Проблемы реализации неимущественных прав детей. Детская прокуратура

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,42 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы реализации неимущественных прав детей. Детская прокуратура

Факультет Среднего Профессионального Образования








Курсовая работа

по дисциплине

«Семейное право»

Тема работы:

«Проблемы реализации неимущественных прав детей. Детская прокуратура»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Российское правовое регулирование положения детей

§1. История начала правового регулирования положения детей

§2.Особенности регулирования положения детей

Глава 2. Основные неимущественные права детей в современной России

§1. Права детей в семье и проблемы их реализации

§2. Роль родителей в реализации личных прав детей. Дееспособность несовершеннолетних детей

Глава 3. Основы защиты прав детей в России

§1. Порядок и способы защиты прав детей в России

§2. Детская прокуратура

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность проделанной мною работы заключается в том, что проблема реализации прав ребенка существовала в России во все времена, к сожалению, она не решена и сегодня. Социально-экономическая ситуация в стране диктует острую необходимость разработки реального комплекса мер, наделяющих ребенка правами, гарантирующими гармоничное развитие его личности и создающих систему правовых условий для реализации этих прав.

Дети - не только будущее, но и настоящее, не только национальная, но и общечеловеческая, ценность. Это особая, со своими интересами социально-демографическая группа, нуждающаяся, в силу умственной и физической незрелости, в специальной заботе государства и общества. Именно дети оказались незащищенными в ходе социально-экономических реформ. Рост преступности, вооруженные и межнациональные конфликты, инфляционные процессы, безработица, нравственная деградация, снижение уровня жизни и другие пороки сказались, прежде всего, на семьях и детях. Бродяжничество, попрошайничество и беспризорность ( до 4 млн. чел. ), бегство детей из семей из-за жестокого с ними обращения, рост количества дел о лишении родительских прав и социального сиротства - неутешительные факты из жизни российского государства постсоветского периода. Подтверждение тому официальная статистика: за последние несколько лет происходит постоянное ухудшение положения детей, отмечается многократный рост посягательств на их права, в том числе семейные.

Целью курсовой работы является исследование проблем, возникающих при реализации детьми их личных прав в семье, а также исследование функций детской прокуратуры и особенностей правовой защиты несовершеннолетних.

В соответствии с целью работы мною были поставлены для решения следующие задачи:

. Дать правовую характеристику, и выделить особенности регулирования положения детей в России

. Исследовать основные права ребенка, а также особенности и проблемы реализации этих прав;

. Проанализировать способы защиты прав детей, разобраться в функциях детской прокуратуры.

Объектом исследования являются семейные личные неимущественные права ребенка и особенности их реализации и защиты.

Предметом исследования являются правовые нормы, содержащиеся в семейном, гражданском, гражданском процессуальном законодательстве, формулирующие семейные личные неимущественные права ребенка и устанавливающие способы и порядок их защиты. Изучаются современные проблемы, возникающие в процессе их применения.

Глава 1. Российское правовое регулирование положения детей

§1. История начала правового регулирования положения детей

Сначала хотелось бы разобраться в самом возникновении правового регулирования положения детей в Российской Федерации

Зарубежная мысль по сравнению с Российской раньше осознала важность проблемы прав детей, соответственно и международное право тоже стало раньше предусматривать меры специальной защиты наиболее уязвимых групп общества, всех тех, кто сам не имеет равных возможностей защищать свои права. В первую очередь к данной категории относятся дети. Сразу же после первой мировой войны в рамках Лиги Наций была учреждена Международная Ассоциация заботы о детях. В 1924 году была принята Женевская декларация прав ребенка. В 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создала Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1959 году Организацией Объединенных Наций была провозглашена Декларация прав ребенка. Причем, если в Декларации прав ребенка 1924 году дети рассматривались исключительно как объект защиты, то в Декларации прав ребенка 1959 году наметилась задача признания ребенка в качестве самостоятельного субъекта права, о чем свидетельствуют ее отдельные положения. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка, закрепившую его в качестве субъекта прав. Конвенция о правах ребенка создала новую модель отношения к детям и, послужила толчком для изменения положения ребенка в семье и обществе.

И 13 июня 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 года вступила в силу для Российской Федерации как правопреемника. Правительство РФ, подписав международные документы ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей, взяло на себя обязательство не только самому принимать соответствующие акты, но и поощрять правительственные и неправительственные организации в регионах к подготовке программ в интересах детства. Поэтому сейчас в России проводится ряд мероприятий, направленных на то, чтобы поднять уровень жизни детей, обеспечить их правовую защищенность, и реализующих, таким образом, требования Конвенции о правах ребенка. Иначе говоря, наступило время, когда стало крайне важно воплотить в нормах права идею последовательной, основанной на принципах подлинного человеколюбия защиты прав несовершеннолетних, составляющих в Российской Федерации четверть всего населения.

Основным документом в РФ, по правам ребенка является федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

Права ребенка в Российской Федерации, также закреплены в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Семейном кодексе РФ.

Подводя итог, можно сделать вывод, права ребенка наиболее обоснованно были регламентированы в результате реформ в XX веке, на современном этапе уже практически все государства мира, в том числе и Россия, взяли на себя ответственность за защиту и обеспечение прав и интересов детей.

§2.Особенности регулирования положения детей

правовой несовершеннолетний дети защита

Гражданско-правовое положение несовершеннолетних в Российском законодательстве регулируется:

·Международными правовыми актами

·Конституцией Российской Федерации

·Гражданским Кодексом

·Семейным Кодексом и рядом Федеральных Законов РФ, носящих комплексный характер, в которых в той или иной степени определяется положение несовершеннолетних.

Как уже было описано, нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось большим шагом на пути преодоления такого подхода.

В статье 64 Конституции России зафиксирован правовой статус личности, основанный на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции. Личный статус выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и так далее). Личный статус изменяется в течение человеческой жизни (статус ребенка, трудоспособной личности, инвалида, пенсионера).

Конституция России провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, запрещает любые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

К признакам, которые обусловливают специальную правосубъектность несовершеннолетних граждан России, в первую очередь следует отнести возраст этой категории граждан. С возрастным признаком неразрывно связаны основные элементы, составляющие правовой статус гражданина: правоспособность и дееспособность. Причем, для того, чтобы с помощью правовых норм обозначить правовой статус несовершеннолетнего в совокупности присущих ему прав, обязанностей, особого (с точки зрения охраны его прав и законных интересов государством) положения в обществе, целесообразно использовать категории правоспособности и дееспособности в их административно-правовом и гражданско-правовом понимании.

Важно определить место, которое занимают несовершеннолетние среди других индивидуальных субъектов гражданско-правовых отношений. Учитывая чрезвычайную социальную значимость проблемы воспитания подрастающего поколения, с одной стороны, и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, с другой, представляется, что для выделения их в качестве отдельной категории граждан, обладающих специальным правовым статусом, могут быть взяты следующие положения:

. Неполная правосубъектность несовершеннолетних граждан порождает особый характер взаимодействия этой категории с системой исполнительной власти, в связи с чем необходим особый процессуальный порядок правового регулирования статуса несовершеннолетних;

. Невозможность в реальной жизни несовершеннолетними самостоятельно обеспечивать защиту своих прав и законных интересов предполагает наличие государственных гарантий и правового обеспечения этой функции;

. Участие несовершеннолетних, как специальных субъектов, в большом количестве общественных отношений, регулируемых различными отраслями права, обусловливает необходимость более четкого правового регулирования статуса этой категории граждан.

Глава 2. Основные неимущественные права детей в современной России

§1. Права детей в семье и проблемы их реализации

Впервые в истории российского семейного права, СКРФ устанавливает права детей в семье. «Он рассматривает детей не как объект «родительской власти», а как самостоятельных участников отношений с отцом и матерью, другими родственниками» - отмечает Ю.Ф. Беспалов. В этой части семейное право приведено в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка, участником которой Россия является с 1990 г. Конвенция признает ребенка личностью, имеющей право на физическое, умственное и социальное развитие в самом полном объеме, а также на свободное выражение своего мнения. Она подтверждает общеизвестную истину, что надежды на будущее любой страны связаны с молодым поколением ее граждан.

СК РФ, как и Конвенция ООН о правах ребенка, признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, и устанавливает основные права детей в семье, реализация которых обеспечивает ребенку возможности для нормального развития и получения надлежащего воспитания. Поговорим о личных неимущественных правах детей, к ним Семейный Кодекс РФ относит:

·право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);

·право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

·право на имя (ст. 58 СК РФ);

·право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);

·право ребенка на защиту (ст. 56 СК РФ).

Под реализацией семейных прав ребенка автор понимает поведение ребенка и/или его представителей, состоящее в распоряжении по своему и/или усмотрению законных представителей, определяемому интересами ребенка, принадлежащими ему правами, предусмотренными Семейным кодексом РФ в соответствии с их назначением и не нарушающее права и законные интересы других лиц.

Теперь я раскрою личные права детей и некоторые проблемы, возникающие в связи с их реализацией. Начну с права ребенка выражать свое мнение:

) Значимость права ребенка выражать свое мнение достаточно ясно определена М.В.Антокольской: «Учет мнения ребенка предполагает, что оно, во-первых, будет заслушано; во-вторых, при несогласии с мнением ребенка, лица, решающие вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым не следовать пожеланиям ребенка»

«Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы...». В развитие этого положения законодатель предусматривает различные формы реализации права ребенка на выражение своего мнения, определяет случаи, когда мнение ребенка имеет правовое значение:

·Во-первых, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

·Во-вторых, ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

·В-третьих, учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам;

·В-четвертых, в случаях, предусмотренных СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Как полагает Н.Н. Тарусина, право ребенка выражать свое мнение «дифференцированно по двум критериям, действующим как порознь, так и совместно: по возрасту и значимости семейно-правового акта». В случаях, предусмотренных семейным законодательством, согласие ребенка старше 10 лет является обязательным. Дети же младшего возраста, т.е. моложе 10 лет, имеют право на мнение в диспозитивном режиме, иными словами мнение ребенка имеет рекомендательных характер. Получается, что принятие во внимание или отклонение доводов детей, не достигших возраста 10 лет, является исключительной правом родителей. Однако после достижения ребенком 10-летнего возраста учет его мнения родителями обязателен, исключение могут составить лишь те предложения и пожелания ребенка, реализация которых противоречила бы его интересам.

В ряде случаев закон придает воле ребенка, достигшего 10 лет, правовое значение, и определенные действия вообще не могут быть совершены, если ребенок возражает против этого. Речь идет о таких случаях, как:

·Изменение фамилии и имени ребенка (ст. 59 СК РФ);

·Восстановление родителей в родительских правах (ст. 72 СК РФ);

·Усыновление ребенка (ст. 132 СК РФ)

·Изменение фамилии, имени и отчества ребенка при усыновлении (ст. 134 СК РФ);

·Запись усыновителей в качестве родителей ребенка (ст. 136 СК РФ);

·Изменение фамилии и имени ребенка при отмене усыновления (ст. 143 СК РФ);

·И передача ребенка на воспитание в семью (ст. 154 СК РФ).

Таким образом, право ребенка выражать свое мнение в российском семейном законодательстве представляет собой признание за ребенком права голоса, в одних случаях - рекомендательного, в других, прямо указанных в законе, - решающего. Закрепляя право ребенка на выражение своего мнения в виде общей нормы, законодатель не связывает возникновение этого права и возможность его реализации с достижением ребенком определенного возраста. Следовательно, степень внимания к взглядам или мнению ребенка при решении конкретного вопроса не может и не должна зависеть от его возраста, несмотря на то, что правовое значение высказанного им мнения меняется в зависимости от степени зрелости ребенка, как правило, возрастающей с его возрастом. Но проблема в том, что в России в неблагополучных семьях, дети боятся выражать свое мнение, или выражают мнение навязанное своими родителями. Автор считает, что это связано с тем, что авторитет родителей преобладает над авторитетом других субъектов семейных правоотношений.

) Теперь я хотел бы описать права ребенка жить и воспитываться в семье а также общении ребенка с другими родственниками. С правом детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано закрепленное статьей 55 СК РФ право детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком в СК РФ отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию лиц не только близких родственников, непосредственно указанных в данной статье, но и родственников более отдаленных степеней родства.

Родственники - лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка, в том числе прадедушка (прабабушка), дядя (тетя) и так далее.

В реальной жизни вопрос об общении ребенка с теми или иными родственниками может быть решен в каждой семье по-своему, в том числе и в зависимости от существующих родственных связей в соответствии с местными и национальными традициями. При решении данного вопроса необходимо руководствоваться прежде всего интересами самого ребенка. Формы общения могут быть самыми разнообразными: переписка, личные контакты при встрече, телефонные переговоры и другие. Они зависят от возраста ребенка, места жительства его и его родственников, наличия или отсутствия конфликтов в семье и от других обстоятельств. Семейный кодекс особо оговаривает, что право ребенка на общение с обоими родителями сохраняется также в случаях:

·Расторжения брака родителей;

·Признания брака родителей недействительным;

·Раздельного проживания родителей, в том числе при их проживании в разных государствах

Ребенок, родители которого проживают в разных странах, имеет право, за исключением особых случаев, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. И ребенок, и его родители для этих целей вправе покидать любую страну, включая свою собственную, а затем возвращаться в нее в соответствии со статьей 10 Конвенции о правах ребенка. Иногда в нарушение прав ребенка родитель - гражданин иностранного государства без предварительного согласования с другим родителем - гражданином РФ увозит ребенка в другое государство и не дает ему фактически возможности общаться с родителем - гражданином РФ. Решение вопроса о порядке общения ребенка с оставшимся в России родителем приобретает затяжной и довольно сложный характер из-за отсутствия договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам с большинством зарубежных государств.

Судебная практика показывает, что в жизни нередки случаи, когда родитель, с которым остался проживать ребенок, создает условия, фактически лишающие другого родителя возможности общаться с ребенком и участвовать в его воспитании. В результате ущемляются законные права и интересы как одного из родителей, так и ребенка. В этой связи в п. 1 ст. 66 СК РФ установлено, что родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вреда физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Разъяснение сторонам данного требования закона, в частности, является обязанностью суда при расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолетних детей, независимо от того, возбужден ли спор о детях. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка (ч. 3 ст. 66 СК РФ).

Право ребенка на общение со своими родителями и другими родственниками в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и др.) отдельно регламентируется в Кодексе, что согласуется с нормами международного права, предусматривающими в таких случаях право ребенка на незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях против него через его родителей или законных опекунов и попечителей и получение правовой и другой необходимой помощи с их участием при подготовке и осуществлении своей защиты (ст. 40 Конвенции о правах ребенка).

Закон не дает понятие экстремальной ситуации. Под ней могут пониматься различные случаи, создающие реальные предпосылки для причинения морального и физического вреда несовершеннолетнему и требующие незамедлительного оказания ему содействия в каких-либо формах, соответствующих степени угрозы его жизни, здоровью и т.д. В качестве примеров подобной ситуации закон выделяет лишь задержание, арест, заключение под стражу, а также нахождение в лечебном учреждении.

Право ребенка жить и воспитываться в семье является одним из самых важных прав ребенка по причине того, что семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

) Право ребенка на имя - каждый ребенок в соответствии с Конвенцией имеет право на сохранение своей индивидуальности (ст. 8). Индивидуализирующими признаками являются имя, фамилия, гражданство, семейные связи. Право ребенка на имя закреплено в ст. 58 СК. Имя ребенку дается по соглашению между родителями (п. 2 ст. 18 Закона «Об актах гражданского состояния»). При этом родители могут дать ребенку любое имя, какое они пожелают. Отчество ребенка определяется именем отца. Однако новое семейное законодательство относит решение вопроса о присвоении ребенку отчества к компетенции субъектов Российской Федерации. Дело в том, что не все народы, населяющие Россию, имеют традицию именовать людей не только по имени, но и по отчеству. В советский период отчества были искусственно навязаны многим из них. В настоящее время субъекты Российской Федерации имеют право установить, что присвоение отчества на их территории необязательно и может осуществляться по желанию лиц, регистрирующих ребенка, если это соответствует их национальным традициям.

Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то вопрос о фамилии ребенку решается по соглашению между ними. Если родители не могут прийти к соглашению относительно выбора имени или фамилии ребенка, имя и фамилия ребенка записываются по указанию органа опеки и попечительства (п. 3 ст. 18 Закона «Об актах гражданского состояния»).

Однако эти органы сами могут оказаться в затруднительном положении. Лишь в некоторых случаях предпочтение одного из родителей имеет какое-либо объективное основание. Например, другой родитель хочет дать ребенку редкое и странное имя, что в дальнейшем может создать для ребенка трудности, особенно в детском коллективе. Если же каждый из них хочет, например, дать ребенку имя своего отца, органу опеки и попечительства, по-видимому, не останется ничего другого, как «кинуть жребий».

Если отцовство в отношении ребенка не было установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного по указанию матери в качестве отца, а фамилия - по фамилии матери. Если мать ребенка, не состоящая в браке с его отцом, отказалась от внесения в свидетельство о рождении ребенка сведений о его отце, отчество ребенка записывается по указанию матери (п. 5 ст. 18 Закона «Об актах гражданского состояния»).

) Одним из главных прав несовершеннолетних является право на защиту своих интересов. Под защитой понимается: восстановление нарушенного права, создание условий, которые компенсируют утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Защита осуществляется с помощью таких отраслей права, как административного, гражданского, уголовного, трудового и других.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего осуществляется прежде всего его родителями, а также лицами, их заменяющими. Следует добавить, что защиту прав и законных интересов ребенка не могут осуществлять: лица, лишенные родительских прав; граждане, у которых он отобран по решению суда либо органом опеки и попечительства; лица, признанные судом недееспособными. Также не могут выступать в роли защитника прав и законных интересов своего ребенка граждане, дееспособность которых ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В том случае, когда ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию этого учреждения. Даже временное пребывание ребенка в таких учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и законных интересов.

В то же время СК РФ предусматривает случаи, когда такую защиту осуществляют и иные прямо указанные в законе лица. Это органы опеки и попечительства, прокурор, суд.

Эмансипированные лица, а также несовершеннолетние, которые приобрели полную дееспособность в связи с вступлением в брак, в праве самостоятельно осуществлять защиту своих прав и законных интересов.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей, а также лиц их заменяющих. «При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению возраста четырнадцати лет в суд».

Все должностные лица или иные граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка и его законных интересов, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка (ст. 56 СК РФ).

§2. Роль родителей в реализации личных прав детей. Дееспособность несовершеннолетних детей

Теперь необходимо рассмотреть правоотношения между родителями и детьми а именно роль родителей в реализации личных прав своих несовершеннолетних детей. В основе возникновения правовых отношений между родителями и детьми лежит происхождение детей от родителей, удостоверенное в установленном порядке. Происхождение ребенка от родителей, состоящих между собой в браке, удостоверяется записью о браке родителей. Свидетельство о рождении ребенка, выдаваемое загсом, является доказательством происхождения ребенка от указанных в нем родителей. Рождение ребенка его матерью подтверждается справкой, выданной родильным домом. На основании этих данных происходит регистрация рождения в актовых книгах в загсе.

Между родителями и детьми возникают правоотношения. Между собой родители равны в реализации своих прав и обязанностей в отношении детей. Родители являются представителями своих несовершеннолетних детей. Представительство осуществляется в области семейного права (взыскание алиментов на детей), гражданского права (при совершении гражданско-правовых сделок), гражданского процесса (судебное представительство). Родители представляют и охраняют интересы своих детей.

Если родительские действия осуществляются в противоречии интересам детей, то такое поведение родителей может привести к применению санкции, выражающейся в лишении их родительских прав. Конечно, эта мера крайняя и исключительная. Она применяется только в том случае, когда другие способы воздействия не дали результатов. Лишение родительских прав родителей или одного из них допускается только в случаях, установленных законом:

·При уклонении от выполнения обязанностей по воспитанию детей;

·При злоупотреблении родительскими правами;

·При жестоком обращении с детьми;

·При вредном влиянии на детей аморального поведения родителей;

·При наличии у них такого заболевания, как хронический алкоголизм или наркомания.

Лишение родительских прав является бессрочным. Но, если родители, лишенные родительских прав, коренным образом изменяют свое поведение, отношение к детям, весь образ жизни, они могут в судебном порядке восстановить свои родительские права.

Несовершеннолетние могут сами реализовывать и защищать свои интересы с момента наступления дееспособности. По общим правилам полная дееспособность граждан наступает при достижения возраста 18 лет, но в случаях, установленных законом дееспособность может наступить и до достижения этого возраста.

В новом Гражданском кодексе дееспособность несовершеннолетних детей существенно расширена. Впервые в российском законодательстве установлено, что малолетние дети по достижении шести лет могут совершать юридические действия (ст.28 ГК РФ), в нем предусмотрена эмансипация несовершеннолетних (ст.27 ГК РФ).

Дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и нести ответственность за свои действия. В отличие от правоспособности дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости. Когда мы говорим о «правоспособности», мы говорим о том, что это общий институт, на который не влияет ни возраст человека, ни его состояние здоровья, ни его социальный статус. Для понятия «дееспособность» все эти параметры очень важны.

По общему правилу о достижении полной дееспособности (18 лет) в гражданском кодексе имеются два исключения:

) Для лиц, вступивших в брак раньше восемнадцати лет (что является единым брачным возрастом и для мужчин и женщин на территории РФ). Однако брачный возраст может быть в конкретном случае снижен по решению органов местного самоуправления до шестнадцати лет при наличии причин, которые будут сочтены уважительными. М.В.Антокольская считает, что лицо, не достигшее брачного возраста, приобретает право самостоятельно заключать брачный договор с момента вынесения решения о снижении ему брачного возраста, а А.М. Нечаева утверждает, что "прямая зависимость договора от факта существования брака (или намерения его оформить в установленном законом порядке) означает, что подобный договор могут заключить и стороны, вступившие в брак до наступления брачного возраста, а также те, кому в виде исключения с учетом особых обстоятельств разрешено вступить в брак и ранее"

Четкого перечня уважительных причин, по которым брачный возраст может быть снижен нет, однако, с полной уверенностью, к таким причинам можно отнести:

·Вступления в брак лицом, не достигшим 18 лет, если ему в установленном законом порядке был снижен брачный возраст;

·Эмансипации (ст. 27 ГК).

) Эмансипация - объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, полностью дееспособным. Указанные действия служат достаточным доказательством того, что несовершеннолетний в состоянии самостоятельно принимать решения по имущественным и иным гражданско-правовым вопросам, т. е. достиг уровня зрелости, обычно наступающего по достижении совершеннолетия. Эмансипация совершается по решению органа опеки и попечительства при наличии согласия обоих родителей. Если родители или один из них на то не согласны, эмансипация может быть совершена по решению суда. Цель эмансипации заключается в придании несовершеннолетнему полноценного гражданско-правового статуса. Следует помнить, что отдельные права и обязанности возникают исключительно по достижении определенного возраста (право на приобретение огнестрельного оружия).

Целью эмансипации является освобождение несовершеннолетнего от необходимости каждый раз получать от законных представителей согласие на заключение сделок.

А также важную роль в реализации своих прав детьми играет статья 28 Гражданского кодекса РФ, которая определяет разделение дееспособности малолетних в зависимости от достигнутого ими возраста. Гражданский кодекс РФ впервые установил разграничение недееспособности:

Дети до 6 лет - полностью лишены дееспособности;

Дети от 6 до 14 лет - вправе заключать мелкие бытовые сделки, под термином «мелкие бытовые сделки» следует понимать сделки, заключаемые на небольшую сумму за наличный расчет, целью которых является удовлетворение личных потребностей (покупка мороженого, конфет и других продуктов, покупка канцелярских товаров).

Глава 3. Основы защиты прав детей в России

§1. Порядок и способы защиты прав детей в России

Возможность защищать свои права и интересы является одним из важнейших субъективных прав ребенка, которое может осуществляться как самостоятельно, так и с помощью других лиц. Основные направления обеспечения прав ребенка в нашей стране и конкретные меры по их защите определены Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Особое внимание в этом Законе уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (к ним относятся дети-инвалиды, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, проживающие в малоимущих семьях, и другие).

Под защитой прав ребенка понимается следующее: Восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Здесь нужно уточнить, что "права" не подразумевают только права, означенные в Семейном кодексе, но также и законные интересы ребенка, и противоречий между правами и интересами быть не должно.

Согласно п. 1 ст. 56 СК РФ защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка до достижения совершеннолетия. Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Представлять права и интересы ребенка могут как оба родителя, так и один из них по соглашению между ними. Как отметил Верховный суд РФ «приведенные права ребенка и обязанности его родителей сохраняются и после расторжения брака родителей ребенка».

Родители должны защищать именно права и интересы детей, а не свои права и интересы. Такими же полномочиями по защите прав детей в соответствии с СК РФ наделены органы опеки и попечительства, прокурор, суд. Защищая права и законные интересы ребенка, прокурор, во-первых, осуществляет надзор за тем, как они соблюдаются уполномоченными органами, а во-вторых, принимает непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей.

Гарантией осуществления защиты прав несовершеннолетних является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично или через своих представителей исходя из своих интересов и потребностей. Более того, обеспечение этих прав ребенка - задача конституционного, а не семейного права. Семейное право призвано не допустить дискриминацию ребенка в семейных отношениях.

Отвечая нормам международного права, Семейный кодекс РФ, ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и иные акты содержат специальные нормы, определяющие порядок защиты семейных прав ребенка.

Статья 6 указанного Закона закрепляет, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Необходимость защиты прав ребенка возникает в любом случае, когда происходит нарушение его прав, вне зависимости, осознает ли это сам потерпевший (малолетний) или нет.

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств:

1.Произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство;

2.Всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;

.Экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;

.Всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;

.Бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;

.Всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. ст. 16, 19, 32 - 34, 37 Конвенции о правах ребенка).

Таким образом, ребенок должен быть защищен от всех негативных как физических, так и нравственных воздействий.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (например, эмансипированный подросток или несовершеннолетний, вступивший в брак до достижения брачного возраста), вправе самостоятельно защищать свои права и интересы. Пункт 2 ст. 56 СК РФ закрепляет, что несовершеннолетний может и сам (без ведома родителей или лиц, их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы о защите своих прав. Гарантия исполнения такого права необходима в целях защиты несовершеннолетнего от всякого рода злоупотреблений со стороны родителей, которые недобросовестно, а иногда и во вред ребенку исполняют свои обязанности по уходу и его содержанию. В таком случае ребенок вправе обратиться за защитой в орган опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.

Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет. При этом дети вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего их интересы, а также вправе самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд.

Следует отметить, что закрепление в СК РФ права ребенка, достигшего 14 лет, на самостоятельное обращение в суд выполняет чисто декоративную функцию, так как случаи обращения несовершеннолетних лиц в судебные органы с требованием о защите своих прав и интересов почти не встречаются в судебной практике. В связи с изложенным, автор работы предлагает, что данная ситуация может быть разрешена, в частности, путем предоставления ребенку права на бесплатную юридическую помощь адвоката, что создаст реальные возможности защитить в суде свои права и законные интересы.

Зачастую дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих, не обращаются за защитой своих прав в компетентные органы из страха перед родителями, от незнания своих прав или из-за боязни, что их отберут у родителей и поместят в детские учреждения, скрывают факты таких злоупотреблений. Поэтому должностные лица организаций и иные граждане, которым становится известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны незамедлительно сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Такая норма, закрепленная в п. 3 данной статьи, предполагает высокое правовое сознание всего населения страны, внимание к ближнему, чувство справедливости и ответственности за уязвимые и нуждающиеся в защите социальные группы, к которым, безусловно, относятся дети. В свою очередь, органы опеки и попечительства обязаны принять меры по защите прав и законных интересов ребенка.

§2. Детская прокуратура

Итак, как же осуществляется защита прав ребенка в административном порядке? Она осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).

К первым относятся:

·Прокуратура

·Органы внутренних дел

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

·Предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);

·Предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);

·Непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);

·Внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);

·Опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей. Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по разному, в зависимости от конкретной ситуации. Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями.

Что касается жалоб в орган опеки и попечительства, в прокуратуру или в какие-либо иные органы, занимающиеся защитой прав детей, то несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, ребенок чаще всего не может ею воспользоваться, отчасти потому, что не знают своих прав, и не имеют доступа к независимым источникам правовой помощи. Кроме того, учитывая, что виновником насилия часто является директор или сотрудник детского дома или иное должностное лицо, дети не верят в возможность добиться справедливости.

Заключение

Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что автор изучил законодательство, регулирующее личные права детей, а также особенности правовой защиты несовершеннолетних.

Объектами семейных личных прав ребенка являются нематериальные блага, под которыми автором понимаются не имеющие денежной оценки, необходимые для каждого человека условия его существования, физиологической и социальной жизнедеятельности, удовлетворяющие человеческие потребности в нематериальной сфере, отвечающие интересам, целям и устремлениям людей.

Среди нематериальных благ, являющихся необходимыми условиями существования ребенка, выделены такие как наличие семьи (необходимой социальной среды) и получение необходимого уровня заботы о физическом и моральном благополучии и воспитания (необходимых для выживания и взаимодействия с обществом).

Автор изучил проблемы реализации личных прав детей и меры, предпринимающиеся для восполнения пробелов в законодательстве и в связи с этим автор считает что работа над улучшением норм права, связанных с регулированием положения детей должна осуществляться постоянно и непрерывно, ведь по мере развития общества возникают все более новые и сложные проблемы возникающие в семьях между родителями, детьми, и другими субъектами семейных правоотношений. Наступило время, когда стало крайне важно воплотить в нормах права идею последовательной, основанной на принципах подлинного человеколюбия защиты прав детей, составляющих в России четверть всего населения. Мало того, необходимо усилить правовые гарантии подобного рода защиты. История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия.

Список использованной литературы

. Международные акты:

·Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04. 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, № 2.

·Конвенция ООН « О правах ребенка» от 20 ноября 1989 года/ Конвенция ООН о правах ребенка - извлечения.

·Декларация прав ребенка //Документы ООН о детях, женщинах, образовании.

. Нормативные акты:

·Конституция РФ от 12.12.1993 г.

·Гражданский кодекс РФ (ч. I от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ, ч. II от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ, ч. III от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ).

·Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ГПК РФ).

·Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ.

·ФЗ РФ от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. 1997. № 47.

·ФЗ РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» // Российская газета № 147, 05.08.1998.

. Научная литература:

·Семейное право // Антокольская М.В. Учебник. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.- Юрист, 2002.

·Семейное право // А.М. Нечаева. Курс лекций. М. : Юрист, 2001

Похожие работы на - Проблемы реализации неимущественных прав детей. Детская прокуратура

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!