Согласно Венецианской декларации о терминальном состоянии, врач может прекратить по просьбе умирающего (а если он без сознания - по просьбе его родственников) его лечение, способное лишь отсрочить наступление неизбежной кончины. Лиссабонская декларация также указывает, что «пациент имеет право, получив адекватную информацию, согласиться на лечение или отказаться от него», независимо от того, повлечет ли отказ от лечения гибель.
Отечественное право также декларирует право отказаться от лечения.
«Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения <…>.
При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.
При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц».
Несмотря на то, что в современной правовой науке не принято выделять приоритетность какого-либо из поколений прав, нельзя не согласиться с тем, что права, составляющие первое поколение (а именно к нему относится право на жизнь), явились фундаментом для формирования следующих поколений прав. Однако самостоятельный отказ от важнейшего, фундаментального права - права на жизнь, как известно, в настоящее время сегодня законодательно не наказуем. Это вопрос этики, морали, религии, мировоззрения как такового.
Известно, что человек реализует принадлежащие ему личные права самостоятельно. Таким образом, и решение о добровольном уходе из жизни он должен принимать самостоятельно, равно как и открыто выражать его.
Но как видно из изложенного, законодательство стоит на позиции, что решение об отказе от медицинской помощи (а значит, и решение о прекращении жизни больного) может быть принято другими лицами: близкими родственниками, законными представителями.
На наш взгляд, это недопустимо. Если следовать букве и логике такого закона, получается, что, например, законные представители, опекуны недееспособных по своему усмотрению могут в произвольный момент требовать причинения смерти своим подопечным. Ведь недееспособный в принципе не может юридически изъявить свою волю, вне зависимости от того, пребывает ли он в терминальном состоянии или нет.
Закон обозначает случаи, когда человек может правомерно распоряжаться жизнью другого лица, и большинство этих случаев (для лиц - общих субъектов уголовного права) указано в главе 8 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Пребывание близкого или подопечного в бессознательном состоянии и наличие у него неизлечимого заболевания в качестве такого случая не указано ни в уголовном, ни в каком-либо другом законе.
Исходя из изложенного, видится, что больной должен самостоятельно явно и недвусмысленно заявить о своем желании прибегнуть к эвтаназии. Недопустимо произвольно решать этот вопрос, когда больной не способен самостоятельно выразить свою волю.
Поэтому эвтаназией, на наш взгляд, следует считать только то деяние, которое совершается по явно и недвусмысленно выраженной воле больного.
3. Уголовно-правовая оценка эвтаназии
Ключевым вопросом, касающимся эвтаназии, в уголовном праве является вопрос ее юридической оценки. Для этого необходимо определить объект, субъект, объективную и субъективную стороны данного деяния и соответствие их нормам законодательства.
И если объект (или, по крайней мере, один из объектов), которому причиняется вред, не вызывает споров - это жизнь человека, если субъективную сторону можно однозначно определить как прямой умысел (деяние с целью причинения смерти больному), то вопросы субъекта и объективной стороны более сложны.
Размышления об объективной стороне эвтаназии и выводы (эвтаназия может быть произведена как путем действия, так и путем бездействия) изложены в предыдущих главах, значит, необходимо рассмотреть оставшийся спорный момент субъекта эвтаназии.
Кроме того, для комплексного анализа существующих в мире тенденций в правовой оценки эвтаназии полезно обратиться к зарубежному опыту.
3.1 Уголовно-правовая оценка эвтаназии за рубежом
В иностранных государствах вопросы добровольного ухода из жизни, эвтаназии имеют богатую историю. Вот лишь некоторые события двадцатого века.
г. - образовано «Добровольное общество легкой смерти» в Англии, впоследствии получившее известность как «Выход».
г. - по неофициальным сведениям английский король Георг V прибегает к эвтаназии при содействии лорда Доусона.
г. - доктор Георг Мейер публикует «Признания хирурга», в которых описывает механизм осуществления эвтаназии, практиковавшийся в его клинике.
г. - добровольные общества легкой смерти созданы в Японии и Германии. В Токио состоялась первая международная конференция организаций такого рода.
г. - опубликовано первое в мире пособие по самоубийствам «Как умирать с достоинством».
г. - Верховный суд Ирландии принимает решение об удалении трубки кормления у женщины, которая не приходила в сознание в течение 20 лет.
г. - девять окружных судов США отстаивают конституционность самоубийства при содействии врача.
В австралийском штате Северная территория был принят законодательный акт под названием «Права неизлечимо больных». В нем оговариваются следующие условия: лицо, требующее эвтаназии, старше 18 лет, испытывает невыносимые физические и моральные страдания, его недуг не поддается лечению. Кроме врача, к которому обратился пациент, свою подпись под диагнозом должен поставить еще один специалист того же профиля и психиатр. Задача последнего - убедиться, что желание пациента покончить с собой не вызвано депрессией или стрессом. Первый акт эвтаназии в Австралии был осуществлен с помощью управляемой при помощи компьютера системы введения в организм летальной медикаментозной дозы.
г. - Сенат штата Мичиган (США) запретил «самоубийство при содействии врача» через день после того, как известный поборник эвтаназии Джек Кеворкян помог расстаться с жизнью одной из жительниц штата. За последние 10 лет Джек Кеворкян, известный под прозвищем «Доктор Смерть», помог расстаться с жизнью примерно сотне больных. По некоторым сведениям, среди них были и люди, хотя и выразившие желание расстаться с жизнью, но не страдавшие неизлечимыми болезнями. Джек Кеворкян четырежды представал перед судом, однако обвинительный приговор ему был вынесен только в 1999 г. Кеворкян был осужден к заключению сроком от 10 до 25 лет в исправительном учреждении штата Мичиган и в 2007 году был досрочно освобожден за примерное поведение.
В мае 1997 года Колумбия издала закон, разрешающий эвтаназию; Филиппины и Южная Африка тоже рассматривали такую возможность.
апреля 2002 года власти Нидерландов легализовали эвтаназию. Закон, одобряющий эвтаназию, был принят голландским парламентом в апреле 2001 г., а в впервые вопрос о легализации убийства из милосердия в Нидерландах начали рассматривать около 20 лет назад.
Чуть позже, в том же 2002 году парламент Бельгии принял законопроект об эвтаназии. Новый законопроект разрешил эвтаназию в отношении и по просьбе человека, пожелавшего покончить с жизнью. Теперь добровольно умереть при помощи врачей смогут достигшие 18-летнего возраста граждане Бельгии после специального добровольного и повторного требования в письменном виде. Если пациент не в состоянии написать свою просьбу, по его выбору запрос может быть написан другим человеком, достигшим совершеннолетнего возраста.
В Великобритании медикам за подобные действия грозит до 14 лет тюрьмы, после долгих обсуждений принят закон о безусловном запрещении любой эвтаназии в медицинской практике. В Испании эвтаназия однозначно трактуется как убийство. В Германии допускают пассивную форму эвтаназии: по просьбе безнадежно больного человека медики могут прекратить с помощью медикаментов продлевать ему жизнь. «Пассивная» эвтаназия практикуется довольно давно в Швейцарии. В соответствии с законодательством штата Индиана (США) действует так называемое прижизненное завещание, в котором пациент официально подтверждает свою волю на то, чтобы его жизнь не продлевалась искусственным образом при определенных обстоятельствах. В 1977 году в штате Калифорния (США) после долгих лет обсуждений на референдумах был принят первый в мире закон «О праве человека на смерть», по которому неизлечимо больные люди могут оформить документ с изъявлением желания отключить реанимационную аппаратуру. Хотя пока этот закон «не работает» ввиду отказа медицинского персонала на проведение эвтаназии.
Разумеется, законодательство различных зарубежных стран не может одинаково оценивать эвтаназию, что наглядно продемонстрировано выборкой. Но все же определенные тенденции выделить можно. Если пассивная эвтаназия еще может законодательно допускаться, то активная практически повсеместно считается преступлением.
3.2 Уголовно-правовая оценка эвтаназии в России
Согласно действующему отечественному законодательству эвтаназия находится под однозначным запретом. Однако в то же время и, более того, тем же правовым актом декларируется право человека на отказ от медицинской помощи, что в определенных обстоятельствах может представлять собой не что иное, как пассивную эвтаназию!
Данный парадокс свидетельствует о том, что Российское законодательство в сфере эвтаназии необходимо совершенствовать.
Действующий уголовный закон оценивает эвтаназию как простое убийство, совершенное по мотиву сострадания (ч. 1 ст. 105 УК РФ). Но, с другой стороны, при определенных обстоятельствах, следуя букве закона, эвтаназию можно оценить и как квалифицированное убийство, а именно убийство лица заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии (п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Такая оценка вызывает вопросы и споры.
Согласно особо подчеркиваемому указанию Верховного Суда РФ, необходимо по каждому делу о причинении смерти другому лицу необходимо всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела, устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению деяния. Очевидно, что формулировка «убийство по мотиву сострадания» не может отразить всей специфики причинения смерти в результате эвтаназии. Значит, необходимы изменения в уголовном законе.
Ряд авторов выступает за принципиальную легализацию эвтаназии. Некоторые ограничиваются лаконичной формулировкой, что эвтаназия - это убийство, и не видят необходимости в дополнении уголовного закона.
С.В. Бородин указывает на необходимость дополнения уголовного законодательства привилегированными составами убийства из сострадания и по просьбе потерпевшего.
Однако прежде чем ответить на вопрос о том, как должна быть юридически оценена эвтаназия, необходимо определиться с субъектом этого деяния.
На наш взгляд, О.С. Капинус и А.И. Рарог совершенно справедливо говорят о том, что эвтаназию может производить не только медицинский работник, но и иное лицо. При этом роль медицинского работника в оценке состояния больного никоим образом не умаляется.
Очевидно, что прекратить медицинскую помощь может только медицинский работник, но произвести активные действия, направленные на причинение смерти больному, может любое лицо. Таким образом, субъект пассивной эвтаназии - только медицинский работник, субъект активной - как медицинский работник, так и другое лицо. Различие субъектов, помимо всего прочего, лишний раз подтверждает справедливость подразделения эвтаназии на пассивную и активную.
Таким образом, на наш взгляд, эвтаназию, в определенной степени согласившись с мнением О.С. Капинус, можно определить как умышленное причинение смерти неизлечимому больному, осуществленное по его просьбе медицинским работником или иным лицом по мотиву сострадания к больному и с целью избавления его от невыносимых страданий.
На наш взгляд пассивную эвтаназию, равно как и предоставление информации о способах самоубийства необходимо вывести из сферы действия уголовного закона. Для оценки же активной эвтаназии необходимо введение нового привилегированного состава убийства.
Заключение
Проблема эвтаназии до сих пор остаётся противоречивой. В случае законодательной легализации эвтаназии многие так же будут считать, что она не имеет право на существование. Крайне велика опасность недобросовестного соблюдения всех этапов осуществления эвтаназии. Основная причина этому - человеческий фактор. С другой стороны, нельзя отрицать, что эвтаназия уже фактически существует в нашей жизни. С течением времени появляются новые проблемы, напрямую связанные с эвтаназией.
Так, например, проблемой будет определение круга пациентов, в отношении которых может быть применена эвтаназия. Такие критерии как неотвратимость летального исхода, исчерпанность всех возможных медицинских средств и продолжительность применения медикаментозного лечения не могут однозначно определять включение пациентов в число лиц, в отношении которых может быть применена эвтаназия. Наука непрерывно двигается вперёд и всё, что с утра было недостижимо, к вечеру становится обыденным. Медицина не стоит на месте и понятие бесперспективности необходимо применять очень осторожно. Практикам известны случаи самоизлечения, в том числе и от онкологических заболеваний, хотя многими учёными данный факт не признаётся.
К сожалению, дать ответы на все вопросы не представляется возможным, и потому тема эвтаназии ещё долго будет заставлять учёных всего мира обращаться к ней снова и снова.
Основные выводы данной работы таковы:
1)эвтаназия - умышленное деяние, может выражаться как в активном действии, так и в бездействии;
2)принимать решение и выражать волю прибегнуть к эвтаназии должен непосредственно сам больной;
)осуществлять эвтаназию может как медицинский работник, так и, в отдельных случаях, иное лицо;
)целесообразно легализовать только пассивную эвтаназию, а активная должна признаваться привилегированным убийством.
эвтаназия смерть уголовный пациент
Список литературы
1.Конституция РФ
2.Уголовный кодекс РФ
.Постановление пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 г. О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ) (в ред. ППВС РФ от 06.02.2007 №7)
.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 №5487-1) (ред. от 27.12.2009)
.Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года
.Лиссабонская декларация о правах пациента. Принята 34-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Лиссабон, Португалия сентябрь-октябрь 1981
.Венецианская декларация о терминальных состояниях. Принята 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983
.Декларация об эвтаназии. Принята 39-й Всемирной медицинской ассамблеей, Мадрид, октябрь 1987
.Уголовное право. Особенная часть: учебник / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И Чучаева. - М., 2008
.Уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов / отв. ред. И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов. - М.: Норма, 2008. - 1008 с.
.Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник / под ред. Кадникова Н.Г. - М., 2006. - 911 с.
.Бородин С.В. Преступления против жизни / Юридический центр Пресс - 2003, 496 с.
.Капинус О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление / О.С. Капинус. - М., 2006. - 402 с.
.Бородин С.В. Убийство из сострадания / С.В. Бородин, В.А. Глушков // Общественные науки и современность. - 1992. - №4. - С. 138-145
.Тасаков С.В. Запрет эвтаназии унижает человеческое достоинство // Российская юстиция. - 2009. - №2
.Малиновский А.А. Имеет ли человек право на смерть? // Российская юстиция. - 2002. - №8. - С. 54.
.Куц В.Н., Тринева Я.О. Капинус О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление / О.С. Капинус. - М., 2006 // Уголовное право. - 2007. - №5. - С. 133-137
.Рарог А.И. В связи с рецензией на книгу Капинус О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление // Уголовное право. - 2007. - №5. - С. 138-142
.Алиев Т.Т. Эвтаназия в России: право человека на ее осуществление // Современное право. - 2008. - №4. - С. 46-52
.Чернышева Ю.А. Эвтаназия: прошлое, настоящее, будущее // Закон и право. - 2008. - №5. - С. 54
.Чернышева Ю.А. Эвтаназия или простое убийство // Российский криминологический взгляд. - 2007. - №2. - С. 190-192.
.Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук = De Augmentis Scientiarium / Francis Bacon (взято с сайта #"justify">.Хрусталев Ю.М. Эвтаназия: сущность и проблемы, взгляд в будущее // Философские науки. - 2006. - №7. - С. 17-29
.Панищев А.Л. Эвтаназия и врач: от биоэтики и права к антропологии и человеку // Успехи современного естествознания. - 2005. - №4. - С. 17-19
.Знаков В.В. Понимание экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия // Вопросы психологии. - 2009. - №6 - С. 3-12
.Гумницкий Г.А. Эвтаназия: возможность, необходимость, право // Здравый смысл. - 2008. - №4. - С. 36-37
.Павлова Ю.В. Проблемы эвтаназии в праве // Здравый смысл. - 2005. - №3.