Нормы права и правотворчество

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,41 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нормы права и правотворчество

Введение

норма право общественный отношение

Вопрос «Нормы права и Правотворчество» один из основополагающих и интересных в области теоретических познаний государства и права. Затрагиваемые в работе проблемы в известной мере традиционны и сравнительно изучены в российском правоведении, так как теория правовой нормы, отличается аргументированностью и стабильностью ее основных положений.

Ведущее место среди источников современного российского права занимают нормативно - правовые акты - акты государственных органов, содержащие юридические нормы. Они являются результатом правотворчества.

Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций.

Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов - постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права.

Таким образом, в этом заключается актуальность темы «Нормы права и Правотворчество», в том числе уяснение понятия «норма права» имеет огромного значение не только для дальнейшего понимания всех положений общей теории права, но и для успешного правоприменения.

Объектом в данной работе является норма права и общественные отношения, определяемые нормой права.

Предметом является норма права, ее понятие, черты и структура, а также правотворческий процесс и нормативно-правовые акты как результат правотворческой деятельности.

Основной целью данной курсовой работы является:

анализ основных категорий теории государства и права таких как, правовые нормы;

исследование основ правотворчества, как формы государственной деятельности, направленной на создание правовых норм, и на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену;

изучение основных понятий нормативно-правового акта, как результата правотворческой деятельности, который в свою очередь является одним из основных источников права современного государства, в котором выражается большинство правовых норм, регулирующих наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

рассмотреть понятие, черты и структуру правовых норм, выявить классификацию норм права;

осмыслить основные черты, цели, принципы, стадии правотворческого процесса, виды правотворчества;

рассмотреть нормативно-правовые акты как результат правотворчества, определить их понятие, черты, виды и выяснить их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

В данной работе использовались нормативно-правовые акты, юридические словари, учебные пособия, учебники, книги по теории государства и права, известных авторов, таких как С.С. Алексеев, В.В. Лазарев, В.Н. Хропанюк и др., где достаточно освещены темы и вопросы по теории государства и права, необходимые для решения поставленных задач и достижения целей курсового проекта.

Курсовой проект по своей структуре состоит из четырёх глав, двенадцати параграфов, введения, заключения и списка литературы.

1.Понятие, черты и структура правовых норм. Классификация норм права

.1 Понятие и черты правовых норм

Понятие нормы права относится к числу важнейших категорий теории государства и права. Нет в правовой системе другого составного элемента, который был бы связан с иными столь тесно и непосредственно, как нормы права.

Любое правовое явление раскрывает и проявляет себя определенным образом только во взаимоотношении и взаимодействии с правовыми нормами. Прежде всего, через них, на их основе происходит воздействие государства на правовую систему общества в целом и на составляющие ее элементы в отдельности.[4]

Правовая норма - это первичная клеточка права. Она обладает собственными содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

Норма права является образцом (моделью) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях. Норма права предусматривает свободу участников регулируемых общественных отношений в двояком смысле:

во-первых, как способность воли субъекта сознательно избирать тот, или другой вариант поведения (внутренняя свобода);

во-вторых, как возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире (внешняя свобода).

Каковы же характерные признаки правовой нормы?

. Норма права устанавливается или санкционируется государством. Это модель поведения, которая закрепляется в официальных государственных актах.

. Норма права имеет предоставительно - обязывающий характер. С одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав субъекта. Что такое право собственности? Это есть свобода лица-собственника в полном объеме владеть и распоряжаться принадлежащей ему вещью. С другой стороны норма права обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая, таким образом, свободу отдельных лиц. Эта содержательная сторона правовой нормы является такой же существенной, как и предоставляемая свобода действий. Таким образом, норма права сочетает в себе предоставление и одновременно ограничение внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. Предоставительно - обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять законные интересы управомоченных субъектов, через действие обязанных лиц.

. Реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения. Нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за собой применение со стороны компетентных государственных органов мер юридической ответственности к правонарушителям. Охранительный характер правовой нормы позволяет надежно защищать законные права и интересы граждан государства.

. Благодаря вышеуказанным признакам (свойствам) нормы права выступают государственным регулятором типовых общественных отношений (например, отношений подчиненности в армии, отношений купли-продажи при совершении имущественных сделок). В этом выражается социальная роль правовых норм.[4]

1.2 Структура правовых норм

Норма права имеет характерное внутреннее строение (структуру). Структура правовой нормы показывает, из каких элементов (частей) состоит норма и как эти части взаимосвязаны. Таких элементов три: гипотеза, диспозиция и санкция.

. Гипотеза (предположение) - это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности. Возьмем в качестве примера норму гражданского права, изложенную в статье 676 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая определяет обязанность наймодателя по содержанию сданного внаем имущества. Гипотезой в данной норме является сдача внаем имущества. При таком условии у одного лица (наймодателя) возникает обязанность содержать сданное внаем имущество, а у другого (нанимателя) - право требовать исполнения этой обязанности.[3]

. Диспозиция (распоряжение) - это элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц.

. Санкция (взыскание) - это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией. Санкция определяет меры юридической ответственности за нарушение определенной нормы права.

В соответствии с приведенным выше примером все логические элементы анализируемой правовой нормы можно кратко сформулировать так: если наймодатель сдал внаем имущество (гипотеза), то он обязан содержать данное имущество в пределах законных прав нанимателя (диспозиция), иначе к нему могут быть применены меры государственного воздействия, направленные на защиту прав нанимателя (санкция).

Норма права может выполнять свои непосредственные регулятивные функции лишь при наличии всех ее структурных элементов.

Представим, что в норме не указаны обстоятельства, при которых она действует, то есть отсутствует гипотеза. Такая норма будет безжизненной, ибо неизвестно, при каких условиях следует руководствоваться изложенным в ней правилом. Если в норме нет диспозиции, то такая норма превращается в «пустышку», теряет качество социальной нормы вообще. Отсутствие в структуре нормы санкции, обеспечиваемой мерами государственного принуждения, лишает ее качества правовой нормы, поскольку важнейшим признаком нормы права является охрана ее государством. Таким образом, норма права может активно воздействовать на общественные отношения, быть их государственным регулятором только при единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных элементов. [5]

Для норм права как правил поведения общего характера свойственны следующие принципиальные особенности.

Первая из таких особенностей - системность. Юридические нормы существуют и действуют по большей части не поодиночке, не каждая сама по себе, а в комплексах, ассоциациях, в составе целых правовых институтов и более обширных подразделений - отраслей права. Например, при наличии фактов, свидетельствующих о наличии преступления, вступают в действие обширные комплексы норм уголовного права (от ответственности за причинение телесного вреда личности, и тут же - о необходимой обороне, о недопустимости превышения ее пределов, об ответственности в случае такого "превышения" и т.д.).

В связи с системностью юридических норм важно указать и на другую их особенность - специализацию: между юридическими нормами существует своего рода разделение труда, они специализированы на выполнении какой-то одной, "своей" юридической операции: одни нормы закрепляют общие положения (нормы-принципы), другие - вводят запреты (запрещающие нормы), третьи - направлены на применение принудительных мер в случае совершенного правонарушения (правоохранительные нормы) и т.д.

Отсюда существенное значение приобретает деление юридических норм на виды. Эти виды, их черты и раскрывают своеобразие норм права, их специфику. [6]

1.3 Классификация норм права

Научно обоснованная классификация правовых норм служит более глубокому их пониманию и правильному применению на практике.

Юридические нормы можно подразделить на виды по различным основаниям.

.По функциональной роли в механизме правового регулирования нормы права классифицируются на исходные нормы и нормы-правила поведения, общие и специальные.

Исходные (отправные, учредительные) нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, закрепляют правовые категории и понятия. К этому виду правовых норм относятся: нормы-начала, конституционно закрепляющие основы экономики и политики, гражданского общества и государственного строя, взаимоотношений государства и личности, прав и свобод граждан; нормы-принципы, выражающие принципы права; определительно-установочные нормы, формулирующие цели и задачи отраслей права и правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования; нормы-дефиниции, содержащие определения правовых понятий и категорий (например, ст. 17 и 21 ГК РФ, в которых даются определения понятий гражданской правоспособности и дееспособности; ст. 14 и 43 УК РФ, содержащие определения понятий преступления и наказания).

Исходные нормы участвуют в правовом регулировании не напрямую, а опосредованно, в тесной связи и единстве с нормами - правилами поведения, нормами непосредственного, прямого регулирования, составляющими основную, большую часть юридических норм.

С учетом функциональной роли юридических норм правовом регулировании их подразделяют также на общие и специальные. Такое деление отражает тот факт, что и те и другие, будучи предписаниями общего характера, различаются между собой по степени общности и сфере действия. Соответственно под общими нормами следует понимать такие предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права (государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и др.) и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. Общие нормы могут иметь не только отраслевое, но и многоотраслевое значение (например, нормы, выраженные в ст. 46, 47, 48 ,51 ,53 ,54 ,123 Конституции РФ - для соответствующих институтов гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права).[1]

Специальные нормы относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т.п. Специальные нормы детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности.

.По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяются на нормы государственного (конституционного), административного, финансового, земельного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, экологического, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права.

Отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные. Различие между ними в том, что первые отвечают на вопрос что регулируют нормы права?», а вторые - «как?». Процессуальные правовые нормы - правила поведения организационно-процедурного характера, они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права.[4]

. По характеру содержащихся в нормах права правил поведения. Различие здесь проводится в зависимости от того, что устанавливают правовые нормы: обязанность или право. По этому признаку выделяются нормы:

обязывающие, которые устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, выполнение оговоренной договором работы, возвращение долга, поставка заказчику продукции);

запрещающие, которые запрещают совершать определенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, совершать хищения и другие неправомерные действия);

управомочивающие, которые предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов (владеть домом, учиться в учебном заведении, требовать от обязанных лиц исполнения обязательства).

.По функциям, которые выполняют нормы права. Такая видовая классификация соответствует делению функций права на регулятивные и охранительные, которые осуществляются соответствующими (регулятивными или охранительными) нормами права. [5]

.По методу правового регулирования нормы права классифицируются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.

Императивные нормы - категорические, строго обязательные веления, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются подавляющее большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, в том числе все исходные юридические нормы.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения.

Поощрительные нормы - это предписания относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят соответствующие их компетенции мероприятия с учетом своих местных условий, возможностей и резервов. Субъекты - адресаты рекомендательных норм разнообразны, но согласно сложившейся практике российского права главным образом ими являются колхозы, другие кооперативные организации и государственные предприятия. [4]

6.По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов. По этому признаку нормы права подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные.

абсолютно определенные - это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение. При этом конкретизация предписания, предусмотренного нормой права, не допускается. Так, уголовно-процессуальное законодательство устанавливает исчерпывающий перечень условий, при которых приговор суда должен быть безусловно отменен: если приговор вынесен незаконным составом суда, если нарушена тайна совещания судей, если приговор не подписан кем-либо из судей и другие условия. Здесь мы имеем абсолютно определенную гипотезу. В уголовно-процессуальном праве имеются нормы с абсолютно определенной диспозицией. Например, предписание суду удалять из зала судебного заседания всех свидетелей, явившихся до начала их допроса. Абсолютно определенные санкции точно и однозначно фиксируют вид и меру юридической ответственности за нарушение нормы права (например, штраф).

относительно определенные - это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Так, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, суд, учитывая обстоятельства причинения вреда, может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред. Относительно определенный характер имеет большинство санкций уголовного права, которые устанавливают низший и высший пределы наказания (например, лишение свободы от 1 до 5 лет).

альтернативные - это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение. Так, согласно гражданскому законодательству покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать либо замены вещи вещью надлежащего качества, либо соразмерно уменьшения ее цены, либо безвозмездно устранения недостатков вещи продавцом или возмещения расходов покупателя на их исправление. Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из которых может быть применено к правонарушителю. Например, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом, или возложением обязанности загладить причиненный вред. [5]

7.По юридической силе, т.е. в зависимости от субъекта правотворчества - органа, издавшего те или иные правовые нормы, они подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.

Федеральные подзаконные нормы подразделяются на нормы, выраженные: в нормативных указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно разграничиваются и региональные подзаконные нормы, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.

.По сфере действия (по кругу лиц) юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы: исходные, конституционные и другие нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Нормы ограниченного действия - это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К данному виду правовых норм относятся: все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам (например, работникам определенных министерств и других федеральных ведомств, работникам с определенными условиями труда, в частности, на подземных работах или в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, военнослужащим); нормы, действующие ограниченное время; нормы, рассчитанные лишь на экстремальную ситуацию (аварийная ситуация, стихийное бедствие, обстановка военного времени и т.п.).

Локальные нормы действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений, выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, определенного общественного объединения, направлены на стимулирование и упорядочение этой деятельности.

Своеобразный вид правовых норм, выделяемых в зависимости от особенностей диспозиции, составляют бланкетные нормы, в которых содержится лишь общее направление, своего рода каркас правила поведения, тогда как его конкретизация, наполнение определенным содержанием поручается соответствующему государственному органу.

При классификации правовых предписаний по данному критерию некоторые авторы предлагают также различать отсылочные (ссылочные) нормы. Однако для выделения такого вида норм нет оснований, оно происходит в результате смешения правовой нормы со статьей нормативного акта. С учетом структуры юридической нормы отсылочных норм быть не может, но существуют ссылочные статьи нормативных актов, т.е. такие, которые отсылают к другим статьям.

Классификация юридических норм способствует выявлению и практическому использованию их богатейших, разносторонних возможностей в осуществлении и совершенствовании правового регулирования, а следовательно, и постоянно возрастающей роли в развитии общества.[4]

Нормы права могут классифицироваться и по другим основаниям (например, по времени действия, по юридической силе). Однако во всех; случаях они выполняют роль государственного регулятора общественных отношений, организуют общественную жизнь, охраняют ее от посягательств со стороны отдельных лиц. Одна и та же норма, в зависимости от решения определенных теоретических и практических задач, с учетом ее всестороннего, комплексного рассмотрения может быть одновременно отнесена к нескольким различным видам правовых норм. Научная классификация правовых норм служит более глубокому их пониманию и правильному применению) на практике.[5]


2. Правотворчество: основные черты, цели, принципы, стадии правотворческого процесса. Виды правотворчества

.1 Правотворчество: основные черты, цели, принципы

Постоянное совершенствование законодательства - закономерность развития современного цивилизованного государства, необходимое условие своевременного и эффективного учета в нормативных актах потребностей общественного развития, сочетания интересов общества, отдельных его социальных слоев и индивидов, важная предпосылка возрастания авторитета законодательства, укрепления законности.

Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленной на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования.[8]

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т. п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при вынесении законов на референдумы.

Правотворчество характеризуется тем, что:

представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

основная его продукция - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого - в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества.[8]

Главная цель правотворчества - выработка и утверждение новых правовых норм. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т. п.

Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется на базе перечисленных ниже основополагающих принципов.

.Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности се осуществления, что выступает своеобразной гарантией от келейности и бюрократизма в реализации такой важнейшей государственной функции. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.

.Законность правотворчества. В основу этого принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию правовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть «антиправовым», а призвано отвечать идеалам правового государства, началам демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам международного права.[4]

.Гуманизм. Этот принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

.Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д.

.Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь специалистами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» законы, тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными высококвалифицированными юристами. Правотворческий дилетантизм приводит к некорректному обращению с законодательством и оборачивается неуважением к самому законодателю.

.Тщательность, скрупулезность подготовки проектов. В право подготовительной деятельности важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы.

.Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными установлениями для законодателя.[7]

.Гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).

.Оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

Следовательно, принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента право - творческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

Правотворчество - это сложный и, как правило, длительный процесс, который осуществляется в определенной процедуре, в соответствии с которой совершаются правотворческие действия.[6]

2.2 Стадии правотворческого процесса

Основными правотворческими действиями при принятии законов (их называют также стадиями законотворческого процесса) являются:

. Стадии законодательной инициативы. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в правотворческий орган или предложении об издании нормативного акта или подготовленного проекта акта. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго очерчен в законодательстве, так как законодательная инициатива, в отличие от любого другого обращения в правотворческий орган с законопроектом, предполагает юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший проект или предложение.

. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработки его проекта, включения в план законопроектных работ и т.п.

. Разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение. Эти процедуры различаются в зависимости от важности проекта, от того, кому поручена разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосударственный акт или ведомственный). Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение. В подготовке других принимают участие консультативные группы учёных и специалистов.

. Рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять.

. Принятие нормативного акта.

. Доведение содержания принятого акта до его адресата.

Названные выше принципы в той или иной степени пронизывают каждую из стадий правотворческого процесса.

2.3 Виды правотворчества

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума;

правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);

правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

правотворчество органов местного самоуправления;

локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

) законотворчество (правотворчество высших представительных органов (парламентов), в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента);

) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).

Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда достаточно уровня подзаконных актов, нормативных договоров и т. п. Кроме всего прочего подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с "непрозрачностью" процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.[8]


3.Нормативно-правовые акты как результат правотворчества: понятие, черты, виды. Закон как основной вид нормативно-правовых актов: понятие, признаки, виды

.1 Нормативно-правовые акты как результат правотворчества: понятие, черты, виды

Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Он является одним из основных источников права современного государства, в котором выражается большинство правовых норм, регулирующих наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения.

Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

Нормативно-правовой акт обладает следующими характерными чертами:

. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом).

. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

. От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).[13]

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

.По юридической силе. Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

.По содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство - примеры комплексных нормативно-правовых актов.

на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;

на акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

.По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).[13]

3.2 Закон как основной вид нормативно-правовых актов: понятие, признаки, виды

Закон - это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Признаки закона как основного источника права, как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой:

) законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;

) законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;

) законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме;

) законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо тугого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;

) законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.[12]

Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности - верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.

В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по отношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконными нормативно-правовыми актами являются правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

К нормативно - правовым актам судебной власти относятся решения судебных органов, которые приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределенности нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.

Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство, поэтому подлежат систематизации.[12]

3.3 Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства)

Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства) - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, годятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

Кодификация - это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Кодификационный акт в своей структуре, как правило, имеет общую часть, в которой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяющие характер и содержание данной отрасли права в целом.

Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.

. Основы законодательства - это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) государствах.

. Кодекс - наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие).

. Устав, положение - это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (например, президентом или правительством). Кодификационными актами являются общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог.

В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности. (5)


4.Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

.1 Действия нормативно-правовых актов во времени

Закон (иной нормативный юридический акт) имеет пределы своего действия в следующих основных "измерениях": во времени, в пространстве, по лицам.

Начальным и конечным моментами такого действия являются вступление в действие закона и прекращение действия закона.

Вступление (введение) закона в действие происходит в соответствии со следующими тремя принципами:

а) немедленное действие, когда закон со дня вступления распространяется на все случаи только "вперед" (это особо важно для длящихся отношений, например алиментных); все, что было до дня вступления закона в действие, под него не подпадает; именно такой порядок использован в гражданском законодательстве.

б) обратное действие (обратная сила), когда закон со дня вступления в действие распространяется на все случай и "вперед" и "назад", т.е. и на случаи, которые происходили раньше, в прошлом;

в) переживание закона, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать действовать по отдельным вопросам.

Типичным, нормальным в условиях законности вариантом действия закона является первый - немедленное действие. Обратная сила закона - исключение, каждый случай придания закону обратной силы должен быть особо оговорен в законе. В соответствии со статьей 54 Конституции закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это правило еще более строго сформулировано в отношении правонарушений: "Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением". В то же время, как сказано в той же статье 54, "если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон". Переживание закона - редкие случаи, связанные со сложными ситуациями, тоже особо оговариваемыми в законе.

Момент (день) вступления закона в действие нужно отличать от момента (дня) обретения им юридической силы. Закон приобретает юридическую силу на основе его принятия Государственной Думой в окончательной редакции и одобрения Советом Федерации (конституционный закон - его принятия и одобрения обеими палатами в предусмотренном конституционном порядке, о котором ранее говорилось). Практически в соответствии со сложившейся практикой законы обретают юридическую силу после его подписания Президентом. С того же времени, если это прямо предусмотрено в законе, он может вступить в действие.

Решающее значение в порядке вступления закона в действие имеют:

а) официальное опубликование закона; б) срок.

Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации". Здесь, как и в иных случаях, официальное опубликование - не только акт, свидетельствующий о завершении правотворческого процесса, но и, в сущности, даваемое государством свидетельство достоверности и точности содержания нормативного акта.

Срок. После официального опубликования законы вступают в действие одновременно на всей территории Российской Федерации в соответствии со следующими правилами.

Общий порядок - закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Вместе с тем самим законом или особыми законодательными актами может быть установлен и другой порядок вступления закона в силу.[5]

При принятии закона может быть предусмотрено, что он вступает в действие непосредственно с момента официального опубликования.

В ряде случаев закон вступает в действие по истечении срока, специально предусмотренного при принятии закона.

Определенные правила установлены в отношении сроков вступления в действие актов Президента и Правительства Российской Федерации. Официальное опубликование этих актов осуществляется в том же самом издании, в котором публикуются законы, акты палат, - в "Собрании законодательства Российской Федерации", - а также в "Российской газете". Нормативные акты Президента вступают в действие по истечении семи дней после их опубликования, а если в акте указан срок вступления в силу, - в указанный срок. Специальный порядок установлен для вступления в действие актов Правительства.

Прекращение действия закона. Прекращение действия закона означает и утрату им юридической силы. Это последствие наступает при наличии одного из следующих обстоятельств:

) истечение срока, на который был принят закон (таков, в частности, закон о бюджете);

) отмена закона (в постановлении законодательного органа о порядке введения в действие закона, как правило, указываются акты, которые утрачивают юридическую силу);

) фактическая замена данного закона другим, регулирующим те же самые вопросы (это наименее приемлемый способ прекращения действия нормативного акта, он порождает неопределенность, создает трудности на практике).[5]

4.2 Действия нормативно-правовых актов в пространстве

Пределы действия закона в пространстве очерчены территорией государства и государственным суверенитетом.

Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции Российской Федерации).

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью.

В соответствии с началами государственного суверенитета иностранное законодательство может применяться на территории данного государства лишь постольку, поскольку это допускается его законами и определено межгосударственным соглашением с иностранным государством.

В соответствии с федеративным государственным устройством действует принцип приоритета федерального законодательства, осуществляемого в рамках общефедеральной компетенции общефедеральными органами, над республиканскими, региональными и местными муниципальными нормативными актами. Как гласит статья 76 Конституции РФ, "по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации". Нормативные акты субъектов Федерации действуют только на их собственной территории, нормативные акты местных муниципальных органов - на управляемой ими территории.[6]

4.3 Действия нормативно-правовых актов по кругу лиц

Порядок действия закона по лицам является производным от порядка его действия по территории. Общее правило здесь таково: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.

"Все лица" - это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы, лица без гражданства, а также все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности. Вместе с тем существуют и определенные особенности в действии законов по лицам.

Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяется на граждан данного государства независимо от места их нахождения и от того, понесли ли они наказание по законам иностранного государства.

В то же время главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности. Это значит, что к ним не могут быть применены меры ответственности и иные меры государственного принуждения за нарушение уголовного и административного законодательства.

И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах) [6]

Правовое государство: понятие, признаки

Правовое государство- особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

·1) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

·2) верховенство закона;

·3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к древности - к периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.

(Аристотель, Платон): Государство - наиболее реализуемая и справедливая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Признаки правового государства:

·- ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права гражданина);

·- конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

·- наличие развитого гражданского общества;

·- правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;

·- верховенство закона в системе права;

·- соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

·- прямое действие конституции.

В Конституции РФ поставлена задача построения правового государства (ст.1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности.

Специфические (закреплены в Конституции РФ):

·1. Приоритет интересов личности - принцип гуманизма (ст.2)

·2. Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)

·3. Принцип разделения властей (ст. 10)

·4. Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)

·5. Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)

·6. Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав и свобод человека (гл.2 ст.17)

·7. Приоритет норм международного права перед нормами национального права (ч. 4 ст.15)

·8. Принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам и нормативным актам (ч.1 ст.15)

·9. Принцип ответственности государства и личности.

Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Гражданское общество - такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, когда признаются, защищаются его права и свободы, когда государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободы и находится под контролем общества, когда государство и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.

Признаки гражданского общества:

·1. Индивид независим от государства,

·2. Наличие частной собственности,

·3. Многоукладная экономика,

·4. Отсутствие государственной монополии на СМИ,

·5. Человек сам выбирает сферу профессиональной реализации,

·6. Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы,

·7. Самоуправляемость общества,

·8. Отсутствие обязательной государственной идеологии,

·9. Права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством,

·10. Человек имеет возможность свободно выражать свои политические убеждения.

Структура гражданского общества:

·1. Негосударственные социально-экономические отношения и институты;

·2. Совокупность независимых от государства производителей;

·3. Общественные объединения и организации;

·4. Политические партии и движения;

·5. Система негосударственных СМИ.

Понятие правового регулирования. Предмет, стадии и механизм правового регулирования

Правовое регулирование - осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.

Механизм правового регулирования - система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Стадии механизма правового регулирования:

·1) издание нормы права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений);

·2) возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;

·3) реализация субъективных прав и юридических обязанностей, воплощение их в конкретном физическом поведении участников общественных отношений;

·4) применение права.

В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования последовательно используются, можно выделять:

·1) Простое регулирование - процесс, в котором используется один государственный властный акт (НПА), индивидуализацию же прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен;

·2) Сложное регулирование - процесс, в котором используются два акта государственно-властного характера, одним из которых является НПА, а другим - акт применения права.

Метод правового регулирования - совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера.

Виды методов правового регулирования:

·1) Авторитарный - централизованное регулирование «сверху до низу» на властно-императивных началах (административное право, УП, УПП и т.п.);

·2) Автономный - децентрализованное регулирование, при котором участники общественных отношений выступают как равноправные участники (ГП, СП).

Способы правового регулирования - приемы регулирования общественных отношений:

·1) запрещение - возложение обязанностей воздержаться от совершения действий;

·2) дозволение - предоставление права на активные действия (управомочивающие нормы);

·3) обязывание - возложение обязанности по активному поведению - что-то сделать, передать, уплатить (обязывающие нормы);

·4) поощрение - награждение субъектов за определенные заслуги;

·5) рекомендации - предложение избрать наиболее целесообразный (оптимальный) вариант поведения.

Тип правового регулирования - общая направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования - дозволение или запрет:

·1) разрешительный - выражается в принципе «запрещено все, что прямо не разрешено законом»;

·2) общедозволительный - выражается в принципе: «разрешено все, что прямо не запрещено законом».

Элементы механизма правового регулирования:

·1) нормы права;

·2) юридические факты;

·3) акты применения права;

·4) правовые отношения;

·5) акты реализации прав и обязанностей (соблюдение, исполнение, использование).

Эффективность механизма правового регулирования - соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

Пути повышения эффективности правового регулирования:

·1) совершенствование правотворчества;

·2) совершенствование правоприменения;

Применение права. Стадии применения права

Применение права - властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.

Признаки применения права:

·- применительная деятельность осуществляется уполномоченными государственными органами и должностными лицами,

·- правоприменение - одна из важнейших видов государственной деятельности,

·- применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке,

·- правоприменительная деятельность всегда осуществляется в соответствии с определенными общепринятыми во всех странах принципами,

·- правоприменительный процесс осуществляется в определенной последовательности,

·- правоприменительная деятельность всегда связана с принятием решения по конкретному делу и его оформлением.

Необходимость применения права возникает:

·1) когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности (признание судом лица умершим);

·2) когда возникает необходимость в государственном принуждении (отказ правонарушителя от добровольного возмещения вреда);

·3) когда есть спор по поводу юридического факта (совершение сделки в результате заблуждения);

·4) когда необходимо определить момент возникновения прав или прекращения обязанностей (в случае утраты документов);

·5) когда принимается решение о награждении заслуженных граждан;

·6) когда необходимо принять государственное решение, имеющее правовую значимость (назначить день выборов).

Принципы: законности, социальной справедливости, целесообразности, обоснованности.

Стадии применения права:

·1) установление и исследование фактических обстоятельств дела;

·2) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;

·3) анализ содержания нормы права и принятия решения - основная стадия, в ходе которой осуществляется оценка собранных доказательств, окончательная юридическая оценка содеянного, происходит оформление решения;

·4) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.

Правосознание: понятие, структура, виды

Правовое сознание - совокупность идей, мнений, представлений людей, социальных групп, всего общества в целом о действующем и желаемом праве.

Элементы правосознания:

·1) Правовая идеология - основывающаяся на государственной идеологии, общепринятая система идей, теорий, доктрин, убеждений, выражающих отношение общества к действующему и желаемому праву;

·2) Правовая психология - совокупность чувств, эмоций, переживаний, которые испытывают люди по поводу тех или иных проявлений права;

·3) Поведенческие элементы - привычки, установки, ценности, ориентации, готовность к деятельному поведению людей по поводу тех или иных проявлений права.

Виды правосознания:

·1) по субъекту: индивидуальное - правосознание, присущее конкретной личности, групповое - правосознание, присущее определенной однородной социальной группе, массовое - правосознание, присущее большим массам;

·2) по социальному статусу субъекта: обыденное - присущее субъектам, не имеющим профессиональных знаний о праве, профессиональное - присущее профессиональным юристам, научное (доктринальное) - присущее профессиональным юристам.

Функции правосознания:

·1) гносеологическая - характеризует познание правовых явлений в объективной реальности;

·2) оценочная - с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым;

·3) регулятивная - дает возможность с помощью сопоставления своего поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его;

·4) моделирования - служит средством формирования соответствующей модели поведения, которое рассматривается как необходимое.

Понятие, признаки и основания юридической ответственности

Юридическая ответственность - вид социальной ответственности, возникающий на основе норм права, предполагающий возложение государством в строго установленном порядке на лицо, совершившее правонарушение, обязанности претерпеть неблагоприятные последствия.

Признаки юридической ответственности:

·1) Это один из видов социальной ответственности, возникающей на основе норм права;

·2) Носит ретроспективный характер, т.е. представляет собой реакцию на уже состоявшееся в прошлом поведение;

·3) Основанием юридической ответственности является не любое поведение, а правонарушение;

·4) Предполагает негативную оценку поведения со стороны государства;

·5) Носит штрафной характер, т.е. предполагает возложение на субъекта определенной обязанности;

·6) Обязанности, возложенные на субъект носят характер претерпевания, т.е. представляют собой ограничения или лишения;

·7) Порядок возложения юридической ответственности представляет собой предусмотренный нормами права процесс, последовательное соблюдение которого обязательное условие привлечения к юридической ответственности.

Если фактическим основанием ЮО выступает правонарушение, характеризующиеся совокупностью признаков, образующих его состав, то юридическим основанием выступают нормы права и соответствующий правоприменительный акт, в котором компетентный орган устанавливает конкретный объем и форму принудительных мер к конкретному правонарушителю.

Подобным правоприменительным актом является приказ администрации, приговор суда и т.п.

Виды юридической ответственности:

·1) по отраслям права: конституционная, уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная;

·2) по органам, возлагающим ответственность: ответственность, возлагаемая органами государственной власти, судебными и другими юрисдикционными органами, административными органами (органами государственного управления).

Цели, функции и принципы юридической ответственности

Цель - позволяет глубже познать сущность юридической ответственности, показывает результаты, которые достигаются с помощью данного правового средства. В качестве основной цели юридической ответственности выступает обеспечение прав и свобод субъектов, охрана и защита общественного порядка.

Функции юридической ответственности:

·1) Штрафная - характеризуется карательной реакцией государства на правонарушение и выражается в наказании виновного лица, причинении ему личных, имущественных или организационных обременений;

·2) Правовосстановительная - позволяет взыскать с правонарушителя причиненный вред, возместить убытки, компенсировать потери;

·3) Воспитательная - формирует у субъектов мотивы к правомерному поведению, предупреждает совершение как новых правонарушений со стороны лица, подвергнутого ответственности, так и правонарушений иными лицами.

Принципы юридической ответственности:

·1) справедливость - соразмерное наказание виновного, недопущение установления уголовных санкций за проступки и отрицание обратной силы закона, закрепляющего усиление ответственности; возложение на виновного за одно нарушение лишь одного наказания; обеспечение возмещения вреда (если он имеет обратимый характер) и т.п.;

·2) гуманизм - выражается, в запрете установить и применить такие меры наказания, которые унижают человеческое достоинство;

·3) законность - требование, чтобы юридическая ответственность возлагалась на виновное лицо строго по закону и за деяния, предусмотренные законом;

·4) обоснованность - заключается в объективном всестороннем и аргументированном исследовании обстоятельств дела;

·5) неотвратимость - означает неизбежность наступления юридической ответственности, действенное, качественное и полное раскрытие правонарушений, обязательную и эффективную карательную реакцию со стороны государства в отношении виновных лиц;

·6) целесообразность - предполагает соответствие наказания, избираемого применительно к правонарушителю, целям юридической ответственности, позволяя учесть различные обстоятельства совершения деяния (как смягчающие, так и отягчающие).

Конспект лекции: Типология правовых систем

Правовая система - совокупность юридических норм, принципов, институтов, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства в конкретный исторический период времени.

Структура правовой системы:

·1) совокупность юридических норм;

·2) правотворчество;

·3) юридическая практика;

·5) правовая культура;

·6) господствующая правовая идеология.

Правовая семья - совокупность национальных правовых систем, обладающих доминирующими сходными чертами.

Виды правовых семей: романо-германская, англо-саксонская, религиозная, семья обычного права.

Основные черты романо-германской правовой семьи:

o1) единая, иерархически построенная система источников писанного права, доминирующее место в которой занимает НПА;

o2) главная роль в формировании права отводится законодателю;

o3) имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

o4) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодификации НА;

o5) весомое положение занимают подзаконные НА;

o6) деление системы права на публичное и частное, на отрасли;

o7) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

o8) особое место занимает юридическая доктрина, разработавшая основные принципы построения данной правовой семьи.

Основные черты англосаксонской правовой семьи:

o1) основной источник права - судебный прецедент;

o2) юридические прецеденты носят индивидуальный характер;

o3) ведущая роль в формировании права принадлежит суду, который занимает особое положение в системе госорганов;

o4) на первом месте находятся не обязанности, а права человека, защищенные судом;

o5) главенствующее место занимает процессуальное право, которое определяет материальное право;

o6) отсутствуют кодификационные отрасли права;

o7) отсутствует деление права на публичное и частное;

o8) статутное право и юридические обычаи выступают в качестве дополнительных источников;

o9) юридическая доктрина носит прикладной характер.

Основные черты религиозной правовой семьи:

o1) главный творец права - Бог, а не общество и государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;

o2) источники права - религиозно-нравственные предписания и ценности;

o3) тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, с местными обычаями образует в совокупности единые правила поведения;

o4) особое место в системе источников занимают труды ученых-юристов;

o5) отсутствует деление права на публичное и частное;

o6) НПА имеет вторичное значение;

o7) судебная практика не является источником права.

Основные черты правовой семьи традиционного права:

o1) главное место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

o2) обычай и традиция представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний;

o3) обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп и сообществ, а не индивидов;

o4) НПА имеют вторичное значение;

o5) судебная практика не выступает в качестве основного источника права;

o6) судебная власть руководствуется идеей примирения, восстановления согласия в общине и обеспечивает ее сплоченность;

o7) юридическая доктрина не играет существенной роли;

o8) многие обычаи и традиции архаичны.

o

·Социальная ценность и функции права

·Ценности - это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества Понять социальную ценность права - значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем.

·Во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.

·Во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.

·В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.

·В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, когда, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы.

·В-пятых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока нет ни гражданского общества, ни правового государства, следовательно, и право во многом не может проявить свои ценностные свойства.

·Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм. , Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества - экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции - экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

·Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

·1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа. В подобных ситуациях субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

·2. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т.д. Регулятивно-динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.

·3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур..

·Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

·4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность. Следовательно, право предоставляет свободу действий его, обладателю, а также, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения).

·Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу Президента).


Заключение

Рассмотрев понятие, структуру, черты, классификацию правовых норм и нормативно - правовых актов, выяснив основные принципы цели результаты правотворчества, стадии правотворческого процесса, в заключение работы можно подвести некоторые итоги.

Норма права является образцом (моделью) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях.

В то же время норма права может активно воздействовать на общественные отношения, быть их государственным регулятором только при единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных элементов.

Классификация юридических норм способствует выявлению и практическому использованию их богатейших, разносторонних возможностей в осуществлении и совершенствовании правового регулирования, а следовательно, и постоянно возрастающей роли в развитии общества.

В свою очередь правотворчество есть форма государственной деятельности, направленной на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования

Главная цель правотворчества - выработка и утверждение новых правовых норм. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм.

В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

В результате систематизации нормативно-правовых актов (законодательства) устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития.

Список литературы

.Конституция РФ (принята на Референдуме 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25.12.1993 № 237

.Часть первая Гражданского кодекса РФ от 21.10.1994 № 51-ФЗ.// «Российская газета» от 08.12.1994, № 238-239.

.Часть вторая Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ. // «Российская газета» от 06.02.1996, № 23.

Специальная литература

.В.Н. Хропанюк Теория государства и права: М.: ОМЕГА-Л, 2008. - 380 с.

.С.С. Алексеев Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М «Статус», 1999. - 712 с.

.А.С. Пиголкин Общая теория права: Учебник для юридических вузов. - М.: Издательствово МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. - 384 с.

.С.А. Комаров, А.В. Малько Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство НОРМА, 2000. - 448 с.

.В.В. Лазарев Общая теория права и государства: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с.

.А.Я. Сухарев, В.Д. Зорькин, В.Е. Крутских Большой юридический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 790с.

.А.М. Баранов, П.Г. Марфицин. Словарь основных уголовно - правовых понятий и терминов, Омск: Юрид. ин-т МВД России, 2004. - 83 с.

.М.Н. Марченко, Теория государства и права: Учебник. - М.: «Проспект», 2004. - 648 с.

.М.И. Абдулаев, Теория государства и права: Учебник. - М.: «Финансовый контроль», 2004. - 410 с.

Приложение

Практическое задание

Дайте определение, найдите в нормативно-правовых актах, приведите пример и выпишите коллизионную норму

Коллизионная норма - норма, которая указывает, право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому отношению международного характера, либо какой нормативный акт подлежит применению при внутригосударственном юридическом конфликте (коллизии). Коллизионная норма может также устанавливать принцип разрешения конфликта между национальным и международным правом.

Например: п.4 ст.15 Конституция РФ содержит конституционную норму: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, применяются правила международного договора.

Различные конституционные нормы содержатся в международных договорах (например, в договорах о правовой помощи) и в национальном законодательстве государства, образуя в совокупности коллизионное право.

В международном частном праве коллизионная норма часто формируется в идее абстрактного правила, указывая обычно не право какого-то конкретного государства, а сам принцип, признак, которым определяется применение права (например, закон гражданского лица, закон места совершения сделки, закон места нахождения вещи, закон места заключения брака и т.д.).[10]

.Дайте определение, найдите в нормативно-правовых актах, приведите пример и выпишите альтернативную санкцию.

Альтернативная санкция - санкция, предусматривающая два и более вида наказаний и представляющая суду возможность применить одно из указанных видов наказаний

Например: ч.1. ст.158 УК РФ предусматривает в виде наказания штраф в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительные работы на рок от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трёх лет). [11]

ст. 530 ГК РФ «Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара».

Наличие в гражданском законодательстве большого количества альтернативных санкций объясняется тем, что механизм гражданско-правового регулирования, в том числе и способы защиты субъективных гражданских прав, должен быть достаточно гибким, позволяющим обеспечить защиту интересов потерпевшего в зависимости от конкретных обстоятельств правонарушения.

2.Дайте определение субъективного права, назовите его элементы (правомочия).

Субъективное право - обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина или организации, направленного на достижение цели, связанной с удовлетворением их интересов. Предпосылка субъективного права - правоспособность, т.е. общая (абстрактная) способность иметь права.

Субъективное право - необходимый элемент конкретного правоотношения и, следовательно, возникает на основании юридического факта. Субъективное право включает, как возможность самостоятельно совершать определенные действия (поведение), так и возможность требовать определённого поведения (действий или воздержания от действий) от другого лица (других лиц), поскольку такое поведение обусловливает осуществление субъективного права. Так, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею в рамках закона самостоятельно, не прибегая к помощи других лиц, не требуя от них совершения каких-либо действий. Такие субъективные права именуются абсолютными, они защищаются против всякого и каждого, кто своим поведением препятствует осуществлению этих прав.

По договору же купли-продажи продавец вещи вправе требовать от её покупателя уплаты стоимости вещи, т.е. совершении определённого действия (исполнение обязанности). Такое субъективное право именуется относительным, поскольку требование о совершении действия (или воздержания от него) относится определённому лицу или к нескольким определённым лицам. В случае нарушения субъективного права оно защищается законом в принудительном порядке путём предъявления в суде или ином установленном законом государственном органе притязания к нарушителю субъективного права. [10]

Похожие работы на - Нормы права и правотворчество

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!