль и самооценку
учащимся своей работы и ее результатов. 3. Контроль и оценку учебной
деятельности и ее результатов коллективом учащихся или учащимися -экспертами.
4. Сочетание контроля и самоконтроля, оценки и самооценки деятельности
учащегося и ее результатов.
Каждый
из перечисленных видов контроля и оценки имеет свои цели и выполняет
определенные функции.
Оценка
отражает результаты контроля. С ее помощью определяется степень соответствия
результатов деятельности учащегося нормам. Это основной вариант, но возможно
еще сравнение с результатами других учащихся или сравнение деятельности и ее
результатов в настоящем и прошлом одного и того же учащегося.
Варианты
способов оценивания получили названия: нормативный, сопоставительный и
личностный. Видимо, различные способы оценивания должны найти адекватное
применение в разнообразных технологиях обучения, формах организации
деятельности, методах обучения.
В
учебном процессе названные виды контроля и оценки могут быть использованы как
педагогическое стимулирования. В этом случае необходимо принимать во внимание,
что стимулирующее воздействие одного и того же вида контроля и оценки,
во-первых, на разных учащихся будет различное, во-вторых, при различных
технологиях обучения один и тот же вид контроля и оценки может иметь различную
значимость.
С
помощью специально разработанных анкет нам удалось выяснить значимость
стимулирующего воздействия видов контроля и оценки : а) при различных формах
организации обучения; б) личностно-значимое и обобщенно-объетивно значимое
стимулирующее воздействие при одной и той же форме организации обучения.
Виды
контроля и оценки, значимость стимулирующего воздействия которых выявлялась,
были выделены следующие.
Контроль
и оценка деятельности учащихся и ее результатов и педагогом.
Самоконтроль
и самооценка деятельности и ее результатов учащимся.
Сочетание
контроля и самоконтроля, оценки и самооценки в процессе обучения.
Контроль
и оценка деятельности учащегося и ее результатов коллективом учащихся.
Здесь
охвачены те четыре вида контроля, которые были названы ранее: контроль педагога
(1), самоконтроль учащегося (2), взаимоконтроль учащихся (4,5), сочетание
контроля педагога и самоконтроля учащегося (3).
Анкетированием
было охвачено 102 студента Ш курса РГАФК, среди них 75 студентов обучались по
традиционной системе, 27 - по технологии обучения, основанной на дидактических
играх. Задача, которая ставилась в данном случае, заключалась в выявлении
значимости стимулирующего воздействия на студентов различных видов контроля и
оценки, применяемых в условиях разных технологии обучения. Самооценка
значимости стимулирующего воздействия осуществлялась в 10-балльной шкале.
Полученные средне статистические результаты представлены в таблице 1.
Таблица
1
Контроль и оценка как способы педагогического стимулирования
при различных формах организации обучения
№
п/п
Виды контроля и оценки
Традиционное обучение
Технология обучения на основе ДИ
Баллы
Рейтинг
Баллы
Рейтинг
1
Контроль и оценка деятельности учащихся педагогом
8,4
1
7,25
3 - 4
2
Самоконтроль и самооценка деятельности учащимся
3
8,25
2
3
Сочетание контроля и самоконтроля в процессе
обучения
8
2
8,5
1
4
Контроль и оценка деятельности учащегося коллективом
учащихся
7,1
5
7,25
3 - 4
5
Контроль и оценка деятельности учащегося
экспертами-учащимися
7,5
4
6,75
Приведенные
в таблице данные, позволяют сделать следующие выводы, основанные на
сравнительном анализе. При традиционном обучении наиболее значимым по
стимулирующему воздействию является "Контроль и оценка деятельности
педагогом". Студенты, обучающиеся по новой технологии в форме
дидактических игр, этот вид контроля и оценки не считают самым значимым по
стимулирующему воздействию У них он оценивается ниже и по рейтингу занимает
только 3-4 место.
На
втором месте по рейтингу у первой группы студентов оказалось "Сочетание
контроля и самоконтроля в процессе обучения". Для второй группы студентов
этот вид наиболее значим по стимулирующему воздействию и он у них по рейтингу
на перовом месте.
Третье
место при традиционном обучении занимает "Самоконтроль и самооценка
деятельности учащихся и ее результатов". Вторая группа студентов считает,
что самоконтроль и самооценка лишь немного уступает по стимулирующему
воздействию предыдущему виду. У них он на втором месте по рейтингу.
"Контроль
и оценка деятельности учащегося экспертами-учащимися" как способ
взаимоконтроля при традиционном обучении оказался по рейтингу на четвертом
месте, а при новой технологии обучения - на пятом месте. Это означает, что для
второй группы студентов такой вариант взаимоконтроля менее эффективен.
Последнее
пятое место по рейтингу при традиционном обучении имеет вид "Контроль и
оценка деятельности учащегося коллективом учащихся". Этот вариант
взаимоконтроля, по мнению студентов, наименее значим по стимулирующему
воздействию среди всех видов контроля. Но в дидактических играх значимость его
стимулирующего воздействия оказалась на 3-4 месте по рейтингу, что
приравнивается к контролю и оценке учебной деятельности педагогом.
Таким
образом, проведенный анализ полученных результатов позволяет сделать следующее
заключение. При традиционном обучении наиболее значимыми по стимулирующему
воздействию являются виды контроля, связанные с внешним контролем: контроль и
оценка учебной деятельности педагогом (1 место), сочетание контроля и
самоконтроля в процессе обучения (2 место).Самоконтроль и самооценка, по мнению
студентов, находится на третьем месте.
При
обучении по новой технологии (дидактические игры) наиболее значимыми по
стимулирующему воздействию оказываются виды контроля, связанные с
самоконтролем: сочетание контроля и самоконтроля в процессе обучения (1 место),
самоконтроль и самооценка деятельности учащимся (2 место). Третье и четвертое
место разделили контроль со стороны педагога и контроль со стороны коллектива
учащихся.
Подводя
итог можно выделить два важных, нашей точки зрения, момента. Во-первых,
значимость стимулирующего воздействия видов контроля зависит от того в какой
системе обучения они применяются. Во-вторых, при новой технологии обучения в
форме дидактических игр возрастает значимость самоконтроля и взаимоконтроля.
Отсутствие достаточного внимания к ним отмечалось как недостаток традиционного
обучения. Это необходимо учитывать педагогом, стремящимся к повышению
эффективности обучения.