перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично. Примерами парламентарной монархии могут служить Великобритания, Голландия, Швеция и др.
Современные республики можно разделить на два вида: президентские, особенностью которых является соединение в руках президента полномочий главы правительства и государства, и парламентарные, для которых характерна довольно слабая власть президента. Особенностью парламентарной республики является также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции.
Примерами президентской республики могут служить Аргентина, Бразилия, США, парламентарной. - Греция, Германия.
Промежуточным видом между парламентарной и президентской республикой является полупрезидентская республика (Республика смешанного типа. Такая республика существует во Франции, Португалии, Польше и ряде других стран).
РФ - президентская республика. Согласно Конституции РФ президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в ГД, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, назначает референдум, обладает правом законодательной инициативы.
4. Что такое форма государственного устройства?
В современной политологии для общего обозначения структурных и властных признаков государства используется понятие «форма государства». Это понятие включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.
Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными. Различают три основные формы государственного устройства - унитарное государство, федерацию и конфедерацию.
Форма государственного устройства - способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти. Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств
5. Понятие избирательного права и избирательной системы (в узком и широком смыслах)
Термин «избирательное право» употребляется в двух смыслах. Во-первых, избирательное право в объективном смысле (позитивное избирательное право) - это система правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов. Во-вторых, избирательное право в субъективном смысле (субъективное избирательное право) - это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Избирательный процесс - это форма реализации избирательных прав граждан, урегулированный нормами избирательного права порядок подготовки и проведения выборов.
В юридической литературе термин «избирательная система» употребляется в двух значениях: широком и узком.
Под избирательной системой в широком смысле понимается совокупность общественных отношений (как урегулированных, так и не урегулированных нормами права), возникающих в процессе формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством выборов.
Избирательная система в узком смысле - это способ распределения мандатов между кандидатами (списками кандидатов). В зависимости от того, какая избирательная система используется, результаты выборов при одних и тех же результатах голосования могут быть совершенно различными. Поэтому политические силы, реально взвесив свои возможности в рамках каждого вида избирательных систем, отстаивают наиболее выгодный им вариант формирования органа государственной власти и местного самоуправления.
6. Принципы избирательного права
Избирательное право включает в себя принципы и условия участия в формировании избирательных органов, организацию и процедуру самих выборов, а также порядок отзыва выборных лиц.
К основным принципам демократического избирательного права относят:
принцип всеобщности, означающий предоставление всем без исключения дееспособным гражданам права на активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) участие в выборах. Иногда конкретное применение данного принципа связано с введением различного рода ограничений, называемых цензами. Условиями допущения к выборам могут быть имущественные, образовательные цензы, ценз оседлости. В настоящее время из многочисленных ранее цензов действуют в основном возрастной и ценз гражданства. В России активным избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18-ти лет.
принцип равенства предполагает право на равенство возможностей избирателей и кандидатов в процессе выборов. Этот принцип предусматривает, что все участвуют в выборах на равных основаниях. Каждый депутат представляет равное число граждан, а каждый избиратель в одинаковой степени влияет на решение всей массы избирателей. Это обеспечивается, во-первых, закреплением нормы представительства от избирательных округов и, во-вторых, установлением постоянного численного состава округа. Кроме того, указанный принцип предусматривает равенство финансовых и иных возможностей кандидатов;
принцип тайного голосования касается процедуры выборов (голосование может проводиться только тайно);
принцип состязательности предполагает проведение альтернативных выборов (в России существует законодательно с 1993 г.);
принцип непосредственности выборов предусматривает прямые выборы избирателями кандидатов в органы власти, без института выборщиков (для сравнения, в дореволюционной России выборы были многоступенчатыми и предполагали наличие выборщиков нескольких уровней, которые затем уже сами выбирали кандидатов);
принцип гласности предполагает общественный контроль за выборами, возможность присутствия на избирательных участках независимых общественных, иностранных и т.п. наблюдателей;
принцип свободы выборов предполагает добровольность участия в выборах; нельзя оказывать давление, принуждать к участию в выборах; принцип ограничения срока выборов предполагает недопущение отмены и переноса выборов, если это не предусмотрено правовыми нормами.
7. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
Народовластие в РФ осуществляется не только через государственные органы, но и через органы местного самоуправления. Как отмечается в ст. 3 Конституции РФ, «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Конституционные основы. В главе 1 Конституции «Основы конституционного строя» одна из статей (ст. 12) специально посвящена местному самоуправлению, его фундаментальным конституционным основам. В ней говорится, что в РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Более подробно и широко конституционные основы местного самоуправления в РФ закрепляются в четырех статьях (ст. 130-133) специальной гл. 8 Конституции РФ «Местное самоуправление», а также в ряде других статей Конституции РФ. В ст. 130, например, по сути дела, определяется основное содержание местного самоуправления и пути его реализации. В ней говорится, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и осуществляется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
8. Дайте понятие местного самоуправления. Какими нормативными документами оно регулируется?
Местное самоуправление - система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
Определение местного самоуправления дается в ст. 2 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления…» (далее по тексту - Закон). Под местным самоуправлением в Российской Федерации понимается признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год.
Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления.
В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна была закончилась к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступил в силу. Однако, по признанию Президента РФ Дмитрия Медведева реального самоуправления в России не было создано даже к 2011 году: «Муниципалитеты - это органы местного самоуправления. Формально не государственные, но мы же понимаем, что это такое же государство».
9. Укажите систему и принципы местного самоуправления в РФ
Местное самоуправление - система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
Единство системы местного самоуправления обусловлено тем, что:
основывается на демократических принципах организации местного самоуправления;
строится с учетом роли и функций местного самоуправления в обществе и государстве, а также
исторических и иных традиций;
определяется населением соответствующих муниципальных образований самостоятельно;
все ее организационные формы находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости;
разграничением предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления.
Конституция Российской Федерации закрепила следующие принципы местного самоуправления:
. Экономической самостоятельности, означающей:
а) равноправие муниципальной собственности среди других форм собственности;
б) самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
в) самостоятельное утверждение и исполнение местных бюджетов;
г) самостоятельное установление местных налогов и сборов;
д) соответствие материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его компетенции.
. Организационно-правовой направленности, означающей:
а) самостоятельное решение населением вопросов местного значения;
б) организационное обособление местного самоуправления;
в) многообразие форм осуществления местного самоуправления;
г) учет мнения населения при изменении границ муниципального образования;
д) законность в организации и деятельности местного самоуправления;
К элементам системы местного самоуправления относятся местный референдум, выборы органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, собрания, сходы граждан, митинги, демонстрации, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, муниципальная служба, территориальное общественное самоуправление
10. Конституционная система государственных органов российской федерации. Дайте понятие государственного органа РФ
Органы государственной власти характеризуются следующими чертами:
- наделены государственно-властными полномочиями;
образуются и действуют в установленном государством порядке;
уполномочены государством осуществлять его задачи и функции;
являются составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации.
В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции (ст. 11), в нее входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности России, на единстве системы государственной власти. Единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В соответствии со ст. 11 Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации. Каждый из этих видов органов власти представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации.
Под государственными органами понимаются физические лица или организации, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в управлении делами государства. Государственные органы образуются и действуют на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих компетенцию данных органов. Общегосударственный характер управления государственными органами проявляется в особом порядке их формирования, территориальной и предметной сферах, формах и методах деятельности.
Государственный орган (орган государства) - это относительно обособленная составная часть государственного аппарата, которая в соответствии с законом:
участвует в осуществлении функций государства, осуществляя конкретные функции;
действует от имени и по поручению государства, обладая государственно-властными полномочиями;
имеет соответствующую своим функциям структуру и компетенцию.